Что нужно для записи ребенка в библиотеку. О том, как мы в детскую библиотеку записывались. Может ли взрослый записаться в детскую библиотеку

В статье анализируются жизненные предпочтения современных детей и подростков.

  • Рекламный образ факультета психологии в ценностной сфере личности студентов
  • Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы осуждённых инвалидов

Введение

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос связанный с поиском смысла жизни. В чем смысл жизни каждого конкретного человека? Что необходимо сделать, чтобы человеческая жизнь была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Как не ошибиться в выборе собственных ценностей? Вопросы, требующие ответа. Бесспорно, готовый ответ нам не даст никто, его мы обретаем сами, следуя по дороги жизни.

Тема данной статьи посвящена проблеме, связанной с выявлением психологических особенностей ценностей современных подростков.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что: выбранный для анализа возраст имеет колоссальное значение в становлении личности, а также ее дальнейшем развитии. Подростковый возраст – это переходный этап от детства к взрослости, где закладываются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье, социуму, закладываются основные ценностные предпочтения и т.д.

Ценности – это разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижение. (Ю.Волков, И Мостовая)

Анализируя литературу, освещающие вопросы жизненных ценностей, было замечено, что формирование ценностных ориентаций школьников недостаточно полно освещено в научных трудах. Это и определило проблему нашего исследования, связанную с необходимостью разработки теоретико-методиеской базы, направленной на осуществление принципов формирования жизненных предпочтений современных детей в условиях школьного образования. Следует заметить, что проблема актуальна по причине глобальных преобразований в данной сфере.

Объектом исследования были выбраны ценности современных подростков.

Предмет исследования: выявление различий в системе ценностей современных подростков в связи с половыми и возрастными особенностями.

Цель исследования: определить различия в содержании, структуре, количестве ценностей учащихся с учетом возрастных особенностей школьников, пола и образования (4-10 класс) испытуемых через психолингвистический анализ текста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогической литературу по названной теме;
  2. Исследовать различия в системе ценностных предпочтений современных подростков;
  3. Выявить особенности ценностей учащихся с учетом их возраста, пола и образования;

Гипотеза исследования состоят в следующем:

  • у современных подростков будут наблюдаться явные различия в ценностных ориентациях в связи с половыми и возрастными особенностями;

Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности, социального становления личности (Ананьев, Рубинштейн), теории педагогического и социально-педагогического сопровождения и поддержки детей (Соколова), психологические особенности подросткового возраста (Выготский, Божович, Титова).

В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретический анализ, тестирование (методика - ценностный опросник Шварца), контент-анализ текста, количественная и качественная обработка данных.

Эмпирическую базу исследования составили: учащиеся 4-10 классов МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля». Количество – 158 человек.

Новизну исследования можно определить следующим образом:

  • уточнение понимания сущности и содержания ценностных ориентаций современных подростков;
  • выявление особенностей ценностных предпочтений для детей разных возрастов;
  • установление характерных психологических особенностей письменных текстов у учащихся школы, а также выявление уровня взаимосвязи ценностных ориентаций с качеством речи и развернутостью мысли.

В современной науке расширяется поле исследований в междисциплинарной области – на грани лингвистики и психологии. В качестве прикладной сферы для этих двух наук выступает психолингвистика, разрабатывающая вопросы изучения письменного текста и создающая методы его психологического анализа . К числу наиболее разработанных и проверенных на практике психолингвистических методов относится качественно-количественный метод контент-анализа .

Уникальным в своем роде материалом для исследования этой темы являются сочинения учащихся на тему: «Что я ценю в этой жизни». На основе контент-анализа было выделено 10 смысловых категорий:

  • Семья
  • Жизнь
  • Дружба/друзья
  • Учеба
  • Здоровье
  • Общечеловеческие качества (доброта, понимание, забота, терпимость, любовь и т.д.)
  • Родина
  • Красота

Для построения иерархии ценностных ориентаций для школьников разных возрастов (4-10 класс), нами была использован методика – ценностный опросник (ЦО) Шварца.

Результаты, полученные с помощью методик Ш. Шварца и контент-анализа согласованы между собой. В различных группах испытуемых наблюдается преобладание ценности «семья», именно эта категория и занимает верхнюю часть рейтинга: «Я В..Матвей родился в 2004 году. Мне 10 лет. Я учусь в средней школе № 2, в 4 б классе. Для меня ценное в жизни – это моя семья. В семье меня учат любить, понимать окружающих, заботиться о близких, учат прощать обиды,хотя порой это бывает сделать очень сложно, уважать старших и быть воспитаным. Мои родные всегда поддержжат в трудную минуту… Мама и бабушка учат меня быть терпимее и добре. Я стараюсь их не огорчать и учусь быть хорошим человеком, ведь плохому моя семья меня точно не научит» (Матвей В., 4 класс) или 8 класс: «Для меня самым ценным в этой жизни является семья. «Почему?» – спросите вы. Я отвечу – «семья для меня нечто большее чем кров и питание, она дала мне жизнь, любовь, заботу! И продолжает давать это по сей день. Некоторые не ценят жизнь, как должны ценить ее все без исключения. Я считаю, что, наверное, нету человека у которого лишь одна ценность в жизни, это значит у меня их тоже несколько» (Виктория Г., 8 класс «наличие хороших и верных друзей»: «В этой жизни я ценю родных и друзей. Друзья играют в моей жизни большую роль. Часто помогают и выручают. С некоторыми я дружу с садика, с другими же познакомилась в школе. У нас много общего. Многое пережили, «великие» планы на будущее вместе с ними…» (Лина К., 9 класс) , «жизнь»: «Самое ценное – это жизнь. Она дается только один раз. Прожить жизнь не поле перейти, поэтому ее нужно прожить так, чтобы, оглянувшись, осмотревшись назад проанализировав прожитые годы, ты смог увидеть свой труд, его значимость. Считаю, что подобный анализ следует делать на разных возрастных этапах, что-то переоценивать, что-то менять, что-то совершенствовать» (Алина А., 10 класс) , «здоровье»: «Я ценю свое здоровье и здоровье своих близких. Стараюсь заботиться о нем» (Кристина, 6 класс). Анализ творческих работ учащихся позволил установить, что у ребят всех возрастов сформированы фундаментальные ценности для будущей взрослой жизни . Рейтинговые показатели установили, что нижняя часть остается для таких ценностей, как «безопасность», «конформность», «традиции», также следует заметить, что нижняя ступень охватывает и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»). Такие результаты ставят проблему в системе ценностей современной молодежи, поскольку в их сознании низкое значение отводится традициям, Родине, культуре, красоте. Так как, богатство общественной жизни государства отходит на задний план, то возникает закономерность, связанная с уделением должного внимания для формирования именно ценностей этой категории, которую еще можно сформировать и корректировать. Проводимое исследование в разных возрастных группах позволило заметить, что система ценностей не статична, а имеет подвижки, связанные с возрастом испытуемых. Наше исследование базировалась на учащихся 4-10 классов, а значит, формировать и закреплять ценностные ориентации еще не поздно.

По опроснику Шварца, с точки зрения половых различий , самые высокие показатели у учащихся женского пола наблюдается по шкале - универсализм (73%) и достижения (73%), что позволяет судить о важности в жизни понимания, терпимости и защиты. Чуть ниже по значимости расположились такие ценности, как: конформность (66%) (основывается на сдержанности и предотвращении/побуждении, которые могут причинить вред окружающим); доброта (60%) и самостоятельность (60%), которая у них опирается на самостоятельности выбора и мышления подростков, активно проявляясь в творчестве и исследовательской деятельности.

Малозначимой ценностью является стимуляция (26%), что открыто демонстрирует нежелание доминировать над другими людьми. Чуть выше расположились такие ценности, как традиции (33%) и гедонизм (33%), но также являются малозначимыми в жизни учащихся женского пола.

Иначе произошло распределение ценностей у учащихся мужского пола, где универсализм (86 %) выступает главной ценностью. Далее по значимости выдвигаются достижение (73%), конформность (73%), самостоятельность (73%), что непосредственно связано с достижением личностного успеха, самостоятельностью в выборе действий. Подобные приоритеты говорят о том, что для мужского пола именно эти жизненные ценности в соответствии с социальными стандартами для них является главными и важными.

Безопасность (67%) и стабильность общества не менее важны для мальчиков всех возрастов. Невысокие показатели наблюдались по шкалам стимуляции (40%), доброта (47%), традиции (40%), гедонизм (47 %), что позволяет сделать вывод о стремлении мужского пола к повышению и сохранению благополучия близких и родных людей.

Власть как одна из значимых ценностей – 60% говорит о желании и стремлении проявлять доминирование над ресурсами и подчинении людей. Все это связано с обретением определенного статуса и престижа в социуме, как среди своих сверстников, так и в других социальных группах.

Проводя анализ возрастных предпочтений ценностей, мы можем наблюдать следующее: для младшего школьного возраста важно проявление доброты, как в семье, так и от окружающих людей, быть самостоятельным в своем выборе и поступках. В более старшем возрасте категория «семья» не теряет своей актуальности, где также ценится добро, забота, терпимость, а значит с возрастом ценности «семьи», как ячейки общество все более сознательно закладывается в сознании подростков. Кроме этого, важным для учащихся 5-7 классов становится и «достижения», и «самостоятельность», и «безопасность». Категория «власти» приобретает особое значение у учащихся 7 классов, как проявление переходного возраста и возможность самоутверждения среди сверстников. Ни в одной возрастной группе больше «власть» не является доминирующим компонентом. У более старших школьников вперед выдвигаются «стимуляции», «достижения», все больше вопросов, связанных с выбором будущей профессии, а значит о возвышении ценности «учебы», как возможной перспективы реализации своих жизненных планов и занятия достойного места в социуме.

Возвращаясь к поставленной проблеме – определения ценностных ориентаций современных подростков, сделаем следующие выводы:

  1. Семья», «жизнь», «доброта», «достижения» и «самостоятельность» - вот преобладающие ценности для испытуемых. Подобные доминанты ценностей позволяют нам говорить об устойчивой ориентации современных подростков на личные отношения, настоящую любовь, искреннюю доброту, верную дружбу, а значит, молодежь стоит на верном пути и имеет прочные задатки для формирования гуманного высоконравственного общественного сознания.
  2. Мотивационные типы (по концепции Шварца должны составлять взаимодополняющие пары) пар не образуют.
  3. Те ценности, которые относятся Шварцем к выражающим интересы группы, а именно такие ценности, как «традиции» и «конформность», у учащихся 4-10 классов представлены как малозначимые.
  4. Традиции», «Родина» - ценности, которые имеют хоть какую-то долю значимости только в индивидуальных случаях, в большинстве для всех возрастных групп они не представляют никакого интереса, что говорит о несформированности или слабо сформированной гражданско-патриотической позиции. Такая проблема ставит ряд вопросов, связанных с формированием и утверждением гражданской идентичности: чувства долга и ответственности перед обществом, защита своих прав и интересов и т.д.

Заключение

Результаты эмпирического исследования выявили различие в выборе ценностных ориентаций среди группы учащихся разных возрастов. Следует заметить, что формирование ценностей у подростков может осуществляться и в рамках образовательной деятельности.

На сегодняшний день в системе образования наблюдаются колоссальные изменения, связанные с переходом образовательных учреждений на стандарты второго поколения (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности на основе универсальных учебных действий (УУД). В качестве методических рекомендаций, формирующих УУД, предлагаем на уроках и внеурочной деятельности использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Задания такого типа имеют учебное и жизненное обоснование, самое главное, что КОЗ не вызывают у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Важным компонент, влияющий на формирование системы ценностей современных подростков в рамках учебной и внеучебной деятельности учащихся является такой вид работы, как проект. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения определенных целей. С нашей точки зрения целесообразным является применения проектной деятельности в образовательных учреждениях (такая форма работы все более прочно входит в образовательную сферу и может стать одной из форм экзаменационного испытания).

Проектная деятельность в рамках образовательного процесса помогает формировать интересы, склонности личности к познавательной деятельности, развивает творческие способности, развивает эстетические способности, раскрывает мироощущение, создает мотивацию достижения успеха, а также дает возможность обогащения опыта, самореализации учащихся в той или иной деятельности.

Данные результаты показывают наличие патриотической, эстетической, лингвистической проблемы, имеющей место в современной социокультурной реальности, так как многие современные подростки не видят и не хотят видеть красоту окружающей действительности, не ценят его многообразие, соответственно не осознают значимость Родины и говорит о неразвитости чувства патриотизма, что требует педагогического решения в первую очередь в отношении содержания гуманитарных дисциплин современного школьного образования.

Приложение 1

Компетентностно – ориентированное задание по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.

Стимул:

Урок закончился, а спор не унимается. Два твоих одноклассника Артем и Влад не могут решить спор: можно ли считать Петра Гринева героя произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина «недорослем». Ты решил им помочь. Но оказалось это не так-то просто. Чтобы разрешить спор вы обращаетесь за помощью к учителю литературы. Учитель выслушав спорящие стороны посоветовал всем перечитать конкретные главы романа и ответить на следующие вопросы:

  1. Кто и чему учил Петрушу?
  2. Что умеет и знает Петр Гринев?

Ответив на эти вопросы, ты сможешь примирить спорящих одноклассников.

Задачная формулировка : в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затронут вопрос о воспитании и образовании Петра Гринева. Охарактеризуйте этот вопрос.

*К какому типу людей Вы можете отнести себя? Обоснуйте свой ответ и аргументируйте его.

Использование КОЗ на литературе позволяет решить следующие задачи:

  • мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;
  • создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);
  • понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;
  • формировать нравственного человека с устоявшимися мировоззренческими установками.

Список литературы

  1. Brinker, K. Linguistiche Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe and Methoden / K. Brinker. - Berlin. : Erich Schmidt, 1992.
  2. Drucker P. The age of social Transformation // Quality digest. Seattle, 1995.- April. P. 34 - 40.
  3. Аверьянов, Л.Я. Контент-анализ, 2007 г. - URL: www.i-u.ru/biblio
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ISBN 5-94723-045-3
  6. Васильев, Л.Г. Текст и его понимание / Л.Г. Васильев. - Тверь гос. ун-т. - Тверь: ТГУ, 1991. - 67с
  7. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. - М.: Смысл, МГППУ, 2003.
  8. Горошко Е.И. Сборник статей: Гендерная проблематика в языкознании. Лингвистика интернета: формирование дисциплинарной парадигмы. (интернет сборник статей http://www.twirpx.com/file/341443/)
  9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984. -268 с.
  10. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин. гос. ун-т. - Калинин, 1988. - 95 с
  11. Замалетдинов И.С., Богдашевский Р.Б. Использование речевых показателей в оценке индивидуальных особенностей личности // Речь, эмоции и личность: проблемы и перспективы. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 101- 105.
  12. Калмыкова, Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 3. С. 28-41
  13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценности личности: концепция и методическое руководство. - Спб.: Речь, 2004.
  14. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети//Языковое сознание: формирование и функционирование. URL: http://www.ilingan.ru/library/psylingva/sborniki/Book1998/index.htm
  15. Кустарева В.А. Построение детских сочинений // Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. - с. 68-89.
  16. Электронные ресурсы:
  17. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998. С. 29http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru-001.htm
  18. Rokeach M. The nature of human values. N.-Y., 1973. https://books.google.com.ua/books/about/The_nature_of_human_values.htm

УДК 37.015.324

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИЛИ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления отличий системы ценностных ориентаций дезадаптиованных подростков от системы ценностных ориентаций социально адаптированных подростков. Описан ход и проанализированы результаты эмпирического исследования. Исследование показало, что социально адаптированные подростки наиболее ориентированы на такие ценности, как «здоровье», «счастье в семье», «любовь», «дружба», «образование». Для дезадаптированных подростков приоритетными ценностями выступают «материальная обеспеченность», «развлечения», «отдых», «власть», «карьера».

VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS AS AN INDICATOR OF SOCIAL ADAPTATION OR DISADAPTATION

Petichenko Elvira Sergeevna
Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
4rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy


Abstract
Paper is devoted to a problem of identifying the differences of value orientations of teenagers from disadaptation system of value orientations socially adapted adolescents. Describes progress and analyze of the results of empirical research. Research showed that the most socially adapted teenagers focused on values such as "health", "happiness in the family", "love", "friendship", "education". For disadapted teenagers priority values advocates are "financial security", "entertainment", "holiday", "power", "career".

Библиографическая ссылка на статью:
Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]..02.2019).

В последние десяитилетия в России особо остро встает проблема подростковой социальной дезадаптации. На сегодняшний день статистика показывает, что каждый шестой ребенок в стране является трудным. И с каждым годом число таких детей увеличивается. Подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать противоправные поступки и преступления.

Причиной данного явления, на наш взгляд, является деморализация нашего общества, упразднение и замена жизненных ценностей подростков. Иными словами, такое поведение порождено кризисом ценностей, который наблюдается в современном обществе. Подростки выбирают неверные ценностные приоритеты, в результате чего их поведение становится асоциальным, нарушаются взаимоотношения с другими людьми.

Поэтому, очень важным звеном в коррекции и профилактике социальной дезадаптации подростков является изучение ценностных ориентаций молодого поколения как системы координат жизненного пространства личности.

Наше исследование направлено на выявление условий формирования у подростков ценностных ориентаций. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что система ценностных ориентаций дезадаптиованных подростков отличается от системы ценностных ориентаций социально адаптированных подростков. Формирование «правильных» ценностных ориентаций у подростков является условием предупреждения их дезадаптации.

В данной статье мы сравним ценностные ориентации у социально адаптированных и дезадаптированных подростков. В дальнейшем это позволит разработать пути формирования ценностных ориентаций, предупреждающих социальную дезадаптацию.

Для более глубокого изучения данной проблемы мы обратились к современным психолого-педагогическим исследованиям по адаптации и дезадаптации.

Ученые сходятся во мнении, что социальная адаптация тесно связана с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения. Процесс социальной адаптации предлагается рассматривать на трех уровнях:

  • На уровне общества (макросреда);
  • На уровне малой группы (микросреда);
  • Внутриличностная адаптация .

Дезадаптация, по мнению Т.Д. Молодцовой, – это результат внутренней или внешней и нередко комплексной дезгармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми .

В своих работах Т.Д. Молодцова предлагает анализировать дезадаптацию в зависимости от степени распространенности в разных областях жизни и деятельности, а также в зависимости от того, в какой степени ею охвачена личность. По степени выраженности анализирует дезадаптацию как скрытую, открытую и ярко выраженную. По характеру возникновения анализирует как первичную, вторичную, а по длительности протекания – как ситуативную, временную и устойчивую.

Также можно выделить следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую и социальную дезадаптацию.

Социальную дезадаптациюпринято рассматривать как неадекватное поведение относительно норм и требований той системы общественных интересов, в которую включается человек по мере своего социального развития . Иными словами, социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права и часто характеризуется как педагогическая запущенность подростков.

Именно социальная дезадаптация, по мнению психологов, является основой девиантного поведения. Девиантное поведение, как отмечает О.П. Мищенко, представляет собой единство мотивационно-ценностного и операционального компонентов. Под психологическими проявлениями девиантности традиционно понимают деформации мотивационно-ценностной сферы личности. .

Среди многих личностных черт социально дезадаптированных подростков, отмечаемых разными авторами, можно выделить наиболее часто встречающихся – недисциплинированность, конфликтность, жестокость нечестность и др. Так, по данным, полученным Д.И. Фельдштейном, нечестность характерна для 97% подростков, а агрессивность – 77%.

Одним из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития Б.Г. Ананьев считает ценностные ориентации. Ценностные ориентации, по его мнению, образуют первичный класс личностных свойств, определяют собой структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, – характер и склонности человека .

Понятие «ориентация», согласно концепции З.И. Васильевой, следует рассматривать в двух аспектах: как интегративное лич­ностное образование и как процесс его формирования. В прямом смысле ориентация определяется как умение раз­бираться в окружающей обстановке. В переносном значении ори­ентация – это направленность какой-либо деятельности.

З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» .

В работах учеников З.И. Васильевой представлена структура ценностных ориентаций, выделены их основные компоненты:

  • когнитивный компонент (осознание объективной ценности);
  • мотивационный компонент (переживание ценности как потребности);
  • поведенческий (выражающийся в определенных поступках);
  • прогностический (программирование будущего) .

Ценностные ориентации формируются на протяжении всей жизни человека, но особое значение формирование системы ценностных ориентаций личности приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно в этот период ценностные ориентации выходят на тот уровень развития, который определяет воздействие на важнейшие личностные качества: направленность личности, ее активную социальную позицию.

Исходя из представленных теоретических положений, мы можем утверждать, что проведя сравнительное изучение ценностных ориентаций у социально адаптированных и дезадаптированных подростков, возможно будет разработать пути формирования таких ценностных ориентаций, которые будут служить предупреждением социальной дезадаптации.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Беседа с психологом с целью выявления дезадаптированных подростков;

Анкетирование подростков с целью выявления дезадаптированных подростков;

Анкетирование подростков с целью изучения их ценностных ориентаций

Базой эмпирического исследования была выбрана школа № 23 г. Таганрога.В исследовании принимали участие 50 человек 12-15 лет. Из них:

  • 25 человек – социально адаптированные подростки;
  • 25 человек – социально дезадаптированные подростки.

Для получения эмпирических данных мы использовали авторскую анкету, разработанную для выявления ценностных ориентаций подростков (Приложение 1).

Для обработки ответов на вопросы анкеты был использован количественный анализ. Анализ ответов на вопрос о том, какие жизненные ценности являются наиболее важными, отражен в таблице 1.

Таблица 1. Выявление наиболее важных жизненных ценностей подростков

Подростки

Ценности

Социально адаптирован- Дезадаптиро-
Дружба 60% 40%
Счастье в семье 70% 10%
Здоровье 80% 40%
Любовь 60% 30%
Материальная обеспеченность 50% 100%
Развлечения, отдых 55% 100%
Образование 30% 0%
35% 0%
Власть 40% 80%
Нравственность 10% 0%
Карьера 30% 60%

Полученные данные позволяют выделить наиболее важные жизненные ценности социально адаптированных и дезадаптированных подростков. Прослеживается явное расхождение приоритетных ценностей данных групп подростков. Например, социально адаптированными подростками как наиболее важные были отмечены такие ценности, как «здоровье», «счастье в семье», «любовь», «дружба». Дезадаптированные подростки же отдали предпочтение, главным образом, таким ценностям, как «материальная обеспеченность», «развлечения, отдых», «власть», «карьера».

Хотелось бы отметить и тот факт, что перечень приоритетных ценностей дезадаптированных подростков был менее разнообразным. Такие ценности, как «образование», «саморазвитие и духовное просвещение», «нравственность» они вовсе оставили без внимания.

Таблица 2. Выявление предпочтений времяпрепровождения подростков

Подростки Социально адаптирован- Дезадаптиро-
Встречи с друзьями 30% 35%
Просмотр телевизора 10% 35%
Занятия спортом 25% 5%
Чтение книг 5% 0%
Посещение кружков по интересам 25% 0%
Посещение дискотек, ночных клубов и др. 5% 25%

Из полученных данных мы можем увидеть, что для социально адаптированных подростков – это встречи с друзьями, занятия спортом, посещение кружков по интересам. Для дезадаптированных подростков – это встречи с друзьями, просмотр телевизора, посещение дискотек, ночных клубов и др. Единственное совпадение – встречи с друзьями. При этом следует учитывать, что друзья, с которыми ребята чаще всего общаются, для этих групп подростков разные.

Еще один вопрос, связанный с выявлением приоритетных жизненных ценностей подростков звучал следующим образом: «Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть список из трех наиболее важных ценностей для идеального человека?». Результаты мы занесли в таблицу № 3.

Таблица 3. Выявление важных ценностей для идеального человека

Подростки

Ценности идеального человека

Социально адаптированные Дезадаптированные
Счастье в семье 75% 35%
Материальная обеспеченность 45% 90%
Здоровье 70% 60%
Карьера 40% 75%
Развлечения, отдых 50% 75%
Власть 35% 90%
Дружба 80% 65%
Образование 45% 20%
Саморазвитие и духовное просвещение 35% 15%
Любовь 50% 25%
Нравственность 30% 0%

Ответы на этот вопрос также принципиально отличаются. Социально адаптированные подростки считают, что к ценностям идеального человека относятся следующие: «дружба», «счастье в семье», «здоровье», «любовь», «развлечения и отдых» и др. По мнению дезадаптированных подростков, идеальный человек должен обладать такими ценностями, как «власть», «материальная обеспеченность», «карьера», «развлечения, отдых» и др.

Ответы на следующий вопрос «Что, на Ваш взгляд, в большей степени способствует формированию жизненных ценностей подростков?» получили свое отражение в рис. 1 и рис. 2:

Рис 1. Определение факторов, способствующих формированию жизненных ценностей (мнение социально адаптированных подростков)

Рис 2. Определение факторов, способствующих формированию жизненных ценностей (мнение дезадаптированных подростков)

Большинство социально адаптированных подростков считает, что формированию жизненных ценностей в большей степени способствует семейное воспитание (50%), также, многие считают, что значительное влияние оказывают средства массовой информации (35%), влияние сверстников – 10%. И лишь некоторые (5%) считают, что общественное мнение играет самую важную роль в формировании жизненных ценностей подростков.

Дезадаптированные подростки выступили преимущественно за решающее влияние СМИ (40%) и влияние сверстников (30%), общественное мнение (20%). И лишь 5% выбрали семейное воспитание как главный фактор формирования ценностных ориентаций подростков.

Исходя из анализа результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что системы ценностей социально адаптированных и дезадаптированных подростков во многом отличаются. Для социально адаптированных подростков наиболее важными являются, в основном, здоровье, счастье в семье, любовь, дружба, образование и др. Для дезадаптированных подростков приоритетными ценностями выступает материальная обеспеченность, развлечения, отдых, власть, карьера и др.

Одной из первостепенных причин формирования именно таких ценностных ориентаций у социально дезадаптированных подростков, на наш взгляд, является тот факт, что главным фактором, в большей степени способствующим формированию ценностных ориентаций подростков, выступают средства массовой информации, социальная уличная микросреда, любительские объединения и др., в то время, как для социально адаптированных подростков таким фактором остается семейное воспитание.

Также, у социально дезадаптированных подростков отмечается слабая дифференциация ценностей в целом. Что касается сферы обучения и образования, то для большинства таких подростков данная сфера не является ценностью, что формирует низкую мотивацию учения. Социально адаптированные подростки в большей мере ориентированы на образование, саморазвитие и духовное просвещение.

Таким образом, в возникшей ситуации искажения системы ценностей дезадаптированных подростков возникает необходимость разработать пути формирования ценностных ориентаций, предупреждающих социальную дезадаптацию.

Приложение

Анкета для выявления ценностных ориентаций подростков

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

Правила заполнения: прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных ниже вариантов ответов. Выбранный ответ следует выделить.

Ваш пол: М___ Ж___

1. Какие жизненные ценности являются для вас наиболее важными?

а) счастье в семье;

в) здоровье;
г) любовь;
д) карьера;
е) нравственность;
ж) образование;
з) власть;
и)дружба;
к)развлечения, отдых;
л)саморазвитие и духовное просвещение;
м)другое_______________________

2. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

а) читать книги;
б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями (подругами);
г) посещать кружки по интересам;
д) посещать дискотеки, ночные клубы;
е)заниматься спортом;
ж) другое_____________________

3. Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть список из трех наиболее важных ценностей для идеального человека?

Возможен выбор не более 3-х вариантов.

а) счастье в семье;
б) материальная обеспеченность;
в) здоровье;http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf . (дата обращения: 14.07.2014)

  • Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов-н/Д., 2005
  • Толстых А. В. Норма социальная - Статья из словаря «Социальная психология».
  • Мищенко О.П. Предпосылки девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах. // Социально-гуманитарные знания. 2006. №2. С. 158-165
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
  • Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. ХХ в. Россия). – СПб., 2003.
  • Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза//Интернет-журнал «Науковедение». – 2013 – №3 (16). – М., 2013 – Идентификационный номер статьи в журнале: 48ПВН313. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf , (дата обращения: 14.07.2014)
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Толстикова Виктория

    Исследовательский проект "Ценностные ориентации современных подростков" был создан в рамках изучения темы "Духовная жизнь общества и представляет собой исследование тех ценностей, которые наиболее важны для современных подростков.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Исследовательский проект:

    Ценностные ориентации

    современных подростков

    Школа №9», 8 класс

    Руководитель:

    Чернышева Наталья Владимировна,

    Учитель истории и обществознания,

    МАОУ «Средняя общеобразовательная

    Школа №9»

    Г.Усть - Илимск

    2017 г.

    Введение

    Глава 1 Определение понятий «ценности» и «ценностные ориентации»

    Глава 2 Подростковый возраст - важный этап формирования ценностей

    Глава 3 Ценностные ориентации современного подростка.

    Глава 4 Факторы, оказывающие влияние на формирование ценностных

    Ориентаций подростков

    Заключение

    Приложения

    Используемая литература

    ВВЕДЕНИЕ

    В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

    Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим.

    Исходя из вышеизложенного, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

    Объект данного исследования: современный подросток.

    Предмет исследования: ценностные ориентации современных подростков.

    Цель исследования: изучение ценностных ориентаций современного подростка.

    В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

    1. Провести анализ теоретических подходов к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» подростков;

    2. доказать, что подростковый возраст - важный этап формирования ценностей;

    3. определить методику для проведения исследования;

    4. сделать анализ полученных результатов и их обобщение;

    5. выявить факторы, влияющие на ценностные ориентации подростков.

    Для исследования данной темы было изучена литература таких авторов, как Лежнина Ю.П., Исламова З.Б., Щедрина Е.В., Ахмеджанова Э.Р. и других.

    Глава 1. Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности

    Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

    По мнению подростков, ценности - это то, что важно для человека, к чему он стремиться в течение всей своей жизни.

    Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

    Что же такое ценностные ориентации? “Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

    Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое разграничение между этими понятиями отсутствует.

    У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько адекватны цели воспитания.

    Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

    Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные - ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

    Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

    Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

    Глава 2. Подростковый возраст - важный этап формирования ценностей

    Наиболее интересный, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V – VIII классах средней школы и охватывают возраст от 10 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.

    Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

    По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

    Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций в этом возрастном периоде.

    Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

    Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

    Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное, ведущее противоречие в жизни подростка.

    Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она - господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.

    Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания, подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении, прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете - в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособления и от мира детства, и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

    Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия.

    Важность этого вопроса в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

    Особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».

    Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

    Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

    Глава 3. Ценностные ориентации современного подростка

    Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.

    Для выявления наиболее важных для подростков ценностей я использовала методику социолога Милтона Рокича. Разработанная им методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

    1. Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
    2. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

    Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

    Среди учащихся V-VIII классов было проведено тестирование, в котором участвовало около ста пятидесяти подростков.

    После обработки данных тестирования, была произведена группировка ценностей в содержательные блоки по разным основаниям.

    Результаты тестирования выявили следующие закономерности развития терминальных ценностей: более значимыми для подростков являются ценности личной жизни (любовь, здоровье, друзья, счастливая семейная жизнь). По мнению ребят, именно эти ценности являются фундаментом их будущей жизни.

    Чтобы выяснить, почему именно эти ценности являются для ребят главными, мы провели интервью. Вот что ответили подростки:

    - «Любовь приносит спокойствие и гармонию».

    - «От здоровья зависит вся моя жизнь. Только здоровый человек может по-настоящему жить и радоваться жизни».

    - «Друзья - это те люди, которым можно всегда довериться, рассказать о самом сокровенном».

    Важными для подростков являются и ценности самореализации (активная деятельная жизнь, уверенность в себе, развитие, познание, творчество). То есть, это свидетельствует о том, что уже в настоящее время подростки ставят перед собой значимые цели. Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.

    По мнению самих ребят, самореализация помогает человеку быть уверенным в себе, преодолевать любые трудности.

    Большое значение для ребят имеют ценности профессиональной самореализации (интересная работа, общественное признание). Уже у некоторых шестиклассников, но чаще у семи- и восьмиклассников самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в совершенно определенном направлении и с четкой целью - овладеть содержанием, которое необходимо для собственной же деятельности в будущем.

    Менее важными для подростков являются такие ценности, как счастье других, красота природы и искусства. В подростковом возрасте ребята еще не осознают, что иногда делать другого человека счастливым даже, важнее своего собственного благополучия. Понимание этого приходит намного позже.

    Инструментальные ценности также можно определить в различные группы. Наиболее важными для подростков являются ценности самоутверждения: независимость, ответственность, рационализм, самоконтроль. Всякому человеку свойственна потребность утверждаться в той деятельности, которую он выполняет, стремление добиться успеха в своих глазах и во мнении окружающих. В особой мере это характерно для подростка, с его бурно развивающимся самосознанием, обостренным чувством собственного достоинства.

    Следующими, по значимости, являются ценности дела (исполнительность, эффективность в делах, широта взглядов, образованность). Уже в подростковом возрасте вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Главная задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.
    И, конечно, значимыми для ребят являются индивидуалистические ценности: честность, жизнерадостность, аккуратность, чуткость.
    Индивидуализм – черта морали, которая означает удовлетворение личных потребностей без ущерба для окружающих. При этом такой человек нередко довольно инициативен и при благоприятных условиях преуспевает.

    Таким образом, взяв за основу методику Милтона Рокича, я выяснила, что среди терминальных ценностей самыми важными являются ценности личной жизни и самореализации. Среди инструментальных ценностей, наиболее значимыми для подростков являются ценности самоутверждения и ценности дела.

    Глава 4. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

    Для данного исследования было важно выявить факторы, которые влияют на развитие ценностных ориентаций подростков. Среди учащихся V - VIII классов было проведено анкетирование, в котором участвовали около ста пятидесяти учащихся.

    По результатам анкетирования выяснилось, что на первом месте стоит семья. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.

    Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

    На второе место, по результатам анкетирования, можно поставить школу. Учеба занимает большое место в жизни подростка. Так как большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов обучения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Ему это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

    Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознание и значимое место среди сверстников.

    Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.

    Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников. Отбирая содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности по конкретным классам, учителю нужно достигнуть цели воспитания. Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность - составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

    Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.

    Также немалое влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает саморазвитие. По мнению подростков, саморазвитие помогает утвердиться в обществе, воплотить в жизнь все мечты, сознательно преодолевать препятствия и заставлять себя делать то, чего делать не хочется. Большинство учащихся VII-VIII классов уже занимаются саморазвитием, но не у всех оно носит систематический и планомерный характер. Однако принципиально важно, что оно появилось. Важнейшим новым моментом развития личности в подростковом периоде является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы и конкретные лично значимые цели и задачи, связанные с потребностями сегодняшнего дня и с будущим. Через саморазвитие и самообразование подросток расширяет возможности своего развития, готовит себя к будущему. Хотя он очень поглощен настоящим, но при этом и устремлен в будущее. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменение самого себя, чтобы приобрести новые качества, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности. Это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Учащиеся должны верить, что их успехи зависят в большей степени от усилий, а не только от их природных способностей. Они должны принять на себя больше ответственности за собственное обучение. Они сами смогут постигать смысл узнаваемого с помощью умения размышлять, задавать вопросы по существу, улавливать взаимосвязи, выявлять модели, решать проблемы, принимать правильные решения, понимать и ценить разнообразие, работать совместно с другими людьми, рисковать и управлять ситуацией. Акцент будет делаться не на запоминание фактов, а на умение критически и творчески думать.

    В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например, относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

    Также, в формировании ценностных ориентаций есть место роли средств массовой информации: получая большой объем информации, подростки не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал.

    Таким образом, данные анкетирования показали, что на формирование ценностных ориентаций подростков оказывают влияние многие факторы. По мнению самих подростков наибольшее влияние на формировании е их ценностных ориентаций оказывает семья, школа, саморазвитие и средства массовой коммуникации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

    Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

    Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.

    Взяв за основу методику Милтона Рокича, я выяснила, что среди терминальных ценностей самыми важными являются ценности личной жизни и самореализации. Среди инструментальных ценностей, наиболее значимыми для подростков являются ценности самоутверждения и ценности дела. Главными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций, являются семья, школа, саморазвитие, средства массовой информации.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

    Список А (терминальные ценности): (поставьте цифры в порядке значимости)

    1– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

    2–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

    3– здоровье (физическое и психическое);

    4– интересная работа;

    5– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 6– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

    7– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

    8– наличие хороших и верных друзей;

    9– общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

    10– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

    11– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

    12– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

    13– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

    14– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

    15– счастливая семейная жизнь;

    16– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

    17– творчество (возможность творческой деятельности);

    18– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности):

    1– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

    2– воспитанность (хорошие манеры);

    3– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

    4– жизнерадостность (чувство юмора);

    5– исполнительность (дисциплинированность);

    6– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

    7– непримиримость к недостаткам в себе и других;

    8– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

    9– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

    10– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

    11– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

    12– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

    13– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

    14– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

    15– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

    16– честность (правдивость, искренность);

    17– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 18– чуткость (заботливость).

    Приложение № 2

    Терминальные ценности подростков.Тестирование.

    Актив

    ная дея

    тель

    ная жизнь

    Жизне

    нная муд

    рость

    Здо

    ровье

    Инте

    ресная работа

    Кра

    сота при

    роды

    Лю

    бовь

    Обес

    печен

    ная жизнь

    наличие хороших и верных друзей

    Общест

    венное призна

    ние

    Позна

    ние

    Про

    дуктив

    ная жизнь

    Разви

    тие

    Разв

    Лече

    ния

    сво

    бода

    Счаст

    ливая семей

    ная жизнь;

    Сча

    стье дру

    гих

    Твор

    Чест

    во

    Уве

    Рен

    ность в себе

    5 а

    Результаты

    1.Здоровье

    2.Счастливая семейная жизнь

    3. Любовь

    4. Наличие хороших и верных друзей

    5.Познание

    6. Развитие

    7. Уверенность в себе

    8.Творчество

    9. Активная деятельная жизнь

    10. Общественно признание

    11. Интересная работа

    12.Обеспеченная жизнь

    13. Продуктивная жизнь

    14. Жизненная мудрость

    15. Развлечения

    16.Красота природы

    17. Свобода

    18 Счастье других

    Инструментальные ценности подростков

    Аккура

    ратность

    Воспитан

    ность

    Высокие

    запросы

    Жизне

    Радост

    ность

    Исполни

    тельность

    независи

    мость

    Неприми

    Римость

    Ккнедостат

    кам

    Образо

    ванность

    Ответст

    венность

    Рациона

    лизм

    Само

    контроль

    Сме

    лость

    Твер

    дая

    воля

    Терпи

    мость

    Широта взглядов

    честность

    Эффект. В

    делах

    чуткость

    5 а

    Результаты

    1.Независимость

    2.Ответственность

    3.Самоконтроль

    4.Рационализм

    5. Исполнительность

    6.Широта взглядов

    7. .Эффективность в делах

    8. Широта взглядов

    9. Аккуратность

    10.Чуткость

    11. Твердая воля

    12..Образованность

    13. Честность.

    14.Воспитанность

    15.Смелость в отстаивании своего мнения

    16.Высокие запросы

    17.Терпимость

    18. Непримиримость к недостаткам других

    Приложение № 3

    Вопросы для анкетирования и интервью

    1.Что такое ценности?

    2. Какие ценности и почему имеют для вас большое значение?

    3. Что влияет более всего на формирование ваших ценностных ориентаций?

    Список литературы

    1. Ахмеджанов Э.Р. «Психологические тесты», М.: «Лист», 1996 г.
    2. Волков Б.С. «Возрастная психология», М.: «Владос» ,2005г.
    3. Исламова З.Б. «Самоутверждение подростков в процессе воспитания и обучения»
    4. Крылова А.А. «Психология», М., 2008г.
    5. Лежнина Ю.П. «Семья в ценностных ориентациях», журнал «Социс» №12, 2009г.
    6. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология», Москва, 2004г.
    7. Щедрина Е.В. «Вопросы психологи», журнал « Педагогика». 2009 г.
    8. Платонов Ю.П. «Социальная психология поведения» С.-Петербург: «Питер»,2006г

    Ресурсы Интернет

    1. http://www.sunhome.ru/psychology/11736
    2. http://www.psy-files.ru/ 2006/11/21/metodika_cennostnye_orientacii_m_rokicha.html
    3. http://festival.1september.ru/articles/502850/
    4. http://planetadisser.com/see/dis_217378.html

    Аннотация

    к работе «Ценностные ориентации современных подростков»

    Исследование системы ценностных ориентаций подростков представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

    Цель исследовательской работы – изучение ценностных ориентаций современного подростка. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

    - провести анализ теоретических подходов к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» подростков;

    - доказать, что подростковый возраст - важный этап формирования ценностей;

    - определить методику для проведения исследования;

    - сделать анализ полученных результатов и их обобщение;

    - выявить факторы, влияющие на ценностные ориентации подростков.

    Поставленные задачи решались с помощью совокупности следующих методов:

    - анализ учебной и научной литературы по теме исследования;

    - метод систематизации теоретического материала;

    -метод тестирования

    - метод анкетирования

    Объектом исследования являются современный подросток. Предмет исследования: ценностные ориентации современных подростков.

    В процессе работы над данной темой, автор провела анализ различных источников, выяснила определение таких понятий, как «ценности» и «ценностные ориентации, С помощью тестирования по методике Милтона Рокича и анкетирования подростков, автор работы выяснила какие ценности являются приоритетными для современных подростков, вывела собственную методику ранжирования ценностей, выяснила, какие именно факторы влияют на формирование ценностных ориентаций подростков.

    Курсовая работа

    ЦЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


    Введение

    Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста

    1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах

    1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика

    Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности

    2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

    2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности

    2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте

    Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте

    Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте

    4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования

    4.2 Описание процедуры исследования

    4.3 Проведение исследования

    Глава 5. Основные результаты и их обсуждение

    5.1 Схема обработки полученных данных

    5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков

    5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп

    5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов

    Заключения

    Список источников

    Приложения

    Введение

    Данная работа посвящена одной из самых актуальных в последнее время проблем психологии – исследованию психологических причин формирования зависимого (аддиктивного) поведения. Благодаря уже существующим исследованиям предпосылок возникновения аддикции был накоплен обширный материал, касающийся факторов формирования зависимого поведения в подростковом возрасте (С.А. Кулаков, С.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, С. Даулинг). Но редко встречается описание, на наш взгляд, наиболее значимого фактора: ценности подростков.

    Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения. Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.

    На данном этапе мы не подготовлены к тому, чтобы ответить на эти вопросы. Для того чтобы ответить на них мне нужно для начала узнать - как именно изменяются ценности у подростков в разных подростковых периодах и изменяются ли они вообще? И от чего зависят изменения ценностных ориентаций?

    Мы предполагаем, что такие изменения связаны с тем, что в течение подросткового возраста изменяются сами ситуации проб, т.к. на протяжении этого возрастного периода изменяются задачи на развитие, социальные ситуации, ведущая деятельность.

    Возникновение этого предположения возникло с опорой на свой личный опыт и на мнение различных авторов, (24, 28, 19, 25, 29). Так младший подростковый возраст - это период бурного физического созревания и растущего чувства взрослости, ведущей деятельностью становится общение с товарищами. Старший подростковый - это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, завершение социализации, овладение социальными ролями, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Соответственно возникает вопрос: происходит ли вслед за изменением ситуаций проб изменение ценностей подростков в течении подросткового возраста? Ответ на этот вопрос позволит нам плотнее подойти к ответу на основной вопрос: как именно связаны пробы в подростковом возрасте и ценности подростков?

    В своём исследовании мы обращаемся к ценностям в подростковом возрасте. Мы предполагаю, что в течение подросткового возраста изменяются ценности подростков.

    Объект: подростки 12-13, 15-17 лет (7, 9,11 класс).

    Предмет: динамика ценностей (ценностных ориентаций) подростков.

    Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.

    Гипотеза №1: можно обнаружить изменение ценностей у подростков.

    Гипотеза №2 : динамика ценностей связана с динамикой содержания ситуаций проб.

    Задачи:

    · провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;

    · подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;

    · проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;

    · сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;

    · выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;

    · описать динамику ценностей.


    Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста

    1.1 Представления о подростковом возрасте в различных подходах

    Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

    Существует целый ряд фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

    Самыми первыми были биологические теории, которые основу возраста видят в биологических изменениях, происходящих в эту пору, в самом факте полового созревания. Самой старой из этих теорий является теория Ст. Холла , который исходит из биогенетического закона при объяснении развития ребенка и подростка. В соответствии со своей теорией рекапитуляции он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". По его мнению, все особенности и критические перемены подчинены автоматически действующим наследственным влияниям. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Несостоятельность теории Ст. Холла сейчас вряд ли у кого вызывает сомнения. Но, на наш взгляд, важным является то, что уже в самом первом фундаментальном исследовании подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития её самосознания.

    Другая биологическая теория, на которой я хотела бы остановиться, это теория Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется Ш. Бюлер на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Период пубертатности разделяется на две фазы: негативную и позитивную. Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная. Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание чего-то как прекрасного. Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной - исключительно положительные . Важным в работе Ш. Бюлер является то, что была сделана попытка выделить и рассмотреть фазы пубертатного возраста.

    Другое крупное направление исследований подросткового возраста первой половины ΧΧ века это культурно-психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, происходящие в этом возрасте, вырывают их из общей совокупности явлений, приписывают им как бы самостоятельное бытие. Центральный представитель этого учения Э. Шпрангер. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст по Э. Шпрангеру. Первое - это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Подростковый возраст для Э. Шпрангера не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека . Таким образом, Э. Шпрангер указывает, что этот возраст является значимым для духовного развития личности, т.е. для формирования ценностей личности.

    Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

    Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

    Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
    Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

    I. Вступление
    Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
    Разминка для тренинга “Зоопарк”
    Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

    II.Основная часть:
    Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

    Упражнение «Мозговой штурм».
    Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
    Упражнение «Скульптура семьи».
    Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
    Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
    Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
    После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
    Упражнение «Семейные истории».
    Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
    Участникам раздаются бумага и маркеры.
    Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
    Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
    Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

    III.Заключительная часть.
    Упражнение «Дерево семейных ценностей»
    Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
    Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

    Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.