Находился лтп. Лечебно-трудовой профилакторий как правовое решение проблемы алкоголизма. Лучше ЛТП, чем тюрьма

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

1 июля 1994 года в соответствии с указом президента Бориса Ельцина в России была ликвидирована система лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков.

В 1972 году после принятия очередных решений партии и правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом Генеральная прокуратура СССР провела проверку лечебно-трудовых профилакториев и пришла к совершенно неожиданным, хотя и вполне закономерным выводам.

Имеющиеся в Прокуратуре СССР материалы свидетельствуют о том, что при исполнении законов о принудительном лечении злостных пьяниц и наркоманов допускается много нарушений. Специальные учреждения для осуществления принудительного лечения — лечебно-трудовые профилактории — организованы еще не во всех союзных республиках. В Армянской ССР Указ о принудительном лечении злостных пьяниц и наркоманов принят 26 мая 1971 г., а в Азербайджанской ССР — 26 августа 1965 г., однако до настоящего времени в этих республиках лечебно-трудовые профилактории не созданы.

Трудовое перевоспитание лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, должным образом не организовано. В нарушение закона во многих профилакториях не имеется собственной производственной базы, вследствие чего злостные пьяницы и наркоманы выводятся на работу за пределы профилактория на контрагентские производственные объекты и нередко работают там без какого-либо наблюдения за ними со стороны администрации лечебно-трудового профилактория.


В целом по стране из общего числа занятых трудом алкоголиков и наркоманов в I полугодии 1972 г. на собственном производстве профилакториев использовалось лишь 49,8% (в I полугодии 1971 г.— 50,2%). В профилакториях отдельных республик этот показатель еще более низкий: в Эстонской ССР на собственном производстве профилакториев использовалось всего 28,1%, в Молдавской ССР — 29,3%, Туркменской ССР — 33,0%, Белорусской ССР — 38,7%.

Необходимое условие эффективности принудительного лечения — изоляция алкоголиков и наркоманов не обеспечивается, в результате многие из них по-прежнему пьянствуют, нарушают общественный порядок и дисциплину, совершают побеги и другие правонарушения.

Только в I полугодии 1972 г. количество допущенных в профилакториях нарушений режима и дисциплины в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличилось почти в три раза и на каждую тысячу среднесписочной численности составило 274 (в I полугодии 1971 г. на каждую 1000 чел. их было 100). В некоторых республиках уровень нарушений режима в ЛТП еще более высокий (РСФСР, Эстонская, Туркменская, Грузинская). Подавляющее большинство допущенных нарушений режима составляет пьянство — 52,1%, а также отказы от работы — 6,8%, мелкое хулиганство — 6,2%.

Слабая изоляция, плохой надзор, недостатки в проведении политико-воспитательной работы способствуют совершению водворенными в лечебно-трудовые профилактории лицами многочисленных преступлений.


Так, если в? полугодии 1971 г. на каждую 1000 чел. среднесписочной численности преданные суду за совершенные преступления в ЛТП составляли 13, то в I полугодии 1972 г. их было 14; в ЛТП ряда союзных республик отмечается еще более высокий уровень преступности: в Эстонской ССР — на 1000 чел. 41, Казахской ССР на 1000 чел.— 33, РСФСР на 1000 чел.— 16. Обращает внимание то, что уровень преступности в ЛТП значительно выше преступности в исправительно-трудовых колониях, где число преданных суду в I полугодии 1972 г. в целом по стране на каждую 1000 чел. составляло 3, Эстонской ССР — 8, Туркменской ССР — 7, РСФСР — 3.

В ЛТП не полностью обеспечивается требование закона о проведении необходимого противоалкогольного лечения злостных пьяниц. В ряде профилакториев (Якутская АССР, Северо-Осетинская АССР) многие алкоголики не подвергались такому лечению иногда по несколько месяцев. Одной из причин этого является недостаточное число в ряде ЛТП врачей-наркологов. Вместе с тем алкоголики, отказывающиеся от добровольного лечения в обычных условиях и направленные именно в связи с этим в профилактории для принудительного лечения, нередко продолжают отказываться от такого лечения и в профилакториях. Однако эффективные меры к таким лицам не применяются.

Предусмотренный законом режим изоляции алкоголиков должным образом также не обеспечивается. В соответствии с установленным порядком лицам, находящимся в ЛТП, может быть в исключительных случаях (стихийные бедствия, смерть родственников) предоставлен краткосрочный, десятидневный, отпуск. Однако администрация многих профилакториев широко практикует предоставление алкоголикам отпусков по различным надуманным мотивам, никак не являющимся исключительными ("обработка огорода", "ремонт жилья", "по семейным обстоятельствам" и т. п.). В результате исключение превращается в правило.

В ЛТП Новосибирской области, например, за неполных шесть месяцев было отпущено в краткосрочные отпуска около 300 алкоголиков из 500 содержащихся в профилактории. Здесь же практиковалось направление алкоголиков в командировки на 3-5 дней. Аналогичные нарушения были установлены в профилакториях г. Киева, Николаевской, Омской областей, Приморского края и некоторых других. Алкоголики в отпусках пьянствуют, совершают антиобщественные поступки, нарушают сроки возвращения из отпуска либо возвращаются принудительно, причем нередко после поступления жалоб от родственников.

Администрацией многих ЛТП нередко представлялись к сокращению срока пребывания в профилактории злостные пьяницы, недостаточно изученные, без учета устойчивости оказанного на них лечебно-трудового и воспитательного воздействия либо вообще из числа нарушителей режима.

Неизлечившиеся алкоголики, досрочно освобожденные из профилакториев, продолжают систематически злоупотреблять спиртными напитками, злостно нарушают общественный порядок, что вынуждает вновь направлять их в лечебно-трудовые профилактории. Возврат таких лиц в ЛТП весьма значителен и не только не сокращается, а даже возрастает. Если в I полугодии 1971 г. возврат в ЛТП лиц, ранее отбывавших принудительное лечение, составлял 11,3%, то в I полугодии 1972 г. их число увеличилось до 12,3%. Еще более значителен их возврат в Украинской ССР — 18,4%, Белорусской ССР — 24,4%, Узбекской ССР — 19,0%, Латвийской ССР — 27,2%, Таджикской ССР — 22,5%, Эстонской ССР — 18,1%, Туркменской ССР — 21,4%.


Отдельными работниками ЛТП допускались факты недобросовестного отношения к исполнению своего служебного долга, неправильного поведения, злоупотреблений по службе и иные нарушения законности.

В Николаевской области работники профилактория Бинюк и Мансуров неоднократно группами по 5-6 человек привлекали алкоголиков на работы для удовлетворения личных нужд. Алкоголик Иванов, например, в доме Бинюка в течение месяца выполнял обязанности домработника, а у Мансурова работал на огороде.

В ЛТП Ивановской области работник милиции Орлов и прораб Волков на рабочем объекте организовали пьянку совместно с группой лиц, находившихся в этом учреждении на принудительном лечении от алкоголизма.

В ЛТП Курганской области находящиеся на принудительном лечении алкоголики доставили с объекта работы в состоянии сильного алкогольного опьянения контролера Горбунова. Работники милиции УВД Крымской области Соколов и Кучерук, конвоируя в ЛТП Полтавской области трех женщин — Козину, Шустер и Невырягу, систематически с ними в пути пьянствовали. Все они прибыли в профилакторий пьяными. Администрация ЛТП поместила прибывших на ночлег до вытрезвления в одной комнате.


Некоторыми органами милиции материалы и ходатайства общественных организаций и коллективов трудящихся о принятии мер к злостным пьяницам нередко проверяются формально и поверхностно. Не всегда соблюдаются требования закона о направлении в ЛТП лиц лишь из числа уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения, нарушающих трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры общественного или административного воздействия. Представляемые милицией в суд материалы нередко недостаточны для решения вопроса по существу, а порой и без квалифицированных медицинских заключений психоневрологических учреждений.

Только судами РСФСР за период 1971 г. из 18 890 рассмотренных материалов по 935 в удовлетворении ходатайств о направлении граждан в ЛТП было отказано, из них возвращено органам милиции на дополнительную проверку — 619, прекращено производством — 310, а по 9 материалам возбуждены уголовные дела.

Вместе с тем в ЛТП часто направлялись лица, не нуждающиеся в принудительном лечении, или такие, которые не могут подвергаться принудительному лечению по состоянию здоровья.

В Мордовской АССР по представлению милиции судом был направлен в ЛТП гр. Кособоков. При проверке прокуратурой этого дела оказалось, что Кособоковым общественный порядок и правила социалистического общежития не нарушались, мерам общественного либо административного воздействия он не подвергался и даже не выяснялся вопрос, являлся ли он алкоголиком.


В Челябинской области (Магнитогорский ЛТП) на принудительном лечении находился гр. Кудряшов. В его деле вместо медицинского заключения имелся чистый бланк, скрепленный печатью и подписями двух врачей. Реквизиты этого бланка оказались не заполнены, однако суд по таким документам направил Кудряшова, как хронического алкоголика, на принудительное лечение в профилакторий.

Многие граждане после помещения их в лечебно-трудовые профилактории вскоре освобождались досрочно в связи с наличием у них различных тяжелых заболеваний.

Только за I полугодие 1972 г. из лечебно-трудовых профилакториев было освобождено досрочно по болезни 2711 чел., или 14,0% к общей численности освобожденных; в некоторых республиках этот показатель еще более значителен: РСФСР — 20,8%, Казахская ССР — 14,5%.

Установлены также случаи, когда органы милиции и суда лиц, совершивших преступления, вместо привлечения к уголовной ответственности направляли в ЛТП (г. Киев, Кировская, Сумская области).

Администрацией отдельных лечебно-трудовых профилакториев в нарушение закона допускались случаи приема и содержания в ЛТП граждан на основании так называемых маршрутных листов с последующей высылкой постановлений судов. Иногда органами милиции направлялись в ЛТП лица, на которых судебные постановления вообще не выносились. Такой факт, например, имел место в ЛТП г. Симферополя в отношении гр. Збанко, который в течение 4 месяцев незаконно содержался в профилактории без постановления суда. Збанко был освобожден только после телеграфного подтверждения об отсутствии на него в суде какого-либо производства.


Органами милиции нередко нарушались установленные законом сроки исполнения постановлений суда о направлении алкоголиков в ЛТП. Установлены случаи, когда алкоголики, подлежащие направлению в ЛТП, часто длительные сроки (от 10 до 30 дней) задерживались милицией в КПЗ (Киевская, Ворошиловградская области, Якутская АССР). В отношении лиц, находившихся на свободе, такие постановления нередко задерживались исполнением в милиции по несколько месяцев (Ростовская, Киевская, Ворошиловградская, Кировская области, Башкирская АССР).

Некоторые суды вопреки закону допускали назначение сроков принудительного лечения ниже низшего предела. В Иркутской области, например, Ангарский народный суд гр. Бабушкина направил в ЛТП сроком на 6 месяцев.

В ЛТП Красноярского края содержался осужденный к лишению свободы Новокрещенов лишь потому, что районным судом Тувинской АССР ему было определено наказание: "один год лишения свободы в ИТК общего режима для алкоголиков и наркоманов". Только через несколько месяцев по протесту прокурора Тувинской АССР этот приговор был изменен и Новокрещенов переведен для отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию общего режима.

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за законностью в ЛТП, принимали необходимые меры к наведению в профилакториях предусмотренного законом порядка.

В I полугодии 1972 г. прокуроры произвели 195 проверок соблюдения законности в профилакториях (в I полугодии 1971 г.— 177). В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами внесено в I полугодии 1972 г. 82 представления (в I полугодии 1971 г.— 63). По материалам проверок и представлений в несколько раз увеличилось число должностных лиц ЛТП, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Однако эффективность принятых органами прокуратуры мер в ряде случаев еще недостаточна, так как отдельные начальники ЛТП, устраняя одни нарушения законности, вскоре допускают другие: иногда на представления прокуратуры даются отписки вместо принятия реальных мер к обеспечению в ЛТП надлежащего порядка и законности. Прокурором Башкирской АССР, например, министру внутренних дел республики было внесено представление, в котором ставился вопрос об устранении выявленных нарушений законности в Стерлитамакском ЛТП. В представлении особое внимание обращалось на наличие серьезного послабления в режиме содержания алкоголиков, распространенности побегов, пьянства и других правонарушений, а также безнаказанности многих правонарушителей. Это представление было рассмотрено коллегией МВД Башкирской АССР, однако исчерпывающие меры по наведению надлежащего порядка и дисциплины приняты не были. В результате 15 ноября 1971 г. из этого ЛТП совершил побег алкоголик Еркеев, в прошлом пять раз судимый за различные преступления, который в ночь на 18 ноября 1971 г. в г. Ишимбае с особой жестокостью совершил соединенное с ограблением убийство семьи Сумароковых (убил Сумаркова, его жену и их 5-летнюю дочь)...

В целом же, несмотря на принимаемые меры, в работе по назначению и исполнению принудительного лечения имеется еще много нарушений законности, а эффективность принудительного лечения злостных пьяниц остается еще низкой. Значительная часть ранее освобожденных из профилакториев продолжает злоупотреблять спиртными напитками, многие из них нарушают общественный порядок и правила социалистического общежития...


Справка:

Первый ЛТП на территории СССР был создан в 1964 в Казахстане. Передовой опыт быстро заметили, и заведения подобного типа стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития».

По аналогии с «пятой колонной» контингент ЛТП стали в народе именовать «пятой бригадой». Ныне они остались лишь в Приднестровье и Беларуси.

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья.

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР как Беларусь и Туркмения . В Беларуси в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Принудительная изоляция с последующей реабилитацией по решению суда существует и в некоторых европейских странах (например, в Германии).

ЛТП в фольклоре

Обитатели ЛТП, преимущественно алкоголики и безработные, в народе получили прозвище «пятая бригада». Тема лечебно-трудовых профилакториев присутствовала в творчестве рок-групп «Сектор газа », «Автоматические Удовлетворители », «Пятая бригада», «Лесоповал » и «Звуки Му ». Также песня на тему ЛТП притсутствовала в репертуаре Юрия Шевчука .

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лечебно-трудовой профилакторий" в других словарях:

    Учреждение для лечения и трудового перевоспитания лиц, злоупотребляющих алкоголем; направление в Л. т. п. осуществляется судом на срок до 2 лет; судимости не влечет … Большой медицинский словарь

    профилакторий - , ия, м. Профилактическое, лечебно оздоровительное учреждение. Верещагин, Костомаров, 1976, 77. == Ночной профилакторий. МАС, т. 3, 540. ** Лечебно трудовой профилакторий. Медицинское учреждение, где лечение от алкоголизма сочетается с… … Толковый словарь языка Совдепии

    ЛТП - лечебно трудовой профилакторий … Словарь сокращений русского языка

    Список пенитенциарных учреждений Украины составлен по материалам сайта Государственной пенитенциарной службы Украины, а также на основе других, в том числе и неправительственных источников. По состоянию на 1 марта 2012 года в 183… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гамово (значения). Село Гамово Страна РоссияРоссия … Википедия

    Страна … Википедия

    За время существования СССР на его территории проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения. Содержание 1 Кампания 1918 года 2 Кампания 1929 года … Википедия

За первое полугодие 2017 года в белорусские лечебно-трудовые профилактории было направлено 4416 человек. Лечат ли в ЛТП от алкоголизма или просто временно изолируют тех, кого не в состоянии терпеть уже даже собственные семьи?

Светлогорское ЛТП. Фото «Гомельская правда»

«ЛТП или две свежие могилы на сельском кладбище? Я бы выбрал ЛТП»

Ежегодно более семи тысяч человек проходит через ЛТП. Белорусские и международные правозащитники критикуют данную меру, но она - вынужденная, и альтернативы ей пока нет, первый заместитель председателя Верховного суда Валерий Калинкович в августе.

«Но кто и что предложил взамен? - задал он вопрос. - Спросите соседей или членов семьи: как им жилось до того, как человека отправили в ЛТП, и сейчас? В ЛТП отправляют не просто людей с хроническим алкоголизмом. Туда попадают те, кто систематически нарушает права других людей, поэтому мы вынуждены действовать именно так».

По словам Калинковича, почти половина преступлений в Беларуси совершается в состоянии алкогольного опьянения.

«Когда семейный скандал переходит в убийство нескольких человек, что лучше: ЛТП или две свежие могилы на сельском кладбище? Я бы выбрал ЛТП», - заявил первый зампредседателя Верховного суда.

Консультант реабилитационного центра «Исток» Дмитрий Сулим , который по собственному опыту знает, что такое наркотическая зависимость согласен с тем, что каждый человек хочет жить в обществе, где его ребенок будет без опаски ходить по улицам:

«Мы хотим спокойно возвращаться домой, чтобы возле подъездов никто не лежал, чтобы там плохо не пахло. Я живу на окраине Минска, на Ангарской. Там в любое время возле магазина стоят пять-шесть человек, к которым страшно подойти. Вот и приходит мысль: в какой-то момент изоляция некоторых людей оправдана. Например, если человек находится на той стадии заболевания, когда уже происходят органические изменения».

Кроме того, нахождение в ЛТП несколько продлевает жизнь его постояльцам, ведь доступ к алкоголю там ограничен, а питание - регулярное. В то же время опредление в ЛТП, изоляция алкоголиков - это советский подход, считает Дмитрий Сулим.

По его мнению, проблема усугубляется тем, что в настоящее время через ЛТП проходят совсем молодые люди: «К нам на реабилитацию попадают 19-летние юноши, которые прошли через ЛТП. Меня это шокирует, особенно с учетом того, что они рассказывают, что в ЛТП сотни молодых людей до 25 лет».

Помещение в ЛТП является необходимым в случае, если идет речь об алкоголиках, которые совершают правонарушения, являются домашними насильниками, считает главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов : «Таких людей необходимо изолировать от общества. Тех же, кто правонарушений не совершил, в ЛТП не помещают, они получают медицинскую помощь в организациях здравоохранения».

В положительном эффекте системы ЛТП сомневается правозащитник Валентин Стефанович .

«Сотрудники милиции говорят об ЛТП, что он дает возможность отдохнуть семьям от алкоголиков-дебоширов. Эта проблема очень широкая, она затрагивает и аспект защиты жертв семейного насилия, и зависимости женщин от мужчин, например, невозможность разъехаться из-за материальных проблем. Получается, что даже если женщина отдохнет полтора года (обычный срок, на который помещают в ЛТП), алкоголик вернется, проблемы начнутся заново, потому что временная изоляция их не решает», - поясняет Стефанович.

По его мнению, «государству необходимо сосредоточиться на более прогрессивных мерах, которые не связаны с репрессивными практиками в отношении лиц с алкогольной зависимостью с использованием опыта других стран».

Правозащитники оценивают систему ЛТП как содержание под стражей, лишение свободы вне рамок уголовного преследования, не в связи с совершением преступления.

«Первое. Мы считаем, - сказал Валентин Стефанович в комментарии для Naviny . by , - что помещение в ЛТП нарушает конституционные права в части, которая гласит, что лишение свободы может быть только в отношении лица, совершившего уголовное преступление на основе приговора суда. Второе - в ЛТП используется практика принудительного труда».

Лечат или не лечат?

То, что ЛТП, по сути, является временным лишением свободы, доказывается тем обстоятельством, что из лечебно-трудового профилактория могут освободить досрочно: «Лечение ведь не заканчивается досрочно, от реабилитации тоже не освобождают до ее окончания. Кроме того, алкоголизм не включен в список социально-опасных заболеваний, лечение которых проводится принудительно в закрытых учреждениях».

Опыт работы правозащитника показывает, что многие попадают в ЛТП повторно, а тех, кто выходит после ЛТП в ремиссию, единицы, если такие вообще есть.

С этим согласен и Дмитрий Сулим. Он постоянно сталкивается с людьми, которые после возвращения из ЛТП вновь начинают пить:

«Я не встречал людей, которые после ЛТП вернулись к нормальной жизни - трудоустраивались, прекращали употреблять алкоголь. Те, кто прошел ЛТП, рассказывают, что распорядок там такой - их выводят на работу, дают какие-то таблетки. Вроде, есть психолог, но люди отзываются о лечении негативно. Могу сделать вывод, что реабилитация в ЛТП не работает».

Дмитрий Сулим настаивает, что алкоголизм и наркомания являются прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями, которые не лечатся трудотерапией или только медикаментозно. Нужен комплексный подход:

«Если раньше длительная ремиссия (трезвая жизнь. - сайт ) для алкоголика или наркомана была чем-то из области фантастики, сегодня есть много реабилитационных центров, различных сообществ, поддержка которых помогает людям десятилетиями оставаться трезвыми и социализироваться. Можно менять жизнь, работать над ее качеством и продлевать ремиссию. Другое дело, что надо признать болезнь и свою капитуляцию перед болезнью».

Даже для опустившихся алкоголиков надо искать другие способы изоляции, считает Сулим:

«Например, организовывать дома-приюты для таких людей, где они будут получать какой-то уход. Даже закрытые учреждения могут быть разного типа. Например, я видел несколько ЛТП, в том числе расположенное на месте бывшей колонии, где соответствующий антураж. Какое там может быть лечение? Понятно же, что можно сделать всё более цивилизованно. Присмотр должен быть, но не проволока же колючая! У нас, похоже, менять ничего не собираются».

Год назад главный нарколог Минздрава Главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов заявил, что Минздрав и МВД перешли на новый уровень совершенствования работы ЛТП и уже есть качественные изменения.

Как рассказал Иван Коноразов, второй год в ЛТП № 1 и № 5 продолжается научный проект по комплексной реабилитации больных алкоголизмом, им охвачено около 150 человек. Результаты в группах очень хорошие, благодаря использованию мультидисциплинарного подхода, отметил главный нарколог Минздрава:

«Там есть и трудовая, и медицинская, и социальная реабилитация. Эту систему можно сравнить с практиками, которые используются в зарубежных реабилитационных центрах. Я лично был в этих ЛТП, разговаривал с врачами и видел эффективность работы. Согласно данным наркологической службы (после выхода из ЛТП человек обязан там наблюдаться), годовая ремиссия была более чем у половины тех, кто прошел через такое лечение».

В целом же, отметил Коноразов, «эффективность лечения зависит от реабилитационного потенциала человека, который оценивается в рамках проекта при поступлении в ЛТП».

Цель Минздрава и Департамента исполнения наказаний МВД - распространить наработки, полученные в рамках проекта, на всю систему ЛТП.

«Мы выступаем за то, - сказал Коноразов, - чтобы не просто изолировать этих людей, а комплексно походить к их реабилитации с использованием психотерапии, психологической помощи и трудотерапии. В идеале необходимо, чтобы на 30 человек был один психолог и один социальный работник. Вместе с тем, отмечу, что для тех, кто помещается в ЛТП, важна поддержка «равных», например, групп анонимных алкоголиков. По нашим сведениям, в ЛТП группы анонимных алкоголиков и наркоманов работают».

Что делать?

Судя по всему, система ЛТП кардинально не изменится в ближайшее время. Валентин Стефанович считает, что временная изоляция уж точно не решит проблему алкоголизации страны:

«В том виде, в каком существует система ЛТП, я бы ее ликвидировал. Лишение свободы без совершения уголовного преступления неприемлемо. Надо искать какие-то другие формы».

Тем более что существующие обходятся в копеечку. Содержание одного постояльца лечебно-трудового профилактория обходится бюджету примерно в 100 рублей в месяц, сообщает сайт Витебского УВД .

Стефанович считает, что государству необходимо, прежде всего, сосредоточиться на мерах антиалкогольной политики, например, ограничить продажу спиртных напитков поздним вечером:

«У наших соседей, в Литве, где потребление алкоголя высокое, принимаются соответствующие меры. Там после 10 вечера не купишь алкоголь. У нас же то вводился, то отменялся запрет. Думаю, если бы запрет на ночную продажу работал, это была бы хороша антиалкогольная мера, как и увеличение возраста, с которого может продаваться алкоголь. Известны и другие меры, которые приводят к уменьшению потребления алкоголя. Пока же нация спивается, чего греха таить».

Однако власти пока вполне удовлетворены результатами мер, которые применяются в рамках антиалкогольной государственной политики, так как статистика демонстрирует снижение потребления алкоголя в стране.

Иван Коноразов считает, что не стоит гиперболизировать проблему алкоголизации населения Беларуси: «По оценочным данным, 80% алкоголя потребляется 20% жителями страны, где он производится».

Главный нарколог России Евгений Брюн призвал возродить лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) для лечения алкоголиков и наркоманов, которые существовали во времена СССР. ЛТП были закрыты в 1994 году указом Бориса Ельцина как «антидемократические институты». Ведь в ЛТП людей направляли принудительно, по решению суда, практически как в места лишения свободы.

«Нарушающие правила социалистического общежития»

Евгений Брюн даже нашёл деньги на ДТП. Он предлагает направлять часть акцизных сборов от реализации алкогольных напитков на лечение пьяниц и наркоманов. Брюн считает, что «таким образом появится социальная ответственность государства, которое свободно продаёт алкоголь и должно заботиться о тех, кто стал зависимым от алкоголя». Правда, главный нарколог страны не уточнил, что будут представлять возродившиеся профилактории и в чьём ведомстве они будут находится.

В советское время они походили на или колонию. Были вопросы к эффективности этих учреждений. В СССР ЛТП возникли в 1964 году (были и женские). Профилактории входили в систему МВД при уголовно-исправительной системе. На лечение туда отправляли алкоголиков по «рекомендации» его родственников, участкового или после пяти-шести «ходок» в медвытрезвитель. Кандидата для лечения в ЛТП везли на комиссию в местный наркологический диспансер, получали там заключение, что человек нуждается в принудительном лечении от алкоголизма, после чего к делу подключались правоохранительные органы и суд. Он принимал решение об изоляции.

Официально регламентировал такую форму изолированного решения указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до двух лет. Побег карался уголовным преследованием, хотя само пребывание в ЛТП судимость не считалось.

Конечно же, важно, какова было эффективность подобного лечения? По статистике, возвращался после лечения в профилакторий каждый третий. Во многом поэтому решением Верховного Совета в 1993 году ЛТП юридически были упразднены, а с 1 июля 1994 года фактически прекратили своё существование после указа Бориса Ельцина.

Активными противниками ЛТП всегда были правозащитники. Их главный аргумент такой - нельзя ограничивать свободу человека, не совершавшего никакого преступления.

«Профилактории давали шанс»

Евгений Брюн был не первым, кто предложил вернуть ЛТП. На самом деле разговоры о необходимости возвращения профилакториев (теперь не только для алкоголиков, но и наркоманов) пошли ещё с конца 1990-х годов. Если брать мнения заинтересованных сторон, то против - всё те же правозащитники и сами потенциальные пациенты. Кроме того, не ясно, за какими ведомствами могут быть закреплены ЛТП - за Минздравом, ФСИН или МВД? Такую нагрузку брать никто не хочет - расходы будут довольно большими, если не будет активнейшей финансовой помощи государства. Кроме того,большинство осуждённых в РФ не могут обеспечить работой. Что же будет с алкоголиками? Слово «трудовой» из аббревиатуры ЛТП исчезнет?

Сторонниками «ренессанса» ЛТП выступают силовики, резонно замечая, что изоляция тех, кому срочно надо на выпивку или ширево, существенно снизит уровень преступности. А вот мнения профильных врачей разделились. Одни говорят, что алкоголизм практически не лечится. Лечебные меры помогают только на начальном этапе. Другие говорят, что даже 10% излеченных в ЛТП - хороший результат. По мнению одного из сотрудников тогдашней милиции, отработавшего несколько лет в милицейских вытрезвителях, вылечится в ЛТП может только тот, что искренне это хочет.

Помню, некоторые семьи были настолько замордованы алкоголиками, что «сдавали» их в ЛТП с облегчением. Хоть год-два можно пожить спокойно. Снижался и уровень преступности, ведь пьющие люди склонны к хулиганству и другим преступлениям.

Кроме того, больные в ЛТП работали, но зарплату им не выдавали, а посылали семье. Тоже хорошо. ЛТП давали шанс не совсем пропащим людям выбраться из трясины. Там лечили, кодировали, корректировали психику.

Однако вылечиться могли только те, кто этого хотел. Нередко бывало, что поступает ко мне человек в непотребном виде, а по справке я вижу, что он только освободился из ЛТП. Давно известно, что избавить человека от алкоголизма против его воли нельзя. Поэтому, если возрождать ЛТП, то отправлять туда нужно только добровольцев. И упор делать на трудотерапию. Многие «клиенты» в ЛТП говорили мне, что от мыслей об алкоголе их спасала именно напряжённая работа. Уместно сделать в ЛТП профтехучилища, ведь многие ребята спиваются ещё на школьной скамье и уже не имеют в жизни перспектив. Кстати, ЛТП сохранились на Украине и в Белоруссии. Можно и нужно учитывать опыт дальней заграницы. Там существуют клубы анонимных алкоголиков, где с больными работают бывшие алкоголезависимые люди. Это весьма эффективно.

«25 миллиардов на пьяниц»

Что ж, обратимся к опыту соседей. На Украине (2 профилактория), в Белоруссии (1) и Туркмении (1) по- прежнему действуют ЛТП, причём работают они по советским методикам (только срок алкаши «тянут» меньший - 6-12 месяцев).

Валерий Писклов, начальник Харьковского ЛТП, сетует, что сейчас профилактории не входят в систему Департамента исполнения наказаний Украины, а потому сюда зачастую «скидывают» рецидивистов, которые ещё не совершили очередного преступления, но, скорее всего, совершат. Превентивная мера, так сказать. Но из-за этого ЛТП превращается в натуральную зону. И лечение становится не главным.

Всё это следует учитывать и в России, если уж реанимировать ЛТП. Учитывать надо все нюансы. К примеру, что будет с квартирой человека, которого заберут в ЛТП? Если он там не будет работать, то не сможет вносить квартплату, а тут и судебные приставы не за горами. Короче говоря, нужно учесть все спорные моменты.

Оказывается, украинский и белорусский опыт лечения алкоголиков изучили российские чиновники, но не из Минздрава, как можно было предположить, депутаты правящей партии.. Именно они ещё до Брюна предложили содержать алкоголиков взаперти на акцизные деньги. Эта идея была поддержана и Общественной палатой. «Единая Россия» в настоящее время продолжает работать над соответствующим законопроектом, который может быть внесён на повестку дня Госдумы уже этой осенью. Специалисты утверждают, что за счёт акцизов денег на ЛТП у государства хватит.

Руководитель общественной организации «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает:

Для функционирования ЛТП вполне достаточно 10% акцизных сборов. В прошлом году производители алкогольной продукции перечислили в федеральный бюджет 250 миллиардов рублей акцизных сборов. Так что в год на лечение алкоголиков можно было тратить астрономическую сумму в 25 миллиардов! Нужно тратить эти деньги на тех алкоголиков, которые сохраняют ответственность перед семьёй, то есть социально адаптированных.

Как видим, наши эксперты выступают за то, чтобы в возможных будущих ЛТП алкоголики и наркоманы лечились добровольно. То есть, «тюрем» для горьких пьяниц всё-таки не будет? Подождём до осени.

Надо отметить, что принудительное лечение больных алкоголизмом существует практически во всех развитых странах. Правда, местные ЛТП мало похожи на зоны. В Швеции, Италии, Германии алкоголиков помещают в специальные лечебные центры. Принудительное лечение назначается судом, хотя случается такое, что такое решение может вынести прокурор (во Франции) или полиция (в Финляндии). Для принудительного лечения в Японии достаточно подозрения в алкоголизме, в Канаде необходимо установить факт зависимости от алкоголя, в Великобритании - доказательство того, что употребление алкоголя осложнено психическими расстройствами.

По материалам газеты
"За решеткой" (№6 2013 г.)