Государственные органы обеспечения безопасности рф. Органы государственной безопасности. Координирующие органы рсчс

Предназначение промежуточного ликвидационного баланса (далее — баланс) состоит в определении действительного финансового состояния юрлица на момент его ликвидации.

Составлять этот документ нужно по окончании этапа представления кредиторских требований в отношении юрлица (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Данной нормой регламентирован и перечень сведений, которые в обязательном порядке надлежит отразить в балансе:

  • состав имущества юрлица, в отношении которого проводится процедура ликвидации;
  • список предъявленных кредиторских требований;
  • итоги рассмотрения таких требований;
  • круг кредиторских требований, удовлетворенных в силу положений закона или решением суда вне зависимости от того, были ли они приняты ликвидационной комиссией.

Данные, вносимые в форму баланса, должны быть актуальны на момент его составления. Если в документе будут содержаться сведения, не отвечающие требованиям достоверности, сам баланс будет признан органами ФНС непредставленным (см. письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101).

Об оформлении баланса надлежит известить органы ФНС России (п. 3 ст. 20 закона «О госрегистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Если уведомленный согласно требованиям закона кредитор не представил в установленный срок ликвидируемой организации свои требования, задолженность перед таким кредитором в баланс не включается (см. определение ВАС РФ от 18.05.2011 по делу № А56-42951/2010).

Форма промежуточного ликвидационного баланса (пример заполнения - 2018 - 2019)

Типовые формы баланса утверждены для следующих типов организаций:

  • бюджетных (см. приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н);
  • кредитных (см. п. 1.2 положения Банка России «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации…» от 15.06.2017 № 588-П).

Для иных юрлиц унифицированная форма не утверждена, поэтому они могут разработать форму баланса самостоятельно с учетом требований законодательства к его содержанию. Чаще всего в качестве базы используется обычная форма бухбаланса, в которой не изменяется стандартное название документа (см. письмо № СА-4-7/13101), а кроме того, включаются положения, предусмотренные п. 2 ст. 63 ГК РФ.

Например, баланс юрлица (если такое юрлицо не относится к обязанным применять унифицированные формы) может быть составлен по следующему шаблону: Промежуточный ликвидационный баланс — образец.

Кто утверждает промежуточный баланс при ликвидации ООО

Данный документ в ООО правомочны утверждать (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • его участники;
  • орган, принявший решение произвести ликвидацию такого юрлица (см. подп. 12 п. 2 ст. 33 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Вопрос об утверждении баланса включается в повестку дня собрания. Для принятия решения по данному вопросу нужно простое большинство голосов (п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

Отметка об утверждении баланса может быть размещена, например, в шапке документа или ином месте на бланке. Еще один допустимый вариант, когда решение об утверждении баланса оформляется в качестве приложения к нему (см. п. 14.2.05.49 прил. 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@). Прочие тонкости процедуры описаны в другой нашей статье: «Пошаговая инструкция ликвидации ООО в 2018 - 2019 годах ».

В некоторых случаях требуется согласование баланса с уполномоченными госорганами (см. абз. 12 ст. 23 закона «О банках…» от 02.12.1990 № 395-I).

Итак, промежуточный ликвидационный баланс ООО, если ООО не относится к организациям, которым по предписанию закона положено использовать для его оформления унифицированные формы, может быть составлен либо на самостоятельно разработанном бланке, либо посредством заполнения обычной формы бухбаланса. При этом должны быть соблюдены требования ГК РФ, регламентирующие содержание документа. В баланс вносятся сведения, актуальные на дату его составления.

Процедура ликвидации юридического лица является вопросом гражданско-правового регулирования. Все действия, которые должны совершить собственники и руководство ликвидируемой организации, жестко регламентированы законодательством, и нарушать этот порядок нельзя. Одним из заключительных этапов процедуры является составление ликвидационного баланса. Этот документ может быть промежуточным и окончательным, быть интересным только налоговым органам и учредителям организации, а может затрагивать интересы ее кредиторов. Мы постарались ответить на вопрос, как правильно составить последний финансовой отчет юрлица.

Чтобы определить фактическое финансовое состояние закрывающейся организации, законодатели предусмотрели промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. При этом причина закрытия бизнеса роли не играет, этот документ придется составлять в любом случае, так как без него орган ФНС не зарегистрирует в ЕГРЮЛ прекращение деятельности юридического лица.

Процедура ликвидации компании жестко регламентирована законодательными актами. В частности, по нормам статьи 61 Гражданского кодекса РФ , ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это значит, что понятие «ликвидация» является окончательным и бесповоротным, поэтому последний отчет в идеале должен быть нулевым. Ведь реализовать все активы или передать их заинтересованным лицам необходимо еще в процессе деятельности организации. Поэтому с цифрами обычно бывает промежуточный ликвидационный баланс, образец заполнения которого можно найти в конце этой статьи. Примечательно, что форма этого отчета никакими нормативными документами напрямую не регулируется, поэтому заполнить его можно как в произвольной форме, так и используя формы обычного бухгалтерского баланса, приведенные в приложении к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Именно так рекомендует поступить ФНС России в своей информации «О предоставлении документов при ликвидации юридического лица». Однако, прежде чем составить отчет, необходимо совершить целый ряд действий, предусмотренных Гражданским кодексом и Федеральным законом № 402-ФЗ о бухучете, без которых документ не будет принят.

Причины для закрытия фирмы

Исчерпывающий перечень оснований для закрытия действующего предприятия приведен в статье 61 ГК РФ , Глобальных случаев всего три:

  1. На добровольной основе, по решению учредителей или уполномоченного органа, включая истечение срока, на который изначально было создано юрлицо, а также достижение цели его создания.
  2. По решению суда (основания перечислены в статье. Это может быть осуществление запрещенной деятельности, отсутствие лицензии, грубое нарушение законодательства или Устава самой организации).
  3. В результате финансовой несостоятельности.

Последний случай самый тяжелый и отдельно регламентируется нормами статьи 65 ГК РФ . В этом случае анализ ликвидности бухгалтерского баланса особенно важен, ведь он касается в первую очередь кредиторов организации-банкрота. Правда, в этой ситуации вводится внешнее управление, и все процедуры с подведением итогов ложатся на плечи арбитражного управляющего. Это отдельная тема, поэтому мы рассмотрим, в первую очередь, эти действия силами самой организации и оценим, как происходит ликвидация ООО с нулевым балансом, т.е. когда активов хватает на удовлетворение требований всех кредиторов.

Пошаговая ликвидация организации

Этапы, которые должно пройти каждое юридическое лицо во время процедуры закрытия, определены в . Кратко эти шаги выглядят так:

  • Шаг 1. Орган управления или единоличный собственник принимает решения о закрытии организации.
  • Шаг 2. В территориальный орган ФНС направляется уведомление о принятом решении (форма Р15001) для того, чтобы в ЕГРЮЛ были внесены необходимые изменения.
  • Шаг 3. Собирается и утверждается ликвидационная комиссия.
  • Шаг 4. В СМИ и интернете публикуется публичная информация о прекращении деятельности юрлица.
  • Шаг 5. Проводится инвентаризация обязательств и всех активов организации.
  • Шаг 6. Составляется промежуточный баланс при ликвидации ООО.
  • Шаг 7. Принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности.
  • Шаг 8. Кредиторов информируют надлежащим образом о закрытии организации.
  • Шаг 9. Составляют промежуточный ликвидационный баланс, образец заполнения которого можно найти ниже.
  • Шаг 10. Окончательный расчет с кредиторами.
  • Шаг 11. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его учредителями (участниками).
  • Шаг 12. Составляется итоговый ликвидационный баланс (форма 0710099), образец заполнения (2017) мы рассмотрим ниже.
  • Шаг 13. Государственная регистрация результатов закрытия юридического лица. Исключение из ЕГРЮЛ.

Из этой инструкции видно, что в процессе закрытия организации может быть составлено несколько промежуточных балансов и только один итоговый. Важно, что первые промежуточные итоги можно подвести только после проведения инвентаризации, как это предусмотрено в приказе Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Все отчеты обязательно должны быть разными.

Какие данные должен содержать промежуточный ликвидационный баланс (образец заполнения)

Организация имеет право составить отчет в произвольной форме. Однако есть данные, которые обязательно должны быть в него включены. Порядок подведения промежуточных итогов регламентирован статьей 63 ГК РФ . В ней сказано, что организации обязательно должны раскрыть информацию о:

  • своем имуществе и активах (на основании результатов инвентаризации);
  • требованиях, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • требованиях, удостоверенных вступившими в силу решениями судов.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не обязывает собственников организации сдавать промежуточный ликвидационный баланс в налоговый орган. По закону туда должен поступить только итоговый документ. Однако лучше все же ознакомить налоговиков и с промежуточными результатами. Это позволит им быстрее проверить достоверность представленных сведений и завершить процедуру закрытия бизнеса. Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса принимают учредители (участники) организации или уполномоченный орган, принявший решение о прекращении деятельности. Иногда требуется согласование с уполномоченным государственным органом.

По своему внешнему виду, содержанию и порядку заполнения ликвидационный баланс не отличается от обычного годового. Единственная разница — итоги подводить нужно не на 31 декабря отчетного года, а на дату составления.

Образец заполнения 2019 баланса ООО «Пример». Использована утвержденная форма 0710099.

Актив

Пассив

Как видно из этого примера, подписывает документ председатель ликвидационной комиссии. Отчетный год у организации, которая прекращает свою деятельность, является неполным. Начинается он, как всегда, с 1 января текущего календарного года, а заканчивается датой, которая предшествует дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Именно на эту дату должна быть составлена последняя бухгалтерская отчетность — ликвидационный баланс. Образец заполнения этого документа практически не отличается от приведенного выше. Нужно обязательно указать, что это итоговый отчет. В нем не должно быть обязательств перед кредиторами, а если ликвидационная комиссия смогла распределить между учредителями или реализовать имущество юридического лица, вниманию контролирующих органов будет представлен пример нулевого баланса. Это значит, в его активе и пассиве будут стоять нули.

Напоследок нужно отметить, что Федеральным законом N 402-ФЗ определено, что состав итоговой бухгалтерской отчетности, а также порядок ее составления должны устанавливать федеральные стандарты. Однако такие стандарты до сих пор не утверждены, а точный порядок представления итогового баланса не установлен. Это остается на усмотрение уполномоченных лиц организации и территориальных контролирующих органов, которые вносят информацию в ЕГРЮЛ.

Годовой отчет за 2017 год с помощью Консультант Плюс

Все необходимые экспертные материалы для подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности за год можно найти в . В ней есть специальный материал на эту тему — Практическое пособие по годовой отчетности-2017, в котором досконально разобраны все аспекты и нюансы, приведены примеры и пошаговые инструкции, а также образцы заполнения всех форм и бланков.

Тем, кто пока не относится к довольным пользователям Консультант Плюс, предлагаем сокращенный бесплатный вариант — на эту тему. Одно ограничение: сборник доступен только для Петербурга.

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Закон РФ «О безопасности» (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к органам, осуществляющим безопасность чуть ли не все государственные органы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям государственной сласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст.8 Закона, систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство и 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности, хотя бы потому, что, как сказано в абз.1 ст.11 Закона, «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», а Президент в правовом государстве не может руководить законодательной и судебной ветвями власти. Соответственно, органами безопасности могут быть лишь некоторые органы исполнительной власти. Но и их перечень не дается в Законе. Более того, определенный перечень органов и служб дается в контексте «силы и средства обеспечения безопасности» в ст. 12 Закона: Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Из-за невозможности определить конечный перечень органов безопасности непосредственно из закона, обратимся к Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа 2004 г.). На основе анализа данного Указа, авторы учебника под ред. О.А. Галустьяна, к числу органов безопасности относят:

Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности;

Органы внешней разведки;

Федеральные органы государственной охраны;

Органы федеральной фельдегерской связи;

Органы пожарной безопасности.

Рассмотрим их подробнее.

Правовую основу организации и деятельности Совета Безопасности России составляет Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» №736 от 7 июня 2004 г.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

Обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

Разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

Подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и мн.др.

Деятельность органов ФСБ основывается на ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. Согласно ст.ст. 1 и 2 указанного закона, федеральная служба безопасности – есть единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. К органам ФСБ относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

Контрразведывательная деятельность;

Борьба с преступностью и террористической деятельностью;

Разведывательная деятельность;

Пограничная деятельность;

Обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации важное место отводится внешней разведке. Вопросы правового регулирования деятельности специальных служб всегда привлекали внимание не только разведчиков-профессионалов, сотрудников контрразведывательных органов, военных, но и многих политиков, представителей общественности, широкого круга граждан. Такого рода интерес как ранее, так и сейчас во многом обусловлен тем обстоятельством, что правовое регулирование функционирования разведывательных органов длительный период осуществлялось закрытыми нормативными правовыми актами. Это создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг органов внешней разведки, а в отдельных случаях давало повод для беспочвенных обвинений их во вседозволенности и бесконтрольности. И в настоящее время далеко не все правовые аспекты деятельности органов внешней разведки Российской Федерации получили огласку, что вполне понятно: некоторые из них раскрывают организацию, тактику, методы и средства разведывательной деятельности, а также силы разведки и их состав .

Тем не менее, на сегодняшний день деятельность органов внешней разведки урегулирована ФЗ «О внешней разведке» . Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств (ст.1).

Система органов внешней разведки включает Службу внешней разведки РФ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ. То есть можно говорить о наличии двух звеньев системы органов внешней разведки. Высшим звеном является Служба внешней разведки РФ. Общее руководство всей системой осуществляется Президентом РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется в целях добывания информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства.

При проведении разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использовать гласные и негласные методы и средства. Особый характер их применения определяется условиями этой деятельности. На них возложено обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, органы внешней разведки решают задачи обеспечения собственной безопасности, осуществляя оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» .

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны , основывающие свою деятельность на ФЗ «О государственной охране» . Государственная охрана определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер;

Итак, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которыми является Федеральная служба охраны РФ. Основными задачами их являются (ст. 13 Закона):

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 . В соответствие с ним, ф едеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Систему органов федеральной фельдегерской связи возглавляет Государственная фельдегерская служба России. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируется Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074) .

И, наконец, система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в ФЗ «О пожарной безопасности» . Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба, состоящая из двух звеньев - федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в нормативных актах не имеется полного перечня органов безопасности, поэтому, по сути, в этот перечень могут входить любые органы исполнительной власти, создание которых допускается законом.


Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Российская газета от 6 мая 1992 г. - №103

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. – №12 - Ст. 1101.

Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июня 2004 г. - №24 - Ст. 2392.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г., - №15 - Ст. 1269.

Крейс И.В. Некоторые вопросы правового регулирования деятельности органов внешней разведки Российской Федерации. // Российский военно-правовой сборник «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации». Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., - № 3 - Ст. 143.

Чубаровский Ю. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2002. – с.109.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., -№ 22 - Ст. 2594.

Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004г. - №32 - Ст.3314.

Указ Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. - №33 - Ст. 3437.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г., - № 35 - Ст. 3649

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней и внутренней безопаности государства. В компетенцию О.г.б. также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).

В демократических государствах О.г.б. должны действовать в соответствии с принципом законности и под контролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Для авторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности О.г.б. (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет" от юридической ответственности за совершаемые сотрудниками О.г.б. противоправные деяния (похищения людей, пытки , внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).

История О.г.б. насчитывает много веков, их прообраз имелся уже в ряде древних государств. Причем появление О.г.б. обычно предшествовало созданию регулярных органов для борьбы с общеуголовными преступлениями. Во Франции, например, О.г.б. ("тайная полиция") появились почти на два века раньше, чем уголовная полиция.

В советском государстве О.г.б. - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через несколько недель после Октябрьской революции согласно постановлению СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др.

В 1922 г. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД). На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению "враждебной деятельности антисоветских элементов", охрана "государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров" за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.Его деятельность сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.

В 1923 г. "в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК СССР было учреждено Объединенное государственное политическое управление

(ОГПУ). На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик. особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений. особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора ВС СССР.

В 1932 г. в систему ОГПУ включены органы охраны общественного порядка (милиция). Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется, и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в "исправительно-трудовые" лагеря. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.

В феврале 1941 г. объединенный НКВД был разделен на НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы объединены в единый НКВД СССР. в апреле 1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953г. объединены в МВД СССР. В марте 1954 г. О.г.б. были выделены в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1991 г. КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР.

В декабре 1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено и вместо него образована Федеральная служба контр-

разведки РФ (ФСК РФ). В ноябре 1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности борьбы с преступностью было создано Следственное управление. В апреле 1995 г. Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ РФ).

В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ (в отличие, например, от органов внутренних дел. находящихся в двойном подчинении: МВД РФ и местных властей). ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на правах федерального министра, назначаемый единолично Президентом РФ...

Закон устанавливает в качестве принципов деятельности О.г.б. законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм. единство системы органов ФСБ и централизацию управления ими, а также конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Контроль за деятельностью О.г.б. возлагается на прокуратуру и суд, куда, в частности, любое лицо может обжаловать действия О.г.б. по мотивам нарушения своих прав и свобод.

В качестве основных направлений деятельности органов ФСБ закон определил: а) контрразведывательную деятельность: б) борьбу с преступностью;

в)разведывательную деятельность. Иные направления могут быть установлены только ФЗ РФ.

Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб и иных организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В рамках борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной

преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотически? средств, контрабанды и других преступ лений,дознание и предварительное след ствие по которым отнесены законом к и> ведению, а также по выявлению, преду преждению, пресечению и раскрытии деятельности незаконных вооруженные формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объедине\" ний, ставящих своей целью насильствен. ное изменение конституционного стро? РФ. При этом О.г.б. и их сотрудника руководствуются ФЗ РФ от 12 августе 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уго-ловно-процессуальным законодательством РФ. Разведывательную деятельность ФСБ осуществляет во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ (СВРРФ).

О.г.б. комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. К сотрудникам органов ФСБ РФ предъявляются особые, повышенные требования:

ими могут быть только граждане РФ, способные по своим личным и деловым качествам,возрасту.образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" в других словарях:

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, часть правоохранительной системы государства (см. ГОСУДАРСТВО); государственные органы, деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против государственного строя, внешней и… … Энциклопедический словарь

    Неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности и целостности страны, противодействие диверсиям иностранных… … Политология. Словарь.

    Юридический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 9 вчк (1) госбезопасность (16) гпу (1) … Словарь синонимов

    Органы государственной безопасности - 7(20) дек. 1917 решением СНК создана Всерос. чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (ВЧК) как орган диктатуры пролетариата по защите гос. безопасности Сов. респ. 24 февр. 1918 ЧК организована в Екат. Первый пред. М.И.Ефремов.… … Уральская историческая энциклопедия

    органы государственной безопасности - важная составная часть правоохранительной системы государства; особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней… … Большой юридический словарь

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - – государственные структуры, главной целью деятельности которых является обеспечение безопасности государства. О. г. б. призваны защищать государство от внутренних и внешних врагов и тем самым предупреждать социальные конфликты. Насколько это… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    В Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 Совет Народных Комиссаров создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) с большими полномочиями, в основном репрессивного характера. С… … Большой Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ, в Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В 1922 она преобразована в Государственное политическое… … Русская история

    Предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся: Глава государства Президент Российской Федерации;… … Википедия

Книги

  • Органы государственной безопасности СССР в ВОВ. В 3 томах, 6 книгах. Том 3. Книга 1. Крушение "Блицкрига" , . Продаётся без суперобложки. Настоящее издание является очередным томом восьмитомного сборника документов "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне", вышедших в…