Основные принципы законности. Что включает в себя право на защиту

Редакция «ВТ» продолжает знакомить читателей с выдержками из книги «История Минусинской прокуратуры», написанной по воспоминаниям ветеранов, материалам, сохранившимся в музее им. Мартьянова и минусинском архиве .

Их биографии и судьбы

С 1986 по 2004 год Минусинскую межрайонную прокуратуру возглавлял Александр Викторович Волков. Он запомнился строгостью и одновременно интеллигентностью. В тот период прокуратура еще выполняла функции надзорного и одновременно следственного органа, что требовало от прокурора знаний всех сфер деятельности. Такие знания, большой опыт работы, организаторские способности, а также высокая оценка прокуратурой Красноярского края позволили в дальнейшем А. Волкову возглавлять прокуратуру Таймырского автономного округа, руководить следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю.

При А. Волкове сформировался стабильный и работоспособный коллектив. Опыт следовательской работы сказался на жестких требованиях А. Волкова к составлению документов и вносимых актов прокурорского реагирования. При нем здание прокуратуры по ул. Октябрьской, 67 стало благоустроенным, всегда цветущим, во дворе прокуратуры был небольшой сад.

Затем, до 2007 года Минусинскую межрайонную прокуратуру возглавлял Бекмурад Нарбаевич Хатамов, приехавший из Читинской области. При нем прокуратура достигла наибольших результатов в работе.

Б. Хатамов отличался простотой и демократизмом, поэтому к нему обращалось много жителей города и района, и каждому он стремился помочь в разрешении жалобы.

Под его руководством отремонтировано подвальное помещение, здание прокуратуры обрело крыльцо.

В 2007-2009 гг. Минусинскую межрайонную прокуратуру возглавляла старший советник юстиции Лидия Антоновна Мелецкая , за плечами которой более 30 лет стажа работы в прокуратуре. При ней прокуратура значительно пополнилась молодыми специалистами.

За трудовые успехи, примерное исполнение служебного долга, многолетнюю трудовую деятельность, способствующую усилению прокурорского надзора, Лидия Антоновна награждена нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Длительное время вместе с названными прокурорами добросовестно и честно трудились нынешние ветераны прокуратуры, старшие помощники прокурора Людмила Александровна Слободенюк (ас в области социальных и трудовых прав граждан), Надежда Алексеевна Князева (профи в области проведения доследственных проверок, расследования уголовных дел в сфере оборота наркотиков), Нина Николаевна Красноусова (неоднократно признавалась лучшим государственным обвинителем Красноярского края), Наталья Геннадьевна Казакова (творчески исполняла обязанности в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи), Валерий Павлович Филишкан (специалист в области исполнения уголовных наказаний), Нина Витальевна Батурина (длительное время поддерживала государственное обвинение по делам, рассматриваемым краевым судом), заведующая канцелярией Надежда Федоровна Оловникова .

Сегодня на территории города Минусинска проживают ветераны прокуратуры, работавшие в других регионах страны. Это Галина Степановна Баскаулова (бывший прокурор Эвенкийского автономного округа), Геннадий Иванович Столбиков (старший помощник прокурора Эвенкийского автономного округа), Леонид Яковлевич Цвыков (старший следователь прокуратуры Абакана).

По-разному складывались биографии и судьбы руководителей, сотрудников прокуратуры, но каждый по-своему вошел в историю Минусинской межрайонной прокуратуры. Всех их объединяло то, что они без страха и упрека служили закону и делали все, чтобы он восторжествовал, они дорожили не только своей репутацией, но и авторитетом прокуратуры в целом. Их профессионализм, настойчивость, работоспособность, высокое мастерство до сих пор являются примером для младших поколений прокуратуры.

Высокие требования - обязывают!

С 2009г. и по настоящее время прокуратуру возглавляет Алексей Евгеньевич Афанасьев.

В первую «пятилетку» своей деятельности в Минусинской межрайонной прокуратуре Алексей Евгеньевич обеспечил ее новым, более комфортным и современным зданием (ул.Октябрьская,41), с парковочными местами, собственным информационным ресурсом на сайте города, что позволяет доступно и более открыто работать с населением. Добился увеличения штатной численности работников, при этом поддерживая высокую планку эффективности и результативности деятельности прокуратуры, храня прежний опыт и традиции коллектива.

Высокие требования, предъявляемые временем и непосредственно прокурором к своим подчиненным, привели к смене кадрового состава, новому распределению обязанностей между заместителями и оперативными работниками.

Современный состав прокуратуры включает трех заместителей, 13 помощников, 3 работников канцелярии, водителя.

Приоритетным направлением в работе остается надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в сфере экономики, соблюдение социальных прав граждан, охраны природы. Всем этим под чутким руководством заместителя прокурора Е. Коптевой с успехом справляются молодые помощники прокурора М. Федорченко, Е. Миськова, А. Гайфулина, Д. Швыдкий, Е. Сибирцева, Ю. Погодаева.

Ответственно и грамотно осуществляет надзор за соблюдением прав несовершеннолетних старший помощник прокурора Т. Струкова . Законность всех муниципальных правовых актов оценивает старший помощник прокурора Г. Глуховерова.

Надзор за производством следствия возложен на заместителя прокурора П. Бородкина , которому помогает помощник прокурора А. Симонова.

Надзор за учетом и регистрацией преступлений, за органами дознания осуществляет заместитель прокурора Р. Гайфулин со своими помощниками А. Красиковой (кандидат наук), И. Степанковым.

Обеспечение государственного обвинения в судах осуществляется помощником прокурора И. Солтукаевым.

Многогранный надзор за соблюдением прав граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, возложен на помощника прокурора Р. Шимохина .

Межрайонная прокуратура не только предоставляет рабочее место, но и принимает в свой коллектив двух работников аппарата прокуратуры Красноярского края: ведущего специалиста Управления правовой статистики Е. Торгашеву , прокурора отдела гособвинителей по делам краевой подсудности А. Толстихину .

Движение деловых бумаг прокуратуры контролируют ответственные работники канцелярии С. Головченко, Н. Гаврикова, И. Фролова.

Мобильность и поддержание в работоспособном состоянии здания прокуратуры обеспечивает незаменимый водитель Г. Хорохорин.

Коллектив межрайонной прокуратуры сплоченный и трудолюбивый, твердо стоящий на страже законности и правопорядка.

В интересах граждан

Подтверждение тому количество выявленных нарушений закона, принятых мер прокурорского реагирования, направленных на восстановление нарушенных прав граждан. Так, в 2013 году выявлено более четырех тысяч нарушений федерального законодательства, что в три раза больше, чем по итогам 2005 года. В суд, в интересах граждан в 2013 году направлено около 900 исков, которые в большинстве своем касались защиты трудовых, жилищных прав граждан, прав инвалидов и престарелых (в 2005г. таких исков было около 500). Об устранении нарушений закона в 2013г. внесено более 400 представлений, оспорено более 200 незаконных правовых актов. Увеличилось в разы количество поступивших в прокуратуру заявлений и обращений граждан, в 2013г. их рассмотрено более трех тысяч.

Результаты работы говорят о необходимости прокурорского надзора, активной роли Минусинской межрайонной прокуратуры в укреплении законности и правопорядка в городе и районе.

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Не­обходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписа­ния и требования, обеспечивали законность.

Законность - это совокупность требований точного соблюде­ния норм, содержащихся в законах и основанных на них подза­конных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.

Обеспечение законности - одно из важных направлений дея­тельности государства.

Появление законности вплетается в процессы происхождения нрава и государства, ее природа напрямую связана с законотвор­ческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприка­сается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы - основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, - альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию за­конов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкае­мость закона).



Это главные требования, составляющие содержание законнос­ти. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, за­конность будет формальная. Если названные требования проводят­ся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) - законность реальная.

Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориен­тировалось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако даже при наличии законов в так называемом полицейском государстве, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, влас­ти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных (часто полусекретных) актов и основанных на них дискреционных (произвольных) полномочиях должностных лиц госу­дарства. В лучшем случае в государстве, где сильны исполнитель­ные и карательные органы, а не законодательные, устанавливается режим формальной законности, при котором «болтают с одной целью - надувать простонародье», т.е. говорят о торжестве зако­нов, а на самом деле попирают их.

Таким образом, прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государ­ства, в котором главенствуют законодательные органы, а все ос­тальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Поддержание режима законности обеспечивается системой га­рантий законности. Под ними понимают как объективно склады­вающиеся факторы общественной жизни, так и специально пред­принимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного во­площения требований закона в жизнь. Рисунки 1 и 2 дают о гаран­тиях законности наглядное представление. При этом на рис. 1 сле­дует учесть, во-первых, взаимную связь всех гарантий законности и, во-вторых, то обстоятельство, что формирование сознания и соответствующая организационная работа как бы предваряют все остальные гарантии.

Гарантии законности

Понимание важности режима законности для жизни общества требует обращения еще к двум острым вопросам: к вопросу соотно­шения законности и целесообразности и к вопросу единства закон­ности.

В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. И это понятно. Законотворчество не успевает за коренными изменениями в обществен­ных отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несо­вершенными. А главное - они перестают удовлетворять новые об­щественные силы, начинают отягощать новую политику. Политики и некоторые юристы предлагают отбросить в сторону законы, ре­шать вопросы (юридические дела) свободно, исходя из жизненных потребностей, интересов сторон, собственного понимания спра­ведливости. Сто лет назад, на рубеже веков, в таких условиях в Европе формировалась школа «свободного права». Нечто похожее мы можем наблюдать сегодня в условиях российской действитель­ности. Старые нормативные акты (особенно ведомственные) часто тормозят поступательное движение к новому обществу, а новые находятся в состоянии становления и не всегда по своему качеству удовлетворяют потребностям преобразований.

В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.

Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне истори­ческих рамок, без учета конкретных условий жизни общества. Ис­тория знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя вели­ких революционных идей судьи и администраторы руководствова­лись именно целесообразностью, а не «мертвой буквой статьи зако­на». Истории известно и другое: некоторые люди сознательно ли­шали себя различных выгод и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. Dura lexsed lex (закон суров, но таков закон) - это тот самый принцип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.

Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользу как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда от­пугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесооб­разности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми.

Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юри­дических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения.

Коль скоро общество управляется с помощью предписаний об­щего характера, имеющих общеобязательное значение, приобрета­ют особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реали­зации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

Проблема единства законности приобретает большую полити­ческую остроту в связи с растущим движением во многих субъек­тах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый пра­вовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом ее субъекте.

Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только свои законы, но и законы субъектов Федерации, и к органам субъ­ектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.

Закон теряет юридическую силу, если он издан в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут зако­ны субъектов Федерации, которые регулируют общественные от­ношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопро­сам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Федера­ции, нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, что акты органов управле­ния - правительства, министерств и ведомств, исполнительных ор­ганов местных органов власти - являются подзаконными и уступа­ют парламентским актам.

К сожалению, практика государственного управления знает не­мало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компе­тенцию их высших органов государственной власти. Это соответст­вовало общей тенденции подмены представительных органов под­отчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить за­конодательство субъектов Федерации законодательству централь­ных органов.

Должна быть разработана система мер и государственно-право­вых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для пред­отвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспече­ния единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.

На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Ска­жем, принимаются законы о гражданстве в различных республи­ках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут при­знать гражданами только тех, кто родился на их территории, неза­висимо от места их проживания, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то - ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным граж­данством, лица без гражданства данной республики, но с граждан­ством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.

Следить за единством законности в правотворческой деятель­ности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.

Единство законности в сфере реализации права призваны обес­печивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.

Правопорядок

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляют­ся и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются не­желательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в зако­нах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

Правопорядок - это состояние упорядоченности обществен­ных отношений, основанное на праве и законности.

Именно правопорядок является главной целью правового регу­лирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Правопорядок - составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний сопрягается не только справом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социаль­ные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).

Общественный порядок - это определенное качество (свойст­во) системы общественных отношений, состоящее в такой упоря­доченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осу­ществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, обще­ственное и личное спокойствие.

В обыденной жизни общественный порядок понимают узко - как порядок отношений в общественных местах. Такой подход ус­ловен, служит прагматическим целям. Он направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общест­венных местах. Широкое же, строго научное понимание общест­венного порядка и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений - это и есть правопорядок.

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного , всех звеньев его . Это сложное, многоплановое социальное явление, которое имеет политико-правовую природу, затрагивает самые разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни и взаимосвязано с властью и се принудительными средствами: государство и личность заинтересованы в соблюдении законности.

Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципы законности

Принципами законности выступают следующие требования:

  • она должна быть единой для всех;
  • должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  • должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  • не должна противостоять целесообразности;
  • должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок

Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.

Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Общественный порядок

Правопорядок — часть общественного порядка.

Общественный порядок - определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

  • защита личности, государства, общества от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • розыск лиц;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Для выполнения этих функций сотрудники полиции в соответствии с этим Законом наделены определенными полномочиями (требовать от граждан прекращения неправомерных действий, применять отдельные меры государственного принуждения, а в особых случаях и физическое принуждение, специальные средства. огнестрельное оружие и т. д.).

Основное назначение прокуратуры (см. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации») состоит в надзоре за точным и неуклонным исполнением законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Прокуратура РФ также принимает меры, направленные на устранение нарушений законов и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной или исполнительной власти. Это правоохранительный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Деятельность прокуратуры РФ в современный период определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура представляет собой строго централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации но представлению Президента РФ. Генеральный прокурор назначает на должность всех остальных прокуроров: республиканских (по согласованию с высшим органом республик), краевых. областных, городских и районных, которые подчиняются не местным властям, а только вышестоящему прокурору. Прокуратура не вмешивается в оперативную управленческую и хозяйственную деятельность. Она проводит проверки лишь на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях закона. По факту нарушения закона прокурор может принести протест, внести представление, вынести постановление. Протест приносится на незаконные правовые акты самому нарушителю (органу власти или должностному лицу), а представление об устранении нарушений закона — вышестоящему должностному лицу.

К органам, борющимся с правонарушениями, относятся и органы федеральной безопасности. С 1992 г. на них возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению (во взаимодействии с другими правоохранительными органами) организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.

Важные юридические и правоохранительные функции выполняют нотариусы. Нотариус (лат. notarius — писец, секретарь) своей подписью и печатью удостоверяет договоры и другие сделки, оформляет наследственные права, свидетельствует подлинность документов и копий с них для придания им юридической достоверности. При этом он проверяет, соответствуют ли заверяемые им документы закону, допустимы ли подобные договоры, есть ли у сторон право совершать определенные юридические действия. В России допускается деятельность как государственных, так и частных нотариальных контор.

1. Три аспекта понятия законности. Её структура.
2. Принципы законности.
3. Гарантии законности.
4. Конституционная законность.
5. Правопорядок: черты, содержание, функции.
6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления.

1. В юридической литературе даются различные определения по­нятия «законность». Чаще всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъ­ектами права действующего законодательства. В этом определе­нии акцент делается на исполнении законов и других актов и игно­рируется содержание последних. Между тем законы и другие акты могут быть неправовыми, в то время как они должны воплощать важнейшие человеческие ценности - идеи справедливости, свобо­ды человека, равноправия людей. Следовательно, законность пред­полагает оценку содержания закона и других актов. Иначе говоря, не должно быть слепого следования закону независимо от его со­держания (проф. Н.В. Витрук). Поскольку приведенное определение- законности не отражает ее природы и сущности, был предложен комплексный подход к этому понятию. В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:
1.Принцип государственно-правовой жизни, что означает за­крепление законности в качестве основополагающего общеправово­го начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового обще­ния - населению, государственным органам, общественным объе­динениям, должностным лицам.
2.Метод государственного руководства обществом, предпола­гающий, что государство осуществляет свои функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; на­личие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.
3.Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установ­ление правовых отношений между государственной властью и лич­ностью. Режим законности означает также распространение ее тре­бований на все сферы жизни.
В общей теории права сложилось узкое и широкое понима­ние законности. Узкое понятие законности означает требование со­блюдать и исполнять только законы государства, а широкое - любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное понятие. Например, проф. В.И. Червонюк определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его тре­бований всеми субъектами права, наличием специальных механиз­мов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод. В учебнике «Теория государства и права» под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько законность определяется как политико-право­вое явление, характеризующее процесс совершенствования госу­дарственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного со­блюдения и исполнения действующего законодательства.
Структура законности характеризуется в юридической литера­туре по-разному. Чаще всего выделяют:
нормативную основу законности, которая определяется содер­жанием действующего законодательства: каково содержание зако­нодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;
теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее состав­ляют правовые взгляды, принципы;
средства, приемы и условия осуществления законности; систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений.

2. Принципами принято называть систему основополагающих на­чал, глубинных характеристик законности, выражающих ее приро­ду и назначение. В литературе называют как разные принципы, так и их число. Тем не менее чаще всего среди принципов, на которых строится законность, указывают на: единство; всеобщность; реальность; це­лесообразность; гарантированность; неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение; взаимосвязь за­конности и культуры. Рассмотрим содержание каждого из этих принципов.
Принцип единства законности предполагает единую направлен­ность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны. При этом предполагаются единое понимание и применение законов на всей территории государства, единство пра­вового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений.
Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов.
Принцип реальности выражается в цели законности - дости­жение фактического осуществления в поведении и действиях требо­ваний правовых норм.
Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и по­рядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что уча­стники общественных отношений должны иметь возможность выбо­ра наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при на­значении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др.
Принцип гарантированности означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.
Принцип неотвратимости юридической ответственности ха­рактеризует юридическую сторону законности. Ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение ви­новному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонаруше­ния, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам пра­вонарушения, тяжести последствий и другим условиям.
Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на чело­веческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимо­сти соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жиз­ни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирова­ния правовой культуры общества.

3. Под гарантиями законности понимается обусловленная законо­мерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности. Принято выделять общие и специальные гарантии. К общим гарантиям относятся, как правило, объективные ус­ловия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства).
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
а) состояние законодательства, в том числе полнота его, ста­бильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;
б) средства обнаружения правонарушений;
в) средства предупреждения и пресечения правонарушений;
г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан;
д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;
е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией норма­тивных правовых актов;
ж) развитое правосознание и высокая правовая культура насе­ления и общества в целом.
К специальным гарантиям также можно отнести:
систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепле­ние законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав лично­сти, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов; средства, обеспечивающие контроль за законностью, напри­мер, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных суда­ми (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;
исковое производство рассмотрения судами гражданских, тру­довых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гра­жданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной ин­дивидуальный юридический акт; судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государст­венных органов, должностных лиц, органов местного самоуправле­ния и др.;
конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.

4. Под конституционной законностью понимается система юриди­ческих средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями. Конституционность законности предполагает следующие при­знаки:
1) правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержа­нием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы на уровне ме­ждународных стандартов и гарантировать их реально. При этом че­ловек признается высшей ценностью общества;
2) верховенство Конституции в правовой системе государства;
3) прямое действие принципов и норм Конституции. Иначе го­воря, если судебные или иные правоприменительные органы обна­ружат, что закон или его отдельные положения не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на кон­кретные нормы Конституции;
4) действие Конституции на всей территории государства, а в условиях федеративного государства - на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.
Режим конституционной законности не действует автоматиче­ски, поэтому существует специфический институт конституцион­ного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, осу­ществляемый:
во-первых, главой государства, парламентом, правительством, который принято называть общеполитическим конституционным контролем;
во-вторых, специализированными органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, кон­сультативный характер. Таким органом был Комитет конституци­онного контроля СССР, Конституционный Совет - во Франции, аналогичный орган существует в Казахстане;
в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными - конституционные суды). Особенность конституционного контроля, осуществляемого су­дами общей юрисдикции, состоит в том, что они его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализован­ный контроль) или верховными (высшими) судами по особой про­цедуре (так называемый централизованный контроль). В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным, ре­шение же Верховного суда о неконституционности закона обяза­тельно для всех судов. Но в большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь Верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующее дело, нижестоящие же суды не могут проверять конституционность законов. Что касается специализированных судов - конституционных, то они обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституци­онный контроль посредством конституционного судопроизводст­ва - конституционного правосудия.
В отечественной юридиче­ской литературе конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституцион­ный суд Российской Федерации определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.

5. В юридической литературе отмечается, что в правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и пра­вопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законно­сти иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопо­рядка. Более того, укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка. Вместе с тем правопорядок - это само­стоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру, функции и свои особенности. В литературе чаще всего правопорядок определяют как состоя­ние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Есть и другое, более раскрытое определение: правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в резуль­тате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном по­ведении их участников. Наиболее известный исследователь проблем правопорядка проф. В. В. Борисов определяет понятие «правопорядок» как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризует­ся внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демокра­тических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов. Правопорядок принято характеризовать как:
1) объективную необходимость, т.е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессис­темность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;
2) государственно-правовое явление, формирующееся при ре­шающем участии государства и с помощью юридических средств;
3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психоло­гией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;
4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения;
5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интере­сы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;
6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивает­ся правовыми методами;
7) форму организации общественной жизни - динамичную ка­тегорию, на которую воздействуют различные факторы, в том чис­ле негативного характера - преступность, факты беззакония, по­литический режим в стране и др.
Различают материальное, государственно-волевое и юриди­ческое содержание правопорядка. Материальное содержание составляют закономерности воз­никновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с эконо­микой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое содержание образует совокупный ре­зультат государственной воли, а также воли и интересов всех участ­ников правопорядка.
Юридическое содержание правопорядка включает в себя:
а) реализованность права и законности;
б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъектив­ных прав и юридических обязанностей и их реализованности;
в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.
Правопорядок - сложная система со множеством взаимодейст­вующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента:
1) правовую структуру общества, включающую в себя государ­ство, его органы, негосударственные образования, объединения граж­дан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление;
2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, напри­мер порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспе­чение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участ­ников правопорядка как по горизонтали, так и по вертикали;
3) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудо­вого распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.
Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.
Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, кото­рые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений. В.В. Борисов называет три группы функций. Первую группу образуют функции, связанные с взаимодейст­вием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядо­чивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения. Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия пра­вопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопо­рядка во времени, в пространстве и т. д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного ме­ханизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качест­венная определенность правопорядка. Третью группу функций составляют сохранение и совершенст­вование правопорядка. Эта деятельность направлена на «себя» и позволяет сохранить качественную определенность системы соб­ственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздейст­вуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятель­ности разнообразных органов, а также правоохранительной дея­тельности и т. д.
Что касается принципов правопорядка, то они в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (например, законности, конституционности, справедли­вости, гарантированности), так и специальные (например, прин­цип целостности, субординации корреляционных связей в струк­туре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным государственным органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в между­народных органах). Итак, правопорядок является конечным результатом реализа­ции правовых требований и вместе с тем целью правового регули­рования, так как именно для формирования правопорядка издают­ся законы, иные нормативные правовые акты, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и прежде всего система правосудия, система контрольной власти, различные правозащитные организации и общественные движения. Надо также отметить, что законность и правопорядок выступа­ют основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Под общественным порядком понимается обусловленная зако­номерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и при­дающая им определенную организационную форму. Вообще слово «порядок» означает устойчивое состояние, пра­вильно налаженное расположение чего-либо. Общественный порядок призван обеспечить социальный мир и справедливость, защиту всех слоев общества, гарантировать соци­ально-экономические и духовные условия, обеспечивающие человеку достойное существование, гуманизацию жизнедеятельности общества. Правопорядок составляет часть общественного порядка, они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития. Но между ними есть и различия:
1) прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность соци­альных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности;
2) они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок - вместе с государством и правом;
3) они по-разному обеспечиваются: правопорядок - принуди­тельной силой государства, а общественный порядок - всем об­ществом.
Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценно­стям общества, нравственное сознание и другие условия.

6. Явлением, противостоящим законности и правопорядку, высту­пает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Ис­следователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Тума­нов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:
во-первых, особенности исторического развития отдельных на­родов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. И хотя после реформ 60-х гг. XIX в. проблемы конституции, демо­кратизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;
во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику совет­ского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никаки­ми законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, нано­сившие значительный ущерб принципу законности, авторитету за­кона, и т. д.;
в-третьих, административно-командные методы, преимущест­венно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;
в-четвертых, расхождение между декларативными положения­ми законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. наме­ренный обман населения для достижения политически и юридиче­ски корыстной цели;
в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разно­образные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат - утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Консти­туции;
в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень право­вой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Одной из форм су­ществования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Баку­нина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).
В юридической практике правовой нигилизм облекается в фор­му нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юри­дических предписаний со стороны не только граждан, но и должно­стных лиц. К формам проявления правового нигилизма относят также при­нятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической тех­ники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финан­сированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.
К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защи­ты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.
К формам существования правового нигилизма нередко причис­ляют и трактовку права как чисто инструментального средства - как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем пра­во представляет собой самостоятельную социальную, историче­скую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.
Возможны и другие формы, в которые облекается правовой ни­гилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.
В литературе называют так­же уровни существования правового нигилизма, например: а) об­щесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества; б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных); в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.
Поскольку формы проявления правового нигилизма разнооб­разны, то разнообразны и пути его преодоления. В юридической литературе указываются различные пути иско­ренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со сто­роны как государства, так и общества в целом. Такими путями являются:
1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрес­сивной правовой политики, сориентированной на личность, при­оритетность ее прав;
2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценно­стей, правовых средств разрешения любых конфликтов;
3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;
4) совершенствование законодательства;
5) повышение эффективности деятельности правоохранитель­ных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;
6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;
7) подготовка высококвалифицированных кадров для государ­ственного аппарата, в том числе юристов.
В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют пра­вовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фети­шизм или юридический романтизм. Он представляет собой гипер­трофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью зако­нов можно решить все социальные проблемы. Однако, как известно, право не всесильно и правовые методы регулирования требуют соответствующих усло­вий для реализации и подготовленной почвы для их действия.

10 ноября для многих семей в нашей стране является одним из самых радостных, торжественных дней в году. В этот день принимают поздравления родных и близких все те, кто служит и служил в Министерстве внутренних дел. Те, кто нашел свое призвание в почетной и благородной профессии защитника правопорядка.

Во все времена органы внутренних дел являлись важнейшим институтом государственности, обеспечивающим правопорядок, безопасность личности и общества. В борьбе с преступностью, защите чести, достоинства и жизни граждан проявляются лучшие качества сотрудников межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский», посвятивших себя нелегкому, но благородному делу.

Сегодня общество предъявляет к нам высокие требования. Для гражданина человек в полицейской форме олицетворяет собой власть, закон, справедливость. Именно от нас зависит порядок на улицах. Заслужить доверие и удержать его на должном уровне мы можем только ответственным отношением к делу, вниманием и отзывчивостью к проблемам каждого, а, главное, грамотной и профессиональной работой.

Принятие мер по укреплению правопорядка и профилактике правонарушений за отчетный период 2014 года позволило сохранить контроль за оперативной обстановкой на территории обслуживания.

Общий массив зарегистрированных преступных посягательств за отчетный период снизился. Сократилось количество особо тяжких преступлений и тяжких преступлений. В положительную сторону сместилось количество хищений чужого имущества, в том числе краж, грабежей, мошенничеств. Снизилось количество вымогательств, преступлений в жилом секторе, нарушений ПДД, преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе совершенных на улице. Сократилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми, преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Наметилась динамика снижения подростковой преступности. В этом году сотрудниками межмуниципального отдела МВД России «Алатырский» раскрыто немало преступлений, в полном объеме обеспечены безопасность и правопорядок на общественно-политических, культурных и спортивных мероприятиях, прошедших в городе и районе.

Служба в органах внутренних дел - это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы - человеческая жизнь. Перед Министерством внутренних дел стоят масштабные государственные задачи. Уверен, все они будут выполнены качественно и своевременно. Ведь для каждого из нас защита правопорядка и законности - не просто работа, а любимое дело, которому мы посвящаем всю свою жизнь.

Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, а также человека, зачастую преступившего закон. Основное и бесценное богатство любой службы МВД - это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту многообразным и весьма опасным противоправным проявлениям.

На сегодняшний день штатная численность межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» составляет менее ста восьмидесяти человек, среди которых немало высококлассных специалистов, настоящих профессионалов, которые достойно носят звание защитников закона. Поверьте, мне очень сложно выделить из числа своих сотрудников лучших, слова благодарности заслуживают многие, если не все. Но несколько имен все-таки озвучу. Это подполковник полиции Куторкин Александр Викторович, майор полиции Милкин Иван Анатольевич, майор полиции Костышев Сергей Александрович, майор полиции Опаркин Александр Александрович, майор полиции Кержаев Олег Владимирович, капитан полиции Пиняева Лидия Павловна, капитан полиции Аржаев Сергей Викторович, младший сержант полиции Курзин Денис Игоревич, сержант полиции Солдатов Сергей Анатольевич и другие.

Также хочу поблагодарить всех представителей добровольных дружин и общественных объединений. Оказываемая или помощь и позиция в деле поддержания законности и общественного правопорядка заслуживает самой высокой оценки.

Весомый вклад в воспитание и становление нового поколения сотрудников органов внутренних дел вносят наши ветераны, отдавшие службе долгие годы, которые душой и сердцем остаются в строю, передают накопленный богатый опыт и лучшие традиции службы сотрудникам. Они вписали много славных страниц в историю Алатырской милиции. Испытанием на мужество для многих из них стала и служба в «горячих точках» России.

Вечная память всем сотрудникам милиции, погибшим при исполнении своих обязанностей. Известно, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Мы помним обо всех наших погибших товарищах и отдаем им дань памяти. Их героические поступки служат для действующих сотрудников и молодого поколения примером мужества и самоотверженности, верности служебному долгу. Низкий поклон родителям, сумевшим воспитать своих сыновей честными, сильными, благородными людьми.

От всей души поздравляю, уважаемые коллеги, ваших близких, а также дорогих наших ветеранов с Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Успехов в нелегкой полицейской службе во имя торжества закона, справедливости и правопорядка! Никогда не теряйте самообладания и не падайте духом, ведь вы - достойный пример для подражания! Помните, что вас дожидаются не только дела, но и дома близкие вам люди! Ведь все наши служебные достижения, успехи, звезды на погонах - это и их заслуга, их поддержка и понимание.

А. Боголюбов,

начальник МО МВД России

«Алатырский»

полковник полиции.