Вцик по конституции 1918 года являлся органом. Принятие первой советской конституции россии. Суд и процесс

Конституция РСФСР 1918 года была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Конституция была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 годаи вступила в силу 19 июля после публикации в «Известиях ВЦИК». Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.).

Структурно Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

2) Общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) Активное и пассивное избирательное право;

5) Бюджетное право;

6) О гербе и флаге РСФСР.

Первый раздел, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», объявляла Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Российская Республика учреждалась как федерация Советских национальных республик.

Во втором разделе, «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», определялась основная задача данной Конституции - установление диктатуры го-родского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан Республики: бесплатное обучение, обязанность тру-диться, всеобщая воинская повинность.

Третий раздел, «Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах)»раскрывал конструкцию Советской власти. В нем определялось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский Съезд Советов. Он образовывался путем представительства 1 депутата от 25 000 рабочих и 1 депутата от 125 000 крестьян. Согласно Конституции Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. (Эта норма никогда за все время действия этой Конституции не соблюдалась.)

В четвертом разделе, «Активное и пассивное избирательное право»,определялось активное и пассивное избирательное право. Конституция отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Избирательных прав лишались так называемые «эксплуататоры» - лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудо-вой доход, торговцы и коммерческие посредники, духовенство, бывшие полицейские и жандармы и т.п. К выборам допускались лишь представители тех социальных групп, в отношении которых не применялись ог-раничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Пятый раздел, «Бюджетное право»,был посвящен бюджетному праву. До лета 1918 года планового финансирования в республике практически не существовало. Конституция установила основные принципы формирования государственного бюджета и сроки, на которые он должен был формироваться полгода или год. Съезд Советов и ВЦИК имели право определять, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов. Советы получили право налогообложения и сборов на нужды местного хозяйства. Определялся порядок расходования денежных средств и формы финансовой отчетно-сти различных уровней Советов.

В шестом разделе, «О гербе и флаге РСФСР», устанавливалась государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, дава-лось их краткое описание.

Конституция 1918 года юридически закрепила итоги полугодового формирования Советской государственности и новой правовой системы.

Социальной основой советской власти была названа диктатура пролетариата, а политической - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);

3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель--июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918 г. включала разделы:

  • · Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
  • · общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);
  • · конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);
  • · активное и пассивное избирательное право;
  • · бюджетное право;
  • · о гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Социальная основа советской власти - диктатура пролетариата. Политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией, - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

  • · Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;
  • · Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;
  • · Совет народных комиссаров был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);
  • · областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

  • · лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;
  • · граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);
  • · частные торговцы и посредники;
  • · представители духовенства;
  • · служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Конституция РСФСР 1918 года имела следующие особенности:

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Историческое значение Конституции 1918 г.: появилась правовая база для последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.

Основной закон РСФСР, действовавший в 1918-1925 гг.

Изначально была объявлена переходной на период до «полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма» .

Разработка

Вопрос о необходимости разработки Конституции страны был поднят на III Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов в январе 1918 г. Съезд утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и поручил ВЦИК разработать «основные положения конституции…, для внесения на следующий Съезд Советов». Однако из-за осложнения политической ситуации начало работы затянулось, а поскольку IV Всероссийский съезд Советов (марта 1918 г.) носил внеочередной характер и был связан исключительно с заключением Брестского мира, вопрос о конституции на нем не поднимался.

Вопрос о конституции был обсужден 30 и 31 марта 1918 г. на заседаниях ЦК РКП(б), который принял решение «рекомендовать» ВЦИК сформировать Конституционную комиссию, что и было исполнено 1 апреля. В ее состав вошли 15 человек: от фракции большевиков - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов - А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители наркоматов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ (В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, Н.И. Бухарин, Г.С. Гурвич, М.Я. Лацис, М.А. Рейснер, А.П. Смирнов, Ю.М. Стеклов, Э.М. Склянский); председателем комиссии 5 апреля был избран Я.М. Свердлов, заместителем председателя - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов.

19 апреля комиссия рассмотрела три проекта конституции (большевистской фракции, М.А. Рейснера проект левых коммунистов, фракции эсеров-максималистов) и приняла за основу представленный большевиками «Общие положения Конституции РСФСР», который был направлен на дальнейшую разработку в три подкомиссии. В основу «положений» лег разработанные при активном участии Свердлова и Сталина «Тезисы о типе федерации». Поскольку большевики имели абсолютное большинство в комиссии, практически предложения представителей других фракций были отклонены. Окончательная разработка проекта Конституции была возложена на специальную комиссию ЦК РКП(б), которую возглавил В. И. Лениным. 3 июля комиссия рассмотрела два проекта (ВЦИК и Наркомата юстиции). За основу был принят проект ВЦИК, в который был включен ряд положений из проекта НКЮ. Кроме того, Ленин настоял на включение в конституцию в полном виде Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

На заключительном заседании V Всероссийского съезда Советов, состоявшем 10 июля 1918 г., делегаты одобрили представленным им доклад о конституции и приняли постановление: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Также съезд поручил ВЦИК завершить работу над конституцией и принять окончательную ее редакцию. Полный текст Конституции был опубликован в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» 19 июля 1918 г. и с этого момента вступил в действие.

Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав и 90 статей.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

В качестве 1-го раздела в Конституцию вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов , учрежденной «на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик».

В нарушение существовавших как национальных, так и международных правовых норм, декларация:

общенародным достоянием), также она объявила национальным достоянием «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия»;

Вводила на предприятиях рабочий контроль, «как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность» республики;

Подтвердила национализацию всех банков;

Подтвердила закон об аннулировании (уничтожении) всех заключенных прежними режимами займов;

Ввела всеобщую трудовую повинность и др.

Общие положения

2-й раздел Конституции содержал общие положения, в своем большинстве носившие декларативный характер и не получившие какого-либо реального воплощения в реальности. Значительная часть этих положений не исполнялась, а часть вообще никогда не действовала. Среди прочего:

Объявлялось, что вся власть «принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», с разрешением создания автономных областных союзов;

Объявлялось отделение церкви от государства и школы от церкви (что уже проведено ранее), а также провозглашалась «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды»;

Провозглашена свобода собраний, митингов, шествий, союзов и др.

Предоставила все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории стран, предоставляя право убежища всем, «подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления».

А качестве основополагающих принципов созданного государства Конституция

Признавала «труд обязанностью всех граждан» (в формулировке «Не трудящийся, да не ест!»);

Устанавливала всеобщую воинскую повинность;

Признавала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, лишая при этом «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые

используются ими в ущерб интересам социалистической революции»;

Объявляла одной из главных задач «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное

образование».

Одновременно в Конституцию был включен ряд конкретных мер, направленных на усиление контроля над обществом. В т.ч. объявлена полная монополия государства на «все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати», «все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением».

Государственное устройство

В Конституции был узаконен и ряд уже существующих органов власти в стране. В качестве верховного органа власти был закреплен Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов . Съезд созывался ВЦИК (или по требованию «Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики) не реже двух раз в год и не являлся постоянно действующим органом.

Возрастной избирательный ценз был установлен в 18 лет. Выборы были не прямыми, не всеобщими и не равными:

Делегаты избирались на непосредственно населением, а городскими советами и губернскими съездами советов;

Городские и сельские советы посылали разное число делегатов: ев первом случае из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей, во втором - от 125 тыс.;

Избирательных прав были лишены следующие категории населения: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В период между съездами вся полнота власти принадлежала Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который объявлялся «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом ». ВЦИК избирался в составе не более 200 человек на Съезде (большинство ВЦИК всегда составляли большевики) ВЦИК, который функционировал без какого-либо контроля со стороны представительных органов. Он получил чрезвычайно широкие права, в т.ч.:

Объединять и согласовывать работы по законодательству и управлению, а также надзирать «за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти»;

Рассматривать и утверждать проекты декретов, вносимых органами исполнительной власти, а также издавать собственные декреты и распоряжения; он также имел право «отменить или приостановить всякое постановление или решение» Совета народных комиссаров.

Общее руководство внешней и внутренней политикой;

Установление и изменение границ, а также принятие в состав (и признание выхода) РСФСР «отдельных частей ее»;

Установление и изменение системы мер, весов и денег;

Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;

Заключение займов, таможенных и торговых договоров, финансовых соглашений;

Установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных отраслей;

Утверждение государственного бюджета;

Введение налогов и повинностей;

Установление основ организации вооруженных сил;

Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство;

Право амнистии

Кроме того, исключительно к ведению Съезда подлежали:

Установление, дополнение и изменение основных начал Конституции;

Ратификация мирных договоров.

ВЦИК также формировал высший орган исполнительной власти - Совет народных комиссаров (СНК), который, в свою очередь, был ответственнен перед ВЦИК. В составе СНК действовало (по Конституции) 17 народных комиссариатов (наркоматов): по иностранным делам; по военным делам; по морским делам; по внутренним делам; юстиции; труда; социального обеспечения; просвещения; почт и телеграфов; по делам национальностей; по финансовым делам; путей сообщения; земледелия; торговли и промышленности; продовольствия; государственного контроля; здравоохранения, а также Высший совет народного хозяйства.

Другие положения

Конституция объявляла, что власть на местах принадлежит городским и сельским Советами, которые для текущей работы должны были избирать Исполнительный комитет, которому реально и принадлежала вся полнота власти на местах. Формировалась система областных, губернских, уездных и волостных органы Советской власти. Они обязывались проводить в жизнь «все постановления соответствующих высших органов Советской власти», получив при этом право принимать меры «к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях», а также решать вопросы, «имеющие чисто местное (для данной территории) значение».

4-й раздел Конституции регулировал нормы активного и пассивного избирательного права, 5-й раздел именовался «Бюджетное права» и регулировал правила установления налогов, сбора доходов, распределения средств в масштабах государства.

6-й раздел Конституции утвердил герб, а также торговый, морской и военный флаг РСФСР. Герб РСФСР состоял «из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев» и с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Флаг представлял собой полотнище красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

Прекращение действия Конституции

Конституция 1918 г. стала базовой для принятых в последующие году конституций многочисленных союзных и автономных советских республик. После того, как было принято решение о создании СССР, на принципах Конституции 1918 г. была разработана и принятая в 1924 г. Конституции СССР. Однако, с изменением политического устройства страны (создание СССР) возникла необходимость уточнения целого ряда положений Конституции 1918 г., в связи с чем была разработана новая Конституция РСФСР, которая практически без изменений дублировала положения Конституции 1918 г. После принятия новой Конституции XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. действия Конституции 1918 г. было прекращено.

Были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав , если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли , живущие на нетрудовые доходы , частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу , на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам , преследуемым за политические и религиозные преступления . Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории , компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской

Победа советской власти на большей части территории Россий- ской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего юридического документа, закреп- ляющего в законодательстве сложившиеся общественные отноше- ния и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).

В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся В первые месяцы советской власти система органов власти и управления в центре и на местах. Конституция являлась сви- детельством легитимности, стабильности новой власти, обяза- тельным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.

Решение о подготовке Конституции было принято на III Все- российском съезде Советов в январе 1918 г.

3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством В.И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект, а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.

Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструк- ция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

Основная задача Конституции РСФСР, - говорилось в ста- тье 9, - заключается в установлении диктатуры пролетариата «в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуа- тации человека человеком и водворения социализма, при ко- тором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Конституция закрепляла национально-государственный прин- цип государственного строительства. В ней фиксировались по- литические права и свободы, которыми могли пользоваться только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и все- общая воинская повинность возлагались на всех граждан. Ору- жие доверялось только трудящимся.

Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось распространение всех политических прав на иностранцев, про- живающих на территории России и не пользующихся чужим трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять российское гражданство таким иностранцам. Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР: Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.

Всероссийский центральный исполнительный колите (ВЦИК) стал высшим законодательным, распорядительный и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом и был перед ним ответственен, при ВЦИК имелся Президиум. ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всерос- сийский съезд Советов.

Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежа ли все вопросы общегосударственного значения:

Общее руководство внутренней и внешней политикой РСФСР; установление и изменение границ; принятие в со- юз новых субъектов Федерации или признание их выхода;

Объявление войны и заключение мира;

Утверждение бюджета;

Установление основ организации вооруженных сил, обще- государственных налогов и повинностей;

Издание общегосударственного законодательства;

Судоустройство и судопроизводство.

К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относились: а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.

Правительство РСФСР - Совет народных комиссаров (СНК) - осуществляло общее управление делами республики. СНК наделялся распорядительными и законодательными полномо- чиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общепо- литическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

Отраслями государственного управления руководили 18 нар- коматов. Органами советской власти на местах стали областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период между съездами - соответствующие исполнительные коми- теты (исполкомы). Низовое звено советской государственной системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуе- мые в городах и селениях.

К компетенции местных органов советской власти Конститу- ция относила:

Проведение в жизнь решений высших органов советской власти;

Заботу о развитии хозяйства и культуры;

Разрешение всех вопросов, имевших чисто местное зна- чение. Конституция оформила принципы советской избиратель- ной системы. Правом избирать или быть избранными в Советы

всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены из- бирательных прав отдельные категории граждан по политиче- ским причинам.

В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и по- литического контроля выборы в Советы были открытыми, много- степенными и неравными (например, норма представительства на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. го- родских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).

В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое исто- рическое значение. Это была первая в истории Конституция Со- ветского государства. Она послужила образцом для разработки основных законов других социалистических государств, возник- ших на территории бывшей Российской империи. Все последую- щие советские конституции сохраняли преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-терри- ториальной федерации, провозгласила «добровольный и честный союз народов России», «свободный союз свободных наций, как федерацию Советских национальных республик». Федерация в России мыслилась как переходный период на пути к мировому союзу, преодолению национальных различий и к мировой рево- люции.

В документах того времени неизменно присутствуют форму- лировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государ- ственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: про- цесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.

За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории бывшей Российской империи возникло более 20 национальных образо- ваний (республик и областей).В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал необходимым провести объединение военного командования и военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению этого проекта, однако модель союза была в целом выработана. В целом же в 1918-1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.