Что такое международный билль о правах человека. Международный билль о правах. Как работает принятый документ

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а такжеМеждународный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительного Международного Билля по правам человека.

В настоящее время Билль о правах включает в себя несколько международных соглашений:

1) Всеобщую декларацию прав человека;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международный пакт о гражданских и политических правах;

4) Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

5) второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека.

Разработка Всеобщей декларации проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие стало итогом согласования различных мнений и точек зрения. Позиция западных держав была основана на Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции США 1787 г и др. законодательных актах, провозгласивших естественный характер прав и свобод человека, которые принадлежат ему с момента рождения. В основном это был перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны возражали против включения в декларацию социально-экономических прав.

Делегация СССР, ссылаясь на Конституцию 1936 г., настаивала на включении в проект декларации широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве народов, наций на самоопределение, о равенстве прав народов и национальностей. Однако СССР возражал против включения в проект таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Разность позиций по многим вопросам объясняется различными общественными и правовыми системами, а также идеологическими соображениями. В частности, СССР выступал против признания естественного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать эти права. Каждый человек получает свои права исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Противоречивые были отношения к таким понятиям, как “свобода”, “справедливость”, “равноправие” и т.д. Например, СССР считал, что свободы нет вообще, так же как и равенства, демократии. Признание частной собственности, по мнению Советского Союза, означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства. Различие или даже противоположность позиций при обсуждении проекта Всеобщей декларации привели к тому, что многие ее статьи носят общий характер и не имеют точных границ.



Всеобщая декларация была принята 10 декабря 1948 г. За этот документ проголосовало 48 государств, воздержалось 8, в том числе СССР и другие соцстраны. Эта дата считается во всем мире как День прав человека. В целом Декларация закрепила широкий перечень прав, таких как политические, гражданские, социально-экономические и культурные. Первая же статья провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Необходимо отметить, что в течение десятилетий текст Всеобщей декларации прав человека в СССР официально никогда не публиковался. Впервые он увидел свет лишь на закате перестройки в январе 1989 г. на страницах “Литературной газеты”.

Всеобщая декларация была принята как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, поэтому она носит рекомендательный характер. При этом провозглашенные в Декларации права рассматриваются сегодня большинством государств в качестве юридически обязательных обычных и договорных норм. Конституции многих стран непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации нормы и принципы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений, поэтому сегодня она является важнейшим источником права, моделью для разработки конституций, законов в большинстве стран. На положения Декларации ссылаются суды многих стран.

В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке двух пактов о правах человека, содержащих широкий перечень прав и свобод. После этого решения в течение нескольких лет ООН обсуждала отдельных положения пактов, которые были одобрены лишь 16 декабря 1966 г. Такой длительных срок разработки объясняется все теми же разногласиями между разными социально-экономическими и правовыми системами. СССР ратифицировал оба пакта в 1973 г., хотя и не выполнял его требования на практике.



Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством разных стран мира и международными документами. Законодательство ХVІІІ-ХІХ веков содержало перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт их развития.

В начале ХХ в. появились первые международные соглашения в этой сфере, регулирующие главным образом трудовые отношения. Сюда относятся Статут Лиги Наций и конвенции, принятые в рамках Международной Организации Труда (МОТ).

Новый этап в развитии данной категории прав начался после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дается более конкретный перечень прав. Провозглашаются права: на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на достойный уровень жизни, образование и др.

Ст. 2 Пакта обязывает государства “принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер”. Эта формула была закреплена в силу того, данная категория прав требует наличия значительных финансовых, материальных и др. ресурсов у государства. Только отдельные права, перечисленные в пакте, например, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического уровня страны и должны быть предоставлены немедленно

Однако долгие годы некоторые западные развитые страны (в первую очередь США) отрицали юридическую обязательность положений Пакта. В последние годы позиция этих стран изменилась. Они признают обязательность Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В 1986 г. была проведена встреча ведущих экспертов из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права человека, включая социально-экономические, неразделимы, взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства должны принять все необходимые меры, включая законодательные и административные для осуществления этих прав.

3. Должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту данных прав.

4. Государства - участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить данную категорию прав для всех, хотя бы в минимальной степени.

Согласно данному Пакту, государства-участники должны предоставлять доклады “о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН”. Однако Пактом не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов. Только в 1976 г. ЭКОСОС учредил специальную Рабочую группу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает доклады.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Данный Пакт также был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, “находящимся на его территории и под его юрисдикцией” (ст. 2). Государства взяли на себя обязательства принять законодательные и другие меры для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

В Пакте установлено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться “своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком”.

Пакт регулирует вопросы семьи, брака, детей, провозглашая равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка “на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Третья часть Пакта содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь; запрещение пыток; запрещение рабства, работорговли и принудительного труда; право каждого на свободу и личную неприкосновенность; право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно; равенство всех перед судами и трибуналами; право на свободу мысли, совести и религии.

Среди политических прав Пакт провозгласил право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Данный Пакт закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Согласно Пакту, в период чрезвычайных положений, объявленных в государстве, ограничения не могут применяться к следующим фундаментальным правам: к праву на жизнь; к запрещению подвергать кого-либо пыткам либо жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию; к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния; к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства; к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы; к праву каждого на признание его правосубъектности; к праву каждого на свободу мысли, совести и религии.

В соответствии с Пактом в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, одной из функций которого стало рассмотрение докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Комитет изучает доклады и делает замечания, которые считает целесообразными, предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. Кроме того, Комитет может рассматривать жалобы участников на невыполнение тем или иным государством взятых на себя обязательств, а также жалобы отдельных лиц по нарушению их прав. Ежегодно Комитет представляет Генеральной Ассамблее ООН свой доклад о проделанной работе.

Сегодня подавляющее количество государств - членов ООН являются участниками Пакта о гражданских и политических правах.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Протокол был принят Генеральной Ассамблей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. Причиной принятия Протокола были разногласия между западными странами и странами соцлагеря во главе с СССР по поводу создания специального международного суда по правам человека, который рассматривал бы жалобы отдельных лиц. Было решено не включать нормы о рассмотрении жалоб отдельных лиц в Пакт, а решить этот вопрос путем принятия специального Факультативного протокола.

Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию Комитета. Анонимные жалобы не рассматриваются, авторами жалоб должны быть конкретные лица, чьи права нарушены. Если жертва сама не в состоянии обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники.

Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый и беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека.

Если Комитет объявляет жалобу приемлемой, то об этом сообщается соответствующему государству. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Первоначально Всеобщая декларация прав человека и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Запрещались лишь произвольно лишать кого-либо жизни. В Пакте подчеркивалось, что в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, положения которого не противоречат постановлениям Пакта. Пакт запрещал выносить смертные приговоры лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин.

Практика применения смертной казни свидетельствует о том, что она не оказывает значительного влияния на уровень преступности. В то же время ее отмена ведет к гуманизации общества, позволяет уменьшить последствия судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 1 этого Протокола записано: “Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен”. Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, “совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”. На сегодняшний день почти все страны Европы (за исключением Республики Беларусь) ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение.

Принятый Советом Европы Протокол №6 оказал значительное влияние на позицию многих государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Согласно Протоколу, осуществление права каждого на жизнь неразрывно связано с запрещением смертной казни.

Ст. 1 Протокола обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол запрещает государствам делать какие-либо оговорки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время войны.

Контроль за соблюдением государствами-участниками Протокола был возложен на Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах.

http://зачётка.рф/book/3655/145614/%C2%A7%202.%20%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%9E%D0%9E%D0%9D%20%D0%B8%20%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8C%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.html

Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором кᴏᴛᴏᴩой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что "все люди рождаются ϲʙᴏбодными и равными в ϲʙᴏем достоинстве и в ϲʙᴏих правах".

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и по϶ᴛᴏму она носит исключительно рекомендательный характер. При всем этом при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, кᴏᴛᴏᴩый формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и ϲʙᴏбоды рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на ϶ᴛᴏт документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений. Это свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно-правовой регламентации данных прав. Конкретный их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В процессе разработки Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социально-экономическим правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к его имплементации.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах обязывает государства немедленно после ратификации предоставить данные права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. При всем этом ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, ɥᴛᴏбы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер" (курсив мой. - Авт.).

3) Международный пакт о гражданских и политических правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и ϲʙᴏбод, кᴏᴛᴏᴩые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, "находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией", без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В данных целях участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙиисоϲʙᴏими конституционными процедурами, "кᴏᴛᴏᴩые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте" (п. 2 ст. 2). "Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "ϲʙᴏей культурой, исповедовать ϲʙᴏю религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком" (ст. 27).

Ряд положений Пакта касается вопросов, кᴏᴛᴏᴩые регулируются также в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это право каждого человека на ϲʙᴏбоду ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка "на такие меры защиты, кᴏᴛᴏᴩые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства".

Третья часть Пакта (ст. 6-27) содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, кᴏᴛᴏᴩые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), право каждого на ϲʙᴏбоду и личную неприкосновенность (ст. 9), право каждого покидать ϲʙᴏю страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право наϲʙᴏбоду мысли, совести и религии (ст. 18) и другие. Среди политических прав Пакт провозглашает право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через ϲʙᴏбодно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на базе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих ϲʙᴏбодное волеизъявление избирателей; допускаться в ϲʙᴏей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст. 25).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно кᴏᴛᴏᴩому определенные фундаментальные права и ϲʙᴏбоды должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 1 ст. 4 ϶ᴛᴏго Пакта "во время чрезвычайного положения в государстве, при кᴏᴛᴏᴩом жизнь нации находится под угрозой и о наличии кᴏᴛᴏᴩого официально объбудет", государства "могут принимать меры в отступление от ϲʙᴏих обязательств... только в такой степени, в какой ϶ᴛᴏ требуется остротой положения, при условии, что такие меры не будут несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на базе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения...". "Право отступления" не применяется, согласно п. 2 ст. 4 Пакта, к следующим фундаментальным правам и ϲʙᴏбодам: к праву на жизнь (ст. 6); к запрещению подвергать кого-либо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7); к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. 1 и 2 ст. 8); к запрещению лишать ϲʙᴏбоды за невыполнение какого-либо договорного обязательства (ст. 11);

к запрещению отмены принципа, согласно кᴏᴛᴏᴩому уголовный

закон не имеет обратной силы (ст. 15); к праву каждого на признание его правосубъектности (ст. 16); к праву каждого наϲʙᴏбоду мысли, совести и религии (ст. 18).

Все данные права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер "juscogens" и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, будут ли они участниками Пакта.

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует следующие права:

а) право на самоопределение народов (ст.1);

б) запрет дискриминации (ст. 2);

в) равенство пользование политическими и гражданскими правами (ст. 3)

г) право на жизнь (ст.6)

д) запрет пыток (ст.7)

е) запрет рабства и работорговли (ст.8)

ж) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9)

з) запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства (ст.11)

и) свобода передвижения (ст.12)

к) равенство перед судом, право на справедливый суд (ст.14)

л) право на признание правосубъектности (ст.16)

м) неприкосновенность личной и семейной жизни (ст.17)

н) свобода мысли, совести, религии (ст.18)

о) свобода мнения (ст.19)

п) свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.21, 22)

р) защита семьи (ст. 23)

с) права ребенка (гражданство, регистрация) (ст.24)

т) право на участие в политической деятельности государства (ст.25)\

у) равенство перед законом (ст.26)

ф) права этнических меньшинств (ст.27)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает:

а) право на жизнь (ст.2)

б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст.3)

в) запрет рабства и работорговли (ст.4)

г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст.5)

д) право на справедливое судебное разбирательство (ст.6)

е) наказание исключительно на основании закона (ст.7)

ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст.8)

з) свобода мысли, совести и религии (ст.9)

и) свобода выражения мнения (ст.10)

к) свобода ассоциаций (ст.11)

л) право на вступление в брак (ст.12)

м) право на эффективные средства защиты (ст.13)

н) запрет дискриминации (ст.14)

1 Протокол:

а) защита собственности (ст.1)

б) право на образование (ст.2)

в) право на свободные выборы (ст.3)

4 Протокол:

а) запрет лишения свободы за долги (ст.1)

б) свобода передвижения (ст.2)

в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст.3)

г) запрет массовой высылки иностранцев (ст.4)

6 Протокол:

7 Протокол:

а) возможность высылки иностранцев только на основании решения,

принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст.1);

б) право на апелляцию по уголовным делам (ст.2);

в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3);

г) запрет повторного суда и наказания (ст.4)

д) равноправие супругов (ст.5)

В ходе II Мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании основных прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой. Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкомасштабного сотрудничества в области прав человека. Также следует отметить, что Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой бы то ни было дискриминации.

Организация Объединенных Наций возникла в ответ на агрессию и преступлений против человечности, совершенные фашизмом в годы 11 Мировой войны. Уже в Декларации ООН , подписанной в 1942 году от имени 26 стран (позднее присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости... и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Одним из великих достижений ООН явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые в истории человечества разработал поддержанный на международном уровне всеобщий свод законов о правах человека. Под ним готовы подписаться все страны, и все люди стремятся к его осуществлению. ООН не только определила широкий круг международно-признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими, она установила механизмы их поощрения и защиты, а также оказала помощь правительствам в выполнении взятых на себя международных обязательств.

Практически все главные органы ООН, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат, Генеральный секретарь и Совет по опеке и попечительству (уже к 1975 году все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США), в результате отпала необходимость в Совете), в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения и защиты прав человека. Однако, основную ответственность в этой области несут Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного билля по правам человека.

В настоящее время Международный билль включает следующие основные международные соглашения:

· Всеобщая декларация прав человека 1948.;

· Международный пакт о гражданских и политических права 1966г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;

· I Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических права 1966г. (предусматривает процедуру обращения и подачи индивидуальных петиций);

· II Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах 1989г (вводит запрет на смертную казнь).

Всеобщая декларация прав человека, 1948 год

После Устава, первым всеобъемлющим документом о правах чело века, выпущенным Организаций Объединенных Наций была Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. Этот документ, вместе с Уставом ООН, двумя пактами о правах человека и факультативным протоколом к пакту о гражданских и политических правах, известны как Международный билль о правах человека. Всеобщая декларация не является договором, и, поэтому сама по себе не имеет обязательной силы. Поэтому пакты 1966 года были необходимы, чтобы придать правам, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека силу закона. Два пакта и факультативный протокол были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 году, и вступили в силу в 1976 году.

Всеобщая декларация является одним из великих документов о свободе человека и занимает подобающее место наравне с Хартией вольности, Французской декларацией прав человека и гражданина и Американской декларацией независимости. Ее преамбула и тридцать статей перечисляют как гражданские, так и политические права, и экономические, социальные и культурные права, Преамбула формулирует документ, отмечая, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и, что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей».

Необходимо, чтобы «права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Права подразделены на права человека и социальные права, эта черта будет употребляться во многих последующих международных документах. К первой категории относятся: права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; запрещение рабства, пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, и такие должные положения о равной защите, как право на неподвержение произвольному аресту, задержанию или изгнанию, права на справедливое судебное рассмотрение, в гражданском или уголовном судах, презумпцию невиновности, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным путем, и на строгую критику против применения законов и наказаний ex post facto (никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву). Права на невмешательство в личную жизнь и на владение имуществом поддерживаются наравне с правами на свободу речи, религии, мирных собраний и свободу передвижения.

Статья 8 содержит особое положение о правовом процессе, «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом».

Свобода передвижения заверяется в Статье 13, «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

Свобода религии заверяется в Статье 28, «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».

Свобода выражения заверяется в Статье 19, «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»

Участие граждан в управлении страной излагается в Статье 21, позволяя человеку «принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Свободные и справедливые выборы при всеобщем и равном избирательном праве и тайном голосовании, являются способа ми выражения «воли народа», которая, «должна быть основой власти правительства». (Статья 21.3)

Статьи 22-29 перечисляют экономические, социальные и культурные права, включая социальное обеспечение «в соответствии.... с ресурсами каждого государства» (Статья 22), право на труд, свободный выбор работы, разумное ограничение продолжительности рабочего дня, жизненный уровень, «который необходим для под держания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи» (Статья 25), образование, участие в культурной жизни, и «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществимы». (Статья 28) Как уже сказано выше, Всеобщая декларация прав человека не является договором, и как декларация, не имеет обязательной силы сама по себе. Поэтому пакты 1966 года были необходимы, чтобы дать правам в ВДИПЧ силу закона.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах., 1966 год

Этот документ, резолюция ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года, вступил в силу 3 января 1976 года, после ратификации.

Список экономических, социальных и культурных прав в этом международном пакте длиннее и подробнее, чем в предшествующей ему Всеобщей декларации. Перечисленные конкретные шаги для осуществления этих прав являются крупным сдвигом по сравнению с положениями более раннего документа.

Среди признаваемых прав: право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливое вознаграждение «без какого бы ни было различия, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд». (Статья 7 (а) (i))

Право организовывать профсоюзы и присоединяться к ним. Сюда включается «право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым». (Статья 8.1 (b))

Право на забастовки подтверждается «при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны» (Статья 8.1 (d))

В Статье 10 содержится полный набор прав семьи, женщин и детей;

1 Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь - в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по добро вольному согласию вступающих в брак.

2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их -гру да в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

В Статье 11 указывается на «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни»

В Статье 12.1 признается «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья».

В Статье 13 говорится о «праве каждого человека на образование», включая «обязательное и бесплатное для всех начальное образование». (2(а)) Среднее образование «должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер, и в частности постепенного введения бесплатного образования». (2(b))

В Статье 15 признается право каждого человека на участие в культурной жизни и «пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является». (1(с))

Постепенная применимость экономических, социальных и культурных прав

В отличие от Пакта о гражданских и политических правах, новое положение настоящего Пакта, это постепенность его применения. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется «в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами». (Статья 2(1)) Однако такой постепенный подход не позволяет откладывать осуществление этого пакта на неопределенное время. Комитет ООН дает этой Статье следующее толкование: «полное осуществление относящихся к настоящему пакту прав может быть достигнуто постепенно», но «меры, принимаемые заинтересованными государствами, по достижению этой цели, должны быть предприняты достаточно быстро после вступления и силу этого пакта».3

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 год

Ратифицирован резолюцией Генеральной Ассамблеи 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.

Перечень гражданских и политических прав, содержащихся в этом пакте является более полным, чем в предшествующей Всеобщей декларации. Например, государства не могут отказать этническим, религиозным или языковым меньшинствам, в праве «совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять се обряды, а также пользоваться родным языком». (Статья 27) Эта Статья является источником Декларации Б о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим и лингвистическим меньшинствам, 1992 год.

В Статье 1 говорится следующее: «1. Все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. 2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».

В дополнение к изложению прав, в Пакте государствам-участникам поручается «принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательств или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте». (Статья 2.2)

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется «обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство право вой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». (Статья 2.3 (а))

В Статье 3 говорится «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте».

Хотя в Статье 4 рассматриваются меры, применимые при чрезвычайном положении в государстве, Статья 5 гласит: «ничто в на стоящем пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте»

Обсуждение вопроса смертной казни содержится в Статье 6:

1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

2. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям данного Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

3. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей Статье не дает участвующим в настоящем пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

6. Ничто в настоящей Статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующем в настоящем Пакте государством.

Положения о праве на личную свободу и надлежащих правовых процедурах обширны. Статья 9.1 гласит: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом».

При аресте каждому арестованному «сообщаются причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение». (Статья 9.2)

Арестованное или задержанное лицо «в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий их явки в суд». (Статья 9.3)

В дополнение к этому, каждому «кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно», (Статья 9.4)

Наконец, «Все лица, лишенные свободы имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». (Статья 10.1) Обвиняемые должны помещаться отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу не осужденных лиц. (Статья 10.2 (а)) Несовершеннолетние обвиняемые должны отделяться от совершеннолетних, и их дела должны решаться судом в кратчайший срок. (Статья 10.2 (b))

Пакт о гражданских и политических правах идет дальше Всеобщей декларации гарантируя, что «никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство». (Статья 11)

Статья 14 касается судебных процедур и их законного обеспечения. «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Важным постановлением является следующее «каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону». (Статья 14.2)

Дополнительные гарантии включают: «каждый имеет право как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства» (а) «быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения», (b) «иметь достаточное время и возможности для под готовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником», (с) «быть судимым без неоправданной задержки», (d) «быть судимым при личном присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника», (е) «допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, как существуют для свидетелей, показывающих против него», (f) «пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке», (g) «не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным». (Статья 14.3 (a-g))

Два дополнительных положения обеспечивают компенсацию лицу, несправедливо осужденному за уголовное преступление, когда вынесенный ему приговор впоследствии отменен, или когда «ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки». (Статьи 14.6) А также «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны». (Статья 14.7)

По Статье 15.1 запрещается уголовное обвинение ex post facto «Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем-то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления».

Статья 16 гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъективности».

Статья 17 гласит: «1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или не законным посягательствам на его честь и репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Статья 18 гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и мора ли, равно как и основных прав и свобод других лиц

4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Статья 19 излагает «1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование, предусмотренными в пункте 2 настоящей Статьи правами, налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

(a) для уважения прав и репутации других лиц;

(b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Статья 20 гласит: «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Статья 21 гласит: «Признается право на мирное собрание. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Статья 22 гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая Статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции».

Статья 23 гласит: «1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. 2. За мужчинами и женщинами, достигшего брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. 3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак. 4. Участвующие в настоящем Пакте государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита для детей».

Статья 24 гласит: «1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. 2. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. 3. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».

В соответствии со Статьей 25, каждому гражданину разрешается: «(а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; (b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; (с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Статья 26 гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Статья 27 гласит: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Особой чертой Пакта о гражданских и политических правах является образование Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати членов, с активной ролью в проверке того как участвующие в настоящем Пакте государства выполняют свои обязательства по настоящему Пакту. Для этого существуют все более и более детальная система отчетов, возможность использовать межгосударственнный механизм подачи жалоб, и после принятия Факультативного протокола, право подачи Комитету индивидуальных петиций. Отчеты Комитета содержат тщательно разработанные руководства, в центре которых находятся возможные нарушения государствами в области прав человека. Постепенно серьезные нарушения представляются Генеральной Ассамблее ООН в ежегодном отчете о работе Комитета, который также привлекает внимание международных средств массовой информации.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1966 год

Хотя Факультативный протокол был принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, он не вступил в силу до 23 марта 1976 года, когда он был ратифицирован необходимым количеством государств-участников.

Основным постановлением Протокола является то, что государства, участвующие в настоящем Протоколе, «признают компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте». (Статья 1)

Статья 2 гласит: «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение».

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, 1989 год

Этот документ был принят и провозглашен резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1989 года. Его целью является отмена смертной казни; основное положение содержится в Статье 1.

«1. Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни.»

«2. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции».


В 1951 году в целях разрешения трудностей по объединению в одном договоре гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав было решено подготовить два пакта. После многих лет напряженной работы Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему были открыты в 1966 г. для подписания и вступили в силу в 1976 г.

Вместе со Всеобщей декларацией эти два Пакта и Факультативные протоколы образуют Международный билль о правах. Многие государства включили его нормы в свои национальные конституции или признают их частью своей правовой системы.

Так, напомним еще раз, что, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением признанных международным сообществом прав человека.

В этом контексте можно выделить четыре главных метода:

  • рассмотрение докладов государств-участников комитетами независимых экспертов. Проблемы соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, устранения дискриминации по расовому и половому признаку, запрещения пыток и им подобные обсуждаются с представителями государств - часто на уровне министров;
  • рассмотрение Комиссией по правам человека (см. стр.86) индивидуальных сообщений о наиболее серьезных нарушениях прав человека, таких как произвольные или внесудебные казни, пытки, исчезновения и произвольные задержания, с помощью специальных докладчиков или рабочих групп. Каждый год свыше тысячи безотлагательных дел передается правительствам срочными сообщениями и намного большее их число посылается почтой. Результаты этих инициатив и ответы правительств содержатся в публикуемых докладах, рассматриваемых в Комиссии по правам человека;
  • изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в определенных государствах или территориях. Например, были рассмотрены ситуации на оккупированных арабских территориях, включая Палестину, в Афганистане, Беларуси, Демократической Республике Конго, Иране, Ираке, Мьянме, Сьерра-Леоне, Туркменистане, Чеченской Республике Российской Федерации, Юго-Восточной Европе и Экваториальной Гвинее, а также с ливанцами, задержанными в Израиле. Для установления фактов назначаются рабочие группы, комитеты или специальные докладчики. Их сообщения с заключениями и рекомендациями обсуждаются политическими органами ООН, включая Генеральную Ассамблею;
  • рассмотрение органами по правам человека петиций («сообщений») от отдельных лиц и организаций (НПО), которые ссылаются на грубые и систематические нарушения прав человека

В последнее время ежегодно обрабатывается около 100 тыс. таких обращений, на основе которых правительствам направляются запросы. Дела по обращениям готовятся к рассмотрению органами, наделенными соответствующей компетенцией. Эти органы стремятся обнаружить систематические нарушения, требующие дальнейшего вмешательства ООН.

Дела о систематических нарушениях прав человека («ситуации») изучаются на закрытых заседаниях Комиссией по правам человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ООН путем установления стандартов и осуществления прав человека на международном уровне оказала существенное воздействие на улучшение ситуации с правами человека во многих частях мира.

Вместе с сохранением мира и безопасности во всем мире, а также экономическим и социальным развитием, содействие в поощрении и защите прав человека на глобальном, региональном и национальном уровнях составляет одну из трех основных задач ООН. Эта задача подверглась значительному расширению и в мандатах, и в практике работы ООН.

Венская Всемирная конференция по правам человека

Всемирная конференция по правам человека состоялась в Вене в июне 1993 г. На ней представители более 170 государств собрались впервые за последние 25 лет, чтобы вновь подтвердить свои обязательства по защите прав человека. Конференция недвусмысленно подтвердила универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав и основных свобод человека.

Всемирная конференция по правам человека настоятельно призвала правительства включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.

Конференция подробно рассмотрела прогресс, достигнутый в области прав человека, и препятствия на пути к их полной реализации, а также применение международных инструментов и эффективность методов и механизмов ООН в области прав человека.

Акцент был сделан на защите прав наиболее уязвимых групп, включая расовые, религиозные и этнические меньшинства, коренные народы, женщин и детей, жертв войны, беднейшие слои населения и инвалидов.

В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции, было подтверждено, что «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций».

Современный человек имеет больше прав, чем любой из его предков, живших, по крайней мере, 100 лет назад.

Однако путь к этой свободе (пусть и ограниченной) был долог и тернист. Давайте узнаем о наиболее важных документах в истории, которые повлияли на формирование современного Международного Билля о правах человека. А также рассмотрим основные его постулаты.

Права человека

Как бы люди не носились с собственной уникальностью, все они вместе и каждый по отдельности живут в обществе. А раз так, то волей-неволей приходится взаимодействовать с ближними в частности, и с обществом в целом.

Чтобы этот процесс проходил максимально безболезненно для обеих сторон, в каждой стране разработаны правила поведения - законы. Соблюдая их, человек может рассчитывать на то, что государство предоставит ему ряд прав и свобод. Кроме того, оно поможет защитить их, если один гражданин попытается лишить их другого. В идеале все устроено таким образом, что соблюдая законы, люди сохраняют свои свободы и не ущемляют чужие. На практике всегда найдется тот, кто будет стремиться распространить свои права дальше положенного. А это всегда ведет к ущемлению чужих, закон сохранения энергии в действии.

Например, человек посадил у себя во дворе абрикос. Когда дерево начало плодоносить, абрикосов хватало не только наесться до отвала, но и приготовить варенье на зиму. Сосед этого человека также мог посадить в своем дворе дерево. Но он этого не сделал. Когда же дерево стало приносить плоды, он позавидовал соседу и попытался залезть в его двор, чтобы украсть фруктов. В результате был пойман и оштрафован.

Эта история примитивно иллюстрирует понятие "права человека". Так оба соседа изначально имеют одинаковые возможности есть собственные абрикосы, если они их вырастили или купили. Однако один воспользовался ими, а другой - нет. Более того, обозлившись, последний решил, что он может просто отобрать фрукты соседа. То есть посягнул на право человека обладать собственным имуществом (абрикосами). За это посягательство одного гражданина на свободы другого, государство (выступающее их гарантом) и наказало нарушителя.

Краткая история появления равенства

Однако вечно так продолжаться не могло. То и дело крестьяне бунтовали, и шаг за шагом добивались для себя лучших условий, естественно, ограничивая свободы своих "хозяев". Наиболее яркими примерами таких достижений считается британский Билль о правах, принятый в 1689 г.

Как бы знать не пыталась подчеркивать собственную важность и необходимость для народа, со временем выяснилось, что уникальность дворянской породы - фикция. Практика показала, что среди родовитых господ в равной степени было и дураков, и гениев, как и среди простолюдинов. Однако у последних было меньше шансов реализовать свой потенциал, тем самым принеся пользу обществу. В то же время большинство благоденствующих дворян не особо стремились развивать что-то (включая самих себя). Они не просто не способствовали прогрессу, а, наоборот, замедляли его.

Постепенно человечество пришло к пониманию, что все его обитатели должны иметь равные возможности и права (хотя бы в теории). Тогда каждый сможет реализовать себя и принести пользу окружающим. Эта идея, хотя и со скрипом, но постепенно была принята большинством развитых стран и именно благодаря ей, мир стал таким, как мы его знаем сегодня.

Как возник Международный Билль?

Поскольку все государства разные, то и способы реализации принципа равных свобод и возможностей для их граждан у них отличались. Например, Билль о правах в США закрепляет право хранить и носить огнестрельное оружие. А в той же Украине у ее граждан такой свободы нет. Так что в одних государствах их гражданам предоставляется больше прав, а в других - меньше.

Подобная разница изначально не играла особой роли. Тем более, что у соседних государств, как правило, законы были очень похожи. Это позволяло без особых трудностей строить торговые отношения.

Благодаря появлению железнодорожного транспорта, автомобилей и авиации уже к началу ХХ в. даже самые отдаленные друг от друга государства получили возможность сотрудничать. Вот только оказалось, что разность законодательной базы часто мешала им. Поэтому было решено создать универсальный документ, в котором будут описаны права человека. Они будут одинаково применимы для граждан любой страны-участника ООН. Так появился Международный Билль о правах человека.

Составляющие

Вышеупомянутый акт - это 3 международных документа.

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

Оба пакта, входящие в Билль о правах человека, обязательны для исполнения. Однако это не распространяется на декларацию. Она имеет статус рекомендательной. Почему так?

После Второй мировой войны мир негласно был разделен на 2 блока: проамериканский и просоветский. Вышеупомянутая декларация была основана на таких документах, как британская Великая хартия вольностей, французская Декларация прав человека и гражданина, Декларация независимости США и Билль о правах. Хотя в составлении данного сборника законов принимали участие и советские представители, соответствовала она больше интересам проамериканских держав.

СССР и государства, находившиеся с ним в дружеских отношениях, имели несколько иное представление о свободах граждан. Они не были согласны следовать указаниям "вражеской декларации". Возникала патовая ситуация: СССР не готов был соблюдать все пункты, но предложить достойного собственного аналога не мог. Ведь права, которые Советский Союз предоставлял своим гражданам, не могли быть взяты за основу Декларации, хотя бы потому, что в них очень плохо относились к частной собственности. В тоже время не брать в расчет интересы этой страны и ее союзников было нельзя. Чтобы не испортить и без того напряженные отношения, Декларацию объявили вариативной составляющей в Международном Билле о правах человека.

Также иногда к его составу причисляют и факультативные протоколы 1989 г., принятые в дополнение к МПГПП.

Основные права человека

Согласно Биллю, все свободы личности делятся на 5 категорий:

  1. Личные.
  2. Социально-экономические.
  3. Культурные.
  4. Экологические.
  5. Политические.

Давайте подробнее ознакомимся с этими составляющими Международного Билля о правах человека.

К личным относятся:

  • жизнь;
  • брак и семья;
  • имущество;
  • гражданство;
  • убежище;
  • неприкосновенность личности и ее достоинства, жилья, переписки, собственности;
  • свобода вероисповедания и совести;
  • свобода места жительства и передвижения;
  • запрет внесудебной расправы;
  • запрет принудительного труда.

Социально-экономические права связаны с производственной сферой, а также касаются распоряжения материальными благами страны.

Культурная составляющая Билля о правах человека сосредоточена на его образовании. Точнее на возможностях его получения. Также она предусматривает возможность обучения на родном языке. А также свободу преподавать или заниматься любым видом творчества.

С экологическими правами все просто. Они касаются возможности человека обитать в благоприятной среде, а также предоставления ему достоверных данных о ситуации в районе его проживания.

Политическая составляющая стоит особняком от других категорий. Она тесно связана с гражданством, так как законодательство разных держав отличается. Однако есть общие права, которые не зависят от национальности.

  • Равенство в плане требований и ответственности перед законом, без учета происхождения, социального или материального положения.
  • Возможность самостоятельно формировать любые убеждения и выбирать вероисповедание.
  • Свобода слова устного и печатного.
  • Право проводить собрания и создавать союзы, не прося на это разрешения.
  • Возможность бастовать.
  • Право обращения.
  • Свобода участвовать в управлении государством, гражданином которого личность является.

Как ни печально, но за 70 лет существования Декларации прав человека очень многие из перечисленных выше свобод личности так и остались лишь на бумаге. Но не стоит впадать в уныние. Ведь наши пра-пра-пра-пра-бабушки и дедушки (которые до 1861 г. были крепостными) даже в теории не могли мечтать ни о чем подобном. Так что надежда есть всегда.

Британский Билль о правах 1689 г.

Декларация 1948 г. и Конституция США не могли бы существовать, если бы в XVII в. английским народом не был бы принят другой документ. И этим документом был Билль о правах 1689 г.

Этот исторический акт в значительно мере ограничил свободы монарха, даровав его подданным немало новых привилегий. Во многом, именно этот документ позволил сохранить институт монархии в эпоху возникновения республик в Европе. Причем не только в Великобритании, но и в Нидерландах и Швеции.

Итак, какие же права предоставлял этот акт британцам?

  • Свобода выборов в Парламент.
  • Свобода обращения с петициями к королю.
  • Свобода слова и возможность участвовать в дебатах без преследований.
  • Запрет конфискации имущества и назначения штрафов без решения суда.
  • Право иметь оружие для самообороны. Это привилегия была доступной только протестантам.

Историческая подоплека

Почему у столь монархолюбивой Великобритании возникла необходимость в таком Билле о правах?

Все началось с восхождения на престол в 1685 г. короля-католика Якова ІІ. Надо знать, что за 151 год до этого другой британский монарх Генрих VIII сделал свое государство протестантским, утвердив так называемую Церковь Англии. Таким образом, он обеспечил своей стране независимость от папской власти, прибрал к рукам земли и деньги монастырей, получил возможность разводиться сколько его любвеобильной душе было угодно и заложил основы будущей независимой экономики Великобритании.

Народу его нововведение пришлось по вкусу. Они больше не желали становиться католиками, хотя после смерти монарха-реформатора правители не раз пытались вернуть корону под власть Папы. Последнюю подобную попытку как раз и предпринял Яков ІІ.

Он не просто начал открыто притеснять протестантов, но и стал набирать армию и государственный аппарат исключительно из католиков. А если учесть, что стараниями Генриха и его потомков вся верхушка давно уже была протестантской, политика Якова фактически была попуткой лишить правящую элиту власти.

Также особо рьяный монарх рискнул распустить парламент. Это стало последней каплей. Против него был организован заговор, с целью посадить на трон его дочь-протестантку Марию и ее голландского супруга Вильгельма.

Эта революция названа Славной или Бескровной. Хотя последний эпитет явно преувеличение. Но факт остается фактом - кровопролития как такового почти не было. Армия Вильгельма и Марии почти беспрепятственно завоевала Англию, большую часть которой населяли протестанты. Ненавидя короля-католика, они массово переходили на сторону восставших. Так что меньше месяца понадобилось супругам чтобы занять престол. Однако большинство знати и политиков, поддержавших их притязания, потребовали принять тот самый Билль о правах. Ведь помимо расширений гражданских свобод британцев, он также расширял власть Парламента, за счет сокращения привилегий короля.

Американский Билль о правах

Кто хоть немного знает историю США помнит, что львиная доля этого государства долгое время была ранее британской колонией. Не удивительно, что после завоевания независимости американцы взяли за основу своей Конституции некоторые положения из британского акта 1689 года.

Билль о правах, принятый в США, это список из 10 поправок к главному Закону этой страны. Они закрепляют за жителями этого государства основные гражданские права и свободы, а также обеспечивают механизм их реализации.

История его принятия

Хотя американцы жутко гордятся прогрессивностью своей Конституции, стоит знать, что когда она была принята, в ней не было особых упоминаний о правах жителей новообразованного государства. Так что люди, которые еще вчера доблестно сражались против британской экспансии, фактически не получили ни привилегий, ни обещанного равенства и прочих "пряников", ради которых и взялись за оружие.

Быть может, правительство новообразованной страны плевало бы и дальше на свои обещания, как это в свое время сделал Ленин с лозунгом "Землю - крестьянам". Но стволы винтовок восставших еще не успели остыть, и они были готовы снова ринуться в бой, если им не дадут обещанного.

Чтобы разрядить ситуацию, через 2 года после принятия Конституции Джеймс Мэдисон предложил Конгрессу внести в основной Закон 12 поправок. Не всем это понравилось, и еще 2 года правительство США совещалось и пыталось как-то обойти этот вопрос. Ведь, дав права и свободы гражданам, они тем самым ограничивали собственное влияние.

Однако британцы все еще стремились вернуть колонию, да и Европа относилась к Америке прохладно. Поэтому, дабы сплотить собственный народ и не допустить смуты, 15 декабря 1791 г. 10 из предложенных Мэдисоном поправок были приняты. С этого дня Конституция и Билль о правах стали в США главными законами.

Какие права есть у американских граждан?

Что же за свободы предоставил жителям США этот документ? Вот перечень основных из них.

  • Право на свободу слова, вероисповедания. А также возможность проводить собрания и подавать петиции в Конгресс.
  • Право обладать оружием и носить его с собой. Кстати, стрелять из него тоже можно.
  • Правительству и его представителям запрещается проводить обыски или аресты в домах граждан без постановления суда.
  • Нельзя квартировать солдат в домах гражданских без согласия последних.
  • Граждане США имеют право на частную собственность.
  • Особы, арестованные по подозрению в преступлениях, также имеют ряд прав. В том числе, чтобы их дело рассматривалось судом присяжных. Причем и в уголовных, и в гражданских делах. Также они не должны свидетельствовать против себя.
  • Билль запрещает Конгрессу вводить завышенные штрафы и залоги для граждан. А также назначать особо жестокие или необычные наказания.