Контроль федеральной антимонопольной службы. Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться. Выездные проверки ФАС

Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.

Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках . Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.

В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.

Внимание!

5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

Варианты проверок ФАС

Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ . Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.

О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).

Внеплановые проверки ФАС

Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).

Выездные проверки ФАС

ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции <…>, утв. ).

По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).

Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода ().

Запрос информации при проверке ФАС

Нормы ст. 25.4 закона № 135 позволяют сотрудникам антимонопольных органов затребовать документы, которые не обнаружили во время выездной проверки ФАС. При этом суды указывают, что это распространяется на конфиденциальную информацию. ФАС вправе запросить ее как в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и до возбуждения такого дела ().

Существует позиция КС РФ, что ФАС следует мотивировать запрос той или иной информации. Ведомство может требовать данные, только если это необходимо (). Но если прежде суды требовали от госоргана подробно объяснять, почему он запрашивает сведения, сейчас тенденция другая. Суды считают, что ФАС достаточно указать в запросе на процессуальный повод истребования и норму права (п. 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции <…>, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16).

Некоторые суды не требуют, что при проверке ФАС запрос документов был напрямую связан с предметом проверки. Например, суд посчитал, что запрос относится к предмету проверки, поскольку договоры касались той же сферы, что и предмет ().

В другом деле суд указал, что компания не вправе требовать от ФАС обоснования запроса (). Но такая позиция содержит противоречия разъяснениям КС РФ из определения от 20.11.14 № 2634-О. Высшая инстанция указывала, что компании обладают правом на судебный контроль действий госорганов.

Фактически, компания обязана при проверке ФАС предоставить любую информацию по запросу. Признать недопустимыми данные доказательства компания сможет только в судебном порядке.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 340
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.02.2010 N 89 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010, регистрационный N 16935).

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Регистрационный N 24593

Утвержден новый регламент проведения ФАС России проверок соблюдения антимонопольных требований. Это связано с принятием постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373. По сравнению с прежним регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.02.2010 N 89, сама процедура изменилась мало.

Часть изменений связана с более широким использованием электронных технологий в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства. В частности, в новом регламенте приведен адрес электронной почты ФАС России и справочные телефоны. Уточнено, что получить информацию о проверках можно на Едином портале госуслуг и в многофункциональных центрах. Если проводится документарная проверка, то запрошенные материалы разрешено представлять в электронном виде.

Кроме того, более четко регламентирован порядок проведения документарных проверок. Также расширен перечень оснований для назначения внеплановых проверок. Они могут проводиться при осуществлении госконтроля за экономической концентрацией. Предусмотрено, что проверяемое лицо не предупреждается о внеплановой проверке, если есть подозрения на ограничивающее конкуренцию соглашение органов власти.

Сводный план проверок на год должен размещаться на официальных сайтах антимонопольных органов полностью: как первый (проверки юрлиц), так и второй (проверки органов власти) разделы. Ранее требовалось публиковать только первый раздел.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации"


Регистрационный N 24593


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


(введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

1. В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также — проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.

Доставка синих ромашек в Москве (Antananarivo)

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

(см. текст в предыдущей)

2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ)

6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:

1) наименование антимонопольного органа;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;

Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) даты начала и окончания проведения проверки.

8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом.

9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.

10. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.

При этом порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным антимонопольным органом.

11. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.

12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

(часть 12 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

(часть 13 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

14. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 настоящего Федерального закона не допускается.

Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены — с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить «спорные» действия со стороны ФАС.

В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством. Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru. В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ «О защите конкуренции», и ФЗ «О естественных монополиях», а также различные правила и стандарты.

Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:

  • Признаки недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно низкие или высокие цены на продукцию предприятия, нарушение порядка ценообразования;
  • Распространение ложной информации о потенциальных конкурентах;
  • Разглашение чужой коммерческой тайны;
  • Ложная реклама;
  • И иные;

Плановая, внеплановая, а еще какая?

Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.

Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления.

Значение слова антананариву

Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.

Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.

Этапы проверок

  1. Как любой государственный орган, антимонопольный орган информирует заранее о своем появлении не менее чем за трое суток лично или заказным письмом. О внеплановой проверке сообщают за сутки, если конечно у вас не картель, где используется «эффект внезапности».
  2. Далее инспекция запрашивает необходимые документы, которые вы обязаны предоставить в течение 10 дней.
  3. Если все — таки ФАС найдет нарушение при проверке ваших документов, то ее выезда на само предприятие вам не избежать. Сотрудники инспекции осмотрят территорию, помещения организации и возможно назначат экспертизу.
  4. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается вам под расписку с приложением протокола действий сотрудников ФАС, показаний и объяснений участников мероприятия. При выявлении нарушений антимонопольный орган выносит предписание о его устранении. Если данный проступок совершается повторно, то здесь уже «пахнет» административным делом.
  5. В течение 15 дней после получения заключения, вы можете подать письменное возражение в ФАС.

У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением. Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».

Достопримечательности Антананариву

Государство контролирует госзакупочный процесс. Из-за нарушений заказ могут признать необоснованным, а определение поставщика - недействительным. Виновные при этом понесут административную ответственность. Разберемся, когда и как проходят плановые проверки ФАС на 2018 год.

Кого проверяет ФАС

Порядок контроля госзакупок отражен в главе 5 44-ФЗ. Одним из контрольных органов является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления.

Проверка ФАС происходит в отношении действий следующих субъектов:

Проверки бывают двух видов:

  1. Плановые.

    Осуществляется на основании заранее утвержденного документа.

  2. Внеплановые. Случается в результате поданной участником жалобы, либо неисполнения ранее выданного предписания.

Главное отличие состоит в том, что плановая процедура не подразумевает нарушений, а проводится, чтобы проверить деятельность госзаказчиков на соответствие нормам законодательства. Внеплановая же предполагает нарушение: возникла конфликтная ситуация, нарушены права и интересы участников закупки.

Что проверяет ФАС

Антимонопольной службой не утвержден регламент проведения проверок в сфере контрактных отношений. Однако она руководствуется ранее изданными правовыми актами, к чему обязывает приказ ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14. Порядок проведения плановых проверок (ПП) при размещении заказов отражен в Методических рекомендациях от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Проверке подлежит вся информация о закупке, в том числе:

  • описание объекта закупки;
  • выбор способа определения поставщика;
  • установленные требования к участникам;
  • требования к составу заявки;
  • необоснованный отказ или допуск участников;
  • порядок размещения информации в ЕИС;
  • нарушение порядка заключения контракта.

Не подлежат контролю результаты оценки заявок, для рассмотрения которых предусмотрен только судебный порядок.

Плановую проверку в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще, чем один раз в 6 месяцев, либо не более 1 раза за период проведения процедуры, если проверяется деятельность спец.организации или комиссии (не единой).

Как проверяет

Прежде всего ФАС создает приказ о проведении. В документе отражаются наименование проверяемой организаций, а также цель и основания мероприятия.

После этого организациям направляются уведомления, содержащего требование о предоставлении необходимого пакета документов.

Ознакомиться с организациями, в отношении которых проводятся проверки ФАС на 2018 год,можно на официальном сайте антимонопольной службы.

Проводится комиссия. Руководитель проверяемой организации должен обеспечить условия для работы инспекции. Комиссия систематизирует выявленные нарушения путем составления акта. Документ с результатами направляется заказчику и публикуется в Единой информационной системе.

В ЕИС доступна система поиска с использованием различных критериев, в том числе по наименованию или ИНН организации (правила ведения реестра ПП, принятых по ним решениям, предписаниям утверждены постановлением от 27.10.2015 № 1148).

План проверок ФАС на 2018 год

Результаты контроля

При выявлении нарушений ФАС вправе:

  • составлять протоколы об административных правонарушениях, и принимать меры по их предотвращению;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;
  • обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.

Невыполнение в установленный срок законного предписания повлечет административный штраф (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — в размере 500 000 руб.

Результаты контрольных мероприятий могут быть обжалованы в судебном порядке.