7 соотношение общества и государства. Соотношение государства и общества. Теория государства и права

Недостатки рассмотренных классификаций типов государства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, т.е. выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов.

В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, т.е. от того, кто кому служит - государство обществу или наоборот, различают полицейское, правовое и социальное государства.

Общество представляет собой взаимодействие людей, преследующих свои частные интересы. Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. Потребность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение всеобщего интереса привели к созданию государства - политической организации общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти, административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд, карательные органы, вооруженные силы).

Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.

В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат - особый слой людей, занятых управлением (как это было в странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) - начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов.

Традиционное общество (сословное или кастовое) могло быть организовано и упорядочено с помощью развитой системы государственного насилия. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управляющих, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдавался за всеобщий, а благо государства провозглашалось целью общественного развития. Наиболее устойчивым было государство исторически первого типа - полицейское. Оно существовало долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Классическим образцом являются абсолютные монархии в Европе и восточные деспотии па Востоке.

Государство в лице монарха, императора в этом случае было господином, дарующим своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Разветвленный бюрократический аппарат обеспечивал управление обществом и контроль над ним, а система карательных органов подавляла малейшее неповиновение власти.

Переход в XVII-XVIII вв. общественного сознания от религиозного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стати понимать как договор свободных граждан, создающих его дня удовлетворения общезначимых потребностей. Теперь государство призвано служить обществу.

В качестве главной цели создаваемого общественного договора т.е. государства, декларируется задача - гарантировать естественные права человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв. в Англии. США и Франции стати воплощать идею правового государства в жизнь. Их результатом был переход от абсолютистского к правовому государству - государству второго типа. Правовое государство декларирует верховенство закона во всех сферах общества. Государство и граждане в равной степени подчинены конституции, а право служит способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Учреждается разделение властей и гарантии неотчуждаемых прав личности, условия ее свободного развития. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности за свои действия перед законом.

Однако лишь наличие зрелого гражданского общества (т.е. сообщества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества.

Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен (1912-2006) справедливо отмечал.

Общество таково, каким ее делаем мы сами... Только от пас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина.

Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.

Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции "ночного сторожа", т.е. обеспечения физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы, и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, что вызвало потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство означало переход от декларативности прав и свобод в условиях правового государства к их практической гарантированности. Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ на основе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. В развитых странах достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством через акционирование государство смогло реально гарантировать лишь в 60-е годы XX в.

Общество - это постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единых целей. Некоторые авторы определяют общество как совокупность не людей, а общественных отношений. При этом общественными отношениями считаются толь ко те социальные связи, субъекты которых выступают как носители определенной социальной роли (работник, продавец, пассажир, супруг и т.д.).

Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть - это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

Можно выделить два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное адресовано конкретным лицам и направлено на разрешение конкретной ситуации (например, вынесение судебного решения). Нормативное адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на разрешение не одной, а всех подобных ситуаций. Примером нормативного социального регулирования может служить принятие закона.

Чтобы участвовать в общественных отношениях, индивиду необходимо пройти процесс социализации. Социализация - это приобщение индивида к ценностям общества и правилам поведения в нем. Составной частью процесса социализации является правовая социализация.

В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Существовали различные мнения относительно пределов государственного вмешательства в общественную жизнь. Еще легисты считали, что взаимоотношения государства и народа строятся по принципу «кто кого», поэтому государство должно быть сильным, а общество - слабым, автоматически реагирующим на любое указание властей. Много позднее получили развитие концепции «минимального государства». Анархизм исходил из необходимости уничтожения государства, а марксисты предполагали, что будущее коммунистическое общество сможет обойтись и без государственного регулирования. В XX в. в ряде государств были сделаны попытки реализовать на практике тоталитарные теории государству, суть которых была выражена в формуле: «Все для государства, ничего против государства, ничего кроме государства». Дискуссия о соотношении общества и государства продолжается и по сей день.

Общество возникает раньше, чем государство, и затем сосуществует с ним. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем.

Государство является аппаратом управления общественными процессами. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредством права.


Вместе с тем для того, чтобы управлять социальными процессами, государство должно обладать определенной самостоятельностью, автономией по отношению к обществу. Автономия государства, по мнению некоторых авторов, затем трансформировалась в так называемое отчуждение государства от общества. Классики марксизма предлагали преодолеть такое отчуждение путем постепенного уничтожения самого государства и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению. В современных странах Запада апробирован другой путь - партицинация, т. е. участие общества, населения в управлении делами государства.

Государство призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Однако истории известны случаи, когда государство, наоборот, подавляло общественную активность, дотошно регламентировало общественную жизнь, сковывало инициативу индивидов и социальных групп.

Во многих современных странах провозглашена концепция социального государства, согласно которой государство должно обеспечивать достойный уровень жизни общества, оказывать помощь социально незащищенным слоям населения.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения понятиям “общество” и “государство”.

Общество в широком понимании - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С.87-90.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл.6.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права.М., 1995. С. 36-38. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.3.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. С.187-189.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. С. 51-56.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2.

Хутыз М.Х., Сергеико П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 127-129.

48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.

Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское общество - это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сфера воспитания и негосударственного образования;

Система негосударственных средств массовой информации;

Церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Самоуправляемость;

Конкуренция образующих его структур и различных групп

Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

Всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

Жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

Многоукладность экономики;

Легитимность и демократический характер власти;

Правовое государство;

Сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.

литература

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 8.

Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 128-133.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Гл. 6.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Гл.2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 325-329.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 173-180.

Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.218-219.

Политология: Энциклопедический словарь. М,. 1993. С. 75-78. Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 154-178.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144-154.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 205-208.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 258-260..

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.10.

Черниловский З.М. Гражданское общество: Опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

Введение

2.4.Теория насилия

Заключение

Введение

Всё имеет своё начало, свою история становления, возникновение и развитие. Так и такая дисциплина как теория государства и права изучает не только результат продуктивной деятельности различных народов, приведших к установлению своих режимов власти, своих законов но и саму причину возникновения и происхождения государства. Тема выбранная для написания курсовой работы, по моему мнению всегда была и будет актуальной, так как не изучив причину и этапы первичного становления любого вопроса сложно понять и проанализировать результат действий. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие вопросы происхождения государства и более подробно каждая из теорий происхождения государства.

Вопрос происхождения государства можно в какой-то степени отнести к философскому вопросу, в связи с этим много величайших умов как нашей страны так и зарубежных стран приводили свои теории и размышления по этому вопросу, охватить их все в данной курсовой работе не представляется возможным, но основные теории, входящие в курс дисциплины теории государства и права будут рассмотрены.

Изучение вопроса теории происхождения государства, по-моему мнению относиться не только к познавательному вопросу, изучаемого в целях понимания таких понятий как: государство, право, общество, законы, режимы, но и показывает нам связующие звенья между этими понятиями (личность и общество, закон и общество, государство и общество, режим и государство и т.д.), что делает выбранную тему ещё более интересной, занимательной и не зря выбранной.

Целью данной работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной курсовой работы является изучение схожих закономерностей и нахождение отличий в происхождений государств у различных народов, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства.

1.Причины возникновения государства.

Многие научные деятели ведут яростные дискуссии по вопросу проблем возникновения государства. Первой причиной этих дискуссий, является то, что в основе этого сложного (по своей сущности) вопросе лежат различные философские течения и воззрения (к примеру существует мнении, согласно которому государство существовало вечно). Для приверженцев этой точки зрения происхождения государства, проблем в вопросе возникновения государства вообще нет. Во-вторых применяя к вопросу происхождения государства методы таких наук как история и этнография, даёт нам всё новые знания о причинах возникновения государства.

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание. 1

Современники, представители материалистической науки связывают этапы возникновения государства с развитием производства, в частности с переходом от присваивающей экономики к производящей.

Эволюционные этапы развития человечества показывают нам как потребности человека, привели его от присвоения готовых животных и растительных форм к непосредственной трудовой деятельности, направленной на преобразование даров природы в орудия труда, готовые изделия для обмена и продажи и для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно потребность в производящей экономике послужила толчком к разделению общественного труда на три основные составляющие – отделение скотоводство от земледелия, отделение ремесла и обособление слоя людей, занятых в сфере обмена (торговля). Эти крупные события становления государства послужили столь же крупным последствиям в общественной жизни, в изменившихся условиях довольно высоко возросла роль мужчин в обществе, которая стало более приоритетна для государства, в сравнении с женским трудом по ведению домашнего хозяйства. На этом этапе развития государства ярко прослеживается переход прав правления от матриархального к патриархальному, где родство уже ведётся по отцовской линии, а не по материнской.

По мимо перехода правления, родовая община постепенно начинается делиться на патриархальные семьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), и их интересы зачастую перестали совпадать с интересами рода.

Разложение родовой общины связывают с возникновением понятия семьи. Постепенно с развитием производительности труда, возникла необходимость его усовершенствования, появились экономические возможности для товарообмена и присвоения результата чужого труда, появляется понятие частной собственности, происходит социальное расслоение первобытного общества, образовываются новые различные классы, зарождается понятие государства.

Так же причины необходимости появления государства таяться не только в наличии производственной экономики, но и в воспроизводстве человека. Такой запрет, например, как инцеста, то есть кровосмешение внутри рода, способствовало укреплению и выживанию человеческого рода, а так же повлияло на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Для достижения цели внесения в общество понимания, что кровосмешение это запретное табу, потребовались суровые меры пресечения. Самой жестокой мерой наказания в то время, за нарушения норм родовых племён было изгнание из рода, что означало неминуемую смерть. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов собрания. Проводилось собрание для того, что бы избрать старейшину, военачальника, лидера родового собрания, того в ком было собрана мудрость, жизненный опыт, организаторский талант и который мог бы предвидеть предстоящие события, которые могли оказать влияние на племя. Такими лидерами в большинстве случаев избирались мужчины, таким образом первобытное общество имело преимущественно мужскую управленческую иерархию. В то время власть не была наследственна, лидер мог быть смещён в любой момент. Не смотря на выше изложенное, у некоторых народов всё таки в народные собрания входили и женщины, но в большинстве случаев решающим мнением они были обделены. Помимо избрания лидеров собрание принимало так, же такие решения, как начало войны, установление мира, переход на другие земли, изгнание членов из своего рода. Избранный старейшина совместно с советом, в который входили старцы, заслуженные войны, занимались повседневными вопросами руководства родовой общины. В заключение выше изложенного определим систему управления первобытного общества, она выстроилась следующим образом: вождь, совет, старейшина, собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе – выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и её общественный характер. 2

Имеющиеся в обществе родовые организации постепенно трансформировались в государство, путём эволюции, но при этом сохраняя свою историческую преемственность, проходя при этом переходные стадии постепенно. К одной из таких переходных стадий относят военную демократию, в её период органы родового общественного самоуправления ещё сохраняются, но постепенно набирают силы новые структуры, предгосударственного характера, в лице военной дружины и военачальника.

Именно на этом переходном этапе появляются первые зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, так как родовая организация уже не в силах была разрешить и сдержать возникающие противоречия, всё более разрушающие вековые порядка.

Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины. 3

Формирование государства – длительный, трудоёмкий процесс, который у различных народов шел разными путями. На сегодняшний день доминирует мнение, что одним из основных путей возникновения государства является восточный путь, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания).

Традиционными здесь оказываются социально-экономические отношения и структура родового строя – земельная община, коллективная собственность. Важнейшей функцией родоплеменной знати становиться управление общественной собственностью, которая постепенно превратилась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а интересы главенствующей знати всё более становились обособленными от остальных членов общества.

Основное отличие восточного (азиатского) варианта возникновения государственности от других вариантов, заключается в том, что родоплеменная знать, планов перешла в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

2.Основные теории возникновения государства.

2.1.Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория основывается на идеи о том, что бог создал государство. Основными представителями этой теории, описывающие её были Фома Аквинский, Маритен Ж., Дабен Ж.

Данная теория берёт своё начало ещё в средневековый период развития общества. Основателем этой теории признано считать Фому Аквинского (1225-1274), сочинения которого стали в то время своеобразным сводом, энциклопедией церковной идеологией. В современное время продолжение развития теологической теории происхождение государства дали представители идеологии исламской религии, католической церкви, представители неотомизма.

По мнения представителей этой теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. 4

Исходя из этой теории следует, что каждый обязан подчиняться государю. Эта же божественная сила, по которой образовалось государство и предопределила социально - экономическое и политическое неравенство. Непослушание государственной власти, приравнивалось к непослушанию воли Всевышнего.

2.2.Патриархальная теория происхождения государства

Основная идея данной теории – государство, как продукт развития семьи. Основными представителями этой теории, является Аристотель, Фильмер, Михайловский.

Представители этой теории утверждают, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое в свою очередь приводит к возникновению семьи. В последующем эти семьи разрастаются, объединяются, становиться многочисленными, что и приводит к необходимости образования государства. Таким образом государство, по идеи данной теории – это большая семья. Таким образом власть государя, это продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Всякое сопротивление власти государя недопустимо. Лишь отеческая забота монарха приведёт к благополучия общества в целом.

2.3.Договорная теория происхождения государства

Идея данной теории заключается в том, что государство, это продукт соглашения между людьми.

Представителями данной теории являются Гоббс, Руссо, Радищев.

Данная теория наиболее логическое завершение в своих суждениях получила в 17-18 веке, в трудах Г.Гроция, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищева. По мнению представителей, государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. 5 После объединения людей индивиды, которые были единоличны, превращаются в единый народ. В результате у правителей о общества возникает система взаимных прав и обязанностей, с обоих сторон, соответственно и ответственность за их исполнение. Государство берёт на себя обязанности по приниманию законов, сборов налогов, наказанию преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права своих граждан, их собственность. Граждане в свою очередь принимают на себя обязательство соблюдать законы, платить налоги и не совершать преступнеческих действий в отношении государства и общества в целом.

2.4.Теория насилия

Основной идеей теорией насилия является то, что государство возникло в результате военно – политических факторов.

Представителями данной теории являются Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский.

Наиболее логическое обоснования эта теория получила в 19 веке в трудах её представителях.

Основной причиной происхождения государства была не экономическая необходимость, не божественное провидение, не какие-либо договорные отношения между людьми, а военно – политические факторы, такие как насилие, порабощение одними племена других. Государство стало выполнять роль аппарата принуждения.

Государство – естественным образом, то есть в рамках данной теории, преимущественно насильственным путём возникает организация властвования одними племена над другими. В результате военных действий племена превращались в сословия, касты, классы. Люди, которых покорили завоеватели стали рабами. В результате можно сделать вывод, что государство в рамках теории насилия – это не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

2.5.Органическая теория происхождения государства

Основная идея этой теории, заключается в том, что государство выступает в роли специфической разновидности биологического организма.

Представители: Спенсер, Вормс, Прейс.

Своё широкое распространение данная теория получила во второй половине 19 века.

Государство выступает в роли огромного, сложного организма, все части которого общаются друг с другом в сравнении так же как и взаимодействуют молекулы живых существ.

Государство – это продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции. 6

Государство, как любой биологический организм имеет свой мозг (правителя) и системы подчиняющиеся мозгу и выполняющие все его решения (подданные).

2.6.Материалистическая теория происхождения государства

Государство выступает в роли продукта социально-экономического развития.

Представителями данной теории являются Маркс, Энгельс, Ленин.

Первостепенное значение для развития государственности имело разделения труда: от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, которые занимались только обменом. Совершенствовались орудия труда, увеличивались объёмы производства, что привело к избытку товаров и в свою очередь повлекли образование частной собственности. Это повлекло за собой разделение общества на имущие и неимущие классы.

Важнейшим последствием возникновения частной собственности стало выявление публичной власти, которая не совпадала с обществом и не выражало интересы его членов. Основная власть сосредотачивается в руках богатых людей и для защиты своих экономических интересов возникает необходимость в создании государства. Из этого следует, что государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

2.7.Психологическая теория происхождения государства

Данная теория, говорит нам о том, что государство возникло в силу особенностей человеческой психики.

Представителями данной теории являются: Петражицкий, Фрейд, Тард.

Основными свойствами человеческой психики, которые повлекли необходимость возникновения государства, является потребность человека править над другими людьми, стремление подражать и подчиняться.

Во все времена существовали люди, которые выступали против действующих режимов и табу и что бы удержать в «узде» инокомыслителей и возникла необходимость в создании государства. Следовательно, государство необходимо не только для удовлетворения основных психологических потребностей человека, но и для подавления агрессивных влечений отдельных индивидуумов.

3.Соотношение общества и государства

Прежде чем начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, необходимо, по моему мнению дать определения этим понятиям.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например общество, противопоставленное государству, у Гегеля) 7

Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом , специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Общество и государство это несовпадающие понятия. Государство это лишь составляющая общества, поэтому общество более широкое понятие, государство является лишь политической частью общества.

Но несмотря на то, что понятия государства и общества далеки друг от друга, у них есть взаимосвязи:

1. Инструментом осуществляющей суверенную волю общества и всего народа является государство;

2. Государство реализует свои функции через правовые инструменты;

3. Государство связано с обществом взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

4. В процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязанностей, которые закрепляются в Конституции, обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

В конституции определяется мера свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются пределы вмешательства государства в сферу жизнедеятельности человека. Отличие демократического государства от других главным образом заключается в том, что закон обязателен к исполнению как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.

Естественными потребностями человека на всех исторических этапах развития, как общества, так и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, без удовлетворения этих потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимосвязь государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем обществом, а что государством, какое определение современники дают этому слову.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля. 8

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Если сравнить определения этих двух объемных по своему смыслу понятий мы видим, что оба они базируются в - первую очередь на идеи того, что это группы людей, которых объединяет общая цель.

В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот к примеру общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла необходимость для того, чтобы защищать себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла лишь тогда, когда общество (племена) стали оседать на определенных территориях и провозглашали их своей собственностью.

В любом обществе, в любой сплочённой группе людей всегда есть лидер, которые принимает ответственные решения, иногда даже на благо общества, но его решения не всегда обязательны к исполнению. Самым страшным наказанием, которое мы можем наблюдать в обществе, это отречение от этого общества, изгнание. В государстве же применительно целая система ряда наказаний, разработанная для сдерживания моральных норм и правил в его членах. Эти системы включают в себя ряд санкций, мероприятий наглядного наказание за нарушения законов, специальные исполнительные аппараты притворяют эти наказания в жизнь. Самое главное отличие общества от государства, по моему мнению это наличие в последнем трёх ветвей власти: законодательной, исполнительно и судебной, что делает государство более разумным и нравственным аппаратом, чем общество.

Несмотря на явное преимущество государства по своему строению, функциям общество как отдельный механизм сплочённости людей является более живучим механизмом, так как государство теряя свои атрибуты и отличительные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которой и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.

Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

а) «по вертикали» – отличие государства от органов власти общинно-родового строя;

б) «по горизонтали» – отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:

– признак «публичной» власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества», тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним». Таким образом, одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти;

– в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна ;

Заключение

Проанализировав этапы развития человечества от первобытного общества до государства можно сделать вывод, что именно с развитием целостности общества возникла потребность в наличие государственности в этом обществе. Для любого человека в период воспитания и становления его как личности необходимы и кнут и пряник, так же происходит и во взаимоотношении общества и государства. Государство оказывает членам своего общества как поддержку в его становлении и развитии, что проявляется в различным государственных социальных программах поддержки населения, так и сдерживает его от нарушения моральных и нравственных табу, дабы не допустить расслоения общества. Существует множество форм и видов проявления государственности, но каждое из них должно быть нацелено в первую очередь на идею дать своим гражданам ощущение защищённости и благополучия, правда управленческие аппараты по разному смотрят на эту идею, кто то добивается этих целей путём тиранических сдерживаний, а кто то пытается пройти либеральный путь достижения данных целей.

Так же хотелось бы добавить, что несмотря на то, что во многих учебных изданиях высказывается теория о том, что потребность в государстве возникла как бы сама собой, нельзя упускать тот факт, что именно общество, его члены, то есть сами люди ввели данное понятие и все его составляющие в свою жизнь и именно мы сами участвуем в написании законов, введении новых санкций, мы выбираем правителей и наделяем их властью правления над нами.

Список используемой литературы

1.И.В.Григорьев «Теория государства и права»: учебное пособие –Тамбов, 2009г.

2.В.Н.Хропанюк «Теория государства и права»: учебник – М., 2008г.

3.Н.А.Власенко «Теория государства и права»: учебное пособие – М., 2011

4.А.В.Петренко «Теория государства и права»: конспект лекций, М.-2010.

5.А.В.Малков «Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях»: учебное пособие М. 2010

6.В.Д.Перевалов «Теория государств и права»: учебник для бакалавров, М. 2013.

7.Современный толковый словарь, изд.БСЭ, 2003

1 Н.А.Власенко «Теория государства и права» М., 2011

3 Н.А.Власенко «Теория государства и права» М. 2011

5 И.В.Григорьева «Теория государства и права» Т. 2009

6 В.Д.Перевалов «Теория государств и права»: учебник для бакалавров, М. 2013

7 Современный толковый словарь

8 Современный толковый словарь, 2003

Теория разделения властей и особенности ее применения в России

Разделение властей как принцип правового государства

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Всякое демократическое государство или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение закона с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняются закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Государство обязано создавать правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека.

Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей . Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.


Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Еще с древних времен установился двоякий подход к функционированию государственной власти. Одни считали, что государственная власть должна функционировать на принципах единоначалия. Носителем единоначалия является монарх, император, король и т.д. Наряду и параллельно с теорией единоначалия возникла и с переменным успехом развивалась теория разделения власти. Возникновение этой теории также уходит в древние века. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управление обществом от деспотизма, диктатуры монархов. мысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рамках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве - законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви власти имеются и их функции, в общем, и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.Конечно, такая раскладка трех ветвей властей требует очень четкой конституционной базы их деятельности, наличия недвусмысленных механизмов влияния друг на друга в случаях нарушения конституционных требований к их функциям и т.д.Принцип разделения властей характерен для истинно демократических правовых государств, с четко выделенной представительной формой правления. Принцип разделения власти предполагает безусловную легитимность государственной власти. Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конституция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осуществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, особенно это относится к порядку формирования и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не всевластна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнительная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не назначается и освобождается законодательной властью. Короче говоря, государственная власть - это власть от народа и в интересах народа. Там, где государственная власть субъективно разделена между отдельными лицами или узурпирована кем-то, благодаря каким-то махинациям, власть теряет свою легитимность. Легитимная власть - это справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении власти.

33Государство и личность: взаимная ответственность в современных общественных отношениях

Взаимная ответственность государства и личности - важнейший самостоятельный принцип правового государства. Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства. Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

касается любого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая

надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе

отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исклю-

чают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Меры принуждения носят правовой характер и должнысоответствовать тяжести совершенного правонарушения. Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.

Соотношение общества и государства имеет специфические черты.

Понятия «общество» и «государство» часто отождествляют, но они имеют существенные отличия.

Общество – это сложная, динамическая система исторически сложившихся форм совместной деятельности и отношений, возникающих между людьми. В обществе отношения возникают на основании различных явлений и процессов действительности. Общественные отношения тесно взаимосвязаны и объединяются в экономическую, политическую, социально–культурную и иные сферы общественной жизни.

Государство – это политическая, территориальная организация власти.

Общество возникло намного раньше, чем государство.

В общество, кроме государства, также входят различные политические партии, различные общественные организации, которые участвуют в политической жизни общества.

Государство играет в обществе главенствующую роль, так как является единственным официальным представителем всего общества и обеспечивает координацию всей общественной жизни. Поэтому государство обладает относительной самостоятельностью от общества.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей;

2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.);

3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, труд, предпринимательство и т. д.);

4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.);

5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.).

Гражданское общество – сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи:

1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей;

2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности;

3) активное использование механизма самоуправления;

4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством;

5) свободное формирование общественного мнения;

6) всеобщая информированность и т. д.

35 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.
Признаки гражданского общества: 1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем. 2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.
3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Принципы гражданского общества: 1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового государства 6.невмешательство государства в частную жизнь.

Структура гражданского общества: 1. личность
2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии 8.институты демократии
9.общественные объединения 10.независимое правосудие 11.система воспитания и образования 12.свободные средства массовой информации 13. негосударственные социально-экономические отношения и др.