Правовой нигилизм причины и пути. Правовой нигилизм в россии. Понятие и формы правового нигилизма

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и источники правового нигилизма ……………………….5

1.1. Понятие и формы правового нигилизма……………………………5

1.2. Источники правового нигилизма ………………………………….12

1.2.Правовой нигилизм и правовой идеализм ………………………...18

Глава 2. Проблема распространения правового нигилизма в Российской Федерации и пути борьбы с ним……………………………..…......25

Заключение…………………………………………………………………......33

Список используемых источников……………………………………………34


Введение

Тема работы- « Правовой нигилизм и пути его преодоления». Этот вопрос был актуален во все времена, но теперь его острота достигла своего предела - с развитием рыночных отношений в России и с обновлением правовой системы, юридический нигилизм процветает, как никогда. Данная тема достаточно актуальна и в современной Европе. Ее актуальность обусловлена рядом важных факторов.

В современном способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия государства и права на систему социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих макропонятиях "Государство" и "Право". На данном этапе не имеет значения с какой точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной.

В данном исследовании проблема рассматривается с нескольких позиций. Вначале будет рассмотрено, что такое нигилизм вообще и правовой нигилизм в частности, как он трактовался в различные времена, на различных этапах отечественной истории государства и права, как он связан с таким центральным понятием теории права, как правосознание.

Затем будет затронут исторический аспект проблемы, - генезис и развитие правового нигилизма. После этого следует рассмотреть основные источники правового нигилизма - это несовершенство и частая противоречивость законодательства (в том числе коллизия права), волюнтаристский стиль управления, деформация в деятельности правоохранительных органов, пренебрежение правовыми процедурами реализации прав и обязанностей, противоправные поведенческие установки и многое другое. И в заключение будут рассмотрена проблема распространения правового нигилизма в России и предложены методы профилактики данного явления. В процессе написания работы использовались различные источники - как общетеоретические труды по юриспруденции (учебники по теории государства и права, под редакцией Н. И. Матузова, А. В. Малько), так и специальная литература в этой области. Использовались произведения известных русских и зарубежных деятелей политико-правовой мысли и литературы- И.Канта, И. А. Ильина и других. Эта тема широко раскрыта в работах И.С. Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученное море»), а также в трудах Л.Н. Толстого.

Объектом данной работы является правовой нигилизм, а предметом - различные формы правового нигилизма, его источники, проблема распространения правового нигилизма в Российской Федерации, а также методы борьбы с ним.

Целью настоящей работы является изучение правового нигилизма, как социального явления и пути его преодоления.


Глава 1. Понятие и источники правового нигилизма

1.1. Понятие и формы правового нигилизма

Нигилизм (от лат. Nihil – ничто, ничего) – это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. Нигилизм получил наибольшее распространение в центральных произведениях известных русских писателей (например, Евгений Базаров и Ситников, которые не признавали ни русской истории, ни русской культуры, и основным девизом которых была фраза: «Долой идеалы!») – И.С. Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученное море»). На склоне лет Л.Н. Толстой в «Письме студенту о праве» высказался предельно кратко, назвав право «гадким обманом» . Закон и совесть для писателя – понятия альтернативные и даже полярные. Писатель говорил, что жить нужно не по закону, а по совести».Что достаточно близко по своему смыслу с утверждением П.Л. Лаврова, что «замена честности законностью есть явление антипрогрессивное» А в качестве одного из наиболее известных «нигилистов» Запада назывался известный юрист Джон Дьюи.

Правовой нигилизм – это напрвление общественно-правовой жизни, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Рассматривая понятие правового нигилизма, нужно обратиться к истории самого права. Еще на Древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими проблемами общества были проблемы государства и права. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни отводилась законам.

Для определения природы правового нигилизма необходимо уяснить понятие «правосознания». Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология – система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государстве общества. Оно есть отражение права в сознании общества, социальной группы, личности. Следует отметить, что правосознание – явление объективное, поскольку человек, рождаясь в обществе, впитывает в себя в процессе социализации те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями. С одной стороны, правосознание предшествет праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки, существующие в обществе. с другой стороны, сложившаяся в данном обществе правовая система выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания. Рассматривая правосознание, обычно говорят о правовой идеологии и правовой психологии.

Надо сразу заметить, что правовой нигилизм наиболее присущ обыденному массовому правосознанию, т.е. на этом уровне чаще всего встречаются проявления правового нигилизма.

Правовой нигилизм может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны:

1) юридическая некомпетентность;

2) негативная оценка права;

3) распространенность стереотипов неправового и противоправного поведения.

Правовой нигилизм по сути есть правовое отчуждение; происходит отторжение права, общество стремится обойтись без него.

В европейской правовой традиции в наиболее общем виде различают два типа правопонимания: юридический позитивизм и естественно-правовую школу. Сторонники первого направления видят в праве систему реально действующих правил поведения людей или принудительный порядок общественных отношений .

Способы, формы создания, действия и обеспечения правопорядка могут быть различны. Так, в легистском позитивизме право сводится к совокупности норм, содержащихся в законах и иных нормативных актах, исходящих от государства и защищаемых от нарушения его властью. Социологический позитивизм отождествляет право с фактически сложившимися общественными отношениями, так как далеко не все законодательные предписания воплощаются в реальный правопорядок. Приверженцы психологической теории ищут право в мире человеческой психики и определяют его как императивно-атрибутивные переживания людей. Таким образом, принудительность правопорядка признается производной либо от государства, либо от общества, либо от человека, но в любом случае она остается его единственным отличительным признаком. Позитивизм неизменно уклоняется от субстанционально-ценностного обоснования действующего правопорядка, полагая такую задачу ненаучной.

Естественно-правовая школа, в противоположность позитивизму, стремится дать содержательное обоснование устанавливаемого правом порядка, то есть найти некое надпозитивное право, выступающее по отношению к праву позитивному в качестве критерия его правовой (или неправовой) оценки и оправдания. В общем виде предполагается, что порядок должен быть «хорошим» и «справедливым». По И.Канту право выступает «совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого с точки зрения всеобщего закона свободы» .

Предпринятый экскурс в теорию правопонимания потребовался для того, чтобы обосновать существование по меньшей мере трех «юридических нигилизмов»: легистского, социологического и собственно правового.

Легистский нигилизм предполагает:

1) неосведомленность о содержании действующей нормативной системы (законов и других актов);

2) негативное отношение к официально установленным правилам поведения;

3)неумение действовать в соотвествии с ними и одновременно распространенность навыков незаконного (как противо-, так и внезаконного) поведения.

Социологический нигилизм имеет усеченный состав. Трудно представить себе общество, неосведомленное о реально действующем в нем порядке и неадаптированное к нему. Поэтому здесь можно зафиксировать только оценочный компонент – неодобрение существующего порядка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Правовой нигилизм - одна из самых актуальных проблем не только науки "Теории государства и права", но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, но те, кто не подчинялся законам или их отрицал, находились всегда. Другими словами, правовой нигилизм был, есть и, вероятнее всего, останется.

Данная проблема интересна, во-первых, тем что она затрагивает безусловно каждого. Ежедневно в информационных сводках звучат сообщения об антисоциальном поведении людей одним из причин которых является вышеупомянутое понятие, но наиболее опасное его проявление это создание так называемой «видимости соблюдения закона», примером может стать недавнее повышение транспортного налога, которое вызвало протест абсолютно у всех автомобилистов России. Многочисленные нарушения закона присутствуют в частном бизнесе, где нет контролирующих органов на всех этапах правовой деятельности и ответсвенность за соблюдение закона лежит лишь на совести «юристов». В-связи с этим надлежит рассмотреть основные методы борьбы с правовым нигилизмом.

К сожалению, данная проблема в литературе рассмотрена явно недостаточно. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Но потребность в ее изучении давно назрела, так как правовой нигилизм широко распространился в фактической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. И так, как правовой нигилизм пока еще широко не изучен, хотелось бы исследовать его природу и сущность более подробно и глубоко.

Антоним правого нигилизма и иных форм деформации правосознания правовая культура. Это важная составляющая социальной культуры в целом.

Она учит нас понимать право и действовать согласно ему. При этом не всякого индивида, знающего юридические нормы можно считать правокультурным. Таковым является только тот, у кого знание юридических норм непосредственно сочетается с потребностью их соблюдения и исполнения. В обществе с высокоразвитой правовой культурой обычно нет месту нигилизму в праве, за исключением тех случаев, когда государство издает законы противоречащие термину «справедливость» и на которые негативно реагировать приходится всем. Но это больше исключения, ибо в высококультурном правовом обществе государство обычно обладает той же степенью культурного развития, что и общество, если не выше.

1. Нигилизм

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Он выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии главным образом в Западной Европе и России.

В западной философской мысли термин «нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета.

В отечественной культуре 2-й половины XIX в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои, религиозную идеологию крепостнической России и проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех революционных сил 60-70-х гг., которым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархизм.

В русской литературе слово «нигилизм» впервые упомянуто Н.И. Надеждиным (ст. «Сонмище нигилистов», в «Вестнике Европы», 1829 год) в значении отрицателей и скептиков. Слово «нигилизм» не было распространенным в России до тех пор, пока И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» не назвал Базарова нигилистом. Никто, однако, из людей 1860-х гг. официально этот термин не принял. Тургеневской клички не усвоила себе и та многочисленная часть молодёжи, которая в Базарове и вообще в «Отцах и детях» усмотрела карикатуру на новое движение. С тем большей цепкостью ухватились за него противники новых идей. В своих воспоминаниях Тургенев рассказывает, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа - а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, - то слово нигилист уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

Понятие «нигилизм» используется во многих сферах деятельности людей. Познавательный нигилизм (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм) - целесообразность государственной власти и политических организаций, правовой - необходимость законности и правопорядка, религиозный (атеизм) - религию, нравственный (имморализм) - общезначимое содержание морали, и т.д. Нигилистические настроения усиливаются в кризисные фазы общественного и индивидуального развития. Носителем нигилизма часто выступает молодёжь, неадекватно реагирующая на общественные изменения. Нигилизм переходного возраста от детства к отрочеству и затем к молодости и т.п. также объясняется психологическими особенностями каждой группы. Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, который не всегда соответствует детским представлениям о нём. Молодые люди с помощью нигилизма стремятся защититься от реальной жизни с её негативными чертами. Иногда нигилизм просто объясняется желанием выглядеть оригинально в глазах других людей, но существует опасность, что нигилистические взгляды станут превалирующими в нравственном поведении. В своём крайнем выражении нигилизм переходит в цинизм и аморализм.

Характерными признаками нигилизма являются интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Социальный и правовой нигилизм

Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

Разновидностью социального нигилизма стал правовой нигилизм. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Правовой нигилизм - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Впервые нигилистические идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае, которые, в отличие от античной социально-политической мысли, подчёркивавшей важную роль права и законов (Аристотель, Платон и др.), утверждали, что обществом следует управлять не с помощью законов, а на основе системы традиционных нравственных установлений. В новое время юридико-нигилистическими тенденциями отмечены некоторые теории, обосновывавшие монархо-абсолютистские формы правления, в противовес которым революционное буржуазное просветительство XVIII веке выдвинуло требование «заменить правление людей правлением закона».

В наиболее резкой форме правовой нигилизм выступает во взглядах анархистов. В трудах М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина и других немедленное упразднение права и государства рассматривается как необходимая предпосылка «освобождения личности». Отрицательную оценку буржуазного права Бакунин и его последователи распространяли на право вообще: тем самым смещалась историческая перспектива и недооценивалась роль права (и государства) в процессе строительства социалистического общества.

В XX веке правовой нигилизм - обязательная составная часть различного рода левацких, ультрареволюционных установок. Им отмечены левые (так называемые гошистские) движения, активизировавшиеся в конце 60-х гг. во всех основных капиталистических странах. Правовой нигилизм этих течений ведёт к отрицанию легальных путей борьбы трудящихся масс с политической властью монополий (например, в концепциях Маркузе). Современная буржуазная «советология» нередко объявляет правовой нигилизм характерной чертой марксизма, спекулятивно используя марксистские положения об отмирании права в будущем коммунистическом обществе. В действительности классики марксизма-ленинизма, выступая против юридического мировоззрения как классического мировоззрения буржуазии и юридического социализма, всегда подчёркивали важную роль права в жизни классового, государственно-организованного общества, призывая рабочий класс капиталистических стран использовать право для укрепления своих экономических и политических позиций.

Доктор юридических наук, известный профессор В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Ярким примером проявления активного нигилизма является ситуация, которая сложилась буквально несколько месяцев назад во Франции. Это выступления французских студентов против нового законопроекта об автономности французских университетов, из-за которой финансирование высших образовательных учреждений может переходить в частные руки, и, как следствие, я рискну предположить, богатые ученики смогут спокойно покупать себе место в университетах. Вот и появляются столкновения с полиций, наиболее агрессивные подростки взрывают машины и громят магазины, да вы и сами знаете, какая ситуация сейчас имеет место в пригородах Парижа. Честно говоря, я вообще последнее время не понимаю политику президента Франции Николя Саркози, который отменяет пенсии служащим и вводит подобные законопроекты, как университетская автономия. (Прим.: Я бы голосовал за Сеголен Руаяль).

Во-вторых, профессор В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин );

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов );

в) ведомственный. Он проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Как я уже говорил, он бывает активным и пассивным, также стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, может проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической формах. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

2. Формы правового нигилизма

Существует большое количество различных форм проявления правового нигилизма:

· Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу - физический, материальный, моральный. Преступность - мощный катализатор правового нигилизма. Злоумышленники не боятся законов, умело их обходят, используя разного рода правовые «щели» и «дыры». Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж самой страны на международной арене.

· Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы мало кто исполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред, чем их прямое нарушение. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры.

· Война законов, издание противоречивых , параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая в высшей мере бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают коллизии.

Война законов и властей - абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране существует огромное количество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикции, телерадиоэфиров, кланов, «авторитетов», олигархов, компроматов и т.д.).

· Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных сил и групп на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции, т.е. начинают жить опять не по законам, а «по понятиям».

· Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях возникла в процессе становления новой для нашей страны президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, методам и задачам. Отсюда - трения конфликты, противостояния, стремления доказать, какая власть важнее и нужнее.

· Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, труд, отдых, достоинство, безопасность, имущество, жилище. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь недовольство, раздражение, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочнению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

3. Характерные черты правового нигилизма

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма См. рис.-прил. “Характерные черты правового нигилизма”. :

· его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

· глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

· многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических и др.;

· особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

· слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим и религиозным нигилизмом, образующим вместе единый разрушительный деструктивный процесс;

· связь с негативизмом - более широким течением, и, говоря о нашей стране, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем и российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

4. Источники правового нигилизма

Основные источники распространенности правового нигилизма:

· исторические корни, является естественным следствием самодержавия, много векового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

· теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

· правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

· количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.

5. Виды проявления правового нигилизма.

Правовой идеализм

Еще один феномен, о котором мне бы хотелось рассказать является правовой идеализм или как его еще называют юридический фетишизм (юридический романтизм). Он сходен по своим негативным последствиям с правовым нигилизмом и представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все проблемы социального характера.

Элементы идеализма и правового романтизма содержит Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года, ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом, как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать статью 1, пункт 1 Конституции РФ, гласящую, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Другими словами, Россия уже сегодня является правовым государством. В этом случае явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Я считаю, что основной причиной правового идеализма является неверное понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право - это явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, выходит, что право лишь урегулирует отношения по созданию, обмену и потреблению материальных благ. И те люди, которые ошибочно возлагают на право слишком большие надежды и если они стоят во главе государства или занимают иные ответственные государственные должности, могут принести большой вред и государству и обществу.

На право просто не имеет смысла возлагать несбыточные надежды, ибо оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.

Проявление правового идеализма, как и правового нигилизма разнолико. Я хотел бы указать его основные формы. Во-первых, это за бегание законодательства вперед, т.е. создание таких норм которые будут регулировать правовые отношения, не возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо не правильной «работе» актов или вообще их не исполнению.

Вторая форма проявления правового идеализма заключается в отсутствии реального механизма для реализации юридической нормы Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3 . Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованы правом.

Третья форма состоит в недоучете тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы. Законодатель при создании юридической нормы должен учитывать все условия среды, где будет работать данная норма. Должен посмотреть, как создавались подобные нормы до него в этом государстве, посмотреть опыт в данной сфере законодателей других стран, посмотреть научные достижения и наработки по данной сфере правового регулирования. И на основе этого создать такую норму, которая будет реально действовать.

Молодая российская демократия, освободив общество от тоталитарных пут, не сумела сама по себе обеспечить его поступательное развитие, а кое в чем произошел откат назад. Принято немало бесполезных и неэффективных законов. В то же время многие важнейшие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом.

Законодатели, исходя из своих высоких целей, замыслов, идей, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок». Нередко важнейшие акты застревают на полпути к своим непосредственным адресатам - их стопорит чиновничья бюрократия в силу общей разболтанности, бесконтрольности, коррумпированности. Таким образом, власть не в состоянии заставить законы работать, она их просто издает.

Настоящая беда в том, что даже позитивные и нужные законы не работают: в одних случаях потому, что отсутствуют необходимые механизмы для их реализации, в других - из-за того, что вокруг простирается ненормальная среда их «обитания» и функционирования. Бушует нравственный и правовой нигилизм, общественные отношения находятся в состоянии ломки, крайней неустойчивости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать и направить в нужное русло. В этом смысле право не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями.

6. Правовой нигилизм в СССР, современной России и Европе

Один из знаменитых поэтов-сатириков в стихотворной форме изложил извечную проблему всех русских людей в краткой стихотворной форме:

«Широки натуры русские.

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узких

Юридических начал». “Вехи” М. 1909г. стр. 131

Правовой нигилизм издавна признается неотъемлемой чертой России. Народ даже пословицу придумал: «Закон - что дышло: как повернешь, так и вышло». У нас законы можно нарушать и быть уверенным, что за это ничего не будет. Но я бы хотел начать издалека.

Советская правовая наука часто подчеркивала, что такое негативное и даже во многом пагубное явление как правовой нигилизм было свойственно лишь буржуазным правовым системам, а советское право было незнакомо в принципе с этим самым нигилизмом. Сказанное в данном случае где-то было верно, но только в том плане, что русскому праву нигилизм и не мог быть свойственен в той степени, в какой он присутствовал в зарубежной юриспруденции в силу различного отношения в этих системах к праву как таковому. В то время, как в буржуазных государствах право считалось в качестве «основы основ», укрепление и совершенствование его было первостепенной задачей, одной из главных целей деятельности общества и работы общественной мысли было построение развитого гражданского общества и совершенного правового государства, которое работало бы на благо личности. Основным средством для этого были совершенные законы и действенные правовые нормы. Поэтому в настоящий момент проблема правового нигилизма в западных странах либо не существует вовсе, либо она настолько мала и незначительна, что не стоит того, чтобы обращать на неё сколько-нибудь пристальное внимание. Население этих стран соблюдает законы, как принято говорить, «не за страх, а за совесть», т.е. люди следуют предписанию норм права не потому, что за их неисполнение следует ответственность различного рода, а потому, что «так требует закон», потому, что «так надо» (dura lex, sed lex). Разумеется, что рядовым гражданам пример законопослушного поведения подаёт их правительство - именно на высших чиновников, на их образ жизни и поведение смотрят люди при решении вопросов, как поступить в той или иной ситуации. Первенство на этом фоне без сомнения принадлежит Германии - в этой центральной европейской стране не только обыватели неукоснительно следуют «букве закона», но эта же «буква закона» является обязательной и для правителей.

К сожалению, у нас с правопорядком и правосознанием граждан не всё так гладко и спокойно. Те годы, которые наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и ещё более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе. Отечественному праву был нанесён просто-таки непоправимый урон. Ведь долгое время право считалось временным явлением, пережитком темного прошлого, на смену которому вот-вот должно было прийти то самое «революционное правосознание», о котором писал Ленин. Поэтому нет ничего удивительного, что часто на законы и прочие правовые нормы многие большевики смотрели не как на нечто священное и обязательное к исполнению, а как на бумажки с каракулями, и действовали не так, как было прописано в том или ином нормативном акте, а как подсказывали им их «пролетарская совесть» и «коммунистическое чутьё». Было даже введено такое понятие как «революционная целесообразность», при этом предполагалось, что если буква закона говорит одно, а революционная целесообразность вкупе с пролетарским правосознанием подсказывает другое, то поступать следовало согласно последним двум, закрывая при этом глаза на требования закона. Нетрудно догадаться, что для развития и роста правового нигилизма это самая что ни на есть благодатная почва - по всей стране буйным цветом плодилась революционная целесообразность, которая зачастую превращалась в обыкновенный беспредел и беззаконие.

Закончилось же всё весьма плачевно - немалое количество людей, воспользовавшись пробелами в праве, нелегально заработали большие деньги, а 15 союзных республик на законных конституционных основаниях воспользовались своим правом рецессии Конституции 1977 года, и государства СССР не стало. Дальнейшая наша история показывает, что на данном этапе развития правопорядок и законность и без того слабые были приведены вовсе в плачевное состояние, а правовой нигилизм вырос до небывалых размеров.

В настоящее время, когда правовой нигилизм охватил все сферы и уровни российского общества, можно, я думаю, говорить о кризисе законности в стране. Низок уровень правопорядка в системе управления вообще и в правовой сфере управления трудом в частности. Обуславливается такое положение дел многими факторами. Наряду с экономическими, политическими и другими причинами объективного характера, значительную роль играют недостатки самого законодательства, низкий уровень профессионализма управляющих субъектов, а также выработанная под влиянием окружающей их действительности сознательная установка на уклонение от строгого соблюдения законов.

При большом количестве нормативных актов неизбежно противоречие между ними, а следовательно - нарушения прав тех или иных субъектов. Сказывается этот фактор и на качестве издаваемых актов, что также ведет к снижению уровня законности в управленческой деятельности. Значительное ухудшение качественных характеристик нормативной базы произошло в связи с расширением законодательной деятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также локального нормотворчества. Эти и другие недостатки действующего законодательства затрудняют управленческую деятельность, ведут к нарушениям правопорядка в ней. Достаточно вспомнить, что применяют правовые нормы в области управления трудом миллионы руководителей и организаторов производства (от бригадира до директора). Для многих из них не только юридические тонкости применения ряда правовых норм, но и просто запоминание многочисленных юридических правил представляется делом неимоверно трудным и бесполезным.

Пути преодоления правового нигилизма

Так существуют ли пути преодоления правового нигилизма? Как мне представляется, это сложный и долгий процесс, который затрагивает изменение объективных условий жизни и предполагает осуществление комплекса специальных юридических мер. Эти меры призваны возродить и утвердить веру людей в право. Я считаю, что в ближайшее время нигилизм вытравить полностью из правосознания людей не получится, однако его позиции можно ослабить следующим:

· необходимо немедленно прекратить войну законов на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие Конституции и друг другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным;

· в деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности - без перегибов ни в одну, ни в другую сторону;

· нужно немедленно пресечь добровольный стиль управления и властвования - никаких «директивных» методов, никаких «переступаний» через право - только закон и все решения на его основе;

· надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры;

· и, наконец, используя СМИ и прессу, нужно повести активные наступления на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

Заключение

нигилизм правовой

Молодой России достался тяжелый груз различных проблем, связанный с правосознанием людей, оставленный после развала Советского Союза. И проблема правового нигилизма - одна из самых сложных и остро стоящих в нашем обществе. К сожалению, выдворить правовой нигилизм из умов большей части русских граждан в ближайшее время просто не представляется возможным. Однако за более чем шестнадцатилетнюю историю современной России, наше общество все же смогло направить свои отношения с правом в нужное русло. Я не питаю надежд, что Россия сможет догнать западные страны в отношении права и гражданина в обозримом будущем, но надеюсь, что наша страна когда-нибудь сможет стать такой же правокультурной, как, например, Германия.

Цель моей работы состояла в том, чтобы глубже изучить сложный феномен - правовой нигилизм и выяснить основные пути его преодоления Как я уже отмечал, ликвидация правового нигилизма не может произойти немедленно, это трудный, длительный процесс. Но, только издавая законы, которые не идут в разрез с интересами общества, и доверяя их создание умным, высококвалифицированным людям, мы сможем придти к идиллии граждан и права. И, может быть, при борьбе с «корнями» правового нигилизма и комплексной реализации всех тех мер, которые я указал в предыдущей главе, наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие правового нигилизма. Исторический и литературный аспект правового нигилизма. Источники правового нигилизма. Формы проявления правового нигилизма. Правовой идеализм. Пути борьбы с правовым нигилизмом.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2002

    Формы и причины появления правового нигилизма и идеализма. Оценка высокомерно-пренебрежительного, снисходительно-скептического восприятия права. Разновидности правового нигилизма, определение его отличительных черт, особенностей и форм проявления.

    реферат , добавлен 11.06.2015

    Понятие и определение правовой и социальной природы российского нигилизма, причины его проявления и качественно новые свойства, средства борьбы и пути преодоления. Анализ форм выражения нигилизма как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2010

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Генезис, сущность и формы выражения правового нигилизма. Исследование причин деформации правосознания. Анализ социально-исторических особенностей российского правового нигилизма. Характеристика проблем эффективности механизма его преодоления в обществе.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2015

    Рассмотрение вопросов о понятии правового нигилизма и правового идеализма, их происхождение, формы выражения, определение их влияния на систему общественных отношений и пути борьбы с этими формами деформации правового сознания. Взгляды анархистов.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2014

    Понятие правового нигилизма. Истоки и формы проявления правового нигилизма в российском обществе. Отрицание ценности устанавливаемого законом порядка. Стремление к повышению общей и правовой культуры граждан. Уровень развития правового сознания.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Понятие, признаки, формы, виды и этапы развития правового нигилизма. Причины появления правового нигилизма. Основные направления в области снижения уровня правового нигилизма. Расхождение между декларативными положениями законов и действительностью.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Теоретические основы правового нигилизма и исследование данного недуга как комплексного явления. Основные понятия, раскрывающие феномен правового нигилизма. Формы проявления, анализ истоков правового нигилизма и выявление путей его преодоления.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    Правовой нигилизм как форма деструктивной системы взаимоотношений в российском обществе, истоки и основные черты. Принципиальное отличие отечественного понимания важности права и закона от зарубежного. Направления развития правосознания граждан России.

Введение

1. Понятие правового нигилизма, его причины

2. Формы правового нигилизма

3. Пути преодоления правового нигилизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Проблема правового нигилизма, неуважения к праву была актуальна с момента зарождения юридических институтов в нашей стране и остается таковой в настоящее время. В различные исторические периоды ей уделяли внимание учёные и практики, писатели и поэты, государственные деятели.

О необходимости борьбы с правовым нигилизмом говорится сегодня на самом высоком уровне. Известно, что борьба со следствиями того или иного отрицательного явления может продолжаться сколько угодно долго при условии, что его причины не устранены.

В настоящее время проблема правового нигилизма пока не исследована в полной мере. Между тем, в связи с развитием современного общественного строя, наблюдается все большее проявление правового нигилизма.

Сегодня более четко наблюдается ситуация, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.

При исследовании такого негативного правового явления как нигилизм, в рамках данной курсовой работы, будут рассмотрены следующие его аспекты:

· Понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма;

· Рассмотрение причин проявления правового нигилизма;

· Определение и анализ форм выражения правового нигилизма, как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.

Цель работы заключается в исследовании и рассмотрении путей преодоления правового нигилизма.

Задачи определяются контекстом рассмотрения и изучения обозначенных выше аспектов правового нигилизма в целом.

При написании курсовой работы были использованы работы ведущих авторов-правоведов в этой области: Матузова, Малько, Комарова, Лившица, Федоренко, в трудах которых высказаны различные точки зрения на сущность правового нигилизма и на пути его преодоления


1. Понятие правового нигилизма, его причины

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность».

Правовой нигилизм - одно из тех понятий, которое ныне активно "эксплуатируется" как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. Внимание к этому явлению со стороны научного сообщества за последние годы значительно усилилось. О нем рассуждают философы и социологи, экономисты и педагоги, политики и простые граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых исследований и юристы – практики.

В то же время, завоевав необычайно широкую популярность, понятие остается в отрыве от самого явления, вне должного и всестороннего анализа сущности одного из наиболее массовых и негативных феноменов современной правовой действительности. Как констатируют Н.И. Матузов и А.В. Малько, проблема правового нигилизма "в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована"

Правовой нигилизм представляет собой не просто механическую сумму негативных правовых чувств, эмоций и настроений, а синтезированное целостное образование, которое, впрочем, не лишено своих количественных и качественных параметров, внешних связей и взаимодействий. "Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке"

Будучи противоречивым и одновременно широко распространенным элементом юридической сферы, правовой нигилизм находит свое специфическое выражение (материализацию) в самых различных проявлениях (б), обнаруживает удивительные способности "контактировать" со многими явлениями правового бытия.

Однако чем больше связей обнаруживает правовой нигилизм, тем очевидно большую опасность он представляет для развития российского права. Особенно негативно это может сказаться на новых, перспективных направлениях. Еще М. Хайдегтер обращал внимание на то, что нигилизм "есть историческое движение, а не какое-то представленное учение или воззрение, это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием мировую катастрофу"

Нигилизм выражает отрицательное отношение человека или социальной группы к определенным нормам, ценностям, идеям, теориям. Выразителями нигилизма в теоретической мысли были мыслители самого различного толка и самых различных направлений философской мысли - от Прудона, Бакунина и Кропоткина до Ницше, Хайдеггера и многих других. Нигилизм, касаясь нравственности, религии, политики, права, идеологии, принимает самые различные формы. Однако главный его признак - отрицание или неуважение тех ценностей и норм, которые являются основополагающими в той или иной сфере социальной практики и теоретической мысли. Вот почему нигилизм - явление деструктивное, обладающее колоссальной разрушительной силой. В своих крайних проявлениях он смыкается с экстремизмом и радикализмом, максимализмом и фанатизмом.

Внимание развитию законности и правопорядка в нашей стране уделяет Д.А. Медведев. Во многих своих выступлениях он отмечает, что низкий уровень правовой культуры является одной из главных проблем современной России. По его мнению, «Россия - страна, где не очень любят соблюдать законы, и, как принято говорить, страна значительного правового нигилизма». «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию»

Наконец, данные социологических исследований полностью подтверждают все приведенные выше высказывания. Согласно проведенному в 2002 г. опросу34,9% молодых россиян считают, что в России нельзя жить по закону. Не согласны с ними только 9,3% респондентов, остальные затруднились ответить. Более удручающим выглядит опрос, проведенный среди студентов юридических вузов: 45% опрошенных считают оправданным нарушение закона в определенных жизненных ситуациях, 41% склоняются к мнению, что умный человек всегда найдет способ обойти закон, если он ему мешает, а 28% полагают, что выжить в сложившейся в стране ситуации, не нарушив закона, практически невозможно.

Наличие правового нигилизма в России констатируют многие отечественные" и зарубежные ученые". Мнения большинства исследователей об истоках в нашей стране сводятся к двум позициям. Во-первых, многие авторы связывают его с юридической неграмотностью населения", с повсеместным обыденным пренебрежением законодательством". Второй причиной, по мнению многих ученых, является несовершенство и противоречивость законов. Существуют и другие точки зрения.

Так, некоторые авторы считают, что причиной неуважения к праву является его противоречие с религиозными нормами. В связи с тем, что имеет место существенный разрыв между принципами, заложенными в действующее законодательство, и принципами христианской православной каноники, отдельные авторы считают, что соблюдать российские законы невозможно технически и нецелесообразно.

Но я поддерживаю такой тезис, который заключает в себе то, что причиной правового нигилизма в России является несоответствие правовых норм социокультурному типу российского общества. Причем такое несоответствие наблюдается практически во все исторические периоды: правовые нормы не соответствовали общественным нравственным устоям. Естественно, что социокультурная обстановка в обществе не является неизменной, она постоянно находится в развитии. Несоответствие законодательства социокультурному развитию российского общества является основной причиной правового нигилизма в нашей стране.

Российский законодатель в различные исторические периоды придерживался диаметрально противоположных взглядов на принадлежность России к тому или иному культурологическому типу. Исходя из этого, правовая система в нашей стране строилась либо на основе индивидуалистического мировоззрения, либо на основе коллективизма. Ни первая, ни вторая правовая культура не соответствует по отдельности нравственным устоям российского общества.

Вводимые правовые институты не имели широкой поддержки в обществе, что являлось причиной достаточно низкого уровня правопорядка.

В настоящее время ситуация с соблюдением законов, с правовой культурой является в некоторых случаях критической. Академик О.Е. Кутафин отмечает: «Мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас... У нас пока не верят в законы и не уважают их». «Законодательство, - пишет Е.А. Лукьянова, - не воспринимается населением, оно стало хаотичным, пробельным, ущербным...»

2. Формы правового нигилизма

Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

† Прежде всего это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный.

Кафедра теории государства и права

Учебная дисциплина

«Теория государства и права»

Курсовая работа

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Выполнила : студентка 116 группы

Гаврилина А.Р.

Саратов – 2016

Введение . 3

Глава1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры .. 5

1.1. Понятие правового нигилизма и причины его появления. 5

1.2. Источники правового нигилизма. 8

Глава2. Разновидности правового нигилизма . 13

2.1. Основные формы правового нигилизма и их характеристика. 13

Глава3. Пути преодоления правового нигилизма . 17

3.1. Правовое воспитание. 17

3.2. Факторы преодоления правового нигилизма. 19

Заключение . 22

Список использованной литературы .. 24


Введение

Проблема правового нигилизма в научном плане в надлежащей мере пока не исследована, но необходимость в ее изучении отрицать нельзя, так как данное социально-правовое явление распространилось в практической жизни, сознании людей, а также политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Сущность данного феномена заключена в общем отрицательном, неуважительном, пренебрежительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Антисоциальный характер правового нигилизма обуславливается, прежде всего, его проявлениями в реальной жизни: попирание прав граждан, посягательство на устои и порядок, препятствие экономическому, культурному, правовому, политическому развитию общества. Все это является следствием многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.



Правовой нигилизм оказывает существенное влияние на формирование правосознания широких масс населения. Правовой нигилизм - комплексное социально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной и политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления выходит на первый план в процессе формирования правовых государств.

Объектом исследования работы является правовой нигилизм, предметом исследования - понятие, сущность, формы проявления и пути преодоления правового нигилизма.

Целью данной работы является рассмотрение правового нигилизма с точки зрения теории и исследование его как комплексного явления.

Указанная цель потребует постановки и решения ряда следующих задач:

Уточнение основных понятий, раскрывающих феномен правового нигилизма;

Анализ истоков правового нигилизма;

Рассмотрение форм проявления правового нигилизма;

Выявление путей преодоления правового нигилизма.

Проблема нигилизма отражена в работах многих философов (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Якоби, П.Ж. Прудон, А. Камю, К. Ясперс и др.), проблемы деформации правового сознания и собственно правового нигилизма исследовались и освещались многими классиками отечественной философской, юридической и художественной литературы (М.А. Бакунин, Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, Н.М. Коркунов, и мн. др.), вопросы проявления правового нигилизма, как одной из форм деформации правового сознания, в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в сфере прав человека, являются объектом обсуждения и анализа российских политиков и правоведов (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, В.М. Баранов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Е.Л. Лукашева, В. Лукин, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, В.А. Туманов и мн. др.).

Глава 1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры

Понятие правового нигилизма и причины его появления

Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) – есть учение, которое предполагает полное отрицание традиций, правил, общественных устоев и авторитетов. Нигилизм получил наибольшее распространение в центральных произведениях известных русских писателей - И.С. Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученное море»). Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь: культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Если говорить о правовом нигилизме, то, по мнению В. А. Туманова правовой нигилизм – это «скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные проблемы так, как того требует социальная справедливость».

В Большой Советской энциклопедии 1978 года даётся следующее определение: «Нигилизм правовой - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений».

Профессор Венгеров выдвигает две точки зрения относительно правового нигилизма: «правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества». В первом случае Венгеров противопоставляет в правосознании правовому нигилизму законность, которая реализуется в соблюдении и уважении права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае профессор утверждает, что нигилизм - это состояние общества, имеющее не только психологическую, но и социальную характеристику. При этом правовой нигилизм может достичь таких размеров, которые повлекут за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее элементов.

Правовой нигилизм может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность, то есть отсутствие правовых знаний; негативная оценка права (отрицание его социальной ценности) и распространенность навыков и стереотипов внеправового и противоправного поведения.

Обобщив все выше сказанное, можно дать следующее определение правового нигилизма: правовой нигилизм - одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности. Мы можем сказать, что правовой нигилизм-это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Это значит, что юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может привести к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Подводя итог, можно дать, рассматриваемому феномену, следующую характеристику: правовой нигилизм – это, во-первых, отсутствие в массовом сознании представлений о том, что нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников; во-вторых, не восприятие этих принципов в качестве ценностей; в-третьих, неумение и нежелание строить отношения на их основе.

Говоря о правовом нигилизме, стоит охарактеризовать причины его появления в современном мире. Истоки правового нигилизма как социального явления кроются под блоком социально-экономических проблем, политических проблем, и, как выяснилось, психологических проблем каждого отдельного человека.

Иван Алексеевич Ильин, юрист дореволюционной эпохи, отмечал, что «У российского общества всегда были предпосылки к деформации правосознания:

Размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения;

Плотность населения. Большая плотность населения требует умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа;

Державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем меньше понятны они для основной массы граждан этого государства, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм при их исполнении;

Хозяйственные задачи страны. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот;

Национальный состав страны. Однородность национального состава страны, общность культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания;

Религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммутативные связи в обществе, выработки принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения;

Социальный состав. Однородный социальный состав способствует консолидации общества, которое, имея общие ценности, лояльно относится к власти».

И действительно, причин возникновения правового нигилизма в нашей стране предостаточно. Но, если смотреть в корень проблемы, то главная при­чина – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой не­воспитанности основной массы населения, в абсолютной не востребованности права обществом. Иными словами, речь здесь идёт о высокомерном, пренебрежительном, иногда даже снисходительном восприятии права, как системы. Именно когда право воспринимается как второстепенная шкала ценности относительно к шкале собственных потребностей, возникает правовой нигилизм.