Гражданский кодекс статья 294

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Консультации юриста по ст. 294 ГК РФ

Задать вопрос:


    Денис Ольгов

    Может ли администрация (учредитель) МУП передать земельный участок (кладбище) в хозяйственное ведение

    Юрий Чеглоков

    если часть дома находится в хозяйственном ведении и выполняет все функции по уборке помещений и лестничных клеток, то на каком основании управляющая компания пытается взыскивать плату за уборку лестниц, как части общего имущества, хотя и не имеет допуска в наши помещения (это предприятие)

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Людмила Васильева

    Здравствуйте, я инженер ПТО МУП "Водоканал" г. Старый Оскол, Жанна. Подскажите пожалуйста какие нужны документы для регистрации права Хоз.ведения на объекты имущества Юридического лица?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Юлия Баранова

    Момент возникновения права хозяйственного ведения?. Унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения. Каков момент возникновения данного права на недвижимое имущество?

    • Ответ юриста:

      Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 299. 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.Статья 131. Государственная регистрация недвижимости 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    Кристина Романова

    Какие отличия права хозяйственного ведения от права собственности?

    • ГК Статья 294. Право хозяйственного ведения 1-е отличие СУБЪЕКТ - Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в...

    Ярослав Чеченков

    Какие нужны документы на получение права хозяйственного ведения???

    • Ответ юриста:

      Вот, что нам говорит гражданское законодательство РФ: Статья 294. Право хозяйственного ведения Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Так что, думайте сами, какие нужны документы. Может Вы что то не так понимаете?

    Надежда Максимова

    подлежит ли государственной регистрации право хозяйственного ведения.. Применима ли аналогия права: договор аренды заключенный на срок до одного года., государственной регимстрации не подлежит.

    • Никакой аналогии тут не требуется, т. к. в законе, а именно в ст. 131 Гражданского кодекса указано, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.Право хоз. ведения на движимое имущество регистрации не подлежит.

    • Ответ юриста:

      Право оперативного управления - предоставленное казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества право осуществлять владение, распоряжение и пользование этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.Право хозяйственного ведения - предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества, а также право с согласия собственника продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество.

  • Даниил Селитренников

    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления

    Леонид Ямпольский

    Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления?

    • не нужно, не будем

    Антон Яппаров

    Ответьте, пожалуйста!!! Какие нужны документы на получение права хозяйственного ведения???

    • Ответ юриста:

      1. Заявление о государственной регистрации. 2. Документ об уплате государственной пошлины. Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию права оперативного управления не предусмотрена. 3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя – также документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность) , который представляется в подлинном экземпляре и копии, заверенная надлежащим образом (например, нотариальное удостоверение) . 4. Правоустанавливающий документ (выписка о внесении в реестр федерального имущества, либо документы, свидетельствующие о нахождении имущества в собственности субъекта Российской Федерации или муниципалитета, с перечнем закрепленных объектов недвижимости, либо распоряжение уполномоченного органа государственной власти о закреплении объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) , решение собственника – учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления за негосударственным учреждением) – подлинный экземпляр и надлежащим образом удостоверенная копия. Акты органов государственной власти предоставляются в копиях, заверенных органом, выдавшим документ. Если возведение объекта недвижимости датировано после 31.01.1998 г. , также предоставляются документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости. 5. Распорядительный акт о передаче государственного имущества (объекта недвижимости) на баланс государственного предприятия или государственного учреждения или акт приема-передачи, в случае передачи его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю до вступления в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (до 01.01.1995 г.) . 6. Кадастровый паспорт объекта недвижимости – подлинный экземпляр и надлежащим образом удостоверенная копия. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. В соответствии со ст. ст. 13, 17 Закона о регистрации и требованиями действующего законодательства для осуществления правовой экспертизы документов, помимо вышеуказанных документов, у заявителя, в случае необходимости, дополнительно могут быть истребованы иные документы. Выдача документов осуществляется правообладателю или представителю правообладателя при наличии у представителя нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов.

    Елена Морозова

    правовой режим имущества частного предприятия - право собственности или полного хозяйственного ведения? Спасибо.

    • Ответ юриста:

      Давайте начнем с того, что определимся с терминами. В Российском гражданском законодательстве термин "предприятие" используется в очень ограниченных случаях, это: - применительно к государственным и муниципальным комерческим организациям, не наделенным правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (статьи 113-115 ГК РФ) - Предпритятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ) - частных охранные и детективные предприятия. Поэтому предприятие частным может быть только "частным" только в двух последних случаях. Применительно к предприятию как имущественному комплексу, говорить о праве хозяйственного ведения можно только в том случае, когда государственный орган или орган местного самоуправления передает имущественный комплекс (предприятие) создаваемому им унитарному предприятию. Следовательно частным предприятие в этом случае быть не может. Частным, то есть не принадлежащим государству или ОМС предприятие может быть во всех остальных случаях, а следовательно "правовой режим" - право собственности реален и применим во всех остальных случаях. Удачи

    Георгий Хусид

    Можно ли право хозяйственного ведения имуществом оформить в собственность на предприятие? (если собственник государств)

    Вадим Олуповский

    как выкупить помещение у росимущества?если право хозяйственного ведения находится у организации,а выкупить хочет арендат

    • спросить у них продают ли они вообще что никак?

    Николай Случак

    Кто может быть учредителем в унитарном предприятии на праве хозяйственного ведения?

    • В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ "О государственных и мниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

    Виктор Резвецов

    Какие органы управления в унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения?

    • Директор -- от собственника. Остальные -- от компромисса, потому и не спросишь с них как следует...Да уж!

    • Ответ юриста:

      проще говоря, ППХВ - право госпредприятий (гос коммерческих юр лиц) на гос имущество, которое государство дало им для осуществления предпринимательской деятельности, а ПОУ - право гос учреждений (гос некоммерческих юр лиц) на гос имущество. Соответственно, ПХВ шире по объему, чем ПОУ, например, госпредприятие (ПХВ) может продать госимущество, а гос школа, госбольница и т. п. (ПОУ) - нет. Это в общем, очень условно.

  • Валерий Пусторослев

    в чем отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения?

    • Откройте учебник. Хотя бы раз в жизни.

    Ольга Боброва

    Приведите пример унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

    • Оксана Михайлова

      в чем отличие принадлежнсти имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения от на праве оперативного у. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.В чем разница, смысл, как понять?Кть является собствен-м?Кто вправе какие сделки производиьь с имуществом?какие различия, особенности, нюансы?

      Богдан Пилипчук

      В чем различия права хозяйственного ведения и права оперативного управления?Желательно более полный ответ)

      • в субъекте права и в объеме прав!

    • Артем Московцев

      В чем различия права собственности от права хозяйственного ведения?

      • Ответ юриста:

        Право собственности первично, а право хозяйственного ведения предоставляется собственником имущества учрежденному им государственному унитарному предприятию. Владелец имущества на праве хозяйственного ведения во-первых, обязан использовать его по назначению, определенному собственником, во-вторых, распоряжаться им может только с согласия собственника и/или с ограничениями, установленными собственником.

      Денис Островский

      К какому виду жилищ. фондов относятся жилые помещения, находящ. на праве хозяйствен. ведения муницип. унитарного предп. К какому виду жилищных фондов относятся жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия?

      Александр Фомин

      При оценке объекта недвижимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения ФГУП. кто имеет право быть заказчиком оценки

      Алла Кузнецова

      Назовите отличия права хозяйственного ведения от права собственности и раскройте его содержание.

      • Могу ответить на весь тест полностью

      Яков Шабалин

      В случае, если организация владеет земельным участком (ЗУ) на праве хозяйственного ведения, собственник данного ЗУ может. В случае, если организация владеет земельным участком (ЗУ) на праве хозяйственного ведения, собственник данного ЗУ можетоформить договора аренды, либо частного сервитута и каким образом, будет происходить возмещение убытков организации, которая владеет ЗУ на праве хоз.ведения?

      • Ответ юриста:

        На праве хо. ведения ЗУ может владеть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. 294 ГК РФ) . Собственник вправе распоряжаться своим имуществом, в т. ч. и землей, по своему усмотрению. О возмещении убытков речи быть не может, поскольку собственник предприятия и собственник имущества выступают в одном лице.

      Никита Фиошкин

      Возможно ли передача муниципального имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП в залог. Возможно ли передача муниципального имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП в залог малому бизнес (сельхоз производителю) без проведени аукциона (конкурса)

      • Посмотрите новейшую практику ВАС РФ...одно из февральских дел 2011г. Президиум крайне негативно к этому отнесся.

      Валентина Виноградова

      Вещные права лиц. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

      • Владение, пользование, распоряжение. Это три параметра, отличающие первое и второе от права собственности. А точно не могу сказать. Гражданский кодекс.

      Борис Мелещенко

      Чем отличаются друг от друга понятия "право хозяйственного ведения" и "право оперативного управления"?

      Вадим Дианин

      отличия между право хозяйственного ведения и оперативного управления

      • Понятия близкие. Право опертаивного управления имущество у казенных предприятий и учреждений Хозяйственное ведение - у федеральных и муниципальных предпряитий

      • Всё просто. Право хозяйственного ведения ближе к традиционному праву собственности, оперативное управление имеет меньше полномочий. В обоих случаях собственник государство или муниципалитет. вот такая юридическая фикция.

    • Антон Данилин

      Вопрос для ФИНАНСИСТОВ и ЮРИСТОВ. ЧТО ТАКОЕ функциональное решение предприятия и его организационно-правовая форма Спасибо за ответ

      Татьяна Цветкова

      Почему право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными, производными, ограниченными права. вещными, производными, ограниченными правами?

      • Ответ юриста:

        Ограниченное потому что пользователь чаще не может определять юридическую судьбу вещи, т. е. распоряжаться ею, ибо ему принадлежит не весь комплекс правомочий собственника, а лишь его часть. Производное - два эти права вытекают из права собственности. Вещное - имущественное право, объектом которого является вещь=)

      Петр Квашенкин

      почему нельзя обладать зем.участком на праве опретивного управления или хозяйственного ведения?

      • Право хозяйственного ведения , подразумевает что предприяти(госмун), не может продавать свое имущество, при праве оперативного управления полномочия организации шире. Это касается только юрид. лиц. (таких как учреждение, МУП, ФГУП)

      Кирилл Бещев

      ЕСЛИ пешеход перебигал дорогу на зелёный свет который для машин и его сбила машина на смерть. Водитель будет виноват

      • Ответ юриста:

        Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих 1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п. ; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) , обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным "пунктами 2" и "3 статьи 1083" настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.) . 2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. 3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т. п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным "пунктом 1" настоящей статьи. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях "(статья 1064)."

      Георгий Гаркавый

      на каком праве фгу владеет имуществом?. хозяйственного ведения или оперативного управления?

      • Ответ юриста:

        Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ , учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со Организации, подлежащие обязательному аудиту

        • Ответ юриста:

          1) Открытые акционерные общества (если организационно-правовая форма вашего предприятия ОАО, оно подлежит обязательному аудиту вне зависимости от любых других факторов). 2) Организации, годовой объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. Или если сумма активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. 3) Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные компании, общества взаимного страхования, товарные биржи, государственные внебюджетные фонды, источник образования средств которых – обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ, инвестиционные фонды, а также фонды, основанные на добровольных отчислениях граждан или компаний. 4) Государственные и муниципальные унитарные предприятия, организованные на праве хозяйственного ведения, при соблюдении второго пункта. 5) Организации, обязательный аудит которых предусмотрен иными законами.

      • Евгения Кузнецова

        кто может выступать страхователем по полису ОСАГО

        • Ответ юриста:

          страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства; 1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. страхователем должен быть собственник или лицо, законно использующее автомобиль.

        Юрий Каверин

        Вопрос по служебному найму: может ли служебный найм перейти в собственность, я прожила в нем 15 лет?

        • Ответ юриста:

          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН В статье 4 Закона РФ О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ говорится, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Но собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. О применении части первой статьи 4 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О, от 05.11.2003 N 350-О, от 21.12.2004 N 441-О. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в ч. 2 данной статьи определено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а также предприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Принятие решения о приватизации служебного жилья является правом, а не обязанностью собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. На практике решения о приватизации принимаются в случае, когда граждане проработали на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет или прожили на данной жилой площади не менее 10 лет. Для принятия такого решения администрацией предприятия (учреждения) , на балансе которого находится служебное жилое помещение, установлен 2-месячный срок со дня подачи работником заявления. При удовлетворении заявления оформляется договор передачи жилья в собственность, заключаемый между работником и руководителем предприятия (учреждения).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.




Комментарии к ст. 294 ГК РФ


1. Название анализируемого вещного права изменено: исключено слово "полное", что означает стремление законодателя сузить границы права.

Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий" (СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 393) было признано нецелесообразным, начиная с 1994 г., учреждение новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними имущества на праве хозяйственного ведения. Однако на практике это выразилось лишь в сокращении числа вновь создаваемых предприятий, но не привело к полному отказу от их создания (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 89 о создании государственного унитарного предприятия "Юнко" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 579).

2. Субъектом права хозяйственного ведения является государственное или муниципальное предприятие. Право хозяйственного ведения на государственное имущество за акционерным обществом, созданным в процессе приватизации, признано быть не может (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

Государственное предприятие - субъект права хозяйственного ведения нужно отличать от государственного унитарного предприятия (УП), владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В случае с казенным предприятием собственником передаваемого имущества вправе выступить исключительно РФ в целом (см. ст. 115 ГК и коммент. к ней). Кроме того, круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.

3. Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности.

4. Предприятие - обладатель права хозяйственного ведения может владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению в пределах, определяемых ст. ст. 294, 295 ГК.

В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Так, ничтожными являются отдельные условия договоров с конкретными предприятиями города Москвы, которые были заключены на основании п. п. 3.4.2, 3.2.3, 2.4 Типового договора о закреплении государственного имущества г. Москвы на праве хозяйственного ведения за государственным (муниципальным) предприятием (Постановление правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 // Вестник мэрии Москвы. 1995. N 22. С. 43 - 46).

5. Одним из пределов осуществления прав предприятия являются предмет и цели его деятельности (п. 1 ст. 113 ГК). В частности, специальный характер правоспособности УП в сравнении с правоспособностью других юридических лиц подчеркивается в ст. 49 ГК.

Поэтому, когда действия УП, владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения, приводят к невозможности использовать имущество по назначению (отчуждение или предоставление в долгосрочное пользование др. лицам) либо ограничивают возможности предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки по иску собственника имущества или уполномоченного им лица могут быть признаны судом недействительными (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1. С. 78 - 79).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 294 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 216 ГК одним из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками имущества, является право хозяйственного ведения. Комментируемая статья содержит общее понятие права хозяйственного ведения. При этом обозначен круг обладателей этого права, сформулировано его содержание - три традиционных правомочия: владение, пользование и распоряжение, а также дано общее указание на пределы (границы) их осуществления. Системный анализ ст. ст. 209, 216 и 294 ГК позволяет сделать выводы, что: 1) законом установлен исчерпывающий круг субъектов - обладателей данного права; 2) оно по своему характеру является вещным правом, так как возникает и существует в отношении конкретного имущества, и в то же время одной из правовых форм управления публичным имуществом; 3) это право производно и зависимо от права собственности, поскольку возникает в случаях, предусмотренных законом, по воле собственника, а осуществляется в рамках схемы: собственник имущества - правообладатель - третьи лица; 4) по содержанию право хозяйственного ведения состоит из тех же правомочий, что и право собственности, однако по сравнению с ним выступает как ограниченное вещное право, так как осуществление названных правомочий имеет пределы, установленные законом, причем объем этих границ существенно больший, чем в праве собственности. Рассматриваемое положение получило свою конкретизацию в ст. ст. 295, 299 ГК и дальнейшее развитие - в Законе об унитарных предприятиях.

2. Обладателями права хозяйственного ведения являются три вида унитарных предприятий: федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие (ст. 294 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Другие лица не могут быть обладателями права хозяйственного ведения, что подтверждается и судебной практикой. Так, согласно п. 13 Постановления ВАС N 8 исковые требования хозяйственных товариществ и обществ о признании за ними права хозяйственного ведения на имущество не могут быть удовлетворены. Субъект права хозяйственного ведения обладает ограниченными возможностями по сравнению с публичным собственником в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Данная особенность вытекает в первую очередь из специального (ограниченно-целевого) характера правоспособности субъектов права хозяйственного ведения (п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).

3. Объектом права хозяйственного ведения является имущество, переданное публичным собственником унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также доходы унитарного предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников (п. 1 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях). Это имущество находится в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (имущество публично-правовых образований или публичное имущество). Причем п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях не допускает создание унитарных предприятий на основе объединения публичного имущества, принадлежащего разным публично-правовым образованиям.

Другой комментарий к статье 294 ГК РФ

1. Название анализируемого вещного права новым законодательством изменено: исключено слово "полное", что означает стремление законодателя сузить границы права.

Указом Президента РФ от 23.05.94 N 1003 "О реформе государственных предприятий" (СЗ РФ, 1994, N 5, ст. 393 - в настоящее время утратил силу) было признано нецелесообразным начиная с 1994 г. учреждать новые федеральные государственные предприятия с закреплением за ними имущества на праве хозяйственного ведения. Однако на практике это выразилось лишь в сокращении числа новых предприятий, но не привело к полному отказу от их создания.

Правительством РФ после проведенного в Концепции анализа достоинств и недостатков данной формы коммерческих организаций высказано предложение оптимизировать количество создаваемых УП. Оптимизация может быть достигнута, если, во-первых, предметы и цели деятельности УП будут соответствовать целям государства или муниципального образования, и, во-вторых, если цели и задачи, ради которых они созданы, не могут быть достигнуты хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

С учетом сказанного в п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях определен круг оснований, по которым государственное или муниципальное предприятие на праве хозяйственного ведения может быть создано.

2. Субъектом права хозяйственного ведения является только государственное или муниципальное унитарное предприятие (п. 1 ст. 2 Закона).

В то же время создание унитарных предприятий на основе объединения имущества Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования не допускается (п. 4 ст. 2).

Государственное предприятие - субъект права хозяйственного ведения нужно отличать от государственного УП, владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). Круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.

Государственное или муниципальное предприятие как субъект права хозяйственного ведения необходимо отличать от тех юридических лиц, которые не могут быть наделены этим правом. Так, не может быть признано право хозяйственного ведения за акционерным обществом, в т.ч. созданным в процессе приватизации (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.04.97 N 13; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.97 по делу N 847/95).

Сказанное в полной мере относится к предприятиям, созданным:

потребительскими обществами и их союзами (предоставлявшая ранее такое право ст. 7 Закона РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" новой редакцией Федерального закона от 11.07.97 N 97-ФЗ (СЗ РФ, 1997, N 28, ст. 3306) отменена);

торгово-промышленными палатами Российской Федерации (согласно ст. 4 Вводного закона ст. 13 Закона РФ от 07.07.93 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1309), наделяющая предприятия ТПП этим правом, в части, противоречащей ГК, применяться не должна), и к некоторым другим.

В отношении предприятий подобного рода, созданных до 8 декабря 1994 г., действуют положения п. 5 ст. 6 Вводного закона.

В Постановлении КС РФ от 22.11.2000 N 14-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (СЗ РФ, 2000, N 49, ст. 4861) еще раз подчеркнуто, что передача имущества, находящегося в частной собственности, в хозяйственное ведение кому-либо не соответствует Закону. При этом ч. 3 ст. 5 упомянутого Закона в части передачи государственных и муниципальных помещений в хозяйственное ведение редакций средств массовой информации, издательств, информационных агентств и телерадиовещательных компаний, пользующихся этими помещениями, признана соответствующей Конституции. Но та же ч. 3 ст. 5, а также основанная на ней правоприменительная практика, признававшая законность такой передачи без согласия собственников - субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и без надлежащего материального возмещения этой передачи, признаны не соответствующими Конституции.

Итак, одна и та же норма Закона одновременно признается и соответствующей, и не соответствующей Конституции. Кроме того, не учитываются базовые положения ГК о том, что субъектом права хозяйственного ведения может выступить только государственное или муниципальное унитарное предприятие, и, следовательно, передавать государственное или муниципальное имущество частному лицу (частному средству массовой информации) на этом праве нельзя. Столь противоречивое судебное решение можно объяснить только желанием государства поддержать средства массовой информации и книгоиздания. Между тем такая поддержка вполне может осуществляться в рамках действующих институтов гражданского права (по договору безвозмездного пользования, по договору аренды на льготных условиях и т.п.).

3. Объектом права хозяйственного ведения служит предприятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК), а равно отдельные входящие в комплекс виды имущества (здания, сооружения, оборудование и т.п.) при их отчуждении по частям.

4. Предприятие - обладатель права хозяйственного ведения может владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению, но в пределах, определяемых в соответствии с ГК. Основными статьями ГК, где эти пределы очерчены, являются ст. 49, 113 - 115, 294 и 295. В частности, в соответствии со ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не может теперь создавать дочерние унитарные предприятия. Созданные до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их УП в течение 6 месяцев со дня вступления Закона в силу (п. 3 ст. 37). Порядок подобной реорганизации разъяснен в письме Министерства по налогам и сборам РФ от 25.12.2002 N ММ-6-09/1990@ "К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В ст. 294 и 295 ГК отсутствует содержавшаяся ранее в п. 2 ст. 5 Закона РСФСР от 24.12.90 "О собственности в РСФСР" (далее - Закон "О собственности в РСФСР") возможность заключения договора между собственником, с одной стороны, и предприятием - с другой, который бы ограничивал право предприятия распоряжаться переданным ему имуществом. Следовательно, пределы осуществления права хозяйственного ведения могут быть теперь очерчены только в соответствии с Кодексом, но не договором с собственником. Условия договоров, заключенных между собственником и предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Одной из границ осуществления права хозяйственного ведения, которая определена непосредственно в законе, являются предмет и цели деятельности предприятия (п. 1 ст. 113 ГК). В частности, специальный характер правоспособности УП по сравнению с другими коммерческими организациями подчеркивается в ст. 49 ГК. Это означает, что действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества. Сделки по отчуждению имущества, совершенные за пределами этих ограничений, ничтожны (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 8).

В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 8 это требование еще более ужесточено. Здесь говорится о том, что сделки предприятия по отчуждению либо по передаче в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за ним движимого и недвижимого имущества, даже получившие одобрение собственника, но приводящие к невозможности использовать его по целевому назначению, должны признаваться недействительными (ст. 168 ГК). По одному из дел Президиум ВАС РФ прямо указал на необходимость учета того, что отчуждение недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственной деятельности предприятия, приведет к невозможности использовать имущество собственника по целевому назначению (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.99 N 4846/98).

Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(ст.296 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Статья 294. Право хозяйственного ведения

Комментарий к Ст. 294 ГК РФ:

1. В соответствии со ст. 216 ГК одним из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками имущества, является право хозяйственного ведения. Комментируемая статья содержит общее понятие права хозяйственного ведения. При этом обозначен круг обладателей этого права, сформулировано его содержание - три традиционных правомочия: владение, пользование и распоряжение, а также дано общее указание на пределы (границы) их осуществления. Системный анализ ст. ст. 209, 216 и 294 ГК позволяет сделать выводы, что: 1) законом установлен исчерпывающий круг субъектов - обладателей данного права; 2) оно по своему характеру является вещным правом, так как возникает и существует в отношении конкретного имущества, и в то же время одной из правовых форм управления публичным имуществом; 3) это право производно и зависимо от права собственности, поскольку возникает в случаях, предусмотренных законом, по воле собственника, а осуществляется в рамках схемы: собственник имущества - правообладатель - третьи лица; 4) по содержанию право хозяйственного ведения состоит из тех же правомочий, что и право собственности, однако по сравнению с ним выступает как ограниченное вещное право, так как осуществление названных правомочий имеет пределы, установленные законом, причем объем этих границ существенно больший, чем в праве собственности. Рассматриваемое положение получило свою конкретизацию в ст. ст. 295, 299 ГК и дальнейшее развитие - в Законе об унитарных предприятиях.

2. Обладателями права хозяйственного ведения являются три вида унитарных предприятий: федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие (ст. 294 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Другие лица не могут быть обладателями права хозяйственного ведения, что подтверждается и судебной практикой. Так, согласно п. 13 Постановления ВАС N 8 исковые требования хозяйственных товариществ и обществ о признании за ними права хозяйственного ведения на имущество не могут быть удовлетворены. Субъект права хозяйственного ведения обладает ограниченными возможностями по сравнению с публичным собственником в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Данная особенность вытекает в первую очередь из специального (ограниченно-целевого) характера правоспособности субъектов права хозяйственного ведения (п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).

3. Объектом права хозяйственного ведения является имущество, переданное публичным собственником унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также доходы унитарного предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников (п. 1 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях). Это имущество находится в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (имущество публично-правовых образований или публичное имущество). Причем п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях не допускает создание унитарных предприятий на основе объединения публичного имущества, принадлежащего разным публично-правовым образованиям.