Критерии деления права на отрасли и институты. Основания деления права на отрасли

48 49 ..

3.

Основания деления права на отрасли

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий –метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «членсемьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.

2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы ипо характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий – метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «член семьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.


2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы и по характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Комплекс указанных особенностей и характеризует в совокупности отраслевой метод правового регулирования. Следует отличать общеправовые методы – императивный и диспозитивный от отраслевых методов, которые проявляются в комбинации указанных элементов.

Единство предмета и метода правового регулирования как основания деления прав по отраслям признается всеми учеными. Однако в последнее время в связи с изменяющимися общественными отношениями и их нормативной регламентацией учеными были предложены дополнительные критерии. Таковыми, например, является законодательный массив - наличие достаточного большого количества нормативных актов, регулирующих данное отношение. Можно ли считать трансплантационное право самостоятельной отраслью? Предмет и метод здесь налицо. Однако эти отношения регламентируются небольшим количеством норм, причем, норм различных отраслей.

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий - предмет правового регулирования - считается главным, второй - метод правового регулирования - вспомогательным (рис. 2).

Рисунок 2. Критерии деления права на отрасли

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права, т.е. предмет - это регулируемые общественные отношения. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского .

Авторитарный метод (административный, императивный, метод субординации, властных отношений) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам - участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон - участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношении к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей - уголовное право.

Второй метод правового регулирования - метод автономии (диспозитивный метод, гражданский, демократический) - заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны - участники правоотношений - выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования во многом зависит от предмета регулирования, т.е. определяется характером самих регулируемых общественных отношений. Метод правового регулирования является дополнительным критерием для выделения отрасли права как самостоятельного подразделения системы права, т. к. в арсенале законодателя методов правого регулирования значительно меньше, чем отраслей права.

Помимо рассмотренных выше основных методов правового регулирования используются также и иные методы. К ним относится метод рекомендаций, при котором используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций. Они обычно адресуются негосударственным организациям (предприятиям) или физическим лицам и устанавливают варианты поведения, желательного для государства, но т. к. они не снабжены санкциями, их соблюдение не обеспечивается принуждением силой государства. Поэтому у субъектов, к которым обращены эти нормы, есть возможность свободного выбора поведения, т.е. они могут и не следовать велению такой правовой нормы.

Возможно также применение метода поощрения, суть которого в том, что для стимулирования социально активного и полезного для общества поведения используются поощрительные нормы права, содержащие так называемые позитивные (поощрительные) санкции, указывающие на благоприятные последствия такого поведения. Поощрительными нормами административного права устанавливается порядок награждения особо отличившихся граждан различными государственными наградами, а также условия присвоения почетных званий.

Предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять, как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

1.1 Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

· дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

· запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;

· обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) - это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) - это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право, как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль – судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный – метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.

1.2 Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании. В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.):

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диапозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений и 2) императивный, или метод власти и подчинения, основывающийся на соподчиненности одних участников отношений другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный – в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.

1.3 Выводы

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

  • предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
  • метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
  • способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В науке также принято деление отраслей права на профилирующие (главные, базовые отрасли), специальные (регулирующие особые сферы отношений) и комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей). Путем создания комплексных отраслей права (предпринимательского, коммерческого, экологического и др.) происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно- процессуальное, административно-процессуальное и др.

Отрасли права.

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления - административным правом, брачно-семейные отношения - семейным правом и др.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права.

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные отрасли регулируют объем прав и обязанностей субъектов (гражданское, трудовое, уголовное право). Процессуальные отрасли регулируют порядок производства по гражданским и уголовным делам (гражданский, уголовный, арбитражный процессы). Процессуальные отрасли содержательно, функционально связаны с материальными, раскрывают порядок разрешения конфликтов, когда права и обязанности субъектов не могут реализоваться, например, из-за правонарушения. Это двусторонняя и взаимная связь.

Краткая характеристика основных отраслей права означает рассмотрение конкретного предмета и метода правового регулирования.

Конституционное право - отрасль права, устанавливающая основы конституционного строя, правовое положение личности, форму правления и государственного устройства. Преобладающий метод правового регулирования - императивный. В конституционном праве сосредоточены основные правовые режимы, находящие детализацию в других отраслях права. «Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения».

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства; преобладающий метод - императивный. Административное право является публично-правовой отраслью. Административно-правовые отношения складываются «в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов».

Гражданское право является совокупностью норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод - диспозитивный. Подотраслями гражданского права являются: вещное право, обязательственное право, личные неимущественные права, право интеллектуальной собственности, наследственное право. Гражданское право составляет основу всего частноправового регулирования. «Общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на это счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства. Это касается семейного права, а также ряда институтов трудового, природно-ресурсного, экологического права».

Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, устанавливая определенную систему наказаний и освобождения от наказания. Преобладающий метод регулирования - императивный. Уголовное право является совокупностью норм, «определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания».

Уголовно-исполнительное право - отрасль, которая регулирует условия и порядок назначения и отбывания наказания, устанавливает виды исправительных учреждений в соответствии с характером и степенью тяжести совершенного преступления, порядок функционирования учреждений уголовно- исполнительной системы, права и обязанности осужденных и др. «Основанием возникновения уголовно-правового отношения является факт совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, а уголовно-исполнительного - обвинительный приговор суда; уголовно-правовое отношение возникает в момент совершения указанного деяния, уголовно-исполнительное - с момента вступления обвинительного приговора в силу». При этом указывается, что субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее общественно опасное деяние и государство, а субъектами уголовно- исполнительного отношения - осужденный и учреждения, исполняющие наказания.

Уголовно-процессуальное право - совокупность норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам (дознания, следствия, судебного разбирательства). Уголовный процесс является деятельностью правоохранительных органов «по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности». Уголовный процесс является формой жизни уголовного закона.

Гражданско-процессуальное право является совокупностью норм права, регулирующих порядок процедурных (процессуальных) действий по гражданским делам. В рамках гражданского процесса выделяют в основном исковое производство, производство по делам, возникающим из публично- правовых отношений и особое производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение, дела об усыновлении, о восстановлении прав по утраченным документам и др.). «Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность гражданских процессуальных норм, регламентирующих правоприменительную деятельность судов общей юрисдикции по защите оспариваемых или нарушенных субъективных прав граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также организаций, как пользующихся, так и не пользующихся правами юридических лиц» . Таким образом, предметом гражданского процесса как специальной деятельности суда в определенной процессуальной форме, является рассмотрение в суде конкретных гражданских дел. Другими словами, гражданское процессуальное право «регулирует порядок осуществления гражданского процесса, выступающего в качестве основного элемента данной отрасли права. Российское гражданское процессуальное право относится не к частному, а к публичному праву, поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется от имени государства». Наиболее тесно гражданское процессуальное право связано с материально-правовыми отраслями частного права: гражданского, трудового, семейного и др.

Финансовое право - это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию, контролирующих порядок исчисления и взимания налоговых платежей и в целом - отношения по накоплению и распределению финансовых потоков. Финансовая деятельность государства включает в себя деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства для обеспечения его задач и функций. Финансовое право включает в себя, прежде всего, бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и расходов, порядок банковской деятельности, денежных расчетов, валютное регулирование и др. Н.И. Химичева определяет, что финансовое право является «совокупностью норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач».

Семейное право - это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения, устанавливает права и обязанности супругов, родителей, детей, опекунов, попечителей и других субъектов по отношению друг к другу и к обществу и государству в целом. Оно подробно регулирует порядок заключения и расторжения брака, имущественный и другие режимы совместной деятельности сторон, основанные на факте заключения брака или на основе иных фактов, подпадающих под соответствующие методы регулирования (алиментные отношения, отношения по признанию отцовства (материнства), охраняет права несовершеннолетних детей, законный и договорной режим раздела имущества, отношения по воспитанию детей и попечению за нетрудоспособными родителями, другими родственниками). М.В. Антокольская отмечает, что «семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Семейное право на современном этапе детально регулирует семейные правоотношения, брак, правоотношения родителей и детей, алиментные обязательства, усыновление, опеку и попечительство над несовершеннолетними, семейные отношения с участием иностранного элемента.

Трудовое право объединяет нормы, которые устанавливают порядок трудовых отношений, заключения и расторжения трудового договора, отношения социального партнерства, режим рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и охрану труда, материальную ответственность сторон трудового договора, порядок защиты прав работников, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, особенности регулирования труда отдельных категорий работников и ответственность за нарушение трудового законодательства. Трудовое право «регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России». В систему трудовых правоотношений входят также отношения по организации труда и управления трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и др.

Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей. Оно включает в себя порядок регулирования права собственности и иных вещных прав на землю, правовые основы землепользования. Основным предметом регулирования земельного права являются: государственное управление земельным фондом, охрана земель, а также правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения, режим земель поселений и предоставленных для целей недропользования, земель лесного фонда, водного фонда, земель запаса и особо охраняемых территорий.

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. специфически экологические отношения по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов, режим особо охраняемых природных объектов и др. Экологическое право как отрасль права определяет экологические функции государства, экологические права и обязанности граждан, право собственности на природные ресурсы, право природопользования и его виды, юридическую ответственность и др.

Предпринимательское право - комплексная отрасль права, определяющая порядок ведения предпринимательской деятельности (связанной с получением прибыли) для граждан и юридических лиц, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, государственное регулирование (налоговое, правовое), договорные отношения, способы обеспечения обязательств, правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей, ответственность за нарушение договорных обязательств, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и др. Предметом предпринимательского права является «нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих общественные отношения в области предпринимательской деятельности». Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, государственные предприятия, производственные кооперативы, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с учредительными документами.

Коммерческое (торговое) право регулирует отношения, возникающие в сфере торговли, т.е. предметом регулирования коммерческого права является порядок осуществления торговой деятельности.

Жилищное право является системой правовых норм, регулирующих отношения в связи с использованием жилых помещений государственного, ведомственного, муниципального и частного жилищных фондов, порядок найма жилья и проживания, отношения по управлению жильем, приватизации жилья, ответственности за нарушение жилищного законодательства.

2.1 Выводы

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

  • гражданско-процессуальное право;
  • уголовное процессуальное право
  • арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Теория права. Доработанное издание. М.: Изд-во “БЕК”, 2001 год.

2. Берман Г.Дж. Запалная традиция права: Эпоха формирования. МГУ, 2003 год.

3. Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. М.: “Былина” 2001 год.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности, М., 2000 год. Основы государства и права. учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Под редакцией О.Е. Кутафина. М.: “Юрлит”, 2001 год.

5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрлит. 2003 год.

6. Теория государства и права. Учебное пособие. Вып. 2. М.: “Юрист”, 2003 год.

7. Теория государства и права” Курс лекций в двух томах. Т. 1. М.: Юр. колледж МГУ, 2001 год.

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия.

Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

– дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

– обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

– запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Еще по теме 2. Основания деления права на отрасли.:

  1. 32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права
  2. 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
  3. 24. Проблема деления права на частное и публичное. (Исторические и теоретические основания. Его практическое значение).
  4. Вопрос 65. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.