Миграции рабочей силы. Основные тенденции современной миграции рабочей силы. Термины и понятия

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.

Миграция рабочей силы в современном мире

Сущность международной миграции

представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эм игр аци ей понимается выезд из страны на постоянное место жительства , под имм играци ей - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации- возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан .

Междунаро дные мигр анты подразделяются на пять основных категорий:

  • иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
  • работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек . Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
  • нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
  • беженцы. По данным ООН , в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящихся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн . Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

    Теории международной миграции

    Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике . Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность .

    Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей . Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей .

    В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий , индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

    В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.

    Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках , важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

    Основные центры притяжения миграционных потоков

    По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США . В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.

    Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

    Страны-доноры

    Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

    За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек . В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

    Регулирование международной миграции

    Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

    С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек . Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

    В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

    Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств .

    Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека , принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

    Согласно опросам Международной организации по вопросам миграции, проведенным в 1992 г., возможность временного отъезда на работу за границу допускали 26% опрошенных граждан России, 28% граждан Украины. При этом эмиграцию не исключали лишь 8% россиян и 13% жителей Украины. Среди национальных групп населения СНГ наибольшую склонность к эмиграции обнаружили также (согласно опросам) русские, украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы. По данным за 1997 г. в национальной структуре эмиграции из России лидировали русские - почти 108 тыс. человек (более 46%). Причем большинство из них - почти 78 тыс. человек - выехало в другие страны - члены СНГ и государства Балтии, около 30 тыс. - в страны дальнего зарубежья. Затем следовали украинцы - более 35 тыс. человек (15,1%), немцы - 31,4 тыс. человек (13,5%), евреи - 9,9 тыс. человек (4,2%), белорусы - 9,5 тыс. человек (4,1%), представители других национальностей - около 39 тыс. человек (17,1 %).

    Проблема иммиграции в Россию

    Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине - 11,4 млн человек , или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн- в Белоруссии, около 800 тыс. - в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990-1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4- 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15-30%.

    Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба.

    Последствия международной миграции кадров

    Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

    Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

    Последствия для принимающих стран

    О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США , писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.

    Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

    Последствия для стран-доноров

    Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям . Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

    Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.

    Последствия для России

    С учетом изложенного опыта следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7-10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

    Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых - 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 гг. составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.

    Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), чрезмерных поводов для алармизма нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы . Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги , финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

    Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. - вынужденных переселенцев и в 1993 г. - беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

    Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

    Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан . По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

    Выводы

    1. Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.

    2. Правовая база современных миграционных процессов отражает тенденцию не только к экономическому либерализму и открытой экономике, но и к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    3. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

    4. Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области.

    5. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

    Термины и понятия

    Международная миграция рабочей силы
    Эмиграция
    Иммиграция
    Международные мигранты
    Беженцы
    Принимающие страны
    Репатриация

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем сущность и главные причины международной миграции рабочей

    силы? 2. Какова правовая база процесса международной миграции рабочей силы и

    населения?

    3. Что представляют собой современные мировые миграционные потоки?

    4. Каковы тенденции и причины эмиграции из России?

    5. Каковы тенденции и причины иммиграции в Россию?

    6. Что говорит мировой опыт о последствиях международной миграции рабочей силы?

    7. Каковы социально-экономические последствия эмиграции из Российской

    Федерации?

    8. Что на практике означает для России массовая иммиграция (репатриация)

    русскоязычных граждан?

  • Международная миграция рабочей силы – а) это перемещение людских ресурсов через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему; б) перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.

    Международная миграция рабочей силы как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

    Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

    Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны.

    Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

    Причины вызывающие международную трудовую миграцию делят на экономические и неэкономические. К экономическим относят:

    различия в уровне экономического развития отдельных стран, и как следствие различный уровень заработной платы, жизни, социального обеспечения; различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами; существование хронической, относительно высокой безработицы в развивающихся странах.

    Неэкономические причины миграции рабочей силы: политические, военные, религиозные, экологические, расовые, семейные, культурные и др.

    Основными видами международной миграции рабочей силы являются:

    международная переселенческая миграция; международная трудовая миграция.

    Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

    Международная трудовая миграция в отличие от переселенческой миграции, предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

    На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина «трудящийся-мигрант» содержится в конвенциях Международной организации труда N97 и N143 и гласит, что «трудящийся-мигрант» это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).

    Международная организация по миграции выделяет пять основных типов международных мигрантов:

    поселенцы – люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство; контрактные работники – люди, которых приняли на основе понимания, что они работают ограниченный срок; профессионалы – люди с высоким уровнем образованием, опытом работы, которые могут легко войти в коллективы, работающие по данной специальности и на данном уровне или переквалифицироваться для работы в другой стране (значительное количество из них научные работники, преподаватели, студенты и стажеры, сотрудники транснациональных корпораций, переезжающие из одного филиала в другой; нелегальные иммигранты – люди, которые приехали в страну нелегально, или имеют просроченные визы, или занимаются трудовой деятельностью, не имея на это официального разрешения; лица, ищущие убежища и беженцы – люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо существенной опасности (военной, религиозной, экологической, политической и других).

    В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

    1) по направлениям:

    из развивающихся стран в развитые; между развитыми странами; между развивающимися странами; из постсоциалистических стран в развитые страны; миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся;

    2) по территориальному охвату:

    межконтинентальная; внутриконтинентальная;

    3) по времени:

    безвозвратная (обычно межконтинентальная); временная (обычно внутриконтинентальная); сезонная (поездки на заработки); маятниковая (в приграничных районах различных стран);

    4) по степени законности:

    легальная; нелегальная.

    Особенностью, характеризующей современный этап миграции рабочей силы, является значительное увеличение нелегальной миграции. Поскольку во многих странах правительства законодательным путем регламентируют приток иностранной рабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение через государственные границы. В США, например, незаконно проживает около 13 млн. рабочих иммигрантов, проникающих через мексиканско–американскую границу, штат Флорида и другие места. Около 90% иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Это объясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, по которому значительная часть мексиканского «относительно избыточного населения» могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельском хозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американских профсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев, въезжающих нелегально, возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этот показатель составлял менее 28 тыс. Около 15 млн. «нелегалов» из Бангладеш ежегодно проникает в Индию, соглашаясь там выполнять различные работы за самую низкую заработную плату.

    Миграция рабочей силы распространилась не только на большие страны, но и на малые. Это можно проследить на примере Греции, в которой 300–350 тыс. работают без разрешения властей. Большинство «нелегалов» на греческом рынке труда – жители Албании, Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах, фабриках, учреждениях. Наличие большого числа нелегальных рабочих оборачивается огромной потерей для греческой казны в виде неоплаченных налогов.

    В Республике Беларусь также обострилась проблема массовой нелегальной иммиграции из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Нелегальные мигранты прибывают в Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также напрямую нарушают правила въезда. Зачастую нелегалы рассматривают Беларусь как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. В настоящее время в стране нелегально проживает около 200 тыс. иностранных граждан. Резко увеличилось число попыток нарушения государственной границы Республики Беларусь нелегальными мигрантами.

    В 2000 году было задержано 769 человек, в 2001 – 1309 человек, в 2002 – 5069 человек. Пребывания в стране такого количества иностранцев с неопределенным статусом оказывает дополнительную нагрузку на социально-экономическую сферу, способствует обострению криминогенной обстановки, наносит реальный ущерб безопасности государства.

    Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально после истечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

    Отличительной чертой современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованием импортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая, заготовке кормов для скота и т.д. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодно работают в США на уборке урожая. Сезонность миграционных процессов уже коснулась белорусов, которые работают на полях Польши.

    Страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран. Это хорошо видно на примере Нидерландов, Франции и Великобритании. В Великобритании численность иммигрантов приближается к 2,5 млн., составляя примерно 4,5% населения. Самые многочисленные группы среди них – индийцы (760 тыс. человек), пакистанцы, бенгальцы (505 тыс. человек), а также выходцы из Вест-Индии (534 тыс. человек).

    Современные процессы миграции рабочей силы отличаются следующими особенностями:

    международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты; в процессах миграции рабочей силы происходят качественные изменения, обусловленные научно-технической революцией, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов; особенностью современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность; страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран; более активным стало вмешательство государства в отношениях между капиталом и трудом, в частности, иностранной рабочей силой; увеличилась миграция трудовых ресурсов внутри отдельно взятых стран; для развивающихся стран экспорт рабочей силы стал своеобразным инструментом участия в международных экономических отношениях. Одновременно происходит освоение рабочей силой стран–доноров, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой.

    Использование иностранной рабочей силы приносит следующие выгоды странам иммиграции:

    занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 90-е годы трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии – 10,2%, в Германии – 7,4%, во Франции - 6,2%; расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. К тому же деньги на их счетах используются в экономике; снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Например, США только в сфере образования и науки сэкономили с 1965 г по 1990 г примерно 15 млрд. долл. К тому же, иностранным рабочим меньше платят. Соответственно, у фирмы снижаются издержки; иммигранты омолаживают структуру трудовых ресурсов развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

    Наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные – в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

    Страны–доноры тоже получают выгоду от оттока рабочей силы:

    снижается безработица; растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку; увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

    В ряде случаев валютные поступления от экспорта рабочей силы могут превышать выручку от экспорта товаров (например, в Пакистане – в 5 раз, в Йемене – в 30 раз). Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «Денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка

    12–13% ВВП, а в Ливане – 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

    После возвращения на родину эмигранты нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Возвращаясь на родину с определенными накоплениями, мигранты формируют средний класс, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

    В целом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика.

    Негативные последствия для страны–донора:

    потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате происходит старение трудовых ресурсов; теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров; происходит «утечка умов».

    «Утечка умов» является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен, главным образом, в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов», превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде – в 7 раз, а в Великобритании – в 3 раза.

    Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается неверным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые невозможно оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка умов» приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.

    К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

    рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране; рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

    Если говорить о трудовой иммиграции в нашей республике, то она также имеет тенденцию к росту, в основном за счет строителей, привлеченных на строительство рынков, жилых домов и ремонта зданий производственного назначения. Нормативно-правовые документы Республики Беларусь закрепляют принцип приоритетности права белорусских граждан на занятие вакантных мест и ограничение притока иностранной рабочей силы. Предприятия, организации и учреждения должны убедительно аргументировать целесообразность привлечения иностранной рабочей силы и приобрести в этих целях специальное разрешение. Так, за 2000 – 2003 гг. в Республику Беларусь прибыло на работу 832 трудящихся мигранта и выехало на работу за границу 5738 граждан Республики Беларусь. За этот же период выдано 302 разрешения (лицензии) на привлечение рабочей силы в Республику Беларусь и 73 – на трудоустройство граждан Республики Беларусь за рубежом.

    В 2000–2002 гг. с территории Республики Беларусь выбыло 234965 человек, в том числе в страны СНГ и Балтии – 194113 человек и за пределы бывшего СССР – 40852 человек.

    В 2000–2002 гг. в Республику Беларусь прибыло 345197 человек, в том числе из республик бывшего Советского Союза – 318869 человек, из других государств – 26328 человек.

    За указанный период наибольший приток иммигрантов отмечается из Российской Федерации (171061 человек), Украины (46426 человек), Латвии (20283 человек), Казахстана (19991 человек). Среди прибывших преобладает русскоязычное население (белорусы, русские, украинцы).

    За 2000–2003 гг. в миграционную службу обратилось более 32 тыс. вынужденных иммигрантов, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца. Наибольшее их число прибыло из Латвии (7,0 тыс. чел.), России (4,9 тыс. чел.), Казахстана

    (2,7 тыс. чел.), Литвы (2,6 тыс. чел.), Грузии (2,5 тыс. чел.), Таджикистана (2,5 тыс. чел.).

    Кроме того, в настоящее время в Беларуси находится более 2 тыс. лиц, прибывших из Афганистана, Эфиопии, Ирана, Ирака, Пакистана, Боливии, Сомали и ряда других государств и ищущих убежище в Республике Беларусь.

    1. Причины и последствия международной миграции рабочей силы.

    3. Миграционная политика

    1. Рынок труда, как и любой рынок, развивается на основе взаимодействия спроса и предложения. Их динамика меняет распределение рабочей силы по секторам, отраслям, уровень безработицы и заработной платы. Поиск работы или более выгодных условий делают трудовые ресурсы мобильными. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран.

    Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год.

    Мировой рынок труда – механизм взаимодействия спроса на труд и предложения его на мировой арене.

    Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

    Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

    Миграционное сальдо - разность эмиграции из страны и иммиграции в страну.

    "Утечка мозгов" - международная миграция высококвалифицированных кадров.

    Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

    Различают легальную и нелегальную миграцию.

    Причины, которые заставляют рабочую силу перемещаться можно разделить на внеэкономические и экономические.

    Внеэкономические причины:

    Войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);

    Политические и религиозные преследования;

    Стремление открыть и освоить новые пространства (великие географические открытия);

    Желание воссоединения семей;

    Природные (стихийные) бедствия.

    Экономические причины:

    Поиск новой работы при отсутствии возможности трудоустроиться в собственной стране;

    Поиск более оплачиваемой работы;

    Поиск более творческой работы.

    Причины экономического характера, связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Такая страна обладает высоким научно-техническим потенциалом и предъявляет спрос на квалифицированную рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

    Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда. В принимающей стране будет наблюдаться рост объёма предложения. Считается, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать её росту. Некоторые аналитики это оспаривают. Исследования показывают, что мигранты обычно заполняют вакансии, которые не пользуются спросом коренного населения. Безработица может гнездиться в одних секторах рынка труда, а мигранты – направляться в другие.


    В стране-доноре приток мигрантов приведет к уменьшению предложения рабочей силы. Если в стране наблюдается безработица, то отток рабочей силы сократит её уровень.

    2. Существуют следующие направления миграционных потоков:

    Из развивающихся стран в высокоразвитые страны;

    Между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;

    Внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии и Испании в Германию, Англию.

    В последнее время образовались новые миграционные потоки из стран Восточной Европы и СНГ.

    Экономический эффект международной миграции кадров

    Для страны-реципиента Для страны-донора

    Положительные эффекты:

    Снижение издержек и повышение конкурентоспособности товаров;

    Увеличение ёмкости национального рынка;

    Облегчение структурных перестроек;

    Содействие сбалансированию экономики;

    Приток квалифицированной рабочей силы;

    Принимающая сторона использует готовую рабочую силу, не вкладывая средств на её обучение;

    Возможность использования достижений чужой культуры. Положительные эффекты:

    Снижение безработицы и соответственно уровня социального напряжения;

    Расширение ёмкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам;

    Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись на родину, становятся проводниками новых знаний и навыков.

    Отрицательные эффекты:

    Увеличение предложения труда и снижение его оплаты;

    Возрастают дифференциация доходов населения и социальная напряженность, появляется основа для национальных и религиозных противоречий;

    Особенно высоки издержки нелегальной миграции из-за её неконтролируемости, укрепления ею криминальных структур, социальной нестабильности;

    Возможны угрозы образования замкнутых сфер этнической экономики;

    Возможны всплески расизма и ксенофобии Отрицательные эффекты:

    - «утечка интеллекта» и квалифицированных кадров;

    Ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы, поскольку эмигрантами становятся преимущественно молодые и здоровые

    Массовые миграционные потоки могут создать серьезные проблемы как для принимающей страны, так и для страны-донора. Принимающая страна боится ущемить интересы местного населения, а страна-донор боится утечки квалифицированных кадров, оттока молодой рабочей силы. Для того, чтобы избежать негативные эффекты и получения наибольшей выгоды за счет миграции рабочей силы страны проводят специальную миграционную политику.

    Миграционная политика – государственное регулирование миграционных потоков в стране, условий занятости и социальной защиты иностранной рабочей силы на отечественном рынке.

    Государство-реципиент осуществляет селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для себя рабочей силы, отсекая остальные притоки. Принимающая страна выдвигает требования к мигрантам по квалификации, полу, возрасту, законопослушности, устанавливает квоты на въезд в страну.

    Государство-донор стремиться, в своей политике ослабить помощью мигрантов давление безработицы и дефицит валютных ресурсов.

    Миграционная квота – ежегодно устанавливаемый допустимый размерпритока мигрантов в страну.

    Инструменты миграционной политики принимающих стран.

    Определение миграционных квот;

    Использование льгот для отдельных мигрантов (для бизнесменов, предполагающих открыть свое дело, дефицитной квалифицированной рабочей силы);

    Определение перечня запретных отраслей и специальностей для иностранцев;

    Определение географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков;

    Введение ограничений личностного характера по состоянию здоровья, возраста, законопослушности;

    Стимулирование процесса реэмиграции.

    Инструменты миграционной политики для страны-донора:

    Определение режима эмиграционной политики (либерального, либо ограниченного).

    Выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере получения ими зарубежного образования;

    Стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.

    Взаимосвязь миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор – за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

    МОТ, действующая в рамках ООН, отрабатывает режим использования труда мигрантов.

    МОМ (Международная организация по миграции) – балансирует межстрановую миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.

    Темы семинарских занятий:

    3. Россия в мировом рынке труда.

    миграция рабочей силы макроэкономика

    Со второй половины XX в. наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция как форма проявления отношений на мировом рынке труда.

    Международная миграция рабочей силы - сложное явление, представляющее собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами.

    Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция - это выбытие за границу, а иммиграция - прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Вместе с тем существует и более специфическая форма международной миграции - реэмиграция, т.е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

    В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

    Основными формами трудовой миграции являются (рис.1):

    Рисунок 1. Формы миграции рабочей силы

    • * безвозвратная, когда работники выезжают за границу на постоянное место жительства;
    • * временно-постоянная -- в данном случае выезд за рубеж осуществляется на достаточно длительное время (от 1 до 10 лет);
    • * сезонная -- работники выезжают в зарубежные страны на короткое время (до 1 года) для осуществления трудовых услуг в отраслях, имеющих сезонный характер (например, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, курортно-оздоровительная сфера и т. п.). Разновидностью сезонной миграции можно считать и кочевое животноводство, сохранившееся во многих азиатских и африканских странах. К сезонной миграции можно отнести перемещение цыганских таборов, а также паломничество к святым местам (в Иерусалим, Афон, Мекку и т. п.);
    • * приграничная, или маятниковая, представляет собой ежедневный приезд граждан, живущих в приграничной полосе одной страны, для работы в другую страну. Данный тип миграции похож на процесс ежедневного приезда работников, живущих в пригородах, для работы в мегаполис;
    • * нелегальная -- предполагает нелегальный въезд в страну с последующим устройством на работу, либо законный въезд (например, по туристической путевке, по частному приглашению) с последующим незаконным трудоустройством;
    • * вынужденная -- вызывается неэкономическими причинами -- войнами, революциями, политическими преобразованиями (например, распадом государства), стихийными бедствиями, эпидемиями, однако оказывает серьезное воздействие на рынки труда как в стране, из которой выезжает население, так и в принимающем беженцев государстве;
    • * межконтинентальная -- означает не просто выезд из страны в страну, но и смену при этом континента проживания и трудоустройства. В некоторых странах (например, Россия, Турция) межконтинентальная миграция может быть разновидностью внутренней миграции;
    • * «утечка умов» -- выезд за границу ученых, специалистов, деятелей искусства. Сюда же можно отнести и миграцию спортсменов, хотя для нашей страны данный тип миграции лучше называть не «утечка умов», а «бегство клюшек».

    За последние полтора десятилетия страну покинули и работают в США следующие российские экономисты: профессор И. Сегал (Стэн-форд), ассоциированные профессора А. Богомольная (Университет Раиса, Хьюстон), М. Арбатская (университет Эмори (Атланта)), Д. Столяров (Мичиганский университет), ассистенты профессора И. Стрембулаев (Стэнфорд), О. Леухина (университет Северной Каролины), Г. Овчарова (университет Нотр-Дам), И. Копылов (Калифорнийский университет (кампус в Ирвайне)), Г. Борисова (Иель), Е. Краснокутская (Пенсильванский университет), Светлана Боярченко (Техасский университет), Андрей Шевченко (университет Мичиган Стейт), К. Тюрин (университет Индианы), Елена Гольдман (университет Пэйс, Нью-Йорк) и другие. Обязанности лекторов в британских вузах выполняют: А. Сарычев (Лондонская школа экономики) и Татьяна Корниенко (университет Стерлинга), ассистентами профессора Лондонской школы бизнеса являются А. Павлова и И. Макаров.

    Международную миграцию рабочей силы можно считать разновидностью горизонтальной социомобильности населения, способом устранить перекосы в структуре национальных рынков труда.

    Миграция рабочей силы осложняется «языковым барьером», трудностью адаптации трудовых ресурсов в зарубежных странах.

    Причины миграции рабочей силы.

    Миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

    • 1. Неэкономические факторы:
      • - войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);
      • - политические и религиозные преследования;
      • - стремление открыть или освоить новые пространства (период великих географических открытий демонстрирует мощь таких мотиваций);
      • - желание воссоединения семей;
      • - природные (стихийные) бедствия.
    • 2. Экономических факторов, к которым относятся:
      • - различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабочей силы;
      • - состояние национального рынка труда;
      • - структурная перестройка экономики, связанная, например, с переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике;
      • - научно-технический прогресс, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
      • - вывоз капитала, функционирование ТНК, которые способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы.

    По данным социологических опросов, основным мотивом выезда является желание заработать, из нематериальных стимулов -- желание повысить свой профессиональный уровень.

    Причины экономического характера связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Безусловно, более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Поэтому такая экономика способна обеспечить и более оплачиваемую работу. Обладая более высоким научно-техническим потенциалом, она предъявляет спрос на квалифицированную, способную к творчеству рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

    Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда.

    В принимающей стране будет наблюдаться рост объема предложения. Принято считать, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать ее росту.

    Основные особенности, потоки и центры миграции рабочей силы.

    Миграция, с одной стороны, обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов как фактор производства в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые регионы, с другой - ведет к обострению экономических и социальных противоречий, что требует разработки специальных мер как на государственном, так и международном уровне.

    На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся. Данные регионы называются центрами притяжения. В этих центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, а соответственно отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах.

    Как нам известно, основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира. В начале 1993 года насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, участников маятниковой миграции (фронтальеров), сезонников, нелегальных иммигрантов общая численность трудовых мигрантов оценивается в четыре-пять раз выше.

    Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран богатых трудовыми ресурсами, к более богатым капиталом странам. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

    Потоки трудовой миграции в течение длительного периода времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку, Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и финансовых ресурсов способствовало образованию во второй половине 19- начале 20 в в. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго- Восточную Азию и районы Индийского океана.

    Во второй половине прошлого столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Уже в начале 50-х в странах ЕС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль. Его население на 2/3 увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д Ивуар.

    Основными поставщиками рабочей силы в Азии являлись Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, на Ближнем Востоке - Ливан. Иордания, Турция, в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, в Северной Америке - Мексика, в Европе - Польша, Португалия, Италия, Ирландия. В 90- е годы страны Южной Европы - Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто - миграции.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что международная миграция рабочей силы -- это перемещение людей через границы определенных территории со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

    1. Причины международной миграции рабочей силы

    М еждународная миграция рабочей силы – это перемещение рабочей силы с одной страны в другую. Она включает два основных взаимосвязанных процесса: эмиграционный и иммиграционный.

    Эмиграция – это отъезд рабочей силы с одной страны в другую.

    Иммиграция – это въезд рабочей силы в принимающую страну. Реэмиграция – возвращение рабочей силы в страну эмиграции (на родину).
    В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют:

    Постоянную миграцию. Это форма преобладала до 1 мировой войны и характеризовалась тем, что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное проживание в США, Канаду, Австралию и пр. переселение в обратном порядке было незначительным.
    - временную миграцию, которая предусматривает возвращение мигрантов на родину по окончании определенного срока. В связи с этим нужно отметить, что современная миграция приобрела ротационный характер;
    - нелегальную миграцию, которая очень выгодна предпринимателям стран-мигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им дешевой рабочей силы.

    Разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, которые пересекают национальные границы, создают международный рынок труда, который функционирует во взаимосвязи с рынками капитала, товаров и услуг. Иначе говоря, международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

    Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внешнего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами: состоянием международной экономики в целом и экономическими связями между странами. В определенные периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности могут выступать также политические, военные, религиозные, национальные, культурные, семейные и др. социальные факторы. Причины международной трудовой миграции можно также понять лишь как конкретную совокупность названных факторов.

    Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

    1) Отличия в темпах накопления капитала обуславливают отличия сил притяжения или отталкивания рабочей силы в разных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения этого фактора производства между странами.
    2) Уровень и масштабы накопления капитала оказывают непосредственное влияние на уровень занятости трудоспособного населения и, таким образом на размеры относительного перенаселения (безработицы), которое является основным источником трудовой миграции.
    3) Темпы и размеры накопления капитала в свою очередь до определенной степени зависят от уровня миграции. Эта зависимость заключается в том, что относительно низкая заработная плата иммигрантов и возможность снизить оплату труда отечественных трудящихся позволяет снизить затраты производства и тем самым увеличить накопление капитала.

    Такая же цель достигается путем организации производства в странах с дешевой рабочей силой. Транснациональные корпорации с целью ускорения накопления капитала используют или движение рабочей силы к капиталу, или перемещают свой капитал в регионы с излишними трудовыми ресурсами.

    4) Причиной перемещения рабочей силы являются изменения в структуре потребностей и производства, которые вызваны НТП. Сокращение объема производства или ликвидация некоторых устаревших отраслей освобождают рабочую силу, которая ищет себе применение в других странах.

    Таким образом, международная трудовая миграция – это прежде всего форма движения относительно лишнего населения с одного центра накопления капитала в другой.

    Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни и заработной платы в страны с более высоким уровнем. Национальные отличия в заработной плате являются объективной основой миграции труда.