Причины травм на дорогах. Конспект занятия "Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми.". Что можно сделать для борьбы с дорожно-транспортным травматизмом


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углублённым изучением отдельных предметов»

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ

И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Подготовлен заместителем директора по УВР

Виноградовой О.А.

Заслушан на педсовете 07.11.2008 г.

Старый Оскол


ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время важное значение приобретают вопросы по созданию информационного, организа­ционного и учебно-программного обеспечения деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

На сегодняшний день предлагаются к внедрению в школьную практику социально-образовательный проект «Я и дорога», проектно-программные ориентиры по созданию комплексной системы работы, направленной на формирование культуры безопасности жизнедея­тельности, рекомендации и разработки занятий по изучению правил дорожного движения, которые в комплексе позволяют руководителям и педагогам образовательных учреждений реали­зовать современные технологии управления деятельностью воспитания и обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1 млн 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.

Ежедневно под колесами автомобилей в России погибает до 15 детей. От травм, полученных в результате ДТП, умирает до 1,5 тысячи детей, более 20 тысяч получают травмы и увечья.

Всемирная организация здравоохранения назвала детский травматизм «бичом общества». Повреждения в результате ДТП относятся к наиболее тяжким и нередко приводят к печальным последствиям. Детский травматизм в результате ДТП составляет 21,9% всех детских травм.

К сожалению, остается сложной обстановка с ДДТТ и в Старооскольском городском округе. За 9 месяцев 2008 года зарегистрирована 31 авария с участием ребят. В них 37 детей получили различные травмы. Редко какая неделя обходится без того, чтобы под колесами автомобиля не оказался ребенок. В последний день перед осенними каникулами утром в районе моста ГТП водитель «ВАЗа» совершил наезд на подростка. В результате ребенок получил травму таза, сотрясение головного мозга и был доставлен в городскую больницу. По статистике в Старооскольском городском округе более 60% всех ДТП с участием детей происходит по вине самих пострадавших. По этой причине за 9 месяцев произошло 15 аварий. Чаще всего такие ДТП происходят на территории города – 23 случая.

Самые распространенные нарушения ПДД детьми:


  1. Неожиданный выход на проезжую часть.

  2. Переход проезжей части в неустановленном месте.

  3. Переход проезжей части на красный сигнал светофора.
Печальные статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников прави­лам дорожного движения (ПДД). Даже раздаются голоса общественности (как стало известно из сообщений по телевидению) с нереальным предложением – заменить автомобили на велосипеды, или, что более реально, но вряд ли возможно, повсеместно кооперироваться автолюбителям по 2-4 человека, чтобы добираться на работу, в целях улучшения экологии городов и сокращения ДТП (дорожно-транспортных происшествий). Нам же пока, даже в масштабах нашего небольшого города, на уменьшение автомобилей в ближайшее время надеяться не приходится.

Как известно, участниками дорожно-транспортного движения являются пешеходы и автомобилисты. Безопасность дорожно-транспортного движения во многом зависит от того, какого пешехода мы воспитаем. Мы – это школа, семья и общественность.

Поэтому в основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудниче­ства.

Целью каждого учебного заведения, а значит и нашей школы, являются:

Создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ);

Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение ПДД;

Создание информационного, кадрового, организационного и программно-


методического обеспечения по вопросам профилактики ДДТТ.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким обра­зом, чтобы у каждого педагога, родителя сформировалась жизненно важная по­требность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.

Важно, чтобы педагогический коллектив школы проводил свою работу в тесном контакте с работниками ГИБДД, родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы.

Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма состоит административной, организаторской и учебно-методической деятельности, а именно из


  • анализа состояния вопроса;

  • подготовки нормативно-правового обеспечения;

  • планирования;

  • разработки содержания, форм и методов предстоящей деятельности;

  • методической помощи в форме памяток, советов, рекомендаций;

  • организации контроля, анализ хода и результатов деятельности.
    Работа должна быть представлена по всем направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса по предупреждению ДДТТ: с учителями, родителями, обучающимися.
Как составную часть такой работы можно представить программу «Воспитание культуры пове­дения пешехода», которая помогает организовать работу образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения - важная государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, кото­рых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интен­сивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являют­ся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил до­рожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникно­вения опасности в быстро меняющейся дорожной oбcтaновкe, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естествен­ным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.

Для того чтобы наладить работу по профилактике ДДТТ в каж­дой школе, необходимо создать и организовать работу отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). В нашей школе функционирует отряд ЮИД. Его деятельность становится с каждым днём все активнее, что, безусловно, помогает в работе по предупреждению ДДТТ.

Юные инспекторы движения - это школьники, которые прово­дят большую работу по пропаганде правил дорожного движения дошкольников и младших школьников.

ЮИДовцы используют в своей деятельности для пропаганды правил дорожного движения различные формы работы: организуют беседы и кинолектории «Зеленый огонек», конкурсы «Красный, желтый, зеленый», выступления агитбригад «Светофор»; игры с малышами, соревнования велосипедистов, участвуют в создании агитплощадок и в строительстве детских автогородков безопасности движения и во многом другом.

Отряд ЮИД планирует работу на год. Работу ЮИД организует таким образом, чтобы обучающиеся чувствовали её важность для школы. Нарушение обучающимися правил дорожного движения не должны оставаться и не остаются без внимания. Их необходимо обсуждают на сборах отрядов, собраниях класса и т. д.

Если было допущено особо грубое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия, в результате которого ученик получил травму или погиб, необходимо, чтобы это дорожное чрезвычайное происшествие получило широкий резонанс. Линейка, беседы в каждом классе, «молния» или «тревожный сигнал» в уголке отряда ЮИД, сигнал ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) - вот далеко не полный перечень мер, которые должна принять и принимает школа по случаю конкретного дорожного происшествия.

Эффективным воспитательным средством является приглашение нарушителей правил дорожного движения в штаб отряда ЮИД. Члены штаба проверяют, знает ли ученик правила, почему допустил нарушение, в случае необходимости ученику даётся срок, в течение которого он должен повторить правила дорожного движения.

Если же ученик, несмотря на неоднократные замечания отряда, продолжает нарушать правила дорожного движения, то администрация школы должна вмешаться, призвав его к порядку. Члены штаба могут, в крайнем случае, также побывать дома у нарушителя. Естественно, что в проведении этой работы необходима помощь со стороны классного руководителя.

Бывает, родители оправдывают поведение дочери или сына, не желая понять, что в результате подобных нарушений их сын или дочь могут поплатиться своим здоровьем или жизнью. В этом слу­чае педагогический коллектив школы ведет разъяснительную работу с родителями. Если же и это не дает результатов, то можно обратиться за помощью в ГИБДД.

В плане работы школы предусмотрен раздел «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». При организации учебно-воспитательной работы по безопасности движения школа руководствуется комплексным планом мероприятий по профилактике ДДТТ Старооскольского городского округа.

Ежегодно в школе назначается из числа преподавателей ОБЖ школьный общественный инструктор по безопасности движения.

Совместно с органами ГИБДД организовываются методические занятия и инструктажи по правилам дорожного движения с учителями начальных классов и классными руководителями.

В школе оформлены стенды «Уголок по правилам дорожного движения» и «Школа – дом – школ» (в зданиях основной и начальной школы (филиал)), которые по мере необходимости пополняются оперативной информацией по теме безопасности движения детей и деятельности отряда юных инспекторов движения.

Особое внимание обращается в школе на безопасность движения первоклассников, с ними изучаются маршруты от дома до школы, организовывается сопровождение их через перекрёстки родителями, юными инспекторами движения. Администрацией школы обсуждается вопрос о совместном с шефствующим предприятием оформлении постоянного перекрёстка для проведения практических занятий по изучаемой теме. Для практических занятий отводится одна вторая часть каждого урока по ПДД. Планируется на прилегающей к школе территории нанести велофигуры по программе соревнований «Безопасное колесо». Недавно депутат Старооскольского городского округа Носов Е.Н. помог в оборудовании 2 «лежачих полицейских» на территории школы.

Беседы учителей и преподавателей, членов отряда ЮИД, встречи с работниками ГИБДД, водителями транспорта, ознакомление с плакатами и другими агитационными материалами ГИБДД, демонстрация соответствующих фильмов, тематические утренники, игры, конкурсы и викторины – таковы основные способы внедрения правил уличного движения в сознание детей, которые используются в школе.

Целью данного материала является способствование борьбе за безопасность поведения юных пассажиров и пешеходов на улице и включает ряд мероприятий:


  1. В начале учебного года издается приказ об организации в школе работы по предупреждению ДДТТ.

  2. Назначается ответственный по школе по безопасности движения.

  3. Организовывается обязательное систематическое изучение правил дорожного движения по 10-часовой программе согласно «Правилам безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах», утвержденных Министерством образования РФ.

  4. Совместно с работниками ГИБДД планируется работа по предупреждению ДДТТ в общешкольном плане и в планах классных руководителей, воспитателей и т. д.

  5. Оборудуются в школе кабинет безопасности движения, транспортные площадки (в школе и на улице).

  6. Проводятся тематические утренники, конкурсы, соревнования, игры, викторины и т.д.

  7. К проведению мероприятий по предупреждению детского травматизма привлекаются работники ГИБДД, медицинские работники, инженерно-технический и водительский состав автотранспортных предприятий.

  8. Доводятся до сведения родителей, детей и учителей случаи нарушений детьми правил дорожного движения.

  9. Учителя на последних уроках проводят 1-2 минутные беседы-напоминания о соблюдении ПДД (Приложение 1).

  10. Создается отряд юных инспекторов движения и организовывается работу согласно «Положению об отрядах юных инспекторов движения».

  11. Ежегодно проводится месячник по безопасности движения.

  12. Совместно с работниками ГИБДД систематически обсуждается состояние детского транспортного травматизма на совещаниях, педсоветах и т.п.

  13. В кабинете заместителя директора по ВР собираются необходимые материалы в помощь педагогам, родителям по изучению и пропаганде ПДД и по тематике «Безопасность движения», в частности фильмы по ПДД.

  14. Ежегодно опыт работы педагогов по предупреждению детского транспортного травматизма обсуждается с коллегами.

  15. Перед каникулами во всех классах проводятся специальные занятия по безопасности движения.

  16. Оформляются или обновляются уголки по безопасности движения.

  17. В планы работы с родителями включаются вопросы профилактики детского транспортного травматизма.

  18. Систематически проводится методическая работа с педагогами по их подготовке к занятиям ПДД.

  19. Организовано проведение ежегодных игр «Светофор» (для 5-6 классов), «Безопасное колесо» (для 7-8 классов).
Осуществление перечисленных мероприятий предполагает применение следующих форм работы по предупреждению транспортного травматизма среди учеников:

  1. Обсуждение вопроса по обеспечению безопасности движения на заседании педагогического коллектива школы:
а) разработка школьных мероприятий по безопасности движения;

б) заслушивание отчетов школьного общественного инспектора по безопасности движения, отдельных учителей о работе по профилактике уличного травматизма;

в) ознакомление учителей с руководящими документами УО.

2. Проведение в школе для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня семинара на тему «Роль и задачи учителя в профилактике детского уличного травматизма» с участием работников ГИБДД.

3. Ознакомление родителей обучающихся с динамикой и причинами автодорожных происшествий с детьми; последующее обсуждение задач родителей по воспитанию детей в духе строгого выполнения правил уличного движения.

4. Обмен опытом работы учителей на заседаниях методических объединений по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице.

5. Разработка конспектов для проведения занятий с обучающимися по 10-часовой программе.

6. Разработка и подготовка силами обучающихся различных наглядных пособий по безопасности движения: красочных таблиц, моделей или макетов светофоров, дорожных знаков, жезлов милиционеров-регулировщиков.

7. Разработка и оборудование «Уголка по безопасности движения» в вестибюле школы.

8. Проведение с обучающимися занятий по 10-часовой программе.

9. Участие отряда ЮИД в игре-викторине «Светофор».

10. Подготовка инструкторов для проведения бесед по ПДД с обучающимися 1-2 классов.

11. Создание и организация работы кружка «Светофор» по изучению правил уличного движения.

12. Подготовка и проведение КВН по вопросам безопасности движения.

13. Организация и проведение диспута старшеклассников на тему «Пешеход, автомобиль, улица».

14. Организация встреч обучающихся с регулировщиками дорожного движения и старейшими водителями города.

15. Организация и проведение тематических викторин по безопасности движения.

16. Общешкольный зачет по знанию правил дорожного движения.

17. Создание на школьном участке «площадки безопасности» для практических занятий с учащимися по 10-часовой программе.

18. Проведение игры «На перекрестке».

19. Сопровождение детей после уроков по наиболее безопасным участкам улицы, прилегающей к школе.

20. Экскурсия на автобусе по наиболее оживлённым улицам с остановками и разъяснениями детям особенностей и характера движения на отдельных участках (Приложение 2).

21. Выступления в школьных стенгазетах с заметками по вопросам безопасности движения.

Выше уже было сказано, что одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является работа с родителями. И она не менее важна, чем работа с детьми и педагогами. Как же организовать эту работу? Каково ее содержание?

Исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают правил дорожного движения. Известна крылатая фраза о том, что только сев за руль своего автомобиля, человек становится примерным пешеходом. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению детей на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы должен обеспечить и работу с родителями. Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе. Согласно статистике чаще всего в автоаварии попадают дети в возрасте от 8 до 12 лет. Как показал анализ, самое большое количество ДТП с участием детей происходит в апреле-мае и в июле-августе.

На занятиях педагог дает следующие установки родителям:


  • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

  • при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Чтобы профилактика была целенаправленной, разрабатывается тематический план учебных занятий. На лекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на улицах и дорогах нужна для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОВЕДЕНИЕ «МИНУТОК» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ДОРОГЕ

«Минутка» - занятие-напоминание по безопасности дорожного движения, которое проводится ежедневно в конце последнего урока.


Примерный перечень вопросов для проведения «минуток»:

  • Почему надо переходить дорогу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

  • Почему опасно перебегать дорогу?

  • Почему опасно переходить дорогу наискось?

  • Что означает надпись «Опасно на повороте», написанная на задней части автобуса?

  • Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

  • Чем опасны кусты и деревья на дороге?

  • Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются две встречные машины?

  • Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?

  • Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

  • Как определить, далеко или близко машина?

  • Опасно ли школьнику на той стороне улицы увидеть товарища, подругу или родных? Почему?

  • Как определить, что машина собирается повернуть направо?

  • Почему опасно ходить по улицам группами?

  • Чем опасен для пешеходов момент, когда одна машина обгоняет другую?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

наблюдению во время целевых экскурсий на улице


    1. Обучение оценивать обстановку.
Группа движется по тротуару, подходит к пешеходному переходу, останавливается и внимательно осматривает дорогу. Учитель объясняет обстановку на проезжей части: когда нельзя переходить и почему, а когда можно.

    1. Обучение оценивать скорость и направление движения машин.
Дети стоят у нерегулируемого перекрестка. Учитель обращает внимание детей на движущуюся машину, появляющуюся вдали. Все вместе наблюдают за ней и вслух считают, пока машина не проезжает мимо них. При этом счете дети учатся следить за машиной и предвидеть её дальнейшее движение. Для тех машин, которые проезжают мимо, на счете «пять», «шесть», «семь» учитель обращает внимание, что эти машины едут быстро, поэтому переходить дорогу очень опасно. При проведении этого занятия учат также детей по сигналу указателя поворота автомобиля определять, какая машина готовится сделать поворот.

    1. Обучение предвидеть скрытую опасность.
На перекрестке или у пешеходного перехода ведется наблюдение за крупногабаритными машинами, приближающимися к перекрестку. Учитель обращает внимание детей на то, что из-за этих машин не видно других машин, меньших по размеру.

Во время наблюдения следует обратить внимание и на ситуацию, когда «машина выезжает из-за машины», значит, и в этом случае нужно быть внимательным.

После проезда автобуса или грузовика через перекресток ведется наблюдение за его удалением. Учитель обращает внимание детей на то, что в первый момент проехавшая машина закрывает обзор дороги по отношению к встречным машинам. Некоторые ребята, не увидев эти машины, начинают переходить дорогу, сразу пропустив машину, и попадают под встречную.

Во время наблюдения следует подчеркнуть все нарушения правил дорожного движения пешеходами и объяснить опасность этих нарушений.

1. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП

1.1.Структура дорожно-транспортного травматизма.

Одной из ведущих причин смерти от травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

По данным ВОЗ на них приходится около 25% всех случаев смерти от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей в возрасте 5-14 лет и молодежи 15-29 лет дорожно-транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.

В дорожных авариях ежегодно в мире гибнет около 1,3 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. Эти цифры могут значительно увеличиться в ближайшие годы, в результате чего дорожно-транспортный травматизм может занять третье место в структуре глобального бремени болезней, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.

Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

На тяжесть травматизма большое влияние оказывают такие факторы, как скорость, нахождение водителя в нетрезвом состоянии, состояние и категория дороги, тип населенного пункта, погодные условия, а также время года и часы суток. Безответственность взрослых: употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, особенно, скоростного режима, оставление детей без присмотра – часто стоят детям не только здоровья, но порой и жизни.

В структуре дорожно-транспортного травматизма значительно выше удельный вес множественных и сочетанных повреждений и достигает 10%. Вследствие чего этот вид травматизма характеризуется высокой тяжестью по сравнению с другими травмами: смертность при нем выше в 12 раз, инвалидизация – в 6 раз, а потребность в госпитализации – в 7 раз.

Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15-20%, причем в 50-55% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев - в процессе транспортировки, в 6% случаев - в приемных отделениях и в 30-40% случаев - в других отделениях стационаров. Госпитальная летальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это объясняется тем, что основными повреждениями являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у 50% пострадавших в ДТП.

Конспект занятия КО «ЮИДД»

«Дорожно-транспортный травматизм.

Основные причины происшествий с детьми»

Часть 1

Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.

Время: 2 часа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.

II. Подготовительный этап.

Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.

Слайд 1 (тема урока)

Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.

Что происходит на дороге?

Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?

Почему это происходит?

Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»

3. Усвоение новых знаний.

Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?

    Итак, «д орожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)

    Определяют 9 видов ДТП :(слайд 3)

    • Столкновение

      Опрокидывание

      Наезд

      • на стоящее транспортное средство

        наезд на препятствие

        наезд на пешехода

        наезд на велосипедиста

        наезд на гужевой транспорт

    • Падение пассажира

      Иной вид ДТП.

Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)

Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)

(3 минуты на сравнение/Ответы детей)

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.

Слайд 6

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.

Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?

Воздействие на самый главный параметр безопасности - на самого человека - кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.

Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)

несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);

неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);

неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);

переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);

безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)

    Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)

    Каких стикеров больше? (из опыта работы – красных)

    Что это значит?

    А значит, что основная причина в нас самих.

    Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?

    Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.

Слайд 11 (картинка)

Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)

Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?

Слайд 13 (наказание)

Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)

Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

Ролик

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)

Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

- незнание основ безопасного поведения;

- отсутствие навыков безопасного поведения;

- нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

- следование опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

- беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение : (Слайд 17)

- осматривать проезжую часть;

- замечать транспортные средства;

- оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

- предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)

- переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».

Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП - это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

1. Временная дезорганизация движения.

2. Материальные потери:

- выплата пособий по инвалидности;

- расходы на лечение;

- расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

- расходы на ремонт;

- другие расходы.

3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.

4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП

5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.

Слайд 22 (заставка)

Презентация 2 (викторина)

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Ролик 2

III. Итог урока

Закрепление темы урока

1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)

2. Каковы основные причины аварий на транспорте?

3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?

Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору .

дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности движения - важная государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка всех участников дорожного движения, в ходе которой особое внимание следует уделить самым маленьким участникам - детям.

Причиной ДТП чаще всего является незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, не объяснение детям со стороны родителей ситуаций, которые могут возникать с ними при нахождении на улице.

Транспортная среда - улицы и дороги, постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения, требуют от всех участников этого процесса умения наблюдать: осматривать улицу, издалека замечать, оценивать скорость и направление движения машин, предвидеть возможность появления транспорта из-за разных предметов, мешающих обзору. Поэтому родители и педагоги должны чаще обращать внимание детей на их действия и поведение в различных дорожно-транспортных и других экстремальных ситуациях.

В нашей школе большое внимание уделяется профилактике дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения учащимися. Организовано обязательное изучение ПДД во всех параллелях. Занятия проводятся с использованием современных технических средств, наглядных пособий, видеоматериалов.

В школе проводятся тематические лекции и классные часы с приглашением представителей ГИБДД, конкурс рисунков, викторины, игры для начальных классов по знанию правил дорожного движения, соревнования «Безопасное колесо» для всей школы.

На родительских собраниях обсуждаются вопросы профилактики ДДТТ. Обращается внимание родителей на то, что

ТОЛЬКО СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ МЫ СМОЖЕМ УБЕРЕЧЬ НАШИХ ДЕТЕЙ!

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЕ

Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает в себя все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Педагогический коллектив школы большое внимание уделяет вопросам безопасности учебно-воспитательного процесса.

Безопасность школы является приоритетной задачей в деятельности администрации и педагогического коллектива школы.

В области обеспечения безопасности в школе реализуется государственная политика, которая включает в себя решение следующих вопросов:

· оснащение школы современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты;

· обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в школе, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;

· организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;

· изучение причин детского, производственного травматизма;

· проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;

· пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.

Уважаемые родители!

Для Вас и Ваших детей начался ответственный период в жизни.

Вы начинаете доверять своим детям, ведь они стали почти взрослыми, стали школьниками.

Так и должно быть!

Вы готовили их к этому.

Но, давайте будем помнить и о самом главном в жизни… о безопасности наших детей, чтобы не пожалеть в будущем… познакомьте ребят с правилами безопасности…

Дорожная безопасность - наша цель!

На дороге, проезжей части или обочине, родители должны всегда помнить о том, что они являются примером для подражания своим детям и от их, родителей, поведения зависит безопасность ребенка.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге.

Показывайте ему машины, которых следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машины. Если ребенок заметил это, значит, он обучается на Вашем примере.

1. Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.

2. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одними и теми же маршрутами, выберите самое безопасное место для перехода- подземный или регулируемый пешеходный переход. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.

3. Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.

4. Если дорога узкая, то следует начинать переход только тогда, когда Вы сможете пройти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги. Если вы прошли только половину пути, заметили приближающийся к Вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не следует возвращаться обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.

5. Если дорога широкая, дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находится далеко от вас или невиден.

6. Не начинайте переход, если вы подошли к светофору, на котором уже горит разрешаюший сигнал пешеходам. Помните: сигналы меняются через несколько секунд. Ребенок должен привыкнуть к тому, что переход улицы следует начинать только после того, как на светофоре загорится зеленый сигнал для пешехода.

7. Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он так будет поступать и без вас.

8. Не переходите, не доходя нескольких метров до пешеходного перехода, боясь не успеть на «зеленый». Транспорт на этом участке еще движется.

9. Если на вашем пути расположен светофор с вызывным устройством, научите ребенка правильно обращаться с кнопкой: после нажатия проходит разное время до включения разрешающего сигнала. Поэтому следует нажать на кнопку и ожидать, пока на пешеходном светофоре появится «зеленый человечек». После этого, убедившись, что транспорт остановился, следует начинать переход.

10. Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть успеют, прейти дорогу, но ребенок не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.

11. Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью малыша. И Вы и он должны идти спокойным шагом.

12. Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, сугробов, киосков, не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

13. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете переходить дорогу, не глядя по сторонам.

14. В случае отсутствии тротуара или не возможности двигаться по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от Вас. Не забывайте держать его за руку.

15. Следуя по тротуару, пешеходной дорожке, придерживайтесь правостороннего движения (так же как и идут автомобили). Никогда не ведите ребенка со стороны дороги.

16. Пресекайте попытки детей устраивать игры возле проезжей части. Отвлечение внимания от окружающей обстановки грозит выбегом на проезжую часть

17. Находясь с ребенком в автомобиле, приучите его садиться на заднее сидение. Так же поступайте и сами, если ваш ребенок не самостоятелен. Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сидением).

18. Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. В транспорт ребенок садится первым.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, тро лейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Причины гибели и травматизма людей на дорогах

Специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

превышение скорости;

проезд на красный свет;

вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

не пристегнутый ремень безопасности;

переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

— неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

— неспособность адекватно оценивать обстановку;

— быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

— преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

— преобладание потребности в движении над осторожностью;

— стремление подражать взрослым;

— недостаток знаний об источниках опасности;

— отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

— переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

— неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

«Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Памятка родителям

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге. Показывайте ему машины, которых следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машины. Если ребенок заметил это, значит, он обучается на Вашем примере.

Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.

Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одним и тем же маршрутом, выберите самое безопасное место для перехода — подземный или регулируемый пешеходный переход. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.

Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.

Если дорога узкая, то следует начинать переход тогда, когда вы сможете перейти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги.

Если вы прошли только половину пути, заметили приближающийся к вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не возвращайтесь обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.

Если дорога широкая, дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда: возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находиться далеко от вас или был не виден.

Не начинайте переход, если вы подошли к светофору, на котором уже горит разрешающий сигнал пешеходам. Помните: сигналы меняются через несколько секунд. Ребенок должен привыкнуть к тому, что переход улицы следует начинать только после того, как на светофоре загорелся зеленый сигнал для пешехода.

Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он так будет поступать и без Вас.

Не переходите, не доходя нескольких метрах до пешеходного перехода, боясь не успеть на «зеленый». Транспорт на этом участке еще движется.

Если на вашем пути расположен светофор с вызывным устройством, научите ребенка правильно обращаться с "кнопкой": после нажатия проходит разное время до включения разрешающего сигнала. Поэтому следует нажать на кнопку и ожидать, пока на пешеходном светофоре появится "зеленый человечек". После этого, убедившись, что транспорт остановился, следует начинать переход.

Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть, и успеют перейти, но ребенок один не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.

Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью малыша. И вы, и он должны идти спокойным шагом.

Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, снежных сугробов, киосков, не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.

В случае отсутствия тротуара или невозможности двигаться по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от вас. Не забывайте держать его за руку.

Следуя по тротуару, пешеходной дорожке, придерживайтесь принципа правостороннего движения (так же, как идут автомобили). Ребенок должен находиться всегда дальше от проезжей части (ближе к середине тротуара). Никогда не ведите ребенка со стороны дороги.

Пресекайте попытки детей устраивать игры возле проезжей части. Отвлечение внимания от окружающей обстановки грозит выбегом на проезжую часть, где, как запомнилось ребенку, несколько секунд назад никого не было.

Вы должны дойти до пешеходного перехода или (в случае его отсутствия вблизи) дождаться, когда транспорт отойдет. В этом случае вы хорошо будете видеть дорогу в обе стороны и сами будете видны водителям. Если вы научите так поступать своего ребенка, то вы сможете быть за него спокойны.

Находясь в ребенком в автомобиле, приучите его садиться только на заднее сиденье. Также поступайте и сами, если Ваш ребенок еще не самостоятелен.

Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сиденьем): небольшое торможение, проезд по неровной дороге может привести к травмам.

Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. В транспорт ребенок садится первым.

Если после выхода из автомобиля, автобуса или другого транспортного средства вам необходимо перейти через дорогу, то помните: опасно обходить стоящий транспорт, в т.ч. и легковой, с любой стороны.

Памятка детям

· из подъезда, ворот дома, территории школы выходи спокойно, не беги — рядом могут быть машины;

· иди по тротуару или обочине, держись как можно дальше от проезжей части;

· если на пути стоит группа людей, обойди их, не выходя на проезжую часть;

· если нет тротуара или обочины, иди по краю проезжей части навстречу транспорту;

· подойдя к проезжей части, остановись;

· переходи по пешеходному переходу, обозначенному знаками или разметкой "зебра";

· выбирая место перехода, помни: дорога должна просматриваться во все стороны;

· не выходи на проезжую часть, когда обзору мешает препятствие — стоящая у тротуара машина, построенное близко здание, растущие кусты, а зимой — сугробы;

· обходить стоящие на остановке автобус, трамвай, троллейбус нельзя;

· при переходе дороги, двигайся прямо, не меняй направления движения;

· не останавливайся на середине дороги, рассчитывай время перехода;

· не стой за машиной, которая припарковывается или отъезжает с места стоянки;

· используй светоотражающие значки и наклейки на одежду и портфель (сумку, ранец, рюкзак);

· играй только в местах, предназначенных для игр.