Регистрация российских граждан по месту пребывания. Как сделать временную регистрацию по месту пребывания? Документы, сроки. Советы. ○ Документы для временной регистрации

Виды административных правонарушений

Квалификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности.

В связи с огромным многообразием и большой распространенностью административных проступков единого критерия классификации административных правонарушений в научной литературе не существует. В связи с этим применяется комплексный критерий классификации, который объединяет совокупность признаков, характеризующихся единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникших при этом административных правонарушений .

Комплексный критерий квалификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, собственность, порядок управления и т.д.) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связи и др.) .

Административные правонарушения различают по многим признакам: по характеру правонарушения, по форме вины, по родовому и непосредственному объекту и др. .

Конкретные виды правонарушений содержаться в особенной части КоАП, где они сгруппированы в определенные классификационные группы (главы). Административные правонарушения по родовому объекту посягательства разделены на 17 видов. Все эти правонарушения закреплены в названиях глав КоАП .

Правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 9.1 - 9.28);

Против собственности (ст. ст. 10.1 -10.9);

В области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст. ст. 11.1 - 11.78);

В области предпринимательской деятельности (ст. ст. 12.1 - 12.48);

Против порядка налогообложения (ст. ст. 13.1 - 13.14);

Против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) (ст. ст. 14.1 - 14.16);

Против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст. ст. 15.1 - 15.64);

Против здоровья населения (ст. ст. 16.1 16.9);

Против общественного порядка и нравственности (ст. ст. 17.1 - 17.14);

Против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 18.1. - 18.43);

В области охраны историко-культурного наследия (ст. ст. 19.1 - 19.7);

Против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст. ст. 20.1 - 20.13);

Против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (ст. ст. 21.1 - 21.19);

В области связи и информации (ст. ст. 22.1 - 22.16);

Против порядка управления (ст. ст. 23.1 - 23.85);

Против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст. ст. 24.1 - 24.12);

Против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета (ст. ст. 25.1 - 25.8).

Такая классификация административных правонарушений позволяет органам ведущим административный процесс четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность.

В свою очередь, административные правонарушения любой из глав КоАП можно разделить на определенные виды по непосредственному объекту посягательства. Так, правонарушения в главе 15 делятся на правонарушения: против экологической безопасности (ст. 15.2); против окружающей среды (ст. 15.1.) и против порядка природопользования (ст. 15.27). В главе 9 - на правонарушения против здоровья человека (ст. 9.1); против достоинства человека (ст. 9.3); против прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 9.4 - 26). В главе 10 - на правонарушения против собственности на природные богатства (ст. ст. 10.1 - 10.4) и против иной собственности (ст. ст. 10.5 - 10.9).

По своему характеру административные правонарушения делятся на три вида:

1) собственно административные правонарушения - это такие, которые ни при каких обстоятельствах не могут относятся к другим видам правонарушений (дисциплинарным, уголовным и т.д.). Это всегда только административные правонарушения. Например, безбилетный проезд (ст. 18.30 КоАП), распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в пьяном виде (ст. 17.3), уничтожение либо повреждение межевых знаков (ст. 15.13) и др. .

Общественная вредность таких правонарушений слишком мала, чтобы считать их преступлениями. Они не могут быть дисциплинарными правонарушениями (совершаться по службе), так как совершаются гражданами, лицами без гражданства и иностранными гражданами.

2) правонарушения двойственного характера (административно-дисциплинарные) - это такие правонарушения, которые одновременно относятся и административными и дисциплинарными. Так как они совершаются по службе, то их можно назвать служебными административными правонарушениями. В основном такие правонарушения совершаются лицами в сфере служебных (трудовых) отношений путем осуществления своих служебных (трудовых) обязанностей вопреки правовым нормам.

Эти правонарушения могут совершаться только должностными лицами, а также должностными лицами и другими работниками. К примеру, только должностным лицом могут быть совершены такие правонарушения, как необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного службой занятости в счет брони (ст. 9.16 КоАП), невозвращение из-за границы иностранной валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления (ст. 11.6 КоАП). .

Должностные лица и иные работники организации могут совершать административные правонарушения в виде нарушения установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) должностным или физическим лицом, ответственным за соблюдение указанного порядка (ст. 12.4 КоАП), нарушения законодательных актов об аренде торговых мест (ст. 12.37 КоАП), внесение должностным или уполномоченным лицом в племенное свидетельство заведомо ложных сведений о племенном животном, а также нарушение правил учета и нумерации племенных животных или определения их ценности и продуктивности (ст. 15.40 КоАП) и др.

3) смешенные правонарушения - содержат признаки первого и второго вида, т.е. они могут быть совершены и простыми гражданами, и работниками организаций (юридических лиц) по службе. Например, повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4 КоАП), нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35КоАП), нарушение законодательства о семенах (ст. 15.56 КоАП) и др.

Разделяются административные правонарушения и по форме вины. По этому критерию они делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные (смешенные).

Львиная доля административных правонарушений совершается умышленно. Это правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека и гражданина, его прав и свобод (ст. 9.1-9.22 КоАП), мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП), нарушение правил государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП) и др. В некоторых статьях КоАП совершение правонарушения умышленно специально подчеркнуто в их диспозициях (умышленное причинение телесного повреждения, ст. 9.1. КоАП; отказ в предоставлении гражданину информации, ст. 9.6 КоАП, и др.) .

В действующем КоАП имеется лишь одно правонарушение, которое может быть совершено по неосторожности - это повреждение линий связи, телевидения и радиовещания, повлекшее перерыв связи, теле и радиовещания (ст. 22.4 ч. 2 КоАП).

Немалая часть административных правонарушений являются совмещенными, или соединяющими в себе обе формы вины - умышленную и неосторожную. Это значит, что такие правонарушения могут быть совершены и умышленно и по неосторожности. К ним можно отнести такие, как нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение (ст. 9.17 КоАП), открытие дверей транспортного средства во время движения (ч. 3 ст. 18.9 КоАП) и др.

Административные нарушения представляют собой противоправные антиобщественные действия, либо бездействие в какой-либо сфере деятельности, за которое по закону установлена административная ответственность и для ИП (физического), и для ООО (юридического лица).

Основанием для привлечения к административной ответственности служит, прежде всего, фактическое нарушение правовых стандартов и норм. Виды административных правонарушений различаются в зависимости от того, в какой сфере они совершены, но при этом имеют и одно сходство. Любое правонарушение может быть осуществлено виновно или противоправно. Так, все граждане страны подлежат административной ответственности только на основании выявленной вины. Организации же могут быть наказаны по отдельным на основании объективного вменения правонарушения. То есть за нарушенные законные правила. Освободить организации от мер административной ответственности могут только форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, мировые бедствия и природные катаклизмы и т.п.). Причем бремя доказывания этого факта лежит на самой компании.

Объект административного правонарушения - этоправовые отношения в сфере общественного управления государством. Они регулируются при помощи законодательных норм защищаются различными мерами ответственности.

Все виды административных правонарушений рассмотрены в Административном Кодексе РФ, причем они объединены в отдельные классификационные группы. Их достаточно много. Рассмотрим некоторые из них:

Административные нарушения, связанные с нарушением прав граждан.

Нарушения, связанные со здоровьем граждан страны.

Административные нарушения в области охраны и использования собственности (частной или государственной).

Правонарушения, связанные с окружающей средой и проблемами природопользования.

Административные нарушения в сфере промышленности, строительства и в энергетике.

Правонарушения административного плана в сельском хозяйстве, в животноводстве и обработке земель.

Административные правонарушения на транспорте.

Правонарушения в сфере управления транспортными средствами.

Противоправные действия в области развития связи и информации.

Нарушения в предпринимательской деятельности.

Финансовые махинации и нарушения при операциях с ценными бумагами на рынке.

Правонарушения административной направленности в таможенной области.

Административного характера, посягающие на деятельность институтов государственного управления.

Нарушения режима временного пребывания и проживания иностранных граждан и ЛБГ.

Правонарушения, направленные против порядка государственного управления.

Посягающие на общественные нормы жизни общества в целом.

Правонарушения в области призывников и военнообязанных.

Все виды административных правонарушенийсоединены воедино в три основные группы. Это преступления в экономической, социальной сфере и административно-политической.

Виды административных правонарушенийтакже различаются в зависимости от характера противоправного деяния и применяемых санкций. За нарушения административного характера применяется карательная, правовосстановительная ответственность. Такого рода деяние может быть умышленным или по неосторожности. Но и в том, и в другом случае виновность обязательно есть. Административное же наказание преследует, прежде всего, воспитательные и предупредительные меры. К административным взысканиям относятся следующие: конфискация, предупреждение, изъятие, исправительные общественные работы, арест и удаление за пределы страны.

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право - это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение - это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание - это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Состав правонарушения и его виды


Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект . Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект . Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина . Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность . Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость . Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Классификация злодеяний


Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина . Без нее нет нарушения.
  2. Цель . Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив . Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную . Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную . Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную . Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую .

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

  1. Предупреждение . Чаще всего его применяют в том случае, если неправомерное деяние было совершено первый раз и не считается злостным, не привело к каким-либо последствиям. Оно должно иметь письменную форму. К такому взысканию может привлекаться и физическое лицо, и юридическое.
  2. Административный штраф. Это уже материальное взыскание за тот ущерб, который нанес нарушитель. Его размер зависит от установленного прожиточного минимума и серьезности злодеяния: от 5000 до 200 000 рублей. В любом случае, количество средств, которые взимаются, должно быть кратным стоимости поврежденного имущества. Такое наказание не может быть применено к тем лицам, поведение которых регулируется специальными уставами (военнослужащим, курсантам и другим).
  3. Изъятие предмета (возмездное).
  4. Конфискация имущества (предмета). Она производится в пользу государства. При этом предмет может быть продан в ходе торгов. Из вырученной суммы отсчитывается размер ущерба, а также расходы на организацию продажи. Остальные средства отдаются собственнику имущества.
  5. Обязательные (исправительные) работы. Заниматься таким трудом человек обязан только в свободное от основной работы время. Он считается общественно полезным и бесплатным. Нарушитель может получить от 20 до 200 часов обязательных работ. Однако осуществлять их он обязан не более 4 часов в день. Есть категории лиц, к которым такое наказание не может быть применено: инвалиды, беременные женщины и другие.
  6. Лишение специальных прав. Оно производится в том случае, ели лицо уже не в первый раз нарушает установленные порядки, например правила дорожного движения. Срок лишения составляет от 1 месяца до 3-х лет. Следует учесть, что специального права нельзя лишать тех лиц, для которых оно является основным источником дохода.
  7. Административный арест. Он предусматривает изоляцию нарушителя от общества на срок до 15 суток. Назначаться он может только судьей. Устанавливается он только в некоторых случаях особо злостного нарушения порядка. А еще может быть применено административное задержание . Однако использовать его следует только в тех случаях, когда нет возможности на месте выяснить личность нарушителя. Задержание может продолжаться не более 3-х часов.

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация . Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

  1. Субъектом представленного проступка может быть только то лицо, которое осознавало свои действия на момент их совершения, то есть считается вменяемым.
  2. Основным документом, который дает право привлечь нарушителя к ответу, считается протокол. Он составляется немедленно на месте осуществления проступка.
  3. Если человек, который не придерживается общественных правил, еще не достиг 16 лет, он все равно отвечает за свои деяния так же, как и взрослый. При этом дело может рассматриваться как в присутствии его родителей, так и без них. Особенно если они были оповещены, но по уважительной причине не смогли посетить заседание.
  4. Согласно статье 3.3 части 2 "Виды административных правонарушений", задержание или арест являются максимальной мерой наказания и могут применяться только в исключительных случаях.
  5. Все дела, связанные с таким видом проступков, рассматриваются по месту жительства лица.
  6. Извещение о том, что будет идти слушание по делу, передаются при помощи повестки или других средств связи.
  7. В статье 3.3 "Виды административных правонарушений" говорится, что все типы наказаний могут применяться как в форме основных, так и дополнительных мер.
  8. Постановление по делу не может быть вынесено позже, чем через 2 месяца после совершения злодеяния.
  9. Обжаловать принятое решение можно в течение 10 суток после его вынесения. Заявление следует подавать в районный суд.
  10. Если нарушителю назначен штраф, то он должен уплатить его в определенный срок. Естественно, это следует сделать добровольно. В противном случае, если он не будет уплачен в течение 70 дней, средства будут удержаны принудительно.
  11. Исполнение судебного постановления производится сразу же после того, как оно вступит в законную силу.
  12. Все виды административных правонарушений и административной ответственности не влекут за собой какой-либо судимости.

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Виды административных правонарушений.

Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний о признаках административного правонарушения, элементах его юридического состава и отличиях от преступления и дисциплинарного проступка.

Вопрос 1. Понятие и признаки административного правонарушения.

В отличие от законодательства РСФСР административным правонарушением признают только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (имеющие названия кодексы, законы, постановления и т.п.).

Для определения сущности административного правонарушения необходимо обратиться к структуре КоАП РФ и его задачам. Он включает в себя пять разделов: 1 – общие положения (4 главы); 2 – особенная часть (главы 5-21 закрепляют составы конкретных административных правонарушений, посягающих на федеральные нормативно-правовые акты); 3 – судьи, органы, должностные лица, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях (главы 22-23); 4 – производство по делам об административных правонарушениях (главы 24-30); 5 – исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (главы 31-32). Для сравнения, в проекте КоАП РФ, внесенном в Государственную Думу Российской Федерации депутатами А.А. Агеевым, Д.Ф. Вяткиным и В.Н. Плигиным (далее – проект КоАП РФ, Проект) насчитывается 3 раздела, которые состоят из 51 главы.

При этом несколько необычной видится нумерация статей: 1.1, 4.4, 20.1 и т.д. В нашем случае число до точки указывает на номер главы, а последующие за точкой цифры – на номер статьи в этой главе. По мнению законодателя, вносить изменения и дополнения в КоАП РФ не представляется проблематичным, они продолжатся в соответствующей главе, при этом не следует обозначать статьи дополнительными цифрами, например, 20.1-1, 20.1-2 и т.д.

Также следует отметить полномочия РФ и субъектов РФ в сфере законодательства об административных правонарушениях, поскольку административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении названных государственных образований.

Так, ст. 1.3. «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях» закрепляет, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В соответствии со ст. 1.3.1. КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. При этом не конкретизируется лицо, на которое возлагается административная ответственность. По нашему мнению, после словосочетания «предусмотрена административная ответственность» уместно включить слова «для лица, его совершившего». Наше предложение позволит исключить возможность привлечения лиц, которые мне совершали административное правонарушение. Например, за несовершеннолетнего, наказанного за административное правонарушение штрафом и не имеющего самостоятельного заработка, обязанность внесения денег в соответствующий бюджет возлагается на родителей или иных законных представителей.



Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:

а) деяние;

б) антиобщественность (вредоносность);

в) противоправность;

г) виновность;

д) ответственность (наказуемость).

Каждое правонарушение – это, прежде всего, телодвижение, жест, речь и т.п. За мысли, внутренне состояние, не нашедшее объективного отображения, ответственность не наступает. При этом деяние может совершаться активно (действие) или пассивно (бездействие). Первое связано с несоблюдением (нарушением) установленных государством запретов, а бездействие возможно в случае неисполнения возложенных обязанностей.

Сущность административного правонарушения определяется его антиобщественностью. Административный правонарушение, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред или создает условия для причинения такого вреда, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Степень антиобщественности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Следует отметить, что Проект в число признаков административного правонарушения включает общественную вредность. В соответствии со ст. 3.1 Проекта им признается виновно совершенное противоправное причиняющее вред охраняемым законом общественным отношениям (общественно вредное) деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений, которые посягают на права граждан (конституционные, личные, трудовые, социальные и др.).

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Это говорит о том, что деяние влечет за собой негативную оценку, если будет установлено, что лицо, его совершившее, действовало (бездействовало) свободно с присутствием воли, а также не было казуса (случая).

Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Действующее законодательство об административных правонарушениях позволяет провести следующую классификацию административно-правовых деликтов.

1. В зависимости от схожести по объекту посягательства: против прав граждан, общественной нравственности и др. (за основу берется название главы Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ о административных правонарушениях).

2. В зависимости от формы вины правонарушения делятся на умышленные и неосторожные.

3. В зависимости от момента окончания деликта – правонарушения с материальным (мелкое хищение) и формальным составом (оскорбление).

Проект КоАП РФ по аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) проводит градацию административных правонарушений, связанную с санкцией за их совершение.

Так, по этому основанию они делятся на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и менее значительные административные правонарушения. При этом за грубые деяния устанавливаются наиболее строгие виды административных наказаний или большие сроки (размеры). Менее значительные правонарушения могут повлечь за собой незначительные штрафы или предупреждения. Деяния, расположенные вне указанных границ, относятся к значительным административным правонарушениям.

Вопрос 2. Юридический состав административного правонарушения.

При характеристике административного правонарушения с использованием перечисленных признаков трудно конкретизировать каждый из них, тем более отграничить от преступления и других деяний. Эту функцию выполняет юридический состав административного правонарушения. При этом следует отметить, что данный термин не закреплен в законодательстве, а разработан наукой и практикой.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности от противоправных посягательств. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения; мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».

Объект можно классифицировать по вертикали в движении от более общего к более конкретному: общий, родовой и непосредственный. Ряд ученых выделяют видовой, который объединяет в себе несколько непосредственных объектов. По горизонтали деление на виды относится к непосредственному объекту: основной и дополнительный (обязательный или факультативный). Ярким примером служит ст. 12.24 КоАП РФ, определяющая административную ответственность за нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, если это повлекло легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего. Непосредственным основным объектом являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, поскольку глава 12 закрепляет правонарушения в сфере дорожного движения, а дополнительным объектом выступают отношения в сфере охраны здоровья, кроме того, при отсутствии данных последствий ответственность согласно ст. 12.24 КоАП РФ наступить не может. Поэтому дополнительный объект также является и обязательным объектом.

При характеристике объекта правонарушения нельзя не отметить схожие явления: предмет правонарушения, потерпевший от правонарушения и орудия совершения правонарушения. Если первый характеризует объект посягательства и представляет собой вещь материального мира, на которую непосредственно воздействует правонарушитель, причиняя вред объекту (имущественный ущерб), то потерпевший имеет место в случае наступления физического или морального ущерба. Орудие совершения правонарушения – это то, с помощью чего совершается правонарушение. Орудия совершения правонарушения характеризуют уже объективную сторону совершенного лицом деяния.

Объективная сторона правонарушения заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - повторность, длящееся нарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ - проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).

В обязательном порядке необходимо знать момент окончания правонарушения. В одних случаях законодатель это связывает с наступлением вреда, что фиксируется в диспозиции конкретной правовой нормы, например, мелкое хищение чужого имущества (материальный состав), в других – с совершением деяния, не указывая на последствия (формальный состав). Но при этом следует запомнить, что любое деяние причиняет вред, только определение его наличия является иногда сложным, или очевидным. Например, мелкое хулиганство, оскорбление и др.

Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту жительства руководителем предприятия).

Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие должностного лица как постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам приравнены также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Существует особый порядок привлечения к ответственности несовершеннолетних. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом достижение возраста определяется с 00 часов следующих за днем его рождения суток, по этой причине при совершении административного правонарушения 16-летним в день своего рождения он не может нести самостоятельной административной ответственности, т.к. не является субъектом правонарушения.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам - административный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а ст. 2.10 КоАП РФ - административную ответственность юридических лиц.

На основании этого можем классифицировать субъекта (физическое лицо) как общий, специальный и особенный виды субъектов. Общим признается лицо, которое на момент совершения административного правонарушения считается вменяемым и достигло возраста административной ответственности. О таком субъекте диспозиция или санкция соответствующей нормы умалчивает (ст. 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство»), или в числе субъекта правонарушения называется гражданин (ч. 2 ст. 19.3 Кодекса). Специальный субъект помимо общих признаков обладает дополнительными, которые характеризуют пол, гражданство, совершеннолетие, должностное положение, вид деятельности и др. Например, вовлечь несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ может взрослое лицо (ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ) или родители (иные законные представители несовершеннолетнего) в соответствии с ч. 2 указанной статьи.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т.е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам в целям, прямо указанным в законе.

Таким образом, юридический состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых за совершенное лицом деяние предусмотрена административная ответственность. Отсутствие хотя бы одного юридического элемента исключает наличие юридического состава деяния, а, следовательно, и административную ответственность.

Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Освобождение от административной ответственности, т. е. основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходимости и невменяемости нарушителя.

Не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административной ответственности.

Условиями освобождения являются: малозначительность правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения. Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Вопрос 3 . Виды административных правонарушений.

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

1. По их закреплению в нормативно-правовых актах.

В КоАП РФ включены административные правонарушения, которые причиняют вред или создают условия для причинения вреда отношениям, которые урегулированы федеральными нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Законы субъектов РФ фиксируют правонарушения, которые посягают фактически на нормы, установленные нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

2. По форме вины.

Административные правонарушения делятся на умышленные и неосторожные, также встречаются смешанные, в которых встречаются одновременно две формы вины.

3. По конструкции объективной стороны.

Такое деление зависит от момента окончания правонарушения, по этому критерию правонарушения делятся на материальные и формальные составы административных правонарушений.

4. В зависимости от количества частей нормы, которая предусматривает административную ответственность.

В этом случае можем говорить о простых и сложных составах административных правонарушений. Например, самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ) простой состав, т.к. содержит одну часть, а мелкое хулиганство (ст. 20.1 Кодекса) содержит две части.

5. В зависимости от расположения в главах КоАП РФ или закона субъекта РФ.

Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН.

Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ.

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ.

Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ.

Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ.

Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ.

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ.

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ).

Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ.

Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА.

В заключение рассматриваемого вопроса коснемся проблемы квалификации административных правонарушений. Квалификация – это сложный мыслительный процесс, который состоит в определении тождества (соответствия) элементов состава административного правонарушения, имевшего место быть, с элементами состава правонарушения, закрепленного в КоАП РФ или законе субъекта РФ об административных правонарушениях.

Последовательно определяем признаки объективной стороны, объекта (родового и непосредственного), субъекта и субъективной стороны правонарушения. Данный процесс идет от частных признаков совершенного деяния к общим признакам состава административного правонарушения, закрепленного в законе.

Тема 11. Административная ответственность и административные наказания (2 часа).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ().

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие) . Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ :

умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения . К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст . Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет ().

Иностранные граждане . Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях ().

4. Наказуемость деяния : за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях , ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство ();
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством ();
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения ();
  • Превышение установленной скорости движения ()
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения "), и именно в общественных местах (признак "место ").

3) Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения - должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".