Экстремизм как угроза национальной безопасности российской федерации. Эссе. Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России. Понятия, используемые в Стратегии

Принят 1 ноября 2010 г. Ранее приняты: «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные Указом Президента РФ от 12 авг. 2002 г. Ряд положений об этике государственного служащего вошли в закон о государственной службе от 27 июля 2004 г. .

Таблица. Принципы служебного поведения госслужащих РФ

1.исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
2.исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
3.осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
4.не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5.исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6.уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7.соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
8.соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.
9.соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
10.проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
11.проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
12.воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
13.принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
14.не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
15.воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
16.соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
17.уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
18.воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота.

Кодекс - свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим РФ, независимо от замещаемой должности.


Гражданин, поступающий на госслужбу РФ, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

Ст. 2 . «Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения госслужащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих. Кодекс призван повысить эффективность выполнения госслужащими своих должностных обязанностей».

Кодекс - основа для формирования должной морали и уважительного отношения к госслужбе в общественном сознании; инструмент общественного контроля за нравственностью госслужащих.

Знание и выполнение госслужащим положений Кодекса - критерий оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих РФ» Кодекс - расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем 10 базовых взаимосвязанных разделов-статей, конкретизированных в параграфах .

В Типовом кодексе этические нормы и правила служебного поведения получили более развернутое и углубленное толкование . Этические проблемы сгруппированы по тематикам. Предлагается использование мер морального и дисциплинарного характера, для наказания и поощрения служащих.

Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Так, при исполнении должностных обязанностей они не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов . При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ.

Государственные служащие должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта России, органа местного самоуправления и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Ст. 6. о правилах обращения со служебной информацией . Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством РФ. Он обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей».

Ст.7о поведении ; повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим . «Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по их предотвращению».

Ст. 8 «Служебное общение». В служебном поведении служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

В служебном поведении служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Ст. 9 «Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

Ст. 10. - о моральной ответственности (и иной в соответствии с законодательством РФ) государственного служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение служащим норм Кодекса учитывается, при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности и при наложении дисциплинарных взысканий.

Типовой Кодекс - начало формирования этического режима в РФ. Ранее приняты: «Кодекс профессиональной этики адвоката» (31.12. 2003 г.); «Кодекс судейской этики» (2.12.2004 г.); «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов Внутренних дел РФ» (24.12.2008 г.) и др.

На основе Типового кодекса принят «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов РФ» (23 марта 2011 г.). Затем этические кодексы разработали и приняли почти все министерства РФ.

Для развития этического режима важны предложенияСовета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ :

· представление в декларации дополнительных сведений - о доходах членов семей и несовершеннолетних детей государственных служащих, занимающих высокие должности, а также сталкивающихся с коррупционными рисками;

· введение ответственности за представление недостоверных данных по декларациям государственных служащих;

· проверка деклараций государственных служащих о доходах;

· введение контроля за крупными покупками государственных чиновников и др.

Значим и указ о формировании комиссий по служебному поведению федеральных государственных служащих (Указ Президента РФот 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»). В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию обращалось внимание на важность дальнейшей разработки документов и осуществления необходимых мер по вопросам административной этики.

Итак, в РФ формируется этико-правовая база для совершенствования государственной службы, закладываются правовые основы этического режима. Пока понятие «этический режим» мало используется в российской научной литературе и публицистике. Необходима его теоретико-методологическая и методическая разработка и апробация.

Этический кодекс состоит из 4 глав, в каждой из которых регламентируются те или иные важные аспекты этического поведения государственных и муниципальных служащих.

Первая глава содержит в себе общие положения. А именно предмет, сферу действия и цель кодекса. Главная его миссия в обеспечении единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих.

Во второй главе кодекса изложены основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим.

«Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих», - раскрывает общие принципы поведения государственного служащего, перечисленные ранее. Это одна из важных статей кодекса, формирующая каркас служебного поведения. Здесь хотелось бы остановиться подробнее. Цитируя пункт 2 статьи 3 «…Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:..» нужно отметить, что, по сути, важные обязанности для блага общества и имиджа государственных органов применяется призыв. Существует весомая разница между понятиями призыва и обязанностей. Призыв можно квалифицировать как свободную возможность к совершению каких-либо положительных или отрицательных действий, допущенных законом, обычаем или каким-либо другим источником права. Обязанность же - это вынужденность каких-либо положительных или отрицательных действий, безразлично, проистекает ли она из внутренних побуждений или из внешнего давления. Для достижения миссии кодекса, госслужащих в условиях Российского менталитета необходимо обязывать соблюдать данные принципы.

Анализируя статью 5 «Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.», я пришла к выводу, что она дублирует основные положения ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В прочем, это не единственная статья, дублирующая уже созданные нормативно-правовые акты РФ. Создается впечатление в перепечатывании Федеральных законов и Указов Президента РФ.

Статья 8. «Служебное поведение.»

В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3. Государственные и муниципальные служащие признаны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Статья 9. «Внешний вид государственного и муниципального служащего» - кратко описывает облик государственного служащего:

«внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.»

По моему мнению, данная статья достаточно размыта и требует доработки, так как в средствах массовой информации не один раз посвящался вопрос проблеме дресс-кода госслужащего. Требования к внешнему виду государственного служащего наполняются новым содержанием в условиях все большей открытости деятельности государственных структур и особенно с учетом активного вторжения во все сферы жизни недремлющего телевизионного ока. Решение данной проблемы возможно в более детальном конкретизировании внешнего вида государственного служащего.

В четвертой главе этического кодекса оговаривается ответственность за нарушение данного кодекса:

«Нарушение государственным или муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности». Учитывая, особенность российского менталитета мера ответственности за несоблюдение положений кодекса довольна невысокая. Если предположить, что некий государственный служащий, нарушив положения кодекса своими действиями нанесет ущерб имиджу государственного органа (например утратой доверия населения), то поднять этот имидж в глазах общественности будет крайне тяжело. А ответственность по кодексу будет не жесткой.

Соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Пути совершенствования правового регулировании служебной этики государственных служащих

В целом позитивно оценивая идею создания кодексов в исполнительных органах государственной власти в России, следует отметить, что кодексы за незначительными исключениями идентичны друг другу и заимствуют нормы федеральных законов от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» , Указа Президента РФ от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» . Следовательно, термин «кодексы» используется по отношению к данным кодексам весьма условно, так как они по своей сути не являются результатом кодификации.

Представляется, что вопросы, регламентированные кодексами, ввиду их важности необходимо урегулировать на более высоком нормативно-правовом уровне. Издание единого Кодекса в сфере этики и служебного поведения для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ позволит создать подлинно кодифицированный и детально проработанный нормативно-правовой акт, действующий на всей территории России. При этом целесообразно соответствующие положения федеральных законов заменить ссылками. Это повысит значимость кодекса и обеспечит четкое структурирование правового института этики и служебного поведения с учетом специфики российского законодательства.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса в сфере государственной службы: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и нести ответственность за неисполнение положений.

Типовой Кодекс этики государственных и муниципальных служащих необходимо расширить, более детально описывая статьи и детально определяя ответственность за каждую статью.

Таким образом, добиться того, чтобы нормы Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих стали единым Уставом государственных и муниципальных служащих РФ и распространялись на всей ее территории.

кодекс этика служебный гражданский

В Конституционном праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления. Иными словами синонимами слова терроризм являются «насилие», «запугивание», «устрашение».
Теперь разберем понятие «экстремизм». Словарь даёт следующее толкование: «Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам». Среди таких мер можно отметить подготовку и проведение террористических акций.
Нетрудно догадаться, что эти два антигуманных социальных явления очень тесно связаны. На практике это проявляется так: какое-либо крайне националистическое, политическое или религиозное недовольство перерастает в террористические настроения, далее следует череда угроз и начинаются теракты, уносящие жизни людей.
Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, исследователи и журналисты говорят о
— взрывах государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.;
— индивидуальном терроре или политических убийствах чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов;
— политических похищениях, имеющих цель добиться определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников и т.д.;
— захватах учреждений, зданий, банков, посольств, самолетов и т.д., сопровождающихся захватом заложников;
— взятии заложников с целью получения выкупа;
— несмертельных ранениях, избиениях, издевательствах, преследующих цели психологического давления на жертву и одновременно являющиеся формой так называемой «пропаганды действием»;
— биологическом терроризме (например, рассылка писем со спорами сибирской язвы);
— использовании отравляющих веществ и радиоактивных изотопов;
— кибертерроризме, направленном на вывод из строя систем жизнеобеспечения различных учреждений;
— повреждении промышленных объектов, технологических структур, хранилищ отходов с целью провоцирования экологических катастроф.

Против кого или против чего направлен терроризм?

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть, что терроризм, как и всякая другая деятельность мотивирован. Терроризм, по утверждению французского социолога М.Крозье, – это мотивированное насилие с политическими целями. Значит, стремление к насилию, запугиванию, террору не есть что-то беспричинное или коренящееся в дефектах биологической природы человека. Это явление, прежде всего, социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Проблемы и конфликты разного уровня, направленности и масштаба: индивидуалистические, религиозные, идеологические, экономические, политические – потенциальные колыбели для взращивания деятельности террористов.
В список стран, где насчитывается наибольшее число погибших в терактах последнего десятилетия, входят США, Россия, Индия, Израиль, Колумбия, Ирак, Алжир, Пакистан, Уганда, Шри-Ланка.
Например, в преддверье летних Олимпийских игр 2008 года в Китае тибетцы нападали на этнических китайцев (ханьцев). Сцены зверского избиения мирных мужчин и женщин они выкладывали в Интернете и при этом не скрывали, что чистят «свои» территории от чуждого этнического элемента, т.е. прикрывали свои настоящие цели (как правило, быстрое обогащение) националистическими идеями.
Теперь давайте разберемся с терроризмом в России и его особенностями.
Россия в XXI веке принадлежит к числу наиболее «пораженных» терроризмом стран: в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 1290, в 2005-м — 1728 преступлений террористического характера. Резко возросло и количество таких уголовно наказуемых деяний террористического профиля, как организация незаконного вооруженного формирования: в 1997 г. зарегистрировано было одно такое преступление, а в 2005-м — 356!
«Рост попыток создания незаконных вооруженных формирований создал терророгенную обстановку в России, когда экстремистско-террористическое подполье планирует, готовит и реализует практически все террористические акты на территориях субъектов Федерации», — пишут исследователи этого вопроса.
Истоки терроризма коренятся, во-первых, в продолжительной истории (так, например, деятельность организации «Народная воля» началась более, чем 150 лет назад), во-вторых, в неоднородности общественного мнения (для нашей страны характерна разная оценка террористической деятельности различными слоями общества, т. е. велико число людей, сочувствующих террористическим методам борьбы за свои требования, считающих одних террористов «хорошими, правыми, правильными»), и в-третьих, деятельность российских террористов носит «смешанный» характер: она индивидуальная и организованная, чисто уголовная и с примесью политики, шовинистическая и религиозная…
Как я упоминал чуть ранее, основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально – экономические, экономические, религиозные и духовные. Естественно, в нашей стране преобладают политические, социально – экономические и экономические предпосылки терроризма. И сейчас я попытаюсь объяснить почему.
Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Так, в пример можно привести распад СССР и образование России в 1991 году. На протяжении более чем десяти лет страна была политически ослаблена. Это привело к многочисленным террористическим взрывам жилых домов, «Норд – осту» — захвату театра в Москве (кстати, в эти дни близкие и родственники погибших и потерпевшие вспоминают события 10-летней давности, но отнюдь не забытой трагедии на Дубровке), к двум чеченским компаниям, где ярко выразилось политическое недовольство террористов.
Если рассматривать социально – экономические причины, то основной из них можно считать низкий уровень жизни в стране. В России не избавились от такой проблемы, как безработица. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Вот почему, несмотря на «дерзкие» контрмеры наших правоохранительных органов (16 октября 2012 г. Президент РФ Владимир Путин на совещании по противодействию терроризму так выразился: «Наши службы начали действовать гораздо эффективнее. Вместе с тем, любой просчёт стоит нам очень дорого, поэтому нам нужно работать без пауз, решительно, на опережение, дерзко»), бандгруппы пополняются свежими боевиками.
Касаемо экономических причин, нельзя не отметить то, что терроризм сегодня – это бизнес, который способен приносить своим организаторам немалый доход, сравнимый с доходами от нефтибизнеса. Явными примерами экономического террора являются торговля оружием, наркотрафик по территории России, торговля наркотиками, заложниками, что позволяет получать огромные прибыли.
Теперь мы начинаем хотя бы немного понимать, что экстремизм и терроризм – это две огромные угрозы национальной безопасности России. И стоит поговорить о профилактике экстремистской и террористической деятельности.
В России, как и во всех странах, руководство которых признает необходимость мер борьбы за сохранность жизней своих граждан (то есть там, где ценность человеческой жизни достаточно высока, а гибель мирных людей может вызвать существенный общественный резонанс и повлиять на политику властей), с угрозами борются силовыми методами. Официально антитеррористической деятельностью занимается только ФСБ РФ, но высоко значение формирования общественного мнения, огромную роль в этом играют СМИ (я насчитал в Интернете более 10 официальных сайтов, пропагандирующих противодействие терроризму, особенно впечатляет http://www.terrorunet.ru). И конечно, нельзя не сказать о самом главном: о правовой основе борьбы с терроризмом. 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым утверждена Концепция, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. За осуществление экстремистской и политической деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско–правовую ответственность. Нет террористов «хороших» и «плохих»! Убийцы и вымогатели должны нести ответственность за
гибель более 200 человек (1995, 14-20 июня — рейд банды Басаева на Будённовск, массовый захват заложников в здании больницы);
гибель 4 человек, 16 ранены (1996, 11 июня на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400-500 г в тротиловом эквиваленте.);
взрывы жилых домов в Москве в 1999г.
гибель 8 человек, 60 получили ранение (2000, 8 августа в центре Москвы, в подземном переходе у Пушкинской площади произошел взрыв);
захват театра в Москве (2002, Норд-Ост — банда террористов уничтожена бойцами спецподразделений, есть жертвы среди заложников);
гибель 39 человек, ранено 120 (2004, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты);
87 погибших, в том числе волгоградцев (2004, 24 августа — взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами)4
смерть сотен детей, учителей, родителей (2004 — террористический акт в Беслане — захват школы).

Вот далеко не полная скорбная летопись событий…
Терроризм зло, направленное против человечества.

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________________________________________________________________________________________

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н

Проведения занятий со средним и старшим начальствующим составом Главного управления МЧС России по Омской области

Тема: Экстремизм как угроза национальной безопасности России. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Вид занятия: теоретический Отводимое время: 2 (ч).

Цель занятия: Довести до слушателей информацию об экстремизме как угрозе национальной безопасности России, изучить основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Используемая литература:

Пилкингтон Х. Глядя на Запад Санкт-Петербург, 2004; Ломейко В. Левее истины М.,1970; Левикова С.И. Молодёжная культура - М, 2002, материалы интернет сайтов.

2. Развернутый план занятия.

№ п/п Учебные вопросы

(включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в том числе технические средства обучения) учебного вопроса.

Экстремизм как угроза национальной безопасности России.

55 Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Это определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г.№ 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами.

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

Политический, национальный и религиозный.

Примерами экстремизма могут служить провокации беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В большинстве случаев экстремизму подвержены молодые люди до 30 лет, так как они более эмоциональны, легковерны и психологически неустойчивы. Все эти качества умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма.

Национальный экстремизм подразделяется на несколько течений.

Левый экстремизм. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX - начале XX в. (народники, эсэры, анархисты). Система левого экстремизма делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы.

Анархизм - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Правый экстремизм. Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.

Главным и определяющим в существовании экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.

Неонацизм - следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности). Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды. НС-скинхеды появились к концу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) - Яна Стюарта Дональдсона и Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) - солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей - евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодежи. Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992-1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (по оценкам правозащитников) - около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Праздник НС-скинхедов: 20 апреля - день рождения Гитлера. Скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входят восточные славяне). Скинхеды - крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет их неприязни - пакистанцы и бангладешцы, в России - кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки.

Проблема экстремизма со стороны выходцев из кавказских республик на сегодняшний день в России остается актуальной. Кавказские регионы самые сложные Российской Федерации с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Несмотря на укрепление федеральной власти там продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.

Религиозный экстремизм. Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы. Вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества в целом. Религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией. В современных политических условиях эта проблема стала подниматься и активно обсуждаться на всех уровнях, так как наше правительство взяло курс на создание собственной государственной идеологии, без которой никакое сильное государство не может быть прочным и существовать достаточно долго, так как оказалось, что именно идеологический вакуум порождает эти чудовищные явления нашей общественной жизни. Любой историк хорошо понимает, что истоки всех современных проблем коренятся в прошлом. Религиозный экстремизм – не преходящая сиюминутная проблема, возникшая внезапно только сейчас, на рубеже второго тысячелетия. Это не то явление, которое можно победить, немного подправив законодательство или повысив бдительность населения и органов госбезопасности. Все гораздо глубже, сложнее и страшнее. Если вдуматься, всю историю человечества можно представить как историю религиозных войн. Вспомним, какую роль играла религия в прошлом, когда человек ничего не делал без Божьего соизволения. Со временем война из битвы за справедливость превратилась в форму решения финансовых и политических задач, где морали нет места, а главным является эффективность любыми средствами, когда нет идеи Высшего правосудия, армии можно делать все что прикажут. О религиозных войнах старались забыть. Между тем сейчас на Ближнем Востоке идет настоящая религиозная война. Понятие экстремизма, и не только религиозного, наиболее тесно сплетается с близким и сопутствующим ему понятием фанатизма. Конечно, экстремистами бывают не только фанатики. Чаще всего, напротив, лидеры экстремистов – беспринципные прагматики, одержимые исключительно корыстными целями. Идеология здесь является только инструментом политики. Сами же экстремистские действия в массе своей совершают именно фанатики. Они являются главным орудием экстремизма, самым страшным, потому что эффективного противодействия ему до сих пор не придумали. Фанатик не боится никого и ничего, он не боится смерти, а убивает исключительно ради высшей цели. Корни фанатизма именно в религиозном мировоззрении, так как в религии верующему нет места сомнению. Оно по определению невозможно. Любая религия опирается на догматы – положения, которые не оспариваются. Это является самым страшным фактором в религиозном экстремизме – неоспаримость веры. Наиболее опасным остается течение ваххабистов и джихадистов, вступили в категорическое противоречие с традиционным исламом, уводя своих сторонников в военизированные секты.

Традиционные исламские институты (муфтияты, медресе, ассоциации исламского толка) готовы активизировать свои усилия по противодействию экстремизму и предотвращению его расползания по миру.

Таким образом на сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

2. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

35 Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Специалисты выделяют в качестве основных принципов борьбы с экстремизмом следующие:

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

Законность;

Гласность;

Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму, должна стать толерантность как стиль взаимоотношений между северокавказскими народами, между национальными образованиями и федеральным центром, а также взаимоотношений внутри общества. Именно нехватка толерантности и взаимоуважения привела как к многочисленным межнациональным конфликтам, так и к конфронтации с федеральным центром и серьезным противоречиям внутри общества. Недовольство и неравенство, вызванные этими процессами и конфликтами, привели к тому, что экстремизм оказался востребованным и с легкостью распространяется по планете превращаясь в раковую опухоль, которая сегодня репродуцирует все новые и новые террористические угрозы России и всему европейскому континенту.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план ____________________________________________________________________

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию повторить пройденную тему ________________________

____________________________________________________________________

Руководитель занятия _____________________

(Ф.И.О.)(дата, подпись)

Артамонов Никита

В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи или читая газету, мы не раз столкнемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». А теперь давайте немного поразмыслим. Как часто каждый из нас задумывается о проблеме, связанной с распространением террора? Почему проявляется рост насилия в современной России? Насколько тесно связан терроризм с экстремизмом?

Рискнув предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности России, автор - ученик 11 «А» класса МОУ гимназия № 6 АРТАМОНОВ НИКИТА - в своем более детально разобрается в этой проблеме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экстремизм и терроризм как угроза

национальной безопасности России

Тесней сплотим ряды мы вместе

И терроризму скажем – НЕТ!

Пусть сотню лет иль даже двести

Россия будет жить без бед.

"Молитва" Армен Казарян

В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи или читая газету, мы не раз столкнемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». А теперь давайте немного поразмыслим. Как часто каждый из нас задумывается о проблеме, связанной с распространением террора? Почему проявляется рост насилия в современной России? Насколько тесно связан терроризм с экстремизмом?

Рискну предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности России. А теперь попробуем более детально разобраться в этой проблеме.

В Конституционном праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления. Иными словами синонимами слова терроризм являются «насилие», «запугивание», «устрашение».

Теперь разберем понятие «экстремизм». Словарь даёт следующее толкование: «Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам». Среди таких мер можно отметить подготовку и проведение террористических акций.

Нетрудно догадаться, что эти два антигуманных социальных явления очень тесно связаны. На практике это проявляется так: какое-либо крайне националистическое, политическое или религиозное недовольство перерастает в террористические настроения, далее следует череда угроз и начинаются теракты, уносящие жизни людей.

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, исследователи и журналисты говорят о

Взрывах государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.;

Индивидуальном терроре или политических убийствах чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов;

Политических похищениях, имеющих цель добиться определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников и т.д.;

Захватах учреждений, зданий, банков, посольств, самолетов и т.д., сопровождающихся захватом заложников;

Взятии заложников с целью получения выкупа;

Несмертельных ранениях, избиениях, издевательствах, преследующих цели психологического давления на жертву и одновременно являющиеся формой так называемой «пропаганды действием»;

Биологическом терроризме (например, рассылка писем со спорами сибирской язвы);

Использовании отравляющих веществ и радиоактивных изотопов;

Кибертерроризме, направленном на вывод из строя систем жизнеобеспечения различных учреждений;

Повреждении промышленных объектов, технологических структур, хранилищ отходов с целью провоцирования экологических катастроф.

Против кого или против чего направлен терроризм?

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть, что терроризм, как и всякая другая деятельность мотивирован. Терроризм, по утверждению французского социолога М.Крозье, – это мотивированное насилие с политическими целями. Значит, стремление к насилию, запугиванию, террору не есть что-то беспричинное или коренящееся в дефектах биологической природы человека. Это явление, прежде всего, социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Проблемы и конфликты разного уровня, направленности и масштаба: индивидуалистические, религиозные, идеологические, экономические, политические – потенциальные колыбели для взращивания деятельности террористов.

В список стран, где насчитывается наибольшее число погибших в терактах последнего десятилетия, входят США, Россия, Индия, Израиль, Колумбия, Ирак, Алжир, Пакистан, Уганда, Шри-Ланка.

Например, в преддверье летних Олимпийских игр 2008 года в Китае тибетцы нападали на этнических китайцев (ханьцев). Сцены зверского избиения мирных мужчин и женщин они выкладывали в Интернете и при этом не скрывали, что чистят «свои» территории от чуждого этнического элемента, т.е. прикрывали свои настоящие цели (как правило, быстрое обогащение) националистическими идеями.

Теперь давайте разберемся с терроризмом в России и его особенностями.

Россия в XXI веке принадлежит к числу наиболее "пораженных" терроризмом стран: в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 1290, в 2005-м - 1728 преступлений террористического характера. Резко возросло и количество таких уголовно наказуемых деяний террористического профиля, как организация незаконного вооруженного формирования: в 1997 г. зарегистрировано было одно такое преступление, а в 2005-м - 356!

«Рост попыток создания незаконных вооруженных формирований создал терророгенную обстановку в России, когда экстремистско-террористическое подполье планирует, готовит и реализует практически все террористические акты на территориях субъектов Федерации», - пишут исследователи этого вопроса.

Истоки терроризма коренятся, во-первых, в продолжительной истории (так, например, деятельность организации «Народная воля» началась более, чем 150 лет назад), во-вторых, в неоднородности общественного мнения (для нашей страны характерна разная оценка террористической деятельности различными слоями общества, т. е. велико число людей, сочувствующих террористическим методам борьбы за свои требования, считающих одних террористов «хорошими, правыми, правильными»), и в-третьих, деятельность российских террористов носит «смешанный» характер: она индивидуальная и организованная, чисто уголовная и с примесью политики, шовинистическая и религиозная...

Как я упоминал чуть ранее, основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально – экономические, экономические, религиозные и духовные. Естественно, в нашей стране преобладают политические, социально – экономические и экономические предпосылки терроризма. И сейчас я попытаюсь объяснить почему.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Так, в пример можно привести распад СССР и образование России в 1991 году. На протяжении более чем десяти лет страна была политически ослаблена. Это привело к многочисленным террористическим взрывам жилых домов, «Норд – осту» - захвату театра в Москве (кстати, в эти дни близкие и родственники погибших и потерпевшие вспоминают события 10-летней давности, но отнюдь не забытой трагедии на Дубровке), к двум чеченским компаниям, где ярко выразилось политическое недовольство террористов.

Если рассматривать социально – экономические причины, то основной из них можно считать низкий уровень жизни в стране. В России не избавились от такой проблемы, как безработица. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Вот почему, несмотря на «дерзкие» контрмеры наших правоохранительных органов (16 октября 2012 г. Президент РФ Владимир Путин на совещании по противодействию терроризму так выразился: «Наши службы начали действовать гораздо эффективнее. Вместе с тем, любой просчёт стоит нам очень дорого, поэтому нам нужно работать без пауз, решительно, на опережение, дерзко»), бандгруппы пополняются свежими боевиками.

Касаемо экономических причин, нельзя не отметить то, что терроризм сегодня – это бизнес, который способен приносить своим организаторам немалый доход, сравнимый с доходами от нефтибизнеса. Явными примерами экономического террора являются торговля оружием, наркотрафик по территории России, торговля наркотиками, заложниками, что позволяет получать огромные прибыли.

Теперь мы начинаем хотя бы немного понимать, что экстремизм и терроризм – это две огромные угрозы национальной безопасности России. И стоит поговорить о профилактике экстремистской и террористической деятельности.

В России, как и во всех странах, руководство которых признает необходимость мер борьбы за сохранность жизней своих граждан (то есть там, где ценность человеческой жизни достаточно высока, а гибель мирных людей может вызвать существенный общественный резонанс и повлиять на политику властей), с угрозами борются силовыми методами. Официально антитеррористической деятельностью занимается только ФСБ РФ, но высоко значение формирования общественного мнения, огромную роль в этом играют СМИ (я насчитал в Интернете более 10 официальных сайтов, пропагандирующих противодействие терроризму, особенно впечатляет http://www.terrorunet.ru ). И конечно, нельзя не сказать о самом главном: о правовой основе борьбы с терроризмом. 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым утверждена Концепция, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. За осуществление экстремистской и политической деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско–правовую ответственность. Нет террористов «хороших» и «плохих»! Убийцы и вымогатели должны нести ответственность за

гибель более 200 человек (1995, 14-20 июня - рейд банды Басаева на Будённовск, массовый захват заложников в здании больницы);

гибель 4 человек, 16 ранены (1996, 11 июня на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400-500 г в тротиловом эквиваленте.);

взрывы жилых домов в Москве в 1999г.

гибель 8 человек, 60 получили ранение (2000, 8 августа в центре Москвы, в подземном переходе у Пушкинской площади произошел взрыв);

захват театра в Москве (2002, Норд-Ост - банда террористов уничтожена бойцами спецподразделений, есть жертвы среди заложников);

гибель 39 человек, ранено 120 (, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты);

87 погибших, в том числе волгоградцев (2004, 24 августа - взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами)4

смерть сотен детей, учителей, родителей (2004 - террористический акт в Беслане - захват школы).

Вот далеко не полная скорбная летопись событий…

И сегодняшний день, день, когда я пишу это сочинение,по сообщениям Ленты.Ру, изобилует событиями, свидетельствующими о том, что терроризм есть. И он есть зло, направленное против человечества. Кто следующий?

Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ// Социология. Хрестоматия. Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. – С. 124-129.

По данным Сыромятникова И.В. В кн.Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. - М.: СГА, 2008.-С.16.

Калинин Б.Ю., Хрыков В.П. Терроризм в России в конце XX – начале XXI века: политико-правовой анализ // Законодательство и экономика. – 2007. - №11. – C.48-55.