Принятие положения о мерах к охране государственной. Положение о мерах дисциплинарного воздействия. Борьба с революционным подпольем «Народной воли»

В России разрабатывают новое поколение тяжелых огнеметных систем, которые разместят на шасси танка "Армата" и БТР "Бумеранг", пишет немецкий журнал Stern. По мнению издания, прототип этого оружия уже собирают, а в войска новейшие боевые машины должны пойти в 2018-2025 годах.

Доля правды в словах европейских журналистов, действительно, есть. Неделю назад пресс-служба научно-производственного объединения "Сплав" объявила, что на предприятии идет сборка перспективной огнеметной системы "Тосочка". Немцы почему-то назвали ее ТОС-2. Это будет бронемашина на колесной базе, правда, на какой, разработчики не уточнили.

В остальном, статья Stern изобилует ошибками. Так, например, издание уверено, что при взрыве снаряда тяжелой огнеметной системы образуется вакуум . Хотя, на самом деле, происходит смертельные для человека повышение температуры и перепад давления.

Кроме того, немецкие журналисты не смогли определиться о какой конкретно системе рассказывают. То ли о давно снятой с вооружения ТОС-1, то ли о современном "Солнцепеке". На фото фигурирует второй, а в статье приведены характеристики первого. С площадью поражения тоже напутали. По официальным данным, один полный залп ТОС-1А накрывает 40 тысяч квадратных метров, а немцы насчитали ровно вдвое больше.

Впрочем, немецкое издание дало положительную оценку российскому огнемету. Stern назвал ТОС-1А "адским оружием", от которого невозможно укрыться ни в окопах, ни даже в бункерах. Что абсолютно верно, так как у термобарических огнеметов есть эффект под названием "поражение на промахе". Работает он следующим образом: при ударе о землю неуправляемый снаряд распыляет горючую смесь, которая тут же подрывается. Особенность этого аэрозоля в том, что он успевает "затекать" в амбразуры, окна или щели и детонировать уже там, убивая все живое.

Военные операции ВКС РФ в Сирии пробудили в западной прессе большой интерес к новинкам российского военно-промышленного комплекса. Критикуя политику Москвы в Сирии, ведущие мировые СМИ тем не менее признают успешность нового российского оружия. Что говорят на Западе о российском вооружении - в материале RT.

За 25 лет Россия совершила мощный рывок в развитии своих военных технологий. Об этом пишет американская газета The Washington Post. «Новые российские системы огневой мощи сейчас превосходят наши на треть или более. Они усовершенствовали нашу артиллерийскую технологию», - приводит издание слова отставного генерал-майора армии США Роберта Скейлса.

В своей статье для WP он подчёркивает, что зона поражения российского артиллерийского дивизиона из тяжёлых огнемётных систем в пять раз больше, чем у американского батальона реактивной системы залпового огня, который использует обычные фугасные боевые части.

От проблем к впечатлениям

Схожие взгляды на состояние российского ВПК и у командующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерала Кертиса Скапаротти. «Россия вернулась», - заявил он в мае на форуме по безопасности в Аспене. И пояснил, что имел в виду: «Я впечатлён тем фактом, что они (русские. - RT ) действительно решили те проблемы, которые ещё несколько лет назад казались весьма серьёзными».

С высокопоставленным американским военным трудно не согласиться - 20 лет назад проблем у российского ВПК было более чем достаточно. Стоит вспомнить, что после развала Советского Союза примерно треть военно-промышленных предприятий и предприятий двойного назначения отошли бывшим республикам СССР.

Переход страны к рыночной экономике заставил провести военную конверсию. Её результатом стала передача крупных промышленных предприятий в гражданский сектор, реконструкция военных заводов в крупные корпорации, управляемые частным капиталом.

Объёмы государственного заказа на производство вооружения сократились в восемь раз. Общее производство вооружений и техники по сравнению с 1980-ми годами уменьшилось в десятки раз, а такую оборонную продукцию, как артиллерийские снаряды, авиабомбы и боеприпасы для ВМФ после 1992 года долгое время вообще не производили. Многие радиоэлектронные технологии были потеряны вместе с производствами в странах Балтии.

Точка роста

Прошло два с половиной десятилетия, и на страницах The Washington Post генерал-майор Роберт Скейлс называет российскую технологию радиоэлектронной борьбы лучшей в мире. Он отмечает, что российские тактические беспилотники, которые корректируют артиллерию, по качеству и количеству превосходят американские.

Но дело не только в радиоэлектронике и беспилотниках. За эти годы на вооружении российских войск появилась конкурентоспособная техника во многих секторах ВПК. Журнал The National Interest советует американцам опасаться нового российского истребителя Су-35 , способного осуществлять высотный перехват на больших скоростях, и бесшумно перемещающейся неатомной подводной лодки «Амур» с четырьмя торпедными аппаратами и десятью пусковыми установками противокорабельных ракет.

За эти годы фактически обновлён российский флот - спущено на воду более 20 новых кораблей, в числе которых, например, крупнейший в мире атомоход «Арктика», сопоставимый по размерам с футбольным полем. В день ВМФ - 31 июля 2016 года в Севастополе был продемонстрирован совершенно новый, введённый недавно в строй фрегат «Адмирал Григорович». «Россия сейчас расширяет морскую базу в Чёрном море у берегов Крыма», - рапортует еженедельник Newsweek.

Корреспондент BBC, побывавший 9 мая этого года на параде Победы на Красной площади в Москве, сообщает в Лондон: «В выступлении принимали участие последние модели российской техники, в том числе российская межконтинентальная баллистическая ракета РС-24». Он добавляет, что по площади маршировала Национальная гвардия, которая теперь будет вооружена модернизированными винтовками АК-74М.

Просто и эффективно

Последняя крупная новинка танкостроения, танк Т-14 «Армата», также не прошла незамеченной в западной прессе. «Главной башней танка можно управлять удалённо, при этом команда боевой машины размещена в изолированной бронекапсуле, что повышает её шансы выжить, если танк подбит», - описывает технику Business Insider.

Издание отмечает, что новый танк является результатом «вливания Владимиром Путиным денег в оборонный бюджет», а также поясняет, что речь идёт о масштабной программе по строительству более 2 тыс. новых танков, сотен новых самолётов и десятка боевых кораблей.

8 июля 2016 года на заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами на тему развития отечественного ВПК высказался и сам президент России. «Российское оружие становится всё более эффективным, но при этом по-прежнему является достаточно простым в эксплуатации и неприхотливым в техническом обслуживании. Убедиться в этом можно не только на выставках», - заключил Владимир Путин.

Проверка боем

Не выставочным шоу, а реальным боевым испытанием для обновлённого российского ВПК стала военная операция России в Сирии, стартовавшая 20 сентября 2015 года. В бомбардировках террористических группировок на сирийской территории было задействовано целое семейство СУ (тактические бомбардировщики Су-24М, истребители-бомбардировщики Су-34, двухместные многоцелевые Су-30СМ и другие).

В операции была задействована и российская дальняя авиация, в частности Ту-95МС с крылатыми ракетами. Использовались отечественные вертолёты-штурмовики нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Были задействованы самолёты для электронной разведки, самолёты-заправщики, транспортные самолёты и уже упомянутые американцами тактические дроны.

Но настоящей сенсацией стал запуск 7 октября 2015 года 26 ракет большой дальности с флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Дагестан» и малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Ракеты преодолели расстояние свыше 1500 километров и нанесли удар по 11 целям в Сирии.

Об этом запуске написали все ведущие западные медиа, а командующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти, говоря о результатах операции, не смог сдержать эмоций. «Они запускали ракеты большой дальности с подводных лодок, с кораблей, с бомбардировщиков, и всё это по Сирии», - произнёс он с удивлением, видимо, не предполагая, что Россия вернётся, и вернётся так скоро.

Статья из цикла «От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества»

Тони Рокки

«Последний из запросов, которым посвящены настоящие заметки, был запрос о «временных» правилах 14 августа 1881 года, т.е. о знаменитом Положении об охране, возобновляемом неуклонно в течение тридцати лет и представляющем из себя фактическую российскую конституцию».

Карательная политика российского самодержавия против своих политических противников часто подвергается острой критике со стороны дореволюционных, советских, постсоветских и зарубежных историков. Особенный гнев историков вызвает чрезвычайное «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утверждённое Александром III в августе 1881 году, сразу после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года. Эти временные правила действовали в империи вплоть до Февральской революции. Это гораздо дольше, чем чрезвычайное законодательство во всех европейских странах в период между 1789 и 1917 гг.

Применение чрезвычайного законодательства является признанием правительства того, что его обычное законодательство не справляется с действительными или мнимыми угрозами государству и обществу. Средства чрезвычайных законов о политических преступлениях включает:

расширение интерпретации о запрещенной политической деятельности;

запрещение определенных течений политической деятельности [например, антисоциалистический закон в Германии между 1878 и 1890 годами, 4];

использование военных или особых судов с ускоренной процедурой для определенных политических преступлений;

приостановление обычных норм законности, особенно права неприкосновенности личности.

При долгосрочном общеевропейском исследовании карательной политикой не явилась исключением и Российская империя.

Чрезвычайные законы использовали и революционные, и антиреволюционные правительства против своих противников. Во времена Французской революции якобинцы через Комитет общественной безопасности в 1793-1794 годы осуществляли террор в Париже. Закон о подозреваемых допускал арест всех действительных и возможных врагов революции. В департаментах местные якобинцы и представители центрального правительства проводили террор через местные комитеты и трибуналы, подчиненные парижским центральным органам террора.

Однако американский ученый Говард А. Браун написал, что последние годы первой республики 1797-1802 гг., а не якобинский террор, стали поворотным моментом в трех столетиях государственных репрессий во Франции. Браун отметил, что постякобинские правительства использовали традиционные методы репрессии в беспрецедентном масштабе, сочетая их с новыми методами полицейского надзора и контроля. Репрессивные методы в этот переходный период включали: объявление военного положения в разных местах, использование военных и других особых судов для гражданских лиц. Наполеоновская империя (1804-1814), восстановленная Бурбонская монархия (1814-1830), «буржуазная» Орлеанская монархия (1830-1848), Вторая республика (1848-1851), вторая империя Наполеона III (1851-1870) и Третья республика (1871-1940) все использовали эти усовершенствованные меры репрессий. Тысячи людей были арестованы и наказаны во время подавления Парижского восстания в июне 1848 года, сопротивления государственному перевороту Луи Наполеона в декабре 1851 года и парижской коммуны в мае 1871 году.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» имеет долгую предысторию. Российское правительство пыталось таким образом справиться с революционным движением, начиная с покушения Дмитрия Каракозова на Александра II в апреле 1866 года и заканчивая цареубийством в марте 1881 года.

Уже в относительном «мирный» период революционного движения между 1866 и 1878 годами правительство приняло некоторые законодательные меры. В Уголовном кодексе расширялись и уточнялись определения государственных преступлений. Некоторые меры положили начало подрыву судебной реформы 1864 года. В 1871 году политическая полиция получила право проводить дознания в делах о государственных преступлениях. Прокуроры и жандармы также получили право наказывать обвиняемых после дознания в административном порядке без процесса. Прокуроры могли использовать этот альтернативный способ особенно когда они не могли гарантировать обвинительный приговор. Правительство установило Особое Присутствие Правительствующего Сената для суждения дел о государственных преступлениях в 1872 году и лишило право судебных палат (на губернском уровне) рассматривать такие дела.

Покушение Веры Засулич 24 января 1878 года на жизнь петербургского градоначальника Федора Трепова открыло эпоху первой вспышке терроризма в России. Многие теракты, в том числе некоторые покушения на жизнь царя, произошли после покушения Засулич и оправдания ее судом присяжных.

Участились политические процессы, но процессы обычно проходили в военных судах для терактов и дел о вооруженном сопротивлении. Военный уголовный кодекс предусматривал смертную казнь за многие преступления по сравнению с гражданским уголовным кодексом, ограничивающимся делами о цареубийстве и антиправительственных заговорах. Жандармы получили право рекомендовать министру внутренних дел административную высылку без процесса всех обвиняемых в «политической неблагонадежности», в совершении государственных преступлениях, или в участии в политическом демонстрации и беспорядках. Вслед за покушением Александра Соловьева 2 апреля 1879 года на жизнь Александра II, правительство проводил в жизнь указ, дающий генерал-губернаторам право передать военным судам всех лиц, чьи действия считались потенциально вредными для общественного порядка. Генерал-губернаторы также могли арестовать или выслать всяких лиц, закрывать периодические издания и принимать любые меры, необходимые для охраны общественного порядка. Военные суды получили право использовать ускоренную процедуру, обвиняемые предвались суду сразу после дознания без подробного предварительного исследованная. Заметим, что гражданское и военное судопроизводство в России установилo три этапа судебного разбирательства: дознание, предварительное исследование и процесс.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утвержденное 14 августа 1881 года упразднило чрезвычайные указы, проводимые в жизнь между 1878 и 1881 годами, а также установило три категории чрезвычайных правил: усиленную охрану, чрезвычайную охрану и правила для местностей, необъявленных в исключительном положении. Многие меры чрезвычайных указов 1878-1881 годами были включены в положение 1881 года. Когда усиленная или чрезвычайная охрана была объявлена в разных местностях, власти могли вводить чрезвычайные меры «в некоторых точно определённых смежных губерниях и областях или даже во всех остальных местностях Государства». Вся империя могла находиться на чрезвычайном положении одновременно в разных степенях суровости.

Закон установил правила об административной высылке. Если все эти меры не могли восстановить порядок, правительство могло объявить военное положение. Правительство объявило и чрезвычайную охрану (в первый раз после 1881 года) и военное положение в многих частях империи в период Первой Русской революции. В июне 1892 года правительство утвердило закон «О военном положении», который позволял вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, которые считались в революционном отношении опасными. Закон установил категории гражданских лиц, подлежащих военному суду и наказаниям по военному времени за совершение разных государственных и других преступлений.

По всем трем категориями чрезвычайных правил полиция и жандармерия были уполномочены арестовывать всех подозреваемых в подготовке или совершении государственных преступлений, или в членстве в нелегальных организациях. Они также могли рекомендовать министерству внутренних дел высылку таких людей. Министерство по соглашению с министерством юстиций могло передавать военным судам обвиняемых в государственных преступлениях и в вооруженных нападениях на должностных лиц при исполнении своих служебных обязанностей.

В местностях на положении усиленной охраны, губернаторы, градоначальники и генерал-губернаторы были уполномочены увольнять местных чиновников, подозреваемых в политической неблагонадежности, запрещать все собрания, закрывать частные предприятия, воспрещать пребывание подозреваемых в местностях. Генерал-губернаторы в местностях на положении чрезвычайной охране, были уполномочены передать военным судам дела целых категорий государственных преступлениях. Также они были уполномочены увольнять должностных лиц, запрещать земские и другие общественные собрания, закрывать учебные заведения, конфисковать частную собственность в интересах общественного порядка.

При министерстве внутренних дел установилось особое совещание для рассмотрения просьб от генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полиции и крестьянских общин [общины были ответственные за сохранение общественного порядка среди крестьян] об административной высылке частных лиц. Совещание с 1881 по 1904 гг. рассмотрело 7159 дел и выслало 11879 человек в административном порядке. По просьбам общин, совещание выслало 4424 крестьян за «порочное поведение» (лень, буйство, непослушание). С 1861 года общины имели это право выслать членов. Кроме того, были высланы 4077 лиц, обвиненных в политической неблагонадежности. Совещание могли использовать это обвинение, когда прокуратура не могла гарантировать обвинительный приговор в судах.

Самодержавие использовало разные карательные методы между 1866 и 1904 годами, чтобы справиться с революционными и оппозиционными движениями. Однако начало второй вспышки терроризма в период царствования Николая II сопровождалось массовыми политическими движениями не имевших эквивалентов в Европе. Рассмотрим, как террористическая угроза проявилась во всех разновидностях в революции 1905 года. Помимо этого, акцент будет сделан на феномене российского терроризма в общеевропейском контексте политического и общественного насилия. Начиная с Французской революции, страсть к уничтожению врагов стала общеевропейском явлением.

Продолжение следует…

Тони Рокки - магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для ИА

Примечания

1.Ленин, В. И. Три запроса (1911). Полное собрание сочинений. Том 21

2.Daly, Jonathan W. On the Significance of Emergency Legislation in Late Imperial Russia. Slavic Review, Vol. 54, No. 3 (Autumn, 1995), pp. 602-629

3.Текст положения 1881 года имеется в электронной форме.

4.Law against the publicly dangerous endeavors of Social Democracy from October 21, 1878. German History in Documents and Images. Volume 4. Forging an Empire: Bismarckian Germany, 1866-1890.

5.Andress, David. The terror: civil war in the French Revolution. London: Little, Brown, 2005.

6.Doyle, William. The Oxford history of the French Revolution. 2 nd ed. Oxford; New York: Oxford University Press, 2002.

7.Tackett, Timothy. The coming of the terror in the French Revolution. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2015.

8.Brown, Howard A. Domestic State Violence: Repression from the Croquants to the Commune. The Historical Journal, Vol 42, No. 3 (Sept., 1999), pp. 597-622.

9.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

10.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

11.Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия

12.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

13.Зернов Илья Владимирович, Карнишин Валерий Юрьевич. Борьба с терроризмом в Российской империи в конце XIX-начале ХХ в.: историко-правовые аскпеты внутренней политики. Вестник Пензенского государственного университета Выпуск № 4 (8) / 2014.

14.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

15.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

Предлагаемый документ оппозиционные публицисты не без некоторого основания называли настоящей конституцией Российской империи. Положение было подготовлено в ответ на убийство Александра II. Его разработкой руководил министр внутренних дел гр. Н.П. Игнатьев. Затем проект был одобрен Комитетом министров и утвержден императором Александром III. Новый закон сводил воедино все репрессивные мероприятия, использовавшиеся против революционного движения в 1870-е гг., и дополнял их новыми. Он регламентировал режим исключительного (чрезвычайного) положения и предусматривал три его разновидности. Устанавливались очень размытые условия его введения. Пользуясь этим, правительство часто злоупотребляло исключительными положениями. В 6 губерниях, в т.ч. в обеих столицах, положение усиленной либо чрезвычайной охраны действовали с 1881 по 1917 г. без перерывов. После 1881 г. один из видов исключительного положения (включая третий, предусмотренный статьями 28-31) распространялся на большую часть империи. Положение приводится с некоторыми сокращениями.

Положение Комитета министров , высочайше утверждённое 14 августа 1881 года

I. Общие правила

1. Высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит министру внутренних дел. Требования его, к сим предметам относящиеся, подлежат немедленному исполнению всеми местными начальствами. Все ведомства обязаны оказывать полное содействие установлениям и лицам, коим вверено охранение государственного порядка и общественного спокойствия.

2. На основании предыдущей статьи министр внутренних дел отменяет те распоряжения подчинённых ему административных начальств по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которые будут признаны им не соответствующими цели...

3. Если министр внутренних дел признает необходимым для охранения государственного порядка и общественного спокойствия принятия такой временной меры, которая требует одобрения верховной власти, то об утверждении предположений своих по сему предмету он испрашивает высочайшее соизволение или через Комитет министров, или, в случаях, не терпящих отлагательства, всеподданнейшим докладом, причём о последовавших высочайших повелениях доводит до сведения Комитета министров.

4. В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются, в установленном ниже порядке, в исключительном положении.

6. Пределы установляемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются со степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:

а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;

б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны.

7. Право первоначального объявления какой-либо местности в положении усиленной охраны принадлежит министру внутренних дел, а в местностях, подведомственным генерал-губернаторам – и сим последним, с утверждения министра внутренних дел. <…>

8. При объявлении положения усиленной охраны министр внутренних дел немедленно доносит Правительствующему сенату для распубликования и, вместе с тем, представляет о принятой мере и поводах к ней на высочайшее благоусмотрение через Комитет министров.

9. Положение чрезвычайной охраны вводится не иначе, как высочайше утверждённым положением Комитета министров, по представлению министра внутренних дел.

10. При объявлении положений как усиленной, так и чрезвычайной охраны должны быть в точности определяемы местности, на которые распространяются исключительные меры, установляемыми сими положениями.

11. Положения усиленной и чрезвычайной охраны прекращаются тем же порядком, коим были установлены (ст. 7, 8 и 9).

12. По истечении одного года со дня введения положения усиленной охраны и шести месяцев со дня введения положения чрезвычайной охраны, о продолжении сих мер, буде в том окажется надобность, министр внутренних дел входит с представлением в Комитет министров.

13. Совершенное прекращение исключительного положения в данной местности влечёт за собой немедленное восстановление полной силы действующих в обыкновенное время законов и отмену всех временных постановлений, принятых в вижу сего положения.

II. Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на генерал-губернаторов, как постоянных, так и временно в сии местности назначенных, а в губерниях, им не подведомственных - на губернаторов и градоначальников.

Примечание. Если положение усиленной охраны будет объявлено лишь в некоторых местностях, входящих в состав генерал-губернаторств, то по отношению к остальным местностям, на которые означенное положение распространяться не будет, генерал-губернаторам принадлежат общие права по охранению государственного порядка и общественного спокойствия…

15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, как напр. относительно обязанности владельцев недвижимых имуществ и их управляющих по внутреннему наблюдению в границах их владения, относительно способов сего наблюдения, порядка определения и смещения лиц, на которых будут возложены владельцами упомянутые обязанности и т.п., и

б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей.

16. Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - губернаторам и градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений; причём генерал-губернаторы могут уполномочивать на разрешение сих дел подчинённых им начальников губерний, градоначальников и обер-полицеймейстеров;

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны, и

г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны. <…>

17. От генерал-губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных - от Министра внутренних дел, зависит: а) передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

Примечание. В сих видах им предоставляется право требовать от прокурорского надзора представления для просмотра, на срок не свыше двух недель, каждого отдельного следственного производства, или дознания, не переданного ещё в судебное установление.

18. Рассмотрение и решение упомянутых дел в военно-окружных и временных военных судах производится… с тем:

а) чтобы лицам, виновным в сооружённом сопротивлении властям или нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц, при исполнении ими обязанностей службы, или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев, или поджогом - определялось наказание, предусмотренное статьёй 279 Воинского устава о наказаниях, изд. 1879 года ;

в) чтобы дела о лицах, обвиняемых в государственных преступлениях, рассматривались всегда при закрытых дверях. <…>

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода. принадлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Командующим войсками, в военном округе расположенными, которым присваиваются по сему предмету права, предоставленные статьями 1234, 1238 и 1241 кн. XXIV Свода военн. пост. главнокомандующему в военное время .

20. Действие статьи 511 т. II ч. I, изд. 1876 года, распространяется в пределах местностей, объявленных в положении усиленной охраны, на замещение всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым установлениям, утверждение в каковых должностях не поставлено действующим законом в прямую зависимость от губернаторов или градоначальников и министра внутренних дел, с тем, чтобы, независимо от сего, по требованию губернатора или градоначальника, были немедленно удаляемы от должностей по упомянутым постановлением все те лица, которые признаны будут неблагонадёжными в силу стать 494 т. II, ч. I. Правило это не распространяется однако на мировых судей и лиц, служащих в земских и городских общественных учреждениях по выборам .

21. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам, предоставляется делать распоряжения:

а) о предварительном задержании, не долее однако двух недель, всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а в принадлежности к противозаконным сообщества, и

б) о производстве во всякое время обысков во всех без исключения помещениях, фабриках, заводах и т.п. и о наложении ареста, впредь до распоряжения подлежащего начальства, на всякого рода имущество, указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица.

Примечание. О всяком заарестовании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого безотлагательно сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о заарестовании местному губернатору или градоначальнику, по письменному распоряжению которых срок предварительного ареста может быть продлён до одного месяца со дня задержания.

22. В случае бездействия власти административных лиц при исполнении ими обязанностей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, лица сии могут по определению суда быть подвергаемы определённым в законе взысканиям не только в высшей мере оных, но даже одной и двумя степенями выше.

III. Правила о положении чрезвычайной охраны.

23. Все статьи положения усиленной охраны сохраняют свою силу и при положении чрезвычайной охраны, поскольку они не изменяются нижеследующими правилами.

24. Генерал-губернаторам присваиваются изложенные ниже права главноначальствующих, а в случае надобности, по особым каждый раз высочайше утверждённым положением Комитета министров, и права главнокомандующих армией в военное время.

25. В местностях, не подчинённых генерал-губернаторам, указывается высочайшей властью то лицо, на которое возлагаются права главноначальствующего.

26. Главноначальствующему, независимо от прав, указанных в отделе II настоящего Положения, предоставляется в пределах подведомственной ему местности:

а) право подчинять некоторые из местностей вверенного ему края особо для сего назначенным лицам…

б) право учреждать для содействия существующим органам полиции особые военно-полицейские команды, с кругом прав и обязанностей, указываемых при самом их учреждении;

в) право изъятия из общей подсудности дел об известного рода преступлениях и проступках, с передачей оных в производство военного суда в порядке, установленном статьями 17 и 18 сего Положения, или с подчинением их административному разрешению, в пределах карательной власти, предоставленной ему на основании пункта д этой статьи;

г) право налагать на срок объявленного положения чрезвычайной охраны секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них, в тех случаях, когда путём распоряжения такими имуществами или доходами с оных достигаются преступные цели или когда упущения по управлению таковыми влекут за собой опасные для общественного порядка последствия.

Примечание. Управление имуществом, на которое наложен секвестр, поручается местным учреждениям ведомства государственных имуществ; причём издержки по управлению покрываются из доходов с этого имущества; остающийся же чистый доход с секвестрованного имущества возвращается владельцу не ранее освобождения имущества от секвестра;

д) право подвергать в административном порядке лиц заключению в тюрьме или крепости на 3 месяца или аресту на тот же срок, или денежному штрафу до 3.000 руб. как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, об изъятии коих из ведомства судов будет заранее объявлено;

е) право устранять от должности на время объявленного положений чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях; из сего исключаются только лица, занимающие должности первых трёх классов ;

ж) закрывать экстренные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения означенных собраний;

з) право приостанавливать периодические издания на всё время объявленного чрезвычайного положения, и

и) право закрывать учебные заведения на срок не долее одного месяца.

Примечание. О причинах принятия этой меры главноначальствующий обязывается сообщит подлежащему начальству учебного заведения, а также министру внутренних дел, который, если бы признавал необходимым продлить срок закрытия учебного заведения, вносит о том представление в Комитет министров.

27. На действия подчинённых главноначальствующему учреждений жалобы могут быть приносимы в порядке подчинённости в двухнедельный срок.

IV. Правила для местностей, не объявленных в исключительном положении.

28. Одновременно с объявлением какой-либо местности в одном из видов исключительных положений могут быть введены, по особым каждый раз указаниям высочайше утверждённого положения Комитета министров, в некоторых точно определённых смежных губерниях и областях и даже во всех остальных местностях государства следующие правила.

29. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам предоставляется: подвергать лиц, подозреваемых в совершении государственных преступления или в прикосновенности к ним, а равно в принадлежности к противозаконным сообщества, предварительному аресту на срок не более семи дней и производить у таких лиц обыски и выемки.

Примечание. О всяком заарестовании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о заарестовании местному губернатору или градоначальнику.

30. Губернаторам и градоначальникам присваиваются права, указанные в статье 20 сего Положения.

31. Министру внутренних дел, по соглашению с министром юстиции, предоставляется за преступления государственные, а также за вооружённое сопротивление властям, от правительства установленным, или нападения на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы, или де вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, предавать военному суду лиц гражданского ведомства и определения виновным наказания, установленного статьёй 279 Воинск. уст. о наказ., изд. 1879 года.

V. Правила об административной высылке.

32. Высылка частного лица административным порядком в какую-либо определённую местности Европейской или азиатской России, с обязательством безотлучного пребывания в течение назначенного срока, может иметь место не иначе, как при соблюдении нижеследующих правил.

33. Подлежащая власть, убедившись в необходимости высылки частного лица, представляет об этом министру внутренних дел с подробным объяснением оснований к принятию этой меры, а также предположений о сроке высылки.

Примечание. Предварительный арест лиц, предназначенных к высылке в определённую местность, может, по распоряжению министра внутренних дел, быть продолжен впредь до разрешения вопроса о высылке их.

34. Представления этого рода рассматриваются в особом совещании, образуемом при министре внутренних дел, под председательством одного из товарищей министра, из четырех членов – двух от министерства внутренних дел и двух от министерства юстиции. Постановления сего совещания представляются на утверждение министра внутренних дел.

35. При обсуждении представления о высылке, упомянутое совещание может потребовать необходимых дополнений и разъяснений, а в случае надобности – вызвать для личных объяснений предназначенное к высылке лицо .

36. Для безвыездного пребывания в месте, для высылки определённом, устанавливается срок в размере от одного года до пяти лет <…>.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. I. СПб., 1885. С. 261-266

Хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга

Я уже имел несколько раз случай говорить о замечательной и благороднейшей личности Императора Александра III. Большое несчастье, что он процарствовал так мало: всего 13 лет; но и в эти 13 лет фигура его, как Императора, совершенно обрисовалась и выросла. Это почувствовала вся Россия и вся заграница в день его смерти. Но Императора Александра III его современники и ближайшее поколение далеко не оценили, и большинство относится к Его царствованию скептически. Это в высокой степени несправедливо. <….> Я сказал, что он был хороший хозяин; Император Александр III был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в Царской семье, но и у сановников, никогда не встречало того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал Император Александр III. Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин не мог бы ее беречь.

Будучи при нем два года министром финансов и, наконец, зная его отношение к финансам, еще когда я был директором департамента министерства финансов, - я должен сказать, что именно благодаря Императору Александру III, Вышнеградскому, а затем, в конце концов, и мне - удалось привести финансы в порядок; ибо, конечно, ни я, ни Вышнеградский не могли бы удержать всех порывов к бросанию зря направо и налево денег, добытых кровью и потом русского народа, если бы не могучее слово Императора Александра III-го, который сдерживал все натиски на государственную казну. В смысле государственного казначея, можно сказать, что Император Александр III был идеальным государственным казначеем - и в этом отношении облегчал задачу министра финансов.

Точно так же, как он относился к деньгам государственного бюджета, так же он относился и к собственному своему хозяйству. Он терпеть не мог излишней роскоши, терпеть не мог излишнего бросания денег; жил с замечательной скромностью. Конечно, при тех условиях, в которых приходилось жить Императору, часто экономия его была довольно наивна. Так, например, я не могу не сказать, что в Его царствование, когда я был министром, при дворе ели сравнительно очень скверно. Я не имел случая часто бывать за столом Императора, но что касается так называемого гофмаршальского стола, то за этим столом так кормили, что можно сказать, почти всегда, когда приходилось там есть, являлась опасность за желудок. <….> Как относился Император Александр III к войне, показывает следующий факт. Я припоминаю, что как-то раз, по поводу какого-то доклада - чуть ли не касающегося пограничной стражи, у нас перешел разговор на войну. И вот что мне сказал Император Александр III:

Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войною, и после этого, Я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры для того, чтобы избегать ужасов войны, конечно, если его (правителя) не вынудят к войне его противники, - тогда грех, проклятия и все последствия этой войны - пусть падут на головы тех,-кто эту войну вызвал.

У Императора Александра III каждое слово - не было пустым звуком, как мы это часто видим у правителей: очень часто правители говорят по тому или другому случаю ряд красивых фраз, которые затем забываются через полчаса. У Императора Александра III никогда слово не расходилось с делом. То, что он говорил - было им прочувствовано, и он никогда уже не отступал от сказанного им.

Таким образом, в общем говоря, Император Александр III, получив Россию, при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, - глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови.

Можно сказать, что в конце своего царствования Император Александр III был главнейший фактор мировой международной политики.

Средний ум и прекрасное сердце

Я имел счастье быть близким к двум Императорам: к Императору Александру III и к ныне царствующему Императору Николаю II; обоих я знал очень хорошо.

Император Александр III был несомненно обыкновенного ума, и совершенно обыкновенных способностей и, в этом отношении, Император Николай II стоит гораздо выше своего Отца, как по уму и способностям, так и по образованию. Как известно, Александр III совсем не приготовлялся быть Императором. Старший брат Его Николай Александрович, который уже совсем взрослым умер от чахотки в Ницце, сосредоточивал на себе внимание отца Его - Императора Александра II, так и Императрицы Марии Александровны; что же касается будущего Императора Александра III, то, можно сказать, Он был несколько в загоне; ни на Его образование, ни на Его воспитание особого внимания не обращали, так как все внимание, как я сказал, и отца, и матери, и всех окружающих было сосредоточено на Наследнике Николае, который по своей наружности, по своим способностям и блеску, который он проявлял - был несравненно выше своего брата Александра.

И один, быть может, Николай Александрович в то время ценил и понимал своего брата, будущего Императора Александра III. Из достоверных источников известно, что когда Цесаревич Николай был безнадежно болен (о чем он сам знал), - то на восклицание одного из приближенных к нему: «Что будет, если что-нибудь с Вами случится? Кто будет править Россией? Ведь Ваш брат Александр к этому совсем не подготовлен?» - он сказал: «Вы моего брата, Александра, не знаете: у него сердце и характер вполне заменяют и даже выше всех других способностей, который человеку могут быть привиты».

И, действительно, Император Александр III был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности - походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушубок, поддевка и лапти - и тем не менее, он своею наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и, вместе с тем, твердость - несомненно импонировал и, как я говорил выше, если бы не знали, что он Император, и он бы вошел в комнату в каком угодно костюм - несомненно все бы обратили на него внимание.

Поэтому меня не удивляет то замечание, которое я, помню, сам слышал от Императора Вильгельма II, а именно, что он завидует царственности, самодержавной царственности, которая проявлялась в фигуре Александра III.

Когда мне приходилось сопровождать поезд Императора Александра III, то, конечно, я ни днем, ни ночью не спал; и постоянно мне приходилось видеть, что когда все уже лягут спать, то камердинер Императора Александра III, Котов, — постоянно штопал штаны, потому что они у Него рвались. Как то раз, проходя мимо камердинера (который до настоящего времени жив и теперь состоит камердинером у Императора Николая II) и видя, что он все штопает штаны, говорю ему:

Скажите, пожалуйста, что вы все штопаете штаны? Неужели вы не можете взять с собою несколько пар панталон, чтобы в случае, если окажется в штанах дырка, - дать Государю новые штаны? А он говорит:

Попробуйте-ка дать, как раз Он и наденет. Если Он, - говорит, - наденет какие-нибудь штаны или сюртук, - то кончено, пока весь по всем швам не разорвется - Он ни за что не скинет. Это для Него - говорит, - самая большая неприятность, если заставить Его надеть что-нибудь новое. Точно также и сапоги: подайте, - говорит, Ему лакированные сапоги, так Он, говорит, - вам эти сапоги за окно выбросит.

Только благодаря гигантской силе, удержал он эту крышу

Третий раз я сопровождал императорский поезд уже в конце восьмидесятых годов, в год крушения императорского поезда в Борках, около Харькова. Крушение это было в октябре месяце при возвращении Государя из Ялты в Петербург. - Раньше же, в августе или июле месяце, Государь, едучи в Ялту, совершил следующее путешествие: Он проехал экстренным поездом из Петербурга через Вильно в Ровно (тогда Вильно-Ров. жел. дор. была еще только что открыта); со станции Ровно Он уже поехал по Юго-Западн. ж. д.; там я Его встретил, а затем Император из Ровно (где поезд не останавливался) поехал через Фастов в Елисаветград. Там Государь делал маневры войскам; после этих маневров, Государь из Елисаветграда вернулся в Фастов по Юго-Западн. жел. дор. и, по дороге, мною управляемой, проехал из Фастова до Ковеля в Варшаву и Скерневицы (в один из императорских дворцов). Пробыв в Скерневицах несколько недель, Император поехал из Скерневиц опять-таки через Ковель и Фастов в Крым или на Кавказ (не помню). Затем месяца через два вернулся в Петербург. И вот при обратном возвращении в Борках и произошел этот ужасный случай с императорским поездом.

Таким образом в этот год, в течеше лета и осени, Государь проехал 3 раза по Юго-Западн. жел. дор.

1-й раз - от Ровно до Фастова,

2-й раз - от Фастова до Ковеля и

3-й раз - от Ковеля опять в Фастов.

Так вот, когда императорской поезд пришел в Ровно, я, встретив его, должен был вести этот поезд далее.

Расписание императорских поездов составлялось обыкновенно министерством путей сообщения без всякого спроса и участия управляющих дорогами. Я своевременно получил расписание, по которому поезд из Ровно до Фастова должен был идти такое-то количество часов, причем в такое количество часов это расстояние мог пройти только поезд легкий, пассажирский; между тем в Ровно вдруг явился громаднейший императорский поезд, составленный из массы тяжелейших вагонов.

О том, что поезд пойдет такого состава - меня предупредили телеграммой только за несколько часов до прихода этого поезда в Ровно. Так как такой поезд - и притом с такою скоростью, какая была назначена - не только не мог везти один пассажирский, но даже и два пассажирских паровоза, то нужно было приготовить 2 товарных паровоза и везти его двумя товарными паровозами, то есть, как говорится, в двойной траксе, потому что тяжесть его была больше, нежели тяжесть обыкновенного товарного поезда, между тем, как скорость была назначена такая, с какой идут пассажирские поезда. Поэтому для меня совершенно было ясно, что каждый момент может случиться какое-нибудь несчастье, потому что, если товарные паровозы идут с такою скоростью, то они совершенно расшатывают путь, и, если в каком-нибудь месте путь не вполне, не безусловно крепок, что всегда, на всяком пути может и должно случиться, так как нигде, ни на каких дорогах путь не предназначается для подобного движения, с такою скоростью, с двумя товарными паровозами, то паровозы эти могут вывернуть рельсы, вследствие чего поезд может потерпеть крушение. Поэтому я все время, всю ночь ехал как в лихорадке, между тем как все спали, в том числе и министр путей сообщения (адмирал Посьет), у которого был собственный вагон; с ним ехал главный инспектор железных дорог инженер барон Шерваль. Я вошел в вагон министра путей сообщения и все время в нем ехал; вагон этот находился совершенно сзади, даже не имел прямого сообщения с другими вагонами, так что оттуда, из этого вагона, даже нельзя было дать какой-нибудь сигнал машинистам. Ехал я, повторяю, все время в лихорадке, ожидая, что в каждый момент может случиться несчастье.

И вот, когда мы подъехали к Фастову, то я, давая поезд на другую дорогу, не мог успеть ничего передать ни министру путей сообщения, ни барону Шервалю, потому что они только что проснулись.

Вследствие этого, когда я вернулся из Фастова в Киев, я тотчас же написал рапорт министру путей сообщения, в котором объяснил, каким образом совершалось движение по дороге; что я не имел мужества остановить поезд, так как не хотел произвести скандала, но что я считаю такое движение немыслимым, невозможным…

На это я получил следующий ответ телеграммой; что в виду моего такого категорического заявления, министр путей сообщения приказал переделать расписание и увеличить время хода поезда на три часа.

Вот наступил день, когда Император должен был ехать обратно. Поезд приехал (в Фастов) ранним утром; все еще спали, но вскоре проснулись.

Когда я входил на станцию, то заметил, что все на меня косятся: министр путей сообщения косится и гр. Воронцов-Дашков, ехавший в этом поезде, который был так близок с моими родными и знал меня с детства, — он также делает вид, что как будто бы меня совсем не знает.

Наконец, подходит ко мне генерал-адъютант Черевин и говорит: Государь Император приказал Вам передать, что Он очень недоволен ездою по Юго-Западным ж. д. - Не успел сказать мне это Черевин, как вышел сам Император, который слышал, как мне Черевин это передает. Тогда я старался объяснить Черевину то, что уже объяснял министру путей сообщения. В это время Государь обращается ко мне и говорит:

Да что Вы говорите. Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на Вашей дорог нельзя ехать, просто потому что Ваша дорога жидовская.

(Это намек на то, что председателем правления был еврей Блиох.)

Конечно, на эти слова я Императору ничего не ответил, смолчал. Затем сейчас же по этому предмету вступил со мною в разговор министр путей сообщения, который проводил ту же самую мысль как Император Александр III. Конечно, он не говорил, что дорога жидовская, а просто заявил, что эта дорога находится не в порядке, вследствие чего ехать скоро нельзя. И в доказательство правильности своего мнения говорит:

А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы Государя везли в меньшею скоростью.

Тогда я не выдержал и сказал министру путей сообщения:

Знаете, Ваше Высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я Государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что Вы таким образом Государю голову сломаете.

Император Александр III слышал это мое замечание, конечно, был очень недоволен моей дерзостью, но ничего не сказал, потому что Он был благодушный, спокойный и благородный человек.

На обратном пути из Скерневиц в Ялту, когда Государь опять проехал по нашей дороге, то поезду уже дали ту скорость, прибавили то количество часов, которое я требовал. Я опять поместился в вагоне министра путей сообщения, причем заметил, что с того времени, как я последний раз видел этот вагон; он значительно наклонился на левую сторону. Я посмотрел, отчего это происходит. Оказалось, что произошло это потому, что у министра путей сообщения адмирала Посьета была страсть к различным, можно сказать, железнодорожным игрушкам. Так, например, к печам различного отопления и к различным инструментам для измерения скоростей; все это ставилось и прикреплялось на левую сторону вагона. Таким образом тяжесть левой стороны вагона значительно увеличилась, а потому вагон накренился на левую сторону.

На первой же станции я остановил поезд; вагон осмотрели специалисты по вагоностроению, которые нашли, что следить за вагоном надо, но что никакой опасности нет, и следует продолжать движение. Все спали. Я поехал далее. Так как при каждом вагоне находится, так сказать, формулярный список данного вагона, в который записываются все неисправности его, то я в этом вагон и написал, что предупреждаю: вагон наклонился на левую сторону; и произошло это потому, что всё инструменты и проч. прикрепляются на левую сторону; что я не остановил поезда, так как поезд был осмотрен специалистами, которые пришли к заключению, что он может пройти - те 600-700 верст, которые ему осталось сделать по моей дороге.

Затем я написал, что, если вагон будет в хвосте, в конце поезда, то, я думаю, что он может пройти благополучно до места назначения, но что там необходимо его тщательно пересмотреть, все аппараты снять, лучше всего их совсем выбросить или перенести на другую сторону. Во всяком случае вагон этот не ставить во главе поезда, а поместить его в хвосте.

Затем я перекрестился и был рад, что избавился от этих Царских поездок, потому что всегда с ними были связаны большие волнения, хлопоты и опасности.

Прошло месяца два. Тогда я жил в Липках против дома генерал-губернатора. В одной из комнат был телеграфный аппарат, и так как приходилось давать телеграммы целыми днями, то днем и ночью дежурили телеграфисты.

Вдруг однажды ночью стучит ко мне в дверь камердинер. Я проснулся. Говорят: есть срочная телеграмма. Читаю: срочная телеграмма за подписью барона Шерваля, в которой барон телеграфирует, что императорский поезд, едучи из Ялты, повернул на станцию Синельниково по Екатерининской дороге, а оттуда пойдет на станцию Фастов. Из Фастова Император поедет далее по Юго-Западной дороге или через Киев, или опять через Брест, но вернее через Киев. Тогда я приказал приготовить себе экстренный поезд, чтобы поехать навстречу в Фастов, и ждал, чтобы мне дали расписание, когда ехать.

Но ранее нежели я выехал из Киева, я получил вторую телеграмму о том, что Государь по Юго-Западной дороге не поедет, что, доехав до Харьково-Николаевской дороги, повернул на Харьков и дальше поедет так, как предполагалось: на Курск и Москву.

Получив эту телеграмму, я все время думал: что там такое случилось? Затем явились смутные слухи, что императорский поезд потерпел крушение и поэтому изменился маршрут. Я представил себе, что по всей вероятности случилось что-нибудь пустячное, так как поезд продолжал идти далее.

Не прошло и нескольких часов, как я получил телеграмму из Харькова за подписью барона Шерваля, в который он мне телеграфировал, что министр путей сообщения предлагает мне сейчас приехать в Харьков, для того, чтобы быть экспертом по вопросу о причинах крушения императорского поезда.

Я отправился в Харьков. Приехав туда, я застал барона Шерваля, лежащего в постели на Харьковском вокзале, так как у него была сломана рука; у курьера его также были переломаны рука и нога (этот самый курьер впоследствии, когда я был министром путей сообщения, был и моим курьером).

Приехал я на место крушения поезда. Кроме меня экспертами там были местные инженеры путей сообщения и затем директор технологического института Кирпичев, который жив доныне. Главную роль, конечно, играли я и Кирпичев. Кирпичев пользовался и пользуется большим авторитетом, как инженер-технолог и как профессор механики и вообще железнодорожного строительства, хотя он в полном смысле слова теоретик и никогда на железных дорогах не служил. В экспертизе мы с ним разошлись.

Оказалось, что императорский поезд ехал из Ялты в Москву, причем дали такую большую скорость, которую требовали и на Юго-Западных железных дорогах. Ни у кого из управляющих дорог не доставало твердости сказать, что это невозможно. Ехали также двумя паровозами, причем вагон министра путей сообщения, хотя и был несколько облегчен снятием некоторых аппаратов с левой стороны, но никакого серьезного ремонта во время стоянки поезда в Севастополе сделано не было; кроме того его поставили во главе поезда. Таким образом поезд шел с несоответствующей скоростью, двумя товарными паровозами, да еще с не вполне исправным вагоном министра путей сообщения во главе. Произошло то, что я предсказал: поезд вследствие качания товарного паровоза от большой скорости, несвойственной для товарного паровоза, выбил рельс. Товарные паровозы конструируются без расчета на большую скорость и поэтому, когда товарный паровоз идет с несоответствующей ему скоростью, он качается; от этого качания был выбит рельс и поезд потерпел крушение.

Весь поезд упал под насыпь и несколько человек было искалечено.

Во время крушения Государь со своей семьею находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила. Затем, со свойственным ему спокойствием и незлобивостью, Государь вышел из вагона, всех успокоил раненым оказал помощь и только благодаря его спокойствию, твердости и незлобливости - вся эта катастрофа не сопровождалась какими-нибудь драматическими приключениями.

Так вот, как эксперт, я дал такое заключение, что поезд потерпел крушение от указанных мною причин. Кирпичев же говорил, что катастрофа эта произошла от того, что шпалы были несколько гнилые. Я осматривал шпалы и пришел к заключению, что Кирпичев не знает железнодорожной практики. На всех русских дорогах в деревянных шпалах, прослуживших несколько месяцев, верхний слой всегда несколько гнилой, иначе и быть не может, потому что во всяком дереве, если оно постоянно не окрашивается или не засмолено, всегда верхняя часть (так называемая яблоня дерева) имеет несколько гнилой слой; но сердцевина, в чем держатся костыли, которыми придерживаются рельсы к шпале, - эти части шпал были совершенно целы.

К этому же времени относится мое знакомство с Кони, который был прислан из Петербурга, для расследования этого случая. Тогда я виделся с ним в первый раз. По-видимому, Кони очень хотелось, чтобы в этой катастрофе была виновата администрация дороги, чтобы было виновато управление дороги, поэтому ему ужасно не нравилась моя экспертиза. Он хотел, чтобы экспертиза установила, что было виновато не управление поезда, не инспектор императорских поездов, не министр путей сообщения, а чтобы было виновато управление дороги. Я же дал заключение, что виновато исключительно центральное управление — министерство путей сообщения, а также виноват инспектор императорских поездов.

Результат этой катастрофы был следующий: через некоторое время министр путей сообщения Посьет должен был выйти в отставку.

Барон Шерваль также должен был выйти в отставку и поселился в Финляндии. По происхождение барон Шерваль был финляндец; он был почтенным человеком, очень благодушным, с известною финляндскою тупостью, и среднего калибра инженером.

Государь с этими лицами расстался без всякой злобливости; лица эти должны были выйти в отставку, вследствие того, что общественное мнение России было крайне возмущено происшедшим. Но Император Александр III, не без основания, считал главным виновником катастрофы инженера Салова, который в это время был начальником управления железных дорог. Человек он был несомненно умный, толковый и знающий, но практически мало был знаком с делом. …

Император Александр III, со свойственным ему здравым смыслом, это разобрал, а потому удалил Салова уже по собственному своему желанию и не без некоторой доли естественной злобы.

КОНСЕРВАТОРЫ

Реформы 60-70 гг. XIX века вызывали широкий общественный резонанс. Значительная часть русского общества полагала, что либеральные реформы подрывают основы государства и ведут к социальным потрясениям. Террористическая деятельность «народников» подкрепляла эти выводы. Тон российским консерваторам второй половины XIX века задавали две знаковых фигуры русской общественной мысли - М.Н. Катков и К.П. Победоносцев .

М.Н. Катков - талантливый публицист и редактор газеты «Московские ведомости» так выразил свое отношение к либеральным идеям: «Говорят Россия лишена политической свободы; говорят, что хотя русским подданным и предоставлена законная гражданская свобода, но что они не имеют прав политических. Русские подданные имеют нечто более, чем права политические; они имеют политические обязанности. Каждый из русских обязан стоять на страже прав Верховной власти и заботиться о пользах государства. Каждый не то, что имеет только право принимать участие в государственной жизни и заботиться о ее пользах, но и призывается к тому долгом верноподданного. Вот наша конституция». Еще больше в консервативных взглядах Каткова укрепило польское восстание 1863-1864 гг., которое и сделало его последовательным борцом с западноевропейским либерализмом и радикальными движениями. Он был убежден в возможности реформирования России, не затрагивая основ самодержавной власти, что, по его мнению, должно было вывести стану в число ведущих западноевропейских государств. В этой связи он подчеркивал, что нельзя нивелировать роль дворянства, которое должно оставаться и в новых условиях опорой трона и связующим звеном между императором и народом. Именно поэтому, относясь в целом лояльно к введению земств, он утверждал, что главную роль в них должно играть дворянство, дополненное представителями из других сословий. Также, по его мнению, земские учреждения необходимо было подчинить правительству, т.е. поставить их под контроль бюрократии. Вместе с тем, он поддержал судебную реформу 1864 г., утверждая, что «суд есть сила независимая и состоятельная».

М.Н. Катков много писал о роли образования и необходимости проведения такой реформы просвещения, которая бы воспитала поколение, уверенное в незыблемости государственного порядка и чуждое идеям «нигилизма». Для этого необходимо было последовательно осуществлять принципы доктрины Уварова - «православие, самодержавие, народность».

Именно в лице Каткова правительство увидело публициста и издателя, который мог талантливо донести до русского общества самодержавную идеологию. События 70-начала 80-х гг. XIX века, в связи с усилением «народнического» террора, сделали М.Н. Каткова еще большим консерватором, резко выступавшим не только против реформ, но и против любого проявления либерализма, пусть даже умеренного. И подобная деятельность принесла свои плоды. С мнением «Московских ведомостей» стали считаться даже в правительстве.

К.П. Победоносцев - наставник Александра III, который в 1880 г. стал обер-прокуром Св. Синода также играл значительную роль в определении правительственного курса и его идеологии, особенно после событий 1 марта 1881 г. В 60-е годы XIX века мы видим в нем последовательного критика императора Александра II, которого он обвинял в нерешительности, нерациональной политике, отсутствии последовательного правительственного курса. Он писал: «Власть уже становится на Руси игрушкой, которую хотят передавать друг другу жалкие и пошлые честолюбцы посредством интриги. Нет уже твердого центра, из которого всякая власть прямо исходила бы и на котором прямо бы держалась». В ходе реформ 60-70-х гг. он особенно резко выступал против радикального проведения судебной реформы, критиковал военные преобразования Милютина, особенно введение всеобщей воинской повинности. «Весело сказать, что дворянина возьмут также как и крестьянина в солдаты», - говорил он.

Став наставником наследника престола, он последовательно стремился оградить его от влияния сторонников либеральных преобразований, внушая, что «вся тайна русского порядка и преуспеваний - наверху, в лице верховной власти». И его влияние на нового императора оказалось определяющим. Так, К.П. Победоносцев резко выказался против проекта Лорис-Меликова, обсуждавшегося на заседании Совета министров в течение марта-апреля 1881 г. И именно под его влиянием 29 апреля 1881 г. был опубликован знаменитый манифест Александра III, в котором провозглашалось, что царь будет править «с верой в силу и истину самодержавной власти», которую будет «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». Таким образом, приверженцы консерватизма одержали победу в правительстве, что и предопределило весь курс внутренней политики Александра III.

ЦАРИЗМ И РАБОЧИЕ

Воспоминания Г.В. Плеханова

Написаны в период 1880-1890-х годов, повествуют о жизни обычного российского рабочего 70-х - начала 80-х годов прошлого века

«Само собой разумеется, что между рабочими, как и повсюду, я встречал людей, очень различавшихся между собой по характеру, по способностям и даже по образованию. <…> Но, в общем, вся эта среда отличалась значительной умственной развитостью и высоким уровнем своих житейских потребностей. Я с удивлением увидел, что эти рабочие живут нисколько не хуже, а многие из них гораздо лучше, чем студенты. В среднем каждый из них зарабатывал 1 руб. 25 коп., до 2 руб. в день. Разумеется, на этот, сравнительно хороший заработок, нелегко было существовать семейным людям. Но холостые - а они составляли тогда между знакомыми мне рабочими большинство - могли расходовать вдвое больше небогатого студента. <…> Чем больше я знакомился с петербургским рабочим, тем больше я поражался их культурностью. Бойкие и речистые, умеющие постоять за себя и критически отнестись к окружающему, они были горожанами в лучшем смысле этого слова. <…> Нужно сказать и то, что между петербургскими рабочими «серый» деревенский человек нередко являл собой довольно жалкую фигуру. На Василеостровский патронный завод поступил в качестве смазчика крестьянин Смоленской губернии С. На этом заводе у рабочих было свое потребительское товарищество и своя столовая, служившая в то же время и читальней, так как она была снабжена почти всеми столичными газетами. Дело было в разгаре герцеговинского восстания (речь шла о восстании в Боснии и Герцеговине против Османской империи в 1875 году. - Ред.). Новый смазчик отправился есть в общую столовую, где за обедом газеты читались, по обыкновению вслух. В тот день, не знаю уж в какой газете, шла речь об одном из «славных защитников Герцеговины». Деревенский человек вмешался в поднявшиеся по этому поводу разговоры и высказал неожиданное предположение о том, что «он, должно быть, любовник ейный».

Кто? Чей? - спросили удивленные собеседники.

Да герцогинин-то защитник; с чего же бы стал он защищать ее, кабы промеж них ничего не было.

Присутствующие разразились громким хохотом. «Так, по-твоему, Герцеговина не страна, а баба, - восклицали они, - ничего-то ты не понимаешь, прямая деревенщина!» С тех пор за ним надолго установилось прозвище - серый. <…> Прошу читателя иметь в виду, что я говорю здесь о так называемых заводских рабочих, составлявших значительную часть петербургского рабочего населения и сильно отличавшихся от фабричных, как по своему сравнительно сносному экономическому положению, так и по своим привычкам. <…> Заводской рабочий представлял собой нечто среднее между «интеллигентом» и фабричным: фабричный - что-то среднее между крестьянином и заводским рабочим. К кому он ближе по своим понятиям, к крестьянину или заводскому, - это зависело от того, как долго прожил он в городе».

Русский рабочий в революционном движении // Революционеры 1870-х годов: Воспоминания участников народнического движения в Петербурге. Лениздат, 1986

Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова в трех томах

СОВЕРШЕННА СЕКРЕТНО

Из политического обзора за 1892 г. начальника Екатеринославского губернского жандармского управления Д. И. Богинского о причинах волнений рабочих в М. Юзовке. 9 февраля 1893 г.

Поводом к последним беспорядкам в местечке Юзово, как установлено теперь и как утверждают свидетели беспорядков и лица вполне компетентные (в доказательство чего могу представить письменные заявления ко мне от лиц, вполне заслуживающих доверия), послужила эксплуатация в обширном смысле этого слова рабочих как шахтовладельцами всеми без исключения и в особенности французской компанией, так и торговцами. Действительно, приводимые примеры эксплуатации этими лицами рабочих превосходят всякие описания; довольно оговорить, что рабочие в большинстве (преимущественно беспаспортные) никогда полностью не получают зарабочих денег (Так в подлиннике; следует; заработанных денег (прим. сост.)) , а только расчетный лист, в котором показаны продукты (например: чай, сахар и так далее) по весьма дорогой цене, которых они никогда не требовали; а на многих рудниках (преимущественно на рудниках Алчевского-«Алексеевских», Славяносербского уезда) расчет производится в 2-3 месяца один раз и то не наличными деньгами, а «талонами», которые принимаются местными торговцами с вычетом 20% со стоимости талона.

Беспорядки в местечке Юзово повторяются ежегодно в большей или меньшей мере и, без сомнения, будут повторяться, по заявлениям самих рабочих, пока не будет введен порядок и совершенная реформа в отношениях работодателей к рабочим и сверх сего будет прекращен прием беспаспортных. В удостоверение же равнодушного, нечеловеческого отношения шахтовладельцев к рабочим довольно упомянуть, что с 14 августа по 18 сентября имело место до 12 несчастных случаев с увечием и смертельным исходом для рабочих по причине только игнорирования необходимых технических средств к безопасности рабочих.

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКО-ФРАНЦУЗСКОГО СОЮЗА

Франко-русский союз стал поворотным во внешней политике России. Основой для его заключения стало наличие общих противников - Англии и Германии.

Отказ Германии в 1890 г. от возобновления «договора о перестраховке» и возобновление ею в 1891 г. Тройственного союза с Австро-Венгрией и Италией создавал благоприятную почву для русско-французского сближения. Россия, боясь остаться в международной изоляции, искала союзника, способного поддержать ее в борьбе с Германией и Австро-Венгрией за сферы влияния в Европе и с Великобританией - за сферы влияния в Азии.

С другой стороны, внутриполитический кризис в середине 80-х годов XIX в., обострение отношений с Англией и Италией на почве колониальной политики и напряженные отношения с Германией также поставили Францию в изолированное положение в Европе. Таким образом, в сложившейся международной обстановке этот союз был выгоден обоим государствам. Сближение с Францией, старой противницей Германии, а в той ситуации и Англии, было подготовлено самой жизнью.

Летом 1891 года в г. Кронштадт прибыла французская эскадра под командованием адмирала Жерве. Встреча французских кораблей вылилась в демонстрацию русско-французского единства.

27 августа 1891 г. в Париже произошел обмен письмами о согласовании действий обеих держав в случае возникновения военной угрозы для одной из них. Через год была подписана аналогичная секретная военная конвенция между русским и французским генеральными штабами, а в 1(13) октября 1893 г. русская эскадра, состоявшая из пяти кораблей, торжественно встала на рейд Тулонского порта. Так начался десятидневный визит русских моряков во Францию, где их ожидал восторженный прием.

Кроме Тулона русские моряки побывали в Марселе, Лионе и Париже, которые были празднично украшены для встречи гостей. Повсюду продавались специальные сувениры с символикой русско-французского единства. Так, лицевую сторону одного из сувенирных жетонов, которые крепились на одежду, украшали два кинжала с надписью: «Да здравствует Франция - Да здравствует Россия», а оборотную - уравнение «1+1=3». Это символизировало, что русско-французский союз является надежным противовесом Тройственному союзу Германии, Италии и Австро-Венгрии.

Подбирая нужную кандидатуру для командования этой эскадрой, Александр III приказал дать ему список контр-адмиралов, плохо говорящих по-французски. Именно это обстоятельство определило то, что командующим эскадрой был назначен Ф.К. Авелан, с тем чтобы, по словам императора, «поменьше там болтал». Офицерам эскадры предписывалось в отношениях с французами соблюдать осторожность и сдержанность в выражении своих политических убеждений.

Окончательное оформление русско-французского союза произошло в январе 1894 г., когда русско-французский договор был ратифицирован российским императором и французским президентом.

И.Е. Репин. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1885-1886