Статья 133 установление минимального размера оплаты труда. Теория всего. Как рассчитать дополнительный отпуск

Сегодня мы поговорим об интернет-сервисе ФНС России «Уплата налогов физических лиц», который позволяет гражданам самостоятельно сформировать платежные документы и квитанции на оплату налога . А также предоставляет возможность безналичного расчета через один из банков-партнеров ФНС.

Уважаемые читатели - на страницах нашего сайта вы найдете самые свежие новости об изменениях законодательства РФ, а также множество статей, отвечающих на самые разные правовые вопросы.

Однако данные статьи рассматривают типовые способы решения юридических проблем, в то время как в каждом отдельном случае существует масса важных деталей и нюансов, охватить которые в рамках одной статьи невозможно.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, вы можете получить юридическую консультацию обратившись в форму онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта.

Какие возможности предоставляет сервис «Уплата налогов физических лиц»

Интернет-сервис «Уплата налогов физических лиц» позволяет налогоплательщику-физическому лицу:

  • формировать платежные документы на уплату имущественного, земельного и транспортного налогов до получения Единого налогового уведомления (авансом);
  • формировать платежные документы на уплату налога на доходы физических лиц, а также платежные документы на уплату штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по форме № 3-НДФЛ;
  • формировать платежные документы на уплату задолженности;
  • распечатывать сформированные документы для оплаты в любой кредитной организации или осуществлять безналичную оплату с помощью онлайн-сервисов банков, заключивших соглашение с ФНС России.

Таким образом, с помощью данного сервиса физические лица могут заплатить следующие налоги:

  • Налог на имущество физических лиц
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • по форме 3-НДФЛ )
  • НФДЛ, уплачиваемый иностранцами, работающими по найму у ФЛ на основании патента. (только в части авансовых платежей)

Как сформировать платежный документ или квитанцию на уплату налога, при помощи сервиса «Уплата налогов физических лиц».

Сам сервис вы сможете найти на сайте Федеральной налоговой службы - . Он позволит вам сформировать необходимые квитанции и платежные документы в режиме онлайн, а также скачать и распечатать их.

Формирование квитанции на уплату того или иного налога происходит в несколько этапов.

Читайте также:

  • Онлайн калькулятор транспортного налога поможет вам быстро рассчитать сумму налога, которую вам необходимо оплатить за свое транспортное средство. Напомним, что обязанность по уплате транспортного налога лежит на всех владельцах транспортных…
  • В целях создания благоприятных условий деятельности самозанятых граждан законопроектами предусматривается проведение в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимента по установлению специального налогового режима. Пакет проектов…
  • Форма декларации налога на прибыль — это форма, заполняемая для отчетности организаций по полученными прибылям за определенный период. Документ ведется в соответствии с нормативными требованиями. Периодами для отчетности являются полугодие,…

Сведения о платеже

Для начала вас попросят указать “Вид платежа”, будь то НДФЛ, транспортный налоги и т.д. Выбор происходит из выпадающего меню.

Для примера возьмем налог на доходы физических лиц.

В данном случае необходимо дополнительно выбрать один из двух пунктов:

  • НДФЛ, уплачиваемый на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ );
  • НФДЛ, уплачиваемый иностранцами, работающими по найму у ФЛ на основании патента (только в части авансовых платежей).
  • Налог
  • Штраф

Выбираем налог и указываем сумму платежа. Нажимаем кнопку “Далее”

Реквизиты получателя платежа

На втором этапе вам предстоит указать реквизиты получателя платежа. Проще говоря выбрать нужное отделение ИФНС.

Тут у вас есть 2 варианта:

1 - Указать адрес своей регистрации и система сама определит заполнит поля код ИФНС и Муниципальное образование.

2 - Самостоятельно выбрать нужное отделение ИФНС и Муниципальное образование. Указывать адрес регистрации в этом случае не обязательно.

При заполнении адреса обязательны только Субъект РФ и Адрес РФ (город и улица).

Какой из вариантов удобнее решать вам. Заполняем нужные данные и жмем кнопку “Далее”.

Заполняем реквизиты налогоплательщика

И последнее что нам предстоит заполнить - реквизиты налогоплательщика.

Фамилия, имя и отчество налогоплательщика обязательны к заполнению. Кроме того, вы должны заполнить либо “Адрес места жительства” , либо “ИНН”.

Кроме того, поле ИНН необходимо заполнить если вы хотите сформировать квитанцию и оплатить ее онлайн. Если не указан, вы сможете только скачать и распечатать полученную квитанцию.

Формируем квитанцию и выбираем способы оплаты

Стоит отметить, что квитанция формируется в формате PDF. Вот так выглядит сформированная квитанция на оплату НДФЛ:

Если же вы укажете свой ИНН, то вам на выбор будут доступны оба способа оплаты: Наличный и Безналичный.

При выборе безналичного расчета, перед вам появиться список доступных банков. Важно вы должны являться клиентом выбранного банка и быть авторизованы на его сайте. Если все в порядке, вам останется следовать инструкциям на сайте вашего банка и оплатить нужный вам налог.

Для удобства платежей по реквизитам Сбербанк ввёл форму бланка «ПД-4», предназначающуюся физическим лицам. В этой статье будет рассмотрено, что из себя представляет форма, её виды, содержание и порядок заполнения.

О форме

Квитанция «ПД-4» применяется для осуществления платежей и является документом, который этот платёж подтверждает. Чаще всего, данная квитанция используется для оформления платежей, путём внесения в кассу наличных денежных средств, физическими лицами при оплате товаров или услуг. К такому виду расчётов относятся покупки, сделанные через интернет магазины либо через телевизионные передачи.

Виды

С 1993 по 2001 год форма была единой для всех видов платежей, осуществляемых через «Сбербанк» России. Позже, руководство приняло решения о разделение квитанции на несколько форм в зависимости от типа платежа. Этому способствовало увеличение роста числа платежей, совершаемых людьми в кассах банка. Распределение тогда было несколько хаотичным и вызывало некоторую задержку. Для упрощения этой процедуры бланк был поделён на три формы:

  • «ПД-4» для совершения платежей по оплате покупок;
  • «ПД» для уплаты налоговых сборов;
  • «ПД-4сб» для уплаты пеней, штрафов и других платежей в бюджет Российской Федерации.

Формы квитанций «ПД-4сб» и «ПД» считаются равносильными. Они обе подходят для платежей, совершаемых физическими лицами в бюджетные учреждения страны. Форма «ПД» считается более новой, поэтому её часто рекомендуют сотрудники Федеральной налоговой службы для уплаты налогов и государственных пошлин.

По данным видам квитанций можно совершить следующие платежи:

Значения строк и правила заполнения квитанции

Как и любая платежная квитанция, форма «ПД-4» содержит множество строк, в которых прописывается вся необходимая для совершения платежа информация.

Способы получения квитанции:

  • в отделении Сбербанка;
  • скачать форму из интернета и распечатать;

ВАЖНО: При заполнении платёжного поручения от руки, согласно правилам заполнения платёжных документов Сбербанка, можно использовать только синий, чёрный или фиолетовый цвета чернил ручки. Это же правило касается и заполнения квитанции с применением компьютерной техники. Оператор кассир вправе отказать в приёме квитанции, если она будет заполнена неправильно.

Более удобный способ – это скачать, заполнить и распечатать форму самостоятельно, так как вероятность совершить ошибку при заполнении будет меньше.

По этой ссылке можно заполнить форму онлайн и отправить её на распечатку на принтер. Если необходимо заполнять квитанцию вручную, то по той же ссылке можно сразу нажать «получить бланк» и распечатать пустую форму.

Чтобы заполнить квитанцию в точности, как того требует банк, следует разбираться в той информации, которая требуется для заполнения. Для этого разберём каждую строку с пояснениями, которые помогут правильно оформить бланк, не создавая затруднений.

  • Получатель — сюда вписывается наименование того лица, на счёт которого пойдут перечисленные средства плательщика.
  • КПП — код постановки на учёт. Тут речь идёт о реквизите организации в отношении которой будет совершён данный платеж. Код получает организация в налоговом органе, либо по месту регистрации юридического лица или по адресу местоположения обособленного её подразделения. Код имеет десять цифр, которые следует вписать в соответствующую строку. Узнать код КПП можно на сайте федеральной налоговой службы, указав наименование организации в критерии поиска.

ВАЖНО: Согласно приказу ФНС № «ММВ-7-6\435» от 2012 года, код постановки на учёт присваивается только юридическим лицам. Индивидуальным предпринимателям КПП не выдаётся. Если оплата проводится в пользу ИП, то указывать код не нужно.

  • ИНН идентификационный номер налогоплательщика. Выдаётся как физическим, так и юридическим лицам при постановке на учёт в налоговую. Цифровой код нужен чтобы упорядочить всех зарегистрированных лиц в налоговых базах данных. В это поле нужно вписать 10 цифр соответствующего кода.

ВАЖНО: Если платеж направлен к индивидуальному предпринимателю, то количество цифр будет 12. Различается это тем, что к ИП применяется идентификационный номер физического лица его основавшего.

  • ОКТМО — Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований пришёл на смену ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления). Номер имеет от 8 до 11 знаков и указывается только в случае если платёж направлен на оплату штрафов, пеней и других платежей, зачисляемых в бюджет Российской Федерации. При оплате покупок или услуг код ОКТМО не указывается.
  • Р/сч – номер расчётного счёта. Он необходим юридическим лицам для совершения любых действий связанных с денежными операциями. На этот счёт поступят деньги, отправленные по платёжной кавитации плательщиком. Номер расчётного счёта состоит из 20 чисел и является одним из важнейших реквизитов для заполнения платежных квитанций.
  • Банк – в этом поле указываются его полное наименование и адрес.
  • БИК — банковский идентификационный код. Считается специальным реквизитом, по которому определяется банковская деятельность. Код служит идентификатором каждого банка, для их определения в общей сети межбанковских транзакций. По данному коду легко отследить расположение банка. Каждый код банки получают от центрального банка РФ. Он состоит из 9 цифр.

ВАЖНО: При заполнении квитанции формы «ПД-4» онлайн через интернет сайт, можно пропустить строку «Банк» и сразу вписать БИК. Система автоматически распознает код и заполнит соответствующую информацию о банке. Запрос не всегда срабатывает корректно, следует после ввода проверить заполненную автоматически информацию.

  • КБК — код бюджетной классификации. Строка заполняется плательщиком в случае, когда оплата поступает в бюджет Российской Федерации. К таким случаям относятся оплата налогов, оплата штрафов.
  • Кор. счёт – корреспондентский счёт. Он может быть открыт банками как в подразделениях центрального банка РФ, так и в других банках. Открываются на основании заключённого корреспондентского договора между банками. Его задача – отражать ход проводимых операций (транзакций), между банком отправителем и банком получателем. Состоит из 20 цифр. Знать его заполнителю не обязательно. Есть два варианта получения данного кода. В первом случае код заполняет оператор – кассир в банке при принятии квитанции. Во втором — при заполнении онлайн формы платёжного документа на сайте. Эта строка заполняется автоматически при заполнении поля с банковским идентификационным кодом.
  • УИН — уникальный идентификатор начисления. Считается нововведением в платежных документах. Состоит из 20 автоматически формирующихся цифр. Необходим для идентификации платежа, отчисляемого в бюджет РФ. Чаще всего применяется при оплате штрафов ГИБДД. Плательщиком номер не заполняется. Его проставляет либо банк принявший платёжное поручение, либо операторы ГИБДД, которые приняли данное платёжное извещение.
  • Назначение платежа — строка, в которую вносится пояснение, объясняющее за что вносится данный платёж. При покупке товаров или услуг можно оставить поле пустым. Ели же речь идёт о платежах, отчисляемых в бюджет Российской Федерации (таких как государственная пошлина или налог), то наименование необходимо конкретизировать
  • Плательщик — человек идентифицирует себя как лицо совершившее платеж по данному платёжному поручению. Сюда необходимо вписать полностью фамилию имя и отчество.
  • Адрес плательщика — в поле указывается адрес проживания плательщика.
  • ИНН плательщика — как и в строке с заполнением идентификационного номера налогоплательщика для юридического лица, так и для физического лица — система одинакова. Данное свидетельство выдаётся лицу в налоговом органе по месту прописки, означающее о его постановки на учёт в налоговой системе. В зависимости от платежа информация о ИНН может не понадобиться. Так, при покупке через интернет магазин ИНН при заполнении не указывается.

Важно: Если указать ИНН требуется, а свидетельства нет, то узнать свой идентификационный номер налогоплательщика можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Для получения понадобится ввести свои паспортные данные и система автоматически выдаст прикреплённый к этим реквизитам номер.

  • Номер лицевого счёта плательщика . Лицо, совершающее платёж, может указать номер своего лицевого счёта в платёжном поручении, если собирается совершить платёж не наличными средствами через кассу банка, а через безналичный расчёт, путём списания денежных средств со своего лицевого счёта. Такой счёт открывается между физическим лицом и банком. Банк предоставляет услугу по принятию наличных денежных средств от лиц как депозит или вклад. Во втором случает банк, может производить начисление процентов на счёт вкладчика за хранение своих сбережений.
  • Сумма платежа — определяет полную стоимость приобретаемого товара или услуги, до копеек.
  • Комиссия банка – это оплата услуги, которую берут банки со своих клиентов. Каждый банк выставляет свои комиссии по определённым услугам. Комиссии могут быть фиксированными (в виде неизменяемой суммы, взимаемой за операцию), либо процентными (составляют определённую часть от уплаченной за действие суммы). Плательщик не заполняет данное поле. При оформлении платежа сотрудник банка самостоятельно укажет комиссию за услугу по оплате формы «ПД-4».

ВАЖНО: Все перечисленные данные часто используются при заполнении других форм квитанций. Следует внимательно указывать номера счетов организаций на которую будут перечисляться денежные средства.

Квитанция разделена пунктирной линией на две равные формы. Они обе идентичны. Первая форма имеет название – «Извещение », а вторая «Квитанция ». Заполняются они одинаково и после подачи заполненного платёжного поручения, оператор- кассир отрывает часть «Извещение», а на вторую часть ставит печать банка и отдаёт плательщику. Она служит доказательством совершенного платежа.

Документы при оплате

Для граждан Российской Федерации при оплате по квитанции формы «ПД-4» документов не требуется. Если платеж превышает общую сумм в 15 000 рублей, тогда согласно законодательству, плательщик обязан предоставить документ, подтверждающий его личность (паспорт). Представителям других стран совершающий платеж по данной форме, при любой сумме необходимо предоставить оператору-кассиру паспорт гражданина той страны, которой он является, а также свидетельство, выданное по временному месту пребывания.

Заключение

Форма «ПД-4», введённая в 2001 году, оптимизировала работу банковских служб в сфере приёмов платежей от физических лиц. Упорядоченное распределение информации по всем пунктам в квитанции позволило структурировать обработку платежей и сократить время осуществляемых транзакций по ней. Форма имеет достаточно широкое назначение платежей, отчисляемых как в бюджет РФ, так и на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В платёжный документ своевременно вносятся изменения, чтобы соответствовать современным требованиям по оплате, что хорошо отражается на качестве предоставляемой услуги.

Форма ПД-4сб налог - это одна из форм, утвержденных в 2001 году Министерством РФ по налогам и сборам (ныне его функции выполняет ФНС России) и Сбербанком (Приложение 2 к Письму МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10.09.2001). Последний раз она обновлялась в 2014 году.

ПД 4сб налог - это платежный документ, используемый для уплаты налогов и сборов, а также пеней, штрафов и иных платежей в бюджет физическими лицами. Как и форма N ПД (налог), также утвержденная совместным Письмом МНС и Сбербанка.

По своему содержанию бланки обеих форм очень похожи. И в Письме прямо указано, что для налогоплательщика перечисление денег по любой из них является равноценным. Но отличия между ними все же есть. Форму N ПД (налог) формирует налоговый орган, в связи с чем в ее верхней части указывается 20-значный индекс документа. Это индивидуальный номер платежного документа, который регистрируется в специальном реестре налоговиков.

Сами же физические лица, не знающие индекс документа и желающие уплатить налоги или сборы через банк, могут использовать форму ПД 4сб. В ней вместо поля «Индекс документа» есть поле «Идентификатор». В соответствии с общими правилами заполнения платежных документов в нем должен быть указан (п. 14 Приложения 5 к Письму МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10.09.2001). Если же в платежном документе ф. ПД 4 сб (налог) не будет указан УИН, то в форме обязательно должны быть отражены ФИО лица и адрес его места жительства или места пребывания (Разъяснения ФНС «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему РФ»).

При уплате сумм в отделении банка как по форме ПД (налог), так и по форме N ПД 4сб (налог) на ней сотрудником банка проставляется отметка, подтверждающая внесение денег в счет уплаты, либо выдается чек-ордер для тех же целей.

Квитанция формы ПД-4сб налог:

Форма по своему содержанию во многом пересекается с платежным поручением, что вполне объяснимо. В ПД-4сб должны быть отражены (

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум - это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема "отставания" минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, "морально устарела". Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки - около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях - даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой "удельный вес" в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого "теневого дохода", который вручается работнику "в конверте". Большинство исследователей проблемы "теневой заработной платы" полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени "конверты".

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами - с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 - 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны - повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда - на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации


2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) "О минимальном размере оплаты труда".

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации - в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в РФ", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

Средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

Средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

Собственные средства - для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

© Новая редакция Трудового Кодекса Российской Федерации c Комментариями к статьям. Последние изменения, новости и поправки в ТК России на 2017 год.


Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории

Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного

минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму

рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже

минимального размера оплаты труда.

Комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда


Ст 133 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017 года.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Комментарий к статье 133 ТК РФ:


1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729), который установил МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб.

Надо подчеркнуть, что минимальная оплата труда обеспечивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Оплата труда при неполном рабочем времени может быть меньше минимальной.

Экономическая сущность минимальной оплаты труда должна проявляться в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы (работника, выполняющего простые работы в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью). При этом должна учитываться и иждивенческая нагрузка (необходимость содержать как минимум одного ребенка). В экономическое содержание минимальной заработной платы входит также выполнение работником минимального объема работы, обеспечивающего работодателю получение необходимой нормы прибыли от использования неквалифицированного работника. Однако эти аспекты действующим трудовым законодательством не учитываются.

2. Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения была введена в Трудовой кодекс на основании международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 (СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5482) величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена:

  • на душу населения - 4402 руб. за I квартал 2008 г.; 4646 руб. за II квартал 2008 г.; 4630 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для трудоспособного населения - 4755 руб. за I квартал 2008 г.; 5024 руб. за II квартал 2008 г.; 5017 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для пенсионеров - 3508 руб. за I квартал 2008 г.; 3694 руб. за II квартал 2008 г.; 3660 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для детей - 4218 руб. за I квартал 2008 г.; 4448 руб. за II квартал 2008 г.; 4418 руб. за III квартал 2008 г.

3. Требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Соответствующий закон еще не принят.

4. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Размер стипендий, социальных выплат, а также порядок осуществления индексации оплаты труда и социальных выплат устанавливаются нормативными правовыми актами и не зависят от величины МРОТ.

5. Вторая часть ст 133 ТК РФ устанавливает полномочия по обеспечению выполнения предписания о МРОТ.

6. Минимальный размер оплаты труда представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (см. коммент. к ст. 130).

Гарантийный характер минимального размера оплаты труда проявляется прежде всего в том, что за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума. Указанная гарантия не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени (например, прогулял несколько дней, использовал очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы и т.п.); не выполнил норм труда (например, при сдельной оплате труда не выполнил дневную норму выработки. В связи с тем что сдельные расценки рассчитываются на основе месячной (дневной) тарифной ставки, невыполнение нормы выработки автоматически приводит к уменьшению заработка). Особо надо отметить, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер месячной заработной платы также может быть меньше МРОТ, поскольку в этом случае норма рабочего времени не отрабатывается.

Невыполнение же трудовых обязанностей (за исключением такого нарушения трудовой дисциплины, как прогул) само по себе не влечет снижения заработка. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, допущенное работником по его вине, является дисциплинарным проступком и может повлечь применение дисциплинарной ответственности.

Минимальный размер оплаты труда является основой для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников организаций, финансируемых из бюджета. Это также проявление гарантийного характера минимума заработной платы.

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда


Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Комментарий к Ст. 133 ТК РФ

1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».

2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.

4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК РФ).

5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.

7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.

Второй комментарий к Статье 133 Трудового кодекса


1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании.

Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину. Новая редакция представляется более удачной.

2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов — федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129).

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ. Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов. Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины.

4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице.

платы, руб. Нормативный акт

С 01.05.1995 43700 Там же

С 01.12.1995 60500 Там же

С 01.01.1996 63250 Там же

С 01.05.2006 1100

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК РФ в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ).

Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2).

В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

1. Продукты питания

измерения Объем потребления

население Пенсионеры Дети

(хлеб и макаронные

изделия в пересчете

крупы, бобовые) кг 133,7 103,7 84,0

Картофель кг 107,6 92,0 108,7

Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7

Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9

Сахар и кондитерские

изделия в пересчете

на сахар кг 22,2 21,2 25,2

Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7

Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0

пересчете на молоко кг 238,2 218,9 325,2

Яйца штук 200 180 193

маргарин и другие

жиры кг 13,8 11,0 10,0

(соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

износа Объем потребления

(в среднем на одного человека)

население Пенсионеры Дети

группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6

группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0

Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8

изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3

изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8

Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8

товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0

белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0

назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

лекарства процент общей

товары в месяц 10 5 2

измерения Объем потребления (в

среднем на одного человека)

население Пенсионеры Дети

площади 18,0 18,0 18,0

отопление гкал в год 6,7 6,7 6,7

водоотведение литров в

сутки 285,0 285,0 285,0

Газоснабжение куб. м в

месяц 10,0 10,0 10,0

Электроэнергия кВт.ч в

месяц 50,0 50,0 50,0

услуги поездок в

год 619,0 150 396

услуг 10,0 10,0 10,0

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ утверждена Постановлением Минтруда и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г. N 36/34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 9, 10). Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 1998 г., однако реальное применение его стало возможным только после установления Правительством РФ прожиточного минимума. Данный минимум должен официально публиковаться ежеквартально. Данные о величине прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, утвержденные Постановлениями Правительства РФ, приведены в таблице.

период Прожиточный минимум в расчете

на душу населения, руб. Постановление

II — 2001 г. 1507 1635 1153 1507 То же

II — 2004 г. 2363 2588 1793 2313 То же

6. Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон установления оплаты труда ниже минимального размера, предусмотренного законом.

7. Часть третья статьи также претерпела редакционные изменения. Право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют те работники, которые полностью отработали за этот период не только норму рабочего времени, но и выполнили нормы труда или трудовые обязанности (о нормах труда см. комментарий к ст. 160 ТК РФ). К числу таких норм относится и месячная норма рабочего времени. Законодательство о труде предусматривает возможность установления по соглашению сторон неполного рабочего времени (см. комментарий к ст. 93 ТК РФ). В этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени, и закон не гарантирует, что конечная оплата труда должна быть не ниже минимального размера, предусмотренного законом.

Трудовой кодекс предусматривает, что при невыполнении норм труда (должностных обязанностей), а также при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя (ст. 155, 157), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). В то же время заработок в этих случаях, очевидно, не может быть ниже его минимального размера. Это относится к оплате как квалифицированного, так и неквалифицированного труда, когда оплата производится по первому разряду.

При определении месячной заработной платы работника работодатель обязан учитывать, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (см. комментарий к ст. 129 ТК РФ).

8. С 1 сентября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ утратила силу часть четвертая данной статьи, предусматривавшая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Является ли отмена части четвертой законным основанием для установления указанных выше ставок и окладов в размерах ниже минимального размера оплаты труда? Представляется, что ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплаты и надбавки компенсационного характера и доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты. К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Поскольку выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также социальные выплаты не включаются в величину минимального размера оплаты труда, как и в величину тарифных ставок и окладов, то установление их размеров на уровне не ниже минимального размера оплаты труда гарантировано ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 129 ТК РФ, в связи с чем ч. 4 ст. 133 была излишней.

Ст. 117 ТК РФ с комментариями - 2017: вопросы и ответы


Отправить на почту

Ст. 117 ТК РФ: официальный текст

Ст. 117 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 117 ТК РФ с комментариями 2017 года предусматривает дополнительные гарантии для работающих во вредных и опасных условиях. Из нашей статьи вы узнаете о нюансах дополнительного отпуска для них и возможных денежных надбавках.

Кому по статье 117 Трудового кодекса РФ положен удлиненный отпуск?


В ст. 117 ТК РФ устанавливается добавочный платный отдых только для 1 категории трудящихся — «вредников».

«Вредник» — это работник компании, выполняющий свои обязанности в особых условиях: при воздействии факторов, способных негативно повлиять на его здоровье и (или) работоспособность.

Признать рабочее место потенциально ухудшающим здоровье может только группа экспертов после проведения специального обследования. Эта процедура называется спецоценкой условий труда (СОУТ).

Приведем ее краткую характеристику:

  • СОУТ обязаны проводить все компании (в том числе малые) и ИП;
  • методику ее проведения утвердил Минтруд России (приказ от 24.01.2014 № 33н);
  • обследованию подлежат все рабочие места (за исключением рабочих мест дистанционных сотрудников, надомников и работающих у физлиц — не ИП);
  • для проведения СОУТ приглашается спецкомпания из списка, размещенного на сайте Минтруда;
  • работодатель организует комиссию, в состав которой входят представители администрации, специалист по охране труда, профсоюзный работник и эксперты спецкомпании;
  • работы по СОУТ проводятся по утвержденному руководителем графику;
  • результаты обследования являются основанием для присвоения рабочим местам класса вредности.

Рассчитывать на дополнительный отпуск по ст. 117 ТК РФ могут работники, чьи условия труда комиссия охарактеризовала как опасные или присвоила им 2, 3 и (или) 4-й класс вредности.

Сколько дней прибавлять к отпуску предписывает ст. 117 ТК РФ?

Вст. 117 ТК РФ дается 1 вариант ответа на этот вопрос: добавка к отпуску «за вредность» не может быть менее 7 календарных дней. При этом верхняя граница не установлена.

ВАЖНО! Вопрос о продолжительности дополнительного отпуска «за вредность» решается индивидуально с каждым «вредником» и прописывается в трудовых договорах или внутрифирменных локальных актах.

При этом работодателю необходимо:

  • предоставлять дополнительный отпуск за вредные условия труда ежегодно;
  • оплачивать все оговоренные в трудовом договоре дни такого отдыха.

Дополнительные гарантии по ст. 117 ТК РФ предоставляются вне зависимости от стажа, уровня образования или иных параметров.

Изучайте вредные и опасные факторы с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

Как рассчитать дополнительный отпуск?


По ст. 121 ТК РФ продолжительность отпуска «за вредность» напрямую зависит от периода, в течение которого сотрудник трудился в потенциально опасных для его здоровья условиях. При этом при расчете отпускного стажа из него исключаются промежутки, когда работник был сам виноват в своем отсутствии на работе, а именно:

  • прогулял;
  • был отстранен от работы по своей вине;
  • находился в отпуске по уходу за ребенком.

ВАЖНО! Формула расчета продолжительности отпуска «за вредность» (П о) содержится в п. 8 инструкции «О порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей…», утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 (далее — инструкция № 273/П-20).

Формула имеет следующий вид:

где: К пм — количество полных месяцев, проработанных во вредных условиях;

Д и и Д о — использованные дни дополнительного отпуска и норматив доп. отпуска по договору соответственно.

Из всех составных частей формулы отдельного расчета требует параметр К пм. Он определяется по алгоритму, приведенному в п. 10 инструкции № 273/П-20:

где: Д ф иД р — дни, отработанные во вредных условиях, и рабочие дни в расчетном году соответственно.

С дополнительными платными добавками к отпуску помогут разобраться материалы нашего сайта:

Позволяет ли ст. 117 ТК РФ заменять дополнительный отпуск денежной компенсацией?


Ст. 117 ТК РФ разрешает частично заменять дополнительный отпуск «за вредность» деньгами.

ВАЖНО! Получить деньги вместо отпуска получится только в 1 случае — если продолжительность «вредного» отдыха превышает 7 календарных дней.

Это означает, что «вредник» вправе:

  • использовать по назначению все дни дополнительного отпуска (не работать);
  • отдохнуть 7 дней и выйти на работу, получив за оставшиеся дни отдыха денежную компенсацию.

К примеру, 2 специалиста выполняют идентичную работу в опасных условиях в разных компаниях, расположенных в разных регионах. Их рабочие места по условиям спецоценки признаны потенциально опасными для здоровья. При этом в коллективном договоре одной фирмы для данного работника прописан дополнительный отпуск длиной 9 календарных дней, а другая компания ограничилась минимально допустимыми по ст. 117 ТК РФ 7 днями.

В данной ситуации работник первой компании вправе претендовать на денежную компенсацию 2 дней дополнительного отпуска (9 - 7 = 2), а у второго работника такая возможность отсутствует (7 - 7 = 0). Но в любом случае ежегодный оплачиваемый отдых обоих работников должен составлять не менее 7 календарных дней.

ВАЖНО! Условия замены части ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска «за вредность», превышающего установленную законом минимальную продолжительность, определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!