Лтп расшифровка ссср. Принудительного лечения больше нет: все добровольно. "Постояльцы" ЛТП: "Двери администрации для нас всегда открыты"

Фактически ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в исправительные учреждения .

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1967 году (по другим сведениям - в 1974 году) в Казахской ССР . Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. 8 апреля 1967 г. вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 6 месяцев до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья. За побег из профилактория устанавливалась уголовная ответственность .

Нарушения прав лиц, содержавшихся в ЛТП

Положения о лечебно-трудовых профилакториях, принятые в республиках СССР, и нормативные акты МВД СССР распространяли режим принудительного лечения в ЛТП, близкий к режиму отбывания уголовного наказания, на лиц, не совершивших преступных деяний, что обуславливало нарушения их конституционных прав и свобод. Большинство ограничений прав лиц, содержащихся в профилакториях, не вызывалось необходимостью лечения. Лица освобождались из ЛТП не по медицинским показаниям, а по истечении срока содержания, установленного судом.

Как отмечали специалисты в области наркологии, говорить об эффективности «лечения», проводившегося в профилакториях, нет никаких оснований. Кроме того, многие «пациенты» начинали в ЛТП приём других средств, вызывающих изменение психического состояния. Значительная часть лиц, освобождавшихся из ЛТП, сразу после освобождения напивалась до тяжёлой степени алкогольного опьянения . Известный психиатр и нарколог директор Института исследований проблем психического здоровья профессор В. Д. Менделевич пишет, что «эффективность ЛТП близка к нулю. Дело в том, что ЛТП базируются на принципе принуждения - туда приводили людей, закрывали их на замок, но не лечили. В итоге они выходили оттуда и продолжали принимать наркотики». С другой стороны, глава ФСКН В. П. Иванов утверждал, что «эта бюджетно финансируемая отрасль обеспечивала реабилитацию свыше 70 тысяч нарко- и алкоголезависимых человек ежегодно» .

Директор ННЦ наркологии профессор Н. Н. Иванец указывает на ряд крупных недостатков, присущих организации ЛТП: «плохо организованный лечебный процесс с минимальным участием психотерапевтов ; недостаточную реабилитационную работу с больными; организацию трудотерапии зачастую без учета особенностей личности пациента; нередко чрезмерно строгий (фактически тюремный) режим». Он также пишет, что процент длительных ремиссий после лечения в ЛТП был очень низким, нередко наблюдался даже обратный эффект - усиление прогредиентности течения алкоголизма и дальнейшая десоциализация пациента .

Правозащитники в СССР называли лечебно-трудовые профилактории частью советской карательной системы. 25 октября 1990 года Комитетом Конституционного надзора СССР было принято заключение, согласно которому некоторые из норм действовавшего тогда законодательства СССР в этой сфере были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека .

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия , Туркмения и Казахстан . В Белоруссии в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Также как и ранее в ЛТП СССР, в современных ЛТП Белоруссии, согласно законодательству Республики Беларусь, применяется обязательное привлечение к труду . По состоянию на 2016 год, в Беларуси действует 9 ЛТП . Из них - 6 мужских (№1 Светлогорск, №4 Витебск, №5 Вселюб/Новогрудок, №6 Дзержинск, №7 Могилёв, №8 Новополоцк) и 3 женских (№2 Староселье, №3 Павловка, №9 Витебск).

Общественное мнение Согласно опросу «Левада-Центр», проведённому в 2015 году, 81 % россиян поддерживают возрождение ЛТП в России .

См. также

Примечания

  1. Принудительное лечение алкоголизма - Освобождение (рус.) . Освобождение. Проверено 14 октября 2015.

За первое полугодие 2017 года в белорусские лечебно-трудовые профилактории было направлено 4416 человек. Лечат ли в ЛТП от алкоголизма или просто временно изолируют тех, кого не в состоянии терпеть уже даже собственные семьи?

Светлогорское ЛТП. Фото «Гомельская правда»

«ЛТП или две свежие могилы на сельском кладбище? Я бы выбрал ЛТП»

Ежегодно более семи тысяч человек проходит через ЛТП. Белорусские и международные правозащитники критикуют данную меру, но она - вынужденная, и альтернативы ей пока нет, первый заместитель председателя Верховного суда Валерий Калинкович в августе.

«Но кто и что предложил взамен? - задал он вопрос. - Спросите соседей или членов семьи: как им жилось до того, как человека отправили в ЛТП, и сейчас? В ЛТП отправляют не просто людей с хроническим алкоголизмом. Туда попадают те, кто систематически нарушает права других людей, поэтому мы вынуждены действовать именно так».

По словам Калинковича, почти половина преступлений в Беларуси совершается в состоянии алкогольного опьянения.

«Когда семейный скандал переходит в убийство нескольких человек, что лучше: ЛТП или две свежие могилы на сельском кладбище? Я бы выбрал ЛТП», - заявил первый зампредседателя Верховного суда.

Консультант реабилитационного центра «Исток» Дмитрий Сулим , который по собственному опыту знает, что такое наркотическая зависимость согласен с тем, что каждый человек хочет жить в обществе, где его ребенок будет без опаски ходить по улицам:

«Мы хотим спокойно возвращаться домой, чтобы возле подъездов никто не лежал, чтобы там плохо не пахло. Я живу на окраине Минска, на Ангарской. Там в любое время возле магазина стоят пять-шесть человек, к которым страшно подойти. Вот и приходит мысль: в какой-то момент изоляция некоторых людей оправдана. Например, если человек находится на той стадии заболевания, когда уже происходят органические изменения».

Кроме того, нахождение в ЛТП несколько продлевает жизнь его постояльцам, ведь доступ к алкоголю там ограничен, а питание - регулярное. В то же время опредление в ЛТП, изоляция алкоголиков - это советский подход, считает Дмитрий Сулим.

По его мнению, проблема усугубляется тем, что в настоящее время через ЛТП проходят совсем молодые люди: «К нам на реабилитацию попадают 19-летние юноши, которые прошли через ЛТП. Меня это шокирует, особенно с учетом того, что они рассказывают, что в ЛТП сотни молодых людей до 25 лет».

Помещение в ЛТП является необходимым в случае, если идет речь об алкоголиках, которые совершают правонарушения, являются домашними насильниками, считает главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов : «Таких людей необходимо изолировать от общества. Тех же, кто правонарушений не совершил, в ЛТП не помещают, они получают медицинскую помощь в организациях здравоохранения».

В положительном эффекте системы ЛТП сомневается правозащитник Валентин Стефанович .

«Сотрудники милиции говорят об ЛТП, что он дает возможность отдохнуть семьям от алкоголиков-дебоширов. Эта проблема очень широкая, она затрагивает и аспект защиты жертв семейного насилия, и зависимости женщин от мужчин, например, невозможность разъехаться из-за материальных проблем. Получается, что даже если женщина отдохнет полтора года (обычный срок, на который помещают в ЛТП), алкоголик вернется, проблемы начнутся заново, потому что временная изоляция их не решает», - поясняет Стефанович.

По его мнению, «государству необходимо сосредоточиться на более прогрессивных мерах, которые не связаны с репрессивными практиками в отношении лиц с алкогольной зависимостью с использованием опыта других стран».

Правозащитники оценивают систему ЛТП как содержание под стражей, лишение свободы вне рамок уголовного преследования, не в связи с совершением преступления.

«Первое. Мы считаем, - сказал Валентин Стефанович в комментарии для Naviny . by , - что помещение в ЛТП нарушает конституционные права в части, которая гласит, что лишение свободы может быть только в отношении лица, совершившего уголовное преступление на основе приговора суда. Второе - в ЛТП используется практика принудительного труда».

Лечат или не лечат?

То, что ЛТП, по сути, является временным лишением свободы, доказывается тем обстоятельством, что из лечебно-трудового профилактория могут освободить досрочно: «Лечение ведь не заканчивается досрочно, от реабилитации тоже не освобождают до ее окончания. Кроме того, алкоголизм не включен в список социально-опасных заболеваний, лечение которых проводится принудительно в закрытых учреждениях».

Опыт работы правозащитника показывает, что многие попадают в ЛТП повторно, а тех, кто выходит после ЛТП в ремиссию, единицы, если такие вообще есть.

С этим согласен и Дмитрий Сулим. Он постоянно сталкивается с людьми, которые после возвращения из ЛТП вновь начинают пить:

«Я не встречал людей, которые после ЛТП вернулись к нормальной жизни - трудоустраивались, прекращали употреблять алкоголь. Те, кто прошел ЛТП, рассказывают, что распорядок там такой - их выводят на работу, дают какие-то таблетки. Вроде, есть психолог, но люди отзываются о лечении негативно. Могу сделать вывод, что реабилитация в ЛТП не работает».

Дмитрий Сулим настаивает, что алкоголизм и наркомания являются прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями, которые не лечатся трудотерапией или только медикаментозно. Нужен комплексный подход:

«Если раньше длительная ремиссия (трезвая жизнь. - сайт ) для алкоголика или наркомана была чем-то из области фантастики, сегодня есть много реабилитационных центров, различных сообществ, поддержка которых помогает людям десятилетиями оставаться трезвыми и социализироваться. Можно менять жизнь, работать над ее качеством и продлевать ремиссию. Другое дело, что надо признать болезнь и свою капитуляцию перед болезнью».

Даже для опустившихся алкоголиков надо искать другие способы изоляции, считает Сулим:

«Например, организовывать дома-приюты для таких людей, где они будут получать какой-то уход. Даже закрытые учреждения могут быть разного типа. Например, я видел несколько ЛТП, в том числе расположенное на месте бывшей колонии, где соответствующий антураж. Какое там может быть лечение? Понятно же, что можно сделать всё более цивилизованно. Присмотр должен быть, но не проволока же колючая! У нас, похоже, менять ничего не собираются».

Год назад главный нарколог Минздрава Главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов заявил, что Минздрав и МВД перешли на новый уровень совершенствования работы ЛТП и уже есть качественные изменения.

Как рассказал Иван Коноразов, второй год в ЛТП № 1 и № 5 продолжается научный проект по комплексной реабилитации больных алкоголизмом, им охвачено около 150 человек. Результаты в группах очень хорошие, благодаря использованию мультидисциплинарного подхода, отметил главный нарколог Минздрава:

«Там есть и трудовая, и медицинская, и социальная реабилитация. Эту систему можно сравнить с практиками, которые используются в зарубежных реабилитационных центрах. Я лично был в этих ЛТП, разговаривал с врачами и видел эффективность работы. Согласно данным наркологической службы (после выхода из ЛТП человек обязан там наблюдаться), годовая ремиссия была более чем у половины тех, кто прошел через такое лечение».

В целом же, отметил Коноразов, «эффективность лечения зависит от реабилитационного потенциала человека, который оценивается в рамках проекта при поступлении в ЛТП».

Цель Минздрава и Департамента исполнения наказаний МВД - распространить наработки, полученные в рамках проекта, на всю систему ЛТП.

«Мы выступаем за то, - сказал Коноразов, - чтобы не просто изолировать этих людей, а комплексно походить к их реабилитации с использованием психотерапии, психологической помощи и трудотерапии. В идеале необходимо, чтобы на 30 человек был один психолог и один социальный работник. Вместе с тем, отмечу, что для тех, кто помещается в ЛТП, важна поддержка «равных», например, групп анонимных алкоголиков. По нашим сведениям, в ЛТП группы анонимных алкоголиков и наркоманов работают».

Что делать?

Судя по всему, система ЛТП кардинально не изменится в ближайшее время. Валентин Стефанович считает, что временная изоляция уж точно не решит проблему алкоголизации страны:

«В том виде, в каком существует система ЛТП, я бы ее ликвидировал. Лишение свободы без совершения уголовного преступления неприемлемо. Надо искать какие-то другие формы».

Тем более что существующие обходятся в копеечку. Содержание одного постояльца лечебно-трудового профилактория обходится бюджету примерно в 100 рублей в месяц, сообщает сайт Витебского УВД .

Стефанович считает, что государству необходимо, прежде всего, сосредоточиться на мерах антиалкогольной политики, например, ограничить продажу спиртных напитков поздним вечером:

«У наших соседей, в Литве, где потребление алкоголя высокое, принимаются соответствующие меры. Там после 10 вечера не купишь алкоголь. У нас же то вводился, то отменялся запрет. Думаю, если бы запрет на ночную продажу работал, это была бы хороша антиалкогольная мера, как и увеличение возраста, с которого может продаваться алкоголь. Известны и другие меры, которые приводят к уменьшению потребления алкоголя. Пока же нация спивается, чего греха таить».

Однако власти пока вполне удовлетворены результатами мер, которые применяются в рамках антиалкогольной государственной политики, так как статистика демонстрирует снижение потребления алкоголя в стране.

Иван Коноразов считает, что не стоит гиперболизировать проблему алкоголизации населения Беларуси: «По оценочным данным, 80% алкоголя потребляется 20% жителями страны, где он производится».

Отсчет истории лечебно-трудовых профилакториев идет с 1964 года . Именно тогда в тогдашней Казахской ССР появилось первое учреждение, куда суд направлял на принудительное лечение от алкоголизма . Профилактории постепенно были созданы и во всех остальных республиках Советского Союза. До наших дней эти учреждения сохранились только в Беларуси, Туркменистане и Приднестровье . Чтобы посмотреть, что это такое, корреспондент «Звязды» отправился в лечебно-трудовой профилакторий № 6 , который находится в Дзержинске .

Профилакторий начинается с санчасти

Лечебно-трудовой профилакторий № 6 - самый «молодой» в Беларуси. В августе ему исполнится только четыре года.

Первые шаги по территории - и в поле зрения попадает стройка.

Скоро здесь разместится полноценная медицинская часть . Дело в том, что пока у нас тут можно получить только терапевтическую и антиалкогольную терапию, сдать анализы. При другом раскладе приходится везти людей в центральную районную больницу, - говорит начальник лечебно-трудового профилактория № 6 Владимир Гарист . - Это неудобно для всех. Лечение в профилактории добровольное. Не желает человек кодироваться - его право. Хотя здесь это сделают бесплатно, а в гражданской клинике придется выложить кругленькую сумму. Вынужденный годовой отказ от «зеленого змия» идет на пользу: за это время организм постепенно очищается от яда. От абстинентного синдрома помогают избавиться и беседы с врачом-психологом.

Клиенты профилактория трижды проходят флюорографию - при заселении, через полгода и в преддверии выхода. Такой тщательный контроль связан с тем, что сюда часто попадают люди, которые вели асоциальный образ жизни. Семь из десяти направленных в профилакторий имеют за плечами как минимум одну судимость .

От каждого по способностям, каждому по труду...

Особый упор здесь делается на трудотерапию . Многие из тех, кто впервые проходит через КПП, уже и не помнят, когда в последнее время переступили порог проходной производственного предприятия. Во время личной беседы начальник отряда выясняет, кем человек хоть когда-то работал, старается подойти к каждому индивидуально.

Распорядок дня в профилактории строгий. Команда «Подъем! » звучит ежедневно в шесть часов утра. На то, чтобы проснуться, одеться и выстроиться для переклички, отведено 15 минут. После этого наступает время для утреннего туалета и завтрака . В восемь тридцать - развод на работу : приходят мастера и начинают комплектовать бригады. Одни остаются в цехах на территории профилактория, другие отправляются работать на городские предприятия. Все зависит от квалификации работника.

Рабочий день для обитателей ЛТП длится не более семи часов и обычно заканчивается в 16.45. Дело в том, что человек должен иметь ежедневно как минимум три часа свободного времени. При восьмичасовом рабочем дне соблюдать график нет возможности. И поэтому люди выходят на работу и в субботу, но не более чем на пять часов. Профильного обучения здесь нет . Доминирует принцип «делай как я ». Выходной у них только раз в неделю, в воскресенье.

Из ворот лечебно-трудового профилактория ежемесячно вывозят продукции на сумму около трех миллиардов рублей. Здесь делают корпусную мебель, обшивку кабин белорусских тракторов, шьют сиденья, выпускают скворечники, беседки, пиломатериалы, варят металлоконструкции... Словом, ЛПП чем-то напоминает этакую универсальную фабрику .

Как и на обычном предприятии, расчет с рабочими происходит дважды в месяц. Из начисленной суммы снимается определенный процент платы за содержание , - она теперь составляет 891 тысячу рублей . При необходимости взимаются штрафы, алименты, иски , которые накапливались годами. Некоторые люди здесь впервые расплачиваются по таким долгам. Остаток бухгалтерия перечисляет на личный счет . Что с ним делать дальше, решает сам человек. Одни предпочитают собирать деньги и при освобождении уезжают с суммой в несколько миллионов рублей, - рассказывает заместитель начальника по исправительному процессу, идеологической работе и кадровому обеспечению Франц Кондратович . - Другие еженедельно ходят в магазин, ассортимент которого ничем не отличается от обычных продуктовых магазинов. Там можно приобрести продукты, которых нет в повседневном меню столовой, - например, кофе или сигареты. Наличные деньги в профилактории под запретом. Их можно получить только в день выхода.

На особом учете у нас находятся так называемые обязанные лица . Это люди, которые должны компенсировать расходы по воспитанию своих детей. Их у нас примерно десятая часть. Со своей стороны, мы также идем им навстречу - стараемся переводить на те рабочие участки, где зарплата выше.

После работы - занятия по интересам

После возвращения с работы начальник отряда сдает всю необходимую документацию, а контингент готовится ужинать . И потом начинается личное время . Одни хотят смотреть телевизор. Вторые больше любят проводить вечерние часы с книгой в руках. К третьим приехали на краткосрочное свидание родственники или знакомые. В 20.30 людей проверяет на перекличке дежурная смена. И через полтора часа - отбой...

- Посещать наших клиентов можно хоть каждый день . Никаких ограничений вроде тех, что существуют в исправительной колонии, у нас нет, - рассуждает Франц Кондратович. - Иногда приезжают люди, которые уже лечились в профилактории, - к друзьям. Более того, уже в этом году на Дзержинщине нашли пристанище четыре человека, которые провели у нас год. Идти им было некуда, а возвращаться в прежнее «пьяное окружение» не пожелали. Устроились в СПК, на предприятия. А несколько лет назад в профилактории даже сыграли свадьбу.

Регулярно профилакторий посещают православные и католические священники , заезжают туда и представители протестантских конфессий.

Помогает и Дзержинский райисполком. Он организовал выездную городскую библиотеку . Каждый вторник любой может получить понравившуюся книгу. Нарасхват идет литература любых жанров - от исторических исследований до бульварных детективов. Приезжают сюда с концертами и районные самодеятельные коллективы. Периодически райисполком организует экскурсии по памятным местам Дзержинщины - в Станьково, краеведческий музей, Скирмунтово, на знаменитую Лысую гору. Есть на счету ЛТП № 6 и спортивные достижения. Команды по настольному теннису и волейболу в прошлом году выиграли соревнования между профилакториями.

Алкоголизм не выбирает

Чтобы попасть в профилакторий, нужно за год заполучить четыре конфликта с законом на почве пьянства . Причем после трех мелких нарушений начальник районного отдела внутренних дел вызывает к себе пьяницу, и любитель спиртного ставит личную подпись под официальным предупреждением . Еще один «залет» - и медицинская комиссия будет определять степень пригодности человека к направлению в лечебно-трудовой профилакторий. Дальше дело пойдет в суд.

В профилактории направленный проводит один год . Сюда попадают только совершеннолетние . Если человек отмечает свой шестидесятый день рождения на территории ЛТП, он получает своеобразный подарок в виде освобождения.

Кривая дорожка может завести в профилакторий человека любой профессии - как тракториста, так и ювелира, или художника, или журналиста. Есть здесь и своеобразный «рекордсмен», который попадает сюда уже в шестой раз...

Передо мной сидит тихонький неприметный мужчина, которому чуть больше тридцати. Зовут его Семен . Он работает старшим дневальным профилактория.

- Даже сейчас не понимаю, как пристрастился к водке. В какой-то степени компания «способствовала», да и сам виноват. Сначала от водки воротило, потом рюмка опрокидывалась нормально. А как напьюсь - и тянет «на подвиги». Раз восемь-девять на меня составляли протоколы за мелкое хулиганство. Здесь я уже одиннадцать месяцев, осталось совсем ничего. Вернусь домой, в колхоз. Ждут меня трехлетняя дочь и жена - как она там по хозяйству управляется без меня... Нет, больше я сюда ни ногой, достаточно с меня и одного раза.

Тридцатилетний Виктор П. попал в профилакторий из Минска. Был индивидуальным предпринимателем, но все перевернула любовь к спиртному. Постоянные пьяные скандалы с родителями закончились годовой «путевкой» в Дзержинск. Три месяца он работает на столярном участке подсобным рабочим.

Лучше ЛТП, чем тюрьма

Возможности покинуть территорию белорусских профилакториев условно-досрочно сегодня нет . За грубые нарушения распорядка срок содержания могут и продлить, но не более чем на полгода . Основу таких нарушений составляют классические «самоволки» и появление в пьяном виде.

Владимир Гарист считает, что необходимость профилакториев по-прежнему актуальна:

Тут надо смотреть основательно. Допустим, человек по пьянке попал в тюрьму и получил по приговору суда какой-то определенный срок. Выходит на свободу, и далеко не каждая организация потом возьмет на работу человека с судимостью, пусть даже и дворником или чернорабочим. А питаться и одеваться надо. Если работа так и не находится, дальше события развиваются преимущественно по двум путям. Либо бедняга собирает бутылки и макулатуру, либо снова начинает нарушать закон. Круг замкнулся...

А вот именно профилакторий как раз в некоторой степени помогает человеку найти свое место в обществе. В прошлом году отсюда освободился Л. Мужчина в самом расцвете сил собирал по столице бумагу, стеклотару целых восемь лет, нигде не работая. Когда к нам поступил, то выглядел на все семьдесят. Хотя исполнилось ему только сорок три... При личной беседе я выяснил, что Л. вообще не имел никакой квалификации. А у нас он стал лучшим истопником в бане, там всегда царил идеальный порядок. Безусловно, профилакторий помогает не всем. Но, по нашей статистике, после освобождения около тридцати-сорока процентов людей «завязывают» с алкоголем . Хотя бы на некоторое время.

На вопрос журналистов, сколько в Беларуси лечебно-трудовых профилакториев. Сказал, что «много» и сокращать их пока не планируется. Оказалось, что этого «много» было на самом деле «мало», а потому количество ЛТП в стране станет на половину больше. Так решил президент.

Странный у нас какой-то глава МВД. На пустом месте тайны выдумывает. Количество ЛТП в Беларуси никогда не скрывалось. Эту информацию можно найти в открытом доступе на сайте Министерства внутренних дела. Тем более, министр не мог не знать о скором сокращении мест лишения свободы и резком увеличении количества заведений для хронических алкоголиков.

Нет никаких сомнений, что МВД имело прямое отношение к подготовке указа президента № 242 от 28 мая сего года «О совершенствовании деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел».

Указ, опубликованный на Национальном правовом интернет-портале 30 мая, вступит в силу через три месяца.

Часть документа касается ликвидации двух исправительных колоний (ИК-10 в Новополоцке и могилевской ИК-19) и реорганизации 35 исправительных учреждений открытого типа путем присоединения 21 учреждения, как сообщила пресс-служба президента, «к 14 более перспективным учреждениям».

Храни нас Всевышний от попадания в такого рода «перспективные» заведения, но с ними как раз все более-менее понятно. Сидельцев в наших зонах и «химиях» становится меньше. Почему, это отдельная тема, статистика же свидетельствует о ежегодной динамике сокращения контингента в местах лишения свободы.

Если в белорусских зонах на 1 января 2013 года содержалось 30,4 тыс. человек, что на 21% меньше, чем в 2012 году, то на 1 января 2014 года сидельцев осталось уже 28,5 тыс. человек. Приход под конвоем за колючку всего за год сократился почти на две тысячи криминальных душ.

А потому ликвидация с реорганизацией вполне укладывается, как сказано в указе, в цель «оптимизации структуры уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел» .

А вот с ЛТП дело обстоит обратным образом и пахнет тут совсем не «оптимизацией», а организацией новых мест для изоляции хронических алкоголиков. Официально это звучит так: «На базе ликвидируемых исправительных колоний и филиала ЛТП № 4 в Витебске, будут созданы 3 ЛТП». Что свидетельствует о том, что злоупотребляющего в республике контингента развелось столько, что в уже существующие ЛТП он не помещается.

Так сколько же в Беларуси ЛТП?

Было шесть, станет - девять. На сегодняшний день лимит наполняемости учреждений якобы для лечения части населения от алкоголизма в условиях изоляции составляет 4,6 тыс. человек, на конец прошлого года там находилось около 5 тыс. официально признанных хронических алкоголиков. Судя по всему, ситуация усугубилась.

Более того, последние несколько лет возникли серьезные проблемы с определением алкоголиков в их «дом родной». Возникли очереди. Например, в Витебской области в 2011 году по решению судов в ЛТП должны были направить почти тысячу человек, но местный профилакторий рассчитан всего на 700 человек, а потому 240 вынуждены были дожидаться освобождения «вылечившимися» койко-мест.

Появление на карте Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси трех новых ЛТП, конечно же, снимет напряжение и сведет на нет очередь для «жаждущих» полечиться от алкоголизма по решению суда. Надолго ли?

На так называемом профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 180 тыс. человек. (Для сравнения: в 2007-м было 81 900, а в 2010-м - более 159 тыс. человек). Каждый из них - реальный кандидат на получение путевки в ЛТП.

Где в Беларуси находятся ЛТП
ЛТП-1 Светлогорск (Гомельская область). Старейший в Беларуси, создан в 1965 году на базе колонии общего режима.
ЛТП-2 деревня Староселье, Горецкий район (Могилевская область). Женский, создан в 2003 году на месте мужской колонии.
ЛТП-3 деревня Павловка, Слуцкий район, (Минская область). Женский, перепрофилирован из мужского в 2009 году.
ЛТП-4 Витебск. Образован в 2008 году. Имеется филиал (для содержания женщин), образованный в 2013 году на месте ликвидированной воспитательной колонии № 1.
ЛТП-5 Новогрудок (Гродненская область). Создан в 1982 году. При ЛТП имеется Храм святого великомученика Георгия Победоносца, построен в 2005 году «для духовного окормления пациентов профилактория».
ЛТП-6 Дзержинск (Минская область). Образован в 2009 году.

…Не прошло и пяти лет с момента указа президента о создании нового ЛТП-6, как появилась нужда в очередных антиалкогольных учреждениях.

ЛТП-7 расположится на земле ликвидированной ИК-19, ЛТП-8 - на территории не нужной больше ИК-10. ЛТП-9 возникнет в Витебске на месте филиала ЛТП-4, скорее всего, это будет женский профилакторий.

Сиротливо в изоляции от общества хронических алкоголиков выглядит Брестская область. В регионе нет своего ЛТП. Думается, это дело поправимое.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.