Международно правовая защита жертв вооруженных. Конспект урока на тему: "Международно - правовая защита жертв вооружённых конфликтов (9 класс). Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Муниципальное образование Динской район станица Динская

Урок по обществознанию

в 9 классе на тему:

« Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов ».

Лукина Наталья Николаевна

АОУ СОШ № 4

станицы Динской

Тема урока: Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек…»

Н. Бердяев.

Дата: ___________________________________

Цели урока: - способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права;

Познакомить учащихся с механизмами защиты прав человека в военное время;

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

Способствовать формированию активной гражданской позиции;

Содействовать формированию у учащихся отрицательного отношения к войне, насилию, произволу;

Воспитывать правовую культуру;

Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение;

Формировать навыки работы в группе, умение высказывать своё мнение, умение анализировать источники, сопоставлять факты, работать с таблицами, понятиями.

Оборудование: Раздаточный материал

Презентация по МГП

Компьютер

Интерактивная доска

Основные термины и понятия: Человек

Защита прав человека

Конвенция

Ратификация

Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания по теме: Социальные права.

Опрос рассчитан на 5- 7 минут и проводится устно по вопросам:

а). Что означает понятие «социальное государство»?

б). Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

    Изучение нового материала по плану:

а). Жертвы вооружённых конфликтов;

б). Международное гуманитарное право;

в). Особенности и значение международного гуманитарного права.

    Жестокое лицо войны.

Война – это всегда трагедия. Сколько безмерных страданий и горя связано с ней! Война лишает человека крова, тепла, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за своих близких. Разрушительная сила войны беспредельна. Война калечит и убивает людей. Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 миллиарда человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. чел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофических цифр – 28 млн. человек. В войну вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит «Все члены Организации Объединённых наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения …»

(Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооружённого нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятых в целях поддержки или восстановления международного мира и безопасности.)

Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия, но не смотря на то, что международное сообщество прилагает серьёзные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось. Ежегодно в мире их происходит более 30. Они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней. И это не только солдаты и офицеры, но и мирные жители – дети, женщины, старики…

По данным военных историков за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (это гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, больные, военнопленные).

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Отрицательный опыт

Положительный опыт

1. История также даёт немало примеров мучительной смерти раненых, пыток и расстрелов военнопленных, грабежей мирного населения, страданий женщин, детей, стариков от голода и холода…

Приведите пример:

Но история знает и другие примеры.

1. Археологи, изучавшие памятники древнего Египта, нашли запись, датируемую II тысячелетием до нашей эры «Накорми врага своего»

2. В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.

И таких примеров, как отрицательных, так и положительных в истории немало.

Рассмотрим ситуацию, стр. 193 учебника.

1. Кто такой Анри Дюнан?

2. Каков главный результат деятельности Анри Дюнана?

Благодаря деятельности Анри Дюнана позднее были сформулированы нормы, защищающие:

Раненых и больных в действующих армиях;

Военнопленных;

Лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение;

Гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного креста.

В 1864 году принята женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В России подобная организация, оказывающая помощь раненым во время военных конфликтов, была основана великой княгиней Еленой Павловной в Санкт- Петербурге во время Крымской войны в 1854 году. Во время обороны Севастополя сёстры милосердия под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывали помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли.

Назовите имя прославившейся в годы Крымской войны сестры милосердия?

Анри Дюнан позднее напишет, что пример этой общины сестёр милосердия повлиял на его деятельность.

В 1867 году Россия ратифицировала Женевскую конвенцию.

Объясните значение термина ратификация?

В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Назовите известные вам из истории три закона сухопутной войны?

В 1949 году приняты Женевские конвенции о защите жертв войны.

Почему?

Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Так что же такое международное гуманитарное право?

II . Международное гуманитарное право.

МГП – это правовые нормы, закреплённые в международных документах о защите жертв войны.

Кто такие жертвы войны?

Давайте познакомимся с документом, стр. 194-195 учебника. Читаем. Определяем – права военнопленных.

Права военнопленных:

1. На уважение их жизни и достоинства;

2. На гуманное обращение с ними.

Помимо военнопленных и раненых МГП защищает и мирное население.

Презентация.

Субъектом МГП, участником международных правоотношений главным образом является государство.

III . Особенности и значение МГП.

Особенности:

1. Цель МГП – защита жизни и достоинства человека в условиях войны;

2. МГП регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

3. МГП не может исключить войну из жизни человечества, не может ограничить бедствия, вызываемые войной;

4. МГП включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными военной необходимостью.

Значение:

1. МГП содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил;

2. МГП содержит понятие военные преступления – действия, которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны.

Работа с учебником – стр. 198

Вывод:

По подсчётам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания Второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира По другим расчётам с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945 года, насчитывается только три дня без войны.

В последнее время, военные конфликты стали более частыми и продолжительными. Но самое страшное, основными жертвами войны в большинстве своём, становится гражданское население, т.е. страдают самые незащищённые слои населения. Войны в жестокой слепоте своей соединяют несоединимое – детей и смерть, поэтому так актуальна, сегодня международно-правовая защита жертв в условиях вооружённых конфликтов.

Проводится рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок

§ 1 Международное гуманитарное право

Гудит вдали земная твердь.

И гибнут славные сыны Отчизны.

Когда же люди одолеют смерть?

Когда избавятся от скорбной тризны?

Вдали упал неведомый боец,

Быть может в Африке, а может в Чили.

И боль пронзила тысячи сердец,

И слезы наши души омрачили.

Когда некоторые стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к силе оружия. И тогда люди становятся участниками или свидетелями событий, так называемых вооружённых конфликтов.

За последние 3500 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны, в которых погибло около 5 миллиардов человек. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100 миллионов человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.

В управлении вооруженного конфликта заинтересованы обе конфликтующие стороны. У каждой стороны могут быть раненые и пленные. В этом случае выгодней быть уверенным, что им будет оказана помощь обязательная по закону. Так и появилась отдельная отрасль права, которая регулирует отношения сторон во время вооруженного конфликта, то есть международное гуманитарное право.

Так что же такое международное гуманитарное право? Это отрасль права, представляющая собой совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, регулирующее отношения между субъектами, в роли которых выступают главным образом государства.

Международно-правовая норма принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Сущность международного гуманитарного права заключается:

1. в защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте; к ним относятся: раненные, больные, военнопленные;

2. в предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно: гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу;

3. в предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилым домам, школам, местам отправления культа;

4. в запрещении применения средств и методов ведения военных действий, которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

§ 2 Функции и принципы международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, правовую и защитную функции.

Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся:

Принцип гуманизма;

Принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

§ 3 Источники Международного гуманитарного права

В области права вооружённых конфликтов были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками Международного гуманитарного права.

Это такие договоры, как:

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 1868 г.);

Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: Об открытии военных действий; О законах и обычаях сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств (Женева 1925 г.);

Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Лондон, 1936 г.);

Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны.

Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., принятые в 1977г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства) и многие другие.

В России также приняты правовые документы, касающиеся Международного гуманитарного права. Так, например, нормативная база Министерства обороны Российской Федерации, включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.

За нарушения норм Международного гуманитарного права наступает ответственность, как на международном, так и на национальном уровне.

Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Кроме того, международное гуманитарное право содержит санкции за нарушение установленных правил, в том числе уголовное наказание

Серьёзными нарушениями являются:

Преднамеренное убийство;

Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

Преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;

Взятие заложников.

Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

§ 4 Особенности и значение Международного гуманитарного права

В чем же состоят особенности и значение Международного гуманитарного права?

Во-первых, Международное гуманитарное право защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

Во-вторых, устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещают некоторые действия воюющих сторон, или ограничивают ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

В-третьих, международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника.

В-четвертых, международное гуманитарное право не может исключить войну вообще, но может ограничить бедствия, которые вызываются войной.

Международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осуждать тех, кто их нарушает.

Сегодня человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Как люди будут решать острые вопросы, удастся ли нам противостоять насилию? Все это в первую очередь зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу по-человечески даже в условиях самого жестокого противостояния.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 2031. в ред от 18.07. 2006 г.
  3. Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.
  4. Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3.
  5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1908.
  7. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права //История государства и права. 2006. № 1.
  8. Зиновьев А. В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998. С. 26;
  9. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73.
  10. Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
  11. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  12. Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.
  13. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 7-8.
  14. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.
  15. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.
  16. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  17. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
  18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция // Право и политика. 2001. № 6.
  19. Чеснов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.

Вспомните: Какие бедствия претерпело мирное население стран - участников мировых войн XX в.?

Подумайте: Можно ли соблюдать права человека во время войны? Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

Войны происходят на протяжении всей истории человечества. За последние 5000 лет, как подсчитали ученые, было около 14 000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд человек. В XX в. в двух мировых войнах погибло более 70 млн человек.

Устав Организации Объединенных Наций отразил решимость государств - членов ООН избавить грядущие поколения от бедствий войны. Однако и во второй половине XX в. произошли десятки вооруженных конфликтов между государствами или внутри государств. Жертвами их становятся не только военные. Как считают эксперты, в настоящее время на каждого убитого военного приходится по 10 погибших гражданских лиц. В случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100, т. е. гражданских погибнет в 100 раз больше, чем солдат и офицеров воюющих армий. Но счет жертв войны на этом не кончается: а раненые, искалеченные люди? Гражданское население, потерявшее жилища и имущество, нажитое годами? Беженцы, спасающиеся в чужих краях от насилия, грабежей и унижений?

Вот что думали о войне известные писатели:

«Война есть убийство, и сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же остается худшим грехом в мире» (Л. Толстой (1828-1810) - русский писатель).

«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других - слезы» (У. Теккерей (1811-1863) - английский писатель).

Война есть война: вооруженные люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой (гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, военнопленные)?

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Знаменитая картина великого художника Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бомбардировщиками испанского города, уничтожившей его население. История дает немало примеров мучительной смерти раненых, оставшихся без помощи на поле боя; пыток и расстрелов военнопленных; грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков от голода и холода вследствие разрушения предприятий, снабжающих пищей, теплом, энергией.

Но история знает и другое. Археологи, изучавшие памятники Древнего Египта, нашли запись, датируемую вторым тысячелетием до нашей эры: «Накорми врага своего». А в 1785 г. Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат. Но таких примеров в истории немного.

Международное гуманитарное право.

Так называют нормы, которые содержатся в международных документах о защите жертв войны. Эти нормы защищают раненых и больных в действующих армиях, военнопленных, лиц из состава вооруженных сил на море, потерпевших кораблекрушение, гражданское население в зоне вооруженного конфликта и на оккупированной территории.

Ситуация. В 1859 г. при Сольферино в Ломбардии произошла битва между австрийскими и франко-итальянскими войсками. На поле боя осталось 6000 убитых и 36 000 раненых. Оказавшийся на месте завершившегося сражения молодой швейцарец Анри Дюнан, увидев тысячи раненых солдат, оставленных умирать на поле боя, терпящих невыразимые муки, сделал для несчастных все, что было в его силах. А потом он развернул деятельность, результатом которой стала международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов.

В 1860 г. возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов. В 1864 г. состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

Факты. В 1854 г., когда началась Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге общину сестер милосердия. Во время героической обороны Севастополя эта община под руководством выдающегося хирурга Н. И. Пирогова оказывала помощь раненым и больным. Из 202 медсестер 17 погибли. Спустя много лет Анри Дюнан писал, что пример этой общины повлиял на его деятельность. Россия ратифицировала Женевскую конвенцию в 1867 г.

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 г. - Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

По отношению к раненым установлено, что их должны подбирать на поле боя, им должны быть обеспечены медицинская помощь и уход той стороной, во власти которой они находятся. Для выполнения этой миссии медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование пользуются правом на защиту. Недопустимы нападения на госпитали, лазареты, врачей, медсестер.

Документ. Из Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.:

«Статья 15

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного об ращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению.

Каждый раз, когда это позволят обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими.

Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества».

Военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства. Запрещается их убивать или наносить им увечья. Как и гражданское население на чужой территории, военнопленных запрещается подвергать жестокому или унизительному обращению, физическим и моральным пыткам.

Как видите, речь идет прежде всего о праве лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

Мнения. Познакомьтесь с высказыванием по этому поводу в XVIII в. известного французского философа Ж.-Ж. Руссо:

«Если цель войны - уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются - они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать».

Другие нормы международного гуманитарного права направлены на защиту мирного населения. От участников вооруженного конфликта требуется делать различие между гражданским населением и военными. Гражданские лица и гражданские объекты не должны подвергаться нападениям. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов. Однако во время войны может возникнуть необходимость атаковать военный объект, рядом с которым находятся гражданские объекты (жилые дома, школы, больницы). Как должны поступить военные, если их нападение на военный объект повлечет за собой жертвы и среди гражданских лиц? Нормы международного гуманитарного права требуют, чтобы военачальники соразмеряли возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом. И если имеется вероятность больших потерь среди гражданского населения, военная операция должна быть отменена или отложена (например, до того времени, пока гражданское население не покинет район предполагаемой атаки).

Запрещается вызывать голод среди гражданского населения, в частности, путем уничтожения или приведения в негодность объектов, необходимых для выживания (запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и ее запасов, ирригационных сооружений). Правом на защиту пользуются и беженцы, которых военные действия или преследования заставили покинуть свою родину.

Международными соглашениями установлены ограничения методов и средств ведения войны. Запрещено применять оружие, снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания. Так, еще сто лет назад было запрещено использовать пули, легко разворачивающиеся и сплющивающиеся в человеческом теле (пули «дум-дум»). В дальнейшем запрет был установлен и на применение в вооруженных конфликтах ядовитых и других подобных газов, аналогичных жидкостей и веществ, а также бактериологических средств ведения войны (бактерий, вирусов, токсических продуктов их жизнедеятельности, используемых с помощью зараженных живых переносчиков заболеваний, например насекомых, или в боеприпасах с целью вызвать массовые заболевания людей, животных и растений).

Во время боевых действий успех может принести то, что называется военной хитростью. Но международные нормы не разрешают такие «хитрости» (например, использование эмблемы Красного Креста для маскировки транспорта, перевозящего оружие, или белого флага для прикрытия военной операции).

Итак, международное гуманитарное право - это совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными - с другой, и имеющие своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны. Эти правила являются важной отраслью (т. е. частью) международного права, которое представляет собой более широкую совокупность норм, регулирующих разнообразные отношения между государствами в политической, экономической, социальной, культурной и других областях. Субъектами международного права - участниками международных правоотношений - являются главным образом государства.

Значение международного гуманитарного права.

В чем же состоят особенности и значение международного гуманитарного права?

Во-первых, оно отражает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в Международной хартии прав человека. Однако международные нормы о правах человека действуют главным образом в мирное время и могут быть ограничены в военное время. А цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы.

Во-вторых, законодательство о правах человека регулирует отношения между государством и его собственными гражданами, а гуманитарное право - между государством и гражданами государства противника.

В-третьих, международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

В-четвертых, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Как и любые законы, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также дает возможность осудить тех, кто их нарушает. К тому же международное гуманитарное право содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил, в их числе - возмещение убытков той стороной вооруженного конфликта, которая нарушила установленные правила. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, включающие преднамеренные убийства, пытки, причинение чрезмерных страданий и серьезного увечья и некоторые другие формы негуманного обращения. Международное право содержит понятие военные преступления, которое включает в себя применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны: бессмысленное разрушение городов и других населенных пунктов; уничтожение культурных ценностей; жестокое обращение с военнопленными, ранеными и больными, а также с мирным населением; угон в рабство; взятие заложников, грабежи и т. п. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении военных преступлений, регламентируются специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о международном сотрудничестве в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

Проверьте себя

  1. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом?
  2. Кем и когда были приняты нормы международного гуманитарного права?
  3. Какие нормы направлены на защиту раненых, военнопленных, мирного населения?
  4. Назовите методы и средства ведения войны, которые запрещены.
  5. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?
  6. Что означает понятие «военные преступления»?
  1. Объясните, чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира.
  2. Сопоставьте два высказывания:
    «Война - зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх);
    «Когда гремит оружие, законы молчат» (римский политический деятель, философ Цицерон).
    Какое из этих высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Свой ответ аргументируйте.
  3. Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий - это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?» Ответьте на вопрос, поставленный философом.
  4. Раскройте смысл и значение статьи 15 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., который гласит: «Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электро-станции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения».
  5. «На войне всякая идея человеколюбия - пагубное заблуждение, нелепость» (немецкий военный теоретик К. Клаузевиц). Как вы относитесь к этому высказыванию? Применима ли к войне идея гуманизма? Аргументируйте свой ответ.
  6. Командир подразделения, ведущего бой в городе, видит, что в верхних этажах жилого дома засели снайперы противника, выстрелы которых привели к гибели нескольких его бойцов. Командир обращается к вертолетчикам с просьбой нанести по огневым точкам ракетный удар.

Как вы оцениваете действия командира?

Говорят мудрые

  • «Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд».
    И. А. Ильин (1882 - 1954), русский философ
  • «Несправедливо ликовать над телами погибших».
    Гомер (VIII в. до н. э.), древнегреческий поэт

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

  • а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
  • б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 }