П 2.1 4 постановления 1 29. Положение об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организации. I. Общие положения

Ж) случаи, требующие немедленной остановки сосуда, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой работы сосуда. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы включения сосуда и технологического процесса;

З) порядок действия персонала в случае аварии или инцидента;

И) порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда).

303. В производственной инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию автоклавов с быстросъемными крышками должны быть дополнительно включены указания о:

А) порядке пользования ключ-маркой и замком;

Б) допустимых скоростях прогрева и охлаждения автоклава и методах их контроля;

В) порядке наблюдения за тепловыми перемещениями автоклава и контроля за отсутствием защемлений подвижных опор;

Г) контроле за непрерывным отводом конденсата.

304. Руководством эксплуатирующей организации должна быть утверждена схема включения сосуда с указанием: источника давления; параметров; рабочей среды; арматуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматического управления; предохранительных и блокирующих устройств. Схемы включения сосудов должны быть на рабочих местах.

305. При эксплуатации сосудов, обогреваемых горячими газами, необходимо обеспечить надежное охлаждение стенок, находящихся под давлением, не допуская превышение температуры стенки выше допустимых значений.

306. В целях исключения возможности введения в работу сосудов (автоклавов) с быстросъемными крышками при неполном закрывании крышки и открывании ее при наличии в сосуде давления необходимо оснащение таких сосудов замками с ключом-маркой. Порядок хранения и применения ключа-марки должен быть отражен в производственной инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов.

307. При эксплуатации сосуда с рабочим давлением до 2,5 МПа включительно необходимо применение манометров прямого действия, имеющих класс точности не ниже 2,5, а при рабочем давлении более 2,5 МПа класс точности применяемых манометров должен быть не ниже 1,5.

308. На шкале манометра владельцем сосуда должна быть нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде. Взамен красной черты разрешается прикреплять к корпусу манометра пластину (из металла или иного материала достаточной прочности), окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.

Манометр должен быть выбран с такой шкалой, чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы.

309. Установка манометра на сосуде должна обеспечить отчетливую видимость его показаний обслуживающему персоналу.

Номинальный диаметр корпуса манометров, устанавливаемых на высоте менее 2 м от уровня площадки наблюдения за ними, должен быть не менее 100 мм, на высоте от 2 до 3 м включительно - не менее 160 мм.

Установка манометров на высоте более 3 метров от уровня площадки не разрешается.

310. Для периодической проверки рабочего манометра необходима установка между манометром и сосудом трехходового крана или заменяющего его устройства.

В необходимых случаях манометр в зависимости от условий работы и свойств среды, находящейся в сосуде, должен быть снабжен или сифонной трубкой, или масляным буфером, или другими устройствами, предохраняющими его от непосредственного воздействия среды и температуры и обеспечивающими его надежную работу.

Манометры и соединяющие их с сосудом трубопроводы должны быть защищены от замерзания.

311. Вместо трехходового крана на сосудах, работающих под давлением более 2,5 МПа или при температуре среды более 250 °C, а также со средой, относимой к группе 1 (в соответствии с ТР ТС 032/2013), допускается установка отдельного штуцера с запорным устройством для подсоединения второго манометра.

Установка трехходового крана или заменяющего его устройства необязательна при наличии возможности проверки манометра в установленные сроки путем снятия его со стационарного сосуда.

312. Манометры не допускаются к применению на сосудах в следующих случаях, если:

А) на манометре отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении поверки;

Б) истек срок поверки манометра;

В) стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного манометра;

Г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний.

313. Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна быть произведена не реже одного раза в 12 месяцев, если иные сроки не установлены в документации на манометр. Обслуживающий персонал должен производить проверку исправности манометра с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем установки стрелки манометра на нуль. Порядок и сроки проверки исправности манометров обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации сосудов должны быть определены производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, утвержденной руководством эксплуатирующей организации.

314. При эксплуатации сосудов, работающих при изменяющейся температуре стенок, необходимо осуществление контроля за соблюдением требований по допустимым скоростям прогрева и охлаждения сосудов, которые (при необходимости такого контроля) указывают в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

315. Проверку исправности действия пружинного предохранительного клапана осуществляют путем:

А) принудительного открывания его во время работы оборудования с периодичностью, установленной в производственной инструкции по эксплуатации предохранительных клапанов;

Б) проверки срабатывания клапана на стендах, если принудительное открывание клапана нежелательно или по свойствам рабочей среды (взрывоопасная, горючая, токсичная), или по условиям технологического процесса.

При эксплуатации пружинного предохранительного клапана его пружина должна быть защищена от недопустимого нагрева (охлаждения) и непосредственного воздействия рабочей среды, если она оказывает вредное действие на материал пружины.

316. Установка манометра и предохранительного клапана необязательна на сосуде, у которого рабочее давление, установленное изготовителем в паспорте, равно или больше давления питающего источника, и при условии, что в этом сосуде исключена возможность повышения давления от химической реакции или обогрева, в том числе в случае пожара.

317. На подводящем трубопроводе сосуда, рассчитанного на давление, которое меньше давления питающего его источника, необходима установка автоматического редуцирующего устройства с манометром и предохранительным устройством, установленными на стороне меньшего давления после редуцирующего устройства. В случае установки обводной линии (байпаса) она также должна быть оснащена редуцирующим устройством.

Допускается установка одного редуцирующего устройства с манометром и предохранительным клапаном на общем для группы сосудов, работающих при одном и том же давлении, подводящем трубопроводе до первого ответвления к одному из сосудов. При этом установка предохранительных устройств на самих сосудах необязательна, если в них исключена возможность повышения давления.

Если вследствие физических свойств рабочей среды не обеспечивается надежная работа автоматического редуцирующего устройства, то допускается установка регулятора расхода и предусматривается защита от повышения давления.

318. Пропускная способность предохранительных клапанов определяется в соответствии с действующей нормативной документацией с учетом коэффициента расхода для каждого клапана (для сжимаемых и несжимаемых сред) и площади сечения клапана, к которой он отнесен, указанных в паспорте предохранительного клапана.

При работающих предохранительных клапанах в сосуде не допускается давление, превышающее разрешенное давление:

А) более чем на 0,05 МПа - для сосудов с давлением менее 0,3 МПа;

Б) более чем на 15% - для сосудов с давлением от 0,3 до 6 МПа включительно;

В) более чем на 10% - для сосудов с давлением более 6 МПа.

При работающих клапанах допускается превышение давления в сосуде не более чем на 25% разрешенного давления при условии, что это превышение предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации сосуда.

Если в процессе эксплуатации снижено рабочее давление сосуда, то необходимо провести расчет пропускной способности предохранительных клапанов для новых условий работы.

319. В целях обеспечения безопасной работы сосудов следует защищать присоединительные трубопроводы предохранительных клапанов (подводящие, отводящие и дренажные) от замерзания в них рабочей среды.

Отбор рабочей среды из патрубков (и на участках присоединительных трубопроводов от сосуда до клапанов), на которых установлены предохранительные устройства, не допускается.

320. При установке на одном патрубке (трубопроводе) нескольких предохранительных устройств площадь поперечного сечения патрубка (трубопровода) должна быть не менее 1,25 суммарной площади сечения клапанов, установленных на нем. При определении сечения присоединительных трубопроводов длиной более 1000 мм необходимо также учитывать величину их сопротивлений.

321. Установка запорной арматуры между сосудом и предохранительным устройством, а также за ним не допускается.

Для группы предохранительных устройств (двух и более) арматура перед (за) предохранительным устройством (устройствами) может быть установлена при условии оснащения предохранительных устройств блокировкой, выполненной таким образом, чтобы при любом предусмотренном проектом варианте отключения клапанов (клапана) остающиеся включенными предохранительные устройства имели суммарную пропускную способность, обеспечивающую выполнение требований пункта 318 настоящих ФНП. При установке двух предохранительных устройств блокировка должна исключать возможность одновременного их отключения.

322. Среда, выходящая из предохранительных устройств, должна отводиться в безопасное место. Сбрасываемые токсичные, взрыво- и пожароопасные технологические среды должны направляться в закрытые системы для дальнейшей утилизации или в системы организованного сжигания.

В случаях, обоснованных проектной документацией, допускается сброс нетоксичных взрыво- и пожароопасных сред в атмосферу через сбросные трубопроводы при условии, что их конструкция и места размещения обеспечивают взрыво- и пожаробезопасное рассеивание сбрасываемой среды с учетом требований пожарной безопасности.

Запрещается объединять сбросы, содержащие вещества, которые способны при смешивании образовывать взрывоопасные смеси или нестабильные соединения.

323. Для обеспечения удаления конденсата отводящие трубопроводы предохранительных устройств и импульсные линии импульсных предохранительных клапанов должны быть оснащены дренажными устройствами в местах возможного скопления конденсата. Из дренажных трубопроводов конденсат должен отводиться в безопасное место.

Установка запорных органов или другой арматуры на дренажных трубопроводах не допускается.

324. Мембранные предохранительные устройства должны быть установлены на патрубках или трубопроводах, непосредственно присоединенных к сосуду в местах, открытых и доступных для осмотра и монтажа-демонтажа.

Мембраны должны быть размещены только в предназначенных для них узлах крепления.

Присоединительные трубопроводы должны быть защищены от замерзания в них рабочей среды.

325. При установке мембранного предохранительного устройства последовательно с предохранительным клапаном (перед клапаном или за ним) полость между мембраной и клапаном должна сообщаться отводной трубкой с сигнальным манометром (для контроля исправности мембран).

Допускается установка переключающего устройства перед мембранными предохранительными устройствами при наличии удвоенного числа мембранных устройств с обеспечением при этом защиты сосуда от превышения давления при любом положении переключающего устройства.

326. Порядок и сроки проверки исправности действия, ремонта и проверки настройки срабатывания на стенде предохранительных устройств в зависимости от условий технологического процесса должны быть указаны в производственной инструкции по эксплуатации предохранительных устройств, утвержденной руководством эксплуатирующей организации.

Результаты проверки исправности предохранительных устройств, сведения об их настройке записывают в сменный журнал, сведения об их настройке оформляют актами лица, выполняющие указанные операции.

327. При эксплуатации сосудов, имеющих границу раздела сред, у которых необходим контроль за уровнем жидкости, должны быть выполнены следующие требования:

А) обеспечение хорошей видимости показаний указателя уровня жидкости;

Б) при возможности понижения уровня жидкости ниже допустимого на сосудах, обогреваемых пламенем или горячими газами, осуществление контроля уровня по двум указателям прямого действия;

В) четкое обозначение на указателе уровня жидкости допустимых верхнего и нижнего уровней при соблюдении условия, что высота прозрачного указателя уровня жидкости должна быть не менее чем на 25 мм соответственно ниже нижнего и выше верхнего допустимых уровней жидкости;

Г) при оснащении сосуда несколькими указателями уровня по высоте размещение их таким образом, чтобы они обеспечили непрерывность показаний уровня жидкости;

Д) при проведении продувки арматуры (краны, вентили), установленной на указателе уровня, обеспечение отвода рабочей среды в безопасное место;

Е) применение защитного устройства для предохранения персонала от травмирования при разрыве применяемого на указателе уровня прозрачного элемента, выполненного из стекла или слюды;

Ж) обеспечение надежного срабатывания звуковых, световых и других сигнализаторов и блокировок по уровню, предусмотренных проектом и установленных наряду с указателями уровня.

328. Для поддержания сосудов в исправном состоянии эксплуатирующая организация обязана организовывать своевременное проведение в соответствии с графиком ремонта сосудов. При этом не допускается проведение ремонта сосудов и их элементов, находящихся под давлением. В целях обеспечения безопасности при ремонте, связанном с производством работ внутри сосуда, до начала этих работ сосуд, соединенный с другими работающими сосудами общим трубопроводом, должен быть отделен от них заглушками или отсоединен. Отсоединенные трубопроводы должны быть заглушены. Допускаются к применению для отключения сосуда только заглушки соответствующей прочности, устанавливаемые между фланцами и имеющие выступающую часть (хвостовик), по которой определяют наличие заглушки. При установке прокладок между фланцами они должны быть без хвостовиков.

329. При работе внутри сосуда (внутренний осмотр, ремонт, чистка) должны применяться безопасные светильники на напряжение не выше 12 В, а при взрывоопасных средах - во взрывобезопасном исполнении. При необходимости должен быть произведен анализ воздушной среды на отсутствие вредных или других веществ, превышающих предельно допустимые концентрации. Работы внутри сосуда должны быть выполнены по наряду-допуску.

330. При отрицательной температуре окружающего воздуха пуск, остановка или испытание на герметичность сосудов, эксплуатируемых на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, должны осуществляться в соответствии с установленным в производственной инструкции регламентом пуска в зимнее время, разработанным на основании требований руководства (инструкции) по эксплуатации и проектной документации.

С учетом зависимости прочностных характеристик материала, из которого изготовлен сосуд, от температуры, а также минимальной температуры, при которой сталь (или иной материал) и сварные соединения данного сосуда допускаются для работы под давлением, регламент пуска в зимнее время сосуда (группы однотипных по конструкции сосудов, работающих в одинаковых условиях) должен определять:

А) минимальные значения давления рабочей среды и температуры воздуха, при которых возможен пуск сосуда в работу;

Б) порядок (график) повышения давления (от минимального давления пуска до рабочего) в сосуде при пуске в работу и снижения - при остановке;

В) допустимую скорость повышения температуры стенки сосуда при пуске в работу и снижения - при остановке.

Ольга Кочерова, руководитель проектов направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG

В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Обучение по охране труда осуществляется в соответствии с положениями Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок №1/29).

Порядок №1/29 обязателен для исполнения работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

В конце прошлого года Министерство труда и социальной защиты подготовило проект приказа, в котором предлагается изменить Постановление Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29 (далее Проект приказа)

На сегодняшний день обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда должны проходить все работники организации, в том числе ее руководитель. Руководители и специалисты организаций должны проходить специальное обучение в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Проектом приказа предлагается проводить данное обучение раз в пять лет. Разумеется, пройти обучение необходимо в первый месяц при поступлении на работу. Но если новый сотрудник уже проходил обучение по охране труда, и срок его действия не истёк, то обучаться по охране труда заново не придётся.

Подобные изменения, с одной стороны, облегчают экономическую нагрузку на предприятие. Но также может оказаться, что увеличение промежутка между обучениями негативно скажется на состоянии охраны труда в организации – за 5 лет непременно что-нибудь забудется.

Также по Проекту приказа результаты проверки знаний требований охраны труда работников в комиссии по проверке знаний требований охраны труда организации или обучающей организации оформляются протоколом. Это означает, что удостоверения по охране труда будет выдавать только обучающая организация (учебный центр). Руководителям и специалистам не осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также работникам рабочих профессий, проходящих проверку знаний требований охраны труда в комиссии организации, достаточно будет оформить протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.

Пунктом 3.7. действующего Порядка №1/29 установлено, что работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Форма удостоверения по проверке знаний по охране труда установлена Приложением №2 к Порядку №1/29. В удостоверении обязательно указывается место работы сотрудника.

Не редко возникают вопросы легитимности удостоверения по охране труда при смене места работы. Проектом приказа предлагается строку «место работы» исключить. Удостоверение руководителю и специалисту, выданное специальной организацией, не будет привязано к конкретной организации. Даже если руководитель или специалист сменит работу, документ будет действителен. Заверять удостоверение печатью организации надо будет только при наличии печати.

Обучение по охране труда – процесс получения работниками теоретических знаний и практических навыков в области охраны труда в объеме, необходимом и достаточном для формирования и поддержания безопасности работников. В статье мы расскажем, что устанавливает Порядок № 1/29, и какие изменения предложил Минтруд в 2018 году.

Что устанавливает порядок обучения по охране труда 1/29 Порядок обучения № 1/29 действует с 13 января 2003 года и является сейчас главным государственным нормативным правовым актом, регламентирующим процесс подготовки работников по охране труда. Порядок устанавливает, как нужно обучать руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий, и где именно следует учить каждую категорию персонала.

Данный нормативный документ определяет периодичность подготовки только для специалистов, а не для рабочих. Срок проверки знаний рабочих должен быть указан в отраслевых правилах по охране труда. Срок проведения инструктажей указан максимальный – 6 месяцев. Но многие правила содержат требования по проведению повторного инструктажа каждые три месяца.

Следовательно, Порядок № 1/29 устанавливает минимальные требования к подготовке, а их конкретизация является задачей работодателя. Применение Приказа 1/29 в организациях ВНИМАНИЕ Каждый работодатель сам решает, как ему построить подготовку работников по ОТ – по ГОСТ или другим стандартам, в том числе международным.

Однако применение Постановления 1/29 является приоритетным, потому что данный нормативный правовой акт прошел регистрацию в Минюсте России и является обязательным для всех работодателей в Российской Федерации, в отличие от государственных стандартов и стандартов безопасности. Положение по охране труда, разрабатываемое работодателем, может содержать в себе рекомендации ГОСТ 12.0.004-2015, но такая отсылка может иметь неблагоприятные последствия для работодателя, не давая ему свободу в назначении процедур проведения внеочередной проверки знаний, например, или проведении стажировки. В этом случае инспектор вправе привлечь к ответственности за нарушение как Порядка 1/29, так и ГОСТ.

Это приведет к увеличению замечаний со стороны инспектора, а также и к росту объема регламентной документации по ОТ. Чем больше придется заполнять бумаг, тем меньше времени останется на работу на объектах. Ответственность за нарушение требований Ответственность за нарушение требований Порядка № 1/29 установлена в статье 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях. За непроведение обучения работодатель должен привлекаться по части третьей данной статьи, а за проведение с нарушением Порядка – по части первой.

Нарушения Постановления № 1/29 – одни из самых частых в практике инспекторов ГИТ, и могут не только разорить работодателя, но и привести к его ликвидации или дисквалификации.

С началом проведения проверок по проверочным листам их число увеличилось в четыре раза. Наиболее частым заблуждением практикующих специалистов является обучение в учебном центре всех работников, хотя относящихся к рабочим профессиям можно обучить в своей организации.

Если на предприятии нет своей комиссии по проверке знаний требований охраны труда, отсутствует возможность для обучения работников силами работодателя, это является нарушением требований постановления о проведении подготовки по ОТ и грозит штрафом по части первой статьи 5.27.1 КоАП РФ. Есть нарушения Порядка 1/29, следствием которых может стать угроза закрытия предприятия или огромного штрафа:

1.Непроведение подготовки по ОТ некоторых категорий работников Несмотря на то, что Порядок действует уже больше пятнадцати лет, некоторые специалисты поОТ до сих пор не знают, что для работников рабочих профессий нужно составлять отдельные программы обучения по каждой специальности. Многим работодателям не известно, что обучение по ОТ должно проводиться не только для производственного персонала, но и для офисного. Широко бытует мнение, что офисный персонал можно избавить от первичного и повторного инструктажей по охране труда, а проверку знаний – не проводить вообще. Часто освобождают от инструктажа целые отделы, но не оформляют при этом локальный нормативный акт или другие документально оформленные обоснования. Если работник эксплуатирует хотя бы один переносной электроинструмент, его необходимо проинструктировать. Минтруд в своих разъяснениях допускает освобождение бухгалтеров и другого офисного персонала от первичного и повторного инструктажей, но и это решение должно быть обоснованным. Это – правило организации, и его следует согласовать с представительным органом работников.

2. Неоформление результатов стажировки Некоторые работодатели уверены, что проведение стажировки должно быть отражено только в последних столбцах журнала регистрации инструктажа на рабочем месте. Но это не так.

Следует предъявить инспектору не только отметку о том, что стажировка была проведена с работником в указанный в журнале период времени, но ипоказать, что именно было изучено работником в процессе. Сделать это без плана или программы нельзя. В противном случае инспектор может посчитать стажировку проведенной формально.
ВНИМАНИЕ, ШТРАФ! Допуск к работе без проведения стажировки – часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В журнале инструктажа имеется отметка о стажировке, а программа стажировки не составлена – грозит штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

3.Неправильно проводится обучение по оказанию первой помощи Многие полагают, что для этого достаточно пригласить на работу преподавателя из медучилища. Однако это возможно только в том случае, если медучилище имеет лицензию наподготовку инструкторов по оказанию первой помощи, то есть на реализацию программ дополнительного профессионального образования. Изменение постановления обучения по охране труда в 2018 году Минтруд опубликовал проект Правил, которые заменят Порядок от 13.01.2003 № 1/29.

Если этот проект будет подписан, специалисту по охране труда придется переосмыслить всю традиционную процедуру обучения. Изменения предлагаются радикальные. Например: При переходе на работу в другую организацию, удостоверение, полученное у предыдущего работодателя, будет действительным для нового рабочего места.

Каждый, кто проводит первичный инструктаж или стажировку, обязан пройти обучение первой помощи только в УЦ. Запрещается обучать работников исключительно с применением дистанционных технологий, без практических занятий. Практические занятия должны проводиться на учебных полигонах. Программа обучения по охране труда должна пересматриваться каждые три года. Журнал инструктажа для ИП может быть общим – как для вводного, так и для инструктажа на рабочем месте. Согласно проекту, в УЦ не нужно направлять мастеров и бригадиров, производителей работ и т.д. В УЦ необходимо будет направлять главных технических специалистов. Их подготовка должна длиться не менее шестнадцати часов.

Подготовка членов комиссии по проверке знаний требований ОТ включает сорок часов. Семьдесят два часа заложено на обучение специалистов и уполномоченных по охране труда. Новый проект хорош своей конкретностью в установлении сроков. Но есть серьезные минусы. Например, указано: «Программа обучения заканчивается проведением стажировки», а пункт 53 проекта устанавливает, что стажировка отмечается в журнале после проведения первичного инструктажа.

Вводится немало новых понятий, таких как «оценка рисков», «независимая оценка квалификации» и т.п. Если учесть, что проекты изменения Порядка 1/29 разрабатывались и в 2012 году, но так и не дошли до регистрации в Минюсте, есть надежда, что Постановление № 1/29 еще не один год будет главным нормативным правовым документом по охране труда.

2.1.2. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

2.1.3. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

2.1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

Со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

С работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

С командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

2.1.5. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 настоящего Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

2.1.6. Внеплановый инструктаж проводится:

При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

При изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

При перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

По решению работодателя (или уполномоченного им лица).

2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

2.1.8. Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.