Нормативные акты о труде (источники трудового права). Акты о труде нормативные локальные

1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года). Ее главенствующая роль среди всех источников трудового права обусловлена следующим:

а) она обладает юридическим верховенством над всеми источниками права, в том числе и трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Наряду с непосредственной реализацией конституционные нормы определяют направления развития законодательства (ст. 18).

б) в ней закреплены базовые права и свободы человека и гражданина в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права.

Положения Конституции РФ, выступающие в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений:

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы; установлен приоритет международно-правовых норм перед национальными (ч. 4 ст. 15).

2) Трудовое законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). Определена компетенция РФ и субъектов РФ. Акты, принятые субъектами РФ, не могут противоречить законам и иным нормативным актам РФ.

3) В статье 37 закреплены основные права и свободы гражданина России в сфере труда.

а) свобода труда, право каждого гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, на свободный выбор рода деятельности и профессии (кроме того, свободный выбор – работать или не работать; юридическая обязанность трудиться Конституцией РФ не предусмотрена);

б) право на свободное использование своих способностей к труду для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;

в) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (т.е. право на здоровые и безопасные условия труда);

г) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

д) право на защиту от безработицы;



е) право на отдых;

ж) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая самую острую форму спора – забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина на судебную защиту своих прав, в том числе – трудовых.

2. Федеральное законодательство включает в себя ТК РФ и иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.)

1) Трудовой Кодекс РФ – от 30 декабря 2001 г., введен в действие 1 февраля 2002 г., в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, важнейший нормативный акт о труде.

Он содержит основополагающие положения правового регулирования в сфере труда, минимальные трудовые и социальные гарантии. Трудовой Кодекс РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Его предшественник КЗоТ РФ, состоял из 8 глав и 255 статей.

Структурно ТК РФ существенно отличается от КЗоТ РФ. Значительное место в законе занимают договорные основы трудового права (раздел II Социальное партнерство в сфере труда).

Существенно обновлена, расширена по объему особенная часть: правовое регулирование труда на основании трудового договора.

Намного объемнее в ТК РФ специальная часть, которая обеспечивает правовое регулирование труда отдельных категорий работников (Раздел XII – гл. 40-55).

Значительную часть занимают нормы, устанавливающие формы защиты трудовых прав работников (раздел XIII – гл. 56-62).

2) Иные федеральные законы, обеспечивающие правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, условно делят на два вида:

а) Федеральные законы, основное назначение которых регулирование отношений в сфере труда. - ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. (с изм. от 09.05.2005г.). - ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»(с изм. от 26.12.2005г). от 17.07.1999 г. - ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г.(с изм. от 05.12.2005г.) и др.

б) Федеральные законы, направленные на управление какой-либо одной отраслью экономики или отдельной сферой жизнедеятельности общества (образование, здравоохранение, транспорт и др.), которые носят комплексный характер, т.е. содержат нормы различных отраслей права, в том числе и трудового. - ФЗ. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации; от 10.01.2003г. - ФЗ г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 и др.

3. Региональное законодательство включает Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В статье 6 ТК РФ в развитие положений, закрепленных ч. 1 ст. 72 Конституции РФ законодатель четко разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ведению органов государственной власти субъектов РФ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

В целом регионы не отличаются активностью в области законодательства в сфере труда. Республика Башкортостан приняла Трудовой Кодекс. В основном субъекты РФ разрабатывают небольшие законы – о профессиональных союзах, об охране труда и др. Во многих регионах, в том числе в Новосибирской области приняты законы о социальном партнерстве в сфере труда (См. Закон «О социальном партнерстве в Новосибирской области» от 19.12.1997 г. №89-03).

4. Коллективно-договорные акты или акты социального партнерства различного уровня.

Они заключаются на двусторонней или трехсторонней основе. Двусторонние соглашения заключаются между представителями работников и работодателей. В трехсторонних соглашениях принимает участие компетентный орган государственного управления. Коллективные соглашения заключаются на различных уровнях. Уровень соглашения определяет сферу его действия. Различают соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (ст. 45 ТК РФ).

На локальном уровне заключаются коллективные договоры (ст. 40 ТК РФ). Статья 9 ТК РФ закрепляет основной принцип регулирования трудовых отношений в договорном порядке: договорные акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

5. Локальные нормативные акты

Их особенности:

1) действуют в пределах конкретной организациииндивидуального предпринимателя);

2) они должны отражать специфику производства, характер деятельности и экономические возможности работодателя; обычно конкретизируют условия труда, предусмотренные законодательством, с учетом организации труда и специфики деятельности предприятия (индивидуального предпринимателя), а также - устанавливают условия труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя;

3) не могут ухудшать положение работников (снижать уровень прав и гарантий) по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Порядок принятия локальных нормативных актов определен статьей 8 ТК РФ.

1) Правом нормотворчества наделен работодатель (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). Так принимаются штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные положения, должностные инструкции и др.;

2) с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого органа). В таком порядке принимаются Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ), Графики сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ) и другие. Указанный порядок принятия локальных нормативных актов может быть предусмотрен также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями (ч. 2 ст. 8 ТК РФ).

3) возможность принятия локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, если такое положение закреплено коллективным договором или соглашениями (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

  • Административно-правовые гарантии прав граждан в сфере государственного управления. Обращения граждан. Административный и судебный порядки обжалования.
  • Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ.
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Амнистия, помилование, судимость. Их правовые последствия.
  • Билет № 105 Нормативные документы в сфере обеспечения БДД.
  • Билет № 4 Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды
  • Для нормализации и регулирования социально-трудовых отношений, связанных с организацией, нормированием и оплатой труда, используется широкий круг нормативных правовых актов и нормативных материалов. Их принято делить на две большие группы: установленные вне предприятия, то есть внешние, и внутрифирменные, то есть локальные нормативные материалы.

    В первую группу включаются:

    3. Трудовой кодекс РФ и федеральные законы, посвященные вопросам труда, например, «О занятости населения», «О минимальном размере оплаты труда» и др.

    4. Указы, постановления, инструкции федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждаются и вводятся в действие нормативные документы федерального значения, например, общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Госстандарт РФ), тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих (Минтруд РФ), квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Минтруд РФ), инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (Госкомстат РФ), форма отчета о численности, заработной плате и движении работников (Госкомстат РФ), система стандартов безопасности труда (Госстандарт РФ, Госстрой РФ), санитарные нормы и правила (Минздравсоцразвития РФ) и др.

    5. Отраслевые и региональные нормативно-правовые акты и рекомендации, например, отраслевые и региональные тарифные соглашения, типовые нормы времени на работы по текущему ремонту жилищного фонда, отраслевые типовые нормы времени на работы по ремонту автобусов, троллейбусов, трамвайных вагонов, отраслевые положения об оплате труда и премировании, об аттестации персонала и др.

    6. Акты органов местного самоуправления. Они могут регламентировать сроки выполнения определенных работ в городском хозяйстве, маршруты движения общественного транспорта и т.д.

    К нормативно-правовым актам второй группы относятся:

    1. Коллективные и индивидуальные трудовые договоры.

    2. Приказы и распоряжения администрации предприятия по вопросам труда и его оплаты (положения об оплате труда, о премировании, приказы о приеме и переводе работников, о присвоении квалификационных разрядов и др.).



    3. Устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, положения о функциональных подразделениях.

    4. Штатное расписание предприятия и должностные инструкции.

    5. Документы по аттестации персонала и рабочих мест, по нормированию труда.

    6. Графики выходов на работу, графики сменности и другие регламенты по организации труда, по режимам труда и отдыха, графики отпусков.

    7. Инструкционно-технологические карты, планы планово-предупредительного ремонта оборудования, технического обслуживания и ремонта оборудования и рабочих мест и др.

    8. Внутрифирменные нормативы и нормы времени, обслуживания, численности, выработки, расхода ресурсов, нормированные задания.

    9. Внутрифирменные этические нормы и правила социально-трудовых отношений.

    Важнейшей разновидностью нормативно-правовых актов по труду является статистическая отчетность предприятий по труду и заработной плате. На предприятиях учет личного состава и его движения производится службой (отделом) кадров. Учет использования рабочего времени сотрудниками обычно ведется в специальных табелях по формам Т-12 или Т-13, которые затем используются бухгалтерией при расчетах заработной платы.



    Основная форма статотчетности по труду – это форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за очередной месяц, включающая три раздела.

    В первом разделе (численность и заработная плата) показывают:

    Среднюю численность работников за месяц с выделением числа внешних совместителей;

    Количество отработанных человеко-часов с начала года;

    Фонд начисленной зарплаты за месяц, в т.ч. совместителей;

    Выплаты социального характера с начала года.

    Во втором разделе (использование рабочего времени) показывают:

    Сколько человек работало неполное рабочее время;

    Количество неотработанных человеко-часов;

    Количество работников в отпусках без сохранения заработной платы;

    Количество человеко-дней болезни.

    В третьем разделе (движение работников) содержатся следующие сведения:

    Принято работников;

    Выбыло работников;

    Количество вакантных рабочих мест;

    Количество намеченных к высвобождению.

    Для нормализации трудовых отношений и контроля над ними используются нормативно-правовые акты. Все правовые нормы по труду подразделяются на две большие группы:

      установленные вне предприятия (внешние документы)

      установленные внутри предприятия (внутренние документы)

    К основным внешним документам трудового права относятся:

    Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы; Нормативно- правовые акты; Трудовые соглашения; Законы субъектов РФ; Акты органов местного самоуправления; Трудовые договоры; Приказы и распоряжения руководства по вопросам труда и его оплаты; Правила внутреннего трудового распорядка; Штатное расписание предприятия; Трудовые книжки работников.

    Самым главным из них является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он представляет собой основной закон, регламентирующий вопросы труда и заработной платы на территории страны. ТК РФ содержит основные нормы социального партнерства, трудовых договоренностей, времени работы и отдыха, нормирования и оплаты труда, материальной ответственности.

    Трудовое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на внешнем по отношению к предприятию уровне (страна, регион, отрасль, территория)

    Трудовой договор - это правовой акт, регулирующий, социально-трудовые отношения на предприятии и заключаемый работодателем с работниками.

    Трудовая книжка - это документ, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. (заносятся сведения о работнике; работе, в том числе о приеме на работу; награждениях и поощрениях; открытия сделанные работником)

    Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия. Порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, состав рабочей комиссии, ход заключения договора. Это решение оформляется приказом администрации и протоколом заседания профсоюзных организаций. Разработанный рабочей комиссией проект договора обсуждается, дорабатывается и утверждается общим собранием трудового коллектива, а затем подписывается участниками.

    Обязательства коллективного договора :

    форма, система и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; оздоровление и отдых работников; гарантии и льготы работникам; Правила внутреннего трудового распорядка.

    Индивидуальный трудовой договор - это правовой акт между работодателем и наемным работником, предусматривающий права и обязанности сторон. Договор заключается в письменном виде при найме работника на работу, а для ранее принятых работников-при их согласии на его заключение. Контракт позволяет сторонам ставить четкие условия, которые они обязаны соблюдать.

    Существенными условиями, включаемыми в договор, являются:

    место работы; дата начала работы; наименование должности, профессии и специальности; права и обязанности сторон; характеристики условий труда;

    режим труда и отдыха; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования.

    Договор может включать также дополнительные условия, которые конкретизируют обязательства сторон, например такие, как: установление испытательного срока, неразглашение охраняемой законом тайны, в том числе и коммерческой;

    Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

    Читайте в статье:

    Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

    Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. "Компаниям-рецидивистам" же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает .

    Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

    На федеральном уровне действуют:

    • кодексы;
    • федеральные законы;
    • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
    • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

    Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

    Охрана труда в ТК РФ

    В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит , но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

    Найдите нужный вам образец документа в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

    10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие "охрана труда" в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии . Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

    Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый "самоконтроль", то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

    В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК , подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2019 году.

    Нормативные акты по охране труда (перечень)

    Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

    Федеральные законы

    Название

    Дата вступления в силу

    Применение

    специальной оценке условий труда"

    Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены , а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала

    Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить?

    "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

    промышленной безопасности опасных производственных объектов"

    Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий, обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации и ликвидации их последствий.

    Действующая редакция от 25.03.2017 Работы повышенной опасности связаны с постоянным действием опасных производственных факторов. Чтобы избежать травматизма, работодатель должен грамотно организовать процесс, разработать локальные документы, назначить ответственных за безопасное производство работ.

    До недавнего времени применялся еще "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Многие по ошибке следуют его положениям и сегодня. Однако он утратил силу еще в октябре 2006 года. На смену ему пришли внесенные дополнения в Трудовой кодекс.

    Подзаконные акты

    К подзаконным актам, прежде всего, относят различные указы, постановления, распоряжения Правительства, Президента или министерств, и др.

    Проверьте, все ли обязательные документы есть в вашей организации, при необходимости воспользуйтесь готовыми образцами.

    Название

    Дата вступления в силу

    Применение

    "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"

    Приводится регламент разработки и утверждения подзаконных актов в сфере ОТ

    Разработка нормативных актов

    Вопросы, касающиеся создания системы ОТ на предприятии

    Как обосновать количество сотрудников в службе ОТ?

    Будет ли аренда СИЗ выгодна конкретно вашей компании или проще и дешевле закупать средства защиты?

    СНиПы

    СНиПы – это строительные нормы и правила, применяемые при проектировании, строительстве, эксплуатации зданий и сооружений. На сегодняшний день разработано и применяется порядка 70 СНиПов, перечислять здесь их все нет необходимости. Воспользуйтесь .

    СанПиНы

    СанПиН – санитарные нормы и правила. Так же как и СНиПов, их превеликое множество, для каждой отрасли производства – свой. Примером могут служить следующие:

    Регламенты и типовые инструкции

    Правила и инструкции по ОТ разрабатываются законодателями отдельно для каждого вида работ. Они являются отправной точкой для компании.

    Если инструкции предприятием разрабатываются самостоятельно, то правила должны применяться в том виде, в котором они утверждены. Список таких документов будет напрямую зависеть от того какую работу выполняет конкретный работник и с каким оборудованием он контактирует.

    Примерами могут служить следующие правовые акты по ОТ.

    Акты о труде нормативные локальные

    Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения в трудовом коллективе и распространяются на работников данной компании, фирмы, организации. Они принимаются руководителем в пределах его компетенции, носят подзаконный характер и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Вместе с тем, возможно установление в локальных нормативных актах дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников за счет собственных средств организации (ст.5 КЗоТ).Локальные нормативные акты о труде выполняют особую роль в системе правового регулирования трудовых отношений. Прежде всего они реализуют предписания нормативных актов большей юридической силы. Например, ст.851 КЗоТ предусматривает, что размеры доплат за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). Установив соответствующие нормы, коллективный договор реализует предписание законодательства. Наряду с реализацией законодательных предписаний локальные нормативные акты о труде выполняют функцию детализации, конкретизации положений закона применительно к условиям конкретной организации. Так, Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены иные поощрения в дополнение к перечню, закрепленному ст.131 КЗоТ. Акты, принимаемые в организации, могут также восполнять пробелы в праве и осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующих актов, принятых государственными органами или социальными партнерами на уровне отрасли, территории и т.п. Локальные нормативные акты о труде распространяют свое действие на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, например в случае установления дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей. Они могу приниматься на определенный срок или без указания срока действия. Порядок принятия локального акта о труде зависит от его вида. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров и утверждается общим собранием (конференцией) работников (см. Коллективный договор). Соглашения по охране труда заключаются между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.148 КЗоТ). Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Большинство других локальных нормативных актов о труде принимается по согласованию с профсоюзами. Так, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом разрабатываются графики сменности, графики отпусков, положения об оплате труда, премировании, выплате вознаграждений по итогам годовой работы. Согласовывается с профсоюзом и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Исключение составляют лишь приказы руководителя, решения правления, совета директоров или общего собрания акционерного общества, которые могут приниматься без участия представителей работников в порядке, определенном уставом. Локальные нормативные акты о труде охватывают практически все сферы трудовой деятельности (рабочее время, время отдыха, дисциплина труда, охрана труда, социально-бытовые льготы работникам и др.). Локальные нормы дополняют государственное и коллективно-договорное (на отраслевом, территориальном, профессиональном уровне) регулирование