Союзный договор 1922. Договор об образовании ссср. Договор в составе конституции ссср

Как говорится, все дороги ведут в Рим (Roma). Вот и моя дорога, наконец, привела меня в столицу Италии. К сожалению, в этот раз только на один день.

Рим — один из самых посещаемых туристами городов мира. Вечный город манит всех на протяжении уже 2767 лет. Известна точная официальная дата основания Рима — 753 год до нашей эры. Однако исследования археологов доказывают, что поселение на этом месте существовало с незапамятных времен.

Про Рим так много всего сказано и написано, что он кажется знакомым городом даже тем, кто в нем никогда не был.

Достопримечательностям Рима посвящены многие главы школьных учебников на разных языках. Даже закоренелый двоечник обязательно вспомнит про то, что в Риме есть как минимум Колизей и Пантеон.

Всех достопримечательностей Рима не знает, наверно, ни один человек. На осмотр всех памятников Вечного города одной жизни не хватит. А что реально можно успеть увидеть в Риме за один день?

Самое первое впечатление от столицы Италии — шок от столпотворения людей со всего Света в музеях Ватикана. Ожидали, что и повсюду в Риме будет также много людей. К счастью, это оказалось не так.

Надо сказать, что для трехмиллионного города Рим достаточно немноголюден. Столпотворение реально наблюдалось помимо Ватикана только у фонтана Треви и у Испанской лестницы. В будний день удивил трафик — московским автолюбителям столь свободные дороги могут только сниться.

Колизей считается главной достопримечательностью Рима, символом города. Мне кажется неправильным, что такое ужасное, черное место (для женщины не столько важна его гениальная инженерная мысль) стало символом прекрасного города, где помимо кровавых зрелищ на арене Колизея происходило и происходит столько позитивного и прекрасного!

Наверно, стены эти почернели от ужаса, который им довелось видеть. В Колизей на мой взгляд надо приходить с цветами… Или вообще обходить стороной это жуткое место…

Знаменитые римские форумы, кажется, все больше и больше превращаются в руины.

Помимо времени остатки древнеримских сооружений доканывает современная экология.

Римские форумы мы пробежали просто галопом — хотелось успеть посмотреть как можно больше.

Вообще, в Риме все куда-то спешат, и в то же время повсюду на ступенях лестниц, у фонтанов, и порой просто на тротуарах встречаешь людей, которые никуда не спешат, а просто сидят и отдыхают.

II Vittoriano — огромное 135-метровое сооружение из белоснежного мрамора в стиле неоклассицизма, расположившееся на северном склоне Капитолийского холма. Здание является национальным памятником первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II.

Здание строили в 1885-1911 годах, при этом было снесено несколько средневековых церквей и древнеримские руины.

Крыша здания является великолепной смотровой площадкой. В следующий раз непременно туда влезу!

В будний день на улицах Рима повсюду припаркованные мотоциклы, этот вид транспорта в городе очень популярен.

Рим — это город музей. Здесь можно просто гулять по улицам, заглядывая в различные дворики, каждый раз удивляться новым открытиям.

Рим называют городом фонтанов, ни в одном другом городе мира нет такого их количества. Самый знаменитый и красивый, а также самый большой барочный фонтан Рима — фонтан Треви.

С трудом пробившись сквозь толпу людей, кинули в фонтан монетки. Хоть я и не люблю большие города, но кидала монетку с искренним желанием вернуться в Рим.

Знаменитая Испанская лестница (Scalinata Spagna), ведущая к церкви Тринита дей Монти, — еще одно место в Риме, где всегда столпотворение. Это самая длинная и широкая лестница в Европе. Лестница с 138 ступеньками в стиле барокко выполнена в форме крыльев бабочки.

Площадь внизу названа Испанской, так как рядом находится испанское посольство. На площади располагается фонтан в стиле барокко, который называется Fontana della Barcaccia (фонтан старой лодки).

Поднявшись по ступеням лестницы, побывали в церкви Тринита дей Монти и прошлись по улице, с высоты которой открываются хорошие виды на Рим.

Посмотрев на Рим с высоты, лишний раз убедились, что мы почти ничего в городе не увидели за один день…

Надо заметить, что в Риме помимо обилия памятников немало зеленых скверов и парков.

В конце октября заканчивали цветение разноцветные бугенвиллии.

Пьяцца Дель Пополо (Народная площадь) — последнее место, где мы побывали в Риме.

Туда мы уже еле доплелись, сил прогуляться к расположенному неподалеку Пантеону не нашлось…

На площади располагается церковь Святой Марии дель Пополо, отсюда и название площади. Пьяцца дель Пополо всегда была и по сей день является местом, через которое обязательно проезжали путешественники с севера при въезде и выезде в Рим. Вот и мы отсюда возвращались в Эмилию-Романью.

На площади расположен один из 9 римских обелисков. Этот обелиск когда-то принадлежал фараону Рамсесу II. Начиная с 10 года до н.э. обелиск находится на этом месте.

В церковь Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo) я заглянула уже совсем из последних сил перед самым отъездом. Очень красивая и интересная церковь, здесь по слухам хранится одно из первых Евангелий, переведенных на славянский язык.

По существующей легенде церковь Санта Мария дель Пополо появилась на месте захоронения римского императора Нерона, в гробнице которого появился призрак покойного. Папа Пасхалий II приказал построить на этом месте церковь, а останки Нерона сбросить в реку. Деньги на строительство церкви собирались по всему Риму, поэтому церковь назвали «del Popolo» — «народная». Первая церковь была построена в 1099 году, в 15 веке храм был полностью реконструирован лучшими мастерами Возрождения. Алтарь теперь украшает картина Рафаэля «Мадонна дель Пополо».

На площади дель Пополо также расположены две церкви-копии Святой Марии Чудес и Святой Марии Монтесанто. Туда мы уже не доползли…

Говорят, надо в Риме дернуть каменного льва за хвост для удачи.
Не знаю, того дернула, которого надо, или нет… В Риме львов тех, и не только львов… В Рим я еще обязательно вернусь!

Всем бодрого майского дня. В виду недавних праздников познавательно разобраться с определяющими документами истории СССР и Германии. Одним из таких документов является Рапалльский договор. В конце этой статьи вы увидите его текст и сможете сами его прочесть. Ведь историк-любитель от историка-профи отличается тем, что последний читает именно источники и работает с ними. Кстати разбор документов мы начали .

Причины

Рапалльский договор был подписан между РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) и Германией 16 апреля 1922 года, затем опубликован в советской газете «Известия» 10 мая. Напомню, что СССР образовался лишь 30 декабря 1922 года, то есть после заключения договора.

Причины подписания этого документа крылись во многом. Перечислим ключевые.

Во-первых , с подписанием Версальского мирного договора в 1919 году в мире стала действовать новая система сдержек и противовесов. На самом деле условия Версальского мира сами по себе спровоцировали новую мировую войну. Поскольку главный принцип этой системы был «Разделяй и властвуй». Страны Антанты хотели сделать молодую Советскую республику и Германию изгоями международной политики.

Именно поэтому они созвали Генуэзскую конференцию, чтобы договориться о взимании репараций с Германии и долги Царского правительства с РСФСР. Таким образом оба государства стали изгоями международной политики и это обусловило их сближение.

Во-вторых , несмотря разное государственно-политическое устройство и разные идеологии, Германия и Россия до были хозяйственными союзниками. Так германский капитал активно вкладывался в Российскую экономику и многие немцы имели серьезные промышленные объекты на территории России. Другое дело, что они все были национализированы советским руководством..., но об этом далее.

В-третьих , оба государства остро нуждались в хозяйственном договоре, который бы помог с восстановлением экономик. Первым таким договоров для них как раз и стал Рапалльский.

Конечно, может быть совсем непонятно, каким образом столь разные государства сумели договориться? Ведь Германия была капиталистической страной. А ее министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау был до мозга костей промышленником и капиталистом. Для Германии был именно важен хозяйственный союз. Георгий Васильевич Чичерин, представлявший молодую, никому неизвестную Советскую республику, происходил из старинного дворянского рода.

Советская Россия тогда выступала вообще за мировую революцию... Но именно реализм, проявленный В.И. Лениным (Ульяновым) и напористость Г.В, Чичерина, позволила заключить выгодный и для России, и для Германии договор. Кстати, ночное заседание, в ходе которого немецкая сторона обсуждала тезисы, представленные советской делегацией, вошло в мировую историю как «Пижамное совещание» 🙂

Последствия

Подписание договора в Рапалло явилось для стран Антанты неприятным, хотя и вполне ожидаемым сюрпризом. Договор позволил выйти из внешнеполитической изоляции, наладить хозяйственное сотрудничество между РСФСР и Германией.

Одновременно документ вошел в мировую историю, как равноправный. Он стал образцом, закрепив те основания, на которых вообще, по идее, должны быть построены международные отношения.

Отдельная статья документа оговаривала, что Германия не прочь, если Россия не отдаст немцам национализированные предприятия (!). Но взамен Россия не сделает этого же и по отношению к другим странам, которые имели на ее территории промышленные объекты. Это, конечно, было большим успехом советской дипломатии.

Также, оба государства установили в отношении друг друга режим наибольшего благоприятствования. То есть если российский предприниматель приезжал в Германию, то ему предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, равно как и германским промышленникам в России.

Подписание документа ввело в международное сообщество такое словосочетание как «Дух Рапалло». Оно означало как раз основы равноправия самоуважения, на которых и должны быть построены международные отношения.

Договор в Рапалло положил долгому сотрудничеству. И многие ученые всерьез изучали возможность создания Оси: Берлин-Москва-Токио. Но, об этом как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи: после поста есть форма подписки.

Важный вопрос: до какого года действовал Рапалльский договор? Ученые считают, что он действовал аж до марта 1941 года, когда СССР отправил последнюю поставку сырья в Германию.

Текст договора

«Германское правительство, представленное рейхсминистром, доктором Вальтером Ратенау, и правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, представленное Hародным Комиссаром Чичериным, согласились относительно нижеследующих постановлений:

Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

б) Публичные и частно-правовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведенных на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезенного в Германию этими интернированными частями.

Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а та»же от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением.

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества и льготы, которые РСФСР предоставляет другой Советской Республике или государству, которое раньше было составной частью бывшего Российского государства.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь.

Статья 6.

(...)

в) ст. 1-й, ст. 4-я настоящего договора вступают в силу с момента ратификации; остальные постановления настоящего договора вступают в силу немедленно.

Чичерин Ратенау

С уважением, Андрей Пучков

Догово́р об образова́нии СССР - договор об объединении в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик , заключённый в 1922 году Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой , Украинской Социалистической Советской Республикой , Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой . В январе 1924 года вместе с вошёл в состав первой союзной Конституции , став её основным разделом.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

    Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

    Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

    Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

    Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

    Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

    Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

    Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

    Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

    Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

    Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

    Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

    Договор в составе Конституции СССР

    Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

    Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

    Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

    Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

    Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

    Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

    Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

    Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

    Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

    Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

    Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

    Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

    С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

    Изменения договора

    20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

    Расторжение договора

    В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

    Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

    Реакция на расторжение договора

    В 1992 году группа из 86 народных депутатов РСФСР обратилась в Конституционный суд с ходатайством о проверке законности постановлений Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР» . Конституционный суд Российской Федерации принял ходатайство к рассмотрению, но так и не рассмотрел его .

    Позиция Р. И. Хасбулатова

    В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как

    «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года , включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

    При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств-участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств .

    В названиях

    Логическим завершением нескольких лет усилий государственной власти РСФСР по реализации своей политической доктрины относительно УССР после заключения "Военно-политического союза" и т. зв. "Рабоче-крестьянского союза" стало "добровольное" объединение в составе Союза ССР.

    В современной отечественной научной литературе (Я. Брицкий, Я. Дашкевич, С. Кульчицкий, С. Юрийчук) обоснованно отмечается, что история образования СССР густо насыщена идеологическими штампами. Несмотря на то, что в пропаганде последующих десятилетий сам факт образования Союза пытались изобразить как "всенародное объединительное движение", на самом деле в обществе он не вызвал какого-либо резонанса. Потому что события, связанные с заключением Союзного договора, развивались по тщательно спланированным в оргбюро ЦК РКП(б) сценарию. Последний впоследствии и лег в основу официальной истории создания СССР, которая (история) и сегодня освещается ли не в каждом учебнике, энциклопедии и т. др. ее можно передать несколькими тезисами.

    10 декабря 1922 p. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. Его делегаты одобрили Декларацию об образовании Союза PCP и проект основ Конституции СССР, а также обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства. Было предложено созвать общесоюзный съезд советов. Через несколько недель делегата от УССР прибыли в Москву на i Всесоюзный съезд Советов, который длился только один день - 30 декабря 1922 г.

    На съезд было вынесено для обсуждения два подхода относительно будущей государственной конструкции. Сталинская концепция автономизации предусматривала создание унитарного государства. В свою очередь, проект украинского "премьера" X. Раковского ограничивал компетенцию союзных органов, предусматривал ликвидацию союзного гражданства и описывал в общих чертах конфедеративный тип союзных отношений ВКП(б) как носитель нейтралістських тенденций осудила украинскую точку зрения, устранив в то же время наиболее неприемлемые для республик положения проекта "автономизации" и разработав концепцию Союза - федеративного государства, что сохраняет республиканскую государственность.

    Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и Договор об образовании СССР (причем неожиданно оказалось, что оба документа, за спиной делегатов съезда, были накануне - 29 декабря 1922 p.- приняты Конференцией полномочных делегаций). Уст.26 Союзного договора торжественно провозглашалось: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Однако, заметим, что на протяжении всего времени существования СССР механизмы осуществления этого права не прописывались ни в конституциях, ни в законах или подзаконных актах. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР и четырех (по количеству субъектов Союза) председателей ЦИК, от Украины - Г. Петровского.

    Однако тщательный анализ событий вокруг официальной истории заключении Союзного договора и анализ документов И Всесоюзного съезда Советов ставят под сомнение легитимность образования 30 декабря 1922 г. СССР.

    Во-первых, судьбу Украины еще раз решал не ее народ. Исследователи (Я. Дашкевич) справедливо подчеркивают, что будущее уже ранее порабощенной республики решали бы парламентским путем (вспомним большевистскую избирательную систему по Конституции 1919 г.) неукраинцы: на общее количество 782 депутаты было лишь 46% (362 депутата) украинцев. Это происходило в стране, в которой более 80% жителей составляли украинцы. Соответственно, такие обстоятельства ставят под сомнение - из чисто формальных соображений - легитимность решения VII Всеукраинского съезда Советов о желании Украины присоединиться к Союзу.

    Во-вторых, Союзный договор 1922 г. так и не вышел из стадии проекта, который еще надо было дополнять, утверждать, вводить в действие. Аргумент - на съезде текст, который имели Союзный договор 1922 p., было принято лишь за основу ("в основном"). Этот проект должен дорабатываться ЦИК вместе с правительствами республик. Лишь после того, то есть после внесения дополнений и изменений, Договор должны были ввести в действие сначала временно на следующей сессии ЦИК СССР. а окончательно его ратификация должна произойти на II съезде Советов СССР. Только после проведения всех мероприятий проект Договора мог и должен был превратиться в настоящий Договор об образовании СССР (Я. Дашкевич).

    Действительно, в соответствии с упомянутым постановлением i съезда Советов президиум ЦИК в Москве образовала 10 января 1923 г. комиссию из 13 человек, в которую входили представители союзных республик. Задача комиссии состояла в том, чтобы собирать предложения союзных республик относительно текста и содержания Декларации и Договора. Известно, что и украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подавал свои предложения по доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов "республики объединяются в одно союзное государство" слова: "образующих Союз Советских Социалистических Республик". По украинским проектом Союзного договора предлагалось оставить только три союзные наркоматы (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфов), отнеся все остальные вопросы в компетенции республик. Достаточно взвешенные и разумные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Работу комиссии быстро прекратили, а ближайшая, 2-я сессия ЦИК СССР в июле 1923 г. не рассматривала никаких замечаний к Декларации и Договора, не утверждала дополненную Декларацию и новый текст Договора и не вводила их временно в действие.

    II Всесоюзный съезд советов должен был быть созван в следующем году, но состоялся 31 января 1924 г., в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина. О Декларацию и Договор на съезде не было сказано ни слова, и никто их тогда, ни позже не утверждал и вводил в действие. Следовательно, постановление i съезда Советов СССР не была выполнена Можно найти лишь одно-единственное объяснение этих фактов: союзные республики, несмотря на грубое давление Центра, забросали комиссию из 13-ти человек таким количеством поправок и дополнений, что ставить Декларацию и Договор на обсуждение и окончательное утверждение означало провалить их централізаторський характер и создать фактически конфедерацию (а это не входило в планы Сталина). Однако, воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов II Всесоюзного съезда советов проект Конституции СССР, который был принят съездом. Однако "фокус" заключался в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составными частями.

    в-третьих. Существует еще одно косвенное доказательство провала И съезда советов СССР. 17 апреля 1923 г. генсек Й. Сталин в оргзвіті ЦК XII съезду РКП(б) не сказал о создании СССР ни слова!

    А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстояло "объединить эти республики" тот самый "единственный союз, который называется СССР...Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается". Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только способствуют объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение".

    В целом, много фрагментов этого доклада произнесено в гипотетическом плане или касалось будущего времени. Более того, она свидетельствует, что "национальные" республики добивались минимизации все нарастающей зависимости от Кремля. В конце концов, одной из гарантий должно быть функционирование института четырех председателей ЦИК проектируемого, однако, так и не узаконенного СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей. От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ими стали председатели ЦИК республик - в соответствии Калинин, Нариманов, Червяков. А от Украины - В. Я. (!!!) Петровский. Так записано в протоколе, хотя конечно имелся в виду Григорий Петровский. Да, это техническая ошибка, однако, с чисто юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законным. Другими словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик.

    в-четвертых, характер заключения Союзного договора противоречило элементарным нормам международного права (а Союзный Договор 1922 г. имел, без сомнения стать международным актом): его никто не подписывал; в нем не говорилось о сроке действия договора; он не был ратифицирован. А такие вещи вообще несовместимы с понятием "международный договор". Так вот, и как международный акт Договор об образовании СССР никогда не действовал ни формально, ни фактически.

    Итак, "проект нереализованного Договора не может считаться юридическим основанием образования СССР и вхождения в него Украины и других т. зв. республик" (Я. Дашкевич). Особенности заключения Договора об образовании СССР удостоверяет проведение сознательной политики подчинения республик единому центру и завершение процесса возрождения единственной сверхдержавы в пределах бывшей Российской империи. А тот факт, что такая политика осуществлялась без соблюдения элементарных процедур и с нарушением юридических норм, дает все основания считать создание СССР нелегитимным. По наблюдениям исследователей (М Днестрянский), даже партийные документы того времени свидетельствуют, что образование СССР понималось значительной частью советских чиновников в центре и на местах "не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации республик".

    Таким образом, можем утверждать, что на протяжении 1917-1922 pp. продолжался поиск оптимальной модели реализации политической и правовой доктрины России в отношении Украины. Менялись формы ее практического воплощения, однако неизменной оставалась ее сущность. Декларируя на разных этапах различные варианты установления правовых межгосударственных связей, Россия фактически пыталась использовать их для достижения стратегической цели - сохранение полного контроля над всеми важнейшими сферами жизнедеятельности украинского общества. Практически централизаторские принципы большевистской партии переносились на организацию государственных структур. Форма же (образование СССР) имела лишь вуалировать истинную сущность проводимой унитарной государственности.

    К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на моментпроведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

    В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

    Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о способе вхождения республик в единое союзное государство. Сторонники плана автономизации, разработанного И. В. Сталиным , выступали за высокую степень централизации власти при условии сохранения национально-культурной автономии республик. План В. И. Ленина , поддержанный большинством участников объединительного процесса, напротив, предполагал создание федеративного государства с сохранением суверенных прав республик. Именно он и был принят за основу.

    30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.

    Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

    В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Первым председателем ЦИК был избран М. И. Калинин, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Также было сформировано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров - во главе с В. И. Лениным.

    В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР , в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливалось единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе Конституции 1922 г. были приняты конституции союзных республик.

    Состав Советского Союза постоянно менялся в результате вступления в его состав других советских республик и изменения административно-территориального деления страны.

    Несмотря на провозглашённый при образовании СССР федеративный принцип устройства государства, уже в 30-е годы наблюдалось усиление централизации власти. Со временем всё больше функций передавалось из ведения республик в ведение центра, интересы местного населения зачастую игнорировались. Ситуация осложнялась увеличением числа межнациональных браков и усилением миграционных процессов.Всё это привело к осознанию необходимости заключения нового союзного договора, учитывавшего изменившиеся реалии. Однако подписать его так и не успели из-за «парада суверенитетов» и развала государства.

    СССР официально прекратил своё существование 8 декабря 1991 г. после подписания «Беловежских соглашений» .

    Лит.: Гросул В. Я. Образование СССР (1917-1924). М., 2007; Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. М., 1999; Ка p а-Му p за С. Г. Исто p ия советского госуда p ства и п p ава. М., 1999. Гл. 4. Советская власть и национально-государственное строительство; Кульчитский С. СССР. историческая неотвратимость распада // День. 2001. 22 дек.; Образование СССР // История Отечества: курс лекций. М., 2003.