Курс лекций по праву для спо. Краткий курс лекций

Содержание:
Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. Теоретические основы теории государства.
1.1.Социальная организация первобытного общества. Понятие и признаки государства
1.2. Сущность государства
1.3. Функции государства
1.4. Теории происхождения государства
1.5. Гражданское общество и государство
1.6. Механизм государства
Тема 2. Форма государства
2.1. Формы правления государства
2.2. Форма государственного устройства
2.3. Политический режим
Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Тема 3. Понятие, признаки, источники права.
3.1. Происхождение и понятие права, признаки права.
3.2. Теории происхождения права
3.3. Право в системе социальных норм
3.4. Структура и виды норм права
3.5. Источники права: понятие и виды
3.6. Правовая система
3.7. Система права: понятие и структурные элементы
3.8. Предмет и метод правового регулирования.
Тема 4. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность в теории права
4.1. Правоотношение: понятие, структура, основания возникновения
4.2. Правонарушения: понятие, признаки. Виды. Состав.
4.3. Юридическая ответственность: понятие, основание и возникновение, виды.
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Тема 5. Теоретические основы конституционного права.
5.1.Понятие, предмет, метод конституционного права РФ
5.2. Конституция РФ как юридический документ
5.3. Основы конституционного строя
5.4. Классификация прав и свобод человека. Их гарантии и защита
5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
5.6. Гарантии прав и свобод личности.
Тема 6. Система органов государственной власти в РФ
6.1. Президент Российской Федерации
6.2. Федеральное Собрание РФ
6.3. Правительство Российской Федерации
6.4. Судебная власть
6.5. Местное самоуправление
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Тема 7. Характеристика гражданского права как отрасли.
7.1. Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права.
7.2. Источники и система гражданского права
Тема 8. Гражданские правоотношения
8.1. Лица как субъекты гражданских правоотношений.
8.2.Объекты гражданских правоотношений.
Тема 9. Основания возникновения гражданских правоотношений, осуществление и защита гражданских прав.
9.1. Основания возникновения гражданских прав. Сделки.
9.2. Осуществление гражданских прав через представителя
9.3. Защита гражданских прав
9.4.Сроки защиты гражданских прав.
Тема 10. Институты гражданского права
10.1. Право собственности
10.2. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и порядок заключения
10.3. Обязательственные отношения в гражданском праве.
10.4. Наследственное право как подотрасль гражданского права.
ГЛАВА 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Тема 11. Теоретические основы семейного права
11.1. Понятие, предмет, метод, система семейного права.
11.2. Источники семейного права
11.3. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Тема 12. Брачно-семейные отношения
12.1. Права и обязанности супругов
12.2 Права и обязанности родителей и детей
12.3. Правовая защита детей
12.4. Алиментные обязательства
12.5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 5. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Тема 13. Теоретические основы трудового права
13.1. Понятие и предмет трудового права
13.2. Метод и система трудового права. Соотношение трудового права с другими отраслями права.
13.3.Источники и принципы трудового права
Тема 14. Роль и значение трудовых правоотношений в трудовом законодательстве.
14.1. Трудовые отношения: понятие, стороны, основания возникновения.
14.2. Основные права и обязанности работников
14.3. Основные права и обязанности работодателя
14.4. Трудовые споры: понятие, виды, порядок решения.
Тема 15. Трудовой договор в трудовом праве.
15.1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды.
15.2. Заключение трудового договора
15.3. Документы, предъявляемые при приеме на работу. Трудовая книжка.
15.4. Изменение и порядок расторжения трудового договора
Тема 16. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплина труда. Виды ответственности в трудовом праве.
16.1. Понятие и методы обеспечения дисциплины труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
16.2. Поощрения и дисциплинарные взыскания.
16.3. Материальная ответственность: понятие, условия наступления, виды.
ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тема 17. Теоретические основы административного права
17.1. Понятие, предмет, метод, источники и задачи административного права
17.2. Административно-правового отношения
17.3. Административные правонарушения.
17.4. Административная ответственность
17.5. Административные взыскания
ГЛАВА 7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Тема 18. Теоретические основы уголовного права
18.1. Общая характеристика отрасли уголовного права: понятие, предмет, метод, задачи. Система, источники.
18.2. Понятие и виды преступлений
18.3. Уголовная ответственность
18.4. Уголовные наказания в РФ
18.5. Судимость

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

Тема 00. Вводное занятие. Предмет и задачи правоведения (1час, лекция 1)

Государство. Право. Право и мораль. Правосознание. Правовая культура. Правовое государство.

Литература

1.Право как институт общественной жизни. Право и государство.

2.Государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки.

3.Система юридических наук. Задачи дисциплины в формировании правовой культуры студента.

4.Методика изучения дисциплины.

Дисциплина «Правоведение» изучает и объясняет политико-правовые явления современности, определяет закономерности их возникновения, развития и взаимодействия. Она становится своеобразным синтезом философского, юридико-догматического и социологического подходов к их оценке. Достоверное познание государства и права невозможно и вне исторического контекста, связывающего их современное состояние с аналогичными явлениями и процессами прошлого. Прошлое такая же необходимая основа настоящего, как настоящее составляет основу будущего. Данная дисциплина имеет длительную историю, на протяжении которой по-разному оценивались эти явления и процессы. Взгляды одних ученых и общественных деятелей подтверждались практикой государственно-правового строительства, обогащались за счет появления новых фактов действительности. Взгляды других отвергались. История правоведения отражает широту возможностей человеческого познания и драматизм судьбы отдельных ученых. Однако все исследователи были едины в стремлении создать такую дисциплину, которая на основе частных политико-юридических проявлений определяла бы закономерности правового регулирования, вырабатывала общие ценностные представления о праве.

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно времени и порядка возникновения права. Многие ученые утверждают, что право возникло вместе с государством в силу одних и тех же причин. Однако, несмотря на то, что процессы их формирования шли параллельно и были синхронизированы, это разные явления общественной жизни. Право - это система правил поведения, а государство - это система органов, удовлетворяющих потребности человеческого сообщества в организации совместной жизни. Следовательно, и причины их возникновения не могут быть тождественными (хотя полного противопоставления здесь не может быть. Государственная власть возникла из первобытнообщинной организации власти, а право - из социальных норм доклассового общества). Кроме того, процесс возникновения права занял более продолжительный период времени. Он характеризовался наличием различного рода переходных (промежуточных) форм.

Представляется, что существует два основных направления в процессе возникновения права.

Первое связано с описанными Ф. Энгельсом тремя крупными общественными разделениями труда, переходом человечества к «производящей» экономике, которая привела к относительно избыточному продукту и развитию отношений обмена, когда относительно свободная, обособившаяся от общества личность стала зависимой не столько от общества в целом, сколько от потребностей и интересов других его членов. Проблема выживаемости первобытного коллектива потеряла свою остроту. Более актуальной стала проблема паритетного регулирования отношений между равными людьми. Симптоматично, что возникновение права непосредственно связано с возникновением субъективных прав, развитием дозволительного способа регулирования, предоставляющего некоторую свободу для личного усмотрения индивида.

Существовавшие обычаи и моральные заповеди, обеспечивая жизнеспособность коллектива, выражали преимущественно общественный интерес и не могли обеспечить равенства, справедливости и относительной самостоятельности субъектов, участвующих в отношениях обмена. Для регулирования этих отношений на началах равенства необходимой стала такая разновидность социальных норм, которая устанавливала бы их эквивалентный, справедливый характер и отражала бы выраженный в форме прав и обязанностей баланс интересов сторон и общества. Взаимовыгодный характер общеобязательной, обеспеченной властью и рассчитанной на повторяемость типичной связи делает ее правовой. По мнению древнеримских юристов «согласие творит право». Формальное равенство становится источником справедливости как воздаяния равным за равное. Следовательно, право возникает до государства.

Второе направление тесно связано с первым. Оно свяано с заинтересованностью нарождающейся политической власти и господствующих социальных групп в том, чтобы нормы, регулирующие основополагающие отношения, выражали бы прежде всего их волю, динамичнее реагировали на изменения общественной жизни и защищали бы их корпоративный интерес.

Кроме того, в условиях расслоения общества и дифференциации интересов обострилась проблема установления единого порядка и предотвращения конфликтных ситуаций. Согласованные и обеспеченные принудительной силой решения помогали избегать конфликтов и определяли наиболее целесообразное и справедливое поведение людей в наиболее значимых и повторяющихся ситуациях. В большинстве случаев сама выработка общеобязательных норм носила для населения мистический характер. Она осуществлялась как бы от имени и за счет сверхъестественных сил. Господствующая социальная группа, уничтожая первобытное равенство, поддерживала эту мистику, обожествляя и свою власть, и создаваемые властью нормы.

Возникновение права, как и возникновение государства, имело весьма продолжительную эволюционную историю. Под влиянием социально-экономических и политических факторов происходило постепенное деление единых мононорм на отдельные разновидности. Укрепляющееся государство брало под свою опеку и защиту некоторые обычаи, формируя тем самым обычное право.

Тема 1.1. Государство как политико-правовая форма организации общественной жизни

(1 час, лекция 1)

Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства.

Форма государства. Форма правления: понятия и виды. Форма государственного устройства: понятия и виды. Государственный (политический режим): понятие и виды. Принципы правового государства.

Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской федерации. Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство».

Литература

1.Понятие, признаки и функции государства.

2.Форма государства. Форма правления: понятия и виды. Форма государственного устройства: понятия и виды. Государственный (политический) режим: понятие и виды.

3.Принципы правового государства.

4.Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской федерации.

5.Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство».

ГОСУДАРСТВО – ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КАК СУГУБО КЛАССОВЫХ ЗАДАЧ, ТАК И ОБЩИХ ДЕЛ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРИРОДЫ ВСЯКОГО ОБЩЕСТВА, ДЕЙСТУЮЩАЯ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРАНИЦ.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

– Государство - организация непосредственного политического властвования, т. е. все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство. Политическая или государственная власть - это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно государством, или делегирована или санкционирована им, т. е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

– Государство в пределах своих территориальных границ, выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, населения, объединяемого им по признаку гражданства.

– Государственный суверенитет- верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях .

– Государство - система государственных органов.

– Государство - это территориальная организация власти, объединяющая людей вне зависимости от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности в рамках государственных границ. Государственные границы обозначают пределы осуществления государственной власти.

– Государство располагает карательными органами и вооруженными силами.

– Тесная связь государства с правом. Государство наделяется монопольным правом на правотворчество и организованное легальное применение силы в отношении своего населения с помощью специально созданного карательного аппарата.

– государство наделяется определенной материальной базой, возможностью распоряжаться национальными ресурсами и проводить эмиссию денежных знаков , которые направляются с помощью особой финансовой системы.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Более полное представление о форме какого-нибудь государства дает анализ трех его компонентов:

ФОРМА ПРАВЕНИЯ - порядок образования и организации высших органов гос. власти, т. е. кто правит в государстве? (Монархия. Республика)

Монархия - форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека, который выполняет функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть пожизненно и бессрочно

Персонифицирует государство, выступая как «отец» нации

Концентрирует в одних руках всю полноту власти

За результаты своей деятельности он не несет юридической ответственности

Республика - форма правления, при которой гос. власть передается определенному коллегиальному органу, избранному на определенный срок и законодательно закреплена ответственность власти за результаты своей деятельности.

Источник власти - народ

Выборность и сменяемость представительной власти

коллегиальность правления, основанная на разделении властей

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - отражает территориальную организацию государственной власти, соотношение между государств ом в целом и его территориальными частями. Государства делятся на ПРОСТЫЕ (унитарные) и СЛОЖНЫЕ (федерация и конфедерация)

Унитарные - это государства, в составе которых нет других государств, либо государственных образований.

Единое суверенное государство, территория которого лишь для удобства поделена на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Единый, централизованный гос. аппарат, возглавляемый общими для всей страны высшими ДЛ.

Единое гражданство.

Одноканальная система взимания налогов.

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - система средств и способов осуществления государственной власти. Различают ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ (деспотия - законным путем; тирания - с помощью захвата) гос. правовые режимы.

Тема 1.2. Понятие и сущность права (1час, лекция 2)

Понятие права. Право в системе социальных норм. Право в субъективном и объективном смысле. Нормативность, формальная определенность, волевой характер права.

Литература

1.Понятие и функции права

2.Теории правопонимания

3.Право в субъективном и объективном смысле

4.Соотношение права и морали

Право - система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством правил поведения, выражающих государственную волю общества, наделяющих участников правоотношения соответствующими правами и обязанностями и охраняемых государством возможностью государственного воздействия.

Признаки права:

1. Право устанавливается и обеспечивается государством.

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, официально закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Все иные субъекты политической системы (партии, коммерческие организации , органы местного самоуправления и т. д.) могут принимать участие в этой деятельности только с ведома (санкции) государства.

2. Нормативность. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие, правила поведения оказавшихся в них субъектов.

3. Волевой характер . История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право - это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов.

Как уже отмечалось, на наш взгляд, всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы.

4. Формальная определенность. Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

5. 0бщеобязательность. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. д.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

6. Системность и иерархичность строения . Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловливаемую систему расположенных по юридической силе правовых норм . При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

6. Представительно обязывающий характер. Регулирующее воздействие права осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью детально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых отражается его сущность и соц. назначение в общественной жизни.

Необходимо различать:

– ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (экономическая, политическая, культурно-историческая, воспитательная)

– СПЕЦИАЛЬНО - ЮРИДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (регулятивная и охранительная)

Охранительная функция, заключающаяся в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, их предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Тема 1.3. Норма права (1час, лекция 2)

Понятие и признаки нормы права. Структура правовой нормы. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Социальные и технические нормы.

Литература

1.Понятие и признаки нормы права

2.Структура правовой нормы

3.Виды правовых норм

4.Социальные и технические нормы

Категория «норма» означает меру количества и качества специфических свойств, определяющих природное своеобразие какого-либо явления или процесса. С изменением этой меры данное явление трансформируется в качественно иное явление. Так, изменение химического состава воды может превратить ее в кислоту или лимонад, а изменение температурного состояния - в лед или пар.

Применительно к социальным общностям, норма означает, прежде всего, меру социально необходимого поведения, которая обеспечивает существование как общности в целом, так и каждого ее представителя в отдельности. Это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности индивидов и их объединений, выражающие общественную необходимость предлагаемого поведения в соответствии со сложившимися условиями. В животном мире эти нормы весьма немногочисленны, казуистичны и формируются под влиянием инстинктов и окружающей действительности (размножение, миграция и т. д.). Человек как существо разумное на основе обобщения повседневной практики выработал многочисленные виды абстрактных норм поведения в типичных жизненных ситуациях (моральные, политические, религиозные, этические и т. д.). Одной из разновидностей таких норм является норма права .

НОРМА ПРАВА - УСТАНОВЛЕННОЕ ИЛИ САНКЦИОНИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВОМ ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННОЕ, ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО ПРОВЕДЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ УЧАСТНИКАМ ПРАВООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ И ЗАЩИЩАЕМОЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Гипотеза- условие вступления нормы в действие.

Диспозиция-часть юридической нормы, содержащая права и обязанности.

Санкция - определяет вид и меру юридической ответственности за нарушение правил поведения.

Способ изложения нормы права:

ПРЯМОЙ - в статье нормативного акта излагаются все три элемента нормы.

ОТСЫЛОЧНЫЙ - отдельные элементы нормы излагаются в других статьях данного акта или в другом акте, на которые делается ссылка.

БЛАНКЕТНЫЙ - предполагаемые для использования правила упоминаются, но не приводится их содержание. Отсылка делается не к конкретной статье, а к целому роду или виду правил или актов.

Все действующие в обществе нормы делятся на социальные и технические.

СОЦИАЛЬНЫЕ - общеобязательные правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

ТЕХНИЧЕСКИЕ - регулируют отношения человека к природе и технике по поводу их наиболее целесообразного использования.

Тема 1.4. Источники права. Правотворчество (2 час, лекция 3)

Источник права в материальном, идеальном и в собственно юридическом смысле. Правовой обычай. Правовой прецедент. Нормативно-правовой акт. Правовая доктрина. Договор с нормативным содержанием. Стадии правотворчества.

Литература

1.Источники (формы) права: понятие, виды.

2.Источники права в Российской Федерации.

3.Правотворчество и процесс образования права. Виды правотворчества.

4.Законодательный процесс, его содержание и стадии.

Источник права - внешнее выражение нормативно - правовых предписаний.

Различают источники права в материальном, идеологическом и юридическом смысле слова. Источник права в материальном смысле составляют прежде всего отношения в сфере производства, распределения и потребления материальных благ. Однако экономические отношения не могут прямо и непосредственно влиять на содержание права. Экономические закономерности и современные материальные потребности должны быть осознаны законодателем, который с учетом возможностей государства национально-культурной самобытности населения, Сложившихся традиций, обыкновений и привычек, уровня своего правосознания , профессиональной подготовки, политической ориентации и тому подобных идеологических источников отражает эти закономерности в правовых актах , которые становятся источником права в юридическом смысле.

Виды источников права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно - правовой акт. Основным источником права на территории России является нормативно - правовой акт.

Правотворчество является лишь составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

1. Это - выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или вытеснение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение.

2. Это - государственно-властная деятельность , составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции.

3. Это - интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования.

4. Это - процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий.

Таким образом, правотворчество - это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Оно выполняет следующие свои функции:

Восполнение пробелов в праве;

Упорядочение, систематизация нормативных актов .

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Действующее законодательство выделяет следующие стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива.

2. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Возможно и всенародное обсуждение. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. е. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

3. Принятие закона. Принятие законов осуществляется на заседании Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ). Оно осуществляется путем голосования, которое может быть как открытым (поднятием рук, поименным голосованием), так и тайным, с помощью электронной техники. В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным (не менее 2/3 от общего числа депутатов). При разногласиях палат используются согласительные процедуры.

В дальнейшем для вступления законов в действие они могут обсуждаться Советом Федерации. Некоторые же наиболее важные (конституционные) законы требуют обязательного рассмотрения верхней палатой (ст. 106–107 Конституции РФ).

4. Подписание закона осуществляется Президентом РФ. Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов.

В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу.

5. Опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу.

Тема 1.5. Правоотношение и его состав (1 час, лекция 4)

Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношений. Виды правоотношений. Участники(субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъекты права. Государственные органы и должностные лица. Понятия компетенции и правомочий. Субъективное право и юридическая обязанность: понятия и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Литература

1.Понятие и признаки правоотношения

2.Состав правоотношений

3.Субъекты правовых отношений

4.Объекты правовых отношений

Правовые отношения - это общественные отношения, конкретные участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в юридической норме. Любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение является правоотношением.

Признаки правоотношений:

1. Правоотношения - это всегда идеологические общественные отношения, так как государство, формирующее данные отношения, выражает идеологию, основанную на сосуществовании классовых, национальных, религиозных и т. п. интересов.

2. Правоотношения возникают, прекращаются или изменяются на основе правовых норм; нет нормы - нет и правоотношения. Поскольку правоотношение приобретает юридические свойства лишь попав в сферу действия соответствующего регулятора.

Однако в литературе по этому поводу отмечается, что при революционной смене правовых систем, когда старое законодательство уже уничтожено, а новое еще не создано, правоотношения, возникающие на основе правосознания, могут предшествовать нормам права. Кроме того, в современных условиях правоотношения могут возникать на основе обычаев делового оборота деловых обыкновений в соответствии с принципами права. Их оппоненты утверждают, что вряд ли возникшие отношения можно называть правовыми, если они не признаны государством, не охраняются, не гарантируются им, если за их нарушение не установлена юридическая ответственность.

3. Участники (субъекты) правовых отношений связаны между собой взаимно корреспондирующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

4. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, т. е. это не безличная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Возникнув как идеальное соотношение типичных обособленных субъектов, правоотношение может реально развиваться лишь как деятельность конкретных субъектов. Право становится субъективным лишь тогда, когда его адресат вступает в отношения, с другими субъектами преследуя свои интересы.

По мере совершения определенных действий правоотношения принимают различные формы своего бытия. Поэтому правоотношения можно определить как особую форму социального взаимодействия субъектов права с целью реализации их интересов и достижения социально полезного, юридически значимого результата.

5. Правовые отношения носят сознательно-волевой характер (в них выражаются воля государства и воля хотя бы одного из участников этих отношений).

6. Правоотношения, как и право, охраняются государством.

Благодаря праву реальное фактическое отношение, не теряя своего изначального экономического, политического и т. п. содержания, приобретает правовую форму, упорядоченное содержание и гарантии со стороны государства. Поэтому во всяком правоотношении различают фактическое, волевое и юридическое содержание.

Структура правового отношения. Структура правоотношения является логическим продолжением содержания общественного отношения как такового, представляющего собой структурную совокупность связей, зависимостей и разграничений в процессе общественно значимой деятельности субъектов. В состав любого правоотношения всегда входят следующие элементы: субъекты; объект; юридическое (субъективное право и юридическая обязанность) и фактическое (реальное поведение субъектов) содержание правоотношения. При совпадении юридического и фактического содержания правоотношения развиваются нормально. Поэтому содержание правоотношений можно определить как поведение субъектов, их реальное взаимодействие в границах предоставленных субъективных прав и юридических обязанностей. При их несовпадении возникает конфликтная ситуация, которая часто приводит к правонарушению.

Тема 1.6. Правонарушение и юридическая ответственность (1 час, лекция 4)

Характеристика правомерного и противоправного поведения. Понятие, признаки и состав правонарушения. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Законность и обоснованность ответственности. Правомерное и противоправное поведение.

Литература

1.Понятие, состав и виды правонарушений

2.Юридическая ответственность и её виды

3.Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

4.Характеристика правомерного и противоправного поведения

Правонарушение - это противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законом интересам.

Признаки правонарушения:

1.Все правонарушения представляют собой деяния людей в форме активного действия или юридически значимого бездействия, поскольку это тоже проявление воли. Только совершив какой-либо поступок, человек вступает в сферу, подвластную законодателю. Внутренний мир человека, не нашедший своего проявления вовне, не может регулироваться и оцениваться с позиций права. Поэтому мысли и чувства индивида, его идейные убеждения, а также воздействие сил природы, животных или предметов не должны квалифицироваться в качестве правонарушений. Хотя из истории известно, как вечевой колокол, призывавший крестьян к восстанию, подвергли битию кнутом и сослали в Сибирь.

Следует отметить, что бездействие по своей природе является более сложной формой юридического поведения, чем действие. Для него необходимо наличие специальной юридической обязанности и реальной возможности субъекта предотвратить вредные последствия.

2. Правонарушением являются лишь такие деяния субъектов, которые нарушают предписания нормы права, т. е. носят противоправный характер.

3. Противоправное деяние лишь тогда может расцениваться как правонарушение, когда в этом есть вина субъекта, его совершившего. Вина выражает отношение субъекта к совершенному деянию и его возможным последствиям. Он должен иметь возможность не только осознавать социальную значимость своего поступка, но и контролировать свое поведение, иметь свободу выбора того или иного его варианта.

4. Противоправное, виновное деяние субъекта расценивается как правонарушение, если приносит вред общественным, государственным и личным интересам. Фактически он может выражаться в причинении субъектом в применении субъектами определенного материального или морального ущерба. Формально юридически он выражается в нарушении субъективных прав в препятствовании выполнения обязанностей и т. д. Вред может быть моральным и материальным, восстановимым и невосстановимым, реальным и потенциальным (когда создается лишь реальная угроза причинения непосредственного вреда - ст. 119 УК РФ).

Юридическая ответственность является одной из наиболее важных разновидностей общесоциальной ответственности, так как с помощью права регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Она характеризуется следующими признаками:

1. Устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая, будучи юридической основой ответственности, выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния.

В то же время следует иметь в виду, что в сфере частного права основанием юридической ответственности может послужить нарушение индивидуально-правового договора, прямо не предусмотренного действующим законодательством, но не противоречащего принципам права (п. 2 ст. 421 ГК РФ). За пределами права нет и не может быть ни правонарушения ни юридической ответственности.

2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое, будучи своеобразным юридическим фактом, порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Причем правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим ее свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное.

3. Юридическая ответственность носит штрафной характер.

4.Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.

5. Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах.

Тема 1.7. Правосознание и правовая культура (1 час, лекция 5)

Правосознание: понятие, преемственность, содержание, регулятивная роль, критерии оценки. Нигилизм, идеализм, инфантилизм. Структура и виды правосознания. Понятие и виды правовой культуры.

Литература

1.Правосознание: понятие, преемственность, содержание, регулятивная роль, критерии оценки

2.Структура и виды правосознания

3. Понятие и виды правовой культуры

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и т. п. критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и определения позитивных тенденций правового воздействия, для обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

носителем правосознания является человек или общность людей;

отражает государственно-правовые явления;

выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспективы развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание представляет собой систему чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по правоведению состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу правоведение осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает зачет и экзамен в семестре.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по правоведению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса правоведения, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «правоведения» обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «правоведение» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

Обзорные лекции;

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе « ».

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;140100 Теплоэнергетика и теплотехника; 220400 Управление в технических системах; 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств; 223200 Техническая физика; 231300 Прикладная математика; 240100 «Химическая технология».

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 111400 Водные биоресурсы и аквакультура; 140400 Электроэнергетика и электротехника; 141100 Энергетическое машиностроение; 141100.62 Энергетическое машиностроение; 200100 Приборостроение; 210100 Электроника и наноэлектроника; 230100 Информатика и вычислительная техника; 230700.62 Прикладная информатика; 280700 Техносферная безопасность.

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

Защита прав человека в государстве

Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

Гражданское право Российской Федерации

Трудовое право Российской Федерации

Уголовное право Российской Федерации

Рецензенты:

С.Н. Цветков, судья пятой квалификационной категории районного суда ОАО г. Омска; В.А. Шеменев, преподаватель каф. «Экономика и управления недвижимостью» СИБАДИ,

Косьмин А.Д., Воропаева Т.Ю.

К71 Правоведение: Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006 – 68 с.

Работа представляет собой краткий конспект лекций по дисциплине «Правоведение», предназначенный для студентов вузов неюридического профиля всех специальностей, в том числе дистанционного обучения для специальностей: «Химическая технология органических веществ» и «Связи с общественностью». В кратком курсе лекций излагаются основные положения правовых знаний.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ

© А.Д. Косьмин, Т.Ю. Воропаева, 2006 © Омский государственный технический университет, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Задачи курса «Правоведение»: выработать умение понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

- усвоить основные положения права, знание которых наиболее часто требуется в процессе гражданских, предпринимательских, административных, трудовых, семейных, образовательных и других правоотношений;

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина;

- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Лекция 1. Общество и государство, политическая власть. Роль и значение

власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки.

Роль и значение власти в обществе

Власть – право и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно на авторитете и на принуждении.

Власть в обществе выполняет следующие функции:

- установление единых общеобязательных правил поведения для всех членов общества;

- обеспечение согласованности индивидуальных действий членов общества;

- выявление и реализация общих интересов членов общества и др.

Понятие государства и его признаки

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Общественное разделение труда явилось первой предпосылкой возникновения государства. С появлением частной собственности на средства производства появилась необходимость ее защиты. Образование моногамной семьи сыграло последнюю роль в разрушении первобытного строя и образования государства, решение общих дел населения.

Существует множество определений государства. Приведем одно из них. Государство – это политико-территориальная организация общества, осно-

ванная на экономических отношениях людей, которые характеризуются публичной властью, призванная решать общие дела населения с помощью аппарата принуждения и осуществляющая свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Признаки государства:

1. Территория

2. Население

3. Публичная власть

4. Аппарат государственного принуждения

5. Единая система налогообложения и займа

6. Наличие инфраструктуры, действующей по единым правилам и др.

Типы государств:

1. Рабовладельческое

2. Феодальное

3. Капиталистическое

4. Социалистическое

Формы государства Форма государства – это такое устройство, которое выражается в характере

политических отношений между всеми субъектами государства в процессе управления, в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно - территориальном делении государства (форма государственного устройства).

Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления власти. Выделяются два вида политических режимов – демократический и антидемократический. Демократический политический режим – отсутствие единой обязательной для всех идеологии. Характеризуется наличием многопартийности, реальных политических прав и свобод, допускает существование оппозиции. Для антидемократического режима характерно следующее: власть узкой правящей группировки или диктатора; сосредоточение государственной власти в одних руках; права и свободы человека установлены законом, но попираются государством; тотальный контроль государства за частной жизнью граждан, преследование оппозиции и инакомыслия; господство официальной идеологии; ограничение свободы слова. Виды антидемократического режима: тоталитарный, авторитарный и др.

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия – характеризуется тем, что у нее есть единый пожизненный носитель верховной власти. Власть монарха наследственная – эта власть не производна от власти народа. Виды монархии: абсолютная монархия и ограниченная (конституционная) монархия.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная.

Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства,

правового положения его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.

Унитарное государственное устройство – это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти.

Конфедерация – временный юридический союз государств, которые образуются для достижения конкретных целей.

Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государственных образований, каждое из которых имеет свои органы государственной власти.

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это совокупность относительно независимых от государственного регулирования общественных отношений (социальных, культурных, семейных, религиозных).

Правовым называютгосударство, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона.

2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Конституционно-правовой контроль.

4. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

5. Признание равенства, равноправия граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности.

7. Правовое государство – это суверенное государство.

8. Принцип плюрализма.

9. Правовое государство является социальным государством

Лекция 2. Право: понятие, нормы, отрасли

Понятие права, его признаки. Функции права. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права: понятие и система.

Понятие права. Его признаки Право – это система установленных или санкционированных государством

общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Основные признаки права:

– Нормативность.

Формальная определенность.

Государственная гарантированность.

Общеобязательность.

– Системность.

Определенность (ясность, четкость).

Функции права:

– Экономическая

– Политическая

Социально-культурная

Правоохранительная ее цель – восстановление нарушенных прав и наказание лиц, допустивших такие нарушения.

Регулирующая функция – установление механизма реализации принадлежащих субъекту прав.

Норма права

Первичным элементом системы права выступают правовые нормы. Нормы права – это общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, закрепленные государством.

Структура нормы права

Каждая юридическая норма является своеобразной микросистемой и состоит из трех взаимосвязанных структурных элементов: гипотезы, диспозиции и

Диспозиция – часть юридической нормы, которая указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза – часть юридической нормы, которая содержит перечень условий, при которых норма действует, а также очерчивает круг субъектов, к которым она адресована.

Санкция – часть юридической нормы, где называются поощрение или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции.

Источники (формы) права

Под источником права понимается форма, по которой существуют правила поведения. Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников права:

Различают следующие формы права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, нормативный правовой акт, нормативный договор.

1. Правовым обычаем называют санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате постоянного повторения людьми определенных действий.

2. Юридический прецедент (судебная или административная практика) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает обязательное значение.

3. Юридическая доктрина представляет собой один из вспомогательных источников права. Труды ведущих юристов широко применялись в качестве источников права в Древнем Риме, в мусульманских странах, в Англии.

4. Одним из основных способов оформления юридических норм являются нормативные правовые акты . Нормативно-правовой акт – официальный государственный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц.

5. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее нормы права. Получил распространение как источник права в последнее время. Нормативный договор широко применяется в трудовом, гражданском и особенно в международном праве.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на за-

коны и подзаконные акты.

Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Они призваны конкретизировать основные положения законов и не могут противоречить им.

Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой, закрепляет основные права и свободы граждан, экономическую, социальную, политическую структуры общества.

Система права Система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве,

согласованности всех действующих правовых норм. Система права состоит из взаимосвязанных элементов: норм права, институтов права, подотраслей права, отраслей права.

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему (семейные отношения, алиментные отношения).

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия на общественные отношения (метод запрета, метод предписания).

Правовой институт – группа юридических норм, регулирующих отдельный подвид общественных отношений.

Отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода (гражданское право).

Подотрасль права – это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений.

Отрасли права

Можно выделить следующие отрасли права: конституционное (государственное), гражданское, административное, трудовое, уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданско-процессуальное, гражданское, семейное, финансовое, земельное и др.

Конституционное (государственное)право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Главным источником государственного права является Конституция – Основной закон государства.

Административное право – отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих общественные отношения и складывающихся в сфере административного управления. Нормы административного права закрепляют принципы государственного управления, регламентируют процедуру создания и правовой статус его органов, определяют порядок прохождения государственной службы, права и обязанности служащих государственного аппарата.

Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения (заключение трудовых договоров, время труда и отдыха, различные гарантии рабочим и служащим, связанные с фактом заключения, изменения или расторжения трудового договора).

Земельное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов и другие земельные правоотношения.

Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Уголовное право представляет собой комплекс норм, регулирующих охрану общественных отношений от преступных посягательств.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства, порядок обжалования судебного решения.

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, которая регулирует основание и порядок производства по уголовным делам. Нормы уголовнопроцессуального права закрепляют права и обязанности участников уголовного процесса, порядок производства дознания и предварительного следствия, рассмотрения и разрешения уголовных дел в судах, процедуру обжалования и исполнения приговоров.

Международное право – система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Оно возникло в результате международного разделения труда, формирования общего рынка, необходимости совместного решения глобальных проблем современности: обеспечения мира и безопасности, экологических проблем, борьбы с международной преступностью и др.

Основными источниками международного права являются международные договоры.

Международное право подразделяется на частное и публичное.

Частное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое, наследственное право). Они определяют взаимные юридические права и обязанности посредством договора.

Публичное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы государства и общества в целом (конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное право).

В системе права принято выделять группы отраслей материального иот-

раслей процессуального права.

Материальное право представляет собой совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичными для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное право).

Процессуальное право определяет порядок применения норм материального права при разрешении конкретных юридических дел. Его нормы в первую очередь регламентируют деятельность суда по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов.

Лекция 3. Правоотношения и их участники

Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъективное право и юридическая обязанность. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Понятие правоотношения и его состав Правовые отношения – это индивидуализированные общественные отно-

шения, взаимное поведение участников которых юридически закреплено и обеспечивается государственным принуждением.

В состав правоотношений входят: субъекты правоотношения, объекты, содержание правоотношения.

Субъекты права

– Физические лица - индивидуальные субъекты права: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридическое лицо – это организация, имеющая обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и способное от своего имени приобретать права и выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

– Государство.

Правоспособность – это способность субъекта иметь права и обязанности.Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права

и выполнять возникшие у него обязанности. Дееспособность подразделяется на общую, отраслевую и специальную.

Общая – способность лица в пределах данной социально-политической системы быть субъектом права.

Отраслевая правосубъектность - способность лица быть субъектом правоотношений определенной отрасли права.

Специальная – способность лица быть субъектом определенных правоотношений, складывающихся внутри отдельной отрасли права.

Физические лица, как субъекты могут быть полностью дееспособными (с 18 лет); ограниченно дееспособными (с 14 до 18 лет); частично дееспособными (с 6 до 14 лет); ограниченные в дееспособности судом (лица, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или токсическими веществами).

Деликтоспособность – способность лица отвечать за совершенные правонарушения.

Государство как субъект правоотношений имеет определенные особенности. Государство – субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов, само устанавливает свой юридический статус и статус всех участников правоотношений.

Государственный орган – основной структурный элемент аппарата государственной власти.

и обязанности, составляющие содержание правоотношений.

Вещи и иные материальные блага.

Личные и материальные блага.

Интеллектуальная собственность.

Субъективное право – это мера свободы правомочного, которой соответствует правовая обязанность других лиц.

Юридической обязанностью называется юридическая мера должного поведения, которой следует обязанное лицо по требованию правомочного.

Понятие юридических фактов Юридические факты – это такие фактические обстоятельства, с которыми

закон связывает возникновение и применение или прекращение правоотношений.

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

Что изучает правоведение?

Правоведение (юриспруденция) изучает право и государство в их взаимосвязи и взаимообусловленности; закономерности, свойственные отношениям права и государства, т.e. право и государство являются объектами изучения юридической науки. Кроме прaвоведения государственно-правовые явления изучаются также и другими общественными науками, тaкими, как философия, политология, социология, история, экономика и др. Однако каждая из этих наук изучает эти явления c позиций своего предмета и метода.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект по-разному, c помощью познавательных средств и приемов, свойственных именно данной науке.

B процессе научного изучения исходные знания об объекте дополняются системой теоретических понятии об основных свойствах данного объекта, o закономерностях его происхождения, функционировaния и развития. Эта система теоретических понятий и является предметом соответствующей науки.

Предметом правоведения (юриспруденции), таким образом, являются основные сущностные свойства признаки права, особенности отдельных отраслей права, его системообразующих элементов, норм права, субъектов правоотношений отношении государства и права.

Если предмет отвечает на вопрос: что изучает наука, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод есть прием или способ изучения действительности и получения о ней, объективных знаний. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология правоведения представляет собой систему приемов (способов) изучения как общих закономерностей возникновения и развития государства и права, так и частных проявлений, конкретных результатов этого развития, выражающихся в возникновении и действии конкретных правовых норм, влиянии этих норм на общественные отношения.

Предмет правоведения весьма многогранен, поскольку право охватывает и регулирует самые разные стороны жизни общества. В связи c этим правоведение также имеет сложную структуру, оно состоит из совокупности отдельных юридических дисциплин (наук), каждая из которых изучает свои определенные аспекты права и государства. B совокупности эти дисциплины составляют единую систему юридических наук.

Существуют различные классификации этих юридических дисциплин. Приведем одну их многих:

1) юридические науки теоретического и исторического профиля (теория права и государства, история политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.);

2) отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, гражданское право, земельное право, экологическое право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, Труворе право, семейное право, международное право и др.);

3) специальные юридические науки (правовая статистика, криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.)

Общество, государство, политическая власть

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Гражданское общество - общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и не разделимая с кем-либо власть.

Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Органическая теория считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам:

I. По субъектам:

функции законодательных органов власти;

исполнительные функции;

функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную.

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство государства: характер взаимоотношений между государством и его частями, между частями государства, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация - государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей.

Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование - это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории.

Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.

В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации.

Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию - власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, советская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия.

Президент - выборный Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические Президентские республики - США, Сирия.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических партий и объединений.

Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.

Авторитарный режим – абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура).

Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

    осуществляет от имени государства его функции;

    имеет определенную компетенцию;

    обладает властными полномочиями;

    характеризуется определенной структурой;

    имеет территориальный масштаб деятельности;

    образуется в порядке, установленном законом;

    устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования либо в порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы)

3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

    по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Теорию о разделении властей предложил Дж.Локк, Ш.Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера фон Аретина.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

верховенство в обществе легитимного закона;

разделение власти;

взаимопроникновение прав человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и гражданина;

справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. К принципам правового государства относятся:

принцип приоритета права;

принцип правовой защищенности человека и гражданина;

принцип единства права и закона;

принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

принцип верховенства закона.

Принцип разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (9)

    Программа

    Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (18)

    Программа

    Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Материалы для подготовки к зачету по дисциплине «правоведение» 1 перечень вопросов для подготовки к зачету (в качестве темы для контрольной работы может быть использован любой из предложенных вопросов)

    Материалы для подготовки

    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» 1. Перечень вопросов для... : Акдемия, 2006. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько... 253 с. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и...