Наказание нарушение международного гуманитарного права. Соблюдение норм международного гуманитарного права. Вопросы контроля и пресечения нарушений

Стремоухов А.А., заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук.

Лунгу А.С., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

В зависимости от сферы социальной деятельности ответственность личности классифицируется на: моральную, политическую, общественную, партийную, юридическую, организационную и др. В совокупности все перечисленные нами виды ответственности предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.

Юридическая ответственность военнослужащих, являясь структурным элементом правового статуса военнослужащих, представляет собой обязанность военнослужащих претерпевать за совершенные правонарушения лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом.

В своей статье мы рассмотрим ответственность военнослужащих за нарушения норм международного гуманитарного права, которые могут иметь место в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Специфические черты такой ответственности военнослужащих, по нашему мнению, определяются не только особым характером военно-служебных правоотношений в период непосредственного выполнения служебно-боевых задач по обеспечению национальной безопасности, но и наличием международного аспекта.

В международном гуманитарном праве содержатся нормы, направленные на защиту человеческой жизни, жертв вооруженных конфликтов и ограничение методов и средств, применяемых в них. Однако, к сожалению, эти нормы не всегда соблюдаются во время вооруженных конфликтов. Иногда это происходит по незнанию противоборствующими сторонами норм международного гуманитарного права, а зачастую военнослужащие всех степеней сознательно их нарушают.

В Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах содержится перечень конкретных действий, квалифицируемых как "серьезные нарушения" норм международного гуманитарного права. К ним относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью; умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью; взятие заложников; умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; незаконный арест; умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; незаконные депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы; принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны; незаконные произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам; умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить; умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов; умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство <1>. Аналогичный перечень "серьезных нарушений" содержится и в Женевской конвенции об обращении с военнопленными <2>, а также в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны <3>.

<1> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". Ст. 50 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 603 - 625.
<2> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "Об обращении с военнопленными". Ст. 130 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 - 681.
<3> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "О защите гражданского населения во время войны". Ст. 147 // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 - 569.

"Серьезные нарушения" гуманитарного права определяются как военные преступления. Международное право предусматривает за эти преступления индивидуальную уголовную ответственность, которая действует в отношении лиц, их совершивших или отдавших приказ об их совершении <4>. Следует заметить, что международное гуманитарное право не определяет конкретные меры наказания и не предусматривает создание специальных органов, осуществляющих судебное преследование лиц, обвиняемых в военных преступлениях.

<4> Лукашук И.И. Преступления по общему международному праву // Международное право. Особенная часть. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 178.

Обязанность осуществлять уголовное преследование лиц, виновных в военных преступлениях, возлагается на государства. С этой целью они обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного гуманитарного права.

Государства должны разыскивать и подвергать уголовному преследованию всех лиц, обвиняемых в военных преступлениях, независимо от их гражданства и места совершения преступления. Именуемый универсальной юрисдикцией, этот принцип является важнейшим фактором в обеспечении эффективного пресечения военных преступлений и соблюдения принципа неотвратимости наказания.

Мы считаем, что принцип неотвратимости наказания военнослужащих, виновных в совершении военных преступлений, является важным фактором предотвращения возможных рецидивов и предупреждением для командиров (начальников), которые бездумно злоупотребляют властными полномочиями, отдавая преступные приказы.

Следует заметить, что до последнего времени считалось общепризнанным, что нормы о серьезных нарушениях применимы только в отношении международных вооруженных конфликтов и не могут распространяться на внутренние (немеждународные) вооруженные конфликты. Действительно, указанные нормы не упоминаются в Дополнительном протоколе II, касающемся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. В тот период, когда принимался этот документ (1977 г.), все еще преобладало мнение, что применение системы военных преступлений к внутренним конфликтам явилось бы недопустимым вмешательством во внутренние дела государства, покушением на его суверенитет <5>.

<5> Тараненко В.В. Правовой статус военнослужащих - участников боевых действий: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2004. С. 138.

В настоящее время значительная часть вооруженных конфликтов носит немеждународный характер, и в ходе их совершаются многочисленные нарушения норм международного гуманитарного права, которые по своей жестокости и общественной опасности не уступают деяниям, квалифицируемым как военные преступления. Поэтому и в международно-правовой доктрине, и в международной юрисдикции формируется признание необходимости распространения механизма пресечения "серьезных нарушений" на внутренние вооруженные конфликты.

Вышеуказанная позиция получила правовое закрепление в принятом 17 июля 1998 г. Римском статуте Международного уголовного суда. В перечень военных преступлений, отнесенных к юрисдикции этого Суда, включены, согласно положениям Женевских конвенций 1949 г., серьезные нарушения, совершенные в ходе как международных, так и внутренних вооруженных конфликтов <6>.

<6> Статут Международного уголовного суда. Ст. 8. П. 2. Подп. "c", "e" (подписан Российской Федерацией согласно распоряжению Президента РФ от 08.09.2000 N 394-рп "О подписании Римского статута Международного уголовного суда") // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 37. Ст. 3710.

Во внутренних вооруженных конфликтах нарушение военнослужащими норм международного гуманитарного права означает одновременное нарушение национального права, в том случае, если содержащиеся в Женевских конвенциях военные преступления имплементированы или совпадают с нормами национального уголовного закона.

Проанализируем Уголовный кодекс Российской Федерации с целью определения, в какой мере российской уголовное законодательство соответствует нормам Международного гуманитарного права.

В УК РФ положения, связанные с ответственностью за нарушения норм международного гуманитарного права, сведены, в сущности, к ст. 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны" и ст. 357 "Геноцид" раздела XII УК РФ "Преступления против мира и безопасности человечества".

В соответствии со ст. 356 УК РФ, жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Данная статья УК РФ предусматривает уголовную ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны. В ней воспроизводятся лишь некоторые составы из многочисленных военных преступлений, предусмотренных Женевскими конвенциями.

Статья 357 определяет, что действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

По нашему мнению, отсутствие многих составов серьезных нарушений, квалифицируемых согласно международному гуманитарному праву в качестве военных преступлений, является существенным пробелом российского уголовного законодательства.

Мы разделяем мнение И.А. Ледяха, который указывает на то, что отдельные составы преступлений, содержащиеся в УК РФ, формально по направленности деяния совпадают с военными преступлениями, предусмотренными международным гуманитарным правом (убийство, грабеж, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью, имуществу и др.), но по своим квалификационным признакам не соответствуют международно-правовой специфике статуса военных преступлений. Серьезным пробелом российского уголовного законодательства, по мнению И.А. Ледяха, является отсутствие уголовно-правового состава и соответственно уголовной ответственности за издание начальником и исполнение подчиненным незаконного приказа, что прямо предписывается Женевскими конвенциями <7>.

<7> См.: Ледях И.А. Защита права на жизнь // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 257.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По нашему мнению, в целях обеспечения фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементации норм международного права) следует осуществить меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство, устанавливающее юридическую ответственность за правонарушения, совершенные военнослужащими в условиях боевых действий.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, лица, виновные в совершении правонарушений, должны привлекаться к юридической ответственности.

Применение запрещенных средств ведения боевых действий также относится к преступлениям. Виновные в их применении, в соответствии с нормами международного гуманитарного права, привлекаются к юридической ответственности.

В Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) <8>, определены требования к юридическому преследованию лиц за правонарушения, совершенные в вооруженных конфликтах, а именно:

<8> Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. Ст. 6 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 793 - 803.

  1. Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правонарушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
  2. При вынесении приговора осужденному должно быть сообщено о его праве на обжалование в судебном или ином порядке, а также о сроке, в течение которого он может воспользоваться этим правом.
  3. Смертный приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.
  4. По прекращении военных действий органы, находящиеся у власти, стремятся предоставить как можно более широкую амнистию лицам, участвовавшим в вооруженном конфликте, и лицам, лишенным свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, были ли они интернированы или задержаны.

Проанализировав все вышеуказанное, возможно сделать следующие выводы:

  1. Нормы международного гуманитарного права действуют в вооруженных конфликтах как международного, так и внутреннего характера.
  2. Целесообразно было бы дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации разделом, устанавливающим ответственность военнослужащих за нарушения норм международного гуманитарного права, имплементировав в него составы преступлений, предусмотренные международными нормативными правовыми актами. Особое внимание в этом разделе следовало бы уделить ответственности командиров за приказы и распоряжения, нарушающие нормы международного гуманитарного права, а также ответственности за выполнение таких приказов и распоряжений.
  3. Каждый военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.
  4. Необходимо постоянно повышать уровень правовой культуры военнослужащих всех степеней с целью недопущения ими нарушений норм права в целом и норм международного права в частности.

Международно-правовая ответственность государств. Принцип ответственности государства установлен международными обычаями и договорами: сторона, находящаяся в конфликте, которая нарушает положения ЖК или Протокола, должна возместить причиненные убытки, если к тому есть основание (ст. 91 ДП I). Положения, касающиеся индивидуальной уголовной ответственности, не влияют на ответственность государства по международному праву. За нарушение норм МГП государство несет как политическую в форме сатисфакции, так и материальную ответственность в форме реституции и компенсации.

Ответственность наступает, если нарушение может быть вменено государству. Это означает, что государство несет ответственность за действия, совершаемые лицами, входящими в состав его вооруженных сил. Государство несет ответственность за нарушения МГП, когда их совершают иные лица и образования, если они принимают полномочия по осуществлению государственной власти или фактически действуют от имени государства, под его руководствам или контролем. В этом случае может оказаться недостаточно финансовой, материальной помощи и даже осуществления подготовки. Необходимо доказать, что эти силы находились под «эффективным контролем» государства. Ответственность государства за действия частных лиц или группы лиц может возникнуть в результате последующего признания и принятия этих действий. Государство несет ответственность за бездействие, если не предпринимает мер в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения МГП.

Государству не будет разрешено освобождать себя или какое-либо другое государство от ответственности, по крайней мере в случае серьезных нарушений. Состояние необходимости, за некоторыми исключениями, не может служить основанием для освобождения от ответственности.

Вооруженные конфликты приводят к причинению значительного ущерба физическим лицам. Поэтому реализация ответственности связана с возмещением ущерба не только государству. Вопросы компенсации за ущерб юридическим и физическим лицам решаются на межгосударственном уровне путем заключения мирных договоров и иных соглашений. Возмещение также может осуществляться на основе законов о реституции имущества жертвам, принятых ответственными государствами, или путем заявления требования в судах такого государства.

Международная уголовная ответственность физических лиц. Принцип индивидуальной уголовной ответственности закреплен во многих международных договорах. Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности является серьезное нарушение МГП. Серьезные нарушения МГП называют военными преступлениями и относят к категории международных преступлений. Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге (1945 г.) определил военные преступления как «нарушения законов и обычаев войны».



Долгое время категория «военные преступления» применялась исключительно в ситуации МВК. При создании Международного трибунала по Руанде Совет Безопасности ООН наделил его компетенцией рассматривать дела о серьезных нарушениях в случае ВКНМХ. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии также признал за собой право пресекать некоторые нарушения МГП, даже если они были совершены в ходе ВКНМХ. В Статуте Международного уголовного суда (МУС) к военным преступлениям отнесены «серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в МВК» и «серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в ВКНМХ».

Военные преступления могут пересекаться с другими международными преступлениями, к примеру, преступлениями против человечности. Их непосредственными исполнителями являются физические лица. Ответственность применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения.

Женевские конвенции отличают серьезные (serious) нарушения от иных нарушений (grave). Нарушение является серьезным, если направлено против покровительствуемых лиц и имущества:

Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

Преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесения ущерба здоровью;

Незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью;

Принуждение покровительствуемого лица или военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

Взятие заложников, незаконная депортация.

Протокол I к Женевским конвенциям дополняет перечень серьезных нарушений, относя к ним такие действия, которые совершаются умышленно и являются причиной смерти или ущерба здоровью, а именно:

Превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

Совершение нападений неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, способного вызвать чрезмерные потери среди гражданских лиц или причинение несоразмерного ущерба гражданским объектам;

Совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

Вероломное использование отличительной эмблемы красного креста, красного полумесяца или других защитных знаков, признаваемых нормами МГП;

Перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;

Неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

Применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

Превращение культурных ценностей в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения.

В ситуации ВКНМХ в отношении лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях, запрещены:

Посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние, в частности, убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;

Коллективные наказания;

Акты терроризма;

Взятие заложников;

Надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;

Рабство и работорговля во всех их формах;

Угрозы совершить любое из указанных действий.

Ответственность наступает не только непосредственно за само совершение военного преступления, но также за пособничество и покушение на его совершение.

Если командиры не принимают адекватных мер относительно нарушений, совершаемых их подчиненными, они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Приказ начальника не является обстоятельством, освобождающим от ответственности (Уставы Международных военных трибуналов в Нюрнберге (ст. 8) и Токио (ст. 6), Статут МУС (ст. 33)).

Для привлечения к ответственности физических лиц, в том числе руководителей и должностных лиц государства, на международном уровне были учреждены:

Трибуналы ad hoc для преследования за военные преступления и преступления против человечности - Международный военные трибуналы в Нюрнберге и Токио; для преследования за серьезные нарушения МГП - Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде;

Специальные суды (к примеру, по Сьерра-Леоне, Восточному Тимору, Камбодже);

Международный уголовный суд, действующий на постоянной основе.

Основным видом наказания за военные преступления является лишение свободы, которое может быть срочным либо пожизненным.

Международное гуманитарное право определяет нормы поведения участников военных действий. Как и любые законы, МГП соблюдается не всегда. Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями.Они указаны в 1 и 2 Женевской конвенции.

Уголовный кодекс ДНР.(2015 Г.) об ответственности за преступления против мира и человечества.

Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА
И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Статья 423. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

  1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны -

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

  1. Ведение агрессивной войны -

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 424. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

  1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны -

наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет.

  1. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Донецкой Народной Республики, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Статья 426. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещённого международным договором, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 427. Применение запрещённых средств и методов ведения войны

  1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление имущества на оккупированной территории, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
  1. Применение в вооружённом конфликте средств и методов, запрещённых

международным договором, или применение оружия массового поражения, запрещённого международным договором, -наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

  1. Применение в вооружённом конфликте средств и методов, запрещённыхмеждународным договором, или применение оружия массового поражения, запрещённого международным договором, повлёкшее гибель двух или более лиц, -наказываются пожизненным лишением свободы или смертной казнью.

Статья 428. Геноцид

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Статья 429. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 430. Наёмничество

  1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях -наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
  1. Те же деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
  1. Участие наёмника в вооруженном конфликте или военных действиях -наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с ограничениемсвободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наёмником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.



Статья 431. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

  1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, -наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  1. То же деяние, совершённое в целях провокации войны или осложнения международных отношений, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.

3. Кодекс поведения должностных лиц от 17 декабря 1979 года по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169Генеральной Ассамблеи ООН.

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. Вступила в силу: 26 июня 1987 года в соответствии со статьей 27 (1).

6. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года.

7. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 18, 27 июля 2006 г.)

Глоссарий по МГП
Апатрид – лицо без гражданства. Иными словами, этот термин обозначает лиц, которых ни одно государство не считает своими гражданами на основании своего внутреннего законодательства. Апатриды пользуются защитой МГП в период вооруженных конфликтов.
Беженец . В Конвенции о статусе беженцев 1951 г. дается следующее определение данного понятия: беженец – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности… или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Вероломство – действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Вероломство запрещено.
Военнопленные - комбатанты одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта.
Военные корреспонденты . Термин, употребляемый в третьей Женевской конвенции 1949 г. по отношению к военным журналистам. Военные корреспонденты рассматриваются здесь как люди, определенным образом связанные с военными усилиями, но не входящие в структуру вооруженных сил. В случае их захвата противником они становятся военнопленными.
Военные объекты – те объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (ст. 52 Дополнительного Протокола I ) .
Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны . Принята первой Гаагской конференцией мира в 1899 г. и подтверждена второй Гаагской конференцией мира 1907 г. Гаагская Конвенция впервые дала юридическое определение воюющего (комбатанта), выдвинула положение о защите гражданского населения, установила правила гуманного обращения с военнопленными и правила ведения военных действий.
Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу (в частности, убийство членов этой группы, причинение серьезных телесных повреждений, создание невыносимых условий жизни).
Госпитализация – помещение раненого или больного на лечение в постоянное санитарное учреждение.
Госпитальные суда – суда, построенные или оборудованные со специальной и единственной целью – оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их. Такие суда ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению или захвату.
Гражданские лица – лица, не принимающие участие в ведении боевых действий, не принадлежащие к вооруженным силам одной из сторон или какой-либо воюющей группировке.
Гражданские объекты – любые объекты, не являющиеся военными.
Денонсация – надлежащим образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы 1977 г. имеют такое положение, но с оговоркой, что денонсация не имеет силы в то время, когда денонсирующая Держава участвует в вооруженном конфликте.
Демилитаризованная зона – район, участок местности, на который не должны распространяться военные операции.
Депортация – насильственная высылка гражданского населения с постоянного места проживания.
Держава-Покровительница – нейтральное государство, которое с согласия конфликтующих сторон оказывает содействие и осуществляет контроль за соблюдением гуманитарных норм на территории одной из сторон, представляя интересы другой стороны.
Дополнительные Протоколы (к Женевским конвенциям 1949 г.). Два протокола, принятые на дипломатической конференции в 1977 г. Протокол I содержит новые нормы, касающиеся международных вооруженных конфликтов, Протокол II – нормы гуманитарного права, относящиеся к немеждународным (внутренним) вооруженным конфликтам.
Дюнан Анри . Швейцарский бизнесмен и общественный деятель, ставший основоположником международного гуманитарного права и Международного Красного Креста. В 1862 г. опубликовал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино», в которой содержались предложения создать добровольные общества для ухода за ранеными и принять международную конвенцию в их защиту. В 1864 г. При непосредственном участии А. Дюнана была созвана международная конференция, которая приняла Женевскую конвенцию об облегчении участи раненых и больных. А. Дюнан - обладатель первой Нобелевской премии мира (1901).
Женевская конвенция об облегчении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны – первая Женевская конвенция, принятая в 1864 г (ее иногда называют «мать конвенций»). Ее выдающееся значение состоит в том, что она впервые представляла собой многосторонний постоянно действующий договор, открытый для присоединения всех государств. С этого небольшого, состоящего из 10 статей документа начинается все договорное право войны, а также все международное гуманитарное право в современном понимании.
Женевские конвенции 1949 г . Эти четыре конвенции считают основой всего современного гуманитарного права. Они посвящены соответственно: 1) защите раненых и больных во время сухопутных битв, 2) защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение во время морских сражений, 3) обращению с военнопленными, 4) защите гражданского населения.
Заложник – лицо, произвольно и насильственно захваченное для получения выкупа, обмена на захваченное неприятелем лицо или в каких-то иных целях. Взятие заложников запрещено (см. ст. 3 Женевской Конвенции I 1949 г. ).
Интернирование особый режим ограничения свободы, устанавливаемый одной конфликтующей стороной для граждан другой стороны или иностранцев, а также апатридов. Интернирование запрещено за исключением особых случаев (см. часть 4 Женевской Конвенции IV 1949 г. ).
Информационная война - «действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных сетей» (цитата из армейского устава США ).
Информационное оружие - любые средства, сознательно используемые для воздействия на разум противника таким образом, чтобы иметь высокую вероятность заставить противника выполнить желания тех, кто использует данные средства.
«Информационный вакуум ». Раскрытие журналистом, работающим в зоне вооруженного конфликта, только той минимальной информации о себе, которая действительно необходима в каждый конкретный момент. Специалисты в области безопасности рекомендуют работникам СМИ поддерживать вокруг себя «информационный вакуум». Например, если можно назвать имя, не называя фамилии – не нужно называть фамилию.
Комбатант (сражающийся) – человек, непосредственно участвующий в вооруженном конфликте, в ведении боевых действий. Он должен отвечать определенным условиям, установленным Женевскими Конвенциями 1949 г. и Дополнительными Протоколами. Попав под власть неприятеля, комбатант становится военнопленным.
Международное гуманитарное право - (МГП) – это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.
Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца . Всемирное Движение, тесно связанное с МГП, действующее на основе его норм и принципов. Состоит из трех автономных частей: Международного Комитета Красного Креста, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и самих национальных обществ. Высший орган Движения – международные конференции, в работе которых на равноправной основе принимают участие государства, подписавшие Женевские Конвенции.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) – независимая международная гуманитарная организация. С самого своего основания (1863 г.) играет важную роль в развитии и реализации гуманитарного права, следит за его соблюдением. Штаб-квартира МККК расположена в Женеве.
Международный уголовный суд (МУС) . Суд, начавший действовать в июле 2002 г. на основе Статута, принятого в Риме в 1998 г. В Статут включено положение о «дополнительном характере» суда, то есть о том, что МУС будет не подменять собой национальное правосудие, адополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется «неэффективным или недостижимым». Суд наделен мандатом судить физических лиц и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: военные преступления, преступления против человечности и геноцид.
Мартенс Федор Федорович – известный российский ученый-юрист и дипломат второй половины XIX – начала XX в. Более 30 лет заведовал кафедрой международного права Санкт-Петербургского университета. Внес большой вклад в развитие международного гуманитарного права.
«Меры по защите журналистов ». Так называется статья 79 Первого Дополнительного протокола 1977 г. В ней прописаны основные нормы, относящиеся к защите журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов.
«Мини-конвенция» . Третья статья, общая для всех Женевских конвенций 1949 г. Ее называют «мини-конвенцией» за ее особое значение. Она впервые обязала государства ограничивать насилие и защищать жертв войны во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. Ранее данные вопросы относились исключительно к сфере компетенции самих государств.
Международный вооруженный конфликт – вооруженный конфликт, в котором участвуют два или несколько государств (см. ст. 2 Женевских конвенций 1949 г. ). Национально-освободительные войны, в ходе которых народы борются против колониального господства, иностранной оккупации или расистских режимов за осуществление своего права на самоопределение, обычно приравниваются к международным вооруженным конфликтам.
Наемник – лицо, нанятое за деньги одной из сторон в конфликте. Он не имеет статуса комбатанта и не может быть признан военнопленным (ст. 47 Дополнительного Протокола I). Наемничество квалифицируется как преступление. Чтобы был признан факт наемничества, необходимо установить, что данный человек является гражданином государства, не являющегося стороной вооруженного конфликта, воевал не из идейных побуждений, а за деньги, причем, его вознаграждение должно существенно превышать тот уровень зарплаты (материального довольствия), который существует в войсках, на стороне которых он воевал.
Немеждународный (внутренний) вооруженный конфликт – конфликт немеждународного характера, часто называемый «гражданской войной», протекает на территории одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группами или организованными вооруженными группировками, которые, находясь под ответственным командованием, контролируют часть территории страны, что позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия.
Необороняемая местность . Власти одной из воюющих сторон могут объявить необороняемым и открытым для оккупации неприятелем любой населенный пункт. Необороняемая местность не подлежит нападению.
Оккупированная территория – занятая неприятельскими силами территория, позволяющая им осуществлять такой контроль, который дает возможность вести непрерывные и согласованные военные действия или создавать собственную администрацию.
Основополагающие Принципы Красного Креста . Семь принципов, принятые на международной конференции в Вене в 1965 г.: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, единство, добровольность, универсальность.
Покровительство – термин международного гуманитарного права, означающий, что на покровительствуемых распространяется его действие. Обычно применяется к гражданскому населению, раненым, больным, военнопленным.
Покровительствуемое лицо . Находится под защитой (покровительством) Женевских Конвенций, если оно в случае вооруженного конфликта или оккупации оказалось во власти неприятеля.
«Правило голого факта ». Сообщение журналистом сведений о событиях без их оценки и собственных комментариев.
Право войны (право Гааги). Термин, обозначающий совокупность законов и обычаев ведения войны. В настоящее время употребляется редко. Чаще пишут о праве вооруженных конфликтов (этот термин более соответствует современным нормам международного права, принятым в них формулировкам).
Право Женевы . Юридический термин, обозначающий совокупность принципов и норм гуманитарных Женевских конвенций. В настоящее время употребляется редко, будучи вытеснен (более широким по смыслу) термином «международное гуманитарное право».
Преступления против человечности , в соответствие со Статутом МУС, включают в себя такие деяния, осуществляемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилования, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам.
Пропорциональности (соразмерности) принцип. Один из важнейших принципов права вооруженных конфликтов, суть которого заключается в том, что ожидаемые потери среди гражданского населения и разрушение гражданских объектов не должны быть чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое планируется получить в результате нападения (см. ст. 51 и ст. 57 Дополнительного Протокола I ) .
Различия принцип. Один из важнейших принципов МГП, суть которого заключается в том, что стороны конфликта всегда должны проводить четкое различие между воюющими и гражданским населением, военными и гражданскими объектами. Нападению могут подвергаться только воюющие и только военные объекты. О проблемах соблюдении данного принципа в современном мире – см. материал «Эпоха невидимого зла».
Раненые и больные . Таковыми могут считаться как военнослужащие, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий (см. Доп. Протокол I ).
Репатриация – возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся во власти одной из конфликтующих сторон и удерживаемых ею. Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118 Женевской Конвенции III 1949 г. ).
Реквизиция – принудительное изъятие имущества.
Репрессалии – принудительные действия, предпринимаемые одной из воюющих сторон в отношении другой стороны как возмездие. Репрессалии по отношению к военнопленным запрещаются.
Ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора, подписанного от имени этого государства.
Санитарные зоны и зоны безопасности . Могут создаваться по соглашению конфликтующих сторон для ограждения от военных действий раненых и больных, инвалидов, престарелых и детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста (ст. 14 Женевской конвенции IV).
Серьезные нарушения МГП . Женевские конвенции 1949 г. выделяют среди нарушений норм гуманитарного права серьезные нарушения, которые уголовно преследуются. К ним относятся убийство покровительствуемых лиц, пытки, истязания, взятие заложников и др. Перечень серьезных нарушений приводится в ст. 3 Конвенций, ст. 11 и 85 Дополнительного Протокола I, ст. 4 Дополнительного Протокола II.
Справочное Бюро по делам военнопленных . Создается каждой конфликтующей стороной, которая получает от своих властей сведения о военнопленных, раненых, больных и иных жертвах конфликта. Эти сведения незамедлительно пересылаются соответствующей державе (ст. 122 Конвенции III, ст. 137 Конвенции IV ).
Универсальная юрисдикция . Механизм уголовного права, предусмотренный в 1949 г. четырьмя Женевскими конвенциями для преследования за совершение серьезных нарушений гуманитарного права. Универсальная юрисдикция позволяет привлекать к ответственности лицо, подозреваемое в таком нарушении, в любом суде любой страны (независимо от того, где, когда и против кого было совершено преступление).
Установки, содержащие опасные силы . Среди гражданских объектов в особой защите нуждаются установки, содержащие опасные силы – плотины, дамбы, атомные электростанции. Они должны быть обозначены международным специальным знаком (группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета) и не могут быть объектом нападения.
Центральное агентство по розыску (ЦАР) – отдел МККК в Женеве, занимающийся розыском пропавших без вести лиц и помогающий восстановить или поддерживать связь между отдельными лицами и их близкими, не имеющими возможности общаться друг с другом из-за вооруженного конфликта, беспорядков или обстановки напряженности внутри страны или стихийных бедствий.
Эвакуация – вывоз раненых, больных, военнопленных, детей и групп гражданского населения из зоны боевых действий (например, в тыл, в нейтральную страну).
«Эффект Си-Эн-Эн ». Эффект, суть которого заключается в том, что телевизионные репортажи из «горячих точек» воздействуют не только на простых граждан, но и на людей, занимающих высокие посты и принимающих ответственные решения на государственном уровне. Находясь под воздействием эмоций, вызванных телевизионным сюжетом, эти люди могут принять необдуманное решение, способное привести к негативным последствиям. (Тем более что пристальное внимание мировых СМИ к серьезным конфликтам создает временной прессинг, заставляющий принимать решения в кратчайшие сроки).

В России действует Российский Красный Крест, по такому же принципу национальные движения Красного Креста действуют и в других государствах. Где-то активнее где-то нет: в США и в Великобритании, например, очень активно, в других странах - чуть слабее. Тем не менее, движение Красного Креста весьма популярно. Но представьте себе вооруженный конфликт между двумя вовлеченными сторонами. Даже признавая, что медперсонал пользуется определенной защитой, естественно, к определенным национальным обществам Красного Креста в ходе конфликта существует недружелюбное отношение. Представителей национальных обществ Красного Креста могут не допускать в определенные зоны проведения боевых действий. Поэтому МККК - единственная организация, которая в своей деятельности придерживается принципа нейтральности и беспристрастности, единственная организация, на деле доказавшая, что она может работать в любой точке мира, не вмешиваясь ни в какие политические и экономические вопросы. В данном случае причины войны не являются для нее критерием. Главный критерий - разобраться в том, кому следует оказать гуманитарную помощь и в каком объеме. Наряду с МККК в зоне вооруженного конфликта работают и другие международные организации, с которыми приходится сталкиваться журналистам. Это миротворческие силы ООН, это Организация безопасности и сотрудничества в Европе - ОБСЕ, это такие неправительственные международные гуманитарные организации как “Врачи без границ”, “Международная амнистия”, “Репортеры без границ” и ряд других неправительственных организаций, цель которых - оказать содействие в первую очередь гражданскому населению, которое вовлекается в вооруженный конфликт. Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.Лицо, нарушающее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей. Со времени Нюрнбергского процесса лица, совершившие правонарушения, могут быть судимы непосредственно на основе международного права. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и по Руанде. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, местонахождением которого является Гаага, был учрежден в феврале 1993 года согласно резолюции 808 Совета Безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена рассмотрением деяний, совершенных на территории бывшей Югославии и охватывает 4 категории преступлений: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Трибунал вынес обвинительные заключения и официально предъявил обвинение значительному числу лиц. Международный уголовный трибунал по Руанде, местонахождением которого является Аруша (Танзания), был учрежден в ноябре 1994 года в соответствии с резолюцией 955 Совета безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена деяниями, совершенными в Руанде или гражданами Руанды в соседних государствах в течение 1994 г. Она охватывает 3 категории преступлений: геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., и нарушения Дополнительного протокола II.В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) Постоянного международного уголовного суда. Статут Международного уголовного суда предусматривает четыре категории военных преступлений:Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, совершенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов.Серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 года.Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применяемые к вооруженным конфликтам немеждународного характера, большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II. Ответственность на национальном уровне Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и I и II Дополнительным протоколам от 1977 г. государства-участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения этих договоров. В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как "военные преступления" (ст. 85).Серьезными нарушениями являются:1) перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом:преднамеренное убийствопытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах Державы противника;лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;взятие заложников;произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью.2) перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом.3) ниже перечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта: перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы; неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц; применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий, и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов.4) ниже перечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб, незаконным действием или бездействием, физическому или психическому здоровью любого лица: применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия: а) действий, влекущих физические увечья; б) медицинских или научных экспериментов; в) операций по удалению тканей или органов для пересадки.Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также статью 85, часть 1 Дополнительного протокола I). Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам.Уголовный кодекс Российской Федерации включает главу 34 (раздел XII) "Преступления против мира и безопасности человечества". Эта глава включает статью 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны", которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.Согласно данной статье уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих деяний: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, оружия массового поражения, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Назначение любой правовой нормы заключается в воздействии на поведение людей. Как мы уже выяснили, международное гуманитарное право предписывает, что нужно и что нельзя делать в условиях вооруженного конфликта, то есть определяет нормы поведения участников военных действий. Чтобы соблюдать эти нормы, их, прежде всего надо знать. Поэтому государства-участники Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним обязались, как можно более широко ознакомить с текстами этих соглашений как военнослужащих, так все население в целом.

Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями. Укажем только некоторые из них: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права (например, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), принуждение их служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).

Совершивший военное преступление, может быть, судим непосредственно на основе международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов. В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.

В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства. Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977г. государства-участники этих договоров взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить военные преступления.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Непросто следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку предоставляется определенный минимум гуманитарных прав. Понимание того, что соблюдение норм международного гуманитарного права, само их существование, является необходимостью, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.

Становится историей ХХ век. Человечество готовится жить в новом столетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.

Чтобы обеспечить выполнение обязательств по международному гуманитарному праву в случае вооруженного конфликта, государствам-участникам Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним необходимо еще в мирное время предпринять ряд мер, в частности: как можно более широко ознакомить с текстами Конвенций и Протоколов, как военнослужащих, так и все население в целом; ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказания за военные преступления; предотвратить неправомерное использование эмблем красного креста и красного полумесяца, других знаков и эмблем, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами; осуществить меры, содействующие опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов.

С самого начала вооруженного конфликта обязанностью сторон является назначение держав-покровительниц (нейтральных государств, которым поручается с согласия другой стороны в конфликте защищать гуманитарные интересы сторон). Одной из важнейших функций держав-покровительниц является посещение лагерей для военнопленных и интернированных гражданских лиц. Правом посещать места, где находятся пользующиеся покровительством лица, обладает также МККК. Это делается для того, чтобы представители держав-покровительниц или МККК могли проконтролировать, как на практике стороны в конфликте соблюдают положения Женевских конвенций, предотвратить негуманное обращение с покровительствуемыми лицами и, если необходимо, содействовать улучшению условий их содержания.

Сторона в конфликте не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона нарушила свои обязательства, так как они не обуславливаются взаимностью и должны выполняться каждой стороной в конфликте при всяких обстоятельствах и без каких-либо условий.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность, как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушающее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей. Со времени Нюрнбергского процесса лица, совершившие правонарушения, могут быть судимы непосредственно на основе международного права. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и по Руанде. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, местонахождением которого является Гаага, был учрежден в феврале 1993 года согласно резолюции 808 Совета Безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена рассмотрением деяний, совершенных на территории бывшей Югославии и охватывает 4 категории преступлений: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Трибунал вынес обвинительные заключения и официально предъявил обвинение значительному числу лиц. Международный уголовный трибунал по Руанде, местонахождением которого является Аруша (Танзания), был учрежден в ноябре 1994 года в соответствии с резолюцией 955 Совета безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена деяниями, совершенными в Руанде или гражданами Руанды в соседних государствах в течение 1994 г. Она охватывает 3 категории преступлений: геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., и нарушения Дополнительного протокола II.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) Постоянного международного уголовного суда. Статут Международного уголовного суда предусматривает четыре категории военных преступлений:

  • - серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.;
  • - другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, совершенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов;
  • - серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 года;
  • - другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применяемые к вооруженным конфликтам немеждународного характера, большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II.

Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и I и II Дополнительным протоколам от 1977 г. государства-участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения этих договоров. В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как «военные преступления» (ст. 85).

Серьезными нарушениями являются:

  • 1) перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом:
    • - преднамеренное убийство
    • - пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
    • - преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;
    • - принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах Державы противника;
    • - лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;
    • - незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;
    • - взятие заложников;
    • - произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью.
  • 2) перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью :
    • - совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;
    • - совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;
    • - совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;
    • - превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;
    • - совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;
    • - вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом.
  • 3) ниже перечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта :
    • - перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;
    • - неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;
    • - применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;
    • - превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий, и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов.
  • 4) ниже перечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб, незаконным действием или бездействием, физическому или психическому здоровью любого лица :
    • - применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия:
      • а) действий, влекущих физические увечья;
      • б) медицинских или научных экспериментов;
      • в) операций по удалению тканей или органов для пересадки.

Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также статью 85, часть 1 Дополнительного протокола I). Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает главу 34 (раздел XII) «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Согласно данной статье уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих деяний: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, оружия массового поражения, запрещенных международным договором Российской Федерации.