Можно Ли Узнать Есть У Человека Водительские Права? Права, гарантированные каждому. Классификация прав человека

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

Тихоокеанский институт политики и права

Кафедра Международных отношений


Курсовая работа

Эволюция отношений России и Израиля с 1947 г. - по настоящее время


Выполнила:

студентка группы П-7521

Гайдашёва Анна Вячеславовна

Научный руководитель:

ст. преп. Панченко М.П.


Владивосток



1. Введение

2. Основная часть:

Глава 1. Основные вехи в отношениях России и Израиля с 1947 – 1953гг

§ 1. Начало дипломатических отношений России и Израиля. Признание Израиля Советским Союзом

§ 2. Разрыв дипломатических отношений в 1953г

Глава 2. Направления внешней политики России по отношению к Израилю с 1953 по настоящее время

§ 1. Отношения между Советским Союзом и Израилем с 1953 по 1991 год.

§ 2. Россия и Израиль на современном этапе

3. Заключение

4. Список используемой литературы

1. Введение


Отношения между Россией и Израилем занимают важную нишу в международных дипломатических отношениях. Израиль является как экономическим, так и стратегическим партнером России. Советский Союз - один из первых государств, который признал независимость Израиля в 1948 году. Эволюция израильско-российских отношений проходила множество этапов с начала момента их установления, до распада в 1953 году, а также последующем их развитии. Данная тема является достаточно актуальной , т.к. на сегодняшний день между Россией и Израилем уже существуют развитые деловые отношения, израильские компании участвуют во множестве совместных проектов с российским частным бизнесом. За последние годы наработан значительный опыт успешного сотрудничества России и Израиля в сфере высоких технологий и телекоммуникаций. Международные связи Израиля могут дать ряд существенных преимуществ российским компаниям. Однако до настоящего времени произошло множество событий, которые сыграли не последнюю роль как в международной, так и в отечественной дипломатии. В данной работе рассмотрены основные этапы развития российско-израильских отношений. Специфика дипломатических отношений между Россией и Израилем весьма разнообразна. Между государствами подписаны различные соглашения, которые доказывают стремление достичь взаимопонимания в международных отношениях.

Цель работы – определить основные этапы, проблемы и перспективы развития российско-израильских отношений.

Задачи:

1. указать основные события, связанные с началом дипломатических отношений России и Израиля.

2. выделить причины разрыва дипломатических отношений в 1953г.

3. оценить отношения между Советским Союзом и Израилем с 1953 по 1991 год.

4. определить перспективы развития отношений России и Израиля в настоящее время.

Объект - исследование проблемы посвященной Израильско-советским отношениям с момента их установления.

Предмет - указать основные аспекты российско-израильской дипломатии.

И. Говрин в своей работе «Израильско-советские отношения» полностью раскрывает особенности дипломатических отношений СССР и Израиля. Началом Израильско-советских отношений принято считать 1948 год, с момента признания Советским Союзом де-юре Израиля. Именно с этой даты начинается описания основных событий произошедших в период до 1967 года. Говрин раскрывает все аспекты международной жизни, приводит конкретные факты касающиеся СССР и Израиля. Указывает место Израиля в системе международных отношений, например рассказывает о принятии Израиля в ООН. Немалое внимание уделяется проблеме еврейского населения на территории Советского Союза. Также раскрывает причины разрывов дипломатических отношений СССР и Израиля, и реакции государств на происходящие события. Описываются основные конфликты в которых участвовали Израиль и СССР, события во время «Шестидневной войны».

Васильев А.М. в книге «Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму» уделяет внимание событиям «шестидневной войны». Здесь он выдвигает свою теорию о повторном разрыве советско-израильских отношений. Он утверждает, что разрыв отношений с Израилем это ход во внутриполитической борьбе.

Что же касается статьи Даурова Р. в журнале «Мировая экономика и международные отношения», то здесь автор кратко описывает основные события произошедшие со времен поддержания СССР Израиля. Внимание уделяется времени перестройки и отношениям в настоящее время по 2006 год. В этой статье автор охватывает 15-ти летний период продолжительности восстановленных в полном объеме дипломатических отношений между Государством Израиль и СССР. Российская Федерация как правопреемница СССР с декабря 1991г. продолжила курс на развитие с Израилем двухсторонних отношений.

Также использовались электронные ресурсы, например официальный сайт посольства России в Израиле. Где собраны основные события, которые произошли со времени установления дипломатических отношений в 1948 году. В работе указаны договоры заключенные между Россией и Израилем за последнее время сотрудничества. К ним можно отнести: О воздушном сообщении (1993 г.), О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.); О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.) и многие другие.

Среди периодических изданий проблема российско-израильских отношений занимает не последнее место. Этому посвящены работы: Новгородова М.А. , Хаустова Н.В , Федорченко А.В. эти авторы уделяют внимание российско-израильской экономике в настоящее время.

Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена истории советско-израильских отношений с момента их установления до 1953 года. В этой главе содержится два параграфа. Вторая глава посвящена проблемам во внешней политике с 1953 года по настоящее время, а также перспективам для обоих государств, связанным с дальнейшим сотрудничеством. Вторая глава состоит из трех параграфов.

В заключении собраны основные выводы по итогам данной работы.

2. Основная часть

Глава 1. Основные вехи в отношениях России и Израиля с 1947 – 1953 гг

§ 1. Начало дипломатических отношений России и Израиля. Признание Израиля Советским Союзом


СССР поддержал резолюцию 181/II, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г., о создании в Палестине двух независимых государств, и таким образом содействовал появлению на карте мира Государства Израиль. 20 апреля 1948 г. на заседании Первого комитета Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко заявил, что «раздел Палестины на два государства представляет собой наиболее справедливое решение». Советский дипломат обвинил также Великобританию как «державу мандатарий», в том, что она «не только не сумела обеспечить элементарный порядок в Палестине, но даже открыла границу этого государства вооруженным бандам» (то есть арабским военизированным подразделениям) и сказал о «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину».

Советский Союз признал Израиль де-юре 17 мая 1948 года. Он был первой страной полностью признавшей Израиль. Признание последовало вслед за получением послания министра иностранных дел Израиля Моше Шарета министру иностранных дел Советского Союза В. Молотову, в которой он обратился с просьбой об официальном признании правительством Советского Союза Государства Израиль и его временного правительства. Шарет выразил надежду, что это признание укрепит дружеские отношения «между Советским союзом и его народом» и «Государством Израиль и проживающим в нем еврейским народом».

В заявлении от 18 мая 1948 года об официальном признании государства Израиль и его временного правительства В. Молотов выразил надежду, что «создание еврейским народом суверенного государства приведет к укреплению мира и безопасности в Палестине и на Ближнем Востоке», и веру правительства Советского союза «в развитие дружеских отношений между Советским Союзом и Государством Израиль».

В те судьбоносные дни Советский Союз выступил в поддержку Израиля. Он действовал как через ООН, где он резко осудил вторжение арабских армий на территорию Израиля и призвал к их немедленному выводу, так и оказывая Израилю через Чехословакию военную помощь, жизненно необходимую для отражения вторгшихся армий. Советский Союз ожидал, что в ответ на политическую и военную помощь Израиль встанет на его сторону в конфронтацию между блоками.

27 июня 1948 года в Тель-Авиве и Москве было официально объявлено об обмене официальными представительствами между двумя странами. Полномочным послом Советского Союза был назначен П.А. Ершов, а полномочным послом Израиля была назначена Г. Меир (Меерсон). 15 июля 1948 г. Представитель Украины в Совете Безопасности ООН резко осудил план графа Ф.Бернадота, согласно которому территории Негава и Галилеи рекомендовалось передать Иордании, охарактеризовав его как план, имеющий целью уничтожение Государства Израиль.

26 августа 1948 года в Тель-Авиве обществом дружбы с Советским Союзом в честь Г.Меир и в связи с ее отбытием в Москву был организован вечер, на котором она, в частности, заявила «Мы должны развивать взаимопонимание и дружбу с Советским союзом. Я хочу чтобы была создана прямая и тесная связь с советскими евреями. Я хочу работать с ними в дружеской атмосфере и стремлюсь завоевать их дружбу. Я хочу, чтобы эта прямая связь привела нас к хорошим отношениям с евреями Советского Союза».

5 октября 1948 года военный атташе израильского посольства в Москве обсуждал с советским военным руководством следующие вопросы военного сотрудничества между Советским Союзом и Израилем: а) подготовка командного состава; б) поставка трофейного немецкого оружия; в) военно-морские или военно-воздушные базы. Через месяц Г.Меир и М.Намир представили заведующему отделом Ближнего Востока министерства иностранных дел Советского Союза подобный список военного оборудования. Реакция чиновника МИДа была сдержанной. Он высказал опасения, как бы об этих переговорах не стало известно, так как ООН запрещает поставки оружия сторонам, замешанным в конфликте. Он добавил, что это не только повредит СССР, но и усложнит положение Израиля. 24 ноября 1948 года на третьей (политической) сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз предложил проект решения о немедленном выводе арабских армий, вторгшихся в Израиль. Представитель Советского Союза Киселев заявил, что Израиль был создан в результате вооруженной борьбы за свободу и независимость. 19 декабря 1948 года Советский Союз голосует за приятие Израиля в ООН. Предложение отклоняется из-за отсутствия необходимого большинства голосов. 7 февраля 1949 года заявлен первый советский протест посольству Израиля в Москве, в котором предъявлены обвинения по 2м пунктам:

1. Посольство занимается рассылкой писем гражданам Советского Союза еврейской национальности, призывает их покинуть Советский Союз, отказаться от советского гражданства и репатриироваться в Израиль. Так как эта деятельность является противозаконной и не согласуется со статусом дипломатического представительства, министерство иностранных дел Советского Союза рекомендует израильскому посольству прекратить ее.

2. Посольство выпускает и распространяет информационный бюллетень в нарушении правил, принятых в Советском Союзе. Посольство должно прекратить выпуск этого бюллетеня.

13 февраля 1949 года посол Советского Союза в Вашингтоне сделал заявление послу Израиля в Вашингтоне в связи со слухами о том, что Израиль собирается присоединиться к плану Маршалла. Он заверил израильского посла, что «у Советского Союза нет намерений просить Израиль присоединиться к возглавляемому им блоку государств, но Советский Союз хочет, чтобы Израиль оставался страной, проводящей независимую внешнюю политику, страной, свободной от иностранного влияния и иностранной власти». 20 марта 1949 года в Декларации принципов Кнессета указывалось, что Израиль будет верен Уставу ООН и будет поддерживать дружеские отношения со всеми странами, стремящимися к миру, в особенности с СССР и США. Г.Меир обратилась с просьбой о торговом кредите, об ускорении рассмотрения просьбы Израиля о поставках оружия из Советского Союза и об оказании Советским Союзом влияния на Румынию и Венгрию с целью разрешения правительствами этих стран репатриации евреев в Израиль. 5 мая 1949 г. Представитель Советского Союза в ООН потребовал незамедлительно принять Израиль в ООН и осудил проволочки, чинимые другими странами по этому вопросу. 11 мая 1949 года Израиль в ООН при энергичной поддержке Советского Союза. 7 июля 1949г. М. Намир как полномочный посол Израиля вручает верительные грамоты Председателю Президиума Верховного Совета.

17 апреля 1950 г. постоянный представитель Советского Союза в ООН Яков Малик вручил генеральному секретарю ООН послание, в котором говорилось, что решение Генеральной Ассамблеи от декабря 1948г., устанавливающее международный контроль над Иерусалимом, не удовлетворяет арабское и еврейское население не только Иерусалима, но и Палестины в целом и в подобных условиях правительство Советского Союза считает нужным отказаться от поддержки данного решения. Правительство Советского Союза выражало уверенность, что ООН сможет найти решение проблемы Иерусалима, - решение, которое будет приемлемым как для арабских, так и для еврейских жителей этого города. 25 мая 1950 года Израиль приветствовал американо-британо-французскую Тройственную декларацию о поставках оружия и гарантиях безопасности Израилю и арабским странам. 4 октября 1950г., после начала Корейской войны, Министр иностранных дел Израиля Моше Шарет выступил против предложения Советского Союза, призывавшего к выводу американских сил из Кореи. Израиль сообщает о своем решении отправить в Южную Корею партию лекарств. 30 октября 1950 года представитель Израиля в ООН присоединился к противникам советского проекта резолюции по вопросу по мирной конвенции и о запрещении применения ядерного оружия. 9 января 1951 года Советский Союз отклонил в ООН план израильской делегации по корейскому вопросу, требовавший немедленного вывода всех иностранных сил из Кореи. 20 мая 1951 года воздержался при голосовании по проекту решения, предложенного западными странами и призывавшего осудить Израиль за бомбардировку Эль-Хама и запретить ему продолжать осушение долины Хула. 21 ноября 1951 в послании странам Ближнего Востока заместитель министра иностранных дел Советского Союза Андрей Громыко выступил против плана регионального командования, предложенного США для этого района. Он предостерег, что присоединение к нему приведет к ухудшению отношений с Советским Союзом. 8 декабря 1951г. в ответе Израиля на советское послание разъяснялось, что Израилю не было предложено участвовать в этом проекте, хотя ему было сообщено о формировании командования; израильская сторона отмечала также, что она не находит оснований считать такое командование агрессивным. Израиль также подчеркивал, что на его территории нет иностранных баз и что он стремиться к миру. Используя эту возможность, Израиль призвал правительство Советского Союза разрешить репатриацию советских евреев в Израиль. 9 февраля 1953 г. на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба. Три человека из посольства были ранены. Президент и премьер-министр государства высказали глубокое сожаление в связи с этим актом и обещали задержать преступников и судить их. 13 февраля 1953 года правительство Советского Союза сообщило правительству Израиля о своем решении разорвать дипломатические отношения с Израилем. 17 февраля 1953 премьер-министр Д. Бен-Гурион выразил в Кнессете свое удивление и глубокую озабоченность в связи с этим решением Советского Союза. 19 – 21 февраля 1953 года персонал израильского посольства в Москве покинул Советский Союз, а персонал посольства в Тель-Авиве покинул Израиль.


§ 2. Разрыв дипломатических отношений в 1953 г


9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба, в результате чего три сотрудника посольства были ранены, и зданию был причинен ущерб. Этот акт послужил правительству Советского Союза поводом для разрыва дипломатических отношений с Израилем. Советский союз рассматривал нападение на посольство как акцию, родившуюся на волне негодования, захлестнувшего общественность и правительство Израиля вследствие антисемитских и антисионистских обвинений, выдвинутых на пражском процессе по «делу врачей» в Москве.

В заявлении, переданном посольству Израиля в Москве 11 февраля 1953 года, правительство Советского Союза возложило ответственность за взрыв на правительство Израиля. «Провокационная» политика правительства Израиля в отношении Советского Союза нашла свое выражение не только в газетных статьях, отражающих взгляды правящих партий Израиля, но и выступлениях представителей этих партий в Кнессете, а также и в речах израильских министров, в особенности в выступлении министра иностранных дел М. Шарета, который 19 января 1953 года «открыто подстрекал к враждебным действиям против Советского Союза». В заявлении отмечалось, что в Израиле отсутствуют «элементарные» условия для нормальной дипломатической деятельности представителей Советского Союза. Поэтому правительство Советского Союза приняло решение отозвать своего посла и персонал посольства и разорвать отношения с Израилем. В Израиле советское заявление было воспринято как серьезное и неожиданное развитие политического процесса с вызывающими тревогу последствиями для евреев, проживающих в Советском Союзе, и способное негативно повлиять на положение Израиля на международной арене. Премьер-министр Д. Бен-Гурион, выступая на обсуждении в Кнессете в связи с советским заявлением о разрыве отношений с Израилем, отметил, что правительство восприняло это заявление «с удивлением и серьезным беспокойством». Во время дискуссии в Кнессете в связи с заявлением о разрыве отношений министр иностранных дел М.Шарет воздержался от обсуждения политического значения этого разрыва для Израиля.

С середины 50-х годов ХХ века Москва делает ставку на радикальные арабские режимы – Египет, Сирию, Ирак. В этих странах революции покончили с монархической формой правления, и влияние западных держав оказалось под вопросом.

Начиналась эпоха дружбы Москвы с арабскими странами, где к власти пришли леворадикальные режимы. Кроме того, власти СССР были встревожены ростом симпатий советских евреев к государству Израиль, в том же 1948г. в СССР началась «борьба с безродными космополитами», и сионизм, к которому здесь всегда относились отрицательно, превратились чуть ли не в синоним предательства. Борьба с «космополитами» шла по нарастающей пока в ноябре 1952г. не достигла кульминации в «деле врачей».

В послании правительства Советского Союза решение о разрыве отношений с Израилем мотивировалось нападением на советское посольство в Тель-Авиве и заявлениями представителей израильского правительства во главе с министром иностранных дел в связи с «делом врачей», открыто подстрекавшими к враждебному отношению к Советскому Союзу.

«Дело врачей», вызвавшее в Израиле гнев, нарушило политическую сдержанность, характерную для руководителей государства со времени установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем, и позволило свободно высказываться о характере коммунистического режима и его лидера Сталина. В критическом подходе Бен-Гуриона, Шарета и их сторонников в партии и вне ее к вопросу о террористических политических режимах Восточной Европы и их враждебном отношении к евреям, сионизму и Государству Израиль не было ничего нового. Новым было решение вступить в идейную и политическую борьбу против враждебного коммунистического режима, воплотившегося в образе Сталина. В ситуации, когда советские евреи стояли на пороге духовной и физической катастрофы, лидеры Израиля и их сторонники считали своим национальным и моральным долгом выступить в защиту советских евреев с единственным оружием, которое они могли противопоставить могучей державе: просвещенным общественным мнением Запада.

Советский Союз из всего этого мог сделать следующие выводы:

1. Правительство Израиля выступает в поддержку советских евреев таким образом, как будто это израильские граждане. Данный факт не только противоречил ленинской теории о том, что еврейского народа не существует, но и оправдывал расхожее обвинение коммунистов, согласно которому сионизм рассматривает всех евреев мира как один народ и не принимает во внимание разделяющих их политических границ.

2. Государство Израиль, как еврейское сионистское государство, считает себя выразителем интересов и защитником еврейских общин во всем мире, и в особенности еврейских общин, находящихся в сфере влияния коммунистических режимов Восточной Европы.

3. Правительство Израиля не воздерживается от резкой критики коммунистических режимов Восточной Европы, несмотря на военную помощь, оказанную ими во время образования Государства Израиль, и присоединяется к лагерю врагов Советского Союза на Западе, заявляя о системе террора в Советского Союза, о попрании прав человека и очерняя образ Сталина.

Разрыв дипломатических отношений с Советским Союзом не заставил Израиль отступиться от борьбы против антисионистской политики Советского Союза и за улучшение положения евреев в странах коммунистического блока. И после разрыва отношений Израиль не прекратил выступлений на международной арене, выставляя перед представителями Советского Союза требования в защиту Евреев. Общественное мнение в странах Запада было на стороне Израиля, и были сделаны первые попытки рассмотрения этой проблемы на Всемирном еврейском конгрессе, в американском конгрессе и в ООН. Комиссия сената по иностранным делам при американском конгрессе 25 февраля 1953 года единогласно поддержала решение, «осуждающее преследование евреев в Советском Союзе». Для руководства борьбой в защиту советских евреев правительство Израиля решило направить в ООН министра труда Г.Меир, которая ранее был послом Израиля в Москве. Ее статус члена правительства и бывшего посла в Москве придавал дополнительный вес этому вопросу при его рассмотрении. Это сказалось уже во время обсуждения на политической комиссии проекта советско-китайско-чехословацкого предложения о «вмешательстве США во внутренние дела других стран», как и во время обсуждения на той же комиссии предложения Польши о «путях преодоления угрозы новой войны».

Израиль приветствовал заявление Советского Союза о том, что обвинения против врачей-евреев оказались безосновательными, и был удовлетворен советской критикой, осудившей эти обвинения в более резких выражениях, чем израильский министр иностранных дел 19 января 1953 года, и его слова, таким образом, получил подтверждение советского правительства. Наилучшей гарантией решения проблемы было бы представление еврейским общинам Восточной Европы право на самоопределение в области культурной и общинной жизни и права на свободную репатриацию в Израиль.

Выступление в ООН министра труда Израиля сопровождалось выступлениями представителей делегации Панамы, Голландии, Доминиканской Республики, Китая и Кубы, США и Уругвая. Это была демонстрация международного осуждения антисемитизма в странах восточного блока и предостережение, что преследование евреев в этих странах станет серьезным препятствием на пути установления мира между Востоком и Западом . Первая битва Израиля международной арене увенчалась успехом – проблема впервые обсуждалась на международном уровне. Выводы, извлеченные Израилем из этой битвы, заключались в том, что можно воспользоваться помощью общественного мнения Запада в борьбе против советского антисемитизма и за улучшение положения евреев Советского Союза. Что же касается Советского Союза, то он должен был сделать вывод, что в будущем следует принимать во внимание и этот фактор.

Глава 2. Направления внешней политики России по отношению к Израилю с 1953 г по настоящее время

§ 1. Отношения между Советским Союзом и Израилем с 1953 по 1991 год


Уже на следующий день после смерти Сталина начали происходить существенные изменения в организационной структуре высших органов коммунистической партии, утвержденные на XIX съезде. Представляя новый состав правительства в Верховном Совете 15 марта 1953 года, новый председатель Совета Министров Маленков изложил основы внешней политики Советского Союза.

1. Укрепления мира, безопасности и обороноспособности Советского Союза, проведение политики сотрудничества со всеми странами и развитие с ними взаимовыгодных торговых связей.

2. Тесное политическое и экономическое сотрудничество с Китаем и странам советского блока.

3. Уважение прав всех народов всех стран, как больших, так и малых.

4. Подчеркивание, что не существует ни одного спорного или нерешенного вопроса, который нельзя было бы урегулировать мирным путем на основе взаимного согласия между заинтересованными странами.

5. Государства, заинтересованные в сохранении мира, могут быть уверены как в настоящем, так и в будущем, в прочной мирной политике Советского Союза.

Готовность Советского Союза укреплять мир «со всеми странами», уважать их права, его желание покончить с атмосферой холодной войны, а также изменения, произошедшие во внутренней политике, сделали возможным возобновление дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом. Первый официальный сигнал поступил от представителя израильского министерства иностранных дел, который от имени правительства Израиля с удовлетворением реагировал на сообщение об освобождении врачей и снятии с них всех обвинений. Он подчеркнул, что правительство Израиля надеется, что восстановление истины завершиться прекращением антиеврейской кампании, и будет приветствовать восстановление нормальных отношений между Советским Союзом и Государством Израиль».

18 мая 1953 года, через шесть недель после первой инициативы Израиля, временный поверенный Израиля в Софии получил указание официально сообщить послу Советского Союза в Болгарии предложение Израиля о восстановлении дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом. 28 мая 1953 года дипломатические представители Израиля в Болгарии были приняты советским послом М. Бодровым (в дальнейшем он стал послом Советского Союза в Израиле). Они изложили ему предложение Израиля, и он ответил, что передаст его в советское министерство иностранных дел. 2 июня 1953 года посол передал ответ министерства иностранных дел Советского Союза: «Правительство Советского Союза готово рассмотреть просьбу Израиля о восстановлении дипломатических отношений». Советский посол обусловил рассмотрение этого вопроса тремя обязательствами со стороны израильского правительства:

1. Арест виновных во взрыве бомбы в посольстве Советского Союза в Тель-Авиве, что послужило поводом для разрыва отношений;

2. Правительство Израиля «всегда будет стремиться к дружеским отношениям с Советским Союзом;

3. Израиль «не заключит военного союза и соглашений, направленных против СССР».

Правительство Израиля, вероятно опасаясь упустить возможность восстановления дипломатических отношений с Советским Союзом, согласилось на требования советской стороны, что и было изложено в послании советскому министру иностранных дел от 5-го июля 1953 года, подписанном министром иностранных дел Израиля. Сообщение о восстановлении дипломатических отношений было опубликовано в Иерусалиме и в Москве одновременно, 17 июля 1953 года.

Соглашение о поставках оружия создало новый очаг напряженности в советско-израильских отношениях. Эта сделка стала темой дипломатических бесед между Израилем и СССР, в которых израильские представители пытались убедить Советский Союз признать тот факт, что вооружение, накапливаемое Египтом, представляет угрозу безопасности Израиля. Подобная угроза в адрес Израиля прозвучала впервые со времени установления дипломатических отношений между двумя странами. Руководители Израиля расценили советскую угрозу как вполне реальное намерение СССР предпринять конкретные шаги, если Израиль не отступит к израильско-египетской линии прекращения огня. Несмотря на то, что советские угрозы были резко, хотя и в сдержанной форме, отвергнуты, глубокое беспокойство по поводу того, что СССР действительно способен их реализовать, стало решающим соображением при принятии Бен-Гурионом решения об отступлении. Согласно свидетельству Г.Меир, в израильском правительстве не ожидали, что реакция Советского Союза на проведение Синайской кампании будет столь резкой и опасной. Советский Союз принял решение о проведении антиизраильской политики как долговременной программы. Публикация в «Известиях» представляет собой объявление политической войны Израилю, причем Советский Союз полностью солидаризуется с арабскими странами. Эта политика не изменится и после разрешения кризиса, связанного с проведением Синайской кампании, она продолжится и в будущем на протяжении того периода, когда СССР и США будут бороться за достижение контроля над Ближним Востоком.

С начала 1966г. советско-израильские отношения стремительно ухудшаются из-за исходивших со стороны израильского истеблишмента угрожающих заявлений в адрес сирийского режима, пришедшего к власти в феврале 1966г. и ориентировавшегося на СССР. В Кремле также вызвала раздражение развернувшаяся в мире в поддержку советских евреев широкомасштабная кампания, вдохновителем которой был Израиль.

10 июня 1967 года – СССР вновь разорвал дипломатические отношения с Израилем. В современной российской науке до сих пор ведутся споры относительно того, оправдан или не оправдан этот крайний шаг. Некоторые историки считают, что достаточно было бы ограничиться отзывом из Израиля советского посла либо понизить уровень дипломатических отношений. Согласно другой версии, предложение о разрыве дипломатических отношений с Израилем было выдвинуто политбюро А. Громыко, чтобы не ввязываться в крупную военную авантюру. Громыко опасался, что в случае вовлечения Советского Союза напрямую в военные действия на Ближнем Востоке, произойдет столкновение с США, и это будет повторением Карибского ракетного кризиса.

Несомненно, что ни СССР, ни США не хотели втягивания в прямую конфронтацию из-за ближневосточных событий. Однако, если говорить о разрыве дипломатических отношений СССР с Израилем, то для Советского Союза это был скорее эффективный акт выражения солидарности с арабским миром. В Москве полагали также, что таким способом можно оказать давление на Израиль, не желавший прислушиваться к требованиям и выполнять решения Совета Безопасности ООН.

В целом официальном советский подход к ближневосточному урегулированию окончательно сформировался к концу 60-х годов, включив в себя три фундаментальных положения. Первое касалось требования вывода израильских войск с оккупированных в ходе июньской войны 1967г. арабских территорий. Это же положение содержала историческая резолюция Совета Безопасности ООН 242 от 22 ноября 1967г., которая имела немалое значение как основа территориального урегулирования арабо-израильского конфликта. Второе положение заключалось в требовании предоставить арабскому народу палестины возможность осуществить его неотъемлемые национальные права, включая право на самоопределение. Третий компонент советского подхода к ближневосточному урегулированию предполагал право всех государств Ближнего Востока, включая будущее палестинское государство и Израиль, за независимое существование и свободное развитие.

В годы перестройки и общей либерализации советского режима советско-израильские отношения меняются в лучшую сторону. Советские евреи получили право на свободную эмиграцию из страны. В июле 1987г. в Израиле начала работать советская консульская миссия, занимавшаяся выдачей виз, а также проблемами российской собственности в Палестине. СССР принял помощь Израиля после чернобыльской трагедии и после землетрясения в Армении 1988 г.

После распада СССР российско-израильские отношения, по оценкам обеих сторон, стали «стабильными и достаточно дружественными». Важным фактором их развития является наличие в Израиле значительной общины выходцев из бывшего СССР, часть из которых имеют российское гражданство.

§ 2. Россия и Израиль на современном этапе


Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992 году Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд».

Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной инфраструктуры А.Шароном, премьер-министром В.С.Черномырдиным и председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского концерна «Газпром». Эта группа определила стоимость газа, который будет поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась возможность прокладки по морскому дну газопровода из России в Израиль. Все израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической ситуацией на Ближнем Востоке.

Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите И.Рабина в Москву, была выражена обоюдная готовность продолжить работу над формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о торгово-экономическом сотрудничестве положил начало реальному межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее первая сессия прошла в июне 1995 года в Москве. Была достигнута договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской промышленности , агропромышленного комплекса , алмазного бизнеса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ , космических исследований и авиационной промышленности , телекоммуникаций, строительства объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены соответственно председатель Государственного комитета по науке и технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский. Несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997 году. Причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами.

По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол.

Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского правительства предоставить России кредит в 50 млн. долл. для развития проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники, имеющих общенациональное значение. На встрече также была достигнута договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом относительно постоянного обмена актуализированной бизнес информацией. Было принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит договор о поощрении и защите инвестиций.

Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта.

Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о высших органах законодательной власти двух стран – Государственной Думе и Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между двумя странами.

В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года. Ее возглавлял Рафаэль Эйтан.

После выборов в Думу в 1996 г. Российская комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее координатором был избран П. Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом. Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей сотрудничества с Израилем:

1.заимствование опыта государственной и общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;

2.социальная защита пожилых людей;

3.заимствование опыта израильских центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с российскими инновационными фирмами;

4.содействие израильских фирм в деле привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;

5.взаимная торговля между нашими странами;

6.возврат в Россию незаконно вывезенных в Израиль капиталов.

По работе комиссии отчетливо видна ее заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из 120. Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии отношений.

Значительный интерес к сотрудничеству проявили представители одной из наиболее наукоемких отраслей современной экономики – авиационной промышленности. В марте 1997 г. в Москве было подписано российско-израильское соглашение , в соответствии с которым российские истребители и пассажирские самолеты «Илюшин» будут модернизировать на исчисляться сотнями миллионов долларов. Компании обеих стран приступили также к реализации ряда конверсионных проектов. Авиастроительное предприятие КБ им. Яковлева и крупнейший израильский промышленный концерн «ИАИ» осуществляют подготовку к современному производству и продаже на мировых рынках самолета для бизнесменов ЯК-48, способного, по предварительным оценкам, завоевать четвертую часть мирового рынка аппаратов данного класса. Кооперирование в авиационной промышленности поможет российскому авиастроению сертифицировать производственные участки по международным стандартам, что в свою очередь, увеличит количество и объем заказов зарубежных фирм.

Со своей стороны израильтяне проявляют огромный интерес к российским научно-техническим разработкам в области ядерной энергетики, производства точных измерительных приборов, оптических инструментов. Был заключен контракт на приобретение созданных петербургскими учеными химических технологий, которые будут использоваться при переработке сырья, добываемого в районе Мертвого моря.

Оба государства активно обмениваются технологиями в области строительства. Израильтяне возводят в России гостиницы, здания рынков и другие сооружения. К сожалению, в августе 1998 года Россия попала в ситуацию дефолта, что серьезно ударило по некоторым израильским компаниям, и заставило их задуматься о целесообразности сотрудничества с российскими фирмами. В такой ситуации министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский, человек всегда отстаивавший позицию активного сотрудничества с Россией, совершил блиц-поездку в Москву. А за неделю до визита в Иерусалиме состоялось совещание, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с кризисом в России. По результатам совещания один из его участников Дов Мишор сообщил, что, несмотря на переживаемые экономические трудности, Россия потенциально остается важным торговым партнером Израиля. Однако, он заметил, что создавшаяся ситуация в России не может не привести к определенной корректировке тактики израильско-российских коммерческих отношений.

Несмотря на некоторые потери израильских бизнесменов в России во время кризиса, можно с уверенностью сказать, что их потери гораздо меньше, чем у их европейских и американских коллег. Если говорить в целом о динамике внешней торговли Израиля с Россией, то прирост объема импорта составил 494,5%, а прирост стоимостного экспорта – 990,4%.

В процессе разработки и согласования находятся проекты соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в Израиле, о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Развитие торгово-экономических отношений с Израилем представляет для России интерес в силу высокоразвитой экономики Израиля, использующей новейшие технологии и разработки мирового уровня. Возобновившиеся в 1990 году торгово-экономические связи с этой страной получили развитие. В 1991 г. товарооборот не превышал 12 млн. долл. США. В 2002-2007 гг. торговля с Израилем, по данным ФТС России, характеризуется следующим:

Товарооборот, млн.долл.США

2002 г .

2003 г .

2004 г .

2005 г .

2006 г .

2007 г .

январь-май

Т/оборот

Экспорт-всего

Драгоценные камни


Нефть и нефтепродукты


Металлы и изделия из них


Древесина и целлюлозно-бумажные изделия


Импорт-всего

- Машины, оборудование и транспортные средства


Продукция химической промышленности


Продовольственные товары и с/х сырье


В Израиль в основном поставляются необработанные алмазы (45-55% общего объема экспорта), нефть и нефтепродукты (30-40%), металлопрокат, пиломатериалы, бумага и бумажные изделия, зерновые. Весьма значительный рост российского экспорта в 2000-2007 гг. вызван соответствующим увеличением поставок необработанных алмазов и сырой нефти.

Импорт из Израиля включает, главным образом, машины и оборудование, в т.ч. аппаратуру для телефонной, телеграфной и радиосвязи, медицинские приборы и устройства (45-60% общего объема импорта), продукцию химической и пищевой промышленности, медикаменты.

Проводится работа по созданию механизмов совместного финансирования и продвижения проектов научных исследований и разработок. На базе Российской государственной академии инноваций в конце 2005 г. учрежден «Центр научно-технического и инновационного сотрудничества России и Израиля». В июне 2006 г. между Роснаукой и Научно-исследовательским центром израильской промышленности был подписан меморандум о сотрудничестве в области науки, технологии и промышленных инноваций. Израильские инвестиции в развитие российских инновационных технологий обещают хорошую коммерческую отдачу.

ОАО «Газпром» ведет переговоры с Министерством национальной инфраструктуры Израиля и заинтересованными израильскими компаниями относительно реализации крупного проекта по поставкам российского природного газа в Израиль.

В рамках «Меморандума о взаимопонимании между Российским космическим агентством и Израильским космическим агентством» от 31.08.94 осуществляется сотрудничество в космической области. В июле 1998 г. российским космическим аппаратом «Ресурс-01» осуществлен запуск малого израильского спутника «ТЕХСАТ-2». В декабре 2000 г. российской ракетой выполнен запуск израильского спутника «ЭРОС-А1», в декабре 2003 г. – «Амос-2», в апреле 2006 г. – «ЭРОС-В1».

Осуществляется сотрудничество российских и израильских компаний в области телекоммуникаций, в том числе в расширении производства современного телекоммуникационного оборудования в России, модернизации традиционных российских средств связи и использовании в России современных израильских технологий спутниковой связи. Достигнута принципиальная договоренность о сотрудничестве в области создания инфокоммуникационных систем, использующих телемедицинские технологии. Идет активное взаимодействие с израильской стороной в области почтовой связи на базе соглашения между ФГУП «Почта России» и израильской компанией «Гилят Сетелайт Нетуоркс» от 27.06.2005 г.

Взаимовыгодный характер носит сотрудничество в сфере алмазно-бриллиантового бизнеса, включающее обработку алмазов и металлов, торговлю необработанными, промышленными и обработанными алмазами.

Израильская сторона проявляет заинтересованность в привлечении российских компаний к реализации в Израиле проектов в области инфраструктуры, транспорта и строительства.

Действует Смешанная Российско-Израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, проведено шесть ее заседаний.

На шестом заседании (ноябрь 2006 г.) были рассмотрены состояние и перспективы двусторонних отношений в областях торговли и инвестиций, банков и финансов, информационных технологий и телекоммуникаций, алмазно-бриллиантового бизнеса, промышленных исследований и разработок, научных исследований, стандартизации, метрологии и оценки соответствия, здравоохранения и медицинских наук, космоса, туризма, сельского хозяйства. По итогам заседания подписан протокол, в котором зафиксированы договоренности Сторон по основным вопросам сотрудничества. Между Россией и Израилем действуют 16 межправительственных соглашений, в том числе о военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран. Еще несколько проектов соглашений о сотрудничестве находятся в стадии разработки и согласования.

Заключение


В ходе исследования можно сделать следующие выводы. Началом установления советско-израильских отношений можно считать 1948 год. За этот период были сделаны первые шаги для нормализации отношений между Советским Союзом и Государством Израиль. Советский Союз признал Израиль независимым и способствовал принятию его в ООН. Не маловажным является и обмен дипломатическими представительствами между двумя государствами, что вывело отношения между Советским Союзом и Израилем на новый уровень.

С1953 года наблюдается резкое ухудшение отношений между государствами. После падения бомбы на территорию советского посольства бомбы, Советский Союз выказал желание разорвать дипломатические отношения. В этот период наиболее остро встает проблема еврейского населения. Данная проблема обсуждалась на различных конференциях, в том числе в рамках ООН.

После смерти Сталина израильско-советские отношения вновь начали улучшаться. В этот период Советский Союз был заинтересован в установлении партнерских отношений со многими государствами, желая покончить с атмосферой «холодной войны». Первый шаг был сделан израильским министерством иностранных дел. 5 го июля 1953 года удалось достичь определенной договоренности. Однако в 1966 году советско-израильские отношения вновь начали ухудшаться. Одним из поводов могло послужить Соглашение о поставках оружия. В годы перестройки отношения между государствами вновь стали улучшаться, а после распада СССР приобрели новый статус. Усиленному развитию двухсторонних контактов между Россией и Израилем необходимо отдать должное А.Либерману. полноценное сотрудничество началось с 1994 года. Оба государства весьма заинтересованы и в дальнейшем сотрудничестве. Были заключены двухсторонние договоры в различных областях. Оба государства заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

Список используемой литературы

1. О воздушном сообщении (1993 г.)// Официальный сайт посольства России в Израиле// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Говрин Иосеф. Израильско-советские отношения 1953-1967гг. Пер. с иврита. А.Варшавского Прогресс:Культура. 336с.

Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму. М., 1993

Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем. Дорога длинною в 15 лет// Мировая экономика и Международные отношения. – 2006. №11

Новгородов М.А. Институт экспорта Израиля: становление и современный этап. Востоковедный сборник. Выпуск 2. Москва.2001.

Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.340

Федорченко А.В. Российско-израильские экономические связи: итоги и перспективы.// МэиМо.- 2000.- №2.-С.19-22

Федорченко А.В. Российско-израильские экономические связи: итоги и

перспективы.// МэиМо.- 2000.- №2.-С.19-22

Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и

Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.340

#"#_ftnref32" name="_ftn32" title=""> О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.).

Израильские правящие круги связывали поддержку Советского Союза в вопросе о создании государства Израиль с разрешением свободной эмиграции евреев из СССР.

Советское правительство разграничило вопрос поддержки политики Израиля в ООН и в международной политике и вопрос репатриации советских граждан еврейской национальности. Последний вопрос стал камнем преткновения в советско‑израильских отношениях. Признание за евреями права свободного выезда из СССР на постоянное место жительства в Израиль означало признание сионизма, что подрывало коммунистическую идеологию Советского государства.

Разногласия между двумя странами вызывала и советская политика на Ближнем Востоке. СССР требовал создания арабского государства в Палестине, в то время как Израиль и Великобритания предпочли аннексию этой территории Иорданией. СССР выступил за опеку Совета Безопасности ООН над Иерусалимом, что также шло вразрез с планами Израиля. Как отмечали советские дипломаты, Израиль на Ближнем Востоке стал проводить политику, созвучную стратегическим интересам США.

Во второй половине 1949 года были прекращены торговые отношения между Израилем и СССР. Советский Союз отклонил просьбу Израиля о предоставлении кредита, и после этого закупки продукции Израилем прекратились.

"Дело врачей" в начале 1953 года, по которому в СССР была арестована группа медиков еврейской национальности, вызвало большой резонанс в Израиле и дало повод обвинить советское правительства в политике антисемитизма.

9 февраля 1953 года на территории миссии СССР в Израиле произошел взрыв бомбы, произведенный неизвестными террористами, в результате чего были ранены три человека. В ноте протеста от 11 февраля от имени правительства Советского Союза ответственность за террористический акт возлагалась на правительство Израиля. 12 февраля 1953 года нота была вручена посланнику Израиля в СССР, дипломатические отношения с Израилем были разорваны.

После реабилитации обвиняемых по "делу врачей" началась серия переговоров о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. 6 июля 1953 года министр иностранных дел Израиля Моше Шаретт направил министру иностранных дел СССР Вячеславу Молотову официальное предложение "восстановить в духе подлинной международной дружбы нормальные дипломатические отношения, которые были прерваны 12 февраля 1953 года". В ответном письме от 15 июля 1953 года Молотов сообщил о "желании иметь дружественные отношения с Израилем и считает возможным восстановить дипломатические отношения с правительством Израиля".

10 июня 1967 года дипотношения между двумя странами вновь были прерваны с началом войны Израиля с Египтом, Иорданией, Сирией, Ираком и Алжиром, которая получила название Шестидневной войны. Война окончилась серьезным поражением арабских государств. СССР, демонстрируя свою солидарность с арабскими странами, разорвал дипломатические отношения с Израилем.

С лета 1967 года до второй половины 1980‑х годов СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были единичные встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 года или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль. Израильское представительство действовало при посольстве Нидерландов в Москве и занималось почти исключительно вопросами репатриации советских евреев.

Интересы Советского Союза в Израиле представлял а Финляндия.

В 1985 году между Москвой и Тель‑Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 году. В 1987 году были возобновлены контакты по консульской линии.

Дипломатические отношения между СССР и Израилем были восстановлены в полном объеме 18 октября 1991 года. Совместное заявление о восстановлении дипотношений было принято в ходе визита советского министра иностранных дел Бориса Панкина в Иерусалим. Генеральные консульства обеих стран получили статус посольств. Это произошло накануне открытия Мадридской конференции по урегулированию арабо‑израильского конфликта, проходившей под эгидой США и СССР.

Советским послом в Израиле был назначен известный публицист Александр Бовин. Опытный дипломат Арье Левин стал первым после восстановления отношений чрезвычайным и полномочным послом Израиля в СССР.

В декабре 1991 года были открыты российское посольство в Тель‑Авиве, израильское посольство в Москве.

13 декабря 1991 года посол Советского Союза Александр Бовин вручил в Иерусалиме верительные грамоты президенту Израиля Хаиму Герцогу. Новый посол СССР пробыл на своем посту всего несколько дней, так как Советский Союз перестал существовать. Посол СССР Александр Бовин стал послом Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Нынешний официальный визит главы израильского правительства в Россию — четвертый за последние полтора года. В прошлом июне во время празднования 25-летия дипломатических отношений между РФ и Израилем Путин и Нетаньяху демонстрировали идиллические взаимоотношения, обменивались шутками на сцене Большого театра. По дороге домой, в самолете, Нетаньяху даже заявил журналистам, что «мы превратили Россию из противника в друга».

Сегодня июньская декларация израильского главы правительства стоит перед серьезным испытанием, отмечает Алекс Ниренберг. Это придает его нынешнему визиту в Москву особый драматизм. Порой создается впечатление, что в последние полтора года обе стороны всячески старались игнорировать серьезнейшие разногласия, связанные с сирийской проблемой. Однако далее избегать этой темы невозможно. Ожидаются судьбоносные решения, которые могут оказать огромное влияние на достаточно деликатные и хрупкие отношения между Москвой и Иерусалимом.

Контекст

Израиль торгуется с Россией

Al-Akhbar 14.03.2017

Путин и Нетаньяху скрестили шпаги

Neue Zürcher Zeitung 13.01.2017

Между Путиным и Нетаньяху

Haaretz 14.12.2016

ООН: антиизраильский курс России

Maariv 27.10.2016 Главной проблемой является то, что Россия взаимодействует с Ираном и «Хезболлой» в войне против «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии и поддерживает разветвленные торговые отношения с Тегераном. В том числе и в военной сфере. Между тем, Израиль считает Иран главной угрозой своей безопасности. Он не готов смириться с тем, что «Исламское государство» и «Хезболла», с помощью России, пытаются закрепиться на сирийской части Голанского плато, вблизи от северных рубежей еврейского государства. Следует отметить, что российские военные руководители и представители военно-промышленного комплекса настаивают на сближении с Ираном — даже если это приведет к охлаждению отношений с Израилем.

Речь идет о практических соображениях: с Ираном можно заключать миллиардные сделки в оборонной сфере. В то же время, с точки зрения российских военных, Израиль был и остается не более, чем американским сателлитом, с которым так или иначе невозможно реализовывать серьезные торговые проекты в военной сфере. В прошлом году российские СМИ подробно освещали заключение многомиллиардного договора о военной помощи между США и Израилем, подчеркивая, что таким образом Америка привязывает Израиль к своим стратегическим интересам.

И в Израиле, и в России многие задают вопрос: в чем подлинная суть российско-израильских отношений? Идет ли речь о партнерах, имеющих общие стратегические интересы, как это официально декларируют обе стороны. Или эти страны были и остаются жестокими противниками, как это имело место в советский период после Шестидневной войны 1967 года?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ИЗРАИЛЕМ

Отношения СССР с Израилем определялись тремя факторами: борьбой между великими державами за преобладание на Ближнем Востоке, стремлением советского руководства сколотить и возглавить всемирный «антиимпериалистический фронт», а также наличием в самом СССР еврейского национального меньшинства. В период Второй мировой войны и сразу после нее, когда позиции Великобритании в арабском мире казались незыблемыми, СССР сделал ставку на вовлечение Израиля в орбиту своего влияния. После вступления СССР в войну (1941 г.) его дипломатические представители неоднократно встречались с лидерами сионистского движения и посещали Эрец-Исраэль, выражая свое восхищение достижениями ишува . В январе 1944 г. в Москве прошла выставка сельскохозяйственной продукции еврейских поселений в Эрец-Исраэль, а в феврале 1945 г. советские участники учредительной конференции Всемирной федерации профсоюзов поддержали резолюцию, гласившую, что «еврейский народ должен получить возможность продолжить строительство своего национального очага в Палестине».

В феврале 1947 г. делегация СССР в Организации Объединенных Наций (ООН) приветствовала решение Великобритании передать палестинский вопрос на рассмотрение этой организации, а 14 мая того же года А. Громыко, заместитель министра иностранных дел СССР, заявил на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «...Тот факт, что ни одна западноевропейская держава не смогла защитить элементарные права еврейского народа и спасти его от рук фашистских палачей, объясняет стремление евреев создать свое собственное государство... Было бы несправедливо лишить еврейский народ этого права, особенно ввиду того, что ему пришлось пережить во время Второй мировой войны». 13 октября 1947 г. советское посольство в США сообщило, что СССР поддерживает план раздела Палестины , а 29 ноября делегации СССР и всех входивших в его состав или зависимых от него стран - членов ООН (Белоруссии, Украины, Польши, Чехословакии) проголосовали на сессии Генеральной Ассамблеи за соответствующую резолюцию, обеспечив тем самым необходимое для ее принятия большинство в 2/3 голосов. На заседании Совета Безопасности ООН, созванном для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко отверг как «небеспристрастное и несправедливое» предложение США обратиться к «арабским и еврейским вооруженным группам» с призывом «немедленно прекратить акты насилия» и потребовал внести в текст резолюции фразу о «немедленном выводе всех вооруженных групп, вторгшихся в Палестину извне» (то есть арабских боевиков из соседних стран) и «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину». 30 марта 1948 г. А. Громыко резко выступил против разработанного США проекта установления временной опеки ООН над Палестиной и отсрочки создания еврейского и арабского государств, заявив, что американская делегация пытается таким образом «похоронить» план раздела, и решительно высказался в пользу безоговорочного выполнения резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г.

СССР стал первой великой державой, признавшей Государство Израиль де-юре; советское руководство организовало (через Чехословакию) снабжение Х аганы , а затем Армии Обороны Израиля вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боевых самолетов, и боеприпасами (эти поставки стали важным фактором победы израильских вооруженных сил в Войне за Независимость), оказало вновь созданному еврейскому государству экономическую помощь (через Польшу) и дало согласие на репатриацию в Израиль десятков тысяч евреев из стран коммунистического блока (но не из самого СССР). В сентябре 1948 г. в Москве начало работать израильское представительство; первым послом Израиля в СССР стала Голда Меир (в апреле 1949 г. ее сменил М. Намир). П. Ершов, глава советской дипломатической миссии, открывшейся в Тель-Авиве, на протяжении некоторого времени был единственным чрезвычайным и полномочным послом в Израиле. Одной из первых крупных внешнеполитических акций израильского правительства стала передача находившемуся под полным контролем советских властей московскому патриархату («красной церкви») недвижимого имущества русской православной церкви на территории Израиля.

Ситуация резко изменилась уже в первой половине 1949 г.; это было вызвано отказом правительства Д. Бен-Гуриона от односторонней ориентации на коммунистический лагерь (которому симпатизировали многие лидеры доминировавших в то время в стране левосионистских партий) и тем, что солидарность советских евреев с Государством Израиль (одним из ее проявлений стала восторженная встреча, устроенная ими Голде Меир: несколько десятков тысяч человек приветствовали ее при посещении Московской хоральной синагоги на Рош х а-Шана и Иом-Киппур) вызвала недовольство И. В. Сталина. СССР постепенно перестал поддерживать Израиль в ООН, отверг его просьбу об оказании технической помощи, а в начале 1953 г. в советской прессе прозвучали (в связи с делом врачей) утверждения о существовании «сионистской шпионской сети», плетущей интриги против СССР и стран «народной демократии». 9 февраля 1953 г. члены тайного кружка крайних националистов (так называемого Црифинского подполья) взорвали бомбу на территории советского посольства в Тель-Авиве (в знак протеста против антисемитской кампании в СССР и зависимых от него странах). Несмотря на то, что организаторов и исполнителей этой акции (в результате которой никто не пострадал) арестовали и предали суду, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В июле того же года (после смерти И. В. Сталина и прекращения дела врачей) дипломатические отношения были восстановлены, однако антиизраильские тенденции в советской внешней политике продолжали усиливаться. СССР начал сближаться с теми арабскими странами (Египтом , затем Сирией), где к власти пришли леворадикальные режимы. В январе 1954 г. он впервые блокировал в Совете Безопасности ООН принятие двух благоприятных для Израиля резолюций, а в сентябре 1955 г. продал Египту (через Чехословакию) большую партию вооружения, что привело к серьезному нарушению стратегического баланса на Ближнем Востоке и в конечном итоге - к израильско-египетской войне 1956 г. (см. Синайская кампания). В ходе этого конфликта советское руководство выступило с угрозами в адрес Израиля (Н. Булганин, председатель совета министров СССР, направил Д. Бен-Гуриону ноту, в которой говорилось, что наступление израильской армии в Синае «ставит под вопрос самое существование Израиля как государства») и выразило готовность «разрешить выезд добровольцев» (то есть фактически послать регулярные военные части) в Египет для оказания ему помощи в «отражении агрессии». В середине 1950-х гг. началось свертывание советско-израильских экономических связей: если в 1954 г. объем товарооборота между двумя странами составил 3 млн долларов, то уже в 1955 г. - немногим более 1,5 млн; в последующие годы он продолжал снижаться (в ноябре 1956 г., сразу после окончания Синайской кампании, СССР в одностороннем порядке денонсировал заключенное ранее соглашение о поставках сырой нефти в Израиль).

Во второй половине 1950-х гг. - первой половине 1960-х гг. СССР, руководители которого рассматривали Израиль как верного союзника Великобритании и Франции, а затем США, и стремились добиться стратегического перевеса над странами Запада, отрезав их от источников сырья (особенно нефти) и рынков сбыта в «третьем мире», окончательно перешел на проарабские позиции. Несмотря на то, что израильская сторона неоднократно выражала готовность наладить дружественные отношения с СССР и сотрудничать с ним во всех областях (об этом говорилось, например, в ноте израильского министерства иностранных дел от января 1958 г. и в постановлении комиссии Кнесета по иностранным делам и обороне, принятом в декабре 1961 г.), политические, экономические и культурные контакты между двумя государствами были сведены к минимуму. Одновременно СССР оказывал широкую экономическую помощь арабским странам, находившимся в состоянии войны с Израилем, главным образом Сирии и Египту, поставлял им оружие, всемерно поддерживал их на международной арене, прежде всего в ООН. Советские средства массовой информации резко критиковали государственный и общественный строй Израиля и в особенности его внешнюю политику. В 1958 г. Израиль впервые посетила группа туристов из СССР (в основном писатели и деятели искусств); однако по возвращении они выступили в печати с крайне тенденциозными отзывами о еврейском государстве, показав тем самым, что главной целью этой поездки было дальнейшее развертывание антиизраильской кампании. В 1964 г. представители Израиля и СССР заключили соглашение о покупке Израилем части недвижимости, переданной ранее «красной церкви» (см. выше), однако это осталось эпизодом и ни в коей мере не способствовало развитию двусторонних экономических связей. В октябре 1965 г., когда США и Бразилия предложили обсуждавшийся в ООН проект Конвенции об искоренении всех видов расовой дискриминации дополнить списком расистских идеологий, включив в него антисемитизм, советская делегация потребовала, чтобы в этом списке фигурировал и сионизм (в результате закулисных маневров оба предложения были сняты).

Весной 1967 г. действия СССР на Ближнем Востоке во многом способствовали нагнетанию напряженности в регионе, приведшему в итоге к Шестидневной войне. В апреле 1967 г. советские средства массовой информации без всякого на то основания заявили, что Израиль концентрирует войска на севере страны, а дипломатические и военные представители СССР в Египте потребовали, чтобы он принял меры для предотвращения «израильской агрессии» против Сирии. Попытки правительства Израиля ознакомить советское руководство с истинным положением дел (премьер-министр Л. Эшкол даже предложил послу СССР в Израиле Д. Чувахину лично съездить на линию прекращения огня, дабы убедиться в том, что сообщение о сосредоточении израильских сил представляет собой фальшивку) не увенчались успехом. Все агрессивные по отношению к Израилю акции Египта в мае 1967 г. (переброска войск в Синай, блокада Тиранского пролива, обращение в ООН с требованием вывести ее воинские подразделения с линии прекращения огня, заключение военного союза с Иорданией) были осуществлены по инициативе СССР или с его одобрения. Одновременно советские представители в ООН блокировали обсуждение обстановки на Ближнем Востоке в Совете Безопасности; лишь 6 июня, когда война уже началась и поступили первые сообщения о поражении арабских армий, СССР поддержал резолюцию о прекращении огня. 10 июня он разорвал дипломатические отношения с Израилем; по его требованию так же поступили все остальные страны, входившие в коммунистический блок, кроме Румынии.

С лета 1967 г. до второй половины 1980-х гг. СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были спорадические встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 г. или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль, а в Москве при посольстве Нидерландов фактически действовало израильское представительство, занимавшееся почти исключительно вопросами репатриации советских евреев. СССР оказывал политическую, экономическую и военную помощь арабским странам и террористическим организациям, осуществлявшим вооруженные акции против Израиля, неизменно поддерживал в ООН антиизраильские резолюции (включая принятую в 1975 г. резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму), а нередко и выступал в качестве их инициатора. Советская печать, радио и телевидение вели массированную антиизраильскую и антисионистскую кампанию, в ряде случаев принимавшую антисемитский характер; резкой критике подвергались как военные акции Израиля (см. «Энтеббе» операция , Ливанская война), так и достигнутые им соглашения с арабскими странами (в особенности заключенный в 1979 г. мирный договор с Египтом).

Лишь в конце 1980-х гг. советское руководство, проводившее в то время политику «перестройки» (одним из внешнеполитических аспектов которой было прекращение безоговорочной поддержки всех «антиимпериалистических» сил), постепенно отказалось от одностороннего подхода к ближневосточному конфликту и Государству Израиль как таковому. В советских средствах массовой информации впервые за долгое время появились материалы об Израиле, выдержанные в более или менее объективном или даже сочувственном тоне. В июле 1987 г. в Израиль прибыла советская консульская делегация в составе трех человек (первоначально было объявлено, что их единственная задача - провести с израильскими властями переговоры по вопросу о собственности русской православной церкви в Израиле; однако по завершении этих переговоров советские дипломаты остались в Тель-Авиве). В июне 1988 г. министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром , а в июле того же года израильская консульская делегация прибыла в Москву. В октябре 1989 г. СССР посетил министр сельского хозяйства Израиля А. Кац-Оз; в соответствии с соглашением, подписанным во время этого визита, Израиль начал в декабре 1989 г. поставлять в СССР продукты питания. В ноябре 1990 г. был подписан советско-израильский договор о научно-техническом сотрудничестве, а в январе 1991 г. в Москве открылось консульство Израиля. В мае 1991 г. А. Бессмертных стал первым министром иностранных дел СССР, посетившим Израиль с официальным визитом. В октябре 1991 г. два государства достигли договоренности о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме; А. Бовин был назначен советским послом в Израиле (приступил к выполнению своих обязанностей уже как посол России, поскольку к тому времени СССР распался). Мадридская мирная конференция по Ближнему Востоку, открывшаяся в конце октября 1991 г., проходила первоначально под эгидой США и СССР; во время ее 1-й сессии М. Горбачев, президент СССР, встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром (единственная в истории советско-израильских отношений встреча на высшем уровне). В декабре 1991 г. советская делегация в ООН проголосовала за отмену резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму.

Об отношениях между Израилем и государствами, образовавшимися после распада СССР, см. соответствующие статьи.

КЕЭ, том: 8.
Кол.: 289–293.
Издано: 1996.

Советский Союз установил дипломатические отношения с Государством Израилем сразу после его создания в мае 1948 года. С июня 1967 года по октябрь 1991 года дипотношения были прерваны. В 1987 году дипломатические контакты были возобновлены на уровне обмена консульскими группами, а в октябре 1991 года восстановлены дипотношения в полном объёме. В декабре 1991 года были открыты израильское посольство в Москве и советское (российское) посольство в Тель-Авиве.

Поступательный характер российско-израильских отношений подтверждается активным делегационным обменом, в том числе и на высшем уровне. С официальными визитами Москву посетили израильские премьер-министры И. Рабин (1994), Б. Нетаньяху (1999), Э. Барак (1999), А. Шарон (трижды в период с 2001 по 2003 год), Э. Ольмерт (2006). Важным событием в истории развития российско-израильских отношений стал официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Израиль в апреле 2005 года Министр иностранных дел России С. В. Лавров нанёс шесть визитов в Израиль в рамках рабочих поездок по странам Ближнего Востока. Политический диалог между двумя странами развивается по широкому кругу вопросов, в том числе по меж-мидовской линии в рамках двустороннего рабочего Комитета по Ближнему Востоку. Обмен мнениями по проблематике ближневосточного урегулирования идёт постоянно и на различных уровнях. На регулярной основе в регионе работает спецпредставитель министра иностранных дел России (в настоящее время С. Я. Яковлев), который проводит консультации с израильской и палестинской сторонами в рамках международной «четвёрки» наблюдателей по урегулированию регионального конфликта.

Русскоязычная община израильтян является важным фактором развития всесторонних отношений между Россией и Израилем, которые за последние пятнадцать лет можно охарактеризовать как динамично развивающиеся. Результатом дипломатических усилий обеих сторон стало подписание следующих межправительственных соглашений, охватывающих все области взаимного сотрудничества:

— о воздушном сообщении (1993 год);

— о торгово-экономическом сотрудничестве (1994 год);

— о научно-техническом сотрудничестве (1994 год);

— о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 год);

— о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 год);

— о сотрудничестве в области культуры и образования (1994 год);

— о сотрудничестве в области туризма (1994 год);

— о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (1996 год);

— Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 год);

— о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 год);

— об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 год);

— о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 год);

— о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 год);

— о специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 год);

— о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 год);

— о сотрудничестве в области морского транспорта (декабрь 2003 год);

— об отмене визового режима (2008).

Активно развиваются межпарламентские связи: в Госдуме парламентскую группу «Россия—Израиль» возглавляет депутат Н. Н. Гончар; ассоциацией дружбы «Израиль— Россия» в Кнессете руководит З. Элькин.

В июне 1995 года в Москве состоялось первое заседание Смешанной Российско-Израильской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заседания Комиссии поочерёдно проводятся в России и Израиле. Последнее, пятое по счету заседание прошло в Москве в 2005 году. За последние три года объём товарооборота вырос вдвое, превысив 1,5 миллиарда долларов. Продолжается сотрудничество в области освоения космоса. С помощью российских ракет-носителей на орбиту были выведены израильские спутники: в июне 1998 года — «ТехСат-2», в декабре 2000 года — «Эрос-Al», в декабре 2003 года — «Амос-2», в декабре 2004 года — «Эрос-Б», в апреле 2006 года — «Эрос-Б 1».

В последние годы значительно укрепились партнёрские связи израильских городов с Россией и властями российских городов и регионов. Этому способствовало подписание в Иерусалиме в 2003 году. Соглашения о сотрудничестве между конгрессом муниципальных образований Российской Федерации и Центром местной власти Израиля. Во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга было достигнуто соглашение о том, что израильский город Ришон ле-Цион и Северная столица России являются городами побратимами. В мае 2001 года состоялся визит мэра Тель-Авива Р. Хульдаи в Москву, во время которого был подписан Протокол о партнёрстве между Москвой и Тель-Авивом.

Насыщеннее и разнообразнее за последнее десятилетие стали культурные, общественные, молодёжные, научно-технические контакты, спортивные связи. В 2007 году в Тель-Авиве открылся российский культурный центр. Около 50 тысяч граждан России ежегодно посещают Израиль и почти 40 тысяч израильтян — Россию. Подписанное в 2008 году соглашение об отмене визового обмена способствует развитию туристического обмена.