Санкции их виды и осуществление. Понятие и виды правовых санкций

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

Абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

Относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы - от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

Альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

Кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы - с лишением определенного права;

Комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, "что делать".

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, "как делать".

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Санкция — ϶ᴛᴏ часть нормы права, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий.

Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. По϶ᴛᴏму рассмотренная структура нормы наиболее характерна для норм — правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм — правил поведения. Стоит заметить, что они будут одним из необходимых условий для их действия.

В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в кᴏᴛᴏᴩой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. По϶ᴛᴏму в регулятивной норме структурными элементами будут гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкции здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, кᴏᴛᴏᴩая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами будут диспозиция и санкция.

Классификация и виды санкций

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Стоит заметить, что они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение ϲʙᴏбоды), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное оϲʙᴏбождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей)

По ϲʙᴏему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда) Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами) Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение ϲʙᴏбоды с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности)

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения ϲʙᴏбоды), или только высший (до 10 дет лишения ϲʙᴏбоды), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения ϲʙᴏбоды)

Рисунок № 1. Виды санкций

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате кᴏᴛᴏᴩого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение ϲʙᴏбоды, штраф, выговор, взыскание материального ущерба) Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.) Стоит заметить, что они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф) Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в ϶ᴛᴏм случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, кᴏᴛᴏᴩую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. К примеру, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением ϲʙᴏбоды на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. К примеру, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Стоит отметить - они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с лицензией, вопреки задачам ϲʙᴏей деятельности, если ϶ᴛᴏ деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением ϲʙᴏбоды на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением ϲʙᴏбоды на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

I В литературе выделяются как негативные – указания на неблагоприятные последствия, так и положительные санкции – указания на поощрение (на которое может претендовать субъект) за соблюдение нормы или за что-то сверхординарное. Тимошина против поощрительных санкций, она убеждена, что их нет, потому что поощрительные санкции могут быть рассмотрены как условные диспозиции. Например, если Вы вышли на работу в выходной день, Вы имеете право на двойную оплату труда – это поощрительная санкция, но почему это санкция? Это просто условная диспозиция, имеющая в качестве условия действия такой юридический факт. Нет какой-либо юридической черты, которая может оправдать существование таких санкций.

II По характеру последствий для нарушителя диспозиции:

1) Карательные санкции определяют негативные последствия личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю правоохранительными органами государства.

2) Правовосстановительные санкции не имеют цель покарать, например, возмещение материального ущерба.

3) Санкции ничтожности – это правоотрицающие действия государства, например, отказ в признании права подать кассационную жалобу в связи с истечением сроков, если пропуск произошёл по неуважительной причине.

III Нет строгого критерия, по характеру последствий :

1) Абсолютно определённые санкции

2) Относительно определённые санкции , например, лишение свободы на срок от до.

3) Альтернативные санкции , например, лишение свободы на срок до … либо что-то ещё, либо что-то ещё.

4) Кумулятивные санкции предполагающие основное наказание и дополнительное. Например, лишение свободы и что-то ещё. Нужно отличать от альтернативных, там мы выбираем основное.

Виды правовых норм

Критерий предмет правового регулирования – какие общественные отношения, регулирует норма права.

  1. Норма гражданского права
  2. Нормы уголовного права и др. отраслей права.

1. Нормы материального права как принято считать, они определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере различных отношений.

2. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов, определяют процедурные вопросы, содержатся в процессуальном законодательстве.

1. Нормы частного права регулируют отношения между юридически равными субъектами используют метод автономии

Критерий – метод правового регулирования, то есть то, как регулируется человеческое поведение .

1. Императивные правовые нормы властно определяют один вариант поведения обязанной стороны (именно обязанного субъекта). Обращены именно к обязанному субъекту, субъект обязанности. Императивные нормы устанавливают запрет либо возлагают активную обязанность. Императивные нормы возлагают на субъекта активные или пассивные обязанности. Императивные правовые нормы могут являться обязывающими (возлагают на субъекта активную обязанность) или обязывающими (возлагают на субъекта пассивную обязанность).


2. Диспозитивные правовые нормы часто называют нормами восполнительными. Что они восполняют? Они восполняют отсутствующее соглашение сторон. Диспозитивные нормы предлагают вариант поведения только на тот случай, если стороны не договорились о собственном варианте поведения, то есть если они не пришли к соглашению о собственном варианте поведения. Диспозитивные нормы содержат оговорку «если иное не установлено договором», это является несомненным признаком диспозитивной нормы. Когда нет соглашения, тогда действует правило диспозитивной нормы, но если есть соглашение, которое не противоречит законодательству, то диспозитивные нормы уходят на второй план. Некоторые ставят знак равенств между диспозитивными и управомочивающими нормами, но это не верно, так как диспозитивные нормы могут быть обязывающими, управомачивающими и запрещающими. Это правило поведения может быть любым и запрещающим, и обязывающим, и управомачивающим.

3. Некоторые выделяют поощрительные и рекомендательные правовые нормы они очень неудобные, так мешают позитивистам и Тимошиной, потому что они никуда не вписываются. Поощрительные – выделяются по методу правового регулирования, это правила поведения, которые поощряют, устанавливают поощрения. Некоторые люди делаю сверх того, что от них запросили, хотя их никто не обязывает, они заслуживают поощрения, например, орден. Этатисты: за невыполнение правовой нормы следует ответственность, но если человека никто не поощрил, то не будет ответственности (санкции). Эти нормы очень странные, так как за неисполнение этой нормы не может быть санкции. Если субъект, который занимается поощрением, непоощряет, то нет санкции. Тимошина считает, что у поощрительных и рекомендательных правовых норм нет предоставительно-обязывающго характера, субъект не может просить о поощрении, но никто и не обязан его поощрять. Рекомендательные нормы – это нормы, в которых сформулирован рекомендуемый вариант поведения, он не является обязательным, например, знак рекомендуемой скорости на дороге. Никто не обязан в правовом смысле следовать этому правилу, а за отступление от этого правила никто не привлечёт вас к ответственности, не влечёт за собой санкции. Они не имеют санкции и предоставительно-обязывающего характера.

Критерий классификации функции, которые выполняют нормы в системе правового регулирования.

1. Регулятивные правовые нормы (установительные, так как они устанавливают первичные права и обязанности субъектов) – устанавливают первичные права и обязанности субъектов, и гипотезы регулятивных правовых норм (если они есть) всегда указывают на правомерные юридические факты, например, давность владения, достижение возраста. По характеру диспозиции:

· Управомочивающие

· Запрещающие

· Обязывающие

2. Охранительные правовые нормы – охраняют тот порядок отношений, который основан на регулятивных правовых нормах. Можно как особенность выделить то, что гипотеза охранительных правовых норм указывает на неправомерные юридические факты (правонарушения) и соответственно, то необходимым элементом (признаком) такой правовой нормы является наличие санкции, регулятивные правовые нормы могут санкции и не иметь.

1. Общие правовые нормы – устанавливают общее правило регулирования каких-либо отношений

2. Специальные правовые нормы – предусматривают исключения (изъятия) из общего порядка для данной группы правоотношений. Действие специальных правовых норм имеет приоритет надо общими нормами.

3. Нормы исходные (учредительные, специализированные, нормы о нормах) их специфика состоит в том, что в отличии от всех остальных правовых норм они не являются правилам поведения, а значит, не имеют логической структуры (гипотеза, диспозиция, санкция), смысл их в том, что бы способствовать реализации норм-правил. Эта группа квазинормы, недонормы. К числу таких норм относят:

· Дефинитивные правовые нормы – это нормы, устанавливающие определения юридических понятий. Правоприменитель обязан руководствоваться легальными определениями, которые даются в законодательстве, а следовательно имеют регулятивный характер – легальные дефиниции. Законодатель обязывает нас исходить и использовать юридический термин в том смысле, который задан легальной дефиницией.

· Оперативные правовые нормы – это правила вводящие в действия, отменяющие действие правовых норм, распространяют действия правых норм на новый круг отношений (изменяют). Как правило, сопровождают издания больших, кодифицированных НПА.

· Коллизионные правовые нормы – правила разрешения нормативных коллизий. Наибольшее распространение получили в международном частном праве, но есть и во внутреннем законодательстве.

· Нормы-принципы (кто-то старается различить нормы-принципы и нормы-цели, но Тимошина считает, что это бесполезно) – это нормы, которые устанавливают основные принципы правового регулирования в рамках существующей правовой системы. Как правило, содержатся в Конституции, в общих частях кодифицированных НПА. Например, Россия – правовое социально государство. Некоторые авторы полагают, что этот принцип иногда опосредованно, а иногда и непосредственно определяют права и обязанности субъектов.

Критерий – способ изложения правила поведения.

1. Прямые правовые нормы– правила, в кот полностью содержится правовая норма, элемент нормы полностью сформулирован в норме

2. Непрямые правовые нормы – элемент правовой нормы сформулирован лишь частично и далее даётся отсылка к тому месту, где можно получить информацию о элементе правовой нормы полностью

· Ссылочные правовые нормы. Даётся оценка конкретной статье НПА. Всегда отсылка к конкретной статье.

· Бланкетные правовые нормы отсылают не к конкретным статьям НПА, а к правилам или актом конкретного вида, не конкретизируя название статьи. Например, данные вопросы регулируются локальными актами.

21Авг

Что такое Санкции

Санкции – это политический и экономический инструмент, используемый странами или международными организациями для убеждения определенного правительства или группы правительств изменить свою политику путем ограничения торговли, инвестиций или другой коммерческой деятельности.

К кому применяют санкции?

В большинстве случаев данный инструмент применяется к тем странам, которые грубо нарушают международное законодательство, нарушают права человека, угрожают мировому порядку, создают угрозу разрабатывая или угрожая ядерным, или другим массового уничтожения.

Какие бывают санкции. Виды санкций.

Так как данный инструмент влияния имеет очень обширную площадь применения, то и видов с различными подвидами санкций существует огромное множество. Мы рассмотрим три основных типа:

  • Персональные санкции;
  • Торговые санкции;
  • Экономические санкции.

Персональные санкции это:

К персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их окружения, имеющих отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть применены абсолютно различные методы международного влияния, такие как: блокировка зарубежных счетов, арест имущества, запрет въезда на территорию, открытие финансовых и криминальных расследований. Хотя на первый взгляд кажется, что данная мера не приносит особого эффекта в больших масштабах, но он все же есть. Исходя из исторических фактов можно заметить, что большинство правительств предпочитает хранить финансы и иметь собственность именно за пределами своей страны. Таким образом, угроза потерять все «нажитое» может повлиять на ход их политики.

Торговые санкции это:

Торговые санкции , это самый мягкий и распространенный способ вразумить нарушителя. В них могут входить различные отмены преференций на торговлю, установлением квот и тому подобных ограничений на международную торговлю.

Экономические санкции это:

Экономические санкции носят карательный характер и предназначены для изоляции страны нарушителя. Они могут включать в себя:

  • Эмбарго на продажу ресурсов и продукции;
  • Заморозка иностранных активов государства и его компаний;
  • Запрет на денежные переводы (например отключение от );
  • Запрет на передачу технологий, как военных, так и гражданских;
  • Изоляция страны путем запрета на въезд в другие страны.

Так как полный спектр подобных санкций может экономически уничтожить фактически любую страну на планете, он никогда не применяется в полном объеме. Обычно подобные меры применяются порционно, чтобы оставить возможность для урегулирования конфликта так сказать мягким и безболезненным образом.

Почему санкции так опасны и эффективны.

Для того чтобы понимать всю разрушительную суть санкций, следует осознать, что в эпоху всеобщей глобализации в мире практически не осталось полностью самодостаточных стран. К примеру, одни страны делают ставку на новые научные технологии, другие на производство сельскохозяйственной продукции, третьи на добычу ресурсов. И все это прекрасно работает за счет международной торговли.

Любое незаконное деяние в Российском государстве считается наказуемым. Если нарушение закона имеет преступный характер, то применяются нормы уголовного права. Особенностью наказания является неблагоприятное воздействие на субъекта, а также сочетание карательного и воспитательного методов. Однако зависит все и от конкретных видов санкций в уголовном праве. О том, какие типы наказания существуют в России, будет рассказано в нашей статье.

Структура нормы

Теория права гласит, что любая юридическая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Первая часть является всего лишь догадкой. Она выстраивается на базе конкретной ситуации или события. Диспозиция - это правило поведения субъекта в той или иной ситуации. Если человек нарушает правила, в его отношении применяются санкции - меры наказания, которые могут иметь определенный размер и вид.

Для российского уголовного права характерна двойная структура нормы, при этом ни один из трех элементов ни утрачивается. Как такое возможно? Зависит все от вида диспозиции и санкции в уголовном праве, которые и составляют норму. Первая, она же общая часть уголовной нормы, может содержать в себе диспозицию и гипотезу. Сама же санкция в большей степени характера для второй, особенной части нормы. Прежде чем рассмотреть применение уголовных норм на практике, следует рассмотреть каждый элемент права по отдельности.

Понятие гипотезы

Что представляет собой гипотеза и как она соотносится с видами санкций в уголовном праве? Как уже было сказано, гипотеза является всего лишь догадкой. Юристы говорят о ней как об утверждении, которому требуются доказательства. Это могут быть конкретные жизненные обстоятельства, события, деяния людей или совокупности деяний и т. д. По мнению ряда специалистов в области права, гипотеза и вовсе отсутствует в нормах уголовного права. В Уголовном кодексе РФ, например, есть всего одна статья, где содержится указание на условие, при котором норма начинает действовать. Это статья 331, в которой речь идет о преступлениях на военной службе. Ученые полагают, что это единственное положение УК РФ, в котором есть гипотеза, но отсутствует диспозиция и санкция.

Следует также выделить статью 20 УК РФ, в которой рассказывается про возраст наступления уголовной ответственности. Вводится понятие деликтоспособности, которое и является базой для гипотезы.

Таким образом, наличие гипотезы в сфере нарушений закона - вопрос спорный. Однако бессмысленно отрицать факт ее влияния на виды санкций в уголовном праве.

Понятие диспозиции

Диспозицию, в отличие от гипотезы, в сфере уголовного права никто не отрицает. Данный элемент является базовым для всех статей УК РФ. Это ядро, позволяющее раскрыть признаки преступления. Именно в диспозиции содержатся особенности преступного деяния, в отношении которых должны применяться отдельные виды санкций.

В уголовном праве диспозиция является правилом поведения, а потому априори имеет незаконный характер. Вот, например, цитата из Кодекса: "Убийство является умышленным причинением смерти лицу". Убийство - это форма поведения, диспозиция. Она требует наказания. Можно сделать простой вывод: все прописанные в УК РФ диспозиции носят преступный характер, а потому их совершение недопустимо.

Виды диспозиций

Диспозиция является важнейшим элементом в уголовной сфере Российской Федерации. Наиболее распространенная форма диспозиции именуется простой. Она называет деяние, но не содержит его признаков или определения. Примеры - похищение человека, угон транспортного средства и т. д.

Второй вид диспозиции - описательный. Как уже ясно из наименования, содержит описание. Например, в статье про убийство рассказывается про то, что именно следует считать этим преступлением (причинение смерти). Похожая диспозиция именуется ссылочной, так как содержит ссылки на другие нормы Уголовного кодекса.

Последний вид рассматриваемого элемента нормы именуется бланкетным. Он предполагает широкое использование актов из других правовых отраслей, например для установления перечня запретных деяний.

Тип диспозиции напрямую влияет на виды санкций в уголовном праве. Примеры такого влияния будут рассмотрены далее.

Понятие санкции

Основной особенностью наказаний в российском уголовном праве является альтернативность. Например, наказание может иметь форму штрафа, принудительных или обязательных работ, ареста, дисквалификации, ограничения в некоторых правах и т. д. Таким образом, на одну диспозицию может приходиться сразу несколько видов санкций.

Виды санкций в уголовном праве России сильно зависят от формы самой нормы. Как известно, существует четыре основные уголовные нормы: это предписания - обязывающие нормы, дозволения, запреты и поощрения. Чаще всего в уголовном праве встречаются запреты.

Абсолютные виды санкций

В уголовном праве РФ, в отличие от юридической системы СССР, не существует абсолютных санкций. Ранее они предполагали "вышку" или применение наказания "по всей строгости закона" - иначе говоря, наихудший и безальтернативный вариант несения ответственности. До недавнего времени в нашей стране существовали абсолютно-определенные (АО) и абсолютно-неопределенные (АН) санкции, которые могли применяться лишь в самых крайних случаях. АО санкции устанавливали единственно возможный вариант наказания, его точный размер и форму. Здесь отсутствовала индивидуализация наказания применительно к личностным особенностям виновного лица. Суд мог вынести лишь одно решение: крупный штраф, смертную казнь, пожизненное лишение свободы и т. д.

АН санкции содержали формулировки, не отличающиеся точностью и конкретностью. Например, "наказание по законам военного времени", "применение санкций в условиях ЧС", "наказание по всей строгости закона" и т. д. Не совсем понятно, на кого в принципе могут быть рассчитаны подобные виды санкций. Сегодня они находятся под запретом по очень простой причине: дабы не допустить судебного произвола и нарушений в области прав и свобод человека.

Относительно-определенные виды санкций

На сегодняшний день в российском Уголовном кодексе преобладают санкции относительно-определенного характера. Основной их особенностью является установление пределов в наказании. Этим они и отличаются от абсолютных: наличием альтернативных видов ответственности.

Пределы наказания могут быть минимальными и максимальными. Зависеть все будет от отягчающих и смягчающих обстоятельств, которые следует рассмотреть при анализе преступного деяния. Судья, выносящий решение по той или иной диспозиции, обладает некоторой свободой в установлении наказания. Однако он не имеет права выходить за установленные пределы уголовного права.

Видов санкций с примерами очень много - стоит приводить всю особенную часть УК РФ. Все они относятся к относительно-определенной группе. Так, в статье 151 рассказывается о вовлечении несовершеннолетних в совершение деяний антиобщественного характера. Минимальным наказанием здесь будет арест до 3 месяцев, максимальным - тюремное заключение на срок до 4 лет.

Относительно-неопределенных санкций в уголовном праве не существует. По своему характеру они похожи на абсолютно-неопределенные нормы, а потому могли бы привести к произволу и нарушению прав.

Альтернативные и кумулятивные санкции

Следует разобрать последнюю типологию и классификацию видов санкций в уголовном праве. Первая группа именуется альтернативной. Здесь все просто: за одно преступное деяние можно применить один из нескольких вариантов наказания.

Суд способен выбирать тип наказания, отталкиваясь от типа личности преступника, его поведения, способа нарушения закона и т. д. Возникает вопрос: чем альтернативные санкции отличаются от относительных, где также есть несколько вариантов наказания? Не каждый юрист способен ответить на этот вопрос. Скорее всего, в относительной группе санкций есть пределы, которые отсутствуют в группе альтернатив. Например, значительно отличаются друг от друга формулировки "от двух до четырех лет" и "два или четыре года". В первом случае суд обладает большей свободой выбора.

Вторая группа санкций именуется кумулятивной. Здесь предусмотрено сразу два варианта наказания: основное и дополнительное. Дополнения к основной санкции могут применяться за оскорбление судьи, буйное поведение и прочие отягчающие обстоятельства.

Уголовный закон во времени

Разобрав понятие и виды санкций в уголовном праве, следует перейти к краткой характеристике самой нормы. Согласно закону действие любого закона ограничено определенными временными рамками. Так, в праве имеется понятие срока давности. Оно не влияет на форму санкций, но может полностью ликвидировать возбужденное дело о совершении преступного деяния.

Спорным считается вопрос и о моменте совершения преступления. По этому поводу существует несколько точек зрения:

  • преступление наступает с момента возникновения общественно опасных последствий ;
  • моментом совершения преступного деяния является непосредственная реализация незаконного действия или бездействия;
  • если виновный, совершив преступление, имеет возможность все исправить, началом незаконного деяния считается либо момент наступления последствия, либо момент совершения незаконного деяния.

Преступления бывают длящимися и продолжаемыми. Первые характеризуются длительным невыполнением лицом своих обязанностей, а второе - рядом тождественных деяний.

Уголовный закон в пространстве

В современном уголовном праве действие закона определяется территориальным, гражданским, реальным и универсальным принципами. Территориальный принцип зависит от сферы совершения преступления: будь то суша, вода или воздушное пространство. Государственный принцип чуть более сложный. Незаконное деяние может совершаться на территории собственного государства либо за его границей. В первом случае человек будет осужден нормами национального права, а во втором - согласно международным положениям.

Универсальный принцип характеризуется осложнением национального права международными элементами. Реальный принцип предполагает защиту интересов государства и граждан от посягательств со стороны иностранных лиц.