История появления прав человека. История развития прав человека

В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон. Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство. Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины.Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека. Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека.

Распространение идеи прав человека

Из Вавилона идея прав человека быстро проникла в Индию , Грецию и в конечном итоге в Рим . Там родилась идея «естественного права», поскольку было замечено, что люди склонны следовать в жизни определённым неписанным правилам, а римский закон был основан на рациональных идеях, почерпнутых из природы вещей.

Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов о правах человека.

Великая хартия вольностей (1215 год)

Великая хартия вольностей считается наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире.

В 1215 году, после того как король Англии Джон нарушил ряд древних законов и традиций, согласно которым осуществлялось управление Англией, его подданные вынудили его подписать Хартию вольностей, где перечислялись нормы, которые позднее стали рассматриваться как права человека. Среди них было право церкви на невмешательство в её дела со стороны государства, право всех свободных граждан владеть имуществом и наследовать его, а также право на защиту от чрезмерных налогов. В Хартии было закреплено право вдов, владевших имуществом, не выходить повторно замуж, и установлены принципы справедливого судопроизводства и равенства перед законом. В ней также содержались положения, запрещающие взяточничество и неправомерные действия должностных лиц.Великая хартия вольностей широко признана как один из важнейших юридических документов для развития современной демократии, и её принятие стало ключевым этапом в борьбе за свободу.

Петиция о праве (1628 год)

Следующим документом, имевшим историческую важность для развития прав человека, стала Петиция о праве, составленная в 1628 году парламентом Англии и направленная королю Чарльзу I в качестве заявления о гражданских свободах. Отказ парламента финансировать непопулярную внешнюю политику, проводимую королём, вынудил его правительство силой предоставлять ему займы и расквартировывать войска в домах подданных, чтобы оказать экономическое давление. Произвольные аресты и заключения в тюрьму за сопротивление этим действиям вызвали в парламенте сильную враждебность по отношению к Чарльзу и Джорджу Виллерсу, герцогу Букингемскому. Петиция о праве, инициатором которой выступил сэр Эдвард Коук, была основана на более ранних статутах и хартиях, и в ней закреплялись четыре принципа:

  1. никакие налоги не могут взиматься без одобрения парламента;
  2. ни один подданный не может быть заключён в тюрьму без судебного разбирательства;
  3. никакие военные не могут быть расквартированы у гражданских лиц;
  4. военные законы не могут применяться в мирное время.

Декларация независимости Соединённых Штатов Америки (1776 год)

4 июля 1776 года Конгресс США одобрил Декларацию независимости. Её автор, Томас Джефферсон, написал Декларацию в качестве пояснения того, почему 2 июля Конгресс проголосовал за провозглашение независимости от Великобритании, более чем через год после начала Войны за независимость Америки, и в качестве заявления о том, что 13 американских колоний больше не входят в Британскую империю. Конгресс издал Декларацию независимости в нескольких формах. Изначально она была напечатана на больших листах и широко распространялась среди населения.

С философской точки зрения в Декларации был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции. Эти идеи получили широкую поддержку среди американцев, а также стали известны по всему миру, оказав особенно сильное влияние на Французскую революцию.

Конституция США (1787 год) и Билль о правах (1791 год)

Конституция Соединённых Штатов, написанная в течение лета 1787 года в Филадельфии, стала фундаментальным законом федеральной системы государственного управления США и значимым документом для всего западного мира. Это старейшая национальная конституция, которая действует по сей день. В ней определены главные государственные органы и их полномочия и основные права граждан.

Первые десять поправок к Конституции (Билль о правах) вступили в силу 15 декабря 1791 года, ограничив власть федерального правительства США и защитив права всех граждан, жителей и гостей на американской территории.

Билль о правах защищает свободу слова, свободу вероисповедания, право на хранение и ношение оружия, свободу собраний и свободу подавать петиции. Он также запрещает необоснованные обыски и аресты, жестокие и необычные наказания и дачу показаний против себя под принуждением. Билль о правах, в частности, запрещает Конгрессу издавать какие-либо законы в отношении создания религии и запрещает федеральному правительству лишать любого человека жизни, свободы или собственности без должного судопроизводства. В случае уголовных дел федерального уровня он требует вынесения обвинительного заключения большим составом присяжных по всем особо тяжким или позорящим преступлениям, гарантирует быстрое публичное разбирательство беспристрастными присяжными в том округе, где преступление было совершено, и запрещает вторичное привлечение к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания.

Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политикоправовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании,

так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид»1.

Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и

1 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. М., 1992. С. 153.

высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью2.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и

2 Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. № 1. С. 52.

гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем»4.

Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма. Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда5.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и

3 Горбунов А. Гарантии личной свободы в Англии. Ростов-н/Д., 1905. С. 8.

4 Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936. С. 228.

5 Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII–XIX вв.). СПб., 1996. С. 15.

государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями6.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться»7.

В центре учения Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество»8. Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью»9. Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона.

6 Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 7.

7 Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 268.

8 Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 50.

9 Там же. С. 19.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философскоэтическую основу. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.»10,

– писал П. И. Новгородцев.

Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепленияюридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

10 Новгородцев П. И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. М., 1898. С. 18.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты

были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права.

ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго

поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социальноэкономическим правам.

Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

Права человека и гражданина - это явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII-XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода - свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), т.е. принципа гражданства - крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и т.д. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума. право свобода гражданин конституционный

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было, не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора - человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К.Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид». Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманизмом и эгалитаристическими началами (эгалитаризм (фр. еgalitarisme, от еgalitе - равенство) - концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества) в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н.э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего, значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум - Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», - говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7-21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т.д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек - творение Бога, а с другой - социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской - означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права - права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям, или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества - дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов - Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, - принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом, признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295 года) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться, или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем».

Принятие этих документов - важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма.

Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 году. В 1265 году было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти - никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании - как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться».

В центре учения Локка - система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество». Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью». Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье - в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода - политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти - восстановление утраченной свободы в рамках закона.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философско-этическую основу. Канта по праву называют философом свободы.

Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек - существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.», - писал П.И. Новгородцев.

Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство - это, прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII - начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 года. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 году был издан статут Habeas Corpus Act.

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии - принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 году, в котором обстоятельно перечислялись политические права, как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 года принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 года. Этот акт, представлявший собой, по сути, билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт - Декларацию независимости (4 июля 1776 года) - обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 года.

Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII-XVIII вв. - одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 года), Декларация независимости США (1776 года), Конституция США (1789 года), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 года), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII-XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная идея - принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права. ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод. Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII-XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения - молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социально-экономическим правам. Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

Сколько потребовалось человеческих жертв, чтобы перейти из мрачных подземелий, пыток и казней в светлый чертог правды и разума. Таков уж характер человеческой истории : железная пята эволюции придавливает тысячи людей к земле. Можно сказать, что каждое рациональное правило правильного суда покупалось ценою бесчисленных страданий. Оно выковывалось молотом истории, дробившей черепа и кости несчастных жертв темноты и злобы.

Феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). Период феодализма был эпохой, в ходе которой осмысливались и получали формулировки отдельные принципы, права и свободы.

В Уставе Союза благоденствия (1813 г.) говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих... и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного, и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться» .

Революционные события 1905-1907 гг., обострение обстановки в связи с Первой мировой войной, мощное наступление реакционных сил привели к роспуску I и II Государственных Дум или малоэффективности III и IV Государственных Дум. Поводом к разгону II Думы послужило сфабрикованное МВД и органами юстиции обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного восстания. В Манифесте от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Ду-му» Николай II указывал, что она «не оправдала его ожиданий».

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих ; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

Вместе с тем нельзя забывать, что происходящие в период 3040-х гг. прошлого века изменения в советском праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал, по мнению руководства СССР, быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности, в том числе устранение социальной среды (возможной оппозиции), на которую мог опереться вероятный противник.

Поворотным пунктом, ознаменовавшим переход от тоталитаризма к ограниченным реформам, явилась так называемая «оттепель», во многом связанная с именем Н.С. Хрущева. В феврале 1956 г. XX съезд КПСС осудил злоупотребления и расправы периода 30-50-х гг. Происходит восстановление роли суда и правосудия, прокурорского надзора , расширение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Ликвидируются органы внесудебного рассмотрения дел, упраздняются трибуналы войск МВД, транспортные суды и т.д.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка . Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого - благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах .

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека: отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством; претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными; утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими; трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет; отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства; реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ (для женщин, детей , инвалидов, пенсионеров), т.е. учету в законодательстве естественных и социальных различий. Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата , предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

Исходя из этого, многие ученые того времени определяли, что право (правовой статус личности, ее права) не является самоцелью, а выступает в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.

С середины 80-х гг. начинают формироваться новые подходы к проблемам законности, правопорядка, к системе защиты прав личности. В октябре 1987 г. создается Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг. 5 января 1989 г. ЦК КПСС принимает Постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.». В 1988 г. провозглашается курс на построение социалистического правового государства . Совершенствовалось законодательство, его положения постепенно приводились в соответствие с нормами международного гуманитарного права . Это стало фундаментом становления системы прав человека в Российской Федерации.

Права человека в СССР

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всем мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав , созданная дореволюционным законодательством, рухнула, новым стало революционное правосознание (как его понимали исполнители на местах), что подразумевало отсутствие формальных гарантий личности от вмешательства в ее жизнь публичных органов. Более того, широко обсуждались (к счастью, здесь далеко не зашло) проекты полного обобществления (имущества супругов, детей и пр.).

Так, в течение 1904-1905 гг. было выработано несколько проектов конституции и избирательных законов . Два из них являются наиболее значимыми: проект конституции, разработанный осенью 1904 г. группой «Союз Освобождения», и проект, разрабатываемый в первой половине 1905 г. при участии известного юриста С.А. Муромцева.

Манифест 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, так как в нем провозглашались основные политические права и свободы , предоставленные всем российским подданным вне зависимости от их социального происхождения.

Не будучи законом в формальном смысле, октябрьский манифест 1905 г. обладал огромной правообразующей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим развитием обязано главным образом ему. Он не был конституцией и даже конституционным законом, а по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований, предусматривающих участие народа в законотворчестве и подтверждавшие права человека.

В свою очередь, положения Высочайше утвержденных Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. говорят о том, что Россия восприняла и декларировала отдельные идеи правового государства . В них впервые были закреплены гражданские права и свободы (в том числе и естественные права). Правда, здесь еще не говорится о «гражданах» - так как монархию на тот момент никто не отменял, - а идет речь о российских подданных. Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена отдельная, вторая глава, содержащая четырнадцать статей. Правам уделено десять статей. Что касается естественных прав, то из первичных прав этой категории закрепляются право на личную неприкосновенность и некоторые составляющие права на свободу.

Так, российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования («Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», ст. 30); неприкосновенность жилища («Жилище неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных», ст. 33); свобода передвижения, выбор занятий, места жительства , выезда за пределы государства («Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами», ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний (ст. 36), свобода слова и печати («Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами», ст. 37), свобода союзов (ст. 38), свобода веры («Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом», ст. 39).

Подлинное значение норм о правах и свободах человека зависело от текущих законов, регулирующих в каждом отдельном случае дарованные конституцией свободы, а также от связанной с этим административной практики. Однако за короткий период в России невозможно было привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами, а также идеями «возрожденного» естественного права. Вместе с тем принятые еще до созыва Государственной Думы демократические акты (указы о печати, союзах и объединениях, собраниях, изданные как временные правила до окончательного урегулирования этих вопросов Думой) продолжали действовать. Это говорит о серьезных шагах в сфере демократизации общества , предпринятых самодержавием.

К сожалению, естественный ход дальнейшего поступательного развития прав человека в России был прерван Октябрьской революцией. В соответствии с установлением нового, большевистского правопорядка , стала создаваться новая правовая система . Так, первый декрет «О суде», принятый 5 декабря 1917 г., объявлял, что в своих решениях суды руководствуются «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию », а в декрете 1918 г. ссылки на законы свергнутых правительств уже прямо запрещались. От новой правовой системы требовалось, чтобы она легко реагировала на постоянно меняющиеся партийные установки, а само право должно было быть простым и понятным широким массам.

В первых конституциях советского государства разделов о правах граждан не было, что можно объяснить, видимо, сложностью политической ситуации. В Конституции СССР 1936 г. вновь появляется соответствующая глава (глава Х «Основные права и обязанности граждан»). Здесь в целом правам посвящено двенадцать статей, по сравнению с основными государственными законами периода империи несколько увеличен и перечень прав советских граждан, и прежде всего за счет социально-экономических прав (на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование).

Определенным образом закрепляются и основополагающие естественные права, причем формулировки, как видно из нижеследующих примеров, во многом сходны с императорскими. Так, согласно ст. 125 Конституции СССР 1936 г., гарантируются свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; далее указывается, что «эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления». Правда, тут делается оговорка, которой не было в Основных государственных законах и которая существенно ограничивает указанные свободы. Суть ее заключается в том, что перечисленные свободы гарантируются не вообще, а «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

Согласно Конституции, «гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора » (ст. 127), «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом» (ст. 128).

В дальнейшем обозначенная тенденция находит свое подтверждение. Так, в Конституции СССР 1977 г. тема прав человека отражается в преамбуле, чего раньше не было. В главе седьмой, посвященной основным правам и свободам и обязанностям граждан СССР, содержится уже тридцать статей, из них правам и свободам уделена двадцать одна статья. Как и в предыдущей Конституции, основное внимание сконцентрировано на социально-экономических правах. Однако и естественные права находят большее закрепление. Конституцией гарантируются, в частности, «свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства^» (ст. 47), свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50), свобода совести (ст. 52).

Несколько статей регулируют право человека на личную неприкосновенность. Так, согласно ст. 54, гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора». Конституцией гарантируются также неприкосновенность жилища - «никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц» (ст. 55), личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 56).

В рассматриваемой Конституции впервые появляется положение, где прямо говорится о защите жизни и достоинства личности, правда, это делается пока в рамках одной конституционной нормы. Речь идет о ст. 57, где указывается, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов , общественных организаций, должностных лиц. Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Наконец, в Конституции России 1993 г. (видимо, в связи с тем, что общественно-политическая ситуация в нашей стране изменилась коренным образом) содержится уже сорок семь соответствующих статей.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже количество статей в конституционно-правовых актах, в разные периоды регулирующие права, свободы и обязанности граждан, в том числе касающихся естественных прав, само по себе показательно (1906 г. - десять статей, 1936 г. - двенадцать, 1977 г. -двадцать одна, 1993 г. - сорок семь статей) и подтверждает отмеченную выше закономерность последовательно нарастающего закрепления естественных прав человека нормами позитивного права .

Если говорить о качественной стороне, то и здесь с течением времени очевидна более подробная и, если можно так выразиться, более фундаментальная регламентация естественных прав. Так, в действующей российской Конституции, в отличие от всех предшествующих, впервые появляются нормы, подчеркивающие особое положение естественных прав. Хотя в самой Конституции РФ понятие «естественное право» не используется, однако закрепленные в ней основные права и свободы человека по своей природе являются естественными и придают конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека и гражданина закреплены во многих статьях Конституции РФ. Так, в ст. 18 провозглашено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ».

В Конституции РФ закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина, соответствующий мировым стандартам в этой области и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод относится, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности , право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, можно констатировать, что естественные права человека получают все более подробное закрепление в нормах позитивного права. Это относится не только к конституционно-правовым актам, но и к нормативно-правовым документам различных отраслей права , где достаточно подробно регулируются вопросы, касающиеся обеспечения естественных прав человека, причем обозначается тенденция к ужесточению санкций за противоправное ограничение или лишение естественных прав. Так, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. значительно усилена уголовно-правовая защита естественных прав человека.

Например, согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ, убийство (без отягчающих обстоятельств), т.е. умышленное противоправное лишение жизни другого человека - «первейшего» естественного права любого человека, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, в то время как по ранее действовавшему УК РСФСР 1960 г. за это же деяние предусматривалось лишение свободы сроком от трех до десяти лет. Кроме того, впервые введена уголовно-правовая защита таких прав, как права на неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), неприкосновенность жилища (ст. 139 УК РФ).

Очевидно, что в дальнейшем данная тенденция сохранится, и естественные права, таким образом, будут получать все более детальное закрепление в нормах позитивного права. Одновременно это будет означать все большее сближение естественного и позитивного права.

Помимо указанного, наблюдается тенденция расширения перечня естественных прав, закрепляемых в нормативно-правовых актах , что отмечено выше на примере советских конституций. Здесь важно подчеркнуть, что такой перечень касается естественных прав человека, сформировавшихся в процессе развития социальных отношений. Речь идет прежде всего о правах на свободу, на достоинство личности, личную неприкосновенность и их составляющих (неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и др.). Можно предположить, что в перспективе к естественным правам будут добавляться и другие, отнесение которых к числу таковых в настоящее время еще спорно (например, право на собственность, некоторые политические права и др.).

Термин права человека является достаточно новым термином, который стали использовать после Второй мировой войны, когда была создана Организация Объединенных Наций. Формулировки понятия прав человека очень разные. Например, в учебнике Е.А. Лукашева дается следующее определение правам человека: «Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».

А известный ученый В.М. Капицын дает следующее понятие правам человека: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».

Можно привести еще очень много формулировок прав человека, но в целом, все они сводятся к тому, что права человека - это возможности, которые гарантируются и также правомочия каждого индивида во всех сферах жизнедеятельности.

Права человека играют важную роль не только во взаимоотношениях государства и гражданина, они так же влияют и на отношения граждан друг с другом.

Стоит немного рассказать, как впервые появились права человека в нашем мире.

В 539 году до н.э. войско первого царя древней Персии, Кира Великого, захватила город Вавилон. После захвата Вавилона, Кир Великий сделал следующие действия, которые удивили множество людей.

Во-первых, он освободил всех рабов которые были в Вавилоне после захвата.

Во-вторых, он отменил обязательную религию для людей и дал всем право на свободных выбор религии.

В-третьих, он объявил расовое равенство, он говорил о том, что все расы равны и ни одна раса не может эксплуатировать другую только из-за расовой принадлежности.

Он провозгласил еще множество постановлений, все они, с помощью клинописи, были записаны на цилиндре из глины. Сегодня этот цилиндр известен под названием «цилиндр Кира». Именно этот цилиндр и считает самой первой в нашем мире хартией о правах человека. Постановления, написанные на этот цилиндре были переведены на многие языки, и они отражены в первых статьях Всеобщей декларации прав человека. Это краткая история о том, как появились сами права человека, а теперь ниже расскажу о том, как они продолжили развиваться в контексте взаимодействия личности с государством.

Взаимодействие государства и личности явление, которое существует на протяжении всей истории человечества. Даже древнегреческие мыслители пытаясь создать различные концепции государств, которые были бы идеальными, всегда учитывали соотношение общества, государства и личности. Ведь благодаря обществу и государству человек становится личностью. Ведь все-таки человек является понятием более биологическим, а личность - социальным. Как уже было указано выше, понятие «права человека» является достаточно новым термином, именно вместе с этим термином и появился термин «личность».

Так же, с созданием Организации Объединенных Наций появляется термин «естественные права». Это термин значит, совокупность неотчуждаемых прав человека, которые вытекают из природы человека и абсолютно независимы от государства так как государство не стоит над правом, а право стоит над государством. Ученые видят происхождение этой концепции права еще во времена Древней Греции и Древнего Рима. Философская школа, которая создала и развивала эту концепцию права, была создана Зеноном с Китиона. Он говорил о том, что действия человека нужно соотносить с законами природы, и что права даются всем людям, вне зависимости от их положения в обществе.

Но, к сожалению, концепции естественного права не нашли поддержки среди общества. Это произошло из-за того, что в том время был рабовладельческий строй, а после него феодализм, который не мог существовать без эксплуатации людей, и соответственно не мог признать то, что у каждого человека есть права. Ведь признав это, невозможно было иметь рабов.

Именно из-за вышеуказанной причины, концепция естественного права получила свое развитие в период радикальных изменений в обществе, а если быть точнее, то в период упадка феодализма, то есть в период, когда состоялись буржуазные революции и феодализм заменился капитализмом. Исходя из этого, можно сказать о том, что права человека должны были появится рано или поздно, в определенный период времени.

В результате того, что ученые попытались систематизировать права человека, в 70х годах прошлого века появилась теория «трех поколений прав человека» которая позволяет разделить происхождение прав человека на 3 поколения.

Первое поколение прав человека появилось после радикальных изменений в обществе, а точнее после первых буржуазных революций XVII-XVIII веков. Первое поколение прав являются правами, которые появились из естественных прав. Так же в первое поколение прав входят политические права, которые созданы на основе позитивного права. Эти права были законодательно закреплены в странах, в которых произошли буржуазные революции (Англия, Франция, Америка). А теперь более конкретно, какие права вошли в первое поколение прав.

1) Право на свободе вероисповедания

2) Право на участие в управлении государственными делами

3) Право на равенство перед законом и судом

4) Право на жизнь

5) Право на свободу

6) Право на собственность

7) Право на безопасность лица от незаконного задержания

В своей работе «К проблеме взаимоотношений государства и личности в контексте генезиса поколений прав человека» Н.Н. Олейник говорит о том, что отличительная особенность первого поколения прав является то, что они закрепили «Негативную свободу, то есть они обязали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы». То есть эти права являются правовыми рамками, за которые личность не может преступить. И неправильно понимать то, что эти права являются защитой от государства, ведь не только государство может нарушить эти права, опасность нарушения прав может исходить и от других членов общества, и государство в этом случае является инструментом принуждения, ведь если не будет принуждения, то права человека будут постоянно нарушаться.

Права первого поколения являются основой всего правового института, они не отчуждаемы и закреплены во всех международных документах.

К правам второго поколения относятся социальные и культурные права. Эти права были признаны благодаря борьбе в капиталистических странах, а после второй мировой войны и между социальными системами. Права второго поколения, в отличие от прав первого поколения, являются позитивными. Суть этих прав в основном заключается в том, чтобы государство вмешивалось и помогало тем, что задействовало всех людей в производственную сферу. Приведу несколько примеров прав второго поколения.

1) Право на социальную безопасность

2) Право на работу и защиту от безработицы

3) Право на отдых

4) Право на оплачиваемый отпуск

5) Право на достойный уровень жизни

6) Право на образование

7) Право на защиту научной деятельности

Немалый вклад в признание прав второго поколения вложил Советский Союз, который из идеологических и политических взглядов требовал включения этих прав в международные документы.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что права второго поколения, это права на социальное равенство людей.

Третье поколение прав трактуется неоднородно, и по поводу них ведутся много дискуссий. Некоторые ученые говорят о том, что этими правами может обладать отдельный человек только тогда, когда он принадлежит определенной группе людей. А другие ученые утверждают о том, что эти права могут осуществляться только определенной группой людей сразу, а не отдельным лицом. Так же считают то, что это неотчуждаемые коллективные права народов. Более конкретно к этим права относятся:

1) Право народа на существование

2) Право народа на самоопределение

3) Право народа на развитие

4) Право народа на суверенитет над своими природными ресурсами

5) Право на благоприятную окружающую среду

6) Право на равноправие с другими народами

Основы этих прав закреплены в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека. И все-таки, я считаю, что это права определенного коллектива, а не отдельного человека так как даже в тексте говорится о правах именно народа, а не отдельного человека.

Так же, отойдя от концепции 3х поколений прав, многие ученые говорят о правах четвертого поколения. Это права, которые используются в информационной сфере, но эти права еще плохо развиты, поэтому о них говорит пока не приходится.

На данный момент существует несколько международных организаций, таких как ООН и Совет Европы, которые следят за тем, чтобы права человека не нарушались, так же они издают декларации и различные международные документы, в которых закрепляются основные права и свободы человека. Ниже рассмотрим основные исторические документы, регламентирующие права и свободы человека и гражданина на протяжении всей истории мира.