Изменения в ст 10 тк рф. Сам себе юрист. Трудовой кодекс РФ

Новая редакция Ст. 282.2 УК РФ

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, -

наказывается штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

3. Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1 или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо без такового, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Примечание . Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, и добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 282.2 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства, идеи равноправия людей независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей и примечания. Части 1 и 2 раскрывают основные альтернативные составы преступлений, содержащие общественно опасные деяния соответственно средней и небольшой тяжести. Примечание к статье предусматривает возможность освобождения от УО лица, добровольно прекратившего участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Подробнее см. п. 10 коммент. к ст. 75, п. 2 коммент. к ст. 205.1.

3. Основной объект преступного посягательства - незыблемость основ конституционного строя России, безопасность государства. Дополнительные объекты - интересы правосудия, а также гарантированные Конституцией права и свободы граждан.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия: а) организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 1); б) участии в деятельности указанного объединения или организации (ч. 2).

5. О моменте вступления в законную силу решения суда см. .

6. В числе иных организаций можно рассматривать прочие некоммерческие или коммерческие образования, организации в структуре органов власти и управления.

7. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, получили статус экстремистских организаций.

8. Решение суда о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации, а равно запрещение деятельности общественного или религиозного объединения, которое не является юридическим лицом, за осуществление экстремистской деятельности может быть инициировано заявлением Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора, федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (при распространении СМИ экстремистских материалов, осуществлении экстремистской деятельности). До рассмотрения судом указанного заявления деятельность общественного или религиозного объединения решением суда может быть приостановлена, равно как и реализация СМИ определенного номера периодического издания, тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы (см. ст. 9 - 11 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

9. Составы преступления, описанного в коммент. статье, имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из отмеченных в п. 4 коммент. к статье действия независимо от наступления материального общественно опасного последствия.

10. Под организацией деятельности следует понимать осознанное, волевое, активное поведение виновного лица, направленное на планирование мероприятий экстремистской организации, разработку схем реализации данных планов, на создание и укрепление кадровой и материально-технической базы этой организации.

11. Экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя: а) деятельность общественных или религиозных объединений, либо иных организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности России; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.д.; б) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения; в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, отмеченных в п. 11 коммент. к статье; г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления данной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств (ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

12. Участие в деятельности экстремистской организации предполагает осознанное, волевое, активное поведение лица, направленное на физическое, имущественное или интеллектуальное содействие этой организации и проводимым ею мероприятиям. Такое содействие может быть выражено, например, в подготовке или распространении экстремистских материалов.

12.1. К экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

12.2. Информационные материалы признаются экстремистскими только судом, направляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции для формирования федерального списка экстремистских материалов, который подлежит периодическому опубликованию в СМИ (см. ст. 13 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Иными словами, лицо осознает то, что организует деятельность экстремистской организации вопреки решению суда или участвует в ее деятельности, и желает поступить именно таким образом.

14. Субъект преступного посягательства общий - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Таковым может быть и должностное лицо, способствующее деятельности экстремистской организации, в частности проявляющее свое участие в ней и не принимающее в соответствии со своей компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.

14.1. Согласно ст. 15 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, решением суда возможно ограничить доступ к государственной или муниципальной службе, военной службе по контракту либо службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях или занятию частной детективной (охранной) деятельностью.

Другой комментарий к Ст. 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Такое решение суд выносит по заявлению прокурора либо органов государственной регистрации.

2. Объективная сторона преступления характеризуется организацией экстремистской организации (ч. 1) и участием в ее деятельности (ч. 2); при квалификации преступления также следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". По смыслу закона под организацией следует понимать руководство запрещенной или юридически ликвидированной экстремистской организацией, а под участием в деятельности - продолжение участия и выполнение соответствующих обязанностей, невзирая на судебный запрет. Если в действиях виновных усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК, комментируемая статья не подлежит применению.

3. Субъективная сторона преступления - прямой умысел, в содержание которого входит осведомленность о факте вынесения судом соответствующего решения.

4. Примечание к статье предусматривает освобождение от уголовной ответственности тех рядовых участников экстремистской организации, кто добровольно вышел из ее состава.

  • Вверх

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, -


наказывается штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.


1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации -


наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.


2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, -


наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.


3. Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1 или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -


наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо без такового, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.


Примечание. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, и добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.




Комментарии к ст. 282.2 УК РФ


1. Рассматриваемое преступление посягает на те же общественные отношения, что и деяние, предусмотренное ст. 282.1 УК.

2. О понятии экстремистской организации и экстремистской деятельности см. комментарий к ст. 280.

3. Объективная сторона состоит в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу судебное решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Таким образом, уголовная ответственность обусловливается тремя обстоятельствами. Во-первых, деятельность указанных объединений или организаций признана судом экстремистской, в связи с чем принято решение об их ликвидации или запрете деятельности. Во-вторых, данное решение вступило в законную силу. В-третьих, виновный, несмотря на это, совершает различные действия, направленные на сохранение экстремистской организации и продолжение ее деятельности: намечает планы проведения акций, расширяет состав участников сообщества, проводит их обучение различным методам экстремистской деятельности, конспирации, вербовке и т.д.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения любых действий организационного характера, направленных на невыполнение судебного решения о ликвидации или запрете деятельности экстремистской организации.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления специальный: создатель экстремистских объединения или организации, руководитель экстремистского сообщества или его структурного подразделения.

6. В части 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Об участии в экстремистском сообществе см. комментарий к ст. 282.1 УК.

7. Примечанием к ст. 282.2 УК предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Надо иметь в виду, что он распространяется только на рядовых участников экстремистского сообщества и не касается лиц, виновных в организации его дальнейшей деятельности, несмотря на вступившее в законную силу решение суда.

В уголовном законодательстве Российской Федерации описано преступное деяние, выражающееся в разжигании ненависти. Таковое носит более короткое название – экстремизм. Описывает его статья 282 УК РФ. Это действия, направленные против одного человека или группы. Мотивирует преступника негативное отношение к иным людям, возникшее на почве ненависти:

  • расовой;
  • национальной;
  • религиозной;
  • социальной или др.

Внимание: в 282-м параграфе описывается проступок, совершенный публично. То есть речь признается преступной, если ее слышал не один человек.

Описание правонарушения и состав преступления

Каждая статья Уголовного кодекса начинается с определения правонарушения. Так, под экстремизмом понимаются такие действия, носящие публичный характер:

  • разжигание межнациональной розни;
  • оскорбление людей на почве религиозной вражды;
  • унижение по расовому признаку;
  • словесное нападение по причине принадлежности к различным социальным группам.

Законодатель счел необходимым уточнить способ совершения проступка. Например, расизм статья УК РФ признает противоправным, если оскорблена группа людей, принадлежащих к определённой расе. Преступник сможет достичь желаемого, если произнесет свою речь публично:

  • в присутствии нескольких свидетелей (не обязательно принадлежащих к противостоящей группе);
  • в средствах массовой информации (видео и печатных);
  • с использованием интернета, нередко во время этого еще происходит .

Таким образом, возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение признается преступным, если произведено публично. Таковое подразумевает оскорбление человеческого достоинства по причине наличия у злодея ненависти определенного характера.

Понимание сути нарушения закона данного характера необходимо каждому гражданину России. Во-первых, РФ является многонациональной и многоконфессиональной страной. Общественный порядок и спокойствие в ней серьезно зависит от уважения людей к взглядам друг друга. Во-вторых, свобода всемирной паутины рождает у многих неоправданное чувство безнаказанности за проступки. А разжигание, к примеру, религиозной розни может повлечь серьезные последствия.

Объектом посягательств признаны общественные отношения. Суть национализма или экстремизма состоит в намеренном вызове негативной реакции со стороны неопределенного количества людей. То есть злодей посягает на порядок в обществе путем оскорбления одной из его групп.

Субъектом признается гражданин с 16-летнего возраста. При определении ответственности несовершеннолетних лиц исследуется состояние из развития. Молодой человек наказывается только в том случае, если способен понимать последствия своего проступка.

Объективная сторона состоит в реальном действии. Это может быть устное или письменное обращение к людям. Важным параметром для уголовной ответственности является доступность высказывания для публичного изучения. При этом не принимается во внимание количество ознакомившихся с публикацией экстремистского характера человек. Кроме того, сообщение должно иметь оскорбительное для иных лиц содержание. Только таковое признается разжиганием межнациональной или иной розни.

Субъективная черта – это присутствие преступного умысла. Человек осознает, что его слова вызовут негативную реакцию со стороны группы людей.

Внимание: деяние считается оконченным в тот момент, когда злонамеренное сообщение становится доступным для публики.

Квалифицирующие обстоятельства

В параграфах кодекса описываются разные составы деяния: простые и квалифицированные. Последние увеличивают виновность, следовательно, кару. Так, наказание за «простой» экстремизм содержится в ст. 282 (пункт 1) УК РФ. По сути, это проступок одного человека, направленный против определенных людей или неопределенной группы. Важно, что в его основе лежит ненависть, выплескиваемая в общество.

Ст. 282 (часть 2) УК РФ описывает квалифицированный состав. Таковой признается, если деяние совершено:

  • с насилием или угрозой применения такового;
  • должностным лицом .

Каждое из обстоятельств требует дополнительных разъяснений. В обязанности суда входит выявление всех обстоятельств дела. Кара может быть назначена только тогда, когда не останется и тени сомнений в характеристике злодеяния. Таким образом, необходимо подробно разъяснить квалифицирующие обстоятельства.

Так, к организованной группе в ст. 282 части 2 УК РФ причисляют нескольких человек, имеющих продолжительные и стойкие связи. Таковые объединены общими преступными намерениями. Доказывается наличие банды выявлением прежнего совместного участия в правонарушениях. Организованной признается группа людей, которые объединились для осуществления нескольких злодеяний. Причем они могут соединить усилия не только в плане разжигания межнациональной розни. Прежние злодеяния могут носить иной преступный характер.

Должностные лица признаются виновными по квалифицированному составу, если нарушили закон с использованием привилегий, предоставленных положением. К примеру, чиновник делает публикацию экстремистского характера за казенные деньги. Таковое деяние признают квалифицированным. Кроме того, в зону риска попадают:

  • редакторы;
  • журналисты;
  • ведущие теле и радиопрограмм и иные лица.

Внимание: не подлежит уголовному наказанию описание оскорбления по национальному признаку, данное в ходе научных дебатов.

Наказание

Законодатель предусмотрел несколько видов кары за вызов ненависти у разных групп населения. Уголовная ответственность наступает только по решению суда. За «простой» экстремизм человеку полагается:

  • штраф величиной от 300 до 500 тыс. руб.;
  • принуждение к труду на период от года до четырех;
  • запрет занимать определенные должности на период до трех лет;
  • заключение до пяти лет.

В параграфах уголовного законодательства России кары перечислены через предлог «либо». Это сделано с целью предоставления суду возможности выбрать самое справедливое наказание. При этом учитываются не только последствия, но и степень общественной опасности.

Ответственность за квалифицированный экстремизм выше:

  • величина штрафа увеличивается до 600 тыс. руб.;
  • принудительные работы могут назначить до пяти лет;
  • посадить на период от трех до шести лет.

Внимание: запрет заниматься определенной деятельностью налагается в том случае, если межнациональная рознь разжигалась с использованием должностных привилегий.

Правовой комментарий

При определении степени ответственности за экстремистскую деятельность суд учитывает такие причины негативных взаимоотношений между людьми:

  1. Межнациональные, то есть основанные на различиях в культуре разных наций. Суть клеветы или оскорблений в данной ситуации состоит в попытке доказать превосходство одной национальной группы над другой. Подобное определение деяния в российском уголовном праве особенно актуально, так как общество состоит из более двухсот национальностей. Разжигание вражды представляет собой опасность для целостности государства.
  2. Межрасовые конфликты больше актуальны для американского сообщества. Однако они преследуются и в российском правовом поле. Ответственность наступает за попытку оскорбить группу людей, принадлежащих к иной расе. Правонарушение признается экстремистским.
  3. Религиозное противостояние было более актуальным в прошлые века. Однако и в наше время проступки на почве межконфессиональных противоречий вызывают волнения в больших группах населения. Таковое деяние экстремистской направленности ныне связано с новым терроризмом, практикуемым запрещенной в РФ организацией ИГ.
  4. Социальная рознь вызвана расслоением в обществе по имущественным признакам. Судебная практика показывает, что ненависть социального характера встречается довольно редко. Однако и она вызывает нарушение общественного покоя. Так, население бурно реагирует на новостные сообщения о детях олигархов, открыто не соблюдающих нормы законодательства.

Среди способов совершения злодеяния выделяют:

  • обнародование оскорбительной информации, к примеру, новостные сообщения;
  • использование телекоммуникационных сетей, в том числе интернета для разжигания в определенных социальных прослойках негативных эмоций;
  • создание, хранение и распространение экстремистских материалов.

Появление технической возможности для донесения мнения каждого человека до большой аудитории повышает ответственность каждого. Необдуманное слово может стать причиной для начала уголовного преследования за экстремизм.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Комментарий к статье 10 Трудового Кодекса РФ

1. Комментируемая статья имеет непосредственную связь с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

2. К общепризнанным принципам международного права относятся выработанные мировым сообществом и закрепленные в международно-правовых актах положения, получившие всеобщее признание как среди государств - основных субъектов международного права, так и среди других его субъектов. Иначе их называют общепризнанными международно-правовыми нормами общего содержания.

Нормы международного права - юридически обязательные правила поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Конвенционная (в отличие от обычной нормы) норма международного права является результатом согласования воль государств (других субъектов международного права), которые обязуются добровольно ее выполнять. Добровольное соблюдение международно-правовых обязательств, норм международного права всеми субъектами составляет одну из характерных черт международного права как самостоятельной и особой правовой системы. Вместе с тем в необходимых случаях соблюдение норм международного права обеспечивается соответствующими мерами, принимаемыми индивидуально или коллективно самими субъектами международного права в соответствии с его общепризнанными принципами и Уставом ООН и учредительными актами других международных организаций, среди которых особое место занимает МОТ.

Существует 2 основных способа создания нормы международного права и одновременно основных ее источника: договор и обычай. Обязательная юридическая сила договорных (конвенционных) и обычных норм международного права одинакова. Это закреплено практикой государств, Уставом ООН, Статутом Международного суда ООН, Венской конвенцией "О праве международных договоров" (1969 г.). Нормы международного права могут быть классифицированы по числу субъектов международного права (главным образом государств), признающих данные нормы юридически обязательными для себя, на универсальные, региональные и локальные. По объему и содержанию заключающихся в нормах международного права предписаний они подразделяются на общие, т.е. определяющие коренные основы поведения государств (и других субъектов международного права) и международных отношений, и специальные, регулирующие более узкие вопросы, относящиеся к отдельным отраслям международных отношений.

Международный договор - соглашение между государствами и другими субъектами международного права по различным вопросам их взаимных и международных отношений, устанавливающее для его участников международные права и обязанности. В зависимости от органов, заключающих международные договоры, различают межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры. Договоры могут быть двусторонними и многосторонними.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ.

Международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, названным Федеральным законом.

3. Наиболее важные международно-правовые принципы и нормы, относящиеся к труду, сформулированы в актах ООН, среди которых Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) (общепринятое название всех этих актов - Международный билль о правах человека), Конвенция "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" (1948 г.), Конвенция "О статусе беженцев" (1951 г.), Конвенция "О статусе апатридов" (1954 г.), Конвенция "О ликвидации всех форм расовой дискриминации" (1965 г.), Декларация "О ликвидации дискриминации в отношении женщин" (1967 г.), Конвенция "О пресечении преступления апартеида и наказании за него" (1973 г.), Конвенция "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1979 г.), Конвенция "Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" (1984 г.), Декларация "О правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают" (1985 г.), Конвенция "О правах ребенка" (1989 г.), Конвенция "О правах инвалидов" (2006 г.), Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006 г.), Конвенция N 188 МОТ "О труде в рыболовной отрасли" (2007 г.).

К международным принципам и правам относятся, например, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства прав мужчин и женщин, принцип соблюдения фундаментальных прав и свобод независимо от ситуации, право на труд и свободный выбор работы, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, право на социальное обеспечение и др.

4. Общепризнанные принципы, выработанные МОТ, зафиксированы прежде всего в Уставе МОТ 1919 г., Декларации "О целях и задачах Международной организации труда" (1944 г.) и Декларации "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.).

Другой важнейшей группой актов, содержащих международные нормы общего характера, являются Конвенции МОТ: N 29 "О принудительном труде" (1930 г.), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.), N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948 г.), N 100 "О равном вознаграждении" (1951 г.), N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.), N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973 г.), N 182 "О наихудших формах детского труда" (1999 г.).

В документах МОТ к числу так называемых приоритетных актов относятся также Конвенции МОТ: N 81 "Об инспекции труда" (1947 г.), N 129 "Об инспекции труда в сельском хозяйстве" (1969 г.), N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.) и N 144 "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)" (1976 г.).

5. Международно-правовые акты МОТ делятся на 2 основные группы: международные конвенции и международные рекомендации (особую немногочисленную группу составляют протоколы, их до настоящего времени принято 5), которые являются международными многосторонними договорами. Принимаются они на сессиях ежегодно проводимой Международной конференции труда. Порядок вступления в силу конвенций регулируется в одной из последних статей каждой из них: требуется определенное количество ратификаций. Не набравшая нужного количества ратификаций конвенция не вступает в силу.

Любую информацию о содержании международно-правовых актов, принятых МОТ, и по вопросам процедурного характера можно получить в бюро МОТ в Москве (адрес: Москва, 103031, ул. Петровка, д. 156, офис 23; электронный адрес: www.ilo.ru или www.ilo.org/publns). По электронной почте можно получить каталог издания МОТ ([email protected]).

6. Отмена или изъятие конвенций или рекомендаций относится к числу относительно новых процедур, введенных в Устав МОТ (п. 9 ст. 19) по решению Международной конференции труда в 1997 г. Применяются процедуры отмены действующей конвенции или изъятия конвенции, которая не вступила в силу, или, наконец, изъятия рекомендации в том случае, когда Международное бюро труда по поручению Административного совета направляет ему доклад, содержащий всю необходимую информацию, которой располагает. Приняв предложение, Административный совет вносит отдельным пунктом в повестку дня Конференции вопрос об отмене или изъятии какого-либо акта. Главным мотивом такого шага может быть мнение, что какая-либо конвенция или рекомендация более не служит своей цели или не способна вносить полезный вклад в дело достижения целей Организации. Конференция большинством в 2/3 голосов, поданных присутствующими делегатами, выносит положительное решение об отмене или изъятии рассматриваемого акта (конвенции или рекомендации), принятого ранее в соответствии с положениями ст. 19 Устава МОТ. Впервые процедура изъятия конвенций была применена в 2000 г., когда Конференция приняла решение об изъятии Конвенций N 31, 46, 51, 61 и 66. В последующем она дважды применялась в отношении рекомендаций.

7. Порядок принятия решения о присоединении к конвенциям и их вступления в силу для каждой из ратифицировавших стран определен соответствующим национальным законодательством. Так, в Российской Федерации согласно ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" решение о присоединении к той или иной конвенции принимается Правительством РФ и закрепляется федеральным законом.

8. Учитывая направленность приведенных выше положений национального законодательства в сторону признания за международно-правовыми принципами, нормами и договорами статуса составной части правовой системы РФ, уместно вести разговор о международно-правовом регулировании труда в Российской Федерации. На одном из первых мест среди них стоит вопрос о соответствии национальных норм международным нормам:
об использовании международных норм в случае пробельности в национальном трудовом законодательстве;
о применимости международно-правовых норм во внутренней правоприменительной практике, когда могут возникнуть следующие ситуации: а) конвенция применяется посредством норм национального законодательства, которые должны быть приняты в силу ее положений; б) конвенция не предусматривает принятия таких норм, и ее положения действуют непосредственно; в) конвенция содержит иные правила, нежели нормы национального закона, и имеет приоритет над последними.

9. Европейскими нормами, относящимися к регулированию трудовых отношений, считаются те, которые зафиксированы в документах Совета Европы и актах органов Европейского союза. Среди первых наибольшее внимание обращено на Европейскую конвенцию "О защите прав человека и основных свобод" (1950 г.), Европейскую социальную хартию 1961 г., Европейский кодекс социального обеспечения (1964 г.).

10. Конвенция N 144 МОТ "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" (1976 г.) и Рекомендация N 113 МОТ "О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе" (1960 г.) содержат механизм, позволяющий более эффективно использовать международные трудовые нормы.


Реализация данного положения означает, что нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая суды. При обосновании своих требований как граждане, так и юридические лица могут ссылаться на нормы международного права. Часть 2 ст 10 ТК РФ не следует понимать в том плане, что приоритет всегда за нормами международного права.

Статья 10

10 ТК РФ 1. В действующем законодательстве РФ закреплен приоритет норм, установленных международным договором РФ, перед внутренними актами, содержащими нормы трудового права. 2. Приоритет норм международного права перед национальным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы права, действует при условии, что международно-правовые акты содержат более льготные для граждан положения по сравнению с национальными нормами. 3.

Сам себе юрист

Таким образом, принятие государством конвенции согласно Уставу МОТ не может ухудшать положение работников по сравнению с действующим в данной стране законодательством. Условия применения международных договоров определяются также Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007) и постановлением Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами. В указанном постановлении Пленума ВС РФ установлено, что Российская Федерация подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу «добросовестного исполнения международных обязательств» (преамбула).

Трудовой кодекс РФ

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Следовательно, нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая судебные. § 2. Положение, содержащееся в ч.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) 2019

Сегодня труд – процесс сложный, многогранный, и поэтому, законодательно регулируемый.

Участников отношений много, каждый из них обладает своими правами, обязанностями и интересами. Именно поэтому создан уникальный документ, способный вместить в себя все, что касается отношений. Трудовой Кодекс РФ 2019 – главный кодифицированный нормативно-правовой акт в стране, который регулирует все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности между ее участниками. Этот документ создан с целью: закрепления гарантий прав и свобод, предоставляемых со стороны государства, для граждан – участников трудовых отношений; создания и поддержания на постоянной основе благоприятных условий труда; защиты прав и интересов, как работников, так и работодателей. Для выполнения поставленных целей необходимо придерживаться некоторых принципов, которых в кодексе определено достаточно много.

Трудовой кодекс — действующая редакция, актуальность 2019 г

На нашем сайте вы имеете возможность ознакомиться с новым ТК РФ 2019 с комментариями, а также скачать бесплатно в формате Word или PDF. Статьи Трудового кодекса РФ (ранее называвшегося КЗОТ) определяет права и обязанности сторон, однако нарушения трудового законодательства являются достаточно распространенным явлением, и почти каждый гражданин трудоспособного возраста хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, требующей совета профессионального юриста в области права. На нашем сайте вы можете прочитать нужные вам статьи нового Трудового кодекса 2019 года и воспользоваться услугами грамотного специалиста, заполнив заявку в представленной ниже форме.