Какие существуют этапы банкротства досудебный и судебный. Судебный этап банкротства (или конкурсный процесс). Возможные проблемы у должника в процессе банкротства

Увеличение мощности оборудования для подъема бурильного инструмента, разрушения породы и промывки забоя при бурении скважин с учетом уменьшения их диаметров совершенствование конструкции и материалов бурильных труб облегчение бурильного инструмента, совершенствование и повышение стойкости долот.  


Таким образом, экономически ] анализ являете и существенной и необходимой функцией управления экономикой. Предшествуя принятию управленческих решений по изучаемому объекту, он выступает инструментом совершенствования управления.  

В его планах разработка новых стандартов бухгалтерского учета , в том числе по лизингу и финансовым инструментам , совершенствование бухгалтерского учета страховой деятельности , в фондах социального обеспечения, на малых и средних предприятиях, влиянии налогообложения на финансовый учет . Предусматривается также методическое руководство и разработка инструкций по практическому применению новых российских стандартов на базе МСФО, аудиторских стандартов . Особое внимание будет уделено разработке пилотных проектов в конкретных отраслях экономики.  

Семь инструментов совершенствования руководства  

Семь инструментов совершенствования командной работы  

Семь инструментов совершенствования организации  

Мотивационный профиль представляет собой мощный инструмент совершенствования. Основным ограничивающим фактором его использования является качество и степень развития нашего воображения. Можно, конечно, ввести в практику его использование посредством мозговой атаки , но мы все же приведем некоторые уже известные способы.  

Сравнивая определения реструктуризация и реинжиниринг, следует отметить, что в обоих направлениях идет речь о перепроектировке с целью улучшения, но в первом случае субъектом перепроектировки является структура системы , технологии, производство, во втором случае субъектом являются процессы. Однако, любой объект бизнес-системы можно рассматривать в виде процесса, а также, с точки зрения его структуры. В этом аспекте можно с одинаковых позиций рассматривать как РБП, так и реструктуризацию предприятий . Соответственно, имеет смысл считать реструктуризацию, инжиниринг и реинжиниринг инструментами совершенствования бизнес-системы , и использовать как структурное, так и процессное толкования, основным фактором считая пользу, которая приносится, а не сроки исполнения.  

Внутренний трудовой распорядок целесообразно постоянно совершенствовать, рассматривая правила внутреннего трудового распорядка как важнейший нормативный акт - инструмент совершенствования организации труда и трудовых отношений . В них целесообразно включить разделы по оплате труда , о коммерческой тайне , о страховании. В правила внутреннего трудового распорядка можно также включить правила по охране труда.  

Кроме замечаний по качеству к предприятиям - поставщикам твердосплавных изделий, предприятия-потребители имеют ряд замечаний и к предприятиям-изготовителям металлорежущего инструмента, армированного твердыми сплавами. Все эти замечания требуют тщательного контроля изготовленного инструмента, совершенствования технологического процесса изготовления металлорежущего инструмента, его заточки и доводки, организации выпуска новых конструкций металлорежущего инструмента. Основные замечания следующие  

Широкое применение высокопроизводительных методов обработки обусловливает необходимость внедрения в производство станков повышенной жесткости, точности, быстродействующих автоматических и полуавтоматических линий, специальных и специализированных станков, станков с программным управлением , включая станки с автоматической сменой инструмента. Совершенствование технологии производства осуществляется за счет внедрения процессов с использованием ультразвука, электроэнергии и пр., совершенных методов получения сложных профилей, а также отделочной обработки пластическим деформированием в холодном состоянии. Дальнейшее развитие и совершенствование технологии в машиностроении предъявляет соответствующие требования к конструированию новых типов станков и агрегатов.  

Наиболее важными резервами увеличения скорости бурения, а следовательно, сокращения сроков строительства скважин и снижения стоимости буровых работ являются применение экономически обоснованных -способов бурения по конкретным стратиграфическим горизонтам, внедрение оптимальных режимов бурения, правильный подбор долот применительно к особенностям того или иного интервала бурения и создание высокостойких породоразрушающих инструментов, совершенствование конструкций скважин, особенно глубоких, и внедрение оптимальных промывочных жидкостей.  

Исходя из различий в понятиях амортизация и потребление основного капитала Госкомстат в 2001 г. разработал Методические указания по расчету потребления основного капитала для практического использования статистическими органами страны с 2001 г. Значения показателей потребления основного капитала могут серьезно отличаться от значений амортизации в бухгалтерском учете . В силу этого потребление основного капитала призвано оценивать неагрегированную стоимость в зависимости от продолжительности расчетного срока службы основного капитала и масштабов снижения эффективности в оставшийся период его эксплуатации по текущей рыночной стоимости . Разница в эффективности основного капитала на начало и конец этого периода, за который учитывается его потребление, определяется разницей между производительной стоимостью его на начало и конец этого периода с учетом всех изменений в объеме и составе производственных активов (ремонт, выбытие, пополнение и др.). Для таких расчетов предложена специальная таблица значений аналитического износа по годам службы основного капитала более чем за столетие. Такая таблица и методология расчетов - Метод непрерывного учета износа и потребления основных фондов (точнее, основного капитала) с необходимым программным обеспечением служат важными инструментами совершенствования российской статистики национального богатства.  

Обеспечение самоорганизации и самоуправляемости системы Разработка или использование организационно-функциональных инструментов Совершенствование форм и режимов маркетинговой деятельности Стажировка в лучших хозяйствах стран СНГ Применение научных технологий при организации системы маркетинга Рациональная организация уп-рааченческого труда  

Компетентность понимается как доскональное знание своего дела, существа выполняемой. работы, сложных связей явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей. В управлении, говорил В. И. Ленин, никакая добросовестность, никакая партийная авторитетность не заменит того, что является в данном случае основным, именно знания дела... 4. Ленин считал совершенно необходимым и всеми силами добивался того, чтобы руководство оставалось всегда в руках вполне компетентных и гарантирующих успех дела работников. При назначении ответственных служащих Рабкрина как образцового учреждения, призванного быть инструментом совершенствования всего государственного аппарата, В. И. Ленин требовал ввести испытания на знание основ теории по вопросу о нашем госаппарате, на знание основ науки управления... 5.  

Особое внимание многие менеджеры уделяют сегодня повышению операционной эффективности своих компаний, однако это не дает ожидаемого синергетического эффекта. Процессный офис позволяет консолидировать усилия по совершенствованию бизнес-процессов.

07.11.2014 Андрей Коптелов

Многие менеджеры особое внимание уделяют сегодня повышению операционной эффективности своих компаний, внедряя элементы процессного управления, однако их инициативы часто разрозненны и потому не дают ожидаемого синергетического эффекта. Процессный офис позволяет консолидировать усилия по совершенствованию бизнес-процессов.

Инициативы по повышению операционной эффективности бизнеса должны давать кумулятивный эффект в первую очередь благодаря отладке и совершенствованию межфункционального взаимодействия и сквозных бизнес-процессов, а не только за счет улучшений в рамках отдельных функциональных направлений. Стремление повысить эффективность внутренних бизнес-процессов часто приводит к тому, что фокус внимания управленцев и способ выполнения работ смещается в направлении от традиционной функциональной структуры, сосредоточенной на иерархии управления, к кросс-функциональному управлению сквозными процессами, в рамках которых и создается ценность для клиентов.

Для успешной реализации проектов и программ по совершенствованию бизнес-процессов, организации создают специальный орган управления, осуществляющий руководство и фиксирующий права на принятие решений. Фактически в компании создается дополнительная подсистема управления, которая берет на себя решение вопросов внедрения процессного управления с целью повышения клиенто-ориентированности и операционной эффективности. Такой структурой, призванной синхронизировать активности разных подразделений по управлению бизнес-процессами, и является процессный офис, или офис управления бизнес-процессами - Business Process Management Office (BPMO), не только синхронизирующий все активности, но и задающий им единую методологию, инструментарий и стандарты.

Необходимость организации специализированных структур для координации внедрения элементов процессного управления закреплена в своде знаний в области управления бизнес-процессами - BPM Common Body of Knowledge (BPM CBOK) , разработанном Ассоциацией профессионалов управления бизнес-процессами (Association of Business Process Management Professionals, ABPMP). Помимо процессного офиса, в своде знаний речь также идет и о центре компетенции по управлению бизнес-процессами (Business Process Management Center of Excellence, BPMCOE), но если центр компетенции чаще имеет виртуальную структуру, то процессный офис обычно закрепляется организационно в виде отдельного подразделения. Структуры BPMO и BPMCOE играют важную роль в установке приоритетов и распределении дефицитных ресурсов компании по работам, связанным с совершенствованием процессов, а также при мониторинге и построении отчетности по метрикам производительности бизнес-процессов для соответствующих владельцев процессов и высшего руководства компании.

Над процессным офисом в управленческой иерархии часто создается комитет по бизнес-процессам, в который входят представители высшего руководства, руководители подразделений, а также ответственные за бизнес-процессы. Данный комитет предназначен для формирования общего подхода к управлению процессами и обеспечивает согласование бизнес-процессов со стратегией предприятия, целями и задачами. Также на комитет по бизнес-процессам может быть возложена ответственность за идентификацию и разрешение проблем интеграции процессов, возникающих между ответственными за процессы и владельцами функциональных областей.

Аналитики Forrester и Gartner подчеркивают, что успешные компании организовали центры компетенции по управлению бизнес-процессами, процессные офисы или комитеты по бизнес-процессам как раз для того, чтобы решать вопросы, связанные с повышением операционной эффективности на уровне всего предприятия.

Многие процессные офисы выстраивают свою работу по аналогии с офисами по управлению проектами (Project Management Office, PMO), собирая и консолидируя данные по различным проектам, связанным с совершенствованием процессов в организации, а также формируя отчеты по ним. Процессный офис может выполнять такие функции, как установление стандартов моделирования и регламентации процессов, предоставление общих инструментов анализа и методов оптимизации процессов, обучение и повышение квалификации по принципам и практикам процессного управления, общее управление разработкой процессов, процедуры интеграции бизнес-процессов на уровне всего предприятия.

Процессные офисы имеются в 70% крупных российских компаний независимо от отрасли или региона, и хотя данные структуры могут иметь различные названия: департамент организационного развития, департамент управления бизнес-процессами, департамент описания бизнеса и регламентации отношений, - все они по функциям относятся к процессным офисам. Где-то процессный офис располагается внутри ИТ-подразделения, и тогда его ключевыми задачами являются описание и анализ бизнес-процессов, сбор требований к информационным системам и анализ их возможностей. Если такой офис нацелен на задачи организационного развития, то тогда результатом его деятельности, как правило, являются регламенты целевых бизнес-процессов по ключевым направлениям деятельности. Есть случаи, когда процессный офис находится в подчинении подразделений управления персоналом, и тогда к регламентам бизнес-процессов добавляются положения о подразделениях и даже должностные инструкции. При этом явно выделяются отрасли, где процессные офисы имеют больше полномочий, - это финансовый сектор, розничная торговля и телекоммуникационные компании. В этих отраслях процессные офисы обычно работают на оптимизацию бизнес-процессов, тогда как процессные офисы в нефтегазовой сфере и производстве чаще занимаются описанием и регламентацией процессов. Логика здесь проста - чем сильнее конкуренция на рынке, тем больше полномочий у процессного офиса по повышению операционной эффективности.

Процессный офис может иметь различные конфигурации. Например, консультативный - обеспечивает руководителей проектов в подразделениях и функциональных экспертов лучшими практиками в области процессов и экспертизой решений. Если процессный офис является централизованным, то тогда он имеет в своем штате руководителей проектов, полноценные команды функциональных бизнес-экспертов, реализующих проекты самостоятельно. Процессный офис, построенный по смешанному принципу, обеспечивает поддержку моделирования и методологии управления процессами централизованно, при этом управление процессами, моделирование процессов и их оптимизация осуществляются децентрализованно.

Плюсы централизованной схемы заключаются в концентрации компетенций и информации, а также в высокой специализации сотрудников. Минусы такие: риск отдаления от реальных задач компании; постановка легко выполнимых, но неактуальных задач; незнание детальной информации о процессах и задачах бизнес-подразделений.

В случае децентрализованной организации процессного офиса приближенность к бизнесу и владение детальной информацией по процессам сопровождаются дублированием схожих функций в масштабах всей компании, отсутствием единой методологии описания процессов и, как результат, отсутствием «единого языка» в компании. Именно поэтому наиболее эффективен процессный офис, построенный по смешанному принципу, - небольшое выделенное подразделение хранит методологии и стандарты, а основная масса бизнес-аналитиков находится в штате бизнес-подразделений. Положительным фактором такой схемы является приближенность к бизнесу, владение детальной информацией по процессам и понимание существующих проблем и путей их решения. Минусами могут быть сложности при решении «сквозных» задач из-за политических барьеров, которые должны сниматься подразделением верхнего уровня.

Процессный офис может находиться как внутри компании, так и вне ее, работая на аутсорсинге, однако на практике чаще встречается смешанный способ организации, когда имеется небольшое внутреннее подразделение, знающее специфику предприятия, а для решения отдельных задач привлекаются внешняя экспертиза и ресурсы. В западных компаниях можно встретить виртуальные центры компетенции по бизнес-процессам, которые часто называют сообществами по интересам. На этапе становления это может быть простой список рассылки электронной почты, например, для объединения всех бизнес-аналитиков внутри компании, либо это могут быть устойчивые, организационно оформленные группы. Такие виртуальные центры компетенции могут назначать наставников, отвечающих за поддержку навыков на местах на должном уровне и их дальнейшее развитие. Подобные центры компетенции предлагают программы обучения и повышения квалификации, а также возможности общения в профессиональной среде для обмена опытом. Некоторые организации используют такие центры компетенции как точку входа персонала в организацию - центр набирает сотрудников и направляет на работу в процессные команды.

Так или иначе, ключевым элементом организации процессного офиса является не только его конфигурация, но и уровень организационной иерархии, на котором он находится. Задачи, которые часто ставятся перед процессным офисом, требуют непосредственного контроля со стороны первого лица компании, иначе функциональные руководители могут саботировать деятельность по совершенствованию, что сведет на нет все усилия по повышению операционной эффективности. Фактически внедрение элементов процессного управления под руководством процессного офиса в том или ином виде ограничивает полномочия функциональных руководителей. В простейшем случае на них накладываются определенные правила взаимодействия по бизнес-процессу, а в более сложных случаях перестраивается вся система мотивации подчиненных им сотрудников.

Таким образом, организация процессного офиса позволяет осуществить переход от партизанщины к непрерывному совершенствованию процессов, что позволяет: получить поддержку высшего менеджмента в работе по оптимизации кросс-функционального взаимодействия и сквозных бизнес-процессов; установить цели и критерии успеха для проектов и программ по повышению операционной эффективности деятельности, а также определить структуру и конфигурацию подсистемы управления процессами в компании с закрепленными правами и ответственностью за бизнес-процессы.

Первоочередными задачами, которые ставятся перед сотрудниками процессного офиса, являются построение архитектуры бизнес-процессов и закрепление единых стандартов и методологий их описания, анализа и оптимизации. Далее проводятся инвентаризация существующих в компании процессов и их ранжирование по критичности - фактически формируется портфель бизнес-процессов для их дальнейшего планового совершенствования, при этом ключевые решения по портфелю процессов утверждаются на уровне топ-менеджмента. После утверждения приоритетов, силами экспертов от бизнес-подразделений и при активной поддержке процессного офиса формируется детальное описание существующих и целевых бизнес-процессов, и в этих работах должны принимать участие специалисты в области ИТ, ведь именно информационные технологии позволяют обеспечить сегодня совершенствование процессов. На первых этапах описания процессов часто используются офисные пакеты для упрощения работы экспертов от бизнес-подразделений , а затем созданное описание процессов может быть перенесено в профессиональные инструменты.

После того как сформировано понимание целевых бизнес-процессов, при поддержке проектного офиса и подразделения ИТ проводится трансформация существующих бизнес-процессов - либо через внедрение ИТ-систем, либо, в наиболее простом варианте, через закрепление усовершенствованных процессов в регламентах. Именно трансформация процессов занимает основное время, поскольку изменения затрагивают множество людей и требуется уделять особое внимание их адаптации к новым процессам.

Как только в компании появляются понятные всем «правила игры», закрепленные в регламентах и информационных системах, процессному офису совместно с ИТ-подразделением необходимо обеспечить гибкость процессов через построение процесса управления изменениями, в рамках которого проводится дальнейшее непрерывное совершенствование процессов.

На заключительных этапах трансформации процессный офис обеспечивает получение фактических показателей операционной эффективности по результатам совершенствования бизнес-процессов, что позволяет не только оценить изменения в операционной эффективности, но и понять, насколько эффективно работает сам процессный офис.

В целом отдача от инвестиций в проекты у компаний, которые имеют структуры для управления процессами, может оказаться существенно выше, чем у не имеющих таких структур (см. рисунок).

Введение 2

1. Понятие и причины банкротства 4

2. Досудебные процедуры законодательства о несостоятельности 8

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

Данный вопрос является достаточно актуальным в настоящее время, так как сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий как со стороны государства, так и кредиторов.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

Задача данной контрольной работы – рассмотрение меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятия.

1. Понятие и причины банкротства

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.

Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.

26 октября 2002 г. вступил в силу новый (третий по счету) Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:

1) неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;

2) неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

3) состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

Неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

Снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

Снижение объемов производства;

Снижение качества и цены продукции;

Неоправданно высокие затраты;

Низкая рентабельность продукции;

Слишком большой цикл производства;

Большие долги, взаимные неплатежи;

Слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

Разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

2. Досудебные процедуры законодательства о несостоятельности

Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся не только мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организаций как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии». Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В реформированном Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к каким относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные.

С принятием же нового Закона уровень банкротств в России, разрешаемый внесудебными процедурами за последние годы динамично развивается, поскольку создана нормативная база для проведения внесудебных процедур, введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия, законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота, начато создание института специалистов по банкротству, все большее количество хозяйствующих субъектов вовлекается в сферу действия законодательства о несостоятельности, понимая необходимость банкротства в обществе. Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» со статьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», с изъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагает определенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это может быть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мирового соглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросы банкротства без вмешательства арбитражного суда.

Остановимся подробнее на одной из предупредительных процедур – досудебной санации. В рамках досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, в том числе и учредители (участники) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторы.

Очевидно, что финансовая помощь не может предоставляться безвозмездно. Закон предусматривает возможность принятия должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, но не указывает, какого рода обязательства могут принять на себя должник или иные лица. Скорее всего, это могут быть обязательства как финансовые, так и не имеющие финансового характера.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Специалисты уверены, что оказание финансовой помощи государством должникам является недопустимым, так как это противоречит принципу конкуренции. Более того, законодательство многих государств запрещает оказание помощи предприятиям государством посредством их финансирования в любой форме.

Вместе с тем ученые приходили к выводу, в соответствии с которым на переходном этапе для экономики России указанная процедура является необходимой.

Для принятия решения о проведения досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо и поверхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационной процедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы, определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарную ответственность всех участников санации независимо от их отношения к выполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробно регулировать содержание соглашения участников санации, и в особенности в части определения их прав в случае достижения результатов санации – восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Непродуманная налоговая политика, поспешность в приватизации, неготовность руководителей хозяйствующих субъектов жить в условиях рыночной экономики привели к спаду производства, кризису неплатежей, сокращению рабочих мест, росту социальной напряженности. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. Во всех случаях проще обанкротить предприятие, вывести имущество законным или незаконным способом, а затем на основе материальных ценностей и денежных средств, «вырученных» с предприятия, создать новое и вложить в него.

Заключение

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

Меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятия принимаются на основании соглашения с должником (например, продление кредитного договора или заключение нового).

Помимо названных мер, названными субъектами может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника (досудебная санация).

Как подчеркивают эксперты, по сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК РФ, ни даже Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.

В заключение подчеркнем, что меры по предупреждению банкротства отдельных видов юридических лиц предусмотрены специальными законодательными актами. Такие меры, например, предусмотрены в отношении кредитных организаций (глава II ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации»); сельскохозяйственных организаций («О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»).

Список литературы

    Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 2004.

    Кулаков Г.Ф. Об отдельных вопросах, возникающих в практике рассмотрения споров, связанных с ликвидацией предприятия // Вестник ВАС РФ. 2003.

    Лебедев К.К. Комментарии к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»/ К.К. Лебедев. - М.: Законодательство, 2003.

    Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Изд-во «Статут». 2006.

    Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства)/ М.В. Телюкина.- М.: Дело. 2002.

Целая отрасль права (конкурсное право) и отдельный институт арбитражных управляющих посвящены такой процедуре, как банкротство или признанию должника финансово несостоятельным. Банкротство – это неспособность должника выполнить свои финансовые обязательства утвержденная арбитражным судом. Оно представляет собой совокупность предусмотренных законом различных экономических и правовых мер, длящихся во времени.

Банкротство может быть осуществлено в добровольном порядке, когда уполномоченное лицо объявляет об этом и рассчитывается с кредиторами, или в принудительном порядке по инициативе самого должника, вкладчиков, кредиторов, налоговых органов путем подачи иска в арбитражный суд.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура начинается из судебного акта или с добровольного решения уполномоченного органа юридического лица. Во всех случаях она имеет свою структуру, подробно описанную в законодательстве вместе со всеми возможными нюансами, которые могут возникнуть.

Принципы классификации

Процедура банкротства детально регламентируется законодательством, основные законы, где она подробно описана: , некоторые нормы есть также в Гражданском кодексе, Налоговом законодательстве, в подзаконных нормативных актах.

Описываемый процесс не является однородным за своим характером, поскольку во время его возникают различные по своей юридической природе обстоятельства, поэтому он осуществляется поэтапно.

Определяющие разделения на основные этапы банкротства:

  • различная целевая направленность определенных действий (например, ликвидация или оздоровление);
  • субъективный состав (действия кредиторов, ликвидатора или арбитражного управляющего);
  • специфика содержания действий (судебный процесс, добровольное решение, подача кредиторами претензий, торги);
  • продолжительность и время введения, определенные в законах;
  • уровень обязательности.

Признаки этапов банкротства и процедур, которые отличают их от иных мер, применяемых к должнику:

  • участие в процессе арбитражного суда (введение, контроль, прекращение мер);
  • участие, независимого от субъектов процедуры лица – арбитражного управляющего;
  • полномочия должника в отношении управленческих функций и имущественных прав ограничиваются;
  • появляется ответственность должника за нарушения процедур при банкротстве.

Деление

Для того чтобы инициировать банкротство в принудительном порядке, нужно пройти первые 4 нижеуказанные начальные стадии, они не выделены отдельно в законе как этапы процедуры, но в границах конкурсного права такое разделение уместное, поскольку непосредственно касается процедуры банкротства. Следующие за ними 5 этапов прописанные в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее, Закон) именно как ступени банкротства и проходят исключительно в рамках судебного этапа.

Таким образом, всего есть 9 стадий процедуры, вот они:

  • скрытая стадия;
  • финансовая неустойчивость;
  • обращение кредитора в суд, получение исполнительного листа, невозможность удержать долг посредством исполнительной службы на протяжении 3 мес.;
  • принятие решения о банкротстве и обращение инициатора процедуры в суд с иском о банкротстве, начало судебного производства;
  • (распоряжение имуществом должника);
  • предпринимаемые меры для (санация);
  • ввод ;

Среди 9 стадий процедуры понятие «ликвидация предприятия» рассматривается как окончательный результат всей процедуры, в редких случаях возможно финансовое оздоровление должника вследствие предпринятых арбитражным управляющим мер.

Этапы банкротства физического лица несколько отличаются, вот они:

  • подача иска;
  • судебный процесс и назначение арбитражного управляющего;
  • составление реестра кредиторских требований (предъявляются в течение 2 мес. со дня начала решения суда о банкротстве);
  • реструктуризация долгов по плану на срок не более 3 лет;
  • рассмотрение судом плана;
  • если план не составлен, не утвержден или не признан судом, должник признается банкротом.

Отдельно от этапов, прописанных в законодательстве, юридическая наука различает две большие группы норм о банкротстве, которые относятся в досудебный или судебный этап.

Особенности каждой стадии

Скрытая стадия Суть ее в том, что в процессе признания несостоятельности незаметно снижается номинальная стоимость предприятия и его имущества. Как правило, к концу процедуры предприятие значительно утрачивает в своей стоимости вследствие неблагоприятных, продолжающихся факторов (неправильные решения предыдущего руководства, возрастание долгов, прекращение спроса на продукцию, расширения затрат).
Начало процедуры
  • Причиной для признания финансовой несостоятельности является невозможность должника на протяжении 3 месяцев оплатить долги на сумму от 100 тыс. руб. – для предприятий и от 10 тыс. руб. – для частных предпринимателей.
  • Далее, есть два варианта: добровольное решение о банкротстве и принудительное (подача в суд иска). Во втором случае кредитор сначала должен обратиться в суд, получить исполнительный лист по долгу, передать его в исполнительную службу и если ее действия по удержанию долга будут безрезультатными, тогда он обращается в суд с иском о банкротстве.
  • При добровольном порядке решение принимает руководитель предприятия с письменного согласия всех кредиторов, создается ликвидационная комиссия, которая осуществляет удовлетворение требований кредиторов. При наличии хотя бы одного возражения кредитора в письменном виде руководитель должен обратиться в 2-недельный срок после окончания времени для предъявления требований кредиторов с иском в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.
  • Принудительное банкротство могут инициировать кредиторы, вкладчики, налоговые органы, обратившись с соответственным иском в суд.
Наблюдение
  • Первая стадия, которая прописана в Законе – наблюдение – является, в отличие от других этапов, обязательной и неизбежной мерой. Ее нельзя упустить при банкротстве.
  • Цель – обеспечение сохранности имущества должника, анализ финансовых возможностей, создание реестра требований контрагентов. На этом этапе проводится первое собрание кредиторов и приглашаются специалисты для оценки имущества. Это оперативные действия по сохранности имущества.
  • Именно на этой стадии решается, ликвидировать предприятие или предпринять меры по финансовому оздоровлению. Это предварительный, подготовительный этап.
  • В его процессе информируются все участники и готовятся документы с анализом состояния предприятия, необходимые для его оздоровления или ликвидации. В ее процессе обеспечиваются все условия проведения финансового анализа для определения будущих действий управляющего.
  • Должность арбитражного управляющего на этом этапе называется «временный управляющий», им может быть гражданин РФ, член одной из специальных организаций, с соответствующей лицензией. Но на этой стадии он не управляет предприятием, а только наблюдает, контролирует его деятельность и подотчетный арбитражному суду.
  • Дело о несостоятельности должника начинает наблюдаться после того как будут рассмотрены все обоснованные требования к нему от кредитора, в редких случаях сам должник может подать заявку с требованиями. На этой стадии предпринимаются меры, чтобы оградить имущество от его сокрытия и незаконного отчуждения, пресечь нерациональные расходы должника, несправедливое распределение средств между кредиторами.
Финансовое оздоровление (санация)
  • Ее цель – восстановить платежеспособность должника и удовлетворить требования кредиторов согласно порядку погашения долгов.
  • На этой стадии должник функционирует и работает, как обычно, согласно учредительных документов. То есть он вправе согласиться с долгом, но не передавать предприятие арбитражному управляющему, при условии, если он будет погашать задолженность по графику, и если такие его действия одобрены собранием кредиторов или судом.
  • Это необязательная стадия. Она начинается по решению кредиторов, принятому на их собрании. До ее начала временным управляющим, который на этой стадии будет называться «административным управляющим», в суд предоставляется заявление с планом действий по оздоровлению. Создается график погашения задолженности, который согласуется с собранием кредиторов.
  • После принятия графика должник начинает выплачивать долг незамедлительно, при этом могут быть отменены имущественные аресты.
Ввод внешнего управления Если предыдущая стадия не результативная, руководящий орган или лицо отстраняется от управления полностью – вводится внешнее управление, целью которого также является финансовое оздоровление. Внешние управляющие становятся обладателями полномочий руководителя предприятия, то есть предыдущий руководитель полностью отстраняется.

Эта стадия может вводиться судом как до признания должником банкротом, так и после этого. Ее цель будет считаться достигнутой, даже если в процессе должник будет перепрофилирован, продан другим собственникам, его имущество вложено в уставной капитал другого юридического лица. На этой стадии вводится мораторий на исполнение финансовых обязательств должника.

Суть такого управления: предприятие работает, но под руководством профессионального арбитражного управляющего, который называется «внешним управляющим» и назначается судом. Он осуществляет мероприятия по оздоровлению согласно плану, одобренному кредиторами, иногда его называют «антикризисным специалистом».

На этой стадии его деятельность носит полностью управленческий характер. Он распоряжается всем имуществом, финансами, ценными бумагами и правами предприятия.

Срок управления – 18 мес., он может быть продлен на 6 мес., но не больше чем до 2 лет.

Возможные мероприятия на этой стадии:

  • перестраивание структуры предприятия;
  • реструктуризация финансовых отношений;
  • переход к новым формам управления и собственности;
  • сокращение работников.

Завершение стадии – собрание кредиторов для подведения итогов, которое решает прекратить делопроизводство в связи с выплатой долгов, ввести следующую конкурсную стадию или утвердить мировое соглашение.

Конкурсное производство Результатом внешнего управления является отчет управляющего с предложениями по дальнейшему развитию конкурсного процесса.

Он рассматривается собранием кредиторов, которые решают заключить мировое соглашение или обратиться в суд с ходатайством о таких мерах:

  • прекратить внешнее управление в случае восстановления платежеспособности и перейти к расчету с кредиторами;
  • в случае выплаты всех долгов согласно реестру требований – прекратить производство;
  • признать должника банкротом и начать конкурсное производство;
  • пролить срок внешнего управления.

Суд утверждает отчет управляющего или отказывает в этом и определяет прекратить производство, продлить срок внешнего управления, отказать в утверждении отчета, а также решает признать ли должника банкротом и открыть конкурсное производство. Оно начинается, если восстановить платежеспособность не получилось или если все процедуры по банкротству безрезультатные.

Если эта стадия началась, значит, должник признан в официальном порядке банкротом. Главная ее цель – удовлетворить требования кредиторов.

Главное действие в этом процессе – продажа имущества должника, а итоги такие:

  • прекращается начисление процентов на долг;
  • остановка штрафов и санкций;
  • заканчиваются мероприятия с исполнительными документами;
  • останавливаются все полномочия руководства;
  • предъявляются главные и окончательные кредиторские требования.

Срок действия стадии 6 мес. с возможным продолжением еще на 6 мес. Решение о банкротстве подлежит публикации в официальных печатных и электронных изданиях («КоммерсантЪ», ЕФРСБ) в ЕГРЮЛ вносят запись о ликвидации должника, чем и завершается данная стадия.

Мировое соглашение
  • На всех этапах без исключения можно прийти к мировому соглашению – между должником и кредитором возникает договоренность на тех или иных условиях по вопросам задолженности, производство дела останавливается. Основа соглашения – уступки сторон друг другу путем мирного урегулирования отношений и свободного волеизъявления.
  • Решение о мировом соглашении принимается на собрании конкурсных кредиторов, связанных между собой имущественными обязательствами по отношению к должнику. Решение принято, если оно согласовано с должником и все кредиторы проголосовали за него. Вместо должника на разных ступенях процедуры такое решение принимает внешний, конкурсный, временный управляющий.

Роль суда в них

Арбитражный суд – центральный орган в процессе банкротства. Если оно осуществляется в принудительном порядке, именно он принимает иск с просьбой признать должника банкротом. Процедура признания несостоятельности начинается именно с судебного акта, вынесенного арбитражным судом по месту расположения должника.

Суд участвует в каждой стадии и наделен такими полномочиями:

  • решает начать и прекратить производство о банкротстве;
  • вводит или прекращает все стадии, например, прекращает производство или внешнее управление по ходатайству управляющего, а в некоторых случаях кредиторов или должника;
  • утверждения отчета управляющего или отказ в этом;
  • продлевает сроки стадий;
  • признает должника банкротом;
  • утверждает план управляющего по оздоровлению должника и принимает решение об оздоровлении;
  • назначает арбитражного управляющего, который подконтрольный и подотчетный ему.

Именно посредством суда устанавливаются особые правовые статусы должника и его имущества. Он вводит, контролирует и прекращает, осуществляемые в ходе процедуры меры.

Все стадии банкротства как отдельной процедуры осуществляются в рамках судебного этапа

Проанализировав законодательство, выделяют две большие группы норм, касающиеся судебного производства и досудебного порядка урегулирования отношений. Они разделяются в зависимости от того, берет ли в них участие арбитражный суд.

Соответственно, выделяют два этапа, обобщающие все стадии:

Досудебный этап начинается от того времени, когда у должника появляются признаки финансовой несостоятельности. Он завершается восстановлением финансовых возможностей или переходом в судебный этап.

Второе название судебного этапа – конкурсный процесс, суд – один из его участников. Он возникает с момента принятия арбитражным судом заявления с просьбой признать должника банкротом, а завершается прекращением производства (признанием или непризнанием должника банкротом).

Для подачи иска в суд о банкротстве кредитору недостаточно выждать 3 месяца, а нужно также выполнить ряд условий, а именно предварительно подать иск в суд о взыскания суммы задолженности.

Взаимосвязь ступеней

В процессе перехода с одной стадии в другую изменяются полномочия и правовой статус их участников. В первую очередь это касается арбитражного управляющего. С каждой ступенью он проходит правовые трансформации: на стадиях наблюдательных мер, оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства он называется соответственно временным, административным, внешним, конкурсным управляющим.

Процесс перехода и взаимосвязи стадий вкратце выглядит так. После подачи иска суд начинает дело о банкротстве, вводится стадия наблюдения.

Далее, стадия оздоровления, если есть надежда на возобновления работы предприятия с существующим руководством. Она перетекает во внешнее управление, если необходимо вмешательство специалиста по управлению – внешнего управляющего, который исполняет роль руководства предприятия.

Если вследствие принятых мер невозможно возобновить платежеспособность должника для удовлетворения требований кредиторов, вводится следующая стадия – конкурсное производство, на которой продается имущество должника для погашения долгов, а после нее он признается банкротом.

Каждая стадия вводится, продлевается и закрывается судом, по каждой он принимает решение на основе отчетов и ходатайства арбитражного управляющего и в некоторых случаях кредиторов и должника.

Скорость переходов

Сроки переходов стадий определены законодательством:

Дополнительная вариация

Есть несколько вариантов развития событий при банкротстве. Только первая его стадия является обязательной, если на ней будет принято решение не реабилитировать, а ликвидировать предприятие, то сразу задействуется конкурсное производство. Производство может быть прекращено на любой стадии, если стороны придут к мировому соглашению, которое утверждается судом.

Также процедуру можно осуществить добровольным решением о банкротстве руководителя или уполномоченного органа предприятия, но при одном условии – наличие письменного согласия всех кредиторов. Тогда собранием кредиторов назначается ликвидационная комиссия.

Председатель ликвидационной комиссии выступает арбитражным управляющим. Но в любое время за иском хотя бы одного из неудовлетворенных кредиторов может начаться судебное производство о банкротстве.

Как особенность всех вариаций процедуры можно рассматривать скрытую их стадию, когда кредиторы имеют право инициировать судебное производство, но не делают этого или когда должник в месячный срок сам обязан обратиться в суд за признанием себя банкротом.

В большинстве случаев в российских условиях меры по оздоровлению предприятия не дают шансов на возобновления его платежеспособности. Часто ликвидацией заканчивается любой вариант течения процедур признания должника несостоятельным. То есть вполне уместно переходить сразу к конкурсной стадии и не тратить средства и время на иные основные этапы банкротства.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство .

Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство.

Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство.

Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц;

заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство.

Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

12. Досудебные процедуры банкротства

Досудебная санация – одна из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.