Отличия правовых обычаев от права таблица. Соотношение норм права и обычаев. Механизм государства – это

а) если обычаи создаются всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных) и под его контролем

б) если обычаи выражают общую волю, и защищают общий интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества

в) если обычаи выражаются в устной форме, то право выражается в письменной форме в виде нормативных актов

г) если обычаи охраняются от нарушений всем обществом, то право - специально созданным аппаратом принуждения государство

д) всеми перечисленными признаками.

47. Технические нормы – это:

а) правила поведения, регулирующие отношения между людьми

б) правила, характеризующие отношения людей к природе, технике, орудиям и средствам производства

в) технические нормы, закрепленные в законодательстве

г) правила поведения, основанные на разуме и справедливости

д) правила поведения, вырабатываемые в результате добровольного соглашения сторон

48. Назовите отличительные признаки норм морали. Нормы морали – это…

а) нормы, которые формируются в сознании людей

б) нормы, которые регулируют поведение через моральную оценку

в) нормы, которые не содержат точных, детализированных правил, т.е. они более абстрактны

г) нормы, обычно не выражающие письменно

д) все перечисленные признаки, и то, что нормы морали обеспечиваются общественным воздействием, силой общественного мнения

49. Единство права и морали выражается в том, что они…

а) представляют собой разновидность социальных норм, служат для упорядочения общественной жизни

б) обеспечиваются принудительной силой государства

в) устанавливаются, санкционируются либо признаются государством

г) регулируют те отношения, которые поддаются правовому регулированию

д) как правило, закреплены в специальных государственных актах

50. В какой правовой семье единственным источником права признается нормативный правовой акт?

а) в романо-германской

б) в семье общего права

в) в социалистической

г) обычно-традиционной

д) нет правильного ответа

51. Формы государства - это:

а) организация власти в государстве, компетенция, порядок организации и деятельности государственных органов

б) территориальная организация государственной власти, характеризующее распределение власти между государством в целом в лице его центральных органов и ее составными частями

в) понятие, охватывающее организацию высшей власти в государстве, его территориальное устройство и способы осуществления власти

г) способ управления людьми, средство организации общества

д) фактор организованности и порядка в обществе

52. Орган государства – это:

а) система взаимосвязанных общими принципами и единством конечных целей органов и учреждений, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции

б) это система органов государства, имеющих право принимать законы

в) это общественное учреждение, наделенное функциями государственного властвования

г) политическое учреждение, организация, единоличный представитель государства, поделенное функциями государственным властвованием

д) система учреждений и организаций, выражающих политическую жизнь данной страны

53. К представительному органу РК на территории области, района, города относится:

а) Парламент

б) Правительство

в) маслихат

г) министерство

д) Мажилис

54. Социальные нормы не могут быть:

а) экономическими

б) корпоративными

в) правовыми

г) техническими

д) национальными

55. Право – это:

а) естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка

б) система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления

в) совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности

г) акт правотворчества, содержащий нормы права как способ закрепления и выражения правовых норм

д) возможность определенного поведения

56. По субъектам формирования орган государства может быть:

а) правотворческим

б) представительным

в) федеральным

г) коллегиальным

д) общей компетенции

57. В зависимости от территориальной сферы деятельности орган государства может быть:

а) правотворческим

б) представительным

в) федеральным

г) коллегиальным

д) общей компетенции

58. Парламент РК – это:

а) высший орган РК

б) высший представительный орган РК

в) законодательный орган

г) высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции

д) высший исполнительный орган

59. Президент РК издает:

а) законы, кодексы

б) указы и распоряжения

в) постановления, указы

г) указы, приказы

д) решения, указы

60. К источникам права относятся:

а) правопорядок

б) нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент

в) нормы морали

г) норма корпоративных организаций

д) определенная договоренность между индивидами

61. К прикладным юридическим наукам относится:

а) теория государства и права

б) судебная медицина

в) уголовное право

г) история политических и правовых учений

д) торговое право

62. Предмет теории государства и права:

а) общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права

б) совокупность определенных принципов, логических приемов и социальных способов исследования общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых отношений

в) государственно-правовые отношения

г) общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами свих прав

д) государство как член мирового сообщества

63. Механизм государства – это:

а) совокупность наиболее существенных черт, свойственных всем государствам

б) система взаимосвязанных общими принципами и единством целей органов и учреждений, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции

в) система способов закрепления и выражения правовых норм

г) принцип политической власти

д) механизм результативного и нормативно-организованного воздействия на общественные отношения как системы собственно правовых средств

64. Демократизм, разделение властей, субординация и координация, законность, профессионализм - это принципы:

а) политической системы

в) механизма государства

г) судебной власти

д) формы государственного устройства

65. Справедливость, уважение прав человека, равноправие, законность - это принципы:

а) государства

б) судебной власти

в) общества

г) государственной власти

66. Компетенция – это:

а) совокупность полномочий, предоставленных конкретному органу или должностному лицу

б) совокупность полномочий, прав и обязанностей общественного объединения

в) совокупность прав и законных интересов гражданина

г) совокупность всех прав, свобод и обязанностей гражданина

д) совокупность приемов, способ воздействия государства на определенную область общественных отношений

Жизнь человека регламентирована множеством гласных и негласных инструкций. Однако в последнее время определённые социальные круги стремятся подменить одни понятия другими, навязав людям свои взгляды на жизнь. Так, многие объединения (религиозные, культурные) настаивают на соблюдении своих обычаев и даже пытаются привлечь «инодумцев» за нарушение к ответственности. Правомерно ли такое поведение и обязательно ли чтить чужие традиции?

Право – это совокупность письменных норм, которые имеют обязательное действие на установленной территории (страна, субъект федерации) в определённое время и касаются неопределённой группы людей. При этом право может быть как актуальным, так и устаревшим, как прогрессивным, так и деструктивным. Каждый человек обязательно должен соблюдать требования закона, независимо от своего отношения к нему. За отказ от выполнения тех или иных норм предусмотрена ответственность (уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная).

Обычай – это устойчивая норма поведения, которая определилась исторически на определённой территории. Соблюдение его требований – индивидуально для каждого человека. Раньше за нарушение традиций наступала ответственность (включая остракизм), сегодня за это предусмотрено лишь моральное порицание. К примеру, сто лет назад ношение брюк было исключительно мужское прерогативой, для женщин их ношение являлось позором, сегодня данный обычай сохранился лишь в мусульманских странах.

Таким образом, право всегда закреплено в письменной форме и кодифицировано, в то время как обычай – нет. Он передаётся из поколения в поколение на личном примере, а не путем издания властных предписаний. Если обычай будет записан на бумаге, а за его несоблюдение – определена ответственность, он тут же превратится в правовую норму, обязательную для каждого человека.

За соблюдением права следит исполнительная ветвь власти, судебная – наказывает за нарушение закона. Выполнять требования обычая или отказаться от них – личное дело каждого человека. Ведь некоторые традиции сегодня выглядят просто дикими, поэтому и принуждать к их соблюдению ни в коем случае нельзя.

При этом современное право построено на принципах гуманизма. Законы большинства государств прогрессивны, и в них нет места произволу и отказу от справедливости. Обычаи могут быть заведомо преступными, противореча правовым нормам. Так, в отдельных регионах России до сих пор сохранились традиции воровства невест (что соответствует похищению человека). У мормонов приветствуется сожительство с несовершеннолетними девушками, что явно противоречит требованиям уголовного законодательства.

Выводы сайт

  1. Письменное закрепление. Обычаи передаются из поколения в поколение и нигде не зафиксированы. Право же обязательно носит письменную форму, а его «буква» доступна каждому.
  2. Императивность исполнения. Соблюдать обычай необязательно: это личное дело каждого человека. За нарушение закона предусмотрена ответственность, и отличается лишь жёсткость наказания.
  3. Справедливость. Многие обычаи являются справедливыми (уступать место беременным женщинам в транспорте, помогать своим родственникам). Законы же, напротив, могут быть лишены этого свойства (обязательная служба в армии, получение бесплатного образования по конкурсу).
  4. Законность. Отдельные обычаи заведомо преступны, их соблюдение может быть наказано в установленном порядке. Право же всегда легально: если норма не отменена, её соблюдение является обязательным.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно, т.е. не имеет особого отношения. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами Конституции и федерального конституционного законаРоссийской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст.10 закона "О конституционном суде РФ").

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Так, в частности, Федеральным Законом "Об оружии" ст.13 установлено, что: "Право на приобретение оружия, имеют граждане достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии...", "возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, может быть снижен не более чем на два года законодательными органами субъектов Российской Федерации" - предоставление этого права связано с тем, что в ряде Субъектов, промыслы, в том числе и охота, являются основным видом деятельности, т.е. связаны с сохранением обычая.

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности: "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе" (п.1 ст.5 ГК РФ).



Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия. Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые государством законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права. На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия. Что же касается правовых обычаев, то они как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.

Важность обычаев и их роль в жизни общества выражаются прежде всего в том, что обычаи вместе с другими не правовыми актами - регуляторами общественных отношений действуют как самостоятельные, весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

Таким образом, независимо от формы и содержания, а так же особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются сами по себе или во взаимосвязи или взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.

Право и обычаи . Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути, достаточно подробное описание самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу, это становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, т.е. нормой поведения.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятель-костной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Следовательно, содержание обычая - это сам образец Поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали °йи предполагают не согласование поведения с предписан-требованиями, а воспроизведение самого поведения в устоявшихся вариантах.

Наконец, существование обычая в виде привычки чает отсутствие особых механизмов его обеспечения, сутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как "отношение" юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое "отношение" сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия совершенные при реализации ее требований. В правовое обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.

2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.).

3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.

4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.

5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д. Пути происхождения права отличаются в зависимости от особенностей перехода к производящей экономике, организации хозяйственной деятельности, форм общественного разделения труда, роли религии в жизни общества.

Восточный путь правогенеза: право органично вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.

Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. В установлении гармонии и порядка в обществе право здесь играло второстепенную, дополнительную роль по отношению к религии, морали, обычаям и традициям.

Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Влияние религии здесь тоже есть, но отдавайте «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Право определяло меру свободы, которая была обусловлена природой человека (естественное право). Право развивалось от обычая к правовому обычаю, который был обеспечен воз-можностью государственного принуждения. От правовых обычаев к судебным прецедентам, договорам, законам. Особого совершенства достигло римское право в регулировании имущественных отношений.

Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме административно-го или судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов - законов, эдиктов, указов, приказов, постановлений и т.д.

Право возникает в следующих формах:

1. Санкционирование и запись обычаев первобыт. об-ва, т.е. возникновение правовых обычаев .

2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости. Их решения становились образцами для вынесения решений по аналогичным делам, так сформировался судебный (административный) прецедент.

3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов , т.е. собственно правотворчество.

4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право), форма закрепления – правовой обычай либо нормативно-правовой акт .

5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»), но которые становились правом через деятельность судебно-административных органов (судебный прецедент) либо через санкционирование или принятие государством (правовой обычай, нормативно-правовой акт).

Выводы. Право возникает на определенном этапе развития общества. Пути и формы правогенеза отличаются на Западе и Востоке. Основные формы, в которых возникает право: правовой обычай, судебный (административный) прецедент, нормативно-правовой акт.


Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.
В широком смысле слова, обычай - это все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкновения и ритуалы, имеющие социальную значимость.
В узком смысле слова, обычаи - это нормы, соблюдение которых стало привычным в силу их длительного существования.
Традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиции по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.
В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.
Особенности обычая как регулятора:
а) устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения;
б) массовость обычаев - исторически обусловленное свойство, появление которого связано с возникновением и формированием стереотипов общественно приемлемого поведения в социальных группах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения.
в) привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются населением как органическая часть повседневного образа жизни и выполняются без внутреннего сопротивления как правила, получившие всеобщее признание.
Взаимосвязь и взаимодействие обычаев и норм права:
- они имеют общие признаки нормативности и общеобязательности;
- государство по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам государства, и налагают запрет на обычаи, которые являются пережитками прошлого (тормозят общественное развитие либо имеют негативный характер);
- право может быть безразлично к обычаям и традициям, но наиболее общественно опасные из них запрещает (например, существующий у горских народностей обычай кровной мести, обычаи, связанные с многоженством).
Отличаются обычаи и традиции от норм права тем, что не имеют внешнего выражения в письменных документах и не обеспечиваются принудительной силой со стороны государства (т. е. так же, как и мораль отличается от права).
Неправовые обычаи следует отличать от правовых обычаев. Последние представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые в результате многократного повторения их людьми превратились в устойчивые правовые нормы. Правовые обычаи признаются государством в качестве таковых и фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае обычаи нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и имеют значение наряду с другими источниками права для разрешения конкретных юридических дел и споров в судах и иных государственных или муниципальных органах, т. е. обеспечиваются принудительной силой со стороны государства или органов местного самоуправления.

Еще по теме § 3. Соотношение норм права и обычаев:

  1. Тема 4. СООТНОШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА
  2. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
  3. Соотношение Конституции РФ и норм международного права
  4. Русинова Вера Николаевна. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ: СООТНОШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук. Москва - 2015, 2015