Какие административные наказания являются основными. Административное наказание: что это такое, виды, правила применения в практике. Разновидности административного наказания

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Административное судопроизводство является, наверное, самой широкой областью в российской судебной системе. Что представляет собой административное правонарушение? Что такое административный штраф? Подробные ответы на эти вопросы можно будет найти в статье.

Понятие правонарушения

Что представляет собой административное правонарушение? Это нарушающее определенные законом права виновное действие или бездействие, совершаемое тем или иным лицом. Специальный нормативный акт, именуемый Кодексом об административных правонарушениях, устанавливает ряд наказаний за административные нарушения закона.

Любое административное правонарушение - это обладающее тремя признаками деяние. Что это за признаки? Специалисты выделяют:

Любое правонарушение административного типа делится на несколько видов, о которых будет рассказано далее.

Российский Кодекс о правонарушениях административного типа делит все противоправные деяния на несколько групп. Вот какие деяния здесь стоит выделить:

  • в области защиты российской границы;
  • в сфере сельского хозяйства;
  • в области охраны собственности;
  • в области защиты природы и окружающей среды;
  • в сфере информации и связи;
  • в области военного учета граждан;
  • в сфере защиты общественного порядка и государственной безопасности.

Противоправные деяния могут посягать на здоровье граждан, на частную или государственную собственность, на санитарное благополучие граждан, на нравственность общества и т.д.

За каждое из представленных правонарушений полагается наложение административной ответственности в виде наказаний. Что представляет собой система наказаний, какое место в ней занимает штрафы по административным делам? Об этом будет рассказано далее.

Понятие административного наказания

Установленная государством мера ответственности за совершение противоправного деяния именуется наказанием административного типа. По сути, наказание является разновидностью установленного законом принуждения. Административное принуждение отличается наличием карательных санкций, а также специфических целей, применяемых в строгом процессуальном порядке.

Все виды административных наказаний зафиксированы в статье 3.2-3.12 КоАП РФ. Никакие другие виды принуждения не могут использоваться в качестве наказаний. Что не может являться видами принуждения административного типа? Стоит выделить, например, запрет на эксплуатацию транспортных средств, отстранение от работы руководителей государственных организаций, отзыв лицензий и удостоверений и т.д.

Цели административных наказаний

Согласно тому же КоАП РФ, применение административных видов принуждения возможно при нарушении конституционного, финансового, трудового, гражданского или уголовно-процессуального права. Основной целью наказаний административного типа является причинение виновному лицу определенного юридического урона, ухудшение правового положения гражданина. Необходимо создать состояние наказуемости, чтобы воспрепятствовать появлению новых противоправных деяний.

Является ли кара самоцелью наказаний административного типа? И да, и нет. Безусловно, кара воспитывает виновного субъекта, прививает ему уважение к правопорядку и закону. С другой стороны, целью административных санкций является общая профилактика правонарушений. Наказания выступают в качестве превентивных методов предупреждения преступлений.

Естественно, наказание административного типа не должно принижать человеческое достоинство провинившегося лица. В российском государстве запрещается применение физических и психических пыток, которые могли бы принести гражданину страдание. Под строгим запретом и нанесение вреда деловой репутации юридическим лицам. Весь нормативный акт, именуемый КоАП, выстроен таким образом, чтобы наказания за противоправные деяния не смогли бы умалять честь и достоинство гражданина.

Виды административных наказаний

Прежде чем перейти к вопросу о том, что такое административный штраф КоАП РФ, стоит разобрать все основные виды ответственности за противоправные деяния. Закон гласит, что приведенный в КоАП перечень наказаний не может быть расширен законами регионов или любыми другими нормативными актами, кроме федеральных.

В статье 3.2 приведен исчерпывающий перечень основных административных санкций, разных по тяжести, составу и признакам. Все они образуют широкую систему наказаний, используемую должностными лицами во время процессов судопроизводства. На данный момент зафиксировано девять основных видов санкций:

  • предупреждение;
  • изъятие орудия правонарушения на возмездной основе;
  • административный арест;
  • конфискация орудия правонарушения;
  • лишение специального права физического лица;
  • дисквалификация;
  • выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства;
  • приостановление профессиональной деятельности;
  • лишение специального права;
  • административный штраф.

Именно о штрафе административного типа и пойдет речь далее.

Что такое административный штраф?

Денежное взыскание с лица юридического или физического, совершившего противоправное деяние, именуется административным штрафом. Это наказание, носящее имущественный характер. Многие юристы считают штраф по административному правонарушению (постановление КоАП в ст. 3.5) чуть ли не самым эффективным методом воздействия на провинившегося гражданина.

С 1992 по 2007 годы штраф административного типа считался равным величине, кратной МРОТу, или величине, кратной установленной сумме в 100 рублей. На данный момент все несколько изменилось. Отныне штрафы выражаются в рублях, как это было до 1992 года. В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ, штраф административного типа не должен составлять менее 100 рублей, не более 5 тыс. рублей для физических лиц, 50 тыс. рублей для должностных лиц и 1 млн рублей для юридических лиц. Имеются у административного штрафа и некоторые другие особенности, о которых будет рассказано далее.

Особенности определения административного штрафа

Кратность штрафов устанавливает статья 3.5 КоАП РФ. В соответствии с этим постановлением, штраф по административному правонарушению может выражаться в величине, кратной:

  • стоимости выручки виновного лица от реализации товара, если правонарушение было совершено на рынке;
  • стоимости неуплаченного штрафа;
  • сумме финансовых средств, которые не были возвращены в установленный законом срок в российский бюджет;
  • стоимости финансов, которые не были зачислены на счета соответствующих банковских организаций;
  • сумме налогов или таможенных пошлин, которые не были оплачены на момент пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета противоправного деяния;
  • стоимости валютной операции, признанной незаконной;
  • стоимости валютной выручки, которая не была продана;
  • стоимости ценных бумаг или денежных средств, зачисленных или списанных с невыполнением установленных требований о резервировании.

В законе речь идет о сумме выручки за один календарный год.
Отдел по взысканию административных штрафов не имеет права взыскивать с провинившегося лица суммы, превышающие пятикратный размер стоимости имущества, которое было похищено.

О размерах административного штрафа

Стоит перейти, наконец, к более точным цифрам. Как уже было сказано, сумма взыскания имеет кратность стоимости предмета противоправного деяния. Сумма может зависеть от множества факторов: тяжести правонарушения, задолженности по административному штрафу, наконец, ценности предмета правонарушения.
При этом в КоАП установлены следующие размеры штрафов:

  • Физические лица выплачивают не более 5 тыс. рублей штрафа. Исключения составляют статьи, предусматривающие нарушение права на свободу совести другого лица. Здесь размер штрафа может достигать 30 тыс. рублей.
  • Должностные лица могут выплачивать до 50 тыс. рублей штрафа. Однако есть в КоАП статьи, предусматривающие штраф и до 800 тыс. рублей.
  • Провинившиеся юридические лица должны выплачивать до 60 млн рублей штрафа.

Каким образом исполняется решение о выплате административного штрафа? Что такое "постановление о взыскании"? Об этом будет рассказано далее.

Об исполнении постановления

Постановление о взыскании в виде штрафа - это решение суда по итогу рассмотрения противоправного деяния. Существуют определенные сроки исполнения судебного постановления. КоАП гласит, что срок уплаты с момента законного постановления суда должен составлять не более 60 дней. На обжалование судебного постановления дается 10 дней. У правонарушителя, таким образом, имеется 70 дней на уплату штрафа.

Если гражданин не уплатит штраф в установленные законом сроки, будет применена санкция в виде 15 суток ареста или штрафа в двойном размере.

  • Правовое регулирование экономических отношений
    • Экономические отношения как предмет правового регулирования
    • Понятие и признаки предпринимательской деятельности
    • Хозяйственное право и его источники
  • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
    • Право собственности и другие вещные права
    • Юридические лица
      • Виды юридических лиц
      • Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
    • Индивидуальные предприниматели
    • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
  • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
    • Общие положения о договоре
    • Отдельные виды договоров
      • Договор поставки
      • Договор аренды
      • Договор подряда
  • Экономические споры
  • Трудовое право как отрасль права
    • Предмет и структура трудового права
    • Источники трудового права
    • Трудовое правоотношение
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
  • Трудовой договор
    • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
    • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
    • Изменение трудового договора
    • Прекращение трудового договора
  • Рабочее время и время отдыха
    • Рабочее время
    • Время отдыха
      • Отпуска
  • Заработная плата
    • Понятие и системы заработной платы
    • Правовое регулирование заработной платы
    • Тарифная система. Надбавки и доплаты
    • Порядок выплаты заработной платы
  • Трудовая дисциплина
    • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
    • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие, условия и виды материальной ответственности
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Трудовые споры
  • Административные правонарушения и административная ответственность
    • Понятие административного права. Его предмет и метод
    • Административная ответственность
    • Административное правонарушение
    • Административные наказания
    • Производство по делам об административных правонарушениях

Административные наказания

Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания.

Статья 3.2. КоАП РФ предусматривает, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Рассмотрим эти виды административных наказаний подробнее.

Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является.

Административный штраф - это основная мера административного наказания, предусмотренная почти за все виды административных правонарушений.

Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер которой устанавливается в величине, кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, как правило, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - 50 размеров оплаты труда, на юридических лиц - 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, использования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Это может быть имущество, которое незаконно хранится, провозится либо пользование которым не оформлено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правонарушителю на праве собственности - в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием.

Поэтому не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных материалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу , устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонарушения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управления. Наказание в виде лишения специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов:

лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это наказание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является;

лишение права охоты . Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию;

лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств .

Административный арест является самой строгой мерой административного наказания. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II группы. Административный арест назначается судьей.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

Административное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена.

Это лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

Приведенный в ст. 3.2 КоАП РФ перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

Лицами, уполномоченными назначать административные наказания , являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного контроля и многие другие (всего несколько десятков видов органов и должностных лиц).

Применение административной ответственности составляет особую, исключительную компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке осуществления судьей административной юрисдикции.

Нижеприведенная статья посвящена административным наказаниям, существующим в российском законодательстве. В ней наши читатели узнают о видах и сроках административных наказаний, какими статьями закона регулируются данные взыскания.

Административное наказание - есть мера административной ответственности, применяемая в отношении правонарушителей в целях защиты правопорядка и предупреждения совершения новых незаконных деяний. Основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение. Круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, определен КоАП РФ, а также иными законодательными и подзаконными актами, в которых отражены как материальные нормы, так и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Штраф

Административное взыскание, носящее материальный (денежный) характер. Это наиболее эффективная мера принудительного воздействия, применяемая как основное административное наказание. Размер административного штрафа регулируется КоАП РФ и иными законодательными актами субъектов РФ, при этом в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа составляет 100 рублей, а максимальный размер - 60 млн. рублей. Для физических лиц сумма административного штрафа не может превышать 500 тысяч рублей, для должностных лиц - не более 1 млн. рублей, для юридических лиц - не более 60 млн. рублей. Размер штрафа, назначенного за правонарушение в виде мелкого хищения чужого имущества, который рассчитывается на основании стоимости объекта административного нарушения, не должен превышать 5-тикратный размер стоимости похищенного имущества (ст. 7.27 КоАП РФ). Административный штраф определяется по следующим основаниям:

  • стоимости предмета административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение и т.д.

Кроме того, административный штраф может быть выражен в величине, кратной:

  1. сумме валютной операции, проводимой незаконным способом;
  2. сумме денежных средств, которые не были зачислены в установленные сроки на расчетные счета банков;
  3. сумме денежных средств, которые не были возвращены на территорию РФ в установленный срок;
  4. сумме административного штрафа, не уплаченного ранее, вынесенного за совершение административного правонарушения;
  5. сумме денежных средств либо ценных бумаг, с которыми были проведены операции по списанию или зачислению с нарушением требований о резервировании.

Административный штраф зачисляется в бюджет государства в полном объеме. Такая мера взыскания не может быть применена в отношении лиц, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-образовательных профессиональных учреждений до момента подписания контракта о прохождении военной службы.

Конфискация

Принудительное безвозмездное изъятие объекта административного правонарушения и передача его в собственность государства.

Отметим, что конфискация, как мера административного взыскания, не предполагает изъятие всего имущества правонарушителя, каковым является мера уголовного наказания.

Настоящее законодательство предусматривает широкий круг применения такого вида административного взыскания. Вместе с тем, в Особенной части КоАП РФ увеличен перечень объектов, подлежащих конфискации, в частности, это могут быть валютные ценности, денежные средства, боеприпасы и оружие (за исключением случаев, когда охота и рыболовство являются основными законными источниками средств к существованию, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ), средства связи с отсутствием сертификатов, этиловый спирт, незаконная печатная продукция, транспортные средства и другое. Конфискация объекта административного правонарушения назначается в судебном порядке.

Лишение специального права

Данная мера административного наказания применяется в отношении лиц, систематически нарушающих порядок пользования данным правом. Срок административного взыскания в виде лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3-х лет. Отметим, что в соответствии с 3.8 КоАП РФ лишение специального права на управление транспортным средством, как мера административного воздействия, не может быть применена в отношении лица, использующего транспортное средство в связи с инвалидностью, исключения составляют:

  • случаи управления ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • случаи уклонения от медицинского освидетельствования с целью установления состояния опьянения;
  • случаи оставления места ДТП, участником которого являлось лицо-инвалид, управляющее транспортным средством.

Административный арест

Данная мера административного наказания представляет собой самую строгую норму административной ответственности в отношении правонарушителя и предполагает содержание последнего в условиях изоляции от общества на определенный срок. Административное взыскание в виде ареста может быть назначено на срок - до 15 суток, за нарушение режима чрезвычайного положения, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ряд других нарушений - до 30 суток. Порядок содержания лиц, в отношении которых была вынесена мера административного наказания, во время отбывания административного ареста определен Федеральным законом от 26.04.2013 г. №67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Мера наказания в виде административного ареста не может быть применена в отношении следующих лиц:

Дисквалификация

Данная мера административного наказания представляет собой лишение права физического лица занимать руководящие должности, входить в совет директоров, заниматься предпринимательскими видами деятельности, управлять юридическим лицом. Срок дисквалификации, определенный законодательством, может составлять от 6 месяцев до 3-х лет. Данная мера административного наказания назначается в судебном порядке и может быть установлена в отношении:

  1. сотрудников, которые выполняют административно-хозяйственные, организационные либо распорядительные функции в исполнительном органе юридического лица;
  2. членов совета директоров;
  3. граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр.лица.

Административное выдворение иностранных граждан без гражданства за пределы РФ

Данная мера административного наказания предполагает принудительное перемещение правонарушителя через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы. Практически все статьи КоАП РФ, содержащие данный вид наказания, закрепляют за собой право вынесения дополнительного наказания - административного штрафа. Административное выдворение за пределы РФ назначается в судебном порядке либо компетентными лицами органов исполнительной власти (например, сотрудниками пограничных органов). В случаях отсутствия необходимых средств у лица, выдворяемого за пределы РФ, его перемещение через Государственную границу производится за счет средств госбюджета.

Мера административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории РФ не применима к гражданам иностранных государств, являющихся военнослужащими.

Нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный . При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

  • нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
  • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания.
  • нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
  • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.

Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

Разновидности административного наказания

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет , и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

  1. Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
  2. Административный – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
  3. Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
  4. Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
  5. Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
  6. Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
  7. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
  8. Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
  9. Приостановление деятельности организации . Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.

Совокупность административных правонарушений

Административное наказание — серьезный вопрос

Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

  • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
  • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
  • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.

В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

Административная ответственность для иностранцев

Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или . При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

Административные нарушения — тема видеосюжета: