Образец заполнения протокола контроля трезвости водителя. Предрейсовый медицинский осмотр водителей. Какие исследования нужно проходить

Работники автомобильного транспорта 2. Труд работников автотранспорта в 2. Узнайте, какие особенности труда работников автомобильного транспорта в 2. Из этой статьи вы узнаете: каковы особенности труда работников автомобильного транспорта в 2. России с иностранными водительскими удостоверениями. Работодатели, использующие пассажирский и грузовой автотранспорт в процессе хозяйственной деятельности, не понаслышке знают об особенностях оформления трудовых отношений с персоналом и установлении специфических требований, которым должны соответствовать работники автомобильного транспорта. Труд работников автомобильного транспорта в 2.

Эксплуатация транспортных средств должна производиться в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, что накладывает определенный отпечаток на порядок организации труда водителей. Работодателям необходимо помнить, что труд работников автомобильного транспорта в 2. Поэтому вместе со стандартным пакетом документов, необходимых для заключения трудового договора с водителем, при приеме на работу следует потребовать водительское удостоверение.

В настоящее время иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. С 1 января 2. 01. России можно будет только с российским национальным водительским удостоверением (пункты 1. Федерального закона от 1. ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для получения медицинского заключения нужно направить работника автомобильного транспорта на предварительный медосмотр в организацию, имеющую лицензию на выдачу таких документов, причем процедура проводится за счет работодателя. Только после этого можно заключить трудовой договор.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью. Контроль трезвости водителя автотранспортных средств проводится при . Контроль трезвости водителя автотранспортных средств проводится при. прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации или. Скачать бланк (форму) бесплатно: Журнал контроля трезвости водителей (фрагмент)Форма актуальна на 2015 год. Home Справочник Бланки и формы Журнал контроля трезвости водителей (фрагмент)..


Принадлежности для кабинетов предрейсового осмотра. 1. Журнал учета предрейсовых медицинских осмотров водителей шт. 3. Бланки протокола контроля трезвости водителей комплект 100 шт.. Журнал контроля трезвости водителей (фрагмент). Статус: Пользователь. Сообщений: Регистрация: 27.12.2015. 0. 15.02.2016 20:58:51. Скачать образец бесплатно..

Порядок проведения предварительных медосмотров утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 1. Какими должны быть действия работодателя, если водителя лишили прав, расскажет юрист. Особенности труда работников автомобильного транспорта в 2. Особенности труда работников автомобильного транспорта в 2. Действующее законодательство устанавливает особые требования к совместителям, которые на основной работе выполняют обязанности водителя. По совместительству такие специалисты могут работать только на должностях, не предполагающих управление транспортными средствами или наличие других обязанностей, предусмотренных «Перечнем работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» (утвержден постановлением Правительства РФ от 1.

Это означает, что сотрудника, выполняющего функции водителя на основном месте работы, другой работодатель не может принять в штат в качестве диспетчера автотранспорта, машиниста автомобильного крана и т. д. Особенности режима рабочего времени водителей автомобилей утверждены приказом Минтранса России от 2. Заключаем трудовой договор с водителем- иностранцем: как оформить процедуру без ошибок, читайте в журнале «Кадровое дело»Медосмотры работников автотранспорта в 2. Медосмотры работников автотранспорта в 2.

Организацией и контролем медосмотров занимается непосредственно работодатель. В ходе предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования необходимо выявить лиц, которых нельзя допускать к управлению автотранспортом. Оптимальный вариант для крупного предприятия - заключение соответствующего договора с лицензированным медицинским учреждением. Все данные, полученные в ходе медосмотра, заносятся в специальный журнал. Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров установлен Приказом Минздрава России от 1. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя автомобиля, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся также в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя автомобиля, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. Закона «О безопасности дорожного движения», п.

Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Работник автомобильного транспорта не допускается к управлению транспортным средством, если врач или фельдшер, проводивший осмотр, выявляет у него признаки: острого инфекционного заболевания; отравления; временной нетрудоспособности, связанной с хроническими или острыми заболеваниями; повышения или понижения частоты сердечных сокращений; значительного изменения артериального давления по сравнению с нормой для данного водителя; алкогольного или наркотического опьянения; воздействия на нервную систему лекарственных или иных веществ.

Медосмотры, пробки и другие сложности в работе с водителями: узнайте, как избежать проблем. Специальные разрешения и отстранение работников автомобильного транспорта в 2.

Для перевозки отдельных видов грузов (например, опасных веществ или тяжеловесной сельскохозяйственной техники) требуются специальные разрешения, и отстранение работников автомобильного транспорта в 2. Чтобы получить специальное разрешение для перевозки опасных грузов, которое выдается на срок до шести месяцев, перевозчик должен подать в уполномоченный орган заявление с приложенными к нему подтверждающими документами, в том числе копией свидетельства о регистрации транспортного средства, предполагаемого к использованию, и копией свидетельства о подготовке водителя, перевозящего опасные грузы. Времени работы сотрудника в качестве водителя автомобиля, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. Закона «О безопасности дорожного движения», п. Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Каждый автомобилист нашей страны имеет обязанность раз в несколько лет проходить стандартное медицинское обследование. Такая практика помогает уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, позволяет человеку узнать о серьезных проблемах и начать лечить их.

Вождение в нетрезвом состоянии

Часто своих подчиненных на медицинскую экспертизу отправляют работодатели, ведь в случае обнаружения проблем они могут выполнить отстранение водителя и нанять на работу нового человека.

Протокол контроля трезвости водителя автотранспортного средства заполняется согласно стандартному образцу, докторам нельзя упускать ни одного из пунктов документа, и только при выполнении всех необходимых исследований, медицинский сотрудник может поставить подтверждающую печать. О самой процедуре и образце заполнения документальной формы стоит упомянуть детальнее.

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Какие исследования нужно проходить

Чтобы составить протокол контроля трезвости работника грамотно, медицинские сотрудники должны провести ряд клинических исследований, среди которых нужно отметить такие:

  • наблюдение за общими параметрами поведения человека, проходящего диагностику;
  • выявление присутствия, либо отсутствия со стороны водителя жалоб на общее состояние здоровья;
  • осмотр состояния кожного покрова и слизистых оболочек глаза;
  • измерение параметров дыхания, давления и сердцебиения;
  • определение особенностей походки и проверка на присутствие запаха спиртного изо рта;
  • выполнение лабораторного анализа крови.

Если показатели всех разделов находятся в рамках нормы, то делается положительное заключение, уполномоченный медицинский сотрудник ставит печать и отпускает человека. Если какие-то нарушения в плане здоровья все же присутствуют, то человеку в документе не поставят печать, что может стать причиной отстранения от работы.

Образец медицинской формы и алгоритм ее заполнения

Протокол контроля трезвости водителя автотранспортного средства является бланком, который должен заполняться медицинским сотрудником, после выполнения общего обследования и получения результатов лабораторных анализов. Образец, по которому заполняется указанная медицинская форма, выглядит следующим образом:

Пройдите небольшой опрос получите бесплатно брошюру "Культура приема спиртных напитков".

Какие спиртные напитки Вы чаще всего употребляете?

Как часто Вы употребляете алкоголь?

Возникает ли у Вас на следующий день после приема спиртных напитков желание "опохмелиться"?

Как Вы думаете на какую из систем алкоголь оказывает наибольшее негативное влияние?

Как Вы считаете, достаточны ли меры, принимаемые правительством, по ограничению продажи алкоголя?

Каждый из указанных пунктов заполняется в обязательном порядке, если какая-то информация не была указана, то поставить печать и собственную подпись медицинский специалист не имеет возможности.

Причины для отстранения от работы

Часто причиной увольнения конкретного сотрудника служит именно протокол контроля трезвости. Есть ряд проблематичных ситуаций, которые не позволяют человеку приступить к работе. К ряду противопоказаний подобного характера следует отнести такие ситуации:

  • присутствие у обследуемого болезней острого характера;
  • период обострения присутствующих в организме хронических болезней;
  • наблюдается повышенная частота сердечных сокращений, слишком завышенные показатели давления;
  • присутствие признаков алкогольного, либо наркотического опьянения.

Если путевой лист содержит показатели этого характера, то работодатель может отстранить его временно, либо на постоянной основе от выполнения рабочих обязанностей. Протокол контроля водителя автотранспортного средства – это бланк, но играет очень важную роль для владельца транспорта. Уволенный человек может поправить собственное здоровье и тогда вновь попытаться пойти на работу.

Образцы этой формы без проблем можно найти и распечатать, но при прохождении обследования лист будет выдан в медицинском учреждении. Как показала многолетняя практика, такой контроль позволяет сделать городские и загородные дороги более безопасными как для водителей, так и для пешеходов.

Положительное заключение медицинского сотрудника позволяет автоводителю и далее спокойно управлять собственным транспортным средством. Пройти исследование человек может в любой государственной поликлинике, но для этого иногда придется стоять в длинных очередях. Чтобы получить результаты анализов, либо дополнительного гистологического исследования придется подождать пару дней. Протокол контроля трезвости составляется в течение нескольких дней и является действительным на период нескольких лет.

Каждый из пунктов указанного документа нужно заполнить в соответствии с реальной ситуацией. После этого человек должен предоставить заполненную форму по месту работы, а руководитель согласно сложившейся ситуации сможет принять правильное решение. Без наличия на протоколе печати, его можно считать недействительным, ведь заключение врача является обязательным элементом документации. Необходимость регулярно проходить обследование обусловлено тем, что изменения в плане состояния здоровья могут произойти в любой момент, ведь не все регулярно обследуются у специалистов.

Процедура осуществляется довольно быстро, при выполнении обследования врач должен озвучивать только объективную оценку того что он видит. Протокол контроля трезвости водителя транспортного средства – это очень важный документ, который часто требуют у своих подчиненных работодатели, на его основе могут полностью отстранить человека от конкретной разновидности трудовой деятельности.

размер шрифта

ПИСЬМО Минздрава РФ от 21-08-2003 25109468-03-32 О ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (2019) Актуально в 2018 году

Приложение N 3. ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЯ ТРЕЗВОСТИ ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЯ ТРЕЗВОСТИ ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1. Фамилия, имя и отчество ___________________________________ где и кем работает ___________________________________________ кем и когда (точное время) направлен на обследование _________ 2. Особенности поведения обследуемого: возбужден, раздражен, агрессивен, эйфоричен, болтлив, замкнут, сонлив и т.п. ___________ 3. Жалобы ____________________________________________________ 4. Кожный покров: а) окраска ___________________________________________________ б) наличие повреждений, расчесов, следов от инъекций, "дорожек" по ходу поверхности вен ________________________________ 5. Состояние слизистых глаз и склер __________________________ 6. Зрачки: расширены, сужены, как реагируют на свет __________ 7. Частота дыхательных движений ______________________________ пульс ____________ артериальное давление______________________ 8. Особенности походки (шаткая, разбрасывание ног при ходьбе) ______________________________________________________________ Точность движения (пальценосовая проба) ______________________ Дрожание пальцев рук, век ____________________________________ 9. Наличие запаха алкоголя или другого вещества изо рта ______ 10. Данные лабораторного исследования: а) на алкоголь: - выдыхаемый воздух (алкометр) _______________________________

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра - подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующиесейа транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует сразу три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году. Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н , более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей. Кроме того, юридическую силу имеет письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 , в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с установленным перечнем. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.

Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Приглашая на осмотр индивидуально каждого водителя, медицинский работник должен обратить внимание на: как обследуемый заходит в кабинет, на его походку, внешний вид и поведение. Осмотр начинается с опроса водителя. При опросе выясняется субъективное самочувствие водителя, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жалоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.

Медицинские осмотры должны проводиться при достаточном освещении. Медицинский работник обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций на тыльной части кистей и кубитальных ямок, бледность или покраснение кожи. Определяется состояние слизистых глаз и склер (гиперемия, желтушность). Особую значимость при осмотре приобретает состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет (живая, вялая или отсутствует). Температура тела измеряется при наличии объективных показателей. При осмотре в обязательном порядке измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:

1) наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37°С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);

2) повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменений артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;

3) нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Отстраненные от работы по состоянию здоровья водители направляются в дневное время к дежурному врачу поликлиники. В том случае, если отстранение водителя от работы связано с временной утратой трудоспособности и произошло в вечернее или ночное время, когда в поликлинике нет приема, медицинский работник, оказав первую помощь, предлагает работнику явиться на следующий день в поликлинику, а в случае надобности - вызвать врача на дом. При этом он выдает водителю справку за своей подписью. В справке указывается час освобождения от работы, приводятся краткие данные о характере заболевания или травмы, о температуре тела и т.д. Справка составляется в произвольной форме.

Врач поликлиники, признав отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист в установленном порядке. Если же врач признает его трудоспособным, то выдает справку об отсутствии противопоказаний для допуска к работе. Допуск к работе лиц, страдающих гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществляется строго индивидуально по рекомендациям лечащего врача. Эти рекомендации заносятся в карту состояния здоровья водителя. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.

Медицинский работник один раз в год, а также при первичном выявлении больных составляет списки лиц, состоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе. Медицинский работник ежемесячно подводит итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей и результаты доводит до сведения руководителя организации.

Руководители организаций ежемесячно проверяют результаты предрейсовых медицинских осмотров, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих алкоголь и наркотики.

Медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, и другую ответственность за качество проведенного предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.

Контроль трезвости водителей. Контроль трезвости водителя автотранспортных средств проводится при выявлении во время предрейсового медицинского осмотра признаков употребления водителем алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ.

Если во время проведения предрейсового медицинского осмотра (при отсутствии воспалительных заболеваний, а также данных о предыдущем повышении или понижении артериального давления) у водителя выявляются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (артериальное давление и иные), характерные изменения окраски кожных покровов, слизистых глаз, склер, узкие или широкие зрачки (неадекватные освещению), слабая или отсутствующая реакция зрачков на свет, а также отклонения в поведении, нарушение походки и речи, тремор пальцев рук, век, запах алкоголя изо рта, то медицинский работник обязан провести такому водителю контроль трезвости.

При проведении контроля трезвости для определения состояния здоровья осматриваемый водитель в обязательном порядке должен быть подвергнут клиническому обследованию и должна быть проведена лабораторная диагностика биологических сред водителя (выдыхаемый воздух и моча). Забор крови категорически запрещен.

Наличие или отсутствие факта употребления различных психоактивных веществ и состояние опьянения определяются по комплексу поведенческих, вегетативно-сосудистых, соматических, двигательных и неврологических расстройств в сочетании с обнаружением в биологических средах этанола, наркотического средства или токсиканта.

Медицинский работник, проводящий контроль трезвости, в обязательном порядке составляет протокол контроля трезвости установленной формы в двух экземплярах, четко и конкретно заполняя каждый пункт документа. Один экземпляр протокола оставляется у медработника. Второй экземпляр протокола выдается руководителю организации.

В протоколе медицинский работник подробно описывает особенности поведения водителя, его реакцию на проводимое обследование, предъявляемые жалобы. Важное диагностическое значение имеют состояние вегетососудистой сферы: окраска кожных покровов и видимых слизистых; частота сердечных сокращений и дыхательных движений; артериальное давление. Прием различных психоактивных веществ, как правило, вызывает нарушение со стороны опорно-двигательного аппарата. Нарушаются походка, ориентировка в пространстве (пальценосовая проба), координация (проба Ромберга), зрачки сужены или расширены и слабо реагируют на свет или фотореакция вовсе отсутствует. Часто наблюдается тремор пальцев рук и век. Немаловажное значение имеет наличие или отсутствие запаха алкоголя, перегара изо рта. Отсутствие такого запаха при наличии явных клинических отклонений в состоянии испытуемого указывает на употребление наркотических средств или токсикантов. В этом случае следует более внимательно осмотреть кожные покровы в кубитальных ямках, тыльной части кистей, стоп, внутреннюю область бедер.

Поведение обследуемого в состоянии опьянения может иметь и другие проявления. Нередки суетливость, подозрительность, реакции рассеяния. Довольно часто со стороны обследуемого водителя обнаруживается тенденция к диссимиляции. Обычно это проявляется в отказе или неправильной даче биосред для анализа на алкоголь (неправильное продувание выдыхаемого воздуха, попытки подменить анализы и т.д.). Отмечаются также случаи "непонимания" инструкций, невыполнения отдельных функциональных проб, попытки затруднить освидетельствование, уйти от контакта с медработником. Регистрация указанных феноменов имеет существенное диагностическое значение, поскольку косвенно свидетельствует о возможности предшествующего потребления алкоголя, наркотиков и других психотропных средств.

При оценке психического состояния необходимо обращать внимание на преобладающий фон настроения осматриваемого водителя, указывать, если это имеется, на значительную выраженность эмоциональных реакций (эйфоричность, апатия, напряженность, тревога, раздражительность, неустойчивость настроения). Важно также описывать особенности протекания интеллектуальной деятельности, указывать в соответствующих случаях на затруднения при концентрации внимания, рассеянность, повышенную отвлекаемость, излишнюю обстоятельность. Полезно предъявлять интеллектуальные задачи (например, вычитать по семь из ста, запоминание ряда чисел, ассоциативный тест, называние предметов на какую-либо букву и т.д.). Важную информацию дают также наблюдения за характером речи обследуемого, выговариванием отдельных звуков, словосочетаний, эмоциональными модуляциями голоса. В состоянии опьянения часто выявляются "смазанность" произношения, иногда речь приобретает скандированный оттенок, появляется монотонность. Указанные особенности обычно обнаруживаются при произнесении скороговорок, чтении вслух, счете.

Весьма характерным признаком воздействия алкоголя является нарушение походки. Этот показатель, как свидетельствует опыт, является высокочувствительным и довольно надежным. Неустойчивая походка, разбрасывание ног при ходьбе постоянно встречается у лиц с выраженным состоянием опьянения. Следует подчеркнуть, что аналогичные расстройства, хотя и в меньшей степени, обнаруживаются также и при легкой алкогольной интоксикации. Для их выявления в этом случае следует прибегать к весьма надежной и простой функциональной пробе: ходьбе с быстрыми поворотами.

При проведении пробы "ходьба с быстрыми поворотами" обследуемому лицу предлагают сделать 5 - 6 шагов в одном направлении, быстро развернуться вокруг своей оси и сделать столько же шагов в обратном направлении. Установить тонкие нарушения координации при легком алкогольном опьянении можно также при задании поднять мелкий предмет с пола, при закрытых глазах коснуться пальцем кончика носа, свести при закрытых глазах кончики указательных пальцев.

Специальные исследования показали, что в совокупности с другими признаками интоксикации диагностической ценностью при легкой степени опьянения является такой симптом, как покраснение склер глаз. Характерно также увеличение частоты сокращений сердца свыше 100 в минуту. Известно, что во многих случаях при проведении освидетельствования у обследуемых лиц отмечается гиперемия кожных покровов, изменения артериального давления, частоты дыхания и температуры тела. Однако перечисленные симптомы в большой степени подвержены колебаниям и могут отражать неспецифическую реакцию обследуемого лица. Регистрация комплекса негативных проявлений в полном объеме тем не менее имеет немаловажное значение, поскольку на основании правильно выявленных расстройств можно сделать заключение о стойком изменении функциональной активности организма болезненной или интоксикационной природы.

После завершения клинического обследования и выявления при этом признаков употребления алкоголя или других психоактивных веществ медицинский работник проводит исследование биологических сред на наличие в них различных групп психоактивных веществ. Для этого могут быть использованы разрешенные Минздравом России газовые анализаторы выдыхаемого воздуха (качественные и количественные алкометры) и различные варианты экспресс-тестов мочи. Некоторые из них описаны в методической рекомендации.

Полученные данные клинического обследования и результаты лабораторных исследований биологических сред должны быть объективно оценены и служат основанием для вынесения одного из нижеперечисленных заключений:

1) установлен факт потребления алкоголя (единичные клинические отклонения, запах алкоголя или перегара изо рта, положительный результат при качественном или количественном (до 0,09 промилле) исследовании выдыхаемого воздуха алкометром или экспресс-тестом мочи);

2) алкогольное опьянение (полный комплекс клинических изменений и лабораторное подтверждение);

3) состояние одурманивания (явные клинические отклонения в состоянии обследуемого водителя при сомнительности или отсутствии лабораторного подтверждения);

4) наркотическое опьянение (наличие клинических признаков опьянения и обнаружение в биологической среде наркотического вещества);

5) трезв, признаков употребления психоактивных веществ не выявлено.

Каждый случай контроля трезвости должен быть зарегистрирован в специальном пронумерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале записываются: фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность, причина направления на обследование, кем направлен, дата и время проведения контроля трезвости, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

При неясной или неполной клинической картине опьянения, сомнительных результатах лабораторного исследования, противоречивости данных клинического и лабораторного обследования, а также несогласии испытуемого с заключением проведенного контроля трезвости медицинский работник обязан подготовить руководителю организации представление для направления его в территориальное лечебно-профилактическое учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости.

Лица, подлежащие врачебному освидетельствованию в медицинских учреждениях, должны быть доставлены к месту его проведения как можно быстрее, но не позднее двух часов с момента выявления состояния опьянения. Для направления на врачебное освидетельствование составляется документ по установленной форме.

При наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа обследуемого лица от освидетельствования, аппаратного либо тестового исследования администрацией организации составляется акт о появлении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии.