Основные направления развития правового социального государства. Происхождение государства: теория и практика

Прошу, помогите!

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...> А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

(Ж. Боден)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

3)Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

4)Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

5)Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

6)Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

Ответ оставил Гость

1) 1.Сущность понятия "государство"
2. Происхождение государства
3. Условия существования и развития государства
4. Истинная вершина благоденствия и главная цель справедливого государства
2) 1 направление формирования: происходит от семьи, которая постепенно размножается
2 направление: учреждается посредством собирания народа воедино
3 направление: образуется из колонии, происшедшей от другого государства
3) Плодородность земель, наличие скота, мягкость климата, материалы пригодные для строительства
4)Автор называет хорошим гражданином добродетельного человека
1 качество - любовь к Родине. Гражданин должен любить свою страну, уважать ее историю и культуру.
2 качество - правопорядочность и воспитанность. Человек должен вести себя культурно: не мусорить, ничего не портить, не выражаться нецензурно. А также он обязан соблюдать нормы права во всех сферах общественной жизни.
5)способ учреждения посредством собрания народа воедино
Боюсь, мне в голову не лезут подходящие примеры, прошу прощения.
6) 1 принцип - это провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Главная обязанность государства - осуществлять и защищать права человека
2 принцип - принцип демократизма. Каждый гражданин должен иметь возможность осуществлять власть непосредственно либо через своих представителей в органах гос власти.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Процессы разложения родового строя одновременно способствовали появлению элементов государственности были многообразны и, безусловно, влияли друг на друга.

Истории известны следующие основные пути образования государства:

Военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников);

Аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки - аристократии от народа и сосредоточение в ее руках властных функций);

Плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, главным образом из-за их выдающегося имущественного положения, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники, поддерживающие властные притязания первых).

Выделение этих путей происходит в рамках концепции олигархического (элитарного) возникновения государства, господствующей в современной науке и предполагающей социальную асимметрию в обществе . При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных путей институциали- зации власти не имеет место. B реальной истории каждый из них включал в себя элементы двух других.

Л. И. Спиридонов считает, что на заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому - значение, которое имела в те времена война, как способ изъятия и перераспределения общественного продукта - материальной базы любого общества. Ha этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем - военно-иерархиче- ским формам организации власти.

Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продуктов, и военную деятельность.

Плутократический путь формирования государства историки связывают с появлением «биг мена», т. e. «большого человека». Тип «большого человека» сформировался в наиболее развитых в экономическом отношении обществах и был связан с накоплением в руках одного лица значительных ценностей, с формированием вокруг него на этой основе многочисленных сторонников и с концентрацией власти. Это имело место при становлении буржуазных государственных форм.

B свое время Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов - во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным .

Однако в юридической литературе вопрос о «путях» возникновения государства традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых государство поднимается на развалинах родового строя: именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую 1 .

Афины - самая чистая классическая форма возникновения государства, поскольку государство появляется непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. B Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев, против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена .

Современные исторические данные свидетельствуют о том, что не рабовладельческое государство (Греция, Рим) было тем типичным государством, которое пришло на смену социальной организации первобытно-общинного строя, а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики.

Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Государства же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами. Наконец, феодальное государство (главным образом в Европе), возникло позднее как своеобразная мутация, однако удачная мутация, так как последующее развитие общества по этому («европейскому») пути пошло более быстрыми темпами к социальному прогрессу .

Итак, ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путъ возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность не имела существенного значения.

Ha рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Bce они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, их экономическую основу составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. e. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Ф. Энгельс отмечал, что в наиболее «чистом» виде это можно наблюдать на примере Древних

Афин, где государство развивалось, частично преобразуя органы родового строя, частично вытесняя их путем внедрения новых, постепенно заменив их настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. B свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов . Западный (европейский) путъ возникновения государства характерен не только для Афин, но и для Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность, и, как следствие, существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.

Смешанный (интегративный) путъ возникновения государства был присущ тем европейским политическим образованиям, в ходе формирования которых сочетались различные обстоятельства, ряд из них становился определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в том числе восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения .

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют прафеодализмом, а государство - прафеодальным .

Прошу, помогите!

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...> А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

(Ж. Боден)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

3)Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

4)Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

5)Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

6)Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

4.Что такое гражданское общество? Что является основой гражданского общества? Чем различаются гражданское общество и государство?

Дать определение такому явлению, как гражданское общество, достаточно непросто, в литературе существует множество точек зрения на этот счет. В самом общем виде ГО – это та сфера общественных отношений, в которую государство не имеет право вмешиваться административными методами.

В государственном управлении важную роль играют два социальных института – общество и государство. В политико-правовой литературе понятие «общество» и «государство» длительное время не разграничивались и употреблялись как синонимы. Вплоть до XVIII века большинство мыслителей отождествляет понятия «общество», «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов.

Гражданское общество – это не общество граждан (политических субъектов), а, напротив, сообщество частных (неполитических) лиц – носителей частных целей и интересов. Сообщество же граждан – это политическое сообщество, т.е. государство в его отличие от общества.

Осознание различий между государством и обществом формируется в политико-правовой литературе лишь в XVIII веке. До этого времени общественно-политическая мысль признавала существование общества как самостоятельного социального явления в так называемом естественном состоянии, которое предшествовало образованию государства.

Концепция государство против общества приобретает более или менее завершенную форму у Гегеля. Он считал, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству. Гражданское общество включает в себя частных лиц, классы, социальные группы и институты (формы государственного устройства), взаимодействие которых регулируется гражданским правом, и которые прямо не зависят от политического государства.

В гражданском обществе каждый для себя цель, все остальные для него ничто. Однако без взаимодействия с другими членами гражданского общества индивид не может достигнуть своих целей во всем их объеме. Частные интересы одних сталкиваются с частными интересами других, поэтому гражданское общество не может не управляться политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть в виде конституционного государства может обеспечить свободу личности и общества в целом.

Государство представляет общество в его единстве. Оно представляет собой более сложное и более высокое сообщество, которое организовано политически.

В современной литературе не существует такого явного противоречия общества и государства. Гражданское общество считается необходимым атрибутом цивилизованного демократического правового государства. Вне развитого гражданского общества нормальное демократическое государство – иллюзия, самообман или обман власть предержащих. Демократическое государство – это формы человеческого общения и деятельности проживающего, – гражданского общества. В научной литературе существует много определений гражданского общества. Их различие состоит в том, что в одних подчеркивается независимость гражданского общества от государства, в других акцент делается на том, что гражданское общество подчинено государственным законам и установленному в государстве правопорядку. В качестве примера можно привести такие определения гражданского общества.

Под гражданским обществом понимается совокупность таких сфер общественной жизни, как семья, экономика, культурная жизнь, политическое взаимодействие, которое регулируется различными соглашениями между свободными индивидами и гражданами вне прямого контроля со стороны государства.

Гражданское общество – это правовое либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого являются свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка.

5.Почему развитие государства зависит от зрелости гражданского общества?

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

6.Каковы особенности современного этапа формирования и гражданского общества?

Становления гражданского общества является актуальной проблемой для России, так как в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии, а, как известно, без гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим.

В связи с этим важным шагом на пути становления гражданского общества в стране стало формирование нового института гражданского общества – Общественной палаты РФ, учрежденной Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ с целью усиления связи гражданского общества с органами государственной власти через представительные учреждения. Общественная палата призвана стать площадкой для широкого диалога, где должны представляться и обсуждаться гражданские инициативы, проводиться экспертизы государственных решений и законопроектов. Иными словами, Палата является реальным каналом

взаимодействия народа и государства, усиливает общественный контроль над институтами публичной власти, обеспечивает обратную связь между гражданами и государством, поэтому ее следует признать формой народного представительства.

Одной из важных целей Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ«О политических партиях» было укрепление существующих партий через создание сильных и многочисленных региональных отделений. Результатом работы в этом направлении стало появление на политической арене действительно сильных политических партий. В то же время следует отметить, что за последние пятнадцать лет в России наметилась тенденция уменьшения количества политических партий и общественно-политических объединений. Об этом говорят следующие цифры.

7.С какими проблемами сталкивается процесс становления гражданского общества в России?

Рассматривая особенности формирования гражданского общества в современной России, необходимо отметить проблемы, замедляющие процесс его становления. Они сформулированы рядом автором, например, Е.Ю.Суворовой .

Хотелось бы особо выделить следующие из них:

– отсутствие четко сформулированной и принимаемой народом национальной идеи;

– несформированность среднего класса;

правовой нигилизм;

– низкий уровень политической культуры населения;

высокий уровень социальных девиаций, включая преступность;

– отсутствие практики общественного контроля за деятельностью властных

структур;

– недостаточно эффективные формы парламентского контроля;

– недостаточный судебный контроль за действиями властных структур;

– разнородность социального, экономического и культурного развития субъектов РФ;

– бессистемность институционального развития гражданского общества.

Динамичному развитию гражданского общества в России препятствует так- же слабая законодательная база, регламентирующая деятельность институтов гражданского общества. Эксперты критически оценивают Федеральные законы РФ «Об общественных объединениях» (1995), «О некоммерческих организациях» (1996), «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005), «Об автономных учреждениях» (2006) и ряд других. Несовершенство законодательной техники, пробелы и противоречия вышеуказанных законов значительно затрудняют механизм их должного исполнения. Как справедливо подчеркивает Д.А.Новиков, «…мало принять закон или распоряжение – необходимо предусмотреть механизмы их реализации» .

Начавшейся с 1985 года преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и

тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля. Отношения между государством и обществом развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с ругой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создавать новые “правила игры” в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике. В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрению творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так

как не были своевременно приняты необходимые для этого решения правительства. Обеспечение денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге негативные моменты не способствуют становления зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные каммунестическим режимом,

которые во многом трогают экономически, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь психологический дискомфорт параждает такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В следствие ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено. Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления ее сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальные позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российской обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким

уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость необеспеченна и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Как отмечалось выше, данный феномен Дж. Коулмен назвал "социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять"

(исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры.

Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения

этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.

В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1. В этих условиях только сильные государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким – либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствовании

Российское общество вновь оказалось перед делимой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти при отчуждении от нее народа. Есть случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что больше отчуждает общество от власти, не служит неприкосновенности прав индивидов.

8.Как вы считаете, появился ли в России свободный индивид как основа гражданского общества?

Гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется только с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан.

9. Высказывание:а)интересы государства выше интересов личности. Противоречит правовому государству. Т.к. в правовом государстве прежде всего должны учитываться интересы личности гражданина права которого закреплены соответствующими документами.

б) высказывание суд должен быть независимым от законодательной и исполнительной власти.

Так же не верно. Потому, что суд должен выносить приговоры на основе каких то законов, которые в свою очередь должны быть кем то утверждены.


Похожая информация.


Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.
Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.
Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной
к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...>
А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь
в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>
Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.
(Ж. Боден)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство
в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.