Понятие и особенности права государственной и муниципальной собственности. Реферат: Право государственной и муниципальной собственности

Право государственной собственности – это реальная возможность конкретных субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом в пределах, установленных законом. Для этого права характерна множественность субъектов, обусловленная многоуровневым характером государственной собственности.

Государственная собственность подразделяется на:

Федеральную – собственность РФ. В ее состав входят: объекты, составляющие основу национального богатства (территориальные воды, заповедники); объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления (казна, Алмазный и валютный фонд, имущество Вооруженных Сил, имущество Железнодорожных войск); объекты оборонного производства (ракетные носители, космические и летательные аппараты); объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства РФ (объекты речного и морского флота),

Круг объектов, которые могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации, неограничен. В состав объектов, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной собственности, должны определяться ФЗ.

Собственность, принадлежащую субъектам РФ.

От имени государства и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государства.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образовании я права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В муниципальную собственность входят: жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации; жилищные эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры городов; учреждения и объекты здравоохранения. Муниципальная собственность подлежит регистрации в реестре муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, так же как и имущество, принадлежащее на праве собственности госу. образованиям, подразделяется на 2 группы: 1) закрепленное на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями; 2) муниципальная казна. Имущество 1 группы предназначено в основном для удовлетворения социальных потребностей населения мун. образования, таких, как образовательные, медицинские (исключение составляют областные больницы и диспансеры, а также спецшколы для детей, страдающих хроническими заболеваниями, которые не могут входить в состав объектов мун. собственности), спортивные и т.п., а кроме того, производственно-бытовые. Мун. казна соответствующего мун. образования состоит из средств местного бюджета и иного мун. имущества, не закрепленного за мун. предприятиями и учреждениями. Имущество, составляющее мун. казну, должно использоваться для удовлетворения социальных потребностей населения и для обеспечения независимого функционирования органов местного самоуправления.



Имущество, находящееся в мун. собственности, более ограничено по своему видовому, стоимостному и количественному составу по сравнению с имуществом, принадлежащим на праве собственности РФ и ее субъектам, поскольку призвано прежде всего обеспечивать материальные интересы людей, проживающих на территории отдельного мун. образования.

4.Право общей собственности: понятие и виды.

В отдельных случаях имущество может принадлежать на праве собственности не одному, а двум или более лицам. В таких случаях на имущество возникает общая собственность.

Основания возникновения общей собственности:

В результате наследования,

Состояния в браке,

Совместной покупки вещей,

Совместной постройки дома.

Объектом права общей собственности является индивидуально определенная вещь (жилой дом) или совокупность таких вещей (совокупность вещей, входящих в состав наследства). Объектом может быть предприятие как имущественный комплекс.

Для общей собственности характерна множественность субъектов – участники общей собственности или сособственники.

Виды общей собственности:

долевая – каждому из участников принадлежит определенная доля;

совместная – доли ее участников заранее не определены, они фиксируются только при разделе или при выделе.

Совместная собственность предусмотрена в 2 видах: совместная собственность супругов и совместная собственность крестьянских (фермерских) хозяйств. Владеют и пользуются такой собственностью все сособственники сообща, если иное не предусмотрено соглашением. Распоряжение общей собственностью осуществляется по соглашению всех участников.

Общей совместной собственностью супругов признается имущество, нажитое в браке. К ней не относится имущество, полученное до брака, в порядке наследования и дарения, а также используемое в личных целях.

Вещные права.

Вещное право – это право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Вещные права лиц, не являющихся собственниками этого имущества, в юридической литературе именуются "ограниченными вещными правами". Этим подчеркивается, что никто из субъектов иных кроме права собственности вещных прав не имеет той полноты правомочий в отношении принадлежащего им имущества, какой обладает собственник.

Признаки, присущие вещным правам:

1) право следования (право следует за вещью),

2) абсолютный характер защиты (вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от нарушений со сторон других лиц).

К вещным правам относят:

1- Право собственности.

2- Право хозяйственного ведения – право государственного или муниципального предприятия на имущество, которое передано ему для распоряжения в пределах закона. Такое предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество без согласия собственника. В отношении движимого имущества организация может осуществлять все эти действия, если нет ограничений в законе.

Гос. или мун. предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК, нормы которого свидетельствуют об ограниченном характере права хозяйственного ведения, поскольку одновременно у другого субъекта существует право собственности на это же имущество.

Ограничения касаются главным образом распоряжения имуществом. Так, без согласия собственника предприятие не вправе:

Продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество,

Сдавать его в аренду,

Отдавать в залог,

Вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ

Иным способом распоряжаться этим имуществом.

Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно при условии, что законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Закон запрещает унитарным предприятиям совершать без согласия собственника сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, с вступлением в простое товарищество. Такой же правовой режим установлен для совершения гос. или мун. предприятием крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, сделок по осуществлению заимствований унитарным предприятием.

Собственник:

Решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации,

Назначает директора (руководителя) предприятия,

Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества,

Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств предприятия,

На участие унитарного предприятия в других юридических лицах.

Собственнику также принадлежит право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

За пределами перечисленных в законе правомочий собственник не может вмешиваться в управление имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия. Собственник не вправе изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении гос. (мун.) унитарного предприятия.

Унитарное предприятие вправе совершать сделки по распоряжению закрепленным за ним недвижимым имуществом лишь при наличии согласия на это собственника имущества. Это принципиальное положение закреплено в п. 3 ст. 18 названного Закона, установившего, что движимым и недвижимым имуществом гос. или мун. предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные гос. или мун. предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

3- Оперативное управление имуществом предоставляется казенным предприятиям. Такое предприятие использует имущество в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, в соответствии с задачами собственника и в соответствии с назначением имущества. Казенное предприятие может распоряжаться переданным имуществом только с согласия собственника.

Субъектами права оперативного управления могут быть казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе гос. и мун. собственности. Учреждения могут создаваться субъектами любой формы собственности: гос., мун., частной. Так, благотворительная организация, реализуя предусмотренное Законом о благотворительной деятельности право на создание благотворительных организаций в форме учреждений, закрепляет выделяемое таким учреждениям для достижения их целей имущество на праве оперативного управления.

Объектами права оперативного управления казенного предприятия являются имущество, закрепленное за ним собственником, произведенная продукция и полученные им доходы.

В составе объектов права оперативного управления учреждений, наряду с закрепляемым за ними собственниками имуществом, значительное место занимают деньги, которые выделяются гос. и мун. учреждениям из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, - из собственных средств учредителей. Денежные средства сосредоточиваются в соответствующих фондах, правовой режим которых определяется в специальных НПА и положениях о фондах, утверждаемых самими субъектами права оперативного управления. Например, согласно Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденному ПП от 26.06.1995 г. N 609, в учреждениях этого профиля в обязательном порядке создаются: единый фонд финансовых средств и фонд творческо-производственного и социального развития.

Содержание права оперативного управления по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения . Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Таким образом, закон, очертив основные границы правомочий субъекта права оперативного управления, предоставляет собственнику широкую возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества.

Собственник может:

На этапе разработки и утверждения учредительных документов определить в них цель деятельности создаваемого им юридического лица,

Назначить цель передаваемого ему имущества,

Дает конкретные указания, касающиеся управления закрепленным за ними имуществом,

Единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

Закон исходит из принципа недопустимости изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, за исключением излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества (такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению).

Правомочия казенного предприятия по распоряжению имуществом ограничены. Оно может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Распоряжение денежными средствами казенное предприятие осуществляет в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Во всех остальных случаях отчуждение или иное распоряжение имуществом (сдача в аренду, использование в качестве залога, передача во временное безвозмездное пользование и др.) возможны лишь с согласия собственника, закрепившего за казенным предприятием это имущество. Это относится как к недвижимому, так и к движимому имуществу.

4- Право пожизненного наследуемого владения землей . В Земельном кодексе РФ такое право не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно приобрести бесплатно в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральным законом, не допускается.

5- Право постоянного (бессрочного) пользования землей . Земельные участки предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

6- Сервитуты . Это право ограниченного пользования земельным участком. Оно может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопровода, обеспечения водоснабжения, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником служащего участка, а при недостижения согласия – судом. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Если отпали основания, по которым сервитут был установлен, то сервитут по требованию собственнику служащего участка может быть прекращен.

Сервитуты могут быть:

Частные

Публичные – устанавливаются законами и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения, без изъятия земельного участка. Такие сервитуты могут быть срочными или бессрочными.

7- Право залога недвижимости.

8- Право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа.

9- Права членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением.

Определение права собственности как субъективного права полностью относится и к праву государственной и муниципальной собственности. Собственник и в первом и во втором случае осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Правомочия собственника, как и в рассмотренных выше случаях, также ограниченны, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Особенность здесь в том, что собственник - государство само определяет правовой режим принадлежащих ему имуществ.

В составе государственной и муниципальной собственности различают имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений как юридических лиц, не связанных непосредственно с казной.

В нынешних условиях непосредственное участие субъектов права государственной и муниципальной собственности в осуществлении этого права имеет место при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарными предприятиями.1

Под приватизацией понимается отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Объекты приватизации:

Ø предприятия и другие имущественные комплексы;

Ø здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

Ø земельные участки;

Ø жилые помещения;

Ø акции открытых акционерных обществ.

Субъекты приватизации:

1. В качестве продавца (отчуждателя) должен выступать публичный собственник (его органы или подобранные ими юридические лица.

2. В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25% (см. п.1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря

1 См.: Гражданское право. Учебник. Ч.1/Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1996. с. 379- 394.


2001 года №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). (В роли покупателей не могут выступать также и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица).


Способы приватизации:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления



9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в


уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (см. ст. 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).

Как уже отмечалось имущество, оставшееся публичной собственностью, в своем большинстве передается унитарным предприятиям, то есть юридическим лицам, созданным на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Права собственника имущества унитарного предприятия:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия.

2. Определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия.

3. Дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.

4. Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.

5. Утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения.

6. Принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию, утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия.

7. Формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

8. Назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством.

9. Согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора. 10.Утверждает бухгалтерскую отчетность и другие отчеты унитарного предприятия.

11.Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законом, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.

12.Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

13.Утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.


14.Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия.

15.Дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах.

16.Дает согласие в случаях, предусмотренных законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

17.Принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

18.Имеет другие права, определенные действующим законодательством.

Собственник имущества казенного предприятия (созданного на праве оперативного управления имуществом) дополнительного вправе:

Изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

Утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия. 1

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования - субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"*(224)).

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. "в" и "г" ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении - государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

3.Содержание права государственной и муниципальной собственности.

По мнению С.М. Корнеева, управление не образует самостоятельного правомочия, а представляет собой синтез распоряжения и пользования, а владение включает в себя учет имущества, установление правил его хранения и осуществление государственного контроля за его использованием.

На разносторонний характер содержания права собственности указывал и В.П. Мозолин, предложивший новый вариант концепции разделенной государственной собственности. С его точки зрения «юридические правомочия собственника… подходят лишь для раскрытия содержания права хозрасчетной собственности (т. е. прав предприятия - И.А.). В отношении же права общегосударственной собственности они не всегда применимы. Основным правомочием в этом случае служит правомочие административно-организационного характера, направленное на обеспечение эффективного использования государственной собственности в интересах социалистического общества». Им охватываются «действия по созданию благоприятных условий хозяйствования... и осуществлению контроля».

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Практика строительства органов местного самоуправления идет по пути разграничения правомочий собственности от правомочия по управлению и даже «распоряжению» объектами муниципальной собственности. Права собственности подавляющее большинство уставов муниципальных образований закрепляет за муниципальными образованиями, а вот полномочия по управлению и распоряжению предоставляются главам администрации, администрациям муниципальных образований, их структурным подразделениям.

Публичный характер субъективного права муниципальной собственности предопределяет его субъектную неопределенность. Муниципальное образование в гражданском обороте составляет некий «идеальный субъект», никогда не появляющийся перед своим контрагентом «лично».

Реализация субъективного права муниципальной собственности таким образом возможна только теми способами, которые дают нам образ субъекта этого права. Критериями, позволяющими определить присутствие такого «образа» в отношениях гражданского оборота, выступают имя и интерес.

От имени и в интересах муниципального образования действуют органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), реализуя правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Однако реализация этих правомочий осуществляется ими не обязательно и не главным образом в гражданско-правовых формах, каковыми служат разнообразные сделки, но в специфических формах управления и контроля. Эти способы принято называть непосредственным осуществлением права муниципальной собственности.

Непосредственная хозяйственная деятельность - производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг - не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.

Не быть жадным – уже богатство, нс быть расточительным – доход.

Цицерон

Понятие права государственной и муниципальной собственности

В соответствии с Конституцией РФ Россия является федеративным государством. Это означает, что территория РФ состоит из территорий ее субъектов, обладающих государственностью. Другими словами, на территории РФ сосуществуют два уровня государственных образований:

  • 1) Российская Федерация;
  • 2) субъекты РФ, к которым относятся республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Отечественное гражданское право признает указанные государственные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота, способными от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности, отвечать по своим обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде.

Соответственно, Российская Федерация и субъекты РФ, наряду с гражданами и юридическими лицами, могут быть собственниками имущества, права которых закрепляются и защищаются с помощью норм права.

Право государственной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества государственным образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ).

В Российской Федерации принят такой способ решения проблем местного значения, как местное самоуправление. Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Другими словами, государство позволяет населению определенной территории (городских, сельских поселений, городских округов) самостоятельно определять варианты разрешения местных проблем, для чего на указанных территориях, называемых муниципальными образованиями, проводятся местные референдумы, выборы, собрания, образуются муниципальные органы. Суть местного самоуправления заключается в автономности, самостоятельности населения и, соответственно, органов местного самоуправления от государственных органов. Поэтому муниципальная власть не является разновидностью государственной власти, органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

Для самостоятельного решения вопросов местного значения муниципальные образования должны обладать определенным имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Поэтому отечественный правопорядок признает муниципальные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота и собственниками имущества.

Право муниципальной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, городским округам).

Государственные и муниципальные образования являются публичными, осуществляющими публичную власть на определенной территории. Поэтому как собственники имущества они во многом похожи, им свойственны одни и те же особенности, что, конечно, не исключает и некоторых отличий, вызванных различным уровнем и масштабом территории. Поэтому права государственной и муниципальной собственности имеют много общего и традиционно рассматриваются вместе.

В чем же заключается своеобразие государства и муниципального образования как собственника?

1. Государство или муниципальное образование не могут сами прийти в суд для защиты своих прав. Они нс могут также сами продать свое имущество, отдать его в аренду. Невозможно и непосредственно использовать свое имущество, ведь государство – не человек.

Поэтому от имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются, соответственно, органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативноправовыми актами.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, но не органы государственной власти. Точно так же не является субъектом права государственной или муниципальной собственности народ (население) соответствующей территории, ведь государство и народ – не тождественные понятия.

Не каждый государственный или муниципальный орган может осуществлять полномочия собственника от имени соответствующего публично-правового образования. Действительно, было бы странным, если бы Конституционный Суд РФ вдруг решил продать находящиеся в государственной собственности ледоколы. От имени государственного и муниципального образования правомочия собственника могут осуществляться только теми государственными и муниципальными органами, которые обладают соответствующими властными полномочиями. Обладание данными полномочиями определяется в нормативно-правовом акте, закрепляющем статус соответствующего органа власти. Например, основные полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, полномочия министерства – в положении о соответствующем министерстве, утвержденном Президентом РФ или Правительством РФ. Именно строгая определенность органов, правомочных распоряжаться государственной и муниципальной собственностью, во многом позволяет сгладить противоречие, о котором говорилось выше.

Управление федеральной собственностью осуществляется Министерством экономического развития РФ, Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и др.

2. Круг объектов государственной собственности гораздо шире, чем круг объектов, которые могут находиться в собственности других субъектов.

В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе ограниченное в обороте и изъятое из оборота.

Сам смысл категории имущества, изъятого из оборота, заключается именно в требовании принадлежности данного имущества исключительно государству. К такому имуществу относятся отдельные виды вооружений, ядов, наркотиков, недра, природные лечебные ресурсы (в естественном, недобытом виде) и др.

Круг объектов муниципальной собственности является более ограниченным. В самом деле, навряд ли органы местного самоуправления нуждаются для решения местных проблем в обладании, например, оружием массового поражения. С другой стороны, в муниципальной собственности могут находиться некоторые виды имущества, ограниченного в обороте, например стрелковое оружие органов полиции.

3. Все имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными и муниципальными юридическими лицами – унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (см. 6.5). Это "распределенное" государственное или муниципальное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства или муниципального образования, так как предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают по долгам учредившего их собственника – государства или муниципального образования. Этим имуществом данные организации отвечают по собственным долгам.

Другая часть – имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями или учреждениями ("нераспределенное" государственное или муниципальное имущество) составляет государственную или муниципальную казну соответствующего публично-правового образования. В казну прежде всего входят средства соответствующего бюджета, а также имущество Алмазного фонда, Вооруженных сил, некоторые виды имущества, изъятого из оборота, некоторые памятники культуры. Государственная или муниципальная казна является базой для участия соответствующего публично-правового образования в имущественном обороте. Именно средства казны (а в основном бюджетные средства) могут служить объектом взыскания по долгам государственного или муниципального образования.

  • 4. Государство и муниципальное образование и, соответственно, государственные и муниципальные органы не могут использовать имущество по своему усмотрению. Имущество публичных образований должно использоваться в публичных интересах. Конкретные направления расходования основной части государственного и муниципального имущества – средств соответствующего бюджета определяются в законе о бюджете, принимаемом представительным органом.
  • 5. Государству и муниципальному образованию присущи некоторые способы приобретения и прекращения права государственной и муниципальной собственности, недоступные для других субъектов права.

Прежде всего, речь идет о таких способах приобретения права собственности, как:

  • а) налоги и иные обязательные платежи (сборы, пошлины). Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти в пользу государственного или муниципального образования, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характера наказания. Цель взимания налогов – пополнение бюджета и, соответственно, финансирование деятельности государства по осуществлению своих функций;
  • б) национализация – принудительное изъятие имущества, прежде всего недвижимого, из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ при этом бывшему собственнику должна быть выплачена компенсация, возмещены другие убытки;
  • в) реквизиция – изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера;
  • г) конфискация – принудительное и безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или арбитражного суда.

Праву государственной или муниципальной собственности присущ также специфический способ прекращения – приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация – это индивидуальный юридический акт, влекущий переход права собственности на определенное имущество от государства или муниципального образования к частным лицам (физическим или юридическим, кроме унитарного предприятия) и являющийся формой сокращения государственного (муниципального) предпринимательства.

В основе приватизации лежит "разгосударствление", т.е. переход права собственности на определенное имущество от публичного образования к частным лицам.

6. Государство (Российская Федерация) само осуществляет правовое регулирование отношений собственности граждан и юридических лиц, определяет объем их прав и обязанностей, защищает или отказывает в защите тем или иным их притязаниям, связанным с деятельностью в имущественной сфере. И не всегда государство отказывается от искушения с помощью правовых норм поставить себя в более выгодное положение по сравнению с другими собственниками. Этот аспект всегда следует иметь в виду, анализируя изменения в законодательстве.

Однако на сегодняшний день в Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. Данное положение означает отказ государства от одностороннего и однонаправленного использования властных рычагов при разрешении имущественных споров с частными лицами. Другими словами, в имущественных отношениях государство ставит себя в равное положение с другими собственниками. Интересы государства защищаются в той же мере, что и интересы частных лиц. Поэтому любые нарушения прав собственника со стороны государства могут быть обжалованы в суде.

Это надо запомнить

  • 1. Право государственной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества государственным образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ).
  • 2. Право муниципальной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, городским округам). Муниципальная собственность не является разновидностью государственной.
  • 3. От имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами.
  • 4. В государственной собственности может находиться любое имущество.
  • 5. Государственное и муниципальное имущество состоит из двух частей: казны и имущества, распределенного между унитарными предприятиями и учреждениями. Именно казна является базой для участия государства в имущественных отношениях.
  • 6. Имущество публичных образований должно использоваться в публичных интересах.
  • 7. Публичным образованиям свойственны специфические способы приобретения (налоги, национализация, реквизиция, конфискация) и прекращения (приватизация) собственности.
  • 8. Право государственной и муниципальной собственности защищается равным образом с правом частной собственности.