Классный час Российский флаг. Классный час «История флага России

Общий классный час "Государственные символы России"

Одной из актуальных тем воспитательной работы с подростками являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения мероприятий на эту тему.
Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Т.к символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.
Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанники по этой тематике могут быть различными: беседы, классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5-7, 8-11 классы

Ожидаемый результат:
популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
расширение исторических знаний и представлений;
развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Совершенствование навыков работы в программе
Содержание работы представлено двумя мероприятиями (классным часом для 5-7 кл. и торжественным мероприятием для 9-11 кл.) и играми и викторинами, проводимыми в классах как дополнение к этим мероприятиям. Соответственно переработанные материалы данных разработок можно использовать при проведении различных мероприятий, посвященных государственной символике в разных классах.
Дополнительные материалы: папка приложений
Предварительная работа:
работа с научной литературой, истор. справочниками и энциклопедиями, со словарями;
подготовка презентаций в Рower Point для конкурса;
в фойе и гостиной школы, библиотеке оформляются «уголки» cимволики, организуются книжные выставки и тематические полки;
в библиотеке школы и методических материалах групп имеются тематические папки: «Герб», «Флаг», «Гимн», «День независимости», «День согласия и примирения» и т.п., в которых собран методический материал по этим датам и сценарии мероприятий;
подготовка выставки рисунков и конкурса презентаций и мини-сочинений на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб», поэтической страницы;
подготовка сообщений об истории символики РФ, совместно с учителями истории и библиотекарем школы;
повторение с учащимися гимна РФ;
изготавливаются и вывешиваются бумажные «щиты», повторяющие форму различных гербов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для окончания детям: «Я полагаю, что символы России – …», «Мне кажется, что гимн …», «По моему мнению, герб …», «Я думаю, что флаг…».
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Задачи:
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.
Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.
Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне России;
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных способностей.
Оформление: выставка рисунков и репродукций
Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ, слайд-шоу об истории символики (Приложение 4)
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран, DVD проигрыватель.
Материалы: монеты, ордена, медали СССР и современные, печатный раздаточный материал.
Особенностью оформления данного мероприятия является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты.
Для сопровождения рассказа целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.
На экране или классной доске – заставка темы. (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Подведение итогов конкурсов и знакомство учащихся с количеством баллов, полученных ими за участие в предварительных мероприятиях. Рекомендации классного руководителя ученикам по улучшению результатов.
2. Торжественная часть
Вступление. Фанфары
Ведущий: Внимание! Мы начинаем!
Прошу всех встать! Равнение на знамя! (знаменная группа вносит знамя и торжественным маршем проходит к краю сцены.
Звучит гимн – все поют.
– Вольно! Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике Российской государственности. Я – педагог и гражданин РФ, а вы ученики __ класса(ов) лицея №12 и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символом Парижа; небоскребы и статуя Свободы – символы США. А какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог обобщает: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Ведущий: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, трансляцией гимна по радио начинается наше утро.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Сообщения учеников
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Приложение 2, текст 2)
Ведущий: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Об истории зарождения и становления герба России расскажет ученик…
Инд. сообщение из истории гос. символики (Приложение 2)
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.
Ведущий: Слово – группе «Знатоки» (Презентация 2).
Группа «Знатоки»:
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство) Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит вспомнить ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России:
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы. (На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.)
Задание: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Группа «Знатоки» задает вопросы уч-ся.
– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
Ведущий: Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.
Группа «Знатоки» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.
Ведется обсуждение, подводятся итоги.
Ведущий: С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Знатоки». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой. (На экране появляется изображение герба Р.Ф.)
Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, в каких местах могут находиться изображения гербов?
Дети:
– на правительственных зданиях;
– гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц;
– на знаменах, печатях и монетах;
– а еще он есть в паспорте.
Ведущий: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельство о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах). А теперь проведем маленькую викторину:
1. Где изображается Государственный герб РФ?
2. В каком веке появился первый герб нашего государства?
3. Двуглавый орел на гербе появился во время правления какого царя?
4. Что такое герб?
5. Откуда пришел к нам двуглавый орел?
Поэтическая страница
Ведущий: К нам в гости пришли юные поэты нашей школы, они сочинили стихи к нашему мероприятию, посвященному символике РФ. Давайте их внимательно послушаем.
Выступления юных поэтов. (Приложение 3)
Ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы детей)
Ведущий: Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей обобщить)
Ведущий: Вы помните, что в ходе предварительной подготовки к данному классному часу были сформированы группы – одна из которых «Эрудиты». Предоставляем им слово.
«Эрудиты» рассказывают о том, что гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Ученик 1: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
Ученик 2: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г., т.е. новый гимн появился у России накануне Нового 2001 года и Нового века.
Просмотр презентации, отражающей славные страницы российской истории, на фоне звучания гимнов разных лет. (Презентация 1)
Ведущий: Ребята, а какие чувства Вы испытываете, когда слушаете слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? (Ответы детей)
Выслушав ответы детей, подводится итог:
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Флаг
Ведущий зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…
Учащиеся отвечают хором: флаг! На экране появляется изображение флага РФ.
Ученик:
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Ведущий: У каждой страны есть государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Что же означают цвета российского флага?
Для того, чтобы это вам предлагается выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко-... (красным)

Педагог: Мы смогли расшифровать цвета нашего флага. Они никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь, так и в нашем флаге красный цвет – отвага, мужество и героизм; синий – небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
О появлении триколора в России вам расскажет….
Ученик– (индивидуальное сообщение) – (Приложение 2)
Ведущий: Остановлюсь на флажном этикете.
В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.
Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту. Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции, т. к. флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Ведущий: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Ведущий: Дорогие друзья! Пришло время подвести итог нашего мероприятия Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Просмотр подборки «Виды России и исторических мест».
Ведущий (говорит на фоне слайдов): Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символы современной России: Государственный герб - двуглавый орел, Государ¬ственный флаг - бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн - «Россия - свя¬щенная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.
Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей страны в период ее освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.
Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском морях.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величествен¬ной песней - предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от тебя.
Ведущий: Командиры классов получают конверт от «Знатоков» с вопросами викторины и творческими заданиями (Приложение 5) которые вы проведете в своих классах, а жюри из числа Знатоков подведет итоги.
Заключение
– Лицей встать! Смирно! Звучит гимн – Вольно!
К выносу знамени – равняйсь, смирно – вынос знамени,
Вольно! Прошу всех сесть!
И в завершение нашего мероприятия – работа, победившая в школьном конкурсе литературного творчества. На этом наше мероприятие закончено – всем спасибо!
Литература:
1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
2. Государственные символы России «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4-х классов начальной школы. М. 2002г.)
3. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М. 2002г.
4. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
5. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
6. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
7. Михайлов Г. Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.
8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
9. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
10. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
11. Артамонов В.А. Герб и флаг России 10-20 века – М: Юридическая литература, 1997г.
12. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
13. Разгон Лев. Наши славные символы – М: Детская литература, 1987г.
14. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994г.
15. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2003 г, стр.21.

Классный час в 3 классе на тему «Государственная символика»

Задачи

1. Вспомнить о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика - это общечеловеческая, государственная ценность.

2. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства и других стран.

Оборудование : государственная символика; конверты со словами, входящими в состав пословиц.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Посмотрите на доску. Как одним словом можно назвать все, что вы видите? (Символы, государственная символика.)

Символика - понятие сложное, но очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, партиями, объединениями людей.

Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

К ключевым государственным символам относят Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. К символам государства относят также его столицу. Все они закреплены в конституциях того или иного государства.

Государственный герб

Учитель. Посмотрите на наш герб. Что вы уже о нем знаете? (Дети отвечают.)

Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Государственный герб считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны. Государственный герб может быть частью Государственного флага. Изучением гербов занимается историческая

дисциплина - геральдика (гербоведение).

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну -

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Ужасный черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет чудовище копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Государственный флаг

Учитель. Следующий государственный символ - флаг. Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный - это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину.

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий - Украины цвет,

Белый - Белоруссии.

Народы их объединились.

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Посмотрим, что вы уже запомнили о российском флаге.

Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

Что обозначает красный цвет флага?

Что обозначает белый цвет?

Что обозначает синий цвет?

Где можно увидеть Государственный флаг?

На каких зданиях нашего города развевается флаг? (Дети отвечают на вопросы.)

Государственный гимн

Учитель. Государственный гимн - торжественная песнь, так же как Государственный флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова - Сергей Владимирович Михалков. (Звучит гимн.)

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Столица государства

Учитель. Кто из вас был в Москве? О каких достопримечательностях вы можете рассказать? (Дети рассказывают об увиденном.)

Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город-герой, крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр. В Москве проживают 9 миллионов жителей. Главный символ столицы - ее герб. Герб Москвы - это изображение святого Георгия на коне. Он изображен на фоне красного поля, поражающим копьем черного змея. Герб был утвержден в 1781 году во время правления Екатерины II.

Работа с деформированными пословицами

Учитель. В данных конвертах - слова. Из них нужно сложить пословицы о Родине.

(Работа в группах. Группы собирают три пословицы, читают их, объясняют.)

1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.

2. Всякая птица свое гнездо любит.

3. Всякому мила своя сторона.

4. Где кто родился, там и пригодился.

5. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

6. Дома и стены помогают.

7. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

9. Родина краше солнца, дороже золота.

10. Родина-землица и во сне снится.

11. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

12. Всяк чужую сторону хвалит, а сам - ни ногой.

13. На чужой стороне и весна не красна.

14. Человек без Родины - что соловей без песни.

15. Родина - мать, умей за нее постоять.

16. Если народ един, он непобедим.

Подведение итогов

Берегите Россию

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее

Тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

Е. Синицын

Дополнительный материал

В статье 70 Конституции Российской Федерации закреплены символы государственной власти: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, столица государства. В данной статье говорится: «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Столицей Российской Федерации является город Москва. Второй, северной, неофициальной столицей России считается город Санкт-Петербург. Праздник Конституции РФ связан с таким днем, как День Государственного флага России (22 августа). В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

В Положении о Государственном гербе Российской Федерации записано, что герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого (двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, объединенных лентой). В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем змея.

Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

В Положении о Государственном гимне Российской Федерации записано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального собрания, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам. Государственный гимн транслируется телерадиокомпаниями в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников. Допускается исполнение Государственного гимна РФ на спортивных соревнованиях.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция "Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции - это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине - красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4. Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг "простирашася яко облацы" - значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги "досекошася до стяга, и стяг подсекоша". (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5.Значение цветов флага (Выступление 2 группы) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

Белый цвет - благородство и откровенность;

Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

Белый - цвет свободы;

Синий - цвет Богородицы;

Красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

Белый цвет - символ православной веры;

Синий цвет - символ царской власти;

Красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6. Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

  1. Государственный флаг (триколор)
  2. Штандарт президента
  3. Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7. Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» (Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

Слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение - Вячеслав Колотов)

Литература:

Интернет ресурсы:

Знаки и символы управляют миром Конфуций

Символ - 1)то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. (голубь - с. мира. якорь - с. надежды.) 2)принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины.

Эйфелева башня Статуя свободы

Бескрайние просторы Белоствольные березы

Государственные символы ФЛАГ ГЕРБ ГИМН

ФЛАГ- [от голл. vlag - флагманский] прикреплённое к древку или шнуру полотнище различной формы и окраски, являющееся знаком, символом чего-л. Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «… испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг » Предполагаемый вид флага на корабле «Орел» 1669 год

Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом 1693 год

Днем рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 г, когда вышел специальный указ царя Пётра I .Порядок Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя-красной. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге и Именным Указом №2021 от 20 января 1705 года Пётр I узаконил бело-сине-красный флаг с параллельными линиями - государственным. 1705 год

1918 год Бело- сине-красный флаг недолго был официальным символом-лишь до трагических событий 1918 года. 8 апреля 1918 года Я. М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. Флаг СССР Флаг РСФСР

1991 год Во время «Августовского путча» бело-сине-красный флаг широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 года исторический флаг России был признан официальным Национальным флагом Российской Федерации. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор. Государственный флаг Российской Федерации (1991-1993)

1993 год 11 декабря 1993 году Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России Государственный флаг Российской Федерации (с 1993)

Значение цветов флага

Знамя Победы Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.

Штандарт Штандарт (флаг) Президента России является главным символом прези-дентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

Ответственность за надругательство над флагом Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации», оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. На практике распространённым является условное наказание


Классный час «Флаги России» 4 класс.

Цели занятия:

    воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов РФ;

    закрепление и обобщение знаний детей о видах флагов и их значении;

    развитие конструктивных умений и навыков работы с бумагой.

Наглядные пособия:

    изображения государственного и военно-морского флагов России, Знамени Победы, президентского штандарта и готовые флаги: Андреевский, красный, бело-сине-красный;

    материалы и оборудование, необходимые для детского конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Беседа.

Сегодня поговорим о символах нашего государства. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

    Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)

    А что для нас Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

    Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг).

    Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (Флаг).

    Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт).

    Для чего нужен был флаг? (Флаг - это символ власти, выражающий идею единства и суверенитета государства).

    Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка и полотнища).

    Флаг является отличительным знаком государства. Знамёна - это символ объединения. Мы знаем, что древние флаги - стяги служили для объединения войска. Государственный флаг означает единство страны. Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Почему же российский флаг трёхцветный?

    В давние времена и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - красный цвет, символизирующий мир людей. Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в государственной символике России преобладающим становится красный цвет - цвет революции. В трагические дни августа 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве взметнулось бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа. Бело - сине - красный флаг снова стал государственным.

Сегодня каждый из вас сделает флаг России.

Физ. минутка.

Ход работы.

    Для флага используем альбомный лист, который складываем пополам и разрезаем вдоль (горизонтально). Одну половину плотно сворачиваем и проклеиваем, получается древко. Вторую половину складываем вдвое, чтобы сделать полотнище флажка. Затем, используя шаблон - картонный прямоугольник, вырезаем по одной (приблизительно 3,5 на 30см) или по две (3,5 на 15см) красные и синие полоски, наклеиваем их на полотнище. Складываем листок, наносим клей на внутреннюю сторону, вкладываем внутрь древко и склеиваем полотнище. Флажок готов.

Выставка работ.

Итог:

    Что означают цвета Российского флага?

    Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2»

Классный час

Р

оссийский флаг

Учитель: Мурсалимова Надежда Ивановна.

2007 – 2008 учебный год

Классный час (2 класс)

Российский флаг

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

— Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

— Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

— Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Учитель. Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, (слайд 2) а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики. Мама, друг, школа, родина…

Учитель. Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. Прочитайте пословицы и скажите что общего в этих пословицах. (слайд 3)

    Человек без Родины – что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне .

Ученики . В этих пословицах говорится о Родине.

Учитель . Правильно! Молодцы

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Показ слайдов 4,5,6)

Звучит отрывок из песни.

Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница.

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

(Слайд 7)

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель . Подберите синонимы к слову Родина. (Слайд 8)

Ученики. Отечество, отчизна.

Учитель . Молодцы! Наше Отечество, наша родина- матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ученик читает стихотворение Н. Полякова .

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Учитель . А наша Родина – Россия (Слайд 9)

Страна, в которой мы родились, живём, учимся. А какой самый главный город нашей страны?

Ученики. Москва.

Учитель. Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом столицы нашего государства?

На доске слова М оск ва, Р оссия, бе рёза, школ а, учитель . Из выделенных букв составьте слово. (Слайд 10)

Ученик. Кремль.

Учитель. Молодцы! Правильно! А над кремлём развивается государственный флаг. Флаг – это символ государства.

Сейчас мы послушаем сообщение инициативной группы.

Выступают заранее подготовленные дети.

Выступления учащихся. (Слайд 11)

1-ый ученик . Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

2-ой ученик. (Слайд 12) Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. 22 августа День Государственного флага Российской Федерации - один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации.

3-ий ученик. (Слайд 13) По русским обиходным понятиям 17 – 19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, невинность.

4-ый ученик. (Слайд 14) Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях- резиденциях Президента РФ.

Учитель. Сейчас все вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.

Ученики выполняют модель флага. Размеры флага – 18*9см. Полосы – 18*3 см – ученики вырезают из бумаги и в нужной последовательности наклеивают на картонную основу, соединяют с деревянной палочкой.

Учитель. Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.

Викторина.

    От какого слова произошло слово «флаг».

    Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

    Что обозначает красный цвет флага?

    Что обозначает синий цвет?

    Что обозначает белый цвет?

    Где можно увидеть государственный флаг?

Учитель . И в заключении хочу прочитать вам стихотворение В. Крючкова

(Слайд 16)

Россия

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок — состоит из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно ли по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки –

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,

Как берег или река.

Неразделимы ливни.

И ветер, и облака.

Вот так и Россия одна.

У радуги — нет половинок,

И если волна – то волна,

И нету полуросинок,

Учитель . Молодцы! Все активно отвечали. Спасибо за занятие!