Основные формы осуществления функций государства. Формы и методы осуществления функций государства

Процесс реализации функций государства предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность – это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

Исполнительно-распорядительная деятельность – этоповседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контро­лируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению предписаний правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность – это исполнительная правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.

Функции государства реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов. Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Тема 2.2. Механизм государства

1. Понятие и структура механизма государства.

Государственный механизм - это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

Элементы механизма государства

1. государственный аппарат (основной элемент; системы государственных органов)

2. государственные предприятия (коммерческие)

3. государственные учреждения (социально-культурные; образования)

4. партия парламентского большинства

Вне механизма государства (входит в политическую систему, но в управлении делами государства не участвуют):

Коммерческие организации

Иные политические партии

Общественные организации

Иностранные государства

Международные организации

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую и правоприменительную деятельность.

В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

- Публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер).

- Нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами.

- Объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка Правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа).

- Обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

Структурированность

Профессиональная подготовленность сотрудников

Бюджетное финансирование

Государственный орган - создаваемый в установленном порядке, обладающий внутренней организационной структурой, состоящий из профессионально подготовленных сотрудников, осуществляющий свои полномочия посредством принятия нормативных или вынесения индивидуальных правовых предписаний структурный элемент механизма государства.

При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим выделяются следующие критерии классификации государственных органов:

1) По способу образования:

Выборные (представительные),

Назначаемые (производные).

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов, в которых могут принять участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность).

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначения на должность сотрудника). В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума.

Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

2) По времени действия:

Постоянные (не ограниченные сроком действия),

Временные (ограниченные сроком действия).

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации).

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того, как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции, создается специальный органКонституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае, если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

3) По функциональному назначению :

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Надзорно-контрольные и т.д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных актов (законов), обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся Федеральное Собрание России, а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве. К исполнительным органам в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам, связанным с разрешением спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений. К судебным органам государственной власти в Российской Федерации относятся: на федеральном уровнеКонституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд; на региональном уровне – Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; арбитражные суды субъектов Российской Федерации; на местном уровне – городские (районные) суды общей юрисдикции.

Надзорно-контрольные органы государственной власти осуществляют надзорно-контрольную деятельность за соблюдением требований законности во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и, прежде всего, в правоприменительной сфере, связанной с государственным принуждением. К надзорно-контрольным органам в Российской Федерации относятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, местные (городские, районные прокуратуры), а также специализированные (отраслевые) органы прокурорского надзора (военная прокуратура, транспортная прокуратура и т.д.). Счетная палата?

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица - представители государственной власти государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

4. В зависимости от функции государства:

Экономические

Социальные

Правоохранительные

5. в зависимости от порядка принятия решения:

Коллегиальные

Единоначальные

6. В зависимости от состава:

Коллективные - министерства

Единоличные - Президент

5. по сфере действия:

Общегосударственные

Региональные

2.Государственный аппарат: понятие, принципы организации и деятельности.

Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц - представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

Свойства государственного аппарата как системы управления:

1. эффективность (затраты – риски – результат);

2. физическая неоднородность и большое число элементов;

3. связи (координации и субординации);

4. эмергентность системы государственного управления (несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системе в целом);

5. иерархия;

6. многофункциональность;

7. гибкость;

8. адаптация;

9. живучесть (способность изменять цели и параметры функционирования при отказе или повреждении элементов);

10. надежность (постоянное качество);

11. безопасность;

12. стойкость (способность выполнять функции при выходе параметров внешних условий за допуски);

13. уязвимость (коррупция, риск, непрофессионализм);

14. устойчивость (способность возвращаться в исходное состояние).

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего государства, гарантируется и санкционируется всем государством. Иными словами, власть государства суверенна в том смысле, что обладает приоритетом (верховенством) по отношению ко всем другим видам власти и в этом смысле является неделимой.

Разделение власти рассматривается в двух смыслах: как разделение управленческого труда и как разделение объема властной компетенции.

В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью. Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

Законодательная,

Исполнительная,

Судебная.

В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе для тоталитарного).

Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 года.

В России, свое официальное признание в качестве гаранта стабильности конституционного строя, предпосылки и условия формирования правового государства механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Ст. 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Взаимодействие законодательной (в лице Федерального Собрания) и исполнительной (в лице Президента и Правительства) ветвей власти предполагает, что законотворчеством, как видом властной деятельности, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, однако, для того, чтобы принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон вступил в юридическую силу, он должен быть подписан Президентом. В том случае, если последний не делает этого (налагает вето), закон юридическую силу приобрести не может – вступает в действие сдерживающий фактор. Вместе с тем, если при повторном голосовании за отклоненный закон проголосует квалифицированное большинство парламентариев (2/3 от представителей обеих палат), вето считается преодоленным и Президент обязан подписать закон – фактор противовеса.

Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

Принцип единства и разделения государственной власти обуславливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти, в свою очередь, предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

3. Должностное лицо как субъект властных полномочий.

Должностное лицо – сотрудник, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностные лица - представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем, должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. При этом, превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

Наряду с представителями государственной власти - профессиональными чиновниками, существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения и т.д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами начальников (командиров).

Тема 2.3. Политическая система общества


| | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации .

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • на правотворческую деятельность;
  • исполнительную (управленческую) деятельность;
  • судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

  • 10. Правовое государство
  • 11.Формационный подход к типологии государства
  • 12. Цивилизационный подход к типологии государства
  • 13.Понятие и признаки функций государства
  • 14.Основные внутренние функции Российского государства
  • 15. Основные внешние функции Российского государства
  • 16. Формы осуществления функций государства
  • 17. Понятие формы государства, ее элементы
  • 18.Форма правления: понятие и виды
  • 19. Монархия. Виды монархий
  • 20. Республика. Виды республик
  • 21.Форма государственного устройства: понятие и виды
  • 22. Политический (государственный) режим: понятие и виды
  • 22. Авторитарный политический режим
  • 24.Тоталитарный политический режим
  • 25. Демократический политический режим
  • 26.Унитарное государство
  • 27.Федеративное государство
  • 28.Понятие конфедерации
  • 29.Форма правления в Российской Федерации
  • 30. Механизм государства
  • 31.Принцип разделения властей
  • 32.Орган государственной власти: признаки и виды
  • 34.Законодательная власть в рф
  • 35.Исполнительная власть
  • 36. Судебная власть
  • 37. Нетипичные ветви власти
  • 38.Правоохранительные органы в механизме государства
  • 39.Понятие и структура политической системы общества
  • 40.Место и роль государства в политической системе общества
  • 41.Понятие и признаки права
  • 42.Объективное и субъективное право
  • 43. Основные типы правопонимания
  • 44.Принципы права, их классификация
  • 45. Функции права
  • 46. Система социальных норм, их классификация
  • 47.Соотношение права и морали
  • 48. Понятие нормы права и ее признаки
  • 49. Структура правовой нормы и ее элементы
  • 50. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
  • 51. Классификация правовых норм
  • 52.Понятие форма права
  • 53. Основные формы права
  • 54.Формы права в Российской Федерации
  • 55. Закон: понятие, признаки, виды
  • 56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды
  • 57.Действие права
  • 58.Понятие и принципы правотворчества
  • 59.Законодательный процесс
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов
  • 61. Юридическая техника
  • 62.Система права: понятие и элементы
  • 63.Критерии выделения отраслей права
  • 64. Право частное и публичное, материальное и процессуальное
  • 65.Общая характеристика отраслей права
  • 66.Система права и система законодательства: их соотношение и взаимосвязь
  • 67. Понятие правовой системы, ее соотношение с системой права и правовой семьей
  • 68. Романо-германская правовая семья
  • 69. Семья общего права
  • 70.Мусульманская правовая семья
  • 71.Особенности российской правовой системы
  • 72. Правоотношения: понятие, признаки, структура
  • 73. Субъекты правоотношений: понятие и виды
  • 74. Классификация правоотношений
  • 75. Юридические факты, их классификация. Фактический состав
  • 76. Реализация норм права: понятие и формы
  • 77.Применение норма права
  • 78. Акты применения норм права: понятие и виды
  • 79. Пробелы в праве и пути их преодоления
  • 80. Толкование норм права: понятие и виды
  • 81. Толкование норм права по субъекту
  • 82. Толкование норм права по объему
  • 83. Способы толкования норм права
  • 84. Акты толкования норм права: понятие и виды
  • 85.Юридическая практика
  • 86. Понятие, принципы и требования законности
  • 87.Гарантии законности: понятие и виды
  • 88. Правопорядок и его соотношение с законностью и общественным порядком
  • 89.Правосознание: понятие, функции, структура, виды
  • 90.Функции правовой культуры
  • 91.Правовая культура: понятие и типологизация
  • 92. Правомерное поведение
  • 93. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • 94.Юридический состав правонарушений
  • 95. Причины, условия и поводы правонарушений в российском обществе
  • 96.Юридическая ответственность: понятие и признаки
  • 97. Виды юридической ответственности
  • 98.Референдум понятие и виды
  • 99.Исторические типы демократии
  • 100. Представительная и плебисцитарная демократия
  • 101.Социологический подход к праву
  • 102.Логический позитивизм
  • 103. «Генеральная» функция государства
  • 104.Школа естественного права
  • 105.Постклассические теории права
  • 16. Формы осуществления функций государства

    Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

    В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

    Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

    Основными правовыми формами осуществления функций государства по первому критерию являются:

    1. законодательная;

    2. управленческая (исполнительная);

    3. судебная;

    4. контрольно-надзорная.

    Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

    Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.

    Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

    Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

    Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

    Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

    Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций (см. приложение схема № 4).. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть - организационная.

    Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы - правовые.

    Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на:

    Оперативно-исполнительную деятельность;

    Правоохранительную деятельность.

    Правотворческоя деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

    Правоприменителъная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

    Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

    Правооохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

    В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

    От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

    Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

    Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

    Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

    Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т. д.)

    Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.[Определение] Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

    Выделяют правовые и организационные формы.

    [Определение] Правовые формы осуществления функций государства – такие способы внешнего проявления функций государства, которые прямо опосредуются правом.

    Правовые формы характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные правовые формы осуществления функций государства.

    [Внимание] К правовым формам относят:

    Правотворческую деятельность;

    Правоисполнительную деятельность;

    Правоохранительную деятельность органов государства.

    Правотворческая форма – деятельность по нормативно-правовому закреплению функций государства, в которых находит свое закрепление содержание той или иной функции государства (определяются цели и задачи государства в соответствующей сфере; методы их решения; устанавливается система органов государственной власти, которые будут решать эти задачи, определяются их компетенция и полномочия; определяются процессуальные формы и процедуры их деятельности).

    Правоисполнительная форма реализации функций государства выражается в деятельности органов исполнительной власти, направленной на организацию исполнения нормативно-правовых предписаний, повседневное практическо-организаторское, управленческое воздействие на жизнь общества.

    Правоохранительная форма реализации функций – властная оперативная и правоприменительная деятельность охране правопорядка, прав и свобод граждан, которая выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. Посредством правоохранительной деятельности обеспечивается надлежащее осуществление функций государства.

    [Определение] Организационные (внеправовые) формы – способы осуществления функций государства, которые прямо правом не опосредуются и представляют однородную по своим внешним признакам организационно-подготовительную деятельность государства, не связанную с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия (см.слайд 2).

    Необходимо отметить, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

    Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Среди методов (способов воздействия на поведения людей) осуществления функций государства можно выделить такие как: убеждение; принуждение; компромисс. Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства.

    [Внимание] Можно выделить:

    · централизованный метод (государство устанавливает единые правила на всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

    · децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

    · рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства – они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

    · поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

    При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах.

    В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

    При этом все правовые формы являются организационными, но далеко не все организационные являются правовыми.

    Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К правовым формам реализации относятся следующие виды деятельности.

    Правотворческая деятельность, т.е. форма осуществления функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов. Без данных актов реализация других функций государства практически невозможна.

    Правоисполнительская деятельность, т.е. деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов. Основное бремя по выполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Для этого издаются соответствующие акты, ведётся контроль за выполнением обязанностей исполнителями и т.д.

    Правоохранительная деятельность подразумевает собой охрану порядка, прав и свобод граждан и т.д. Это оперативная, правоприменительная деятельность, которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

    От правовых форм функционирования государства отличают организационные формы, которые подразумевают однородную по своим признакам деятельность государства, не влекущую за собой юридических последствий. Организационные формы деятельности подразделяются на:

    Организационно-регламентирующую деятельность. Это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

    Организационно-хозяйственную деятельность. Сюда относится оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Например, организация снабжения, сбыта, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт и др.

    Организационно-идеологическую деятельность. Подразумевается повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства. Например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, работа средств массовой информации, формирование общественного мнения и т.д.



    Наряду с изложенной классификацией в науке получила распространение и другая, согласно которой, под формой осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев механизма государства. Здесь выделяют следующие формы: законодательную, исполнительную (управленческую), судебную и контрольно-надзорную.

    Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

    Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы обладает федеральное собрание.

    Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

    Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путём осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны (глава 7 Конституции РФ).

    Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

    Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения полномочий между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

    Говоря о методах осуществления функций государства, надо сказать, что они достаточно многообразны. Например, при выполнении охранительной функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для реализации экономической функции требуется уже целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

    Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект- определённая сфера общественных отношений (экономика, культура, международные отношения, политика, социальная сфера), на которую направлено государственное воздействие.

    Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет целую цепь последующих негативных явлений в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. В любом случае, задачи, на которые направлены функции, несут объективный характер, в то время как выбор формы разрешения, способа разрешения и метода разрешения проблемы субъективен. Сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причём всё это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

    Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

    В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

    Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

    ункции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.
    Признаки государственных функций:
    - сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;
    - властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;
    - функции государства исчерпывающе определены в законе;
    - выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,
    - различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.
    Разнообразные способы воздействия государства на субъектов в процессе решения стоящих перед ним задач (методы поощрения, убеждения и принуждения) реализуются в специальных организационно-правовых формах: законодательной (разработка и принятие юридических норм), правоприменительной (властная деятельность компетентных государственных органов по изданию правоприменительных актов), правоисполнительной (принятие мер по исполнению норм права), правоохранительной (применение принудительных мер к нарушителям норм права), контрольно-надзорной (надзор и контроль за исполнением норм права).
    Функции государства осуществляются в особых правовых формах - т.е. однородных по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) видам деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией юридических актов (правотворческая и правоприменительная деятельность).
    Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства, реализуемая посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
    Правоприменительная деятельность (оперативно-исполнительная и охранительная) - это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.
    В свою очередь правоприменительная деятельность государства складывается из:
    - оперативно-исполнительной деятельности - властной, творческой исполнительно-распорядительной работы государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; деятельности, связанной с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества;
    - правоохранительной деятельности - властной деятельности государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
    К функциям государства чрезвычайно тесно примыкают некоторые родственные явления, однако, их ни в коем случае не следует отождествлять. Это:
    - функции государственных органов - функции государства намного шире, как шире полномочия всего государства и отдельных государственных органов, не говоря уже о государственных учреждениях и организациях;
    - виды государственной деятельности, которые являются составными компонентами отдельных государственных функций (например, видами государственной деятельности выступает расследование уголовных дел, а функцией государства является охрана правопорядка; и если подобным расследованием занимается строго ограниченное число только государственных органов, то функция охраны правопорядка по своей направленности несоизмеримо шире и выполняется также многими негосударственными организациями и предприятиями);
    - цели и задачи государства - цель - это то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства се достижения, а функции - это лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, цели и задачи государства по своей природе шире и именно они определяют его функции.