Что такое право человека определение. Смотреть что такое "Права человека" в других словарях

Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона государства РФ.

Подраздел 1. Становление института правового статуса человека и гражданина.

Подраздел 2. Структура и характер прав человека.

Подраздел 3. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ .

Подраздел 1. Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.

Подраздел 2. Личные права и свободы в системе прав и свобод.

Раздел 3. Личные права и свободы в системе правового статуса человека.

Подраздел 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод

Раздел 4. Защита прав человека .

Подраздел 1. Международные принципы защиты прав человека .

Подраздел 2. Права и бесправие человека сегодня.

Права человека.

Права человека - это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека - это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства.


Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона страны РФ .

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами - либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической компании и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.

Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на государства члены Совета Европы , регулируют отношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году.


Становление института правового статуса человека и гражданина.

Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина - особенности исторического развития Российской Федерации.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осо­знание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мысли­тели (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обуслов­ленные природой права. Аристотель одним из основопо­лагающих считал право на частную собственность, кото­рое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальней­шее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную дейст­вительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали крите­рием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Непре­ходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопас­ность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г. Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека игра­ют Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г. В на­стоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах боль­шинства государств, являющихся членами фирмы Объединенных Наций. Стремление нашей страны ре­шительно и в полном объеме учитывать в законодатель­стве и соблюдать на практике нрава человека выра­жено в принятии Декларации прав человека и гражда­нина 1991 г. и основного Закона государства России 1993 г.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Госу­дарство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для опре­деленной группы лиц, сословия, класса, то оно характе­ризуется как антидемократическое (авторитарное, тота­литарное и т.

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права человека имеют естественную природу и не­отъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечива­ется их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную Конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы », принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.

Между тем Основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще понятие «личности» и «прав личности» - это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов, и в некоторых трудах юристов Российской Федерации, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации.

Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти , взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти Советов.

В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская Конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская Конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.

Современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения основного Закона страны к «самой демократической» основного Закона государства мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в основного Закона страны РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина.

Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них - труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». То в основного Закона государства СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд.

Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в основного Закона страны 1936 года (Сталинской основного Закона государства). В Сталинской основного Закона страны была выделена специальная Глава Х.

Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.

В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право:

На труд;

На отдых;

На материальное обеспечение в старости;

На образование.

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

«Де юре» гражданам СССР обеспечивалось право объединения предприятий в общественные компании : профессиональные союзы, кооперативные треста , фирмы молодежи, спортивные и оборонные компании, культурные, технические и научные общества.

Как отмечалось в ст. 123 основного Закона государства, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Законом гарантировалось:

Свобода слова; - свобода печати; - свобода собраний и митингов;


Правовой статус человека и гражданина - это система прав и обязанностей, закрепляемая государством в законодательстве.

Объем прав, входящих в единый правовой статус, зависит от того, выступает индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Основные права и свободы можно разграничить на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В процессе определения различий между этими понятиями восстанавливаются те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, - Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Впервые такое разграничение ввела французская Декларация.

Права человека - это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, пола, религии и др.

В гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством - института гражданства (ст. 10 Конституции Республики Беларусь).

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой государство призвано ограждать права индивида от незаконного вмешательства, активно содействовать их реализации и имеет право требовать от него поведения, соответствующего законодательству.

Все статьи раздела II Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» последовательно различают права и свободы по указанному принципу.

Это нашло выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Применение таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от того, является он гражданином Республики Беларусь, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в статьях Конституции Республики Беларусь - 29, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 45, 47, 48 сформулированы права, принадлежащие только гражданам Беларуси. Это: право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право собраний, митингов, демонстраций; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды; право на социальное обеспечение; право на жилище и др.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане Республики Беларусь -защита Республики Беларусь (ст. 57); обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность - столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. В соответствии со сферами его деятельности можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов по правам человека, и включает:

Гражданские (личные) права,

Политические права,

Культурные права,

Социальные и экономические права.

Права человека и интересы государства взаимосвязаны. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации Конституцией Республики Беларусь провозглашаются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Права человека - это не дар государства. Государство обязано признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Роль государства - гарантировать их соблюдение. Гарантированность государственной защиты непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы.человека и гражданина. Поэтому соответствие правам и свободам человека - непременное условие законодательной деятельности, важнейшее требование, адресованное Конституцией органам законодательной власти. Оно призвано обеспечить верховенство прав и свобод человека.

Права человека выступают ограничителем всевластия государства, сфер его деятельности, препятствием произволу. Права человека должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны преобразования и реформы.

Тема 2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

В ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОСУДАРСТВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ.

1. Понятие «права граждан» в Древней Греции.

2. Права человека в феодальном обществе

3. Представления о правах человека в период буржуазных революций.

4. Права человека в истории философской и общественно-политической мысли Беларуси.

5. Развитие идей естественного права и прав человека в России.

    ПОНЯТИЕ «ПРАВА ГРАДЖДАН» В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Права граждан, а не права человека впервые были провозглашены в Древней Греции. Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались на основе представлений о том, что полис (город-государство), его законы имеют божественное происхождение и остраются на божественную справедливость. Население города оставляяли экономически и политически свободные граждане. Занятие политикой для них было правом и обязанностью, а участие в обсуждении общественных дел являлось основной чертой политической жизни.

Следует подчеркнуть существенное правовое значение суждений о праве, законе, государстве, личности мудрецов Древней Греции: Солона (ок.638-559 гг. до н.э.), Пифагора (VI –Увв. До н.э.), Гераклита (VI –Увв. До н.э.), Демокрита (ок. V – IV вв. до н.э.), Протагора (ок. 481-411 гг. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

Особый интерес представляет понимание Солоном закона и его власти как сочетания права и силы, всеобщности закона и правового равенства. Важную роль в формировании идей правового равенства людей сыграло учение Пифагора и его последователей.

Необходимость соблюдения всеми разумных и справедливых законов обосновывал Сократ.

В проекте идеального государства Платона отсутствует частная собственность, деление людей на свободных и рабов, признается равноправие женщин и мужчин.

Правовая концепция государства и связь права и прав индивида с государством находит отражение в учении Аристотеля. С таким пониманием характера и цели политического общения связана трактовка Эпикура о государстве и праве как договоре людей между собой с целью общей пользы и безопасности.

Человек и государство всегда являлись взаимодополняющими друг друга категориями. Потому что именно посредством людской деятельности появился в этом мире. Мало кто знает, что эта структура является исключительно социальной. Анализ истории это подтверждает как нельзя лучше. Ведь в самом начале люди были разрознены между собой. Впоследствии они начали понемногу объединяться в группы, которые с течением времени увеличивались. Этот процесс привел к появлению государства в той форме, в которой все мы привыкли его видеть. Но с развитием этой категории возникла проблема с регулированием отношений внутри неё. Существовало несколько способов координирования общественных отношений в государстве. Первым стало насилие. Но оно не принесло должного результата, потому что его использование должно происходить руками сильного лидера, который есть не всегда. После насилия была испытана религия. Однако, её действие распространилось исключительно на верующих людей. Последним «вариантом» стало право. Его используют по сей день. С помощью права определяются юридические режимы государства, человека и их взаимосвязи. Что касается последних двух категорий, то они существуют в таком понятии, как права и свободы человека и гражданина, о которых будет рассказано далее в статье.

Понятие права

Дабы наглядно рассмотреть права и свободы человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее в статье, необходимо прежде всего понять, откуда они берутся. Конечно, исходной категорией в данном случае является право в его классическом виде. Однако, невзирая на распространенность данного термина, мало кто знает, что он собой представляет. Учитывая теоретические наработки в этой области, можно сделать вывод, что право - это основной отношений, построенный на принципе общеобязательности и нормативности. В структурном виде данная категория представляет собой иерархичную систему правовых норм, которые влияют на те или иные общественные отношения. В данном случае права человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее, являются связующим звеном между упомянутым регулятором и непосредственно социумом.

Человеческие права

Перед судом и законом все равны, то есть, реализация основных правомочий и свобод осуществляется без вреда аналогичным юридическим возможностями иных лиц;

Мужчины и женщины полностью равны в своих правовых режимах;

Международные, общепризнанные нормы имеют бесспорный авторитет перед законами Российской Федерации;

Существуют строгие рамки, на основе которых происходит любого рода ограничения человеческих свобод;

В РФ запрещается использовать главные юридические правомочия людей для разжигания войны, расовой или религиозной ненависти, изменения политического или территориального строя государства и т. п.

Данные виды гарантий прав человека играют весомую роль в процессе реализации основных правомочий. Помимо этого, они в большей части закреплены на законодательном уровне, что делает их общеобязательными.

Основные виды прав человека

Существует несколько основных классификационных видов всех имеющихся человеческих прав и свобод. Все они были сформированы на основе существующей Основные права, как правило, принадлежат всем, однако, некоторыми из них могут обладать лишь граждане отдельных государств. Таким образом, выделяют следующие права и свободы, а именно:

  • Личные.
  • Политические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Культурные и экологические.

Каждый вид имеет свои особенности и характерные черты, о которых автор расскажет далее.

Личные человеческие права

Личные правомочия человека относятся к первому поколению юридических возможностей. То есть, их наличие ничем не обусловлено и достаточно сложно ограничивается. Личные права являются природными и неотчуждаемыми. Как объект притязания государство не может их использовать. Наличие подобных юридических правомочий необходимо во время построения гражданского, демократического общества. К личным правам на сегодняшний день относятся следующие, например:

Личную неприкосновенность;

Право на достоинство личности;

Право пользоваться языком родным;

Иметь неприкосновенное жилье;

Иметь свободное передвижение по территории Российской Федерации.

В зависимости от государства, личные права человека, понятие и виды которых представлены в статье, могут дополняться на уровне Конституции.

Права политические

Личностными свободами второго поколения можно назвать политические права. Эта группа показывает связь человека и государства, а также обеспечивает реальное участие граждан в политическом процессе страны. Политические права, по сути, являются продуктом демократии, так как их понятие было сформировано во времена активного революционного движения по всему миру. Степень фактической реализации политических прав показывает уровень демократичности государства. На сегодняшний день к числу подобных юридических возможностей относятся:

Право избирать и быть избранным в органы политической власти.

Право на реальное участие в делах своей страны, а также социума.

Право на абсолютно равный доступ к службе государственного характера.

Право на создание профессиональных союзов.

Право на проведение всевозможных собраний, митингов и т. п.

В Российской Федерации политические права существуют и активно реализуются гражданами этого государства, что позволяет судить о высоком уровне демократии в стране.

Экономические правомочия

Экономические права и свободы человека показывают его роль в процессе распределения материальных благ и построении экономики государства в целом. Помимо этого, при помощи экономических правомочий люди имеют вход на для повышения своего материального положения. К экономическим правам относятся следующие:

Право на имение частной собственности.

Право иметь в структуре частной собственности земельные участки.

Право на вольную предпринимательскую деятельность.

Право на наследование имущества и иных благ.

Экологические, социальные и культурные права

На сегодняшний день существует ряд правомочий, которыми регулируются наиболее динамические отрасли жизнедеятельности человека. К числу подобных можно отнести социальную, экологическую и культурные сферы. Посредством своих прав люди реализуют личные интересы. В данном случае правомочия представленного характера просто необходимы, так как благодаря им человек имеет жилье, реализует свои творческие замыслы, вольно работает, живет в чистых населенных пунктах и т. п.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели понятие и виды прав и свобод человека и гражданина. Данный аспект все еще нуждается в теоретической доработке, дабы юридическая система нашего государства работала качественно.

права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности.

В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.

Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов - соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).

Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.

Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее - христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» - праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.

Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.

Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.

Представления о неотчуждаемых правах человека - свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие - оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».

Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира - США, британской и французской колониальных империях - существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.

Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.

В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.

СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.

Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.

Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.

В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.

Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).

Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.

Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав - на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.

Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации - в 1991 и 1993 гг., в Грузии - в 2003 г., на Украине - в 2004 г., в Киргизии - в 2005 г.).

Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» - за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.

Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Права и свободы традиционно делятся в науке на 3 группы: 1) личные; 2; политические; 3) экономические, социальные и культурные. (однако деление условно, и права и свободы одной группы могут являться содержанием другой). Личные права и свободы граждан называются личными потому, что принадлежат человеку и гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Большинство личных прав и обязанностей носят абсолютный характер, т. е. являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению (хотя всё же могут ограничиваться в экстраординарных ситуациях, например, в режимах чрезвычайного или военного положения). К личным правам относятся:

1. Право на жизнь.

Гарантии права на жизнь: в ст. 20 Конституции РФ говорится о "исключительности смертной казни", тем самым гарантируется право на жизнь. Смертная казнь назначается лишь в исключительных случаях, за особо тяжкие преступления против жизни, и лишь при рассмотрении дела судом присяжных.

2. Право на личное достоинство.

В Конституции РФ закреплено: ничто не может быть основанием умаления. Принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и т.д.

3. П раво на свободу и личную неприко сновенность.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

4. П раво на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его ≪среды обитания≫. Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна. Сбор хранение использование информации о частной жизни запрещено. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров, не иначе как по решению суда. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

5. Право на жилище.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.

6. П раво на нац ионально-языковую идентификацию.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РФ.

7. С вобод а совести и свобод а вероисповедания.

Свобода верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной религии, либо быть атеистом. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Свобода совести – более широкое понятие, чем свобода вероисповедания: это свобода исповедовать любые убеждения.

8. Право на свободное передвижение.

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства. Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

9. П раво на свободу мысли .

Право иметь любые мысленные убеждения. Родственно свободе совести. Не следует путать со свободой слова – она относится уже к политическим правам. Политические права от личных отличаются тем, что личные права касаются только самой личности, а политические затрагивают интересы других людей.