Функции государства. Функции государства, их понятие и классификация. Функции государства в России

основные направления деятельности государства внутри страны и вне ее пределов, которые выражают его сущность и социальное назначение (экономическая функция, функция обеспечения правопорядка, социальная функция и др.). Функции государства видоизменяются в процессе его становления, укрепления, развития.

От Ф.г. следует отличать функции государственных органов, составляющих ветви государственной власти – законотворчество, сбор налогов и др.

Отличное определение

Неполное определение

Функции государства

это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность в наиболее важных сферах социальной действительности, с исторически меняющимися, эволюционными, производными от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития, направлениями.

Функции государства выполняются скоординированными действиями всех его органов, всем государственным механизмом. Их реализация обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди них особо следует выделить своеобразие его сущности (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и тому подобных проблем, стоящих перед данным обществом.

По степени общности выделяют основные и неосновные функции государства; по сферам деятельности государства - внутренние и внешние; по продолжительности действия - постоянные и временные; по специфике объектов государственного воздействия - экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, обороны и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Функции государства.

Если сущность и форма государства являются статической (стабильной, постоянной ) составляющей, то функции государства являются динамической составляющей и показывает, как реализуется в действии сущность государства и насколько продекларированные принципы государственной политики находят свое отражение в реальной действительности. Поэтому анализ функций может корректировать представление о сущности государства. В историческом аспекте можно наблюдать изменение содержания функций, в связи с изменением типов, целей и задач государств. Вместе с тем, наименее подвержены изменению общесоциальные функции , обеспечивающие восприятие этносом государства как социальной ценности, необходимой для его выживания и развития.

Иерархия функций может меняться в зависимости от конкретной исторической ситуации, так в состоянии войны приоритетной становится оборонительная функция. Безусловное влияние на содержание функций оказывает политический режим: определяет превалирование общесоциальных функций или функций, обеспечивающих интересы узких элитарных групп. Таким образом, в самых общих чертах, функции государства - это основные направления его деятельности.

Функциям государства свойственно несколько общих признаков:

1. Всегда имеют социальное содержание, отражают сущность государства, его социальное назначение;

2. Носят комплексный характер, включают все аспекты деятельности в определенной сфере (экономической, социальной, культурной или политической ), в связи с чем, не следует смешивать или отождествлять функции и деятельность государства, либо функции государства и государственных органов;

3. Направленны на решение наиболее значимых социальных задач, обусловленных определенным этапом развития государства;

4. Представляют собой административную (управленческую ) категорию, реализующуюся в определенных правовых формах.

Таким образом, функции государства, это соответствующее историческому периоду основные направления деятельности государства, отражающие его сущность.

Классификация функций государства.

Критерии классификации могут быть различны. Функции жизненно необходимые для существования общества и государства следует отнести к основным . Соответственно, функции, не относящиеся к приоритетным направлениям деятельности на данном этапе - неосновные . Соотношение основных и неосновных функций, как было указано выше, может меняться.

В зависимости от времени осуществления, функции делятся на постоянные и временные . По своей сути все функции постоянные, но в некоторые периоды (военный конфликт, чрезвычайное положение, катастрофа и др. ) может возникать необходимость прибегнуть к временным функциям для решения определенных задач.


Возможно так же говорить о централизации и децентрализации функций государства. Централизация функций - не только признак тоталитарного государства, но и подчас вынужденная мера, связанная с решением глобальной проблемы, требующей мобилизации всех ресурсов государства. Вместе с тем, положительный эффект от централизации может быть сопряжён с негативным моментом - ущемлением интересов регионов государства или полноценной реализацией других функций. Создание тонкого механизма, учитывающего преимущества центробежных и центростремительных тенденций в распределении функций, - задача современного правового государства.

По направлению деятельности функции подразделяются на внутренние (предполагает государственное управление, направленное на решения задач внутри страны ) и внешних (предполагает деятельность государства, как суверенного субъекта в международных отношениях ) функции.

По сфере деятельности к внутренним функциям государства относятся:

1. Политическая . Государство, как центральный элемент политической системы, не только управляет и формирует её, но и уравновешивает различные социальные интересы. Управляя политической сферой, государство стремится и к самосохранению, обеспечивает внутренний суверенитет путем укрепления механизма государственной власти, а также создает нормативную и организационную основу для наиболее эффективной и качественной деятельности государственных органов. Вместе с тем, государство обеспечивает контрразведывательную деятельность и безопасность внутри страны для недопущения социального конфликта или гражданской войны и поддержание стабильности.

2. Правоохранительная . Создание системы правоохранительных органов и ее модернизации в соответствии с задачами по формированию правового сознания личности, обеспечению реализации прав человека и охраны правового порядка в обществе. В правоохранительную функцию государства входит не только решение текущих задач, но также и профилактика правонарушений с целью их предупреждения и пресечения. Формирование нормативной, организационной, финансовой и технической основы для осуществления правосудия, отвечающего действующим принципам судопроизводства государства.

3. Экономическая . Прежде всего, предполагает определение общего направления экономической политики государства в соответствии с определенным уровнем экономики государства: от полного контроля в условиях командно-административного хозяйствования и до прогнозирования с целью определения наиболее оптимального развития страны в условиях рыночной экономики и дальнейшего планирования государственных мероприятий по поддержке наиболее перспективных отраслей национальной экономики. Кроме того, государство напрямую управляет стратегически важными отраслями и предприятиями (разработка нефтяных месторождений, предприятия военно-промышленного комплекса и др. ), а также осуществляет финансовый контроль в целях экономической стабильности и безопасности страны. Грамотная налоговая политика может оптимизировать экономическое и научно-техническое развитие государства. Решение этих задач требует создания государственного аппарата, способного осуществлять высокоэффективную экономическую политику.

4. Социально-культурная . Реализация социальной функции государства становится возможной при его обеспечении средствами населения, призванных обеспечить достойные условия жизни для всех слоев общества, пенсионное обеспечение, поддержку семьи, материнства и детства, создания социальных, рекреационных и образовательных инфраструктур, а также условий для свободного творческого развития в целях модернизации и создания культурной среды общества. Поскольку государственный бюджет, как источник социального обеспечения, формируется, по большей части за счёт средств населения, взимаемых посредством налогов и иных обязательных платежей, государство тем самым обязывает себя использовать средства налогоплательщиков наиболее оптимальным способом.

И, если до момента появления в XX веке понятия « социальная политика » , государства считали возможным использовать привлечённые от населения средства по своему усмотрению, то социальные стандарты современных государств, претендующих называться демократическими, правовыми и социальными, предполагают не только наиболее целесообразное инвестирование этих средств, но и наличие механизма контроля за обоснованностью и эффективностью их использования с возможностью привлечения к мерам политической ответственности (вотум недоверия правительству ).

Жизнеспособность государства в немалой степени зависит от интеллектуально-нравственного потенциала его населения, поэтому немаловажным направлением деятельности государства всегда считалась поддержка национальной культуры, науки и формирование духовно-нравственной среды, способной воспитать граждан в духе патриотизма и сохранения культурно-нравственных ценностей. Немало важной составляющей в государственной политики является формирование государственной идеологии. При этом не обязательно идеология должна быть единой и не позволяющей разночтений, как в тоталитарном государстве. Стабильное управление и поддержка власти населением возможны и при существовании множества идеологий (идеологический плюрализм ), но при определении государством идеологических приоритетов, как система ценностей приемлемых для населения, не ущемляя тем самым интересов его малой части.

5. Экологическая . Непременным условием выживания и дальнейшего существования человечества являются защита и поддержание окружающей среды. Необходимость сохранения баланса естественной среды предопределило включение экологической функции в число основных внутренних и внешних функций государства. Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны. Эффективность механизма защиты окружающей среды определяется не только наличием природоохранного законодательства, но и механизмом его реализации, реальной ответственностью и экологическим воспитанием населения.

По сфере деятельности к внешним функциям государства относятся:

1. Внешнеполитическая функция призвана решить несколько основных задач. Прежде всего, политическое, межгосударственное сотрудничество направлено на поддержание мирного сосуществования государств и предотвращение глобальных конфликтов. Немаловажную роль в этом процессе играют международные организации универсального (Организация Объединённых Наций ) и регионального (НАТО ) характера. ООН способствует не только поддержанию мирового правопорядка, но и сотрудничеству государств во всех сферах. Создание региональной организации направлено на поддержание мира в регионе, формирование и защиту системы приоритетов государств, входящих в это объединение.

Ряд организаций призваны координировать сотрудничество в определённой области (в социальнойсфере - Международная организация труда, в сфере использования воздушного пространства - Международная организация гражданской авиации и др. ). Многие из международных организаций, изначально преследующие цель объединить усилия в определённой области, в частности ЕС (Европейский Союз создавался как организация в сфере экономического сотрудничества ), на текущий момент дают повод дискутировать о правом статусе этого образования. Расширение круга ведения позволяет сторонникам концепции интеграционных образований относить ЕС к квазигосударственным образованиям. Однако, наличие интеграционных процессов не тождественно образованию государства.

Еще одна немаловажная задача внешнеполитической деятельности - укрепление своего статуса на международной арене и недопущение поглощения государственного суверенитета. Решение этих задач реализуется посредством дипломатии, как официальной деятельности представителей государств. Переговоры, дипломатическая переписка и деятельность постоянных представительств государств, в том числе при международных организациях, позволяют создать благоприятные условия для сотрудничества. Обязательства, которые добровольно принимают на себя государства, находят свое отражение в международных договорах. Внешнеполитической деятельности любого государства сопутствует стремление пресечь воздействие враждебной ему идеологии других государств, создание определённого образа своего государства, позиционирование своих ценностей, т.е. экспортирование своей идеологии с целью наиболее эффективной международно-правовой защиты своих интересов.

2. Оборонно-военная . Государство нуждается в укреплении и отстаивании своих территориальных позиций и в связи с этим создает военно-оборонительный комплекс для противодействия вооруженному вторжению или угрозы агрессии других государств. Нередко государства консолидируются в военно-политической сфере для достижения общих военных целей, как правило, мира на определенной территории. Решение этих задач предполагает создание военно-оборонительных структур на своей территории и военных баз на территории иностранных государств, проведение разведывательных мероприятий и развитие военно-промышленного комплекса. Современный уровень межгосударственных отношений отдаёт предпочтение сотрудничеству с целью обеспечению международной безопасности и комплексу мер, направленных на ограничение вооружений государств и военных блоков.

3. Внешнеэкономическая . Развитие торговли и производства неизбежно приводит к интеграции государств в мировую экономическую систему. Соглашения о статусе иностранных купцов известны ещё Древнему миру (исополитии - соглашения между древнегреческими полисами наделяли граждан договаривающихся сторон правом заключать сделки в соответствии с местными обычаями ). Современный уровень кооперации производства, создание единого экономического пространства, способствующей взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, требуют не только выработки целесообразной внешней экономической политики государства, но и унификации норм в области инвестирования, товарообмена, валютных, финансовых, концессиональных и иных отношений экономического характера.

Начало унификационным процессам было положено в римском «праве народов » («jus gentium »), которое можно рассматривать как попытку создания единообразной системы регулирования частноправовых отношений граждан Рима и жителей провинций, а так же иностранных граждан. Современный уровень унификационных процессов, вызванный, прежде всего, тенденциями экономического характера, реализуется посредством трех форм: заключение международного договора, который напрямую обязывает участников, либо подготовки модельного или типового закона, который предлагается как основа внутригосударственного закона для государств его создающих, либо совместное создание норм, подлежащих вживлению в национальное право, в объеме, который государства, участвующие в их разработке, сочтут возможным.

Значительный вклад в урегулирование внешнеэкономических отношений государств вносит Всемирная торговая организация (ВТО ), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ ), действующая с целью унификации права международной торговли, особое место в этой системе занимает Международный институт унификации частного права (УНИДРУА ), разрабатывающий проекты международных конвенций в вопросах торгово-экономического сотрудничества, Международный валютный фонд (МВФ ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР ), Банк международных расчётов (БМР ) и др.

4. Социально-культурная как одна из внешних функций государства предполагает, в первую очередь, участие в международных организациях социально-культурной направленности. Усилия государств по защите трудовых прав человека, созданию наиболее приемлемого режима занятости собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, по сотрудничеству в вопросах социального обеспечения координируются в рамках созданной в 1919 году Международной организации труда (МОТ ). Под эгидой МОТ принято около 200 конвенций, а так же рекомендации. Межгосударственное сотрудничество по вопросам здравоохранения координирует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Социально-культурная функция государства предполагает так же сотрудничество как в рамках международного гуманитарного права, защищающего права жертв вооружённых конфликтов, так и добровольную медицинскую, продовольственную и иную помощь населению других государств, пострадавшему от стихийных бедствий и иных гуманитарных катастроф. Формирование внешней политики государства в области образования в современном мире не может протекать без учёта конвенций, подписанных под эгидой Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ), основная цель которой сделать образование доступным для всех.

Унификация норм в сфере образования преследует, в конечном счёте, цель устранить для своих граждан препятствия, связанные с разницей уровня образования, воспитания и культуры общества в целом. Сохранение национальных достижений, обмен опытом, совместные разработки в образовательной, научной и культурной сфере позволяют государствам, участвующим в этих процессах, достигать новых высот, как в науке, так и практике во всех сферах деятельности.

5. Экологическая . Проблема эффективного и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности носит глобальный характер, так как только межгосударственное сотрудничество позволит найти способ ее решения и обеспечить поддержание экологического баланса, необходимого для выживания всего человечества. Такие международные организации, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ - занимающаяся проблемой загрязнения атмосферы ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ - занимающаяся вопросами по безопасности окружающей среды при эксплуатации источников атомной энергии ) и Международная морская организация (ИМО - занимающаяся охраной морской среды ) и другие наряду со своей специальной деятельностью координируют усилия государств по охране окружающей среды.

Рекомендации по вопросам охраны окружающей среды на базе собственных исследований призван давать Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС ) при ООН. В 1972 году был создан специальный механизм сотрудничества государств в сфере экологической безопасности - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП ), в Совет управляющих которого входят представители 58 стран.

От видов функций следует отличать формы их реализации, т.е. средства и методы осуществления основных направлений деятельности государства. В таком качестве можно рассматривать три вида деятельности: правоустанавливающую (деятельность по созданию правовых норм ), правореализующую (обеспечение эффективного и качественного применения права, механизма реализации прав и исполнения обязанностей, соблюдения запретов ) и правозащитную (деятельность по охране установленного правопорядка и защите прав и свобод ). Названные формы принято объединять понятием - правовые. К правовым формам также относятся - договорная , в тех сферах, где в основе отношений лежит диспозитивный принцип (экономика, социальная сфера, юридические услуги и др. ). К неправовым формам относят - фактическую деятельность государства по реализации его функций (организационная, финансово-распределительная, техническая и др. ).

Формы реализации функций осуществляются с помощью приемов и способов, таких как убеждение, принуждение, которые следует рассматривать как методы реализации функций .

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Понятие, признаки, классификация этих характерных особенностей любого государства описаны в настоящей статье.

Трактовка функций

На сегодняшний день в современных юридических изданиях можно увидеть до нескольких десятков дефиниций функций государства. Большинством правоведов это понятие рассматривается в качестве основополагающих направлений работы государства, которые одновременно выражают его социальное назначение и сущность. При толковании слова «функции» правоведы также используют такие термины, как управление, цели, воздействие, задачи, таким образом отождествляя их с деятельностью государства.

Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят. Вместе с тем функции государства - это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества. Также не нужно путать их с задачами и целями. Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма.

Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы.

Признаки

Как можно было заметить, функции государства в обществе трактуются разными правоведами различно и многообразно. Столь же многообразны и признаки функций государства. Если объединить все определения признаков и отразить в них все условия, то можно прийти к следующему.

  1. В функциях стран разнообразных исторических видов обнаруживаются и объективизируются свойственные им особенности и закономерности формирования, динамика общественно-экономических, общественно-политических и духовных преображений в жизни общества.
  2. В функциях материализуется и открывается активная служебная миссия как главнейшей части надстройки по отношению к собственной основе, осуществляется многоплановое фактическое функционирование внутри государства и на международной арене.
  3. Функции Российского государства натурально высказывают и реально конкретизируют его классовую и человеческую суть. Их смысл предусматривает классовые, массовые, национальные и личные интересы членов общества.
  4. Функции государства, понятие, содержание, классификация которых меняются в зависимости от этапа развития страны, появляются и формируются соразмерно его историческим задачам и целям. Федерация исполняет свое общественное предназначение путем претворения в жизнь подобающих ему функций, представляющих собой стабильно сформировавшиеся ключевые курсы его деятельности.

Классификация

С целью упорядочения весьма многочисленных и разнообразных функций, возложенных на государство, было произведено их деление на виды. Понятие и классификация функций государства помогают отделить одну функцию, нацеленную на свершение какой-либо миссии, от другой, у которой эта цель совсем иная. В системе государства и права полагается разделять их на следующие виды.

  1. Социальная значимость. в данном случае подразделяются на основные и производные. Первые при этом имеют приоритетное значение при их выполнении. К ним относится социальная функция, экологическая и экономическая. Производными называются функции дополняющие главные. Например, развитие научной деятельности является производной функцией от социальной.
  2. По сфере деятельности их можно разделить на 2 функции государства - это внутренние и внешние. Из самих названий этих видов можно понять, что внутренние функции предназначены для решения каких-то целей и задач внутри страны, они оказывают непосредственное влияние на общество внутри государства. К таким относятся социальные, экономические функции, охрана правопорядка, развитие здравоохранения и т. п. К внешним же относится всевозможная деятельность по сотрудничеству с другими государствами. Среди внешних функций можно отметить оборону государства, деятельность, направленную на поддержание мира и другие.
  3. Третье деление функций происходит по продолжительности их действия. Они могут быть как временные, так и постоянные. Временные функции, в отличие от постоянных, осуществляются какой-то определенный промежуток времени. С окончанием этого промежутка надобность в них отпадает. Как правило, временные функции осуществляются в какие-то переходные этапы. Постоянные же, наоборот, реализуются долгое время. Без их осуществления может нарушиться государственный порядок. Понятие и классификация функции государства, примеры направления его деятельности достаточно многообразны. Так, к постоянным относятся экономическая функция, охрана правопорядка, налоговая и другие функции.

И, хотя дробление функций государства разнообразно, наибольшее применение как в юридических трудах, так и в других областях отдается функциям, подразделенным по критерию сферы деятельности.

Экономическая функция

Уже со второй половины прошлого столетия экономическая функция стала считаться одной из основных. Понятие и классификация функции государства и права в экономической области, ее значение на сегодня весьма велики. Осуществляя эту функцию, государство регулирует экономические процессы, выстраивает темпы экономического роста. Таким нововведением стал являться государственный сектор экономики, при котором государство предстает в роли предпринимателя. На сегодняшний день существует достаточно много коммерческих организаций, в которых государство или является единственным учредителем (акционером), или имеет значительную долю участия. Кроме этого, он еще и предстает крупным банкиром, так как в его руках сосредоточено огромная часть ссудного капитала. Вообще, сейчас государство способно регулировать процессы в области экономики, происходящие в масштабе целой страны.

Если применять эту функцию на примере России, то можно наблюдать, что за последние десятилетия в стране проявились многие важнейшие элементы рыночных отношений. Это и право собственности, и свобода в экономическом отношении, и функционирующие рынки товаров и услуг. Наряду с этим имеется и потребность в поиске наиболее оптимальных методов участия в этих экономических процессах, необходимость выработки эффективного регулирования со стороны государства, которое будет совместимо с рыночными механизмами.

Задачи экономической функции

Основные задачи, встающие перед страной в экономической сфере - это надзор за соблюдением требуемых правил; охрана интересов игроков финансового оборота; определение главных правил в экономике; реализация экономической деятельности; координация взаимоотношений участников; помощь негосударственным предприятиям, выраженная в поддержке.

Многие юридические работы, посвященные этой экономической функции государства, понятие, содержание, классификация которой весьма многогранны, содержат главные направления решения вышеперечисленных задач. Это:

  • выстраивание заинтересованностей российских обществ на внутреннем и всемирном рынках, формирование условий для зарубежных вложений;
  • централизованная инвестиционная стратегия;
  • помощь стратегическим и общественно значимым производствам;
  • разгосударствление, демонополизация и руководство государственным состоянием;
  • структурная реорганизация российской экономики;
  • образование правовых начал управления экономикой и другие.

Рассматриваемая функция направлена на принятие антикризисных мер, ее основной целью является обретение рыночной экономики, которая была бы социально ориентированной. При этом такая экономика должна учитывать интересы всех потребителей и производителей. С этой целью государством издаются нормативные акты об акционерных обществах, о компаниях, других объединениях. Также государством применяется введен институт лицензирования, осуществляется надзор над импортом и экспортом продукции, одновременно стимулируется развитие наиболее востребованных в определенный момент отраслей экономики.

Социальная функция

Функции современного государства, понятие, классификация которых даются в настоящей статье, включают в себя социальную функцию. тесно взаимосвязана с социальной. Так же, как и первая, она довольно многообразна, а если исходить из ее объема деятельности, проводимой государством, то достаточно масштабна. Наиболее важнейшей целью этой функции является снятие социальной напряженности, уравнивание социального положения всех граждан. Также она преследует и другие цели, среди которых - развитие здравоохранения, культуры, образования и прочее.

Меры государства, направленные на реализацию этой функции, а соответственно, на достижение поставленных задач, осуществляются в виде создания специальных фондов, денежные средства которых направляются на развитие той или иной отрасли. Государством разрабатываются всевозможные программы, направленные на стабилизацию занятости граждан, на снижение безработицы. В отдельных случаях государством выступает регулятором, устанавливая размеры минимальной оплаты труда для граждан. Среди нормативных актов, призванных обеспечивать функции и задачи государства в социальной сфере, следует отметить законодательство о семье, об охране здоровья, о социальном и пенсионном страховании и многие другие.

Культура, наука, образование

Понятие и классификация функций государства включают в себя осуществление деятельности не только в экономике и Государство призвано поддерживать не только эти области, но и прикладывать все усилия по развитию культуры. Среди таких направлений его деятельности отмечается поддержка развития телевидения, литературы, театра, архитектуры, музыки, сохранение памятников, заповедников, музеев и т. п.

Помимо культуры, государство обязано реализовывать мероприятия по научному, техническому прогрессу, что выражается в спонсировании разнообразных исследований. В части образования государство регулирует отношения посредством законов об образовании, о физической культуре и т. д.

Экология

Понятие и классификация функций государства дополнились еще одним важным направлением. С недавнего времени экологическая функция страны стала одним из приоритетных векторов ее деятельности. Она заключается в принятии и реализации программ, направленных на охрану окружающей среды, в разработке таких программ как в федеральном масштабе, так и на уровне субъектов федерации, в регулировании природопользования, постановке экологических нормативов, надзоре за соблюдением гражданами и организациями законодательство, охраняющего природу. Законодательных актов, регламентирующих деятельность в области охраны природы, много, а основными считаются Конституция и законы о недрах, об охране окружающей среды, о радиационной безопасности и другие.

Охрана правопорядка

Эта функция является неотъемлемой в любом правовом государстве. Она включает в себя защиту граждан и организаций от противоправных посягательств, охрану их прав и интересов, борьбу с преступностью, защиту собственности, и преступлений. Если государство является демократическим, то функция охраны правопорядка будет стоять у него на первом месте. В такой стране соблюдение прав и свобод граждан - приоритетное направление деятельности. В России Конституцией признаны эти права и свободы, они провозглашены верховной ценностью государства, а их защита считается прямой обязанностью государства.

Внешние функции

Деятельность по решению каких-либо внешнеполитических задач - это внешние функции государства. Понятие, признаки, классификация этих функций также рассматриваются многими правоведами. Примечательно, что они изменяются вместе с переменами, происходящими в мире. Так, буквально за заключительные два десятка лет одни из внешних функций отпали, другие, напротив, усилились. Среди отпавших можно указать, например, функции по сотрудничеству со странами, в которых развивается социализм, мероприятия по предоставлению помощи развивающимся государствам. И наоборот, такие функции, как оборона страны, сотрудничество для установления и поддержания мира, получили более приоритетное значение.

Оборона Российского государства в настоящее время занимает самую значительную позицию во всей внешней политике. Она не только претерпела изменения в ее содержании, но и получила новую законодательную основу. Так, государством приняты законы об обороне, о статусе военнослужащих и другие. С целью реализации рассматриваемой функции государством проводится модернизация армии, разведка и контрразведка, сотрудничество с иными странами в военной сфере и другие мероприятия.

С целью поддержки мира на всей планете Россия устанавливает тесные контакты с многочисленными государствами, участвует во всевозможных ассамблеях, совещаниях, организациях, иных межгосударственных мероприятиях, направленных на нераспространение оружия массового поражения, уменьшение количества ядерного оружия, борьбу с терроризмом.

Кроме перечисленного, к внешним функциям РФ относятся и мероприятия, направленные на вхождение в мировую экономику, разрешение различных глобальных вопросов совместно с остальными государствами. Представители страны входят в международные организации, решающие проблемы в области экономики, торговли, труда, техники, на них возложены миссии по предупреждению и ликвидации результатов крупнейших катастроф, происшедших в экологии и т. п.

Заключение

Таким образом, понятие и классификация функций государства могут определяться по мере поступления каких-либо важных задач. В свою очередь, эти цели и задачи могут быть различны и зависят от этапа развития самого государства. Вместе с тем наиглавнейшей миссией и целью любой страны, в том числе и РФ, должно быть обеспечение благополучия людей, проживающих на ее территории. Развитие функций государства в этом направлении - приоритетная задача.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

    Политическая функция . Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

    Экономическая функция . Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

    Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

    Социальная функция . Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

    Правоохранительная функция . Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.

    Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

    Экологическая функция . В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

    Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Рубрика (тематическая категория) Государство

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, в связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата͵ построение социалистической экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала. Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В механизме государства образуются соответствующие органы, в государственном бюджете выделяются необходимые средства, создается законодательная база для регулирования конкретного направления деятельности. Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества. Функции государства не застывший набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства, к примеру, природоохранительная функция, освоение космоса и т.д. Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым распространенным является делœение функций на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые реализуются на всœех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.). Рассмотрим некоторые основные и постоянные внутренние и внешние функции государства. К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам. Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета͵ защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах. Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой. В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником базовых средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределœение в масштабах всœей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населœения. В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, к примеру, налоговыми мерами. Социальная функция многообразна по содержанию и объёмна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населœения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населœения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всœем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д. К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности. Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга. Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. Сегодня меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности. Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счёт укрепления взаимного доверия между государствами. В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится, к примеру, всœеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всœеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека. Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех базовых направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определœенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определœение понятия "функции государства". 2. Чем отличаются понятия "функции государства" и "политика государства"? 3. Каковы функции государства их основные виды? 4. Какие функции государства можно отнести к внутренним? 5. Какие функции государства можно отнести к внешним? 6. Что входит в понятие "правовая форма" осуществления функций государства?

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" 2017, 2018.

  • - Экономические функции государства

    Плюсы и минусы рыночной экономики Формы организации бизнеса В микроэкономике фирма – эта некая организация, производящая затраты производственных ресурсов для изготовления товаров, которые она продает потребителям. Фирмы многообразны, поэтому существует... .


  • - Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления

    Другие Анархия Тоталитарный режим Деспотический режим Султанистский режим Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие... .


  • - Функции государства: понятие и виды.

    Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Функции - это такие объективно необходимые...

    Глобальный (от фр. global - всеобщий и лат. globus - шар) - относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный. Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Список используемой литературы................................................................................................. 22 Заключение.................................................................................................................................... 21 Особенности приватизации в... .


  • - Функции государства

    Формы государственного устройства Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства. Унитарное государство – единое государственное... .


  • - Функции государства

    Социальное назначение государства Теории происхождения государства Теория Суть Представители Теологическая теория Государство сотворено Богом, правитель подчинен Божественной воле. Фома Аквинский Патриархальная теория Государство... .