Суверенитет государства не означает. Введение. Внутренние функции государства

Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век).СУВЕРЕНИТЕТ – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Государственный;

Национальный;

Народный.

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю (внутренний суверенитет ), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю (внешний суверенитет ), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство (иначе: прерогатива власти) – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту (иначе универсальность) – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправленияунитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ – граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Что такое суверенитет? В современной политике и международных отношениях безмерно часто встречается Дипломаты, депутаты, разного рода государственные деятели в поисках популярности и своих заискиваниях с народом периодически обращаются к этому понятию. Еще чаще оно всплывает, когда речь заходит об отношениях России и соседних государств: Украины, Беларуси, Польши, Казахстана и других. Чтобы не путаться, давайте попробуем разобраться в деталях, что такое суверенитет.

Суть понятия

Понятие право на высшую политическую власть над чем-либо и независимость своих действий от любых внешних сил. То есть, в таком случае, что такое Это политико-юридическая способность государственной власти свободно и полностью в своих интересах действовать во внутренней и Политологи различают два вида Внутренний, который выражает абсолютную полноту правительственной власти над всеми государственными системами, ее монопольное право над законодательной, исполнительной и Внешний: обозначает независимость и равноправие государственных представителей на международной арене, недопустимость вмешательства других государств во внешние дела. Ответив на первый вопрос о том, что такое суверенитет, разберемся в некоторых его разновидностях. Поскольку понятие это может распространяться как на государственное образование, так и конкретно на народный организм.

Национальный суверенитет

На сегодняшний день выделяет понятие не только государственного, но также национального и народного суверенитетов. Идея национального суверенитета обрела свою форму в течение девятнадцатого века, период рождения собственно наций в современном их понимании. Массовые национальные движения за независимость народов, ее не имеющих (в девятнадцатом веке - поляков, чехов, венгров; на заре двадцатого - украинцев, литовцев, ирландцев и других) подтолкнули мировую общественно-политическую мысль к убеждению, что каждая нация имеет право на обретение абсолютной политической свободы от других наций и создание своего государства. Посредством собственного государства любая нация реализует свои наивысшие устремления и амбиции во всех исторических аспектах. В современном международном праве эта суть выражена фразой, что каждая

нация имеет право на самоопределение. Впрочем, здесь в международном праве возникает по сей день неразрешенная коллизия, поскольку этот принцип вступает с другим принципом - неприкосновенности существующих границ.

Народный суверенитет

Понятие народного суверенитета родилось несколько раньше национального. Оно возникло вместе с идеями французских просветителей о демократической, а не монархической власти. Собственно, именно тот факт, что народ является источником и носителем верховной власти в государстве, а избранное правительство - лишь его инструмент, и предполагается, когда мы говорим о народном суверенитете.

верховенство власти на определенной территории. Основополагающий признак государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (см. Конституция РФ. Ст. 3)

Отличное определение

Неполное определение

СУВЕРЕНИТЕТ

государственный суверенитет) - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности эффективно осуществлять свои функции.

Суверенитет - источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом - обладание этим источником.

Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета - это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного - суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон - дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон - это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом - монарх - единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет - это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Суверенитет - главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель - десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения - установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

Отличное определение

Неполное определение ↓

верховенство и независимость государственном власти, проявляющиеся в соответствующих формах; внутренний суверенитет - это право и полномочия повелевать всеми находящимися на национальной территории гражданами данного государства и не гражданами, а суть внешнего суверенитет заключается в таких принципах, как единство и неделимое м государственной территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУВЕРЕНИТЕТ

состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410).

Понятие С. имеет два аспекта: внутригосударственный и международно-правовой.

Принцип С. возник в период складывания наций и образования национальных государств.

Обоснование суверенитета как верховенства и независимости власти централизованного государства (самодержавия) было сделано в России в 15–16 вв. (Иван III, Иосиф Волоцкий, Иван Пересветов, Иван Грозный) и во Франции в 16 в. (Воден).

В период победы и утверждения капиталистического строя идеологи буржуазии выдвинули с целью привлечения на свою сторону трудящихся понятие «народного суверенитета» (Руссо) и С. нации, С. государства, отождествляя свои интересы с интересами народа.

В действительности С. при капитализме принадлежит господствующему классу – буржуазии, которая использует его в целях своего классового господства внутри страны и охраны своих интересов от буржуазии других наций.

Подлинно народный С. может существовать только в государствах, в которых ликвидировано господство эксплуататорских классов, и существует в наст. время в Советском Союзе и странах народной демократии.

Принцип С. является общепризнанным основным принципом международного права.

Однако в международно-правовой практике капиталистических государств принцип С. соблюдался только в отношениях между государствами т. н. «европейской цивилизации» и никогда не соблюдался в отношениях с народами малых стран и стран, отсталых в своем экономическом развитии.

Международно-правовая практика капиталистических государств и буржуазная правовая наука полностью отрицают С. колониальных стран, а в целях ограничения С. формально независимых государств ввели ряд институтов: «режим капитуляций», «сферы влияния» и др.

Для того чтобы как-то «оправдать» порабощение капиталистическими государствами народов других стран, буржуазные юристы, вопреки общепризнанному и бесспорному положению, что С. является неотъемлемым свойством всякого государства, выдвинули понятия «несуверенных» или «полусуверенных» государств.

В период домонополистического капитализма, когда еще не было монополий и мир не был поделен между капиталистическими государствами, когда избыточный капитал той или иной вырвавшейся вперед страны находил себе применение на еще не захваченных обширных территориях Азии, Африки и других континентов, принцип С. обеспечивал господство буржуазии на «своем» национальном рынке и не мешал крупным капиталистическим государствам захватывать естественные богатства и эксплуатировать народы отсталых стран.

В период империализма вследствие того, что крайне обострилось противоречие между ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимальных прибылей, и относительным сокращением платежеспособного спроса со стороны населения жаждущие максимальных прибылей капиталистические монополии стремятся преодолеть свои трудности за счет народов других стран.

Но в период империализма мир уже поделен, нет больше территорий, не состоящих под С. какого-либо государства. Неизмеримо возросло национальное самосознание народов колоний и зависимых стран, настоятельно требующих осуществления своих суверенных прав на самостоятельное и независимое существование.

Для монополий империалистических стран, и прежде всего монополий США, принцип С. стал серьезной помехой для извлечения максимальных прибылей путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран.

Для того чтобы идеологически разоружить народы мира, ослабить их волю к сопротивлению империалистической экспансии, апологеты империализма – буржуазные ученые юристы, философы, экономисты, дипломаты, правосоциалистические лидеры тщетно доказывают, что якобы принцип С. является архаизмом, от которого следует отказаться, что якобы существование суверенных национальных государств является главной причиной потрясающих капиталистический мир экономических кризисов и международных войн, которые якобы можно устранить только в том случае, если все государства откажутся от С. и будет создано «единое всемирное государство» с «мировым правительством», правомочным издавать обязательные для всех народов законы.

Буржуазия провозглашает и отстаивает принцип С, когда он обеспечивает ей высокие прибыли, и отказывается от принципа С, когда он не обеспечивает капиталистическим монополиям получение максимальных прибылей.

Космополитическая пропаганда ликвидации С. и создания «всемирного государства» предназначена для того, чтобы прикрыть гонку вооружений и заключение агрессивных военно-политических договоров против СССР и стран народной демократии, замаскировать обострение внутренних противоречий империалистического лагеря, создать видимость каких-то юридических оснований для вмешательства США во внутренние дела других государств, открыть все государственные границы для товаров и капиталов американских монополий, увековечить национальное неравноправие и колониальное рабство, империалистический гнет кучки миллиардеров над сотнями миллионов трудящихся.

Прикрываясь пропагандой об устарелости С, американские империалисты сколотили агрессивный Северо-Атлантический блок, «Европейское объединение угля и стали» и другие военные блоки и союзы, стремятся превратить Организацию Объединенных Наций и другие международные организации в орудие империалистической экспансии. Все это рассматривается монополиями США как первые этапы на пути к образованию «всемирного государства», т. е. к достижению своего мирового господства.

Советское государство с первых дней своего существования ведет последовательную борьбу за строгое и неуклонное соблюдение принципа С. как важнейшего принципа международного общения.

В противоположность идеологам империализма, с их проповедью государственного «нигилизма», марксизм-ленинизм учит, что к подлинному всемирному объединению человечество придет не через космополитическое отрицание национального С. и не через ликвидацию независимости существующих государств, а через уничтожение капитализма и полное освобождение народов от социального гнета, через образование социалистических наций, всестороннее развитие их культуры – национальной по форме и социалистической по содержанию. И только после этого объединение социалистических наций в зональные экономические центры, укрепление интернациональных связей между ними в конечном счете приведут к единому коммунистическому хозяйству.

С возникновением Советского социалистического государства С. получил качественно новое содержание, соответствующее экономическому строю социалистического государства. Впервые в истории государственный С. стал подлинным С. народа.

В основе советского понимания С. лежит ленин-ско-сталинское учение о праве наций на самоопределение: «Право на самоопределение, т. е. нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверепна, и все нации равноправны» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 310–311).

Принцип права наций на самоопределение как равного права любой нации образовать свое государство лег в основу национальной политики и государственного устройства Советского Союза.

В обращении Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. сообщалось, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. «Декларация прав народов России» провозгласила 15 ноября 1917 г. «равенство и суверенность народов России» и «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» (СУ РСФСР 1917 г. № 2, ст. 18).

В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 г., вошедшей потом в первую советскую Конституцию – Конституцию РСФСР 1918 г., – объявлялось, что Российская Советская Республика «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских Национальных Республик» (СУ РСФСР 1918 г. № 5, ст. 215).

Суверенность и равноправие добровольно объединившихся советских республик в законодательном порядке закреплены в Конституции СССР (ст. 13).

Последовательное проведение принципа суверенного равенства наций в строительстве Советского государства, вызвавшее невиданный экономический, политический и культурный расцвет народов, имеет огромное значение для утверждения этого демократического принципа в качестве основного начала в отношениях между народами.

Советский Союз, имея самый прогрессивный общественный строй, последовательно проводит политику мира и сотрудничества всех народов, основанную на уважении С. всех – больших и малых – наций.

В декларации Правительства СССР на межсоюзнической конференции в Лондоне от 24 сентября 1941 г. указывалось:

«Советский Союз осуществлял и осуществляет в своей внешней политике высокие принципы уважения суверенных прав народов. Советский Союз в своей внешней политике руководствовался и руководствуется принципом самоопределения наций. Во всей своей национальной политике, лежащей в основе государственного строя Советского Союза, Советский Союз исходит из этого принципа, в основе которого лежит признание суверенности и равноправия наций. Исходя из этого принципа, Советский Союз отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразным и необходимым в целях обеспечения экономического и культурного процветания своей страны» («Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. 1, 1946, стр. 164–165).

Уважение суверенных прав всех народов является одной из основных линий внешней политики Советского государства с первых дней его существования.

Советское государство отказалось от неравноправных договоров царской России с Ираном, Турцией, Афганистаном, Китаем и другими государствами Востока и оказало большую помощь народам этих стран в борьбе за отмену их неравноправного положения в отношениях с империалистическими государствами.

Осуществляя на деле принцип С, Советский Союз неизменно выступает в защиту государств, ставших жертвами империалистической агрессии. Советский Союз выступил в защиту Эфиопии, когда на нее напала фашистская Италия, и против нтало-гермаиской интервенции в Испании. СССР решительно протестовал против захвата гитлеровцами Австрии, никогда не признавал «Мюнхена» и аннексии Чехословакии Германией.

В период развязывания второй мировой войны только Советекий Союз твердо стоял на защите прав малых народов. Народы Западной Белоруссии, Западной Украины, Литвы, Латвии и Эстонии, пользуясь правом на самоопределение, нашли свое спасение от империалистического рабства в братском союзе с народами великой социалистической державы – Союза ССР.

Защита суверенных прав всех больших и малых народов была одной из целей Советского Союза в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии. И. В. Сталин в докладе, посвященном 25-й годовщине Октябрьской революции, так определял цели войны: уничтожение расовой исключительности; равноправие наций и неприкосновенность их территории; освобождение порабощенных наций и восстановление их суверенных прав; право каждой нации устраиваться по своему желанию.

По инициативе и при поддержке Советского Союза принцип С. был подтвержден в ряде международных актов, подписанных ао время и после окончания второй мировой войны.

В Ялтинской декларации 1945 г. предусматривалось восстановление суверенных прав и самоопределения народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия. В Уставе ООН провозглашено: «организация основана на принципе суверенного равенства».

В результате решающей роли Советского Союза в победе над агрессивными государствами во второй мировой войне и последовательно проводимой им политики уважения суверенных прав всех народов, народы Центральной и Юго-Восточной Европы восстановили свой С, создали новый тип государственности – народно-демократическую республику, осуществляющую функции диктатуры пролетариата;, великий китайский народ освободился от гоминдановского режима и гнета иностранных империалистов – создал Китайскую Народную Республику.

Если отношения между капиталистическими странами строятся на грубом попрании С. и на закабалении крупными империалистическими государствами малых и экономически отсталых народов, то отношения Советского Союза с другими государствами основаны на действительном равноправии сторон и признании С. государств.

Новый тип отношений сложился между СССР и странами народной демократии. Эти отношения основаны на взаимном уважении С. и интересов, на искреннем стремлении к подлинному сотрудничеству, взаимной помощи, к поддержанию и обеспечению международного мира и безопасности.

Этот же принцип уважения суверенных прав всех народов лежит в основе позиции Советского Союза в его отношениях с капиталистическими государствами.

После второй мировой войны Советский Союз выступает в защиту малых народов, борющихся за свои суверенные права, .за самостоятельное и независимое существование. Так было, напр., при рассмотрении в Совете Безопасности ООН заявления Сирии и Ливана о выводе англо-французских войск с их территории, англо-египетского спора и др. Советский Союз решительно протестовал против вмешательства во внутренние дела Индонезии и Греции, против американской интервенции в Корее. Советский Союз в соответствии с Ялтинским и Потсдамским соглашениями последовательно отстаивает суверенные права германского народа на объединение и создание единой, независимой, миролюбивой и демократической Германии.

Советский Союз настаивает на освобождении Японии от иностранной оккупации и превращении ее в независимое демократическое и миролюбивое государство.

СУВЕРЕНИТЕТ, -а, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.


Смотреть значение СУВЕРЕНИТЕТ в других словарях

Суверенитет М. — 1. Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.
Толковый словарь Ефремовой

Политический Суверенитет — - понятие, раскрывающее основную характеристику и принадлежность государства и власти, как независимое от иных центров верховенство. Становление идеи политического........
Политический словарь

Суверенитет — – верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Над властью, которой принадлежит суверенитет, не должно стоять никакой другой........
Политический словарь

Суверенитет (верховная Власть) — Полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Государственным........
Политический словарь

Суверенитет Государственной Власти — - верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств.
Политический словарь

Суверенитет Народный — - принадлежность верховной власти народу, его полновластие. С.н. - важнейшая социально-политическая основа Подлинно демократической власти, обеспечивающая широким........
Политический словарь

Суверенитет Национальный — - полновластие нации или другой этносоциальной общности людей в реальном определении собственного статуса, путей и форм своего развития, своей судьбы. С.н. связан........
Политический словарь

Государственный Суверенитет — (фр. souverainete - верховная
власть) - вся
полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную........
Экономический словарь

— - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная
власть (
Федеральное Собрание,........
Экономический словарь

Суверенитет — суверенитета, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.........
Толковый словарь Ушакова

Налоговый Суверенитет — -
право любого государства устанавливать любые
налоги на любые
источники доходов, так или иначе связанные с этим
государством, проводить любую налоговую........
Экономический словарь

Суверенитет — англ. sovereignty независимость государства в международных отношениях.
Экономический словарь

Суверенитет (экономический) — экономическая независимость государства,
региона от других государств и регионов.
Экономический словарь

Суверенитет Iiotpебителя — право и реальная возможность в рамках имеющихся средств,
приобретение всего, что
потребитель считает нужным для своего потребления.
Экономический словарь

Суверенитет Потребителя — независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
Экономический словарь

Суверенитет Экономический — суверенитет государства в экономической области.
Экономический словарь

Суверенитет — -а; м.
1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с.........
Толковый словарь Кузнецова

Языковой Суверенитет — -
совокупность прав народов и личности на
сохранение и всестороннее
развитие родного языка, свободу
выбора и использования языка общения. В соответствии........
Экономический словарь

Государственный Суверенитет — - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает........
Юридический словарь

Государственный Суверенитет Рф — - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент,........
Юридический словарь

Налоговый Суверенитет — - право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в........
Юридический словарь

Народный Суверенитет — - см. Суверенитет.
Юридический словарь

Народный Суверенитет (суверенитет Народа) — - в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное........
Юридический словарь

Национальный Суверенитет — - см. Суверенитет.
Юридический словарь