Что понимается под предметом правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

  • 1) предмет правового регулирования;
  • 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Проблематика предмета и метода правового регулирования сформировалась в отечественном правоведении прежде всего на основе поиска критериев деления права на отрасли. В качестве такового предмет правового регулирования был предложен М.А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938-1940 гг. Тогда же С.Н. Братусь (известный российский цивилист) подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.

Однако в данном случае проблему следует поставить шире и рассмотреть вопрос о том, что вообще является предметом (объектом) правового регулирования? При этом нужно сразу заметить, что анализ метода правового регулирования на вопрос, как регулирует право, отвечает лишь частично: здесь требуются дополнительные характеристики динамической стороны права (самого принципа действия права, механизмов формирования правомерного поведения и др.).

В юридической литературе, в том числе и учебной, в качестве объекта (предмета) правового регулирования называют общественные отношения, что, на наш взгляд, представляет собой неоправданное ограничение пределов этого объекта. Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют, по меньшей мере, три компонента:

  • а) люди (без них не было бы и никаких общественных отношений);
  • б) общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения);
  • в) поведение людей.

Право в конечном счете регулирует поведение участников общественных отношений, поэтому можно сказать, что формирование тех или иных вариантов правомерного поведения является целью правового регулирования.

Право регулирует поведение через внедрение в социальную структуру особых общественных отношений - правовых, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями формируют фактическое поведение субъекта: всякий конкретный акт поведения человека является результатом воздействия на него всего комплекса социальных связей, в которых он находится. Однако законодатель рассчитывает, что в определенных (нормами права) ситуациях преобладающее значение для выбора варианта поведения будет иметь правовое отношение. В этом и состоит принцип действия права.

Если не сводить предмет правового регулирования к общественным отношениям, то что же им является? При ближайшем рассмотрении оказывается, что он имеет достаточно сложное строение. Так, право:

  • а) регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права), определяя их признаки в специальных нормах;
  • б) указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм;
  • в) определяет варианты возможной или требуемой деятельности;
  • г) в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

  • б) их поведение, поступки, действия;
  • в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
  • г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Следовательно, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы обще социальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев и традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

  • 1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
  • 2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Тема 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие и предмет правового регулирования

2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

3. Методы, способы и типы правового регулирования

4. Стимулы и ограничения в механизме правового регулирования

5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

6. Правовые поощрения и наказания: понятие, признаки, функции, виды

Понятие и предмет правового регулирования

Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействие на общественные отношения. Целью правового регулирования является создание необходимых условий для развития общества, а также создание в обществе стабильного правопорядка и системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения – значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на других людей. Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

В каждую конкретно-историческую эпоху, в каждом государстве могут допускаться колебания а определении круга отношений или социальных явлений, регулируемых правом. Часто те или иные отношения после отмены устаревшего нормативно-правового акта «выпадают» из сферы правового регулирования, переходя в сферу правового регулирования, переходя в сферу регулирования иных социальных норм (морали, религии, обычаев, традиций и пр.).

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия в целом. Правовое воздействие – более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В составе правового воздействия традиционно рассматривают: правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс и собственно механизм правового регулирования.

В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств – правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.

2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из определенных стадий. Можно выделить следующие стадии:

1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений).

Правовое регулирование начинается с принятия НПА, устанавливающих изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентирут поведение людей. Определяют, какие права и обязанности они могут иметь, как должны поступать в той или иной ситуации. Каковы последствия несовершения данных действий.

2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновение правоотношения.

3) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей. Права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни, т.е. воплощаются в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;

4) применение права.

Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями. Так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства, в ряде случаев для достижения намеченного результата необходимы дополнительные акты (акты применения права) специальных государственных органов.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) норма права (устанавливается модель удовлетворения интересов). Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

2) юридический факт или фактический состав. При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности.

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для субъектов права). Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования). Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются: использование предоставленных нормами права возможностей; исполнение обязывающего правового предписания; соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

5) правоприменительные акты.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный актнормативный акт. Индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, один из которых нормативный акт, а другой - акт применения нормы права.

Процесс правового регулирования осуществляется определенными методами и способами.


Похожая информация.


\Проблема предмета и метода правового регулирования в юридической науке обычно рассматривается на основе поиска критериев выделения отраслей права (Самостоятельности отрасли признаки –свой предмет и метод правового регулирования).

Данному вопросу были посвящены 3 дискуссии:

1. 1939-1941гг., в ходе которой в качестве основания деления права на отрасли рассматривался предмет правового регулирования.

2. 1956-1958гг. – предмет и метод (предмет основной, метод дополнительный)

3. Дискуссия 1982-1984 годов подтвердила выводы второй дискуссии. В то же время она характеризовалась крайней полярностью мнений. Кроме того, было предложено отказаться от самого понятия «отрасль права» в пользу понятия «отрасль законодательства». Лившиц всегда считал, что нет отраслей правая, есть отрасль законодательства как совокупность НПА, регулирующих определённую группу общественных отношений

4. В настоящее время рассматривается проблема метода правового регулирования в связи с возрождением идеи о делении права на публичное и частное.

Предмет правового регулирования-это определённая сфера общественных отношений, обусловленная спецификой человеческой деятельности. Является основным материальным критерием отрасли. Он охватывает следующие элементы:

1. Субъекты (то есть круг потенциальных участников правоотношений)

2. Обстоятельства, с которыми связывается действие норм права (юридическиефакты)

3. Объекты регулирования(в определённых случаях право содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса- участие в обороте тех или иных объектов- вопрос об оборотоспобности).

Метод правового регулирования- совокупность приёмов, способов и средств воздействия на общественные отношения. Метод является юридическим (дополнительным) критерием отрасли.

Компоненты метода:

1. Установление границ правового регулирования

2. Закрепление прав и обязанностей субъектов правоотношений

3. Наделение участников отношений правоспособностью и дееспособностью

4. Определение мер юридической ответственности.

Виды методов:

Императивный и диспозитивный

См. учебник Лазарева учебник ТГП.

Жёсткие ограничения для правовоприменителей д.б установлены.

Типы правового регулирования различаются в зависимости от того, какая это сфера: публичное право или частное право.

Общедозволительный тип «разрешено все кроме прямо запрещённого».- для граждан.

Соотношение: состояние здоровья депутатов общедозволительный – любое. , состовние здоровья служащих полиции- основание для отказа в приеме на работу. (общезапретительный)

Общезапретительный «Запрещено всё, кроме прямо разрешённого» для ОГВ и ОМУ.

Соотношение системы права, правовой системы и законодательства.

Правовая система представляет собой совокупность всех правовых явлений, всей правовой действительности, направленный на регулирование общественных отношений.

Правовая система охватывает: право, юридическую практику и правовое сознание.

ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ТЕМА КАРТАШОВА «ОСовокупность юридической деятельности, накопленного прового опыта

Правотворчество (правотворческая практика)

Правоприменение

Интерпретационная практика(правотолкование)

Систематизация права

Правосознание то как право отражается в сознании

Система права является объективным основанием системы законодательства.

Система права и система законодательства соотносятся в целом как содержание и форма.

СП СЗ.
норма права

Могут излагаться не только в виде

НПА но и обычаев и прецедентов

Система права носит объективный характер, система законодательства во многом субъективна (зависит от усмотрения законодателя). Лившиц говорит, что нет отраслей права, нужно рассматривать только отрасли законодательства. Система права состоит из норм права. СИСТЕМ ЗАКОНОДАТЕЛСТВА – из нормативно-правовых актов. Система права строится главным образом, по горизонтали. Система законодательства- как по горизонтали, так и по вертикали.

В системе законодательства можно выделить более крупные, нежели отрасль компоненты. Это так называемые законодательные массивы(комплексы).

Законодательный комплекс борьбы с преступностью (УК, УПК, УИК).

Правотворчество

Первый вид юридической практики.

1. Понятие правотворчества

2. Принципы и функции правотворчества

3. Стадии правотворчества

Правотворчество- по содержанию возведение государственной воли («общенародной воли») в статус закона

По существу: деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а в случае референдума всего народа, направленная на создание, изменение, или отмену норм права путём принятия нормативно- правовых актов (форма в которой содержатся нормы права).

Есть примеры расширительного, толкование Конституционного суда (Гаджиев ещё указывал что КС негативный правотворец).

ПРИЗНАКИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

Являются составной частью правовой системы и правовой культуры любого общества. Через правотворчество правовое регулирование приобретает юридическую форму.

По актам правотворчества можно судить об уровне правовой культуры общества.

Является разновидностью юридической практики

Осуществляется:

1. Компетентными государственными органами

2. Должностными лицами

3. Народом.

4. Общественными организациями (санкционированное или делегированное правотворчества. Создание правил «вовне» для других. ПРИМЕР СССР: деятельность профессиональных союзов.

С этими четырьмя субъектами не согласуется локальное правотворчество.

Локальное правотворчество – деятельность субъектов управления в организациях различных форм собственности по принятию нормативных актов, распространяющихся на данные организации.

Правотворчество носит властный характер.

Направлено на расширение, уточнение или сужение сферы правового регулирования.

Опосредуется правом и иными социальными нормами.

Правотворчество опосредуется правом. Существует строгая законодательная процедура. Существуют регламенты палат парламента.

Представляет собой средство социального управления. (в первую очередь- государственного).

Представляет собой особое производство, которое необходимо соотвествующим образом организовать и спланировать, где есть свои производители и потребители

А также своя технология.

Связано с преобразованием социальной действительности- влечёт разнообразные изменения в общественной жизни.

Правообразование и правотворчество. Раньше и позже правотворчества закаончивается правообразование

Реализация права.

1. Действие права

2. Понятие реализации права

3. Формы и методы реализации права

4. Применение права

Действие права- это 1)информационное, «)ценностно-мотивационное и непосредственно 3)регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определённого пространства, времени, круга лиц.

Действие права означает перевод социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику в поведение личности, образ жизни общества.

Ценностно- мотивационное получая информацию о нпа мы соизмеряем с ним поступки.

Согласование поведения с правилом.

Действие права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами.

Внешняя сторона- с формами и методами правового воздействия, а также с формами правомерного поведения.

Действие права в целом связано с интересами и потребностями людей, а также с деятельностью государства по претворению права в реальную действительность.

Правовое воздействие включает в себя правовое регулирование, будучи более широким понятием.

Реализация права.

Нерсесесянц различает право и закон.

С позиции различения права и закона реализация права представляет собой воплощение права как высшей социальной справедливости в действиях субъекта социального общения.

В этом смысле реализация права происходит в первую очередь путём законотворчества.

Путём принятия правовых законов, в которых отражаются объективные и естественные требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов представляет собой вторичный процесс, а именно: конкретизацию права, выраженного в законах.

Две сущности: классовая и государственная.

В англосаксонской правовой системе реализацией права занимаются и судебные органы. В романно - германской суды обращаются к праву при пробельности права (аналогия права).

Принципы права применяются Конституционным судом.

Граждане реализуют право в процессе референдума.

Обычно реализация права в учебной и научной литературе, а также в юридической практике отождествляется с реализацией закона (нормативно-правового акта), или норм права.

В этом смысле реализация норм права- процесс и результат осуществления нормативно-правовых предписаний путём соблюдения, исполнения и использования, через правомерное поведение граждан, их организаций, а также органов государства.

Реализация права- деятельность, согласная с выраженной в законе волей.

Реализация права как процесса и как результата.

Толкование грамматическое

Систематическое толкование

Реализация права как результат-это достижение полного соответствия между требованиями норм права и фактическим поведением.

Реализация права как процесс имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона-это правомерные деяния, субъективная сторона-это отношения субъета к реализуемым нормам права.

Форма реализации права – по субъекту индивидуальная и коллективная.

По характеру праворелизующих действий

По способам правового регулирования

1. Соблюдение

2. Исполнение

3. Использование.

Особая форма – применение права.

От необходимости привлечения уполномоченных субъектов выделяется непосредственная реализация права и опосредованная (применение права).

Соблюдение запреты

Исполнение обязанности

использование дозволение

Исполнение –активное совершение действий, предписанных законом

Право в объективном смысле предоставляет и право в субъективном смысле.

Использование- использование представленных законом возможностей.

Выделение форм реализации права связано с проблемой формирования у граждан, должностных лиц, организаций, определённых мотивов к реализации правовых предписаний.

Использование обеспечивается таким стимулом, как интерес, который содержит управомочивающие нормы.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий.

Правовые обязанности реализуются как под угрозой неблагоприятных последствий, так и путём компенсации затраченных усилий.

Обязанности предполагают выполнение активных действий, затрату усилий.

Способы реализации права- принуждение и побуждение

Можно выделить политические и идеологические методы реализации права.

Применение права- деятельность компетентных органов по реализации норм права путём вынесения индивидуально конкретных предписаний.

Основные признаки применения права:

1. ЯВЛЯЕТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЮРИДЧИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

2. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЛАСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНТНЫХ СУБЪЕКТОВ

Власть подразумевает минимум двух неравных субъектов: властвующего и подвластного

3. СВЯЗАНА С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ПУТЁМ ВЫНЕСЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ АДРЕСАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА-

4. ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫМ МАТЕРИАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

5. НОСИТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КАЗУАЛЬНОЕ ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ акты казуальаного регулирования (конкретная ситуация).

6. Осуществляется в особых процедурных формах. Регламентировано процессуальными нормами права.

7. Представляет собой сложный стадийный процесс

8. Носит творческий характер, подразумевающий персоницфицированный подход к разрешению. конкретных дел.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ЧЕТВЁРТОЙ: потому что субъект права занимается и соблюдением и использованием норм права.

«опосредованная форма реализации права через властный орган.

Одна из особенностей применения права в том, что это сложный стадийный процесс.

1. Установление фактической основы дела

2. Установление юридической основы дела.

3. Вынесения решения по делу.

Принципы правоприменения.

1. Обоснованность (относимость, допустимсоть доказатльств)

2. Законность (неправильное примненние неправильный выбор неверное толкование)

3. Целесообразность

Относится к вынесению решения по делу. Соответствие решения определённым целям.

Противники принципа считают, что закон сам по себе целесообразен.

(принцип справедливости) действует когда есть возможность усмотрения, выбора правоприменителя.

4. Стадия- стадия исполнения решения.

Способы преодоления пробелов в праве. (примеры найти к экзамену).

Пробел в праве- это отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний, в отношении конкретных обстоятельств, которые находятся в сфере правовой регламентации и требует юридического воздействия.

Возможно восполнение- создание нормы права законотворцем

Преодоление пробела- к данному случаю.

Правоприменительные органы вынуждены преодолевать пробелы.

Виды аналогия закона норма права регулирующая сходные отношения

Аналогия права- использование общих принципов права.

В уголовном праве аналогия закона не применятся

Нет преступления, предусмотренного в законе нет наказания, предусмотренного в законе.

Пример аналогия закона

ЗАКОН ОБ ООО НЕ ПРЕДУМОТРИВАЕТ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ И ИСП_СЯ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ АКТИВОВ В АО

По аналогии права пример: Постановление Пленума Верховного суда обвиняемый в преступлении обратился в суд с просьбой предоставить переводчиков так как большая часть свилдетелей укараинцы.

УПК ничего не говорит об этом случае, а ВС отменил приговор на основе общих принципов права.

Со стадиями взаимосвязаны принципы и структура. В судебном решении выделяются части: вводная, мотивировочная, описательная и резолютивная.

Не все акты применения права могут иметь все части.

Пример: приказ о приёме на работу.

Усечённая часть

Указ Президента о награждении орденом, почётным знаком.

Требования к применению права структура актов применения права и стадии нояст практический характер.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Объект правоотношения нельзя смешивать с объектом правового регулирования.

Объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения, акты волевого поведения людей – участников общественных отношений, на которые воздействует право.

Сами же по себе субъективные права и обязанности не воздействуют на поведение людей. Их воздействующая роль проявляется лишь в связи с другими звеньями механизма правового регулирования, в частности в связи с юридическими нормами. Значение правоотношений в механизме правового регулирования сводится главным образом к «переводу» предписаний юридических норм в плоскость конкретных субъективных прав и обязанностей. Поэтому, если уж и связывать какую-либо часть механизма с объектом правового регулирования в целом (т.е. с поведением людей), то нужно обратиться к юридическим нормам, образующим основу правового регулирования, а не к правоотношениям.

Но дело не только в этом. Объект образует элемент правового отношения только при широкой трактовке правоотношения, когда

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949. С. 81–82.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С. 136.

Глава XIX. Объект правоотношения

оно рассматривается как единство юридической формы и материального содержания. Но тогда место поведения людей в строении правоотношения оказывается уже определенным: оно образует материальное содержание правоотношения. Если же и при освещении объекта еще раз ссылаться на поведение людей, то это окажется простым повторением, которое, естественно, ни на шаг не продвинет нас вперед.

При характеристике объекта правоотношения нужно исходить не из того, что правоотношение вместе с другими частями механизма правового регулирования воздействует на общественные отношения,

а из особых функций субъективных прав и обязанностей. С этой точ-

ки зрения объектом являются не общественные отношения (поведение людей), а те явления (предметы окружающего нас мира), на которые направлены права и обязанности, а следовательно, и направ-

лено самое поведение участников правоотношения. Таким образом, вопрос об объекте правоотношения представляет собой специальную проблему, решение которой должно помочь нам еще дальше продви-

нуться в освещении содержания субъективных прав и обязанностей и отсюда с еще большей глубиной раскрыть «фактическую сторону» правоотношения1.

В юридической литературе наряду с другими теориями распространена теория «объекта-действия», согласно которой объектом правоотношения является волевое поведение обязанного лица2.

Сторонники этой теории правильно подчеркивают, что правоотношение включается в состав механизма правового регулирования, участвует в воздействии на общественные отношения, на волевое поведение людей. Однако они не учитывают того, что проблема объекта правоотношения является специальной проблемой, призванной отразить связь правоотношений с системой материальных и нематериальных благ в обществе.

Теория «объекта-действия» может иметь определенное значение только при том условии, если не видеть в правоотношении материального содержания. Тогда, действительно, нужно установить, на что направлены «бессодержательные» права и обязанности, и вовлечь в сферу юридического анализа хотя бы поведение людей. Но при широком подходе к правоотношению, когда оно рассматривается как единство юридической формы и материального

1 О различиях между объектом правового воздействия и объектом правоотношения см.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. М.: Юрид. лит., 1970. С. 552–553.

Особо обстоятельное обоснование см.: Иоффе О.С. Правоотношение по советско-

му гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949. С. 82–91.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Но может быть подобное повторение необходимо для того, чтобы указать

в правоотношении на специфический «юридический объект»? Ведь материальные и нематериальные блага не принадлежат к чему-то «чисто» юридическому. Однако и реальное волевое поведение людей – это тоже «фактическое», а не «юридическое». Когда, например, отдельные авторы объявляют сначала фактическое отношение (волевое поведение людей) материальным содержанием правоотношения, а затем это же волевое поведение рассматривают в качестве юридического объекта1, то объяснить такого рода «поворот событий» невозможно. Сама постановка вопроса об «юридическом объекте» является крайне спорной. Объект, характеризуя «фактическую сторону» правоотношения, выступает в качестве внешнего, «внеправового» явления

окружающего нас мира.

Если внимательно проанализировать те споры, которые велись по вопросу об объекте правоотношения2, то нетрудно заметить, что они главным образом касались того, следует ли при анализе правоотношения ставить точку на поведении людей (определяя его в качестве объекта), либо, причислив поведение к материальному содержанию правоотношения, идти дальше и тогда определять в качестве объекта разнообразные материальные и нема-

териальные блага.

В последнее время здесь произошло явное сближение теоретических позиций. Так, О.С. Иоффе, рассматривая правоотношение как единство юридической формы и фактического содержания, вполне логично выделяет в правоотношении материальное содержание, а затем и материальный объект3. Правда, О.С. Иоффе продолжает считать, что в правоотношении есть и «юридический объект». Но это уже не меняет существа дела. Что ж, в конечном счете можно останавливаться на волевом поведении людей и дважды: видеть в нем и материальное содержание правоотношения, и «юридический объект». Главное состоит в том, что материальные и нематериальные блага вовлечены в область юридического анализа, используются при характеристике «фактической стороны» правоотношения.

Еще по теме Объект правового регулирования и объект правоотношения:

  1. Общее определение объекта правоотношения. Объект в правоотношениях активного и пассивного типов.
  2. § 1. Страхование как объект правового регулирования. Финансовые правоотношения в сфере страхования
  3. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

— совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

Рис. 1. Метод правового регулирования

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Рис. 2. Средства правового регулирования

Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.