Предотвращение опасных ситуаций на дороге. «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.

За рулем лучше не совершать ошибок - это известно всем. Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По данным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каждая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.

Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им незамеченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения водителя и, в конечном счете, становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.

Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Мы остановимся на самых распространенных. Для этого проанализируем типичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.

Ошибки наблюдения

Ситуация 1. Водитель автомобиля А подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, на котором он собирается повернуть направо (рис. 38). Впереди него движется автомобиль Б, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, водитель автомобиля Б начинает поворот. Водитель автомобиля А трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль Б.

Ошибка водителя А заключается в том, что он перестал наблюдать за лидирующим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки автомобиля Б могут быть вызваны следующими обстоятельствами: заглох двигатель; водитель автомобиля Б решил дождаться более безопасных условий для поворота; создались помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомобилей (ожидающих возможности выезда на главную дорогу), плохом освещении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

Ситуация 2. Водитель автомобиля А, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегавшего дорогу в непосредственной близости от него (рис. 39). Избегая наезда на пешехода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем Б, водитель автомобиля А стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорости движения в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода является то, что он не осматривал всю обстановку впереди, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к остановке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транспортных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например магазинов, кинотеатров и т.п.

Ситуация 3. Водитель автомобиля А, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства (рис. 40). Водитель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочине и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель автомобиля Б, не видя автомобиль А, начинает обгон грузовика. В результате автомобили А и Б сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей А и Б связана с поздним обнаружением друг друга. Наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от своего автомобиля - характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

Ситуация 4 . Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса (рис.41). Посмотрев в зеркало заднего вида, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сзади в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внимание на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Выехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя здесь связана с отсутствием повторного наблюдения за местом возможного появления опасности. Причиной этого явилась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки. Вероятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при большой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства.

Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переключая свой взгляд с одного места на другое.

Ситуация 5 . Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота (рис. 42). Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на левую соседнюю полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении другим автомобилем.

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в непросматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следующих случаях: при неправильной регулировке зеркала заднего вида; уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу; при дефиците времени и пространства, оставшихся для перестроения на левую полосу; плохом знании маршрута движения, большой плотности движения, загрязнении стекол автомобиля.

Ситуация 6 . Водитель автобуса, подъехав к остановке общественного транспорта, начал посадку пассажиров (рис. 43). Автобус уже был почти полностью заполнен пассажирами, поэтому при закрытии дверей возникли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус.

Водитель подал сигнал левого поворота и тронул машину с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло его столкновение с автомобилем, движущимся по левой соседней полосе движения.

Ошибка водителя автобуса заключается в том, что он не проконтролировал обстановку слева, сконцентрировав внимание на посадке пассажиров.

Ситуация 7 . Водитель грузового автомобиля подъезжает к регулируемому перекрестку с намерением повернуть направо (рис. 44). Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.

Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием контроля за обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, не доступную для обзора водителя большегрузного автомобиля, поэтому ему необходимо было посмотреть в правое окно.

Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при наличии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.

Ошибки общения

Случай 8. Водитель стоящего у правого края дороги легкового автомобиля начинает движение после стоянки (рис. 45). Выезжая без предварительной подачи предупреждающего сигнала, водитель резко поворачивает руль влево, чтобы объехать стоящий впереди грузовой автомобиль. При этом он забывает проконтролировать обстановку сзади и слева. В результате происходит столкновение с автомобилем, водитель которого заметил маневр легкового автомобиля только тогда, когда тот почти выехал на полосу его движения.

Ошибка водителя заключается здесь в том, что он начал движение, не проконтролировав обстановку слева и сзади и не включив левый указатель поворота. Способствующими происшествию ошибками являются также неожиданный для других участников движения быстрый выезд на левую соседнюю полосу из-за резкого поворота рулевого колеса и большого ускорения при начале движения.

Вероятность возникновения ошибок увеличивается из-за спешки или сильного утомления, при наличии объектов или событий, отвлекающих внимание водителя. Например, ему могут помешать стоящие впереди транспортные средства, малое пространство для маневра, стоящий сзади крупногабаритный автопоезд или автобус.

Ситуация 9. Водитель грузовика намеревается совершилть поворот в узкий проезд, примыкающий к дороге слева (рис. 46). Так как ширина дороги невелика, он решает начать поворот из крайнего правого положения. Для этого включает указатель правого поворота.

Приняв вправо, останавливается против проезда. Бросив беглый взгляд в зеркало бокового вида и не увидев легковой автомобиль, находящийся сзади в непросматриваемой зоне, он начинает поворот, забыв выключить указатель правого поворота. Водитель, полагая, что грузовик остановился, начинает объезжать его. Происходит столкновение.

Ещё на InDrive.Net:

Урок 8. Движение в сложных погодных условиях и ночью

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: забыл выключить указатель правого поворота, чем ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля; недостаточно хорошо осмотрел обстановку сзади.

Вероятность совершения такой ошибки увеличивается при плохом знании маршрута, неправильной регулировке зеркал бокового вида, плохой видимости, повышенной сложности выполнения поворота из-за недостаточного пространства и больших габаритов транспортного средства. Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при резком начале маневра после остановки, наличии встречного движения.

Ситуация 10. Водитель автопоезда, подъезжая к нерегулируемому перекрестку, подал сигнал правого поворота непосредственно перед началом поворота (рис. 47). Чтобы не заехать на правую часть тротуара, водитель оставил справа расстояние 1,5 м. Так как видимых помех для маневра водитель не заметил, он начинает поворачивать с ходу, без остановки. Происходит столкновение с мотоциклистом, также с ходу пытающимся проехать перекресток в прямом направлении. Так как сигнал поворота был подан водителем автомобиля непосредственно перед самым маневром, мотоциклист не видел его и считал, что транспортное средство будет двигаться прямо.

Водитель автопоезда совершил следующие ошибки: поздно включил указатель правого поворота, не проконтролировал обстановку справа. Сопутствующей ошибкой является поворот на высокой скорости.

Вероятность совершения происшествия в результате ошибки повышается при большой скорости поворота, а также в ненастную погоду, когда указатели поворотов могут быть забрызганы грязью!

Ситуация 11. Водитель грузового автомобиля, намереваясь занять крайнюю левую полосу движения, посмотрев в зеркало бокового вида и подав сигнал левого поворота, сразу же начал смену полосы движения (рис. 48), где сталкивается с легковым автомобилем, движущимся сзади по этой полосе.

Водитель грузовика совершил следующие ошибки: недооценил скорость движения легкового автомобиля и расстояние до него; поздно подал сигнал, предупреждающий о намерении совершить маневр, что не позволило водителю легкового автомобиля вовремя среагировать и правильно действовать. Сопутствующими ошибками водителя грузового автомобиля могут быть: резкое изменение направления движения (резкий поворот рулевого колеса влево) и резкое торможение после перестроения, вызванное снижением скорости потока в связи с подъездом к перекрестку.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при высокой плотности движения, плохих динамических характеристиках автомобиля, больших скоростях движения, при плохой видимости и в темное время суток. Вероятность возникновения происшествия в результате ошибки повышается при большом различии в тормозных характеристиках автомобилей, больших габаритах грузового автомобиля, скользком дорожном покрытии.

Случай 12. Двигаясь со скоростью 50 км/ч по дороге со встречным движением, водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, начинает объезжать стоящий на остановке автобус (рис. 49). Неожиданно перед ним появляется пешеход, вышедший из-за автобуса. Водитель автомобиля совершает наезд на него, пытаясь избежать наезда, выезжает на полосу встречного движения, и сталкивается со встречным транспортным средством.

Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при объезде автобуса. Выбранная скорость движения в такой ситуации не позволяет ему предотвратить наезд на пешехода, не выезжая на полосу встречного движения. Рекомендуемая скорость при объезде стоящего на остановке автобуса 15-20 км/ч. Кроме того, для предупреждения возможного конфликта может быть подан предупреждающий сигнал светом фар.

Причины ошибок водителя обычно связаны с недооценкой вероятности выхода пешеходов из-за автобуса и скорости своего движения. Вероятность возникновения ошибки повышается из-за того, что водитель отвлекся от наблюдения за обстановкой, а также из-за большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при большой массе и габаритах автомобиля, малом интервале до автобуса, плохой видимости обстановки впереди из-за неблагоприятных атмосферных условий или загрязнения лобового стекла, узкой проезжей части, скользком дорожном покрытии, большой скорости движения пешехода.

Случай 13. Водитель легкового автомобиля, двигаясь со скоростью 60 км/ч, приближается к необозначенному пешеходному переходу (рис. 50). Слева от пешеходного перехода стоят несколько человек. Во встречном направлении движется грузовой автомобиль.

Водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, подъезжает к пешеходному переходу. При этом видимость обстановки слева на переходе для него закрыта встречным транспортным средством, из-за которого неожиданно появляется пешеход, быстро переходящий дорогу по пешеходному переходу. Водитель легкового автомобиля не смог предотвратить наезд.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при проезде обозначенного пешеходного перехода при наличии транспортных средств, закрывающих обзор. Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления пешехода в момент проезда пешеходного перехода или несвоевременном обнаружением пешеходного перехода.

Вероятность наезда на пешехода в результате ошибки повышается при малой ширине проезжей части, наличии крупногабаритного транспортного средства, закрывающего обзор обстановки. Тяжесть последствий ошибки увеличивается при скользком покрытии и малой ширине проезжей части.

Ситуация 14. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по главной дороге, собирается повернуть на дорогу, примыкающую справа (рис. 51). Поворачивая со скоростью 30 км/ч, он выезжает на полосу встречного движения, где совершает наезд на подъезжающий к главной дороге легковой автомобиль.

В данной ситуации возможен также наезд на пешехода, стоящего на середине дороги в ожидании проезда грузовика.

Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в неправильном выборе скорости движения, в результате чего произошло увеличение радиуса поворота автомобиля. Причина этого - недооценка последствий выполнения маневра с данной скоростью.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки водителя увеличивается при наличии объектов, закрывающих обзор (здания, растения), малой ширине проезжей части примыкающей дороги, интенсивном пешеходном движении по примыкающей дороге.

Ситуация 15 . Водитель легкового автомобиля приближаете по свободной крайней правой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый (рис. 52). Несколько транспортных средств стоит у стоп-линий в ожидании зеленого сигнала светофора. Находящееся среди них крупногабаритное

транспортное средство закрывает обзор обстановки на перекрестке. Водитель, не снижая скорости, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с автобусом, завершающим проезд перекрестка в пересекающем направлении. Другим видом происшествия в такой ситуации может быть наезд на пешехода, заканчивающего переход дороги.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при подъезде к перекрестку в условиях ограниченной видимости обстановки, что приводит к значительному опережению других транспортных средств, начинающих движение на разрешающий сигнал светофора.

Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления других участников движения на перекрестке в момент смены желтого сигнала светофора на зеленый.

Вероятность совершения ДТП в результате (шибки увеличивается при короткой фазе смены желтого сигнала на зеленый, при большой ширине перекрестка, при интенсивном движении на нем.

Торможение

Случай 16. Водитель легкового автомобиля, движущегося по закруглению дороги, видит, что автобус впереди тормозит и останавливается (рис. 53). Перед тем как его объехать, водитель легкового автомобиля решает снизить скорость, для чего резко нажимает на педаль тормоза.

В результате автомобиль заносит, он попадает на встречную полосу движения и на обочине опрокидывается. Данная ситуация грозит также столкновением со встречным транспортным средством или наездом на неподвижное препятствие или стоящее транспортное средство в результате заноса.

Ошибка водителя автомобиля заключается в применении (для снижения скорости) экстренного торможения с полной блокировкой колес, что является наиболее распространенной причиной заноса автомобиля. Дорожно-транспортному происшествию могут способствовать выбор большой скорости, отвлечение внимания, малая дистанция следования, неправильно сформированный навык экстренного торможения.

Вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия в результате ошибки увеличивается при малом радиусе поворота, скользком покрытии дороги, изношенных шинах автомобиля, малой ширине дороги, интенсивном движении.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

Ситуация 17. Грузовой автомобиль с прицепом движется по спуску узкой дороги (рис. 54). Навстречу с большой скоростью приближается легковой автомобиль. Водитель грузовика прижимает свое транспортное средство вправо и резко тормозит с полной блокировкой колес. Прицеп заносит влево и происходит его столкновение с легковым автомобилем.

Ошибка водителя — торможение с полной блокировкой колес. Причиной, способствующей ДТП, может быть выбор слишком большой скорости движения.

Вероятность совершения аварии в результате ошибки повышается при большой крутизне спуска, плохом и скользком покрытии дороги, неисправностях тормозной системы прицепа.

Другими видами ДТП в данной ситуации могут быть: опрокидывание, попутное столкновение с находящимся впереди автомобилем.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибок увеличивается при скользком покрытии дороги, большой плотности движения, большой разнице в тормозных характеристиках транспортных средств, неумении водителя устранить занос автомобиля.

Ещё на InDrive.Net:

Урок 5. Решения, которые принимает водитель

Ситуация 18. Грузовой автомобиль, двигаясь со скоростью 50 км/ч за лидирующим легковым автомобилем, подъезжает к регулируемому перекрестку (рис. 55). Сигнал светофора меняется с зеленого на желтый.
Водитель грузовика полагает, что легковой автомобиль не будет останавливаться перед перекрестком, а проедет его на желтый сигнал. Поэтому он не снижает скорость движения. Легковой автомобиль перед самым перекрестком резко тормозит. Водитель грузовика сильно нажимает на педаль тормоза, полностью блокируя колеса автомобиля. В результате автомобиль заносит, и он выезжает на соседнюю левую полосу движения, где сталкивается с находящимся на ней транспортном средством.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: не снизил скорость движения при приближении к перекрестку, выбрал малую дистанцию до лидирующего автомобиля; применил экстренное торможение с полной блокировкой колес.

Ситуация 19. Автомобиль со скоростью 80 км/ч подъезжает к крутому подъему дороги (на 4-й передаче) и, не снижая скорости, начинает преодолевать подъем. Из-за недостатков дорожного покрытия водитель вынужден тормозить, в результате чего автомобиль начинает терять скорость и глохнет двигатель. Водитель пытается завести двигатель, поставив автомобиль на ручной тормоз. Однако из-за гололедицы автомобиль начинает скатываться назад и, съехав с проезжей части дороги, опрокидывается.

Ошибка водителя заключается в неправильном выборе передачи для преодоления подъема. Крутые подъемы рекомендуется преодолевать на второй передаче.

Вероятность ДТП в результате ошибки повышается при большой массе автомобиля, изношенных шинах, большой крутизне и продолжительности подъема, резких торможениях при преодолении подъема.

Выбор дистанции

Ситуация 20. Легковой автомобиль движется в плотном транспортном потоке за грузовиком и приближается к регулируемому перекрестку (рис. 56). На светофоре включен зеленый
сигнал, поэтому водитель легкового автомобиля намеревается, не снижая скорости, проехать перекресток в прямом направлении. Дистанция до грузового автомобиля равна 6 м. Перед самым перекрестком водитель грузовика неожиданно подает сигнал правого поворота и тормозит. Происходит попутное столкновение.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции. Он не учел возможность торможения лидирующего автомобиля. Вероятность совершения ошибки увеличивается при большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при запоздании или отсутствии предупредительного сигнала о повороте лидирующим транспортным средством. Здесь имеет также значение различие в тормозных характеристиках автомобилей, скользкое покрытие, большая скорость движения.

Ситуация 21. Легковой автомобиль движется со скоростью 50 км/ч за грузовиком (рис. 57). Водитель легкового транспортного средства принимает решение обогнать грузовой
автомобиль. Начав обгон, он видит встречный автобус, который может помешать выполнению маневра. В ожидании проезда этого автобуса водитель легкового автомобиля резко сокращает дистанцию до грузовика, идет почти вплотную к нему. Грузовой автомобиль резко тормозит, так как впереди него на проезжей части дороги появляется пешеход, переходящий дорогу (могут быть и другие причины торможения: яма или неровность на проезжей части дороги; неожиданный маневр встречного транспорта; стоящий, останавливающийся, выезжающий на дорогу со двора или с примыкающей дороги автомобиль). Происходит попутное столкновение легкового и грузового автомобилей либо водитель легкового автомобиля, пытаясь избежать столкновения с грузовиком, выезжает на полосу встречного движения, и тут его автомобиль сталкивается с автобусом.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции до лидирующего транспортного средства. Причиной этого может быть недооценка вероятности торможения лидирующего автомобиля, а также отвлечение внимания при выполнении обгона.

Вероятность возникновения ошибки повышается при движении за крупногабаритным транспортным средством, загораживающим обзор впереди. Вероятность возникновения ДТП при ошибке в выборе дистанции увеличивается на скользком покрытии дороги, малой ширине или сужении проезжей части, большой скорости движения, различиях в тормозных характеристиках транспортных средств, неправильном торможении.

Выбор траектории движения

Ситуация 22. Водитель легкового автомобиля подъезжает к пересечению с главной дорогой, намереваясь совершить левый поворот (рис. 58). Видя подъезжающий слева грузовик и
справа автобус, он решает поворачивать, не снижая скорости, чтобы успеть совершить маяевр до того, как эти транспортные средства подъедут к перекрестку. В конечной фазе маневра водитель слышит резкий сигнал, который подает водитель автобуса, требуя освобождения пути для движения. Водитель легкового автомобиля резко поворачивает руль влево, чтобы освободить полосу движения, и при этом его транспортное средство выезжает на встречную полосу движения, где сталкивается с грузовиком.

Водитель совершил следующие ошибки: во-первых, недооценил скорость автобуса и неправильно оценил расстояние до него, во-вторых, слишком резко повернул руль.

Причины ошибок связаны с недостаточным развитием навыков определения скорости и расстояния до других транспортных средств, с плохой техникой руления.

Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибок увеличивается при больших скоростях движущихся транспортных средств и малой площади перекрестка.

Ситуация 23. Водитель легкового автомобиля, поворачивая на главную дорогу, решает объехать медленно движущийся грузовик. После объезда легковой автомобиль резко
выезжает на вторую полосу движения, где происходит столкновение с другим легковым автомобилем, который завершал опережение автобуса (рис. 59).

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории поворота с выездом сразу на вторую полосу. Причина ошибки - отсутствие постоянного наблюдения за обстановкой (слева, сзади) и недооценка опасности закрытого обзора, создаваемого автобусом.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при больших скоростях и плотном транспортном потоке на главной дороге.

Ситуация 24. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по узкой двухполосной дороге, увидел, что легковой автомобиль, движущийся во встречном направлении, внезапно выехал
на полосу встречного движения. Чтобы избежать лобового столкновения, водитель поворачивает налево. В это же время легковой автомобиль возвращается на свою полосу движения, где происходит столкновение (рис. 60). Выезд легкового автомобиля на полосу встречного движения был связан с объездом поврежденного участка дороги.

Ошибки водителя заключаются в том, что он во избежание столкновения выехал на полосу встречного движения. Причина ошибки - недооценка вероятности того, что легковой автомобиль вернется на свою полосу движения. Правильное решение в данной ситуации - снизить скорость и съехать вправо.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки повышается при больших скоростях движения транспортных средств, а также если водитель не подает предупредительного сигнала.

Ситуация 25. Легковой автомобиль, двигаясь по левой полосе движения, нагоняет автобус. Подав сигнал светом фар, чтобы автобус освободил полосу, водитель легкового автомобиля
решает, что быстрее будет объехать транспортное средство справа. Выехав на правую полосу движения, легковой автомобиль сталкивается с автобусом, так как он тоже начал перестроение вправо (рис. 61).

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории обгона (справа). Причина ошибки - неверное предположение о том, что автобус не будет перестраиваться вправо.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при опоздании подачи сигнала левого поворота водителем автобуса. Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибки повышается при резком выполнении обгона на большой скорости, скользком покрытии дороги, отсутствии обочин справа.

Тесты для самопроверки

Вы разобрались в наиболее сложных ситуациях, возникающих на дороге, а теперь попробуйте проверить свои навыки прогнозирования с помощью тестов. Прочитайте описания и постарайтесь представить себе дорожную ситуацию (она достаточно проста). Не заглядывая в комментарий, приведенный сразу же после описания, определите, какая опасность может быть в такой ситуации, укажите ее признаки.

Вам навстречу приближаются два автомобиля. Первый почему-то снижает скорость, не подавая никаких сигналов. Водитель второго начинает несколько смещаться влево. Итак, какова возможность опасности?

Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Задачи: показать причины дорожно­транспортных происшествий по вине
пешеходов; необходимость соблюдения правил безопасного поведения
на улицах и дорогах.
Содержание
Примечание
­ Мы уже знаем, что вещи не бывают ни добрыми, ни злыми, ни
опасными, ни безопасными. Такими их делает сам человек. Все вещи
люди придумали для своего удобства. Они очень помогают людям в
жизни: быстро доехать, поговорить и пообщаться с человеком, который
находится далеко, быстро приготовить обед, постирать и т. д.
Но если мы не умеем правильно пользоваться ими, не будем знать
их свойства, то вещи могут нам навредить.
­ Самое главное – понимать, как и когда вещи могут стать
опасными. А сегодня мы с вами поговорим, как рождаются опасные
ситуации на дороге. Скажите, что же для нас может представлять
опасность на дороге?
(машины, велосипеды, …)
На этих картинках – два дорожных случая. Но у них есть одно
общее обстоятельство. Как вы думаете – какое?
(И в том и в другом случае водитель и пешеход не видят друг друга
до самого последнего момента.)
­ Правильно! А когда они увидят, то уже будет поздно. Ведь
машина не может остановиться сразу же, даже если водитель нажмёт на
тормоз. Машина ещё несколько метров будет быстро скользить по
дороге. Так быстро, что пешеход не успеет сделать даже два шага
назад.
Намного безопаснее, если водитель и пешеход видят друг друга
издалека. Тогда и шофёр успеет затормозить заранее, и пешеход
сможет вовремя остановиться.
Поэтому вы должны помнить первое правило безопасного
поведения на дороге: ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.
Что для этого мы делаем?
(Стоит замедлить шаг, приостановиться, когда подходите к арке, к
углу дома, в общем, к любому месту, откуда может неожиданно
выехать машина)
­ Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это
место для перехода. Он пойдёт спокойно, потому что для шофёра
выскочивший на дорогу человек означает неожиданность, и неизвестно,
сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.
Эта неожиданность подстерегает и тогда, когда кто­то играет
рядом с дорогой или зимой катается на санках с горки. Посмотрите на
рисунок. Что же может случиться здесь?
(дети рассуждают)
Два рисунка
На доске
рисунок

А теперь поговорим о том, как переходить дорогу. Если есть
светофор, он и покажет нам, когда идти, а когда стоять и ждать. А вы
знаете, как переходить дорогу по светофору? (дети отвечают)
Выполняй закон простой:
Красный свет зажёгся –
Стой!
Жёлтый вспыхнул –
Подожди!
А зелёный свет –
Иди!
(на доске: Соблюдай правила перехода через улицу!)

­ Давайте отдохнём! Я буду показывать цвета светофора, вы на красный
цвет – будете стоять, на жёлтый – хлопать – готовитесь идти, а на
зелёный – шагать на месте – можно переходить.
­ Итак, продолжим. Представьте, что вы приготовились переходить
дорогу. Загорелся зелёный свет – что значит? Можно переходить. Но и
тут не надо бросаться с тротуара на дорогу. Бывает, у какой – то
машины не исправны тормоза, и она может неожиданно выехать на
полосу перехода. Поэтому выходить на дорогу и переходить её надо
очень спокойно. Переходить, а не перебегать!
­ Лучше всего переходить улицу с группой других людей. Но
конечно, не в том случае, если они вдруг пошли на красный свет –
бывают и такие взрослые.
­ Представьте, горит красный свет, но поблизости нет машин. Что
же делать? Стоять и ждать? Чего ждать, если машин нет, можно и
перебежать? (дети рассуждают) Никогда не переходи улицу на красный
свет, даже если нет машин!
­ Но мы живём в посёлке, где нет светофоров. Как же нам быть?
Есть такое пешеходное правило: когда ждёшь перехода, никогда
не стой на краю тротуара. Когда сходишь с тротуара на дорогу, надо
сначала посмотреть налево – не едет ли какая ­ либо машина. А когда
дойдёшь до середины – надо посмотреть направо, потому что как раз
оттуда может появиться машина.
­ А теперь вопрос: почему улицу надо переходить строго прямо, а
не наискосок?
(Догадаться легко: чем меньше времени ты находишься на проезжей
части, тем лучше. Но это не означает, что следует перебегать улицу
бегом.)
Бывает и так, что мы превращаемся из пешехода в водители.
Потому что есть один вид транспорта, который близок взрослым и
детям. Это – велосипед.
Наступила весна, на улице тепло и все мальчишки и девчонки
вытащили из сараев свои велосипеды, катаются и играют целыми
днями. У кого же есть велосипеды?
На доске
Физкультминутка
На доске
рисунок
На доске запись,
рисунок

Рисунок
На доске
А вы знаете, когда появился велосипед и как он выглядел?
Изобрели его раньше, чем мотоцикл и автомобиль. Первые велосипеды
сильно отличались от современных. Они были деревянными и больше
напоминали самокат. Педалей у них не было. Ездок просто
отталкивался от земли ногами, а потом поджимал их и ехал по инерции.
Поэтому их называли «беговыми машинами». Шин и цепной передачи
тоже ещё не было – всё это придумали гораздо позже.
Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские,
складные, дорожные, спортивные. Но правила безопасности одинаковы
для всех велосипедистов.
Эти правила надо твёрдо знать и соблюдать. Ведь велосипед не
просто игрушка, а реальное транспортное средство.
Первое, что надо знать: по дорогам, где ездят автомобили,
школьникам разрешается ездить на велосипеде только с 14 лет. Как
же вам быть, не кататься что ли? А до этого возраста можно кататься
внутри дворов, в парках, на стадионах.
­ Вы, конечно, знаете, как бережно относятся водители к своим
автомобилям. И это не только потому, что машина дорого стоит.
Просто от надёжности автомобиля зависит безопасность шофёра.
Хороший водитель никогда не выезжает из гаража, если у его машины
что­то неисправен.
Велосипед, конечно, не так сложно устроен, как автомобиль, но и он
должен быть надёжным. Поэтому перед поездкой обязательно вы
должны проверять, как работают руль и тормоза, хорошо ли закреплено
сиденье, накачены ли шины. Не забудьте о звуковом сигнале – звук
должен быть громким и отчётливым.
­Бывает так, что вы решили или вас решили прокатить на
велосипеде, на багажнике или раме. Можно? Почему?
На самом деле эта затея опасна и для тебя, и для твоего пассажира.
Перегруженным велосипедом трудно управлять. Выбоина на дороге или
неожиданное препятствие – и всё, велосипед упал и вы на земле.
­ Итак, мы с вами повторили самые такие ситуации, в которых мы
можем оказаться на дороге. Что же должны помнить, находясь на
дороге?
­ И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение, которое
написал Сергей Михалков. Называется «Шагая осторожно».
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,

«Дорога - это жизнь», - считали ещё в древности. Дорога всегда являлась путём сообщения для людей и транспорта. Первые хорошо обустроенные, мощёные дороги появились несколько тысячелетий назад в Междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Всё было просто, пока люди только ходили по земле, но с появлением всадников и повозок возникли проблемы. Люди попадали под колёса и копыта лошадей. Поэтому древние римляне взяли и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Дороги бывают разные: например, лесные и полевые, сезонные дороги - зимники и ледовые переправы, улицы, проспекты, магистрали с эстакадами - развязками для автомобилей.

Современная дорога может включать одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

По проезжей части движутся автомобили, автобусы, троллейбусы. Вдоль границы проезжей части или по её середине могут располагаться трамвайные пути. По обе стороны от проезжей части в городе находится тротуар для пешеходов. А за городом - незаасфальтированная полоса дороги. Это обочина. Она служит для вынужденной остановки транспорта.

На современных дорогах выделяют специальную велосипедную дорожку и полосы для движения общественного транспорта. На широких дорогах с интенсивным движением транспорта выделяют разделительную полосу, чтобы отделить друг от друга встречные автомобили. Разделительная полоса или всегда приподнята над проезжей частью и окаймлена бордюрным камнем, или выделена с помощью разметки. Движение транспорта бывает односторонним и двусторонним.

Одностороннее движение - когда весь транспорт движется в одном направлении по всей ширине проезжей части, куда указывает белая стрелка на придорожном знаке (встречный транспорт в этом случае исключён). Знак устанавливается за перекрёстком, в начале дороги. Знак разрешает движение прямо, налево или направо, но запрещает разворот.

Двустороннее движение - когда транспорт движется навстречу друг другу. Существует специальный знак о «Двустороннем движении» - на треугольнике две встречных линии со стрелками. Знак предупреждает, что дорога с односторонним движением сменяется на участок дороги с двусторонним (встречным) движением.

На дорогах России, как у большинства стран мира, установлено правостороннее движение транспортных средств. В ряде стран по традиции сохранено левостороннее движение (Великобритания, Австралия, Япония и др.). В этих странах выпускаются транспортные средства с правым расположением руля.

На дорогах с правосторонним движением водительское место в автомобиле должно находиться со стороны встречного потока, то есть слева, и справа - в странах с левосторонним движением.

Статистика

    Ежегодно в нашей стране происходят около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате погибает 25-30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения различной тяжести.

Некоторые факты

    С появлением первого наземного транспорта - всадники, повозки и экипажи - возник вопрос, по какой стороне дороги ездить, чтобы избежать столкновения и заторов на дорогах. Правостороннее движение складывалось стихийно. Сказалась физиологическая особенность человека - большинство из нас правши. Правая рука сильнее и ею удобнее было управлять тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. При разъезде на узкой дороге легче было направлять повозку или экипаж вправо на обочину дороги, натягивая вожжи правой, более сильной, рукой, чтобы придержать лошадей. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 г. русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На улицах пешеходы движутся по тротуарам. Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар может примыкать к проезжей части или быть отделённым от неё газоном. Он обычно приподнят над проезжей частью на высоту 15-20 см. По тротуарам движение транспорта запрещено. В случае необходимости по тротуарам могут проезжать автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для уборки снега или ремонта городских коммуникаций, а также подвоза груза к торговым предприятиям.

Одним из важных и опасных элементов дороги является перекрёсток . Это место пересечения дорог и улиц. Проезжую часть можно переходить у перекрёстка по пешеходным переходам. На перекрёстке очерёдность движения определяется сигналами светофора или при необходимости регулировщиком.

Вопросы

  1. Что такое дорога?
  2. Какие элементы дороги ты знаешь?
  3. Почему дорогу разделили на проезжую часть, тротуар и обочину?
  4. Для чего нужна обочина?
  5. По какой части дороги может ходить пешеход?
  6. Как ты думаешь, почему перекрёсток - это самый опасный участок дороги?

Задание

  1. Используя дополнительную литературу и другие источники, подготовь краткое сообщение на тему: «Правостороннее и левостороннее движение».

Участники дорожного движения

Главные участники дорожного движения - это пешеходы, водители и пассажиры, то есть мы с вами. Участвуя в дорожном движении, мы обязаны выполнять определённые правила поведения, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла одновременно с появлением автомобиля. В 1886 г. в мире появился первый автомобиль, а через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - наезд на пешехода. Уже в 1899 г. в результате дорожной аварии погиб человек.

По дорогам и улицам городов движутся автомобили и мотоциклы, троллейбусы, трамваи и велосипеды, иначе говоря - различные виды транспорта, или транспортных средств. Транспорт - это все возможные средства, предназначенные для перемещения людей и грузов из одного места в другое. По назначению транспорт разделяют:

  • пассажирский - автобусы, троллейбусы, трамваи и легковые автомобили;
  • грузовой - автомобили, которые перевозят различные грузы. Они различаются по грузоподъёмности, особенностям конструкции, видам перевозимых грузов. Например, самосвалы и фургоны, панелевозы и контейнеровозы.
  • Специальные автомобили : пожарные, полицейские, медицинские. Эта категория транспорта пользуется определёнными преимуществами перед другими участниками дорожного движения. Они спешат к тяжело больному человеку, или на пожар, или на срочное задержание нарушителей общественного порядка.

Положительное значение автомобильного транспорта очевидно. Однако не следует недооценивать и той опасности, которую несёт в себе автомобиль в случае ДТП.

Автомобили на шумных магистралях движутся на высоких скоростях, создавая труднопреодолимые потоки для пешехода и водителей. Городские службы не успевают реконструировать дорожную сеть городов в более безопасные магистрали, которые бы обеспечивали повышенную защищённость пешеходов и автомобилей. Такая напряжённая ситуация на дорогах, конечно, приводит к росту аварий.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий - это нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Мы часто переходим дороги в неустановленном месте, не обращаем внимания на сигналы светофора. Ходим по проезжей части при наличии тротуаров. Можем промчаться на роликовых коньках, самокатах по оживлённой магистрали. Автомобилисты проезжают на красный сигнал светофора, игнорируя требования дорожных знаков, или позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.

Некоторые факты

    При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте и сентябре. «Пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов. В основном трагедии происходят, когда дети выходят на проезжую часть перед близко идущим транспортом, при переходе улицы в неустановленном месте и на остановке общественного транспорта.

Запомни , сегодня, чтобы избежать опасной ситуации на дороге, сохранить свою жизнь и не принести вреда окружающим, необходимы хорошие знания правил дорожного движения (ПДД) и их обязательное выполнение. Если кто-то из пешеходов нарушает правила дорожного движения, например, решил перейти дорогу на красный запрещающий сигнал светофора, то это не значит, что ты должен идти с ними. Автомобиль может появиться неожиданно.

Запомни правило : на дороге не делай, как все, делай так, как требуют правила дорожного движения. Учись самостоятельно принимать правильные решения.

Многие из главных правил дорожного движения ты уже изучил в начальной школе. Давай ещё раз вспомним основные рекомендации для пешеходов:

  • если ты пешеход, то должен идти по тротуару или пешеходной дорожке, а при их отсутствии по обочине дороги;
  • при движении по краю проезжей части пешеход должен идти навстречу движению;
  • при приближении специального транспорта с включённым проблесковым маячком синего или красного цвета и звуковым сигналом воздержись от перехода проезжей части;
  • пересекай проезжую часть по пешеходным переходам (подземным и надземным);
  • строго подчиняйся сигналам светофора;
  • не ослабляй внимания при жёлтом сигнале светофора, когда при исключительных обстоятельствах водителям разрешается дальнейшее движение;
  • при отсутствии автомобилей в зоне видимости перехода не перебегай проезжую часть, а переходи её шагом и в прямом направлении, а не наискосок, предварительно убедившись, что нет приближающихся машин. Прежде, чем перейти проезжую часть, определи одно-или двустороннее движение. При одностороннем движении определи направление движения транспорта. При двустороннем движении, переходя первую половину смотри налево, вторую - направо. При одностороннем движении - всё время со стороны движения транспорта;
  • не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю объехать тебя;
  • будь внимательным и осторожным в ненастную погоду, в гололедицу или при густом тумане, когда водителю не всегда удаётся рассчитать тормозной путь его машины;
  • не выходи с тротуара на проезжую часть дороги вне пешеходных переходов или когда переход запрещён;
  • не останавливайся в непосредственной близости от движущегося автомобиля, так как выступающие детали машины могут сбить или зацепиться за одежду и потащить тебя за собой;
  • после выхода из общественного транспорта переходи улицу только по пешеходному переходу, а если его нет, то после отхода автобуса, троллейбуса, трамвая или маршрутного такси, когда дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

Трамвай, автобус и другой общественный транспорт ожидай на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

Помни! Зона остановки - опасное место для взрослого и ребёнка . Остановившийся автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть.

Запомни ещё одно правило, действующее на дороге. Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение. Даже сильное торможение не в силах моментально остановить троллейбус или автомобиль. Таким образом, до полной остановки транспортное средство пройдёт ещё какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путём. Чем больше скорость, например, и вес автомобиля, тем его тормозной путь больше. На его длину влияет состояние дороги и погода.

Вопросы

  1. Что такое правила дорожного движения?
  2. Почему от знания и соблюдения человеком правил дорожного движения зависит его жизнь?
  3. Какие правила дорожного движения ты знаешь?
  4. Кто такой пешеход?
  5. Большая часть несчастных случаев с пешеходом происходит там, где пересекаются транспортные и пешеходные пути. Перечисли эти опасные участки.
  6. Как ты думаешь, почему люди, хорошо зная правила дорожного движения, нарушают их?
  7. Какие ты знаешь виды общественного транспорта?
  8. Внимательно изучи рисунки. Какие правила нарушают пешеходы?

Задания

  1. На рисунках показаны разные варианты сигналов светофора. Подбери к каждому номеру текст, поясняющий эти сигналы.
    1. Внимание! Можно переходить проезжую часть дороги.
    2. Внимание! Нельзя переходить проезжую часть дороги.
    3. Внимание! Сейчас можно будет перейти проезжую часть дороги.
    4. Внимание! Автомобиль может ехать.
    5. Внимание! Автомобиль должен тормозить и остановиться около перехода.
    6. Внимание! Сейчас нельзя будет переходить проезжую часть дороги.

  1. Давай ещё раз повторим правила дорожного движения для пешеходов. Для этого закончи предложения.
    1. Пересекать проезжую часть дороги можно по...
    2. Нельзя переходить проезжую часть дороги на переходе, если сигнал светофора..., если сигнал светофора...
    3. Если есть тротуар, то нельзя идти по... части.
    4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего..., потому что выступающие детали могут зацепиться за одежду и столкнуть тебя на проезжую часть.
    5. После выхода из общественного транспорта переходить дорогу надо только...
    6. Если нет специального перехода, то переходить дорогу можно после...

Задача

  1. На расстоянии 16 метров до пешеходного перехода одновременно начали тормозить три автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 метров, второго - на 4 метра больше, третьего - на 3 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правила после остановки и почему?

Ролевая игра

Начертите условную линию пешеходного перехода на дорожке школьной спортивной площадки и приближайтесь к ней бегом с постоянной скоростью. В момент приближения участников забега к линии условного перехода наблюдающий даёт команду: «Тормози!»

Каждый участник остановится на разном расстоянии от линии. Побеждает тот, кто остановился раньше всех, у него лучше реакция. Проигрывает тот, у кого самый длинный «тормозной путь» (от финиша до места полной остановки). Эта игра поможет понять, почему нельзя выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора. Тормозной путь движущихся автомобилей может быть разным, что делает столкновение в некоторых случаях просто неизбежным.

Данные об авторе

Фогель Ирина Николаевна

Место работы, должность:

МКОУ Воздвиженская СОШ, учитель ОБЖ

Новосибирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока:

Обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Москва Просвещение 2011 г.

Используемое оборудование:

●мультимедийный проектор

● компьютер

● презентация (приложение)

Краткое описание:

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс. Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах» Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения. Задачи: Образовательная: сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах; Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль; Воспитательная: воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование: ● мультимедийный проектор ● экран ● компьютер ● презентация (приложение)

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс.

Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

Образовательная : сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах;

Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;

Воспитательная : воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

●мультимедийный проектор

● компьютер

● презентация (приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок - … урок ОБЖ.

II. Актуализация опорных знаний.

При встрече люди говорят друг другу: «Здравствуйте». Поздравляя с днём рождения, с праздником, в первую очередь желают здоровья. Здоровье - наше главное богатство и поэтому надо научиться беречь его с детства.

Быть здоровым значит не болеть, не подвергать своё здоровье опасности. Сегодня на уроке будем продолжать учиться беречь своё здоровье.

Отгадайте загадки. (Дети отгадывают загадки, учитель на доске прикрепляет слова)

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет. (Дорога.)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)

Автомобиль. Дорога. Пешеход.Как неразрывны эти три слова! Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

III. Работа по теме урока.

Мы живём сегодня в век скоростей. Все вокруг торопятся, спешат…

Одна секунда... Много это или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда - вещь весьма серьёзная.

Какие же опасности угрожают нашему здоровью на дорогах? Какая причина?

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие опасности угрожают нам на дорогах и тротуарах, как их избежать. Слайды 1-5

Прочитаем девиз нашего урока «Дисциплина на улице - залог безопасности» (Запись на доске).

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку, как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. Как же появился автомобиль?

Ученик. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

Учитель. Ребята, а как появились правила дорожного движения?

Ученик. В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных. А потом запряг их в повозки. По земле заколесили экипажи, и сразу всё осложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

Ученик. Ещё при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоанновны, императрицы Екатерины II.

Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения.

Ученик. Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги. Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.

Правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Слайды 6 - 9

Запомните : от ваших знаний правил дорожного движения зависит ваша жизнь. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила дорожного движения. Проведём викторину «Знаешь ли ты?»

Каждый ученик выбирает карточку с заданием, на которой написаны вопросы и отвечает.

1.Как правильно перейти улицу? (Переходя улицу посмотреть налево и направо. И только убедившись в том, что дорога свободна, можно переходить улицу. В тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика.)

2. Как нужно двигаться вдоль дороги, на которой нет пешеходной дорожки?(Идти так, чтобы машины не обгоняли нас, а ехали навстречу)

3.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это? (тротуар)

4. Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода? (светофор)

5. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет).

6. Как определить место остановки автобуса, трамвая? (По знаку «Остановка»)

7. Как нужно ходить по тротуару? (Придерживаться правой стороны, чтобы не мешать идущим навстречу людям)

8. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Дети, которые играют на дороге, мешают движению и могут попасть под колёса машины)

9. Как правильно обходить автобус? (Дождаться, пока не отъедет, а потом переходить)

10. По какой стороне улицы или дороги движется автотранспорт в нашей стране?(По правой)

11. С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля? (с 12 лет).

12.При каком условии можно вам ездить на переднем сидении? (Если есть специальное детское кресло).

Учитель . Отгадайте загадку

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор:
Мы три родные брата:
Наш домик… (светофор). Что означает каждый цвет светофора?

Красный свет светофора-

Стой на месте!
Идти опасно!

Жёлтый свет светофора-

Приготовиться!
Внимание.

Зелёный свет светофора -

Можно идти.

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь пора и отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы читать. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)
Красный свет нам «Стой!» кричит, ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать нескучно, наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и жёлтый загорелся, приготовится пора.
Руки, ноги разогреем. (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим, пролетим, как самолёт. (Прыжки.)
Вот зелёный загорелся, можно нам идти вперёд.
Левой, правой, левой, правой. (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идём вперёд. (Ходьба на месте.)
Светофор- помощник славный - уставать нам не даёт.

Учитель. Отгадайте загадку: "Кто на дороге без языка, а говорит?"(Дорожные знаки). Слайды 10-11

Назовите виды дорожных знаков. (Предупреждающие, запрещающие, информационные, предписывающие).

У вас в конвертах дорожные знаки. Разложите их и приклейте каждый вид на отдельном листе. Расскажите, что означают эти знаки, чем они отличаются друг от друга. Работа в группе. (От каждой группы выходят дети и рассказывают, к какой группе относятся знаки, что они обозначают).

Ребята, кто из вас ездил ночью?

Что происходит со знаками в тёмное время суток?

Почему знаки светятся?

Они предупреждают водителя

Как вы думаете, у какого животного человек позаимствовал светящийся эффект? (варианты ответов детей)

Ученик. Англичанин Перси Шоу туманной ночью чуть не сорвался с обрыва на своей машине. В самый последний момент он увидел отражение света фар машины в глазах кошки. Эта кошка мирно сидела на обочине дороги.

Под впечатлением этого случая англичанин изобрёл отражающий элемент. Учитель. Вам сейчас тоже приходится ждать автобус утром, когда ещё темно. Нужны ли нам светоотражающие повязки? Зачем нужны? (Чтобы предупредить водителя ). Гимнастика для глаз (вращение)

Кроссворд. Каждой группе учитель читает вопрос. Ответивший ученик пишет ответ на доске.

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.
2. Повреждение машины транспортного средства.
3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.
4. Лицо, управляющее транспортным средством.
5. Человек, идущий пешком.
6. Твердое и гладкое покрытие дороги.
7. Боковая часть, край дороги.
8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы на кроссворд

Ключевое слово: СВЕТОФОР .

Работа в группах .

Вам даны задачи - шутки.

1. За Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст.

Скольких друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения?

2. Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?

Предлагаю вам сдать зачет по правилам дорожного движения. Но зачет не простой. Предлагаю текст по правилам дорожного движения, в тексте пропущены слова «Разрешается - запрещается». Вместо этих слов вы нарисуете красный кружочек, что означает, запрещается, а зелёный - разрешается.

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Самопроверка. Проверьте свои тексы и поставьте оценку. Нет ошибок - 5, одна ошибка 4, две ошибки - 3.

Разгадайте ребусы

дорога

переход

IV. Д.З. Найти в журналах и газетах сообщения о нарушениях ПДД

V. Итог урока. Выставление оценок.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Напоследок мне хочется вам сказать: берегите свою жизнь, соблюдайте правила дорожного движения.

Очень важно,
Чтобы все без исключенья.
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Литература

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

«Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 5 класса

Москва Просвещение 2011 г.

2. Г.П.Попова

«Школьный курс в тестах» (5-8 классы) Москва издательство «Учитель».

3. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Разработки по курсу ОБЖ для 5-8 класса Москва «Астрель» 2009 г.

4. Материал из Интернета .