Чс техногенного характера территории рф. Понятие чрезвычайной ситуации. Что такое "техногенная ЧС"

ЧС техногенного характера

ЧС техногенного характера в настоящее время представляют большую угрозу безопасности человека как на рабочем месте, так и вне его.


ЧС техногенного характера - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.


Под источником техногенной ЧС следует понимать опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная ЧС.


К опасным техногенным происшествиям относятся аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.


В соответствии с ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997) авария - разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ.


Выделяют два вида промышленных аварий. Проектная промышленная авария - авария, для которой проектом определены исходные и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами. Запроектная промышленная авария - промышленная авария, вызываемая не учитываемыми для проектных аварий исходными состояниями и сопровождающаяся дополнительными (по сравнению с проектными авариями) отказами систем безопасности и реализациями ошибочных решений персонала, приведшим к тяжелым последствиям.


Причины аварий разнообразны. Это может быть нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, нарушение правил техники безопасности, стихийное бедствие; износ оборудования.


Следует отметить, что большинство происходящих аварий связано с ошибочными или халатными действиями персонала. Так, ошибки обусловливают 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90%о дорожно-транспортных происшествий.


Наибольшую опасность возникновения техногенной ЧС представляют так называемые потенциально опасные объекты (ПОО). Потенциально опасным считают такой производственный объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.


Можно выделить шесть групп потенциально опасных для человека объектов и технологий.


1-я группа - радиационно-опасные объекты и сложные технические системы, на которых в случае аварии могут произойти массовые поражения людей, животных, растений, а также радиационное загрязнение обширных территорий. Сюда относят: предприятия ядерного топливного цикла; предприятия по изготовлению ядерного топлива, предприятия по переработке отработавшего ядерного топлива и захоронению радиоакгивных отходов; транспортные ядерно-энергетические установки, научно-исследовательские и проектные организации.


2-я группа - химически опасные объекты и сложные технические системы, на которых при авариях могут произойти массовые поражения людей, животных, растений, а также загрязнение обширных территорий опасными химическими веществами. К химически опасным объектам относятся предприятия по производству, переработке, хранению и утилизации опасных веществ.


3-я группа - пожароопасные объекты и сложные технические системы, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или вещества, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Сюда относят, например, нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы и склады нефтепродуктов; цехи по приготовлению и транспортировке угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры.


4-я группа - биологически опасные объекты и сложные технические системы, на которых при авариях возможны массовые поражения флоры и фауны, а также загрязнение обширных территорий биологически опасными веществами. К ним относятся предприятия по изготовлению, хранению и утилизации биологически опасных веществ, а также научно-исследовательские организации этого профиля.


5-я группа - гидродинамические опасные объекты и сложные технические системы, при разрушении которых возможно образование волны прорыва и затопление обширных территорий. К ним относятся гидротехнические сооружения (плотины, дамбы, подпорные стенки, напорные бассейны и уравнительные резервуары, гидроаккумулирующие электростанции и др.).


6-я группа - объекты жизнеобеспечения крупных хозяйственных предприятий и населенных пунктов, аварии на которых могут привести к катастрофическим последствиям для предприятий и населения, а также вызвать экологическое загрязнение регионов. Сюда относят объекты энергетических систем, коммунального хозяйства (канализации, водоснабжения, газоснабжения, очистных сооружений), транспортные коммуникации.

Техногенные ЧС по месту возникновения и характеру поражающих факторов классифицируют на несколько классов.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общая характеристика.

Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. В результате экономического развития уровень антропогенных нагрузок на биосферу приблизился к критическому и грозит необратимыми последствиями для мировой цивилизации в целом.

Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние
десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье планеты, среду его
обитания.

В Российской Федерации насчитывается около 45 тысяч потенциально опасных
производственных объектов различного типа и ведомственной принадлежности. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, в случае возникновения техногенных ЧС, проживает около 80 млн. человек, т.е. 55% населения страны.

В настоящее время в России эксплуатируется около 50 тысяч км. магистральных
нефтепроводов, отдельные участки которых проложены в зонах действия опасных
природных и техногенных явлений. По этой причине объекты и линейные участки
магистральных нефтепроводов, проложенные в опасных зонах, подвержены
повышенному риску повреждения и разгерметизации, а прилегающая территория – риску загрязнения нефтью.

Средневзвешенная частота аварий с объемом разлива более 1000т. нефти составляет величину - 1 авария в 30-40 лет в расчете на 1000 км. трассы магистрального нефтепровода.

Вот почему сегодня очень важно знать риски, которые могут возникнуть рядом с

Всякому чрезвычайному событию предшествуют те или иные отклонения от
нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими фактором различного происхождения.

Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее
функционирование системы.

Имеется пять фаз развития ЧС

1. накопление отклонений

2. инициирование ЧС

3. процесс ЧС

4. действие остаточных факторов



5. ликвидация ЧС.

Характеристика ЧС техногенного характера

Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Аварии и катастрофы - весьма частые явления в нашей стране, каждому присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Знание причин возникновения и ЧС техногенного характера позволяет при заблаговременном принятии мер защиты поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Источник техногенной ЧС - опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определённой территории или акватории произошла техногенная ЧС.

К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.

Основные причины техногенных ЧС

Современное производство всё более усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей.

Падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения
правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

Отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не
приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших.

Стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия,
имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по типам аварий, которые определяют особенности воздействия поражающих факто-
ров на людей, природную среду и объекты хозяйствования. Так, чрезвычайные события, инициирующие возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций могут быть классифицированы следующим образом:

1) Транспортные аварии (катастрофы). Аварии товарных поездов, аварии пассажир-
ских поездов, поездов метрополитенов. Аварии речных и морских грузовых судов, аварии
(катастрофы) речных и морских пассажирских судов. Авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах, авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы). Аварии на магистральных трубопроводах.

2) Пожары, взрывы, угроза взрывов. Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях
и технологическом оборудовании промышленных объектов. Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ.
Пожары (взрывы) на транспорте. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах. Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения. Пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

3) Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ. Аварии с вы-
бросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении). Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ, образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии. Аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.

4) Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Аварии на АС,

атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ. Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла. Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту. Аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ. Аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки, утрата радиоактивных источников.

5) Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Аварии с
выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), на транспорте, утрата БОВ.

6) Внезапное обрушение зданий, сооружений . Обрушение элементов транспортных
коммуникаций, обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

7) Аварии на электроэнергетических системах. Аварии на автономных электростан-

циях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

8) Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на канализацион-
ных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах.

9) Аварии на очистных сооружениях. Аварии на очистных сооружениях сточных вод
промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ.

10) Гидродинамические аварии. Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с
образованием волн прорыва и катастрофических затоплений. Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка. Прорывы плотин (дамб, птозов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Классификация и номенклатура поражающих факторов
источников техногенных ЧС

Поражающие факторы источников техногенных ЧС классифицируют по генезису
(происхождению) и механизму воздействия.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по генезису подразделяют на
факторы:

Прямого действия или первичные;

Побочного действия или вторичные.

Первичные поражающие факторы непосредственно вызываются возникновением
источника техногенной ЧС.

Вторичные поражающие факторы вызываются изменением объектов окружающей
среды первичными поражающими факторами.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия
подразделяют на факторы:

Физического действия;

Химического действия.

К поражающим факторам физического действия относят:

Воздушную ударную волну;

Волну сжатия в грунте;

Сейсмовзрывную волну;

Волну прорыва гидротехнических сооружений;

Обломки или осколки;

Экстремальный нагрев среды;

Тепловое излучение;

Ионизирующее излучение.

К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие
опасных химических веществ.

Номенклатуру контролируемых и используемых для прогнозирования
поражающих факторов источников техногенных ЧС, номенклатуру параметров этих
поражающих факторов устанавливают в соответствии с таблицей.

Наименование поражающего фактора источника техногенной ЧС Наименование параметра поражающего фактора источника техногенной ЧС
Воздушная ударная волна Избыточное давление во фронте ударной волны. Длительность фазы сжатия. Импульс фазы сжатия.
Волна сжатия в грунте Максимальное давление. Время действия. Время нарастания давления до максимального значения
Сейсмовзрывная волна Скорость распространения волны. Максимальное значение массовой скорости грунта. Время нарастания напряжения в волне до максимума
Волна прорыва гидротехнических сооружений Скорость волны прорыва. Глубина волны прорыва. Температура воды. Время существования волны прорыва
Обломки, осколки Масса обломка, осколка. Скорость разлета обломка, осколка
Экстремальный нагрев среды Температура среды. Коэффициент теплоотдачи. Время действия источника экстремальных температур
Тепловое излучение Энергия теплового излучения. Мощность теплового излучения. Время действия источника теплового излучения
Ионизирующее излучение Активность радионуклида в источнике. Плотность радиоактивного загрязнения местности.
Концентрация радиоактивного загрязнения. Концентрация радионуклидов
Токсическое действие Концентрация опасного химического вещества в среде. Плотность химического заражения местности

Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия

Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего
излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями
работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые
могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к
радиоактивному загрязнению окружающей среды, (ст.1 ФЗ "О радиационной
безопасности")

Радиационные аварии происходят на радиационно-опасных объектах (РОО) или на транспорте, занимающихся транспортировкой грузов, содержащих в себе источники ионизирующего излучения.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среде.

Согласно классификации, принятой в МЧС России, чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на: пожары, взрывы, угрозы взрывов; обрушения зданий; транспортные; с выбросом химически опасных веществ; с выбросом радиоактивных веществ; с выбросом боевых отравляющих веществ; на электроэнергетических системах; на коммунально-энергетических системах; на очистных сооружениях; гидродинамические.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно-опасных, химически опасных, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся радиационно-опасные, химически опасные, взрывопожароопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

В число чрезвычайных ситуаций техногенного характера входят:

  • чрезвычайные ситуации с выбросом радиоактивных веществ , возникающие в результате аварии на радиационно-опасном объекте (радиационно-опасный объект -это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);
  • чрезвычайные ситуации с выбросом химически опасных веществ, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект - это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);
  • пожары, взрывы, угрозы взрывов . Возможны чаще всего на пожаровзрывоопасных объектах (пожаровзрывоопасный объект-это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твёрдые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном в случае воспламенения создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).

В стране имеется свыше 8 тыс. пожаровзрывоопасных объектов. Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям;

  • гидродинамические чрезвычайные ситуации , возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах 1 . Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населённых пунктов. Гидротехнические сооружения являются объектами повышенного риска;
  • транспортные чрезвычайные ситуации , возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы. Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объёме грузоперевозок 12%.

1 Гидродинамически опасный объект - это гидротехническое сооружение, при разрушении которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьёзную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоподъёмники и др.

Выводы

  1. С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
  2. Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.
  3. Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены рос^рм сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.

Вопросы

  1. Какие крупные транспортные катастрофы, повлёкшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?
  2. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  3. Как аварии в техносфере скажутся на безопасности жизнедеятельности человека?
  4. Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?

Задания

  1. Найдите в справочной литературе, средствах массовой информации и Интернете примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.
  2. Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой-то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.

Классификация ЧС техногенного характера

Транспортные аварии и катастрофы.

Аварийные ситуации на городском транспорте.

Аварийные ситуации на различных видах транспорта: железнодорожный, водный, воздушный.

Аварии с выбросом химически опасных веществ.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Аварии на гидротехнических сооружениях.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, крупной аварии (катастрофы), повлекшей за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Катастрофа техногенного характера – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Аварии бывают разных видов: повреждение станка, оборудования, транспортного средства, системы энергоснабжения, здания, которое может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом радиоактивных веществ, не повлекшее за собой значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв (взрывы могут быть вызваны неправильной эксплуатацией бытовых и газовых плит или баллонов с газом, находящимся под давлением).

Классификация чс по видам чрезвычайных событий

Для практических нужд общую классификацию ЧС целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий; при этом можно частично в тех или иных звеньях классификационной структуры использовать принадлежность, причинность или масштаб ЧС.

По такому комплексу признаков все ЧС мирного времени разбивают на шесть групп (рис. 1).

Рис. 1. Классификация ЧС техногенного характера по виду чрезвычайных событий

Перечень ЧС по группам приведен в табл. 3.

Таблица 3

Перечень чрезвычайных ситуаций техногенного характера по группам

Классификация чс по природе источника возникновения

1. Чс, связанные с возникновением аварий на опасных объектах:

Аварии на атомных электростанциях (АЭС);

Утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

Аварии на атомных судах с радиоактивными загрязнениями акватории порта и прибрежной территории;

Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

Аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;

Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при утере источников ионизирующих излучений, аварий на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях;

Аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

Аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ или биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

План

Введение

1. Определение ЧС

2. Техногенные ЧС

2.1. Радиационно-опасные объекты

2.2. Опасные химические вещества

2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях

2.4. Аварии на транспорте

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

2 . ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии , при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

· число погибших во время катастрофы;

· число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

· индивидуальное и общественное потрясение;

· отдаленные физические и психические последствия;

· экономические последствия;

· материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например - Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Основные причины аварий:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство или отступление от проекта;

· непродуманное размещение производства;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

2.1. Радиационно - опасные объекты .

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

В 26 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков (строится еще 48). Они вырабатывают электроэнергии: во Франции -75%, в Швеции - 51%, в Японии - 40%, в США - 24%, в России - 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.

При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное врем).

Очаг поражения делится на зоны: Г \\ В \\ 1 \\ 2 \\ 3

Зона Г - чрезвычайно опасного заражения Р > 250 рад/ч;

Зона В - опасного заражения Р > 30 рад/ч;

1 зона - зона отчуждения 30 км Р > 20 мР/ч или D > 40 бер/год;

2 зона - зона отселения Р = 5-20 мР/ч или D = 10-40 бер/год;

3 зона - зона жесткого радиоактивного контроля Р < 5 мР/ч или D не превышает 10

Услышав сообщение об опасности радиоактивного заражения, необходимо:

1. Принять противорадиационный препарат из индивидуальной аптечки (йодистый калий).

2. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.

2. Загерметезировать квартиру (заклеить окна, вентиляционные отверстия, уплотнить стыки).

3. Надеть куртки, брюки, комбинезоны, плащи из прорезиненной или плотной ткани.

4. Укрыть продукты питания в герметичной таре.

5. Автобусы и другие крытые машины подавать непосредственно к подъездам.

Опасность, возникающая во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивность - это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду.

Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.

Характеристика радиоактивных излучений.

Вид излучения

Проникающая способность

Ионизирующая способность

поток ядер гелия

10 см в воздухе

30000 пар ионов на 1 см пути

лист писчей бумаги

Поток электронов

20 м в воздухе

70 пар ионов на 1 см пути

летняя одежда наполовину задерживает

электромагнитное излучение

сотни метров

несколько пар ионов на 1 см пути

не задерживается

нейтронное

Поток нейтронов

несколько километров

Несколько тысяч пар ионов на 1 см пути, кроме того, вызывает наведенную активность

задерживается материалами из углеводородов

Рассматривая ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

1. Альфа - излучение опасно при попадании во внутрь организма.

2. Защитой от гамма и нейтронного излучения могут быть убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Радиоактивное загрязнение (заражение).

Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 - 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего - 85%.

2.2. Опасные химические вещества (ОХВ).

Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

На предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трехсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.

Наиболее распространенные ОХВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.

Хлор.

Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при -34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход.

Первая помощь:

· Вывести или вынести пострадавшего из зоны поражения;

· Снять загрязненную одежду и обувь;

· Дать обильное питье;

· Промыть глаза и лицо водой;

· В случае попадания ядовитых веществ внутрь, вызвать рвоту или сделать промывание желудка;

· Если человек перестал дышать. Сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;

· Дать дышать кислородом и обеспечить покой;

· Для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий

· Население эвакуируется в направлении, перпендикулярном направлению ветра.

Хлор обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами.

Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.

Защита - противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Аммиак.

Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при -34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.

Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

Первая помощь:

· Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз с дополнительным патроном ДПГ-3;

· Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;

· Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;

· Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.

Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.

Место разлива дегазируют слабым раствором кислоты и промывают большим количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.

Ртуть.

Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.

Необходимо:

· Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;

· Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;

· Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;

· Пролитую ртуть собрать (капельки удалить медной пластинкой).

При сборке ртути запрещается использовать пылесос. Категорически запрещается выбрасывать собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.

2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться - возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

2.4. Аварии на транспорте.

Аварии на железнодорожном транспорте.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Аварии в метрополитене.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на автомобильном транспорте.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Аварии на морском и речном транспорте.

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

Аварии на авиационном транспорте.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них.

Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

2. Чрезвычайные ситуации.

Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г.

3. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф.

Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

4. Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г.