Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства. Правила применения спец средств. Применение специальных средств

В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции.

Немного истории

Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда. С изобретением железа появились и первые наручники, которые постепенно вытеснили деревянные колодки. Поиски оптимальной конструкции наручников велись в Европе и Америке. Английская компания Hiatt представила первые наручники с замком и ключом. Они получили название Darby (ручные кандалы). Они одевались как на руки, так и на ноги, но имели существенный недостаток - их размер не регулировался. В 1862 г. инженеры американской компании Tower изобрели и запатентовали наручники размер, которых мог регулироваться.

Первые советские наручники были изготовлены еще в 30-х годах минувшего столетия и получили название «БР» - браслеты ручные. Они модифицировались, но, в целом, каких-либо серьезных конструктивных изменений не произошло.

Правовой основой для использования спецсредств в советское время был знаменитый приказ МВД 1962 г., который разрешал милиции применять наручники.

Применение наручников полицией

Сразу следует сказать, что порядок и основания применения наручников регламентированы законодательством РФ только для работников полиции, сотрудников частных охранных агентств и детективов. Простые граждане также могут использовать наручники. Главное не нарушать УК РФ. В случае обнаружения полицейским наручников у гражданина, они могут быть изъяты. Это будет противозаконно, т. к. ни уголовный и ни административный кодекс РФ не предусматривает ответственность за хранение и ношение наручников гражданами.

Действующий закон РФ «О полиции» определяет порядок применения наручников сотрудниками полиции. Защитники правопорядка имеют право применять наручники:

Когда лицо оказывает физическое сопротивление сотруднику, при задержании преступника на месте преступления и пытающегося скрыться

Для доставления правонарушителя в органы полиции.

Тот же закон налагает запрет на использование наручников в отношении:

Беременных женщин

Инвалидов

Малолетних детей до 14 лет

Как видно из закона, основное целевое предназначение спецсредств (наручников) - в недопущении (блокировании) действий правонарушителя, которые могут угрожать полицейскому.

Но, как показывает правоприменительная деятельность, не всё так просто и однозначно с применением наручников, что дает возможность толковать нормы закона двояко.

Для примера можно рассмотреть административное задержание. Оно должно начинаться полицейским с надевания наручников нарушителю, предварительно объявив ему о задержании. Задержанный должен протянуть руки, тем самым облегчив задачу полицейскому. Это вариант, когда задержанный идет на сотрудничество в деле своего задержания. Надев наручники, полицейский обеспечивает себе физическое преимущество над задержанным, эффективно ограничивает возможности задержанного лица к побегу и совершению правонарушений. Далее задержанный препровождается в органы полиции для составления административных материалов.

Сразу же возникает множество вопросов. Как должны полицейским одеваться наручники задержанному? Федеральным Законом (внутренними нормативными актами полиции) это не регламентируется. На практике наиболее часто наручники одеваются на задержанного в положении «руки спереди» или «руки сзади». Само название спецсредства «наручники» уже говорит о том, что их необходимо застегивать на руках (запястьях). В полицейской практике иногда задержанного пристегивают к батарее, машине, надевают наручники на ноги, пристегивают руку к ноге, а самые изобретательные правоохранители умудряются пристегнуть разные руки и ноги за спиной. Безусловно, эти способы использования наручников являются антигуманными и должны находить свою правовую оценку (квалифицироваться как превышение полицейским своих должностных полномочий). Законом время пребывания в наручниках не ограничено.

Неправильное применение наручников работниками полиции, например туго надетые на запястья, может привести к телесным повреждениям у задержанного на запястьях в виде кровоподтеков, ссадин и опухания кистей рук, а так же к более серьезным повреждениям конечностей.

Следует знать, что для безопасного нахождения в наручниках плотность зажима запястий наручниками должна быть определенной (для предотвращения травм под надетый наручник должен заходить только один мизинец). Если наручники затянуты сильнее, возможны нарушения кровоснабжения в кистях задержанного, что может привести к травме рук. Лицо, в отношении которого применены наручники, должно находиться под наблюдением. Задержанного правонарушителя нельзя в наручниках класть на живот, необходимо проверять руки задержанного каждый час.

В практике применения наручников возникает еще один закономерный вопрос: «А все ли модификации наручников могут быть использованы в деятельности полиции РФ»? Стопроцентная уверенность в законности применении наручников может быть, если они выданы в дежурной части полиции и имеется соответствующая отметка в книге выдачи с подписью выдавшего и получившего полицейского.

Законодательством РФ предусмотрена обязательная юридическая фиксация факта использования наручников. Сотрудником полиции в обязательном порядке составляется протокол. В нем фиксируется сам факт применения наручников и время, когда они одеты и сняты. Факт доставки задержанного правонарушителя обязательно должен регистрироваться оперативным дежурным дежурной части в специальном журнале доставленных в дежурную часть полиции. Документального фиксирования факта применения наручников к задержанному требует и Устав патрульно-постовой службы полиции. В рапорте полицейского обязательно должен быть отражен факт применения наручников. На практике это делается крайне редко.

Важной является информация о том, находился ли полицейский в момент задержания на службе или это было его личное время. Для подтверждения информации суд затребует копию наряда на службу из подразделения полиции. Если вы попали в ситуацию, когда по отношению к вам незаконно были применены наручники, то незамедлительно следует сообщить на горячую линию МВД России 8-800-222-74-47. Такое обращение обязательно будет зафиксировано и, в случае дальнейшего судебного разбирательства, будет трактоваться в вашу пользу.

Но самым весомым аргументом для суда будет судебно-медицинское исследование (заключение), в котором будет зафиксировано, что вред вашему здоровью в виде (название заболевания) наступил в результате применения наручников. В медицинском заключении должна быть указана причинно-следственная связь между действиями сотрудника полиции по использованию наручников и последствий в виде имеющегося медицинского диагноза.

Применение наручников охранником и гражданскими лицами

Применение спецсредств (наручников) частными охранниками, детективами законодательно урегулировано Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и Постановлением Правительства РФ No587. Законодательство дает право применять наручники частному охраннику в следующих ситуациях:

1) при нападении на него и охраняемых лиц, когда их жизнь и здоровье подвергается реальной угрозе;

2) в отношении правонарушителей, которые посягают на охраняемое им имущество и оказывают физическое сопротивление.

Нападением признается действие по проникновению на охраняемый объект, попытка захвата (хищения, уничтожения) всех видов собственности, а также нападение на сотрудников охраны. Специальные средства (наручники) должны применяться частными охранниками с соблюдением:

1. Определенного порядка действий

Вначале следует предупредить о применении спецсредств. После использования спецсредств, в случае необходимости, нарушителю должна быть оказана доврачебная помощь. Обязательным является уведомление о происшедшем полицию.

Охранник обязан следить за состоянием задержанного до прибытия полиции.

Частным охранниками и детективам запрещается использовать наручники:

а) при задержании беременных женщин;

б) инвалидов;

в) несовершеннолетних (до 18 лет).

Вне охраняемого объекта (в ситуации, когда он является свидетелем совершения преступления) частный охранник или детектив может так же использовать спецсредства (наручники), но уже как частное лицо. Его действия будут квалифицироваться законом как необходимая оборона (ст.37 УК РФ) или задержание преступника (ст.38 УК РФ).

Незаконное применение наручников, ответственность

Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:

1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).

2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)

На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции - явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) - из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.

Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).

Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.

Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему - заявителю телесные повреждения.

К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.). В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу. К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.

Заключение. Безнаказанность порождает произвол и новые правонарушения.

Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.

Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.

При использовании материалов сайта активная ссылка на
сайт обязательна

ПРАВИЛА

ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТНЫМИ ДЕТЕКТИВАМИ И ОХРАННИКАМИ

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Общие положения

1. Правовой основой применения частными детективами и охранниками специальных средств являются Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другие законы и правовые акты Российской Федерации, настоящие Правила.

2. В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные соответствующим перечнем.

3. Специальные средства применяются частными детективами и охранниками в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей:

а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

б) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

4. Специальные средства в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил могут применяться:

резиновые палки и слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил;

наручники - в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил.

5. Право на применение специальных средств имеют частные детективы и охранники, прошедшие соответствующую подготовку и выдержавшие ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением.

Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

Условия и пределы применения специальных средств

6. Использованию специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании специальных средств создает непосредственную опасность их жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

7. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

8. При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел.

9. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особенности применения отдельных видов

специальных средств

10. Резиновые палки .

Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

11. Наручники .

Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

12. Слезоточивые вещества .

Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство "Черемуха-10" и его аналоги, пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

13. Правила эксплуатации, технического обслуживания, списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры предосторожности при пользовании ими устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

17.08.2015 - Применение спецсредств сотрудниками полиции.

///// Предлагается краткий обзор спецсредств сотрудников полиции.

Применение оружия и спецсредств сотрудниками полиции, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, как правило, всегда вызывает широкий общественный резонанс в обществе.

Право в отдельных случаях пользоваться табельным оружием и спецсредствами закреплено за сотрудниками органов внутренних дел в Федеральным законе «О полиции».

В частности, статьи 21 и 23 данного закона гласят, что сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие, а также специальные средства несмертельного действия (спецсредства) - комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых правоохранительными органами для психофизического, травматического и удерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя.

Спецсредства
полицейский может применить в следующих случаях:

(нажмите на таблицу для увеличения )

Вот некоторые примеры спецсредств:

Палки специальные - палка резиновая с металлической ручкой, телескопическая ПР-89, ПР-53, ПР-73, ПР-73М, ПР-90;

Специальные газовые средства - аэрозольные упаковки со слезоточивым газом («Черемуха-10», "Черемуха-110М, «Терен-4» и др.), аэрозольные распылители ("Контроль-М" (10%ОС), "Контроль-МК", "Контроль-ММ", «Резеда-10», «Резеда-10М», «Зверобой-10», «Зверобой-10М»); аэрозольный распылитель с раздражающим составом («Сирень-10»).

Средства ограничения подвижности - браслеты наручные (наручники) БР-58, БР-С, БКС-1, БОС.
При этом, в случае отсутствии средств ограничения подвижности, сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, например ремень, веревку, жгут и т.д.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства - «химловушки».

Электрошоковые устройства - ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ-300, автономные искровые разрядники («АИР-107», «АИР-107У»).

Светошоковые устройства - световые и акустические специальные средства (светозвуковые гранаты «Заря-2», ГСЗ-Т, ГСЗ-Ш, «Взлет-М», «Факел», «Факел-С», «Пламя», «Пламя-М» («Пламя-М2»).

Служебные животные - как правило, это собаки.

Средства принудительной остановки транспорта - выдвижные дорожные блокираторы, автомобильные заграждения, устройства для остановки транспортных средств «Ежь», «Диана» и т.д.

Средства сковывания движения - комплект ССД, предназначен для набрасывания мягкого поверхностного элемента (сети) на биологический объект. ССД состоит из двух, соединенных с помощью резьбы составных частей: пускового устройства и раструба.

Водометы - водометные спецавтомобили: «Лавина-Ураган», "Шторм", "Гидромиль".

Несмотря на то, что по характеру воздействия на правонарушителя (противника), специальные средства имеют что-то общее с оружием, следует кардинальным образом различать эти два понятия.

В первую очередь, спецсредства отличаются от оружия по преследуемым целям (желаемому результату), интенсивности применения и размеру причиненного вреда.

Если основной целью применения оружия является физическое уничтожение противника либо причинение ему такого вреда, который на длительное время выведет его из строя (чем создаст нагрузку на тыловые подразделения), то применение спецсредств преследует цель кратковременного выведения противника из строя без причинения серьёзного вреда с обязательным сохранением жизни.

Более подробный анализ спецсредств будет представлен позже.

Следите за обновлениями раздела на сайте компании «Юридическая служба столицы» .

15 июня 2016 Просмотров: 18729

Применение физической силы и специальных средств охранниками ЧОП (ЧОО)

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности” от 11 марта 1992 года и другие законы и правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного выше закона частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях зашиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.

Ни для кого не секрет, что одним из важных моментов в работе частной охранной деятельности , является применение мер принуждения. Проще говоря - применение физической силы к правонарушителю. Эти действия необходимы частному охраннику при пресечении всевозможных посягательств на объект, который охраняется. Но иногда, не до конца осознавая своих полномочий, а тем более имея слабые знания правовых аспектов применения физической силы и специальных средств охранники ЧОП легко становятся заложниками данной ситуации, конечно же, здесь имеется ввиду правовой аспект (административная либо уголовная ответственность).

Закон о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» устанавливает (ст.ст. 16.1, 17) случаи, когда частные охранники вправе применить физическую силу и специальные средства:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении:

женщин с видимыми признаками беременности;

лиц с явными признаками инвалидности;

несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику.

Примечание: кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

В реальности физическую силу охранник может применять и для отражения нападения на него преступника на охраняемом объекте. Иногда применение физической силы охранником необходимо и при пресечении административных нарушений.

Причем п рименение физической силы охранником может быть и с использованием специальных средств, а также и оружия в противоборстве с преступником. Это необходимо бывает при пресечении преступной деятельности правонарушителей.

Все эти моменты как раз и регламентируются в выше указанном законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В этом законе определяются, какие меры принуждения для задержания правонарушителя разрешены, какие специальные средства, включая и огнестрельное оружие, можно применять сотрудникам частных охранных организаций . Но, к сожалению, в этом законе изначально применение охранниками физической силы не было регламентировано. Внесенные изменения в закон позволили корректно применять физическую силу охранниками частных охранных организаций.

К корректным формам применения физической силы частными охранниками может быть отнесено ее использование как сдерживающего фактора, например, с целью воспрепятствования прохода на охраняемую территорию. В этом случае физический или иной вред объекту применения силы, как правило, не причиняется. То же самое можно сказать и о применении физической силы при задержании лиц, совершивших или совершающих административные правонарушения на объекте охране. Например, частный охранник , применяя физическую силу, насильно выводит из охраняемого им ночного клуба сильно опьяневшего и ведущего себя неадекватно посетителя, предотвращая тем самым совершение им более серьезного правонарушения (преступления), или насильно удерживает до приезда полиции задержанного им правонарушителя, совершившего мелкое хищение на объекте охраны .

При применении физической силы в указанной выше форме сдерживания и удержания, когда объекту применения не причиняется какой-либо вред, регламентация порядка и условий ее применения не требуется. Регламентация ограничений необходима при применении физической силы, могущей причинять вред с целью недопущения со стороны частных охранников, ее применяющих, превышения своих полномочий и причинения чрезмерного вреда, чем это необходимо для отражения того или иного посягательства на объект охраны. Этот же принцип можно использовать для определения категории лиц, в отношении которых применение активной формы физической силы, могущей причинять существенный вред их здоровью.

Но в Законе есть один существенный недостаток. В нём перечислены случаи и основания для применения спецсредств, но нет практически ничего о применении обычной физической силы, которая по своему воздействию может быть сравнима с результатом использования спецсредств. Представляется, что такое применение физической силы должно быть не менее серьёзно аргументировано.

Ссылка по аналогии на условия применения специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренные статьей 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», при применении физической силы частными охранниками будет также обоснована тем обстоятельством, что и в том, и другом случаях может быть причинен физический или имущественный вред непосредственно правонарушителю или даже третьим лицам в условиях крайней необходимости, когда не было другого способа устранить возникшую опасность. То есть применение физической силы можно приравнять к применению специальных средств и оружия. Например, использование боевых приемов борьбы как разновидность физической силы - это приемы самбо, дзюдо, каратэ, айкидо, бокса или любого вида рукопашного боя либо не относящиеся к ним вообще - специально обученным и подготовленным частным охранником по своей эффективности не уступают порой применению специальных средств и оружия.

Анализируя положения ст.16.1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ», определяющей условия применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности, а также вышеуказанные нормы международного права, можно определить, что применение частными охранниками физической силы ограничивается обязанностью: стремиться свести к минимуму любой вред от своих действий, в том числе причинение вреда здоровью и имуществу задерживаемого, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, силы противодействия, оказываемого частным охранникам; предупредить голосом задерживаемое лицо о намерении применить для его задержания физическую силу либо специальные средства и дать достаточное время для выполнения своего законного требования, кроме случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для его жизни и здоровья или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; оказать лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, доврачебную первую помощь, при необходимости обеспечить его доставление в лечебное медицинское учреждение.

О каждом случае смерти или получения телесных повреждений в результате применения физической силы частные охранники обязаны незамедлительно уведомить прокурора.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность согласно ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

По этому, применяя такие формы физической силы, как, например, различные боевые приемы борьбы и рукопашного боя, частный охранник не должен нарушать пределы необходимой обороны, крайней необходимости и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Как говорилось выше, умышленное причинение явно чрезмерного физического вреда, чем это необходимо для отражения нападения, пресечения преступления или задержания лица (лиц) его совершившего, согласно действующему законодательству влечет за собой уголовную ответственность частных охранников по ст.203 УК РФ, а в случаях умышленного причинения тяжкого вреда здоровью или смерти еще по совокупности со ст.111 и ст.105 УК РФ, предусматривающими ответственность за причинение соответственно тяжкого вреда здоровью и умышленное убийство.

Так же разрешение на использование специальных средств частными охранниками , правил их использования и перечень которых, утверждено Правительством РФ.

Здесь так же есть строго ограниченные основания, по которым такое использование допускается. Это ситуация, при которой создаётся опасность для жизни самого охранника, совершается массовое нападение на объект охраны или на охранника. Только в этом случае охранник имеет право воспользоваться резиновой дубинкой, электрошокером, газовым баллончиком, наручниками или даже огнестрельным оружием. Если же спецсредства применялись в других случаях в отношении физического лица, то ему смело можно обращаться за помощью в ближайшее РОВД или в прокуратуру. На работников охранных предприятий распространяются требования о применении специальных средств, которые действуют и для работников правоохранительных органов.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, устраняющий правовой пробел в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность. Новацией которого явились правила, устанавливающие порядок и основания применения работником частной охранной организации физической силы. (ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 № 534-ФЗ).

С одной стороны, наконец-то реализована обсуждавшаяся давно идея. В самом деле, зачем охранник, если он может стрелять, но не может орудовать руками? Ведь бывают ситуации, когда силовой прием намного предпочтительнее, чем применение оружия или спецсредств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и частных охранников от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы - важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на охраняемые объекты. Уверенность в правомерности своих действий по применению физической силы к правонарушителю усиливает эффективность действий частного охранника. Поэтому руководителям охранных организаций необходимо прописывать применение частными охранниками физической силы, в служебной инструкции, которая является локальным нормативным актом и обязательна для исполнения частными охранниками.

Статья подготовлена преподавателями ЧОУ ДПО "Центр Профессиональной Подготовки" г. Мытищи