Самолеты гражданские, шт. Расслоение по доходам

К концу 80-х гг. советская экономика оказалась в состоянии кризиса. Концепция ускорения, принятая как основа экономического развития в 1985г., выявила свою несостоятельность. Сориентированная на ускорение развития машиностроения, она еще больше, чем прежде, ослабила производство потребительских товаров. При усиленной инфляции деньги теряли свой вес. Появилось массовое стремление реализовать их, превратить в предметы потребления. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Нарастал ажиотажный спрос на товары прежде всего долговременного пользования.

Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Смена власти (Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко) еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства “третьего мира”. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.

В обществе в целом стала нарастать напряженность, которую усиливали постоянно повторяющиеся кризисы отдельных товаров. Правительство находилось под огнем критики. На митингах и демонстрациях раздавались требования об его отставке. Летом 1989г. в нашей стране началась волна многотысячного забастовочного движения. Чаще всего звучали призывы перейти от плановой экономики к рыночной. Планы реформ, предложенные правительством (план "500 дней" для перехода к рынку, программа "Основные направления", для объединения программ союзных республик) провалились. Кризис тоталитарного политического режима неизбежно вел к кризису командно-бюрократической экономической системы.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила “сверху” и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР.

Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

Десятилетиями в нашей стране провозглашалось формальное равенство всех союзных республик, говорилось об их суверенитете, однако практика выглядела совсем иной. Возникла необходимость коренной реформы всего союзного устройства. В центре споров и дискуссий, политических реформ оказались проблемы обеспечения государственного суверенитета союзных республик. Перед обществом встал вопрос о самом существовании СССР, о государственно-правовых формах, способных обеспечить права народов, республик и союза в целом. Чтобы закрепить Союз, руководство страны настояло на проведении в марте 1991г. референдума по проблеме сохранения СССР. В нем приняли участие 9 республик. ѕ проголосовали за сохранение Союза. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора в Москве. 19 августа было объявлено о болезни Горбачева, о том, что перестройка, начатая по его инициативе, зашла в тупик и всю полноту власти берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В него вошли вице-президент Г. Янаев, председатель Совета Министров В.Павлов, председатель КГБ В.Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. В манифесте ГКЧП говорилось о беспорядке в стране, об унижении советских людей за границей. Обещались поддержка частной собственности, снижение цен, повышение заработной платы и обеспечение всех жильем. Были введены войска в Москву и попытка сделать то де в Ленинграде.

Однако руководители ГКЧП недооценили готовность Б.Ельцина и его сторонников действовать решительно. Ельцин издал серию указов, квалифицирующих действия ГКЧП как государственный переворот, обратился с призывом к трудящимся начать всеобщую забастовку, а к военнослужащим не выполнять приказы ГКЧП. Во многих городах России прошли митинги и демонстрации протеста. Был экстренно созван Верховный Совет России, который осудил действия ГКЧП и поддержал Ельцина. Горбачев вернулся в Москву. Организаторы ГКЧП были арестованы. Была приостановлена деятельность КПСС, объявлено о начале реформы КГБ с целью его ликвидации и замены службой разведки. Даже те республики, которые ранее желали участвовать союзном договоре, провозгласили свою независимость.

Сложные процессы, происходившие во всех республиках, бессилие союзных реформ власти привели к тому, что 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще под Брестом руководители Белоруссии, РФ, Украины подписали соглашение о создании СНГ и пригласили вступить в СНГ новые государства бывшего СССР. 21 декабря была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР. 25 декабря Горбачев подписал указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил об уходе с поста Президента СССР. В этот вечер над Большим Кремлевским дворцом вместо красного флага был поднят российск. стяг.

Период перехода от одного уклада общественной жизни к другому в любой стране, в любые времена отличается глубоким переломом в общественном сознании. Открытие ранее недоступных сфер информации произвело по истине шоковый эффект. Публичное признание неэффективности экономической системы, крайне ограниченных возможностей для осуществления широкомасштабных социальных программ, запущенность культуры - все это не могло не иметь воздействия на массовое сознание. В условиях поляризации общественных настроений возникло направление общественного сознания, которое называлось "центризм" Сущность его в ориентации на реформы, проводимые с соблюдением общественных интересов, а также неприятии крайних, насильственных методов политической борьбы

Приобретение РФ статуса самостоятельного независимого государства сопровождалось формированием новых структур власти. Ельцин возглавил правительство, став одновременно президентом и премьер-министром, взяв на себя также руководство и Министерством обороны. Программа экономической реформы включала 3 основные направления: либерализация цен, т.е. отказ от административного регулирования, свобода торговли и проведение приватизации. Но плата за решимость начать реформирование экономики в условиях отсутствия закрепившихся государственных структур оказалась слишком высока. Либерализация цен привела к их росту намного большему, чем предполагалось. Свобода торговли при неразвитости рыночной инфраструктуры породила самые примитивные формы торгового обмена.

К лету 1992г. Произошла перегруппировка политических элит, те, кто раньше опасались гонений, теперь стали активно выступать против либеральных монетаристских реформ. Правительство Е.Гайдара вынуждено было прекратить монетаристскую финансовую политику. Во многом это было связано с неплатежами предприятий и угрозой остановки промышленности, а также потому, что правительство не имело реальных рычагов воздействия на финансовые структуры. Инфляция составила около 20 % в месяц. К концу 1992г. Большинство депутатов выступало не только против правительства, но и против Президента, его обвиняли в политике развала государства и ограблении народа. Ельцин предложил провести референдум. Был заключен компромисс, вместо Гайдара новым премьер-министром стал Черномырдин. Но напряженность нарастала, депутаты пытались отстранить президента от должности. Развернулась борьба между ветвями власти. Президент настаивал на принятии новой конституции, Россия должна была стать президентской республикой.

В Москве было введено чрезвычайное положение, "белый дом" был расстрелян из танков.12 декабря 1993г. состоялись первые выборы и референдум о новой Конституции. Представительным органом явилось Федеральное собрание в составе двух палат: Госдумы и Совета федерации. Посредником в спорах выступал Конституционный суд. Выборы показали, что население устало от нескольких лет перестройки, распада СССР, неприспособленности к изменению уклада жизни.

Политические события в стране конца 80-х годов привели к сокращениям, объединениям и ликвидации научно-исследовательских институтов страны, в том числе и в Вооруженных Силах. Стал вопрос о присоединении ГНИИ ВВС к 30-му НИИ, находящемуся в пос. Чкаловская Московской области, а на базе Ахтубинска оставить только испытательные полигоны. Однако командованию института и ВВС удалось отстоять существующую организацию, придав ей статус испытательного Центра. Директивой Главного штаба ВВС от 18 декабря 1990 года 8 ГНИИ ВВС переименован в 929 Государственный летно-испытательный ордена Ленина Краснознаменный центр Министерства обороны СССР им. В.П. Чкалова, который, как и все Вооруженные Силы России в 90-е годы, вступил в тяжелую полосу выживания. Резкое сокращение финансирования, отказ от многих военных программ, а также распад СССР с потерей испытательной инфраструктуры в Казахстане и Украине крайне осложнили работу организации.

Ограничение в финансировании привело к тому, что уже в 1995 году износ аэродрома в Ахтубинске и его сооружений составлял – 64, транспорта – 44, а оборудования – 67 процентов. Объем научно-испытательных работ (НИР) сократился в среднем до 88 (из них шесть – летных), в 1999 году в ГЛИЦ провели 191 НИР, а для сравнения в 1986 году 1320 НИР.

Начались массовые сокращения личного состава. Престиж службы в Вооруженных Силах упал до низкого уровня. По собственному желанию стали уходить со службы лётчики, инженеры. В период с 1990 года по 2013 год общая штатная численность ГЛИЦ уменьшилась в 2,3 раза, военнослужащих в 3,6 раза. Причем, на начальном этапе сокращали военнослужащих, имеющих право на пенсию, т.е. имеющих выслугу более 20 лет, а это были самые опытные испытатели.

С 1990 г. в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит:

1) радикальное изменение отношений собственности. Законом от 24 декабря 1990 г. Российская Федерация заявила о суверенном правовом регулировании земельных отношений и отношений по природопользованию только российским законодательством и законодательством входящих в нее республик. С принятием Закона «О собственности в РСФСР» были реформированы отношения собственности на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей и др.;

2) радикальное изменение производственных отношений. С введением Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.

Одновременно были созданы условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.

3) включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности. Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, могут передаваться в коллективную собственность – совместную или долевую; установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, в собственность; предоставлена возможность создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т. п.;

4) создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья;* Госкомзем и Минсельхоз РФ обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства;** за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу;

*Ст. 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. (в ред. от 27 декабря) «О земельной реформе» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; 1991. № 1. Ст. 4.


**Пункт 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Там же. 1992. № 1. Ст. 53.

5) обеспечение свободного хозяйствования на земле. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вмешательством;

6) устранение монополистического давления на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений. Так, Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* запрещено навязывать контрагенту кабальные условия до говоров на поставку сельхозпродукции; препятствовать доступу на рынок недобросовестной конкуренции. Предусматривались следующие виды ответственности: административная ответственность, уголовная ответственность и др.;

*Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Там же. 1991. № 16. Ст. 499.

7) введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель* и через арендную плату. В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона «О плате за землю») стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот; установлением государственного ограничения арендной платы за землю устраняются возможности извлечения повышенных нетрудовых доходов за сдаваемую в аренду землю, стимулируется использование земли самими собственниками и т. п.;

*Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424 и последующие изменения.

8) придание приоритетного правового статуса сельскохозяйственному использованию земель.

Экономико-правовые методы обеспечения приоритетного положения АПК выразились в том, что с 1991 г. установлена система финансовой поддержки АПК путем направления на его развитие не менее 15% национального дохода РСФСР (ст. 13); на два года освобождаются предприятия несельскохозяйственной сферы от налогообложения той части прибыли, которая получается от выпуска продукции для АПК; строительство в городах и сельской местности и расширение действующих промышленных предприятий, не связанных с производством продукции сельского хозяйства и ее переработкой, разрешается только по согласованию с областной администрацией, а высвобождающиеся ресурсы и мощности строительных организаций направляются на развитие села (ст. 12) и др.

Социально-правовые методы приоритетного обеспечения АПК выражаются в создании условий для деурбанизации городского населения, стимулирования миграций его в сельскую местность для привлечения в земледелие и другие сферы сельского хозяйства. Так, специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим в селе, устанавливаются повышенные (на 25%) оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками аналогичных городских специалистов (ст. 22); на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников АПК (ст. 24).

При проведении земельной реформы была осуществлена реорганизация большей части колхозов и совхозов (около 95%), в результате чего около 15 млн. работающих в этих хозяйствах получили земельные доли от 2 до 15 гектаров каждый. На базе колхозов и совхозов были созданы сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства и другие формы хозяйствования на земле. За это время возникло около 290 тыс. фермерских хозяйств с общей земельной площадью около 12 млн. га. В результате этой реорганизации большая часть земель сельскохозяйственного назначения из государственной собственности была передана в частную собственность, а также общую совместную или общую долевую собственность;

9) устранение несправедливости и неправомерности действий социалистического государства, допущенных в ходе принудительной коллективизации крестьянства, при которой земли крестьян фактически были принудительно изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы. Так, при коллективной совместной собственности земель колхозов и других сельхозпредприятий земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного хозяйства; при коллективно-долевой собственности доля не может быть более предельных участков, передаваемых в собственность; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.п. земельные участки предоставляются бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, либо в пределах норм, устанавливаемых областной администрацией.

Передача земельных участков для вышеуказанных целей производится за плату, если участки по своей площади превышают установленные нормы.

Во избежание трудноразрешимых споров, которые могут возникнуть в ходе приватизации земли и имущества реорганизуемых сельхозпредприятий, установлено, что возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается. Они могут получить землю в собственность на общих основаниях;

10) создание эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель. В земельном законодательстве впервые появляются такие новые экологические понятия, как «экологическая безопасность», «экологическая обстановка на территории», «благоприятная экологическая среда», «устойчивые природные ландшафты», «экологический правопорядок».*

*Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст.457 и др.

Имевшее место в отмененном земельном законодательстве одностороннее стимулирование расширения сельхозугодий,* осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено право консервации деградированных земельных угодий, частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

*Ст. 43,30 ЗК РСФСР. 1970.

Одновременно стимулируется деятельность землепользователей по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель экономико-правовыми и иными методами;

11) принятие ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции, поскольку эта проблема обрела остроту в связи с неправильным использованием агрохимикатов в сельском хозяйстве. В частности, осуществляется стимулирование производства экологически чистой продукции, устанавливается финансовая и уголовная ответственность главы крестьянского двора за умышленную продажу экологически грязной продукции (ст. 24 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»); в земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям, и др.;

12) разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель: приостановка хозяйственной деятельности предприятия, нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений; реорганизация предприятий, деятельность которых может вызвать экологические последствия, затрагивающие интересы территории; введение экологических требований в сельском хозяйстве (ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды») и т. п.;

13) дополнение земельного законодательства новой категорией земель, не знакомой прежнему законодательству; земель природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения и др.;

14) усиление ответственности за нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные санкции; субъектами административной ответственности за нарушения земельного законодательства становятся и юридические лица; расширяется круг лиц, применяющих административные наказания к виновным нарушителям. Так, дополнительно к административным комиссиям право наложения штрафов предоставлено Государственному земельному комитету РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды.

Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан и организаций; формируется специальный фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.

Период с 1990 года можно охарактеризовать также периодом бурного законотворчества; объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные периоды превышает возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 г. первой (Общей) части нового ГК РФ, который имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений. Успешной реализации земельной реформы активно противостояли консервативные силы. Так, в августе 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота, вошедшая в историю России под названием «августовского путча».

Принятие новых законов проходило в союзном и российском парламентах в условиях острой борьбы между представителями прогрессивных и консервативных идей, и содержание принимаемых законов зачастую отражало компромисс между этими двумя взаимоисключающими течениями. Примером такого компромисса явилось, в частности, принятие Основ законодательства об аренде, которые, несмотря на несовершенство, способствовали созданию немалого количества арендных предприятий, выходящих из режима функционирования в условиях командной экономики.

Позиции представителей сторонников рыночной экономики постепенно укреплялись, и появился целый ряд законодательных актов, внесших перелом в формировании земельного законодательства: законы РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и другие, которые позволяли обеспечить действие Земельного кодекса РСФСР, принятого 25 апреля 1991 г., Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственности земельных долей и имущественных паев», Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», Федеральный закон от 17 июня 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

С распадом в 1991 году Союза ССР открылся простор развитию земельного законодательства России, однако оно реализовывалось с пробуксовками, как и ушедшее в историю союзное законодательство. Так, положения ЗК 1991 г. в части наделения землей всех желающих граждан, несмотря на подгоняющие исполнение дела указы Президента РФ, а также постановления парламента (Верховного Совета РФ), торпедировались руководителями колхозов и совхозов, не желавших терять свое монопольное положение. Не помогало и действие антимонопольного закона (Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Нужен был радикальный правовой механизм, позволявший реформирование земельных отношений. Поэтому с принятием в несельскохозяйственной сфере Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» в сельскохозяйственной сфере реформирование земельных отношений путем приватизации земель стали решать такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и изданное во исполнение его постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению земельных комитетов. Колхозы и совхозы были обязаны в 1992 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перерегистрироваться в соответствующих органах. Районным органам исполнительной власти совместно с земельными комитетами предложено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель. Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с ЗК РФ. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности.

*ВСНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 1. Ст.53; см. также Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // САПП. 1992. № 1-2. Ст.9.

Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»* было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, а в социальной сфере – включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

*ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №14.Ст.761.; Там же. 1992. №11. Ст. 561.

Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» для ускорения приватизации и дальнейшего совершенствования земельных отношений было предоставлено право гражданам и юридическим лицам* при приватизации государственных и муниципальных предприятий наряду с арендой земельных участков приобретать их в собственность. Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию могут продаваться им в собственность.

*Там же. 1992. № 25. Ст. 11561.

В этом указе впервые было предусмотрено право частной собственности на земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, а также право собственности юридических лиц на землю.

Указом Президента РФ «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности». Этим указом утверждён Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.

Согласно Порядку продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г., покупателями земельных участков могут быть любые физические и юридические лица, включая иностранные, и лица без гражданства. Здесь содержится положение, противоречащее ЗК РФ, а именно, разрешалась продажа земли иностранным гражданам, а также Закону «О земельной реформе», который это также запрещал. Но это противоречие не было ни устранено, ни опротестовано Конституционным Судом РФ.

По существу, эта норма так и не нашла практического применения, так как во всем последующем законодательстве она не была подтверждена.

Подобное ограничение, введенное в самом начале реформирования земельных отношений, представляется мне совершенно обоснованным. Фактически оно предотвратило экспансию иностранного капитала в этой области. Ведь на Западе уже давно осознали всю ценность земли, вернее ее бесценность. И поэтому без этого запрета мы бы сейчас имели у себя огромное количество иностранных частных собственников, которые бы использовали нашу землю в своих интересах.

В целях совершенствования системы наделения граждан земельными участками и перерегистрации ранее предоставленных участков Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»* рекомендует всем субъектам РФ в 3-месячный срок определить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

*ВСНД и Верховного Совета РФ. № 25. Ст. 1427(в ред. указов Правительства от 14 октября 1992 г. №1129, от 16 мая 1997 г. № 485).

Для успешного проведения приватизации государственных и муниципальных земель важное значение имеет государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 15 июня 1998 г.),* а также распоряжение Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 908-рз, Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994г.».*

*САПП РФ. 1994. № 8. Ст.924;

**СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.

Подводя итог сказанному, следует определить общие условия приватизации земельных участков.

Приватизация земельных участков – передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Приватизация земельных участков происходит по заявлению граждан и юридических лиц в порядке, установленном земельным законодательством. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами РФ. Земельный участок, общая площадь которого превышает норму площади для бесплатной передачи земельного участка в собственность, выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде.

Уменьшение земельных участков, ранее предоставленных гражданам в установленном порядке, при их приватизации без согласия граждан запрещается.

Никто не может быть обязан приватизировать земельный участок и никому не может быть отказано в приватизации земельного участка, если территориальными планами использования земель и решениями уполномоченных органов допускается приватизация такого земельного участка в данном месте.

Земельный участок может быть приватизирован собственником (собственниками в долях) здания, строения или сооружения, находящихся на этом земельном участке. Не подлежат приватизации или продаже земельные участки, в отношении которых не имеется надлежаще оформленных документов о территориальных границах, сервитутах и обременениях (до их установления и оформления). Продажа и передача в собственность земельного участка с находящимся на нем лесом не означает возникновения сразу (до соответствующего оформления) собственности на находящийся на земельном участке лес.

Не допускается продажа земельных участков, занятых муниципальным или государственным жилым фондом, подземными линейными сооружениями. Общая долевая собственность на усадебные, садовые, дачные, гаражные участки возникает при условиях, если жилой дом, садовый дом, дача, гараж находятся в общей долевой собственности. Не подлежат приватизации спорные земельные участки, в отношении которых ведется административное или судебное разбирательство до вступления в силу соответствующего решения.

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в черте городских поселений, земельные участки собственнику недвижимости предоставляются в долгосрочную аренду.

Для решения вопроса о приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, решение суда, постановление органа исполнительной власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на здание, строение или сооружение, находящиеся на земельном участке, если земельный участок застроен; постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; план земельного участка; заявление всех собственников здания, строения или сооружения, находящихся на земельном участке.

Подготовка документов о передаче или продаже права собственности на земельный участок возлагается на соответствующие земельные комитеты совместно с органами градостроительства и жилищно-коммунальными.

В 1993 г. с принятием Конституции РФ реорганизационные меры получили конституционное обоснование, что позволило придать реформированию земельных отношений системный характер.

Стал использоваться прогрессивный опыт реорганизации сельского хозяйства и распространяться на не реформированные пока предприятия. В частности, этому способствовало принятие постановления Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области». Делу реформирования стал придаваться долгосрочный, масштабный характер. Так, в 1996 г. была принята Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Введение в России частной собственности на землю и другие вещные права (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. ст. 209-217 ГК РФ) способствует формированию рынка земли, то есть земля все активнее включается в гражданский оборот. Это прежде всего относится к землям, предоставленным гражданам на праве частной собственности: под индивидуальное жилищное и дачное строительство, под гаражное строительство, садоводство, а в сельской местности приусадебные земельные участки.

Земельный рынок существует там, где имеется значительно широкий слой земельных собственников.

Итак, с начала 90-х гг. до 1993 г. в РФ начался процесс реформирования земельных отношений и переход от закрепления в исключительную государственную собственность к значительному перераспределению земли, передачи ее в негосударственные формы собственности. Была проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, в результате чего 11,8 млн. бывших работников колхозов и совхозов и других граждан получили 135 млн. гектаров сельскохозяйственных земель в собственность, или 63% всех сельскохозяйственных земель в стране.

43 млн. граждан имеют земельные участки для подсобного сельского хозяйства и в их собственности находится 8,3 млн. га.

Документы, удостоверяющие права граждан на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей достигает 600-700 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

Земельная реформа в основном коснулась земель сельскохозяйственного назначения. Крайне медленно идет приватизация земель в городах, что не позволяет привлечь достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение земель в городах на основе требований рынка и развития городов.

Исключительно важное значение для дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного регулирования земельных ресурсов имеет утвержденная 26 июня 1999 г. Правительством РФ Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 гг.».*

*СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

В России продолжается процесс закрепления земли в частную собственность граждан и юридических лиц (мы называли его также перераспределением земли). В настоящий момент делаются попытки упорядочить правовое регулирование этого процесса и привести положения различных нормативных актов в соответствие друг с другом. Так, 21 июля 1997 г. был издан Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который закрепил обязанность регистрировать права на недвижимое имущество (к которому в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся и земельные участки) и сделки с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ будет способствовать более успешному проведению и в конечном счете завершению земельной реформы в России.

Успешное завершение перераспределения земельной собственности станет залогом успешного проведения всей земельной реформы. Ведь собственники земли, по замыслу инициаторов реформы, будут должным образом заботиться о своей собственности, повышать плодородие земли и рационально использовать ее, что благоприятно скажется на состоянии экономики. Многочисленные собственники земли инициируют возникновение земельного рынка, в котором нуждается экономика. Но при этом не следует забывать о том, что земля является особым объектом собственности, нуждающемся в охране и особом режиме использования, которые обеспечиваются нормами земельного права, поэтому необходимо найти разумный баланс соотношения норм земельного и гражданского права в сфере регулирования земельных отношений.

Стоит заметить, что в России всегда на первом месте стояла проблема исполнения законов (в широком смысле слова), а не проблема качества этих законов. Именно на это стоит обратить внимание соответствующим государственным органам. Хорошее исполнение законов – залог успеха реформ.

Подводя итог сказанному в данной главе, сделаем общие выводы:

1. Возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран: здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений, но крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие по сравнению с западноевропейскими и другими странами.

2. Переход от крепостного строя к рыночным отношениям в земледелии осуществился в основном через две реформы – 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина). Хотя цели полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения позволило России достичь значительных успехов.

3. К 1917 г. Россия подошла с «пестрой» системой правового режима земель, в земельный фонд России входили государственные, удельные, кабинетские, частновладельческие и другие виды земель со своим специфическим режимом.

4. Опыт земельных реформ Временного правительства России в 1917 г. показал, что при проведении реформ нужна быстрота и решительность при тщательном учете обстановки, местных условий и иных обстоятельств. Медлительность с реформами стоила Временному правительству его существования, как и в 1991 г. организованный путч чуть не стоил существования демократическому правительству Российской Федерации.

5. Более чем семидесятилетний опыт показал, что уничтожение рыночных отношений, а главное, исключение земли из гражданского оборота не может привести к эффективности производства и подъему экономики до мирового уровня.

6. Рыночные регулируемые земельные отношения – одна из главных ценностей, выработанных цивилизованным человечеством, помогут вернуть Россию в лоно прогресса и подлинной демократии.

7. Уже на первом этапе земельной реформы страна получила законодательную базу, направленную на обеспечение этой реформы, и трудности по ее проведению в жизнь в основном имели субъективный характер (стереотип мышления людей, консерватизм отдельных групп населения и т. п.).

8. Правовое вмешательство в регулирование рыночных земельных от­ношений должно строиться с учетом механизма действия объективных законов природы и общества, игнорирование которых приводит к недо­стижению целей правового регулирования.

К 1990 году проблемы, стоящие перед экономикой, обострились. Политика перестройки не смогла остановить общего ухудшения экономических показателей; по официальным оценкам ЧНП сократился в 1990 г. на 4%. Большая часть сокращения производства приходится на промышленность, строительство и транспорт, в то время как общий объем условно-чистой продукции в сельском хозяйстве, несмотря на едва ли не рекордный урожай зерновых, по оценкам остался почти таким же, как в прошлом году. Сфера обслуживания продолжала расти, что дало основание администрации надеяться, что темпы падения ВВП снизятся и составят прибл. около 2%. В 1990 г. ожидалось сокращение прибылей предприятий, рост которых в 1986 — 1988 гг. составил в среднем более 10% в год. Заработная плата и оклады увеличились прибл. на 12%, а общие доходы населения возрасли еще значительнее (в 1990 г. на душу населения, пересчитанный по новому коммерческому курсу рубля, составил 1780 американских долларов). Впервые за послевоенные годы общая занятость в 1990 г., вероятно, сократилась, и (хотя официально и не признанная в СССР) по неофициальным оценкам должностных лиц составила около 1,5% от общей численности рабочей силы.

В 1990 г. власти предприняли меры по ужесточению финансовой политики. Государственный бюджет был движущей силой денежной эмиссии, и поэтому основной акцент был сделан на бюджетно-финансовые меры, в частности на сокращении государственных инвестиций и разработку альтернативы финансированию дефицита за счет денежной эмиссии. Согласно официальным прогнозам, дефицит в 1990 г. в целом соответствовал бюджетному плану, что означает его сокращение до менее чем 8,5% от ВВП. Однако, план финансирования большей доли дефицита путем выпуска правительственных облигаций для внебанковской системы потерпел провал. Эмиссия ликвидности оставалась значительной, поскольку сокращение бюджетного дефицита было задержано расширением кредитования предприятий.

В 1990 г. открытая и подавленная инфляция продолжала нарастать. По официальным оценкам розничные цены за год возросли на 5% в целом, а общий уровень инфляции (т. е. включая оценку подавленной инфляции) составил около 12%. В результате быстрого роста денежной наличности в комбинации с неизменными государственными ценами в последние годы у населения и предприятий скопились значительные суммы «лишних» денег. В настоящее время избыточная ликвидность оценивается прибл. в 250 млрд. рублей (или около трети общего объема финансовых активов), причем около двух третей этой суммы приходится на наличность и вклады населения. Этот растущий денежный избыток является неотъемлемой частью растущего дефицита.

Согласно официальным оценкам, которые могут оказаться завышенными вследствие скрытой инфляции, реальное потребление в 1990 г. возросло прибл. на 3%, что значительно ниже средних показателей за 1986 — 1989 гг. Импорт товаров потребления продолжает расти. Однако поставка некоторых видов продукции значительно сократилась и дефицит основных товаров потребления вызывает растущую тревогу.

Продолжающееся сокращение добычи нефти и тот факт, что цены на нефть и другие энергетические ресурсы в торговле стран СЭВ были установлены в целом на весь год, означали, что СССР не смог в полной мере воспользоваться резким повышением цен на нефть на мировом рынке во второй половине 1990 г. Объем экспорта нефти сократился в 1990 г. почти на 20%, причем основная тяжесть этой ситуации легла на плечи стран СЭВ. Торговля со странами без конвертируемой валюты привела к увеличению дефицита по сделкам 1990 г., в основном из-за сокращения экспорта нефти. Дефицит по текущим счетам (за исключением золота) в конвертируемой валюте составил почти 11 млрд. американских долларов. В то время, как поступления за счет экспорта золота возросли почти до 4 млрд. американских долларов, в целом по движению капитала было зарегистрировано отрицательное сальдо в размере 7 млрд. американских долларов вследствие резкого сокращения объема краткосрочного кредита и того, что доступ к международным рынкам был возможен лишь при условии гарантирования кредитов правительствами стран-кредиторов. Общий дефицит платежного баланса в конвертируемой валюте в размере 14 млрд. американских долларов финансировался за счет резкого сокращения валютных резервов и увеличения задолженности иностранным поставщикам (более 5 млрд. американских долларов). Таким образом, несмотря на дефицит платежного баланса, внешняя задолженность в конвертируемой валюте к концу 1990 г. должна снизиться до прибл. 52 млрд. американских долларов, а валютные резервы сократились до прибл. 5 млрд. америкнских долларов, что эквивалентно объему импорта в конвертируемой валюте менее, чем за два месяца.

Традиционная система централизованного планирования в основном потерпела крах, однако, не была заменена функционирующей рыночной системой. Прогрессирующий развал вследствие этого, вероятно, наиболее заметен в сфере розничной торговли, где полки государственных магазинов почти пустые, бартерная торговля становится обычным делом, процветает черный рынок и торговля на доллары. Тем временем, республиканская политика характеризуется растущей автономией. В условиях растущих дефицитов республики все меньше и меньше заинтересованы в торговле между собой, за исключением сделок на бартерной основе. К концу осени карточки на основные потребительские товары, которые уже широко распространились по некоторым районам, были введены в Москве и Ленинграде. Наблюдалась растущая озабоченность возможностью роста внутренней миграции различных этнических групп населения, покидающих районы политической нестабильности, а также считается серьезной угрозой внешняя эмиграция, т. к. люди пытаются избежать материальных трудностей.

В 1990 г. наблюдалось растущее признание необходимости прекращения развала экономики путем более смелой, более обширной, ориентированной на рынок программы реформы. Понимание неотложности реформы отражено в основных направлениях «Для стабилизации экономики и перехода на рыночную экономику», представленных Президентом 19 октября 1990 г.

«Положение экономики продолжает ухудшаться. Сокращается объем производства. Экономические связи разрушаются. Растет сепаратизм. Потребительский рынок в бедственном положении. Бюджетный дефицит и платежеспособность правительства находятся на критическом уровне. Антисоциальное поведение и преступность растут. Жизнь людей становится все более трудной, люди теряют интерес к работе, вера в будущее рушится. Экономика находится в крайне опасном положении. Старая система руководства разрушена, новые стимулы работы в условиях рыночной системы отсутствуют. Необходимо принять энергичные меры с общественного согласия для стабилизации ситуации и ускорения продвижения к рыночной экономике».

Основы ввели новшества -- пожизненное наследуемое владение землей и право аренды земли.

2. 22 ноября 1990г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 3.23 ноября 1990г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.

4. 25 апреля 1991г принят новый Земельный кодекс. Новизна - установление судебного разрешения всех земельных споров.

5. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993г. о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы. Закрепилось право частной собственности на землю.

6. Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996г. Приняты меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение.

7. Период «указного» регулирования земельных отношений закончился с принятием в 2001г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Реформа - это преобразование в какой-либо отрасли человеческой деятельности, переустройство. Цель реформы - улучшение состояния дел в реформируемой отрасли, в конце концов - улучшение условий жизни людей, занятых в отрасли хозяйства, и в целом в государстве.

Цель земельной реформы как важнейшей части экономической реформы, проводимой в России- формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений - установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обуславливает радикальное изменение земельного строя России, основанного на исключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право и юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.

В 1990г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

Начало реформы

Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.

В соответствии с законодательством земельная реформа -- это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:

Переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);-- приватизация земель;

Децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собственности на землю:

Частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная -- физических и юридических лиц);

Государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации;

Муниципальная;

Иные формы права собственности.

Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это -- право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды.

Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства.

На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий:

Государственные;

Кооперативные;

Муниципальные;

Частные -- индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.

Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и субъектами новых земельных отношений.Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается федеральным законом.

Первые правовые акты земельной реформы

Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Реформа 90-х гг. ХХ в. тоже имела благородные цели: решить наконец продовольственную проблему, как говорили в начале реформы - “накормить Россию”; поднять благосостояние сельского (и городского тоже) населения; повысить эффективность аграрного производства; в ходе реформ сохранить и улучшить природную среду.

Достичь этого предполагалось посредством следующих мероприятий: приватизировать (раздать в частную собственность) землю и другие средства производства; преобразовать колхозы и совхозы в крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, кооперативы, товарищества, акционерные общества и др. Таким образом “разгосударствить” сельхозпредприятия; перейти к рыночным отношениям и заменить государственное директивное планирование экономическим регулированием (говорили - “рынок расставит все по местам”). “Отцы” реформы и ее активисты считали, что как только крестьяне будут освобождены от принудительной государственной коллективной зависимости, они начнут свободно трудиться, и цели реформы будут быстро достигнуты. В средствах массовой информации муссировалась мысль, что предстоящая аграрная реформа - это третье и последнее раскрепощение крестьян (первое было в 1861 г., когда царь отменил личную зависимость - “крепость” - крестьян от помещиков; второе - в 1906 г., когда столыпинская реформа отменила зависимость крестьян от сельской общины: они освобождались от государственной зависимости).

Предвиделось следующее: едва в селах распространится частная собственность и соответствующие ей формы ведения хозяйства, как резко увеличится производительность труда; на земле наконец-то появится хозяин, он будет хозяйствовать рачительно, экономно расходовать средства, продукция его будет дешевле, чем была в колхозах и совхозах, и др. Нажим был на создание по образцу Европы и Америки фермерских хозяйств, расхожим стало выражение: “фермеры накормят Россию”. Основы ввели новшество -- пожизненное наследуемое владение землей . Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю -- право аренды земли . 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г ., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю . Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий землей. 10-летний мораторий на распоряжение. Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.

Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период

Новый этап развития земельного законодательства относится к периоду так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая группа депутатов призывала к всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а Верховный Совет СССР принял. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права на землю, как пожизненное наследуемое владение . К «достижениям» Основ следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование Этим практически исчерпываются все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский земельный строй. Частная собственность на землю введена не была, но появилось два новых титула прав на землю: право пожизненного наследуемого владения и аренда . Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности на землю в какой-то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался развал Союза ССР.

Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

В 1990--1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это -- основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.

Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров . Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор -- о пользовании земельным участком его собственниками в городе).

Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы"". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

При выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

При переселении в другую местность;

При передаче в собственность по наследованию;

При внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.

Законодательный орган -- Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях -- для ведения:

Личного подсобного хозяйства;

Садоводства;

Дачного строительства;

Индивидуального жилищного строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля -- имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ. Она закрепила право частной собственности на землю, отменила все имеющиеся в прежней Конституции ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять полномочия Президента РФ, издал Указ № 2228 «О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. Это создало пробелы и неопределенность по многим вопросам регулирования земельных отношений. В частности, были признаны недействующими статьи, определяющие компетенцию государственных органов по предоставлению земельных участков в собственность и пользование; статьи, устанавливающие порядок предоставления и изъятия земельных участков, что на практике порождало пробелы в законодательстве и правовой беспредел.

В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.

Период «указного» регулирования земельных отношений закончилось с принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Земельный кодекс 2001 года

28 сентября 2001 года Государственной Думой Российской Федерации принят новый Земельный кодекс, в котором страна нуждалась на протяжении десяти лет, начиная с земельной реформы 1990 года.

В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека , согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю , согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов , согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории , согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований , согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель , в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан , согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.