Подготовка к ОГЭ обществознание: Понятие права. Основные отрасли права в РФ

Право совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Термин «право» используется в нескольких смысло­вых значениях:

1) п равовые (юриди­ческие, от лат. juris — право) нормы;

2) в озмож­ность посту­пать оп­ределён­ным обра­зом;

3) е стествен­ное право (да­но от природы человеку при его рождении: право на жизнь, на сво­боду, право иметь собст­венность и др., никто не может его от­нять).

4) в ысшие, независи­мые от государ­ства нормы и прин­ципы: справедли­вость, правда (отсюда старинные правовые докумен­ты — «Русская Правда» в Древне­русском государст­ве; «Салическая правда» у племени франков).

Признаки права

К наиболее существенным признакам права относят­ся следующие:

1) носит системный характер, формально выражено в норматив­ных (правовых) актах;

2) основано на прин­ципах справедли­вости и ценнос­тях, уважаемых в обществе;

3) связано с государством (правила, выработанные в обществе, санкциониру­ются (утверждаются) го­сударством, другие — ус­танавливает государство);

4) носит общеобязательный характер, нарушение влечет юриди­ческую ответственность.

Основные функции права

На протяжении всей истории право играет значитель­ную роль в жизни общества, выполняя соответствующие функции:

1) регулятивная регулирует общественные отно­шения, устанавливая модели поведения их участников;

2) охранительная защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридиче­скую ответственность наруши­телям.

Основные отрасли права в РФ

Отрасль права Содержание правовой отрасли
I. Материальное право — отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.
1. Конституционное (государственное) право Отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.
2. Гражданское право Отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право и т. д.
3. Административное право Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.
4. Уголовное право Отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
5. Семейное право Отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
6. Трудовое право Отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.
7. Финансовое право Отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
II. Процессуальное право — отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
1. Уголовно-процессуальное право Отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
2. Гражданско-процессуальное право Отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.
3. Арбитражный процесс Процесс прохождения дел в арбитражных судах.
4. Конституционное судопроизводство Судопроизводство в Конституционном суде.

Международное право

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.

Частное и публичное право

Существует и другое деление системы права — на частное и публичное.

Публичное право — это отрасли права, которые закрепляют порядок деятельности органов государственной власти и управления. Предметом правового регулирования являются неимущественные отношения.

Основные отрасли публичного права — международное публичное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право.

Частное право — это отрасли права, которые охраняют и регулируют отношения частных дел. Предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения.

Основные отрасли частного права гражданское право, предпринимательское право, трудовое право и семейное право.



Разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет её в официальном письменном документенормативном (или правовом) акте . Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

Нормы только тогда становятся правовыми, когда они формально определены, т. е. упорядочены, сформулированы и закреплены в различных актах государственных органов, которые называют источниками права . Основным среди источников права является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующий общественные отношения.

Нормы права

Норма права это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических (правовых) норм .

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные .

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют науправомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны .

Признаки правовой нормы:

1. Регулирование поведения . Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер . Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность . Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством . Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства .

5. Формальная определённость . Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме .

Соблюдение — это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение — это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование — это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение — это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхурюмская средняя общеобразовательная школа»
Здвинского района Новосибирской области


Обществознание. Подготовка к ГИА. «Право». Итоговое тестирование.


Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2012 год

1. Верны ли следующие суждения о функциях права?

А. К функциям права относится прогнозирование последствий изменения окружающей среды.

Б. К функциям права относится регулирование общественных отношений.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

2. Укажите правильную последовательность судов общей юрисдикции (от низших к высшим)

1. Верховный Суд

2. Областной суд

3. Краевой суд

4. Районный суд

5. городской суд

3. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия функций суда и прокуратуры. Укажите черты сходства и отличия.

1. ведает разрешением гражданских, трудовых и иных споров

2. осуществляет защиту прав и свобод человека

3. рассматривает уголовные дела

4. обеспечивает укрепление законности и правопорядка

Сходства – …

Отличия – …

4. Из перечисленных ниже норм укажите норму права?

1. право на сочувствие

2. право на труд

3. право на уважение

4. право на внимание

5. К личным неимущественным правам относится право на

1. результаты интеллектуальной деятельности

2. получение наследства

3. заключение договора дарения

4. владение земельным участком

6. Установите соответствие между ситуациями и отраслями права, которые призваны их регулировать.

Отрасли права:

А. административное

Б. гражданское

В. уголовное

1. гражданин перешёл улицу на красный сигнал светофора

2. гражданин, поссорившись с соседом, написал на него заведомо ложное заявление, обвинив его в совершении особо тяжкого преступления

3. гражданин распивал спиртные напитки на производстве

4. гражданин взял у сослуживца в долг десять рублей, дав обязательство вернуть их через год

5. гражданин не подчинился законному требованию сотрудника полиции

6. гражданин совершил кражу велосипеда

А. административное – …

Б. гражданское – …

В. уголовное - …

7. Укажите правильную последовательность расположения нормативных актов в соответствии с их юридической силой, начиная с низшего.

1. постановление Правительства РФ

2. указ Президента РФ

3. распоряжение Министра внутренних дел

4. Конституция РФ

5. федеральный закон

8. В приведённом списке указаны черты сходства и черты отличия уголовной ответственности от административной ответственности. Укажите черты сходства и отличия

1. порождает состояние судимости

2. всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя

3. использует механизмы государственного принуждения

4. устанавливается только судом

Сходства – …

Отличия – …

9. Укажите черту, не относящуюся к Конституции

1. закрепляет базовые принципы государственного устройства

2. характеризуется постоянными изменениями

3. содержит нормы, имеющие прямое действие

4. обладает высшей юридической силой

10. По Конституции РФ высшая ценность в России - это

1. человек, его права и свободы

2. мультикультурный плюрализм

3. частная собственность

4. политическое многообразие

11. Верны ли следующие суждения о нормах права?

А. Норма права – это правило поведения людей, обязательное для исполнения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

12. Верны ли следующие суждения о соотношении Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ?

А. Законодательство республик в составе РФ обладает верховенством по отношению к Конституции РФ и федеральным законам.

Б. Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством по отношению к законодательствам всех субъектов РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

1. поддерживаются силой государства

2. регулируют поведение людей

3. опираются на силу общественного мнения

14. Нормы уголовного права регулируют

1. отношения между органами власти и гражданами

2. имущественные отношения между людьми

3. отношения между работодателями и работниками

4. преступные отношения между людьми

15. Установите соответствие между органами государственной власти РФ и ветвями власти, к которым они относятся.

Ветви государственной власти

А. законодательная

Б. исполнительная

В. судебная

1. Конституционный суд

2. Администрация Омской области

3. Государственная Дума

4. Министерство обороны

5. городская дума

6. Правительство РФ

7. Управление образования г. Хабаровска

8. городской суд

А. законодательная – …

Б. исполнительная – …

В. судебная – …

16. Конституционным долгом и обязанностью граждан является

1. уплата налогов

2. сообщение в органы внутренних дел об административном проступке

3. участие в экономической жизни

4. служба в армии

17. К полномочиям Президента РФ не относится

1. назначение выборов в Государственную Думу

2. издание указов и распоряжений

3. назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека

4. назначение на должность и освобождение от должности федеральных министров

18. К подзаконным актам не относится

1. распоряжение Министерства юстиции РФ

2. указ президента РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. постановление Правительства РФ

19. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление входит в систему государственной власти.

Б. Местное самоуправление осуществляется, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

20. Укажите правильный порядок действий государственных органов при разработке и принятии федеральных законов.

1. рассмотрение и одобрение законопроекта депутатами Государственной Думы

2. передача принятого Государственной Думой законопроекта на рассмотрение Совета Федерации

3. одобрение законопроекта Советом Федерации

4. внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу

5. одобрение и подписание федерального закона Президентом РФ

21.Установите соответствие между правами человека и группами прав, к которым они относятся.

Группы прав человека

А. абсолютные

Б. относительные

Права человека

1. право на честь и достоинство

2. право на жилище

3. право на создание союзов

4. право на свободу и личную неприкосновенность

5. право на доступ к культурным ценностям

6. право на жизнь

А. абсолютные – …

Б. относительные – …

22. Укажите правильную последовательность действий при отрешении Президента РФ от должности

1. утверждение Советом Федерации решения Государственной Думы об отстранении Президента РФ от должности

2. заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента РФ

3. заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления

5. выдвижение Государственной Думой обвинения в государственной измене

23. Установите соответствие между примерами проступков и их видами.

Виды проступков:

А. гражданско-правовой

Б. административный

В. дисциплинарный

Примеры проступков:

1. незаконная перепланировка квартиры

2. пропуски занятий без уважительной причины

3. нарушение правил торговли

4. неисполнение долгового обязательства

А. гражданско-правовой - …

Б. административный – …

В. дисциплинарный - …

1. гражданские и политические права

2. экономические и социальные права

3. культурные права

4. все разновидности прав

25. Верны ли следующие суждения?

А. Принцип презумпции невиновности означает, что человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде.

Б. Принцип презумпции невиновности означает, что виновность подозреваемого нельзя доказать, если он сам не признается в совершённом преступлении.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

26. Каждый ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение

1. только в семье

2. только в школе

3. только в среде своих друзей

4. во всех сферах жизни и деятельности

27. верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам.

Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

28. Международное гуманитарное право

1. реализует право на гражданство

2. регулирует деятельность международных финансовых организаций

3. продолжает гуманистические международные традиции

4. реализует права человека на свободное передвижение

29. Владелец частного предприятия приказал своим работникам выйти на работу в праздничный день. Грузчик Василий отказался выполнить приказ, за что был уволен. Какое суждение является верным?

А. Хозяин предприятия имеет право требовать от своих работников работать в праздничные дни, поскольку это предприятие является его частной собственностью, поэтому увольнение законно.

Б. Увольнение незаконно, поскольку требование работать в праздничный день без согласия работника нарушает основные положения Трудового кодекса РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

30. Гражданка А., проведя незабываемые выходные в деревне, написала серию романов на эту тему. Перед тем как обратиться в издательство, она решила получить консультацию по вопросу защиты авторских прав. В какую организацию необходимо ей обратиться?

1. прокуратура

2. адвокатура

3. суд

4. нотариат

31. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество является главным каналом связи граждан с государством.

Б. Гражданское общество защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства государства в их жизнь и деятельность.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

32. В какой из приведённых ситуаций собственник реализует правомочие распоряжения?

1. А. подарил принадлежащий ему автомобиль своему сыну

2. Б. на своём автомобиле выполняет работу курьера

3. В. проживая за границей, имеет в собственности квартиру на родине

4. Г. имеет квартиру, но не проживает в ней

33. К признакам преступления относится

1. наличие свидетельских показаний

2. предумышленность действий

3. нежелание совершившего деяние раскаяться

4. наличие вины

34. Василий управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и сбил троих пешеходов на автобусной остановке, двое из которых скончались на месте. Это пример

1. административного правонарушения

2. гражданского правонарушения

3. дисциплинарного проступка

4. уголовного преступления

35. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия между юридическими и физическими лицами. Укажите черты сходства и отличия.

1. это только люди

2. участники правоотношений

3. несут ответственность за нарушение норм права

4. это организации и люди

Сходства – …

Отличия – …

36. Один из признаков правового государства

1. наличие государственной власти

2. наличие территории государства

3. аппарат управления

4. система разделения властей

37. Административным проступком является

1. отказ выплачивать алименты

2. выгул собаки на детской площадке

3. отказ уступить место инвалиду в автобусе

4. отказ уплатить арендную плату за съёмную квартиру

38. К правоохранительным органам не относится

1. полиция

2. городская администрация

3. федеральная служба безопасности

4. федеральная таможенная служба

39. Установите соответствие между функциями права и их примерами.

Функции права.

А. регулятивная

Б. охранительная

1. регулирование общественных отношений

2. установление юридической ответственности нарушителей права

3. защита интересов людей

4. установление моделей поведения участников общественных отношений

А. регулятивная – …

Б. охранительная – …

40. Верны ли следующие суждения о соотношении российского и международного права?

А. Подписанные и утверждённые Российской Федерацией международные договоры обладают меньшей юридической силой, чем российское законодательство.

Б. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Ответы:

1 – 2

2 – 4, 5, 2, 3, 1

3 – сходства – 2, 4; отличия – 1, 3

4 – 2

5 – 1

6 – А. административное – 1, 3, 5; Б. гражданское – 2, 6; В. уголовное - 4

7 – 3, 1, 2, 5, 4

8 – сходства – 2, 3; отличия – 1, 4

9 – 2

10 – 1

11 – 1

12 – 2

13 – 1

14 – 4

15 – А. законодательная – 3, 5; Б. исполнительная – 2, 4, 6, 7; В. судебная – 1, 8

16 – 4

17 – 3

18 – 3

19 – 2

20 – 4, 1, 2, 3, 5

21 – А. абсолютные – 1, 4, 6; Б. относительные – 2, 3, 5

22 – 5, 3, 2, 4, 1

23 – А. гражданско-правовой - 4; Б. административный – 1, 2; В. дисциплинарный - 2

24 – 4

25 – 1

26 – 4

27 – 1

28 – 3

29 – 2

30 – 2

31 – 3

32 – 1

33 – 4

34 – 4

35 – сходства – 2, 3; отличия – 1, 4

36 – 4

37 – 2

38 – 2

39 – А. регулятивная – 1, 4; Б. охранительная – 2, 3

40 – 2

Список использованной литературы.

1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9-й кл. / П.А. Баронов. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

2. Баранов П.А. Обществознание: 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА: 9-й кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.

3. Калачёва Е.Н. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Обществознание / Е.Н. Калачёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

4. Чернышева О.А. Обществознание. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой. – Ростов-н/Д.: Легион, 2011.

5. :// www. fipi. ru


Право, его роль в жизни общества и государства - Норма права. Нормативный правовой акт - Понятие правоотношений - Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности - Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации - Федеративное устройство России - Органы государственной власти Российской Федерации - Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок


Право, его роль в жизни общества и государства Право – это система общеобязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения. Признаки права: 1)состоит из обязательных норм; 2)охраняются и обеспечиваются государством; 3)выражены в официальной форме; 4)отличаются определённостью (его нормы чётко сформулированы и понятны); 5)объединено в единую разветвлённую систему.


Право, его роль в жизни общества и государства Функции права Основные Дополнительные Регулятивная – устанавливает правила поведения. Охранительная – защищает наиболее важные политические, экономические, социальные и духовные отношения. Информационная – знакомит людей с тем, как им следует или не следует поступать. Воспитательная – демонстрирует примеры того, что бывает за нарушение норм права, заставляет людей соблюдать и уважать законы.


Норма права. Нормативный правовой акт Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное ну урегулирование общественных отношений. Отличительные особенности норм права Закреплённость в законах (или в других нормативных актах) Общеобязательность – обязаны соблюдать все Обеспеченность силой государства Нормы права по форме предписываемого поведения (справа)


Задание А1 (д.в г). Правовые нормы, в отличие от других социальных норм 1)поддерживаются силой государства 2)регулируют поведение людей 3)опираются на силу общественного мнения 4)имеют определённый механизм контроля за исполнением Норма права. Нормативный правовой акт


Понятие правоотношений Правоотношения – это такие общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Правоспособность – способность иметь права и обязанности (с рождения и до смерти). Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности (частичная – с 6 лет (мелкие бытовые сделки), с 14 лет (распоряжаться заработком); полная – с 18 лет). Субъекты правоотношений: - юридические лица; - физические лица. Объекты правоотношений: это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.


Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Вина – это психическое отношение субъекта к совершению противоправного деяния и его последствиям; обязательное условие наступления юридической ответственности. Правонарушение – виновное деяние правоспособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность. Признаки правонарушения: 1) определённое поведение (действие или бездействие); 2) общественная вредность; 3) противоправность; 4) виновность субъекта права; 5) наказуемость такого деяния.


Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой наказания. Признаки преступления Общественно опасное деяние Противоправное деяние Виновное деяние Наносит серьёзный вред обществу. Нарушает нормы Уголовного кодекса. Имеет место наличие вины. Преступлением признаётся только деяние, а не мысли. Виды преступлений (справка)


Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Признаки юридической ответственности: 1) наступает за конкретное противоправное деяние; 2) связана с мерами государственного принуждения; 3) имеет особый порядок установления, определённый законодателем. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Функции юридической ответственности: 1) карательная; 2) превентивная (предупредительная); 3) воспитательная; 4) компенсационная. Принципы юридической ответственности (справка)


Задание А2 (д.в г). Анна очень торопилась и перебегала оживлённую магистраль на красный свет. Её остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна? 1)уголовное 2)дисциплинарное 3)гражданское 4)административное Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Главные задачи Конституции Закрепить и гарантировать права человека и гражданина Упорядочить государственную власть Утвердить правосудие Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий: 1) основы государственного строя; 2) организацию государственной власти; 3) отношения гражданина и государства. Отличия Конституции от других правовых актов (справка)


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Основные принципы конституционного строя РФ (Глава 1 Конституции РФ): 1) суверенитет; 7) социальное 2) федеративное государство; устройство; 8) светское государство; 3) разделение властей; 9) идеологический 4) правовое государство; плюрализм; 5) признание человека, его 10) многообразие и прав высшей ценностью; равноправие форм 6) демократическое собственности. государство; Основные принципы конституционного строя РФ (справка)


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Задание А3 (д.в г). Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ? А. РФ является федеративной республикой. Б. Государственной религией России является православие. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Задание А4 (д.в г). В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации? 1)суверенная государственность 2)высшая юридическая сила 3)прямое действие 4)особый порядок принятия


Федеративное устройство России Федеративное государство – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью. Субъект Федерации – государственное образование в составе РФ с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией. Во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны. Субъекты РФ не имеют права выхода из её состава.


Федеративное устройство России Субъекты РФ (83) (статья 5 Конституции РФ) Республика (21) Татарстан Автономная область (1) Еврейская Автономный округ (4) Чукотский Край (9) Алтайский Область (46) Нижегородская Города федерального значения (2) Москва, Санкт- Петербург


Органы государственной власти Российской Федерации Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ. Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ. Правительство, министерства. Глава 6 Конституции РФ. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Разделение властей в РФ Законодательная ИсполнительнаяСудебная


Органы государственной власти Российской Федерации Президент – выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Требования к кандидату в президенты РФ Гражданство РФ Постоянное проживание в РФ не менее 10 лет Возрастной ценз – не менее 35 лет Основания для прекращения полномочий Президента РФ (справка)


Органы государственной власти Российской Федерации Основные функции Президента РФ: 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Полномочия Президента РФ (справка)


Органы государственной власти Российской Федерации Федеральное собрание Совет Федерации (верхняя палата) Государственная Дума (нижняя палата) Федеральное Собрание РФ – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации (справка)


Органы государственной власти Российской Федерации Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Полномочия правительства РФ: 1) разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; 2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ; 3) управление федеральной собственностью; 4) проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; 5) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан; 6) осуществление мер по обеспечению обороны страны


Органы государственной власти Российской Федерации Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Правовой статус судей: 1)судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ; 2)судьи несменяемы; 3)судьи неприкосновенны.


Органы государственной власти Российской Федерации Система судебной власти в РФ Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Высший арбит- ражный суд РФ Высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. Принципы деятельности судебных органов (справка)


Задание А5 (д.в г). Правительство РФ 1)разрабатывает и принимает законы 2)управляет федеральной собственностью 3)утверждает судебные решения 4)решает вопросы предоставления гражданства Органы государственной власти Российской Федерации


Задание А6 (д.в г). Президент Российской Федерации 1)решает вопрос о доверии правительству 2)осуществляет управление федеральной собственностью 3)разрабатывает федеральный бюджет 4)определяет основные направления внутренней и внешней политики Органы государственной власти Российской Федерации


Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы – государственные органы, основными задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью. Правоохранительные органы Суд – осуществление правосудия, разрешение гражданских и иных споров, уголовные дела Прокуратура – надзор за соблюдением законов, поддерживает обвинение в суде


Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы Органы внутренних дел – поддер- жание законности и правопорядка Органы государственной безопас- ности – национальные интересы Органы налоговой полиции – соблюдение налогового законодательства Адвокатура – юридическая помощь гражданам и организациям


Задание А7 (д.в г). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства? А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура. Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан


Источники 1)Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 класс. М.: АСТ. Астрель, 2011 г.; 2)Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.; 3)Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, гг.; 4)Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011 г.; 5)Конституция Российской Федерации. М.: Айрис-пресс, 2005 г. 6)Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010 г.; 7)Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010 г.; 8)Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009 г.; 9)Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис- пресс, 2012 г.


1) - правоохранительные органы; 2) - гражданский кодекс РФ; 3) jpg - уголовный кодекс РФ; jpg 4) - кодекс РФ об административных правонарушениях; 5) jpg - юридическая ответственность; jpg 6) jpg - преступление; jpg 7) jpg - Конституция РФ; jpg 8) - административная карта России; 9) jpg - карта Нижегородской области; jpg 10) - московский кремль; 11) - С. Нарышкин, спикер Государственной Думы; 12) - В. Матвиенко, председатель Совета Федерации; 13) jpg - Д.А. Медведев, премьер-министр; jpg 14) jpg - судебная власть; jpg Интернет ресурсы


15) jpg - законы РФ; jpg 16) jpg - постановления; jpg 17) - функции права; 18) jpg - нормы права; jpg 19) - указ Президента РФ; 20) jpg - закон; jpg 21) jpg - наручники; jpg 22) - юридическая ответственность; 23) jpg - правонарушение; jpg 24) - физические лица; 25) - адвокат; 26) jpg - юридические лица; jpg 27) gif - разделение властей в РФ; gif 28) jpg - В.В. Путин, президент РФ; jpg - В.В 29) jpg - вступление Президента РФ в должность; jpg 30) jpg - парад на Красной площади; jpg 31) - Ю.Чайка, генеральный прокурор РФ; - Ю.Чайка 32) jpg - органы государственной безопасности.

Участники должны явиться к месту проведения тестирования своевременно. Решение о допуске к экзамену опоздавших принимает руководитель ОУ-ППЭ на основании того, будет ли их появление мешать нормальному ходу экзамена.

Являясь на экзамены по математике и русскому языку, участники ГИА должны иметь при себе только паспорт и гелевую ручку. Запрещается приносить на экзамен и пользоваться техническими средствами, письменными материалами. Необходимые справочные материалы выдаются участникам в соответствии с инструкцией, разработанной Рособрнадзором для тестирования по тому или иному предмету.

Если выпускник нарушает установленные правила или отказывается их соблюдать, он может быть удален с ГИА. Этот факт отмечается в протоколе, который составляется и подписывается организаторами и председателем ППЭ.

Ученик, удаленный с ГИА, сможет сдавать экзамен в сроки дополнительного прохождения аттестации.

Каждый участник экзамена имеет право на то, чтобы его работа была оценена объективно в соответствии с требованиями, разработанными на основании единого образовательного стандарта.

Если в ходе проведения экзаменов будут допущены нарушения процедуры, участник имеет право подать апелляцию в установленном порядке. Апелляция может быть подана и в том случае, если ученик полагает, что оценка его работы выполнена некорректно.

Каждому выпускнику предоставляется право ознакомиться со своей работой после того, как она была проверена экзаменационной комиссией. Если он не согласен с выставленной отметкой, он может в трехдневный срок подать апелляцию. Заявление подается в письменной форме, рассматривает его конфликтная комиссия, которая создается в каждом регионе муниципальными органами управления образованием. Эти органы устанавливают процедуру ознакомления учеников с работами, а также регламент работы контрольной комиссии. Эти сведения должны быть доведены до участников аттестации не позже, чем за 2 недели до начала проведения экзаменов.

В ходе сдачи ГИА предусматривается общественный контроль за соблюдением процедуры. Для этого организуется система общественного наблюдения. Права и обязанности наблюдателей устанавливаются соответствующим положением. Это положение определяет и порядок аккредитации общественных наблюдателей, призванных следить за проведением ГИА по итогам обучения по программам среднего образования.

А. ЛАЗЕБНИКОВА

ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С

ДЛЯ 9 КЛАССА

При проведении государственной итоговой аттестации используются контрольно-измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы (из ст. 59 Закона об образовании в Российской Федерации, вступившего в силу 1 сентября 2013 г.). Вы можете потренироваться, решая комплекс заданий по обществознанию части С для 9 класса.

Задания части С

Часть 3 включает в себя документ и шесть заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса.
Задания части 3 нацеливают не только на поиск нужной информации в тексте, но и на использование полученных при изучении курса знаний. Ответы на данные задания записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения.
Задания С1-СЗ, С5 и С6 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе - 1 балл.
Задание С4 - трехбалльное. За полное и правильное выполнение такого задания выставляется 3 балла. При неполном правильном (в зависимости от представленных требуемых компонентов ответа) - 2 или 1 балл.
Предлагаем пример такого комплекса заданий вместе с критериями их оценивания.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (извлечения)

Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандарта-
ми дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекцион-ной помощи на основе специальных педагогических подходов...
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Из статьи 10
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Разбор заданий

С1. Озаглавьте каждый из пунктов приведенных статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.
Данное задание является разновидностью задания на составление плана. С одной стороны, оно более простое, поскольку здесь не нужно самостоятельно выбирать законченные смысловые фрагменты (они уже представлены отдельными статьями документа). В то же время здесь требуются формулировки, четко отражающие суть каждой статьи закона.
В критериях оценивания приведены такие формулировки. Это не значит, что в ответе ученика должны быть приведены только такие положения, но они, безусловно, должны быть близки по смыслу.

Ответ:
Могут быть даны следующие заголовки:
1) гарантии права на образование;
2) реализация права каждого человека на образование;
3) государственная поддержка права на образование для отдельных групп учащихся;
4) непрерывное образование.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста.
Даны названия всем пунктам, они правильно отражают основную идею каждого фрагмента текста - 2 балла; даны названия отдельных пунктов, отражающие основные идеи соответствующих частей текста, или отдельные названия неточно передают смысл фрагмента - 1 балл; названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, или ответ неверный - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2.

С2. Приведите два принципа, обеспечивающих право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
Эти принципы названы в пункте 3 статьи 5. Но извлечением из документа нужных положений ограничиваться нельзя. Нужно, опираясь на обществоведческие знания, умение рассуждать логически, показать связь этих принципов: именно то, что образование бесплатно, и делает его общедоступным. Представим себе обратную картину: родители вынуждены оплачивать образовательные услуги в зависимости от их объема и качества; понятно, что только дети из обеспеченных семей смогут получать достойное образование, а значит, с его общедоступностью придется проститься.

Ответ:
В правильном ответе должны быть:
1) названы два принципа: общедоступность и бесплатность;
2) раскрыта связь этих принципов: бесплатность образования является одним из условий его общедоступности.
Названы два принципа, раскрыта их связь - 2 балла; названы только два принципа - 1 балл; ответ неверный или отсутствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2.

СЗ. Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение.
Ответ на первую часть задания содержится в тексте документа. Для выполнения второй части задания надо исходить из понятия «социально-экономические условия получения образования». Чтобы организовать процесс обучения большого количества детей, нужны квалифицированные педагоги, соответствующие здания, учебное оборудование и литература и многое другое. Создание таких условий в нашей стране берет на себя государство.

Ответ:
В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) дан ответ на вопрос: право каждого человека на образование обеспечивается путем создания государством соответствующих социально-экономических условий для его получения;
2) приведен конкретизирующий пример: строительство за счет средств государственного бюджета школ, детских садов и др.
Дан ответ и приведен пример - 2 балла; дан только ответ - 1 балл; ответ неверный или отсутствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2.

С4. Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.

И здесь ответ на первую часть задания мы находим непосредственно в документе. Там зафиксированы такие уровни (ступени) непрерывного образования: общее среднее, профессиональное, дополнительное. Иными словами, сначала человек получает общие знания и представления о природе, обществе, общеучебные умения читать и понимать прочитанное, проводить вычисления, грамотно писать и т.п. Затем происходит его профессиональная подготовка: он получает знания, умения, трудовые навыки, нужные для избранной им профессии. Поскольку современный мир очень быстро меняется, включая и требования к профессиональному уровню, человеку приходится совершенствоваться как специалисту практически всю жизнь. В этом ему помогают дополнительное образование и профессиональное обучение.

Такие рассуждения помогут нам ответить на вторую часть задания. Очевидно, что основной организацией, дающей среднее образование, является школа. Профессиональную подготовку можно получить в колледже, среднем профтехучилище, высшем учебном заведении. Дополнительное образование связано с домами и центрами творчества, кружками и секциями. Для уже состоявшихся профессионалов это могут быть различные курсы повышения квалификации.

Ответ:
Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и примеры образовательных организаций:
1) непрерывность образования обеспечивают общее среднее, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение;
2) допустим, общее среднее - школа; профессиональное - колледж, вуз; дополнительное - центр творчества, секция, кружок.
Могут быть приведены другие примеры.
Дан ответ на вопрос и приведены два примера - 3 балла; дан ответ на вопрос и приведен один пример - 2 балла; дан только ответ на вопрос - 1 балл; ответ неверный или отсутствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.

С5. Илья три года назад окончил вуз. Работа, на которую он устроился, потребовала новых знаний. Илья решил получить второе высшее образование в другом вузе. В приемной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода?
Это задание относится к задачам. Оно содержит развернутое условие и несколько вопросов. При этом для получения нужных ответов требуется еще раз внимательно прочитать документ.

Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) дан утвердительный ответ на вопрос;
2) приведено положение документа: на конкурсной основе гарантируется бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Дан правильный ответ на вопрос, приведено положение - 2 балла; дан правильный ответ, или приведено положение - 1 балл; ответ неверный или отсутствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2.

С6. В законе называются категории лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите аргументы, подтверждающие необходимость поддержки любых двух категорий лиц из числа указанных.
Аргументы, как вы знаете, - это доводы в пользу какого-либо утверждения, чьей-либо позиции. Здесь действует формула: это так, потому что... Аргументы бывают разными. Можно строить рассуждения, можно приводить убедительные факты. Посмотрите, какие аргументы приведены в критериях оценивания. Ответ:
В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) для полноценной учебы детей с ограниченными возможностями требуется создание специальных условий: строительство пандусов в школах, использование специальных методик обучения;
2) тем, кто в период учебы в школе проявляет выдающиеся способности в спорте, важно создать особый график посещения занятий, помочь с оплатой занятий в спортивных секциях.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента - 2 балла; выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, или мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента - 1 балл; выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, или мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, или ответ неверный или отсутствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2.

"История и обществознание для школьников" . - 2014 . - № 2 . - С. 3-4.