Отграничение административной ответственности от иных видов. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения? На этот вопрос каждый должен знать ответ.

Любое деяние, которое запрещается на законодательном уровне, является нарушением. Нарушение разделяются на два вида: преступление и правонарушение. Преступления относятся к ведению Уголовной области права, а значит, перечислены в соответствующем кодексе.

Правонарушения, регулируются Кодексом об административных правонарушениях. Чаще всего они, представляют собой мелкие или небольшие проступки, которые законодательно запрещены, но либо не влекут за собой опасных для общества последствий, либо они могли быть, но не наступили. Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.

Если оно не повлекло за собой серьёзных последствий, как летальный исход или тяжкие телесные повреждения, то виновное лицо будет рассматриваться как административный правонарушитель, а значит отвечать перед законом согласно статьям КоАП РФ. Если при ДТП погиб хотя бы один человек, действия виновного лица уже будут рассматриваться как преступление, то есть квалифицироваться по нормам уголовного законодательства.

Основной критерий, который проходит как разделительная черта между преступлением и нарушением права — это тяжесть проступка вместе со степенью тяжести последствий от нарушения установленной нормы права, а вот уже эти два критерия выводятся из главного, первичного принципа всего правового регулирования – опасность для общества (окружающих людей).

После того как из совершённого человеком деяния, игнорирующего установленный законом запрет, выводится степень опасности для общества, происходит дальнейшее определение, конкретной нормы закона, которую он нарушил. Это осуществляется путём установления дополнительных критериев, которыми обладает проступок гражданина: сфера права, область правоотношений, уровень его участия (прямое или посредственное), наличие умысла (совершено специально или случайно) и многое другое.

Общественная опасность, которая является основной точкой для определения, какое деяние совершил человек, законодателем была разделена на два уровня:

  • Высокая опасность – это преступления из уголовно-правовой области.
  • Низкая опасность – это нарушение законодательной нормы из административно-правового регулирования.

Уголовный кодекс России, в части 1 статьи 14 содержит исчерпывающий список действий и бездействий человека, которые относятся к области наказания этой сферы права. За их совершение грядёт ответственность, предусмотренная нормами этого же кодекса.

Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка. Эта меньшая из проблем современного общества. К таким неправомерным действиям обычно относят: нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, управление ТС (транспортным средством) без водительского удостоверения или страхового полиса, превышение скоростного режима на автомобильной дороге, управление транспортом без пристёгнутого ремня безопасности.

Если говорить об общих характеристиках, то они включают в себя:

  • пренебрежительное отношение к предписаниям или запретам государства;
  • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в незначительных или средних размерах;
  • игнорирование юридических запретов полностью или частично.

Законодателем разработана определённая нормативная база, которая относится к разделу административного права. Когда гражданин совершает поступок, который противоречит установленной норме, его действия, расцениваются как правонарушение.

Вред, который причиняется такими поступками, может быть направлен как на отдельных граждан, так и на все общество. При таких случаях, нарушитель представляет минимальную опасность для окружающих или общества.

Все проступки, действия и бездействия, которые относятся к такому виду нарушений, перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ. Здесь же закреплены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу.

Стоит заметить, что меры государственного наказания, указанные в этом кодексе сравнительно мягкие. Они включают:

  1. Денежные штрафы (материальное взыскание).
  2. Общественные работы.
  3. Административный арест на небольшой промежуток времени.

Особенное внимание, следует обратить на то, что административный арест не влечёт за собой последующее наличие судимости и погашается за сравнительно короткий срок. Тут, привлечение к ответственности допускается с того момента, как лицо достигло возраста 14 лет.

Сущность самого понятия преступления заключена в том, что человек, преступает норму закона.

Здесь, речь идёт конкретно об уголовном законе. Совсем не зря, на законодательном уровне, эти проступки выделены как отдельная сфера взаимоотношений общества и имеют очень серьёзное наказание, предлагаемое для применения.

Любое преступление, можно назвать тяжёлым нарушением, которое посягает на такие сферы жизни, как:

  1. Личные права и свободы человек.
  2. Собственность физического лица, организаций или государства.
  3. Конституционный строй страны.
  4. Сфера государственного управления.
  5. Установленные правоотношения в обществе.

Преступность имеет большое количество классификаций, по многим параметрам, основным из которых является степень общественной опасности.

К примеру, отчего в большей опасности находится общество: от того ли, что человек украл на рынке мешок картошки? Или всё-таки гражданин представляет большую опасность, если убил продавца магазина? Ответ однозначен.


Естественно, что в любой системе, любого государства нашего мира, за убийство, будет назначено более суровое наказание, чем за кражу. Опять же, даже воровство может происходить разными способами: тайное воровство – это кража, она менее опасна, так как распространяется только на материальный, а, возможно, моральный вред, без контакта с владельцем имущества.

Другое дело, когда совершено открытое хищение имущества. Это уже грабёж, который неразрывно связан с хищением имущества, а также угрозой причинения вреда здоровью и жизни человека. Даже при этой ситуации предлагаемые государством меры наказания будут разные, хотя квалификация у преступления одна — хищение, но разные способы исполнения, что приводит к разной степени опасности для общества.

Ещё один принципиальный критерий, который отличает уголовную отрасль – возраст, при достижении которого, лицо можно привлечь к ответственности за преступление. В уголовном праве, перед судом может предстать только тот человек, который достиг возраста 16 лет, но никак не раньше.

Следующий разделительный барьер между этими понятиями это: мотив и цель виновного лица. Возьмём наиболее яркий пример, из истории Российской юриспруденции – самогоноварение. Если, к примеру, самогон изготавливался человеком с целью его последующего сбыта – такие действия квалифицировались, как преступление, потому что мотивом, побудившим нарушить закон, равно как целью самого поступка – было увеличение собственного капитала (попросту говоря – «нажива»).


Если лицо преступило норму закона исключительно для собственного употребления – это уже рассматривалось как административное правонарушение. Ведь здесь отсутствовала цель как таковая, а присутствовал только мотив. На этом же примере хорошо просматривается ещё один принцип разделения — масштаб последствий: для сбыта – изготовление крупных объёмов запрещённой продукции, для собственных нужд – изготовление небольших объёмов.

Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

  • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
  • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
  • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
  • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:

  • защитить общественный порядок внутри государства;
  • регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
  • предотвратить противоправные действия в будущем.


Доказанность совершения такого проступка, уже достаточное основание для применения к лицу наказания предусмотренного нормами права.

Если говорить о функции охраны, то первым «постом» является именно Административный кодекс. В силу того, что он содержит наказание только за мелкие нарушения, правоохранительные органы, используя его на практике, предотвращают возможное совершение более серьёзных преступлений неблагонадежными личностями общества: алкоголики, лица без определённого места жительства, нарушители ПДД, индивидуальные предприниматели и объекты среднего бизнеса.

Данный кодекс содержит описания для нарушений из очень разных сфер юриспруденции: гражданское, трудовое, налоговое, управление и регулирование органами ГИБДД, судебная система.

Любое из нарушений, которые чётко устанавливаются законом, является общественно опасным. Ведь если только представить, что каждый человек будет делать то, что ему хочется? Естественно, что начнётся хаос. Такие виды ответственности, перед государством, преследуют цель устрашения, потому, что каждый человек знает — за нарушение правил поведения, прописанных в форме закона, установлено суровое наказание, избежать которое не удастся. Ведь даже если посмотреть судебную практику, процент административных дел, когда правонарушитель оправдывается, очень мал, что уж говорить о преступлениях.

Сфера государственных наказаний предполагает равные условия и принципы для всех, но здесь есть несколько исключений из общих правил.

Первое исключение касается юридических лиц (организаций). При разной тяжести совершённого проступка, организация может быть привлечена как к административной, так и к уголовной ответственности.

Исключением здесь является тот факт, что первый вид наказания может быть наложен на саму организацию или её должностных лиц. Для уголовного права это правило не действует. К этому виду ответственности можно привлечь только должное лицо, а не саму фирму.

Однотипные нарушения с разным составом или, если говорить точнее, степенью тяжести. К таким видам проступков относят: хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях играет роль масштаба совершённого деяния: мелкое хулиганство – административное наказание, а средних или крупных размеров – уголовное наказание; мелкое хищение даже не станет поводом для возбуждения дела, зато при крупных размерах оно будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, а особенно, каким способом.

Есть еще такое нарушение, как дисциплинарный проступок. Он относится к нормам трудового права, а значит, лицо будет нести наказание в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Опять же, если речь идёт о должностных лицах или серьёзных последствиях такого действия, он уже может рассматриваться, как административный состав.

На данный момент, между экспертами имеется спор – является ли повторное нарушение норм административной сферы основанием для его квалификации как преступление или же только частью характеристики личности виновника. Законодатель занял позицию, что при такой ситуации, повторный поступок уже необходимо рассматривать как преступление и подвергать наказанию из области уголовного права. Яркий пример: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.


Если изначально лицо только лишали права управления на несколько лет, то теперь уже предусматривается и другое наказание — лишение свободы. Хотя ранее, до внесения таких изменений, судебная практика знала абсурдные примеры, когда одно и то же лицо, при многократном наказании по данной статье в общей сложности имело срок на 8-10 лет без права управлять ТС.

Таким образом, можно сказать, что исключениями из стандартных положений являются:

  1. Юридические лица и совершённые ими нарушения (могут квалифицироваться разными областями права).
  2. Такие поступки, как хулиганство (зависят от тяжести последствий, будут рассматриваться той или иной областью права).
  3. Действия водителя, приведшие к ДТП (в зависимости от тяжести причинённого в итоге вреда здоровью, квалификация этого деяния также может рассматриваться по-разному).

При этом стоит помнить, что юриспруденция не проработана досконально. Постоянно какие-то акты дополняются, меняются или вовсе прекращают своё действие в связи с происходящими судебными прецедентами и практикой.

Для того чтобы разделить правонарушение и преступления, не нужно быть специалистом в юридической области, достаточно просто знать о существующей разнице и сознавать степень тяжести последствий. Ведь отличие административной ответственности от уголовной, заключено в суровости наказания, которое предусматривает государство, за те или иные нарушения установленных им норм поведения в обществе.

Административную ответственность нельзя воспринимать иначе, чем в контексте с другими видами ответственности, потому синтезирующим началом здесь является необходимость отвечать за собственные действия, противоправные поступки, брать на себя вину за их последствия. Несмотря на наличие общих черт, которые присущи любому виду юридической ответственности, административная ответственность, в то же время, отличается от других видов юридической ответственности. К критериям разграничения можно отнести:

а) основания привлечения к административной ответственности;

б) круг субъектов, которые наделены правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях; установление административной отлове дальности;

в) правовые последствия;

г) процессуальная процедура; г) санкции.

Административная ответственность отмежевывается от уголовной по следующим признакам:

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, состав которого определяется как законами (Коап, Таможенный кодекс Украины, Закон Украины "Об объединениях граждан"), так и подзаконными актами (решение органов местного самоуправления). Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, состав которых определяется исключительно нормами Уголовного кодекса Украины;

Правом возбуждения дел об административных правонарушениях, как и правом рассмотрения таких дел наделен широкий круг субъектов публичной администрации. Правом возбуждения уголовных дел, наделены исключительно органы дознания и предварительного следствия, определенные УПК Украины, и органы прокуратуры, а правом рассмотрения - исключительно суды. Что касается субъектов, которые устанавливают юридическую ответственность, то, в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается исключительно Верховной Радой Украины, административная - устанавливается и другими субъектами публичной администрации (органов местного самоуправления);

К уголовной ответственности привлекаются только физические лица, а к административной - как физические лица так и юридические лица;

Привлечения лица к административной ответственности и применения к нему административных санкций не приводит к таким последствиям, как судимость, что в дальнейшем проявляется в определенных ограничениях ее правосубъектности (например свободный выезд за пределы Украины);

Административная ответственность реализуется как во внесудебном, так и в судебном порядке, уголовная - только в судебном;

Привлечения лица к административной ответственности происходит в короткие сроки и по упрощенной процедуре (возможность наложения административного взыскания на месте совершения противоправного деяния, без составления протокола об административном правонарушении-ст. 258 Куоап).

Следует также отметить, что уголовная ответственность имеет приоритет перед ответственностью административной. В ч. 2 ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях отмечается, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Коап, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.

В основу отграничения административной ответственности от гражданско-правовой можно положить все указанные признаки, за исключением той, которая дает характеристику круга субъектов ответственности - административной и гражданской ответственности они совпадают.

Административная ответственность отмежевывается от гражданско-правовой по следующим признакам:

В институте административной ответственности действует презумпция невиновности, а в гражданском - презумпция вины;

Целью привлечения к административной ответственности является воспитание лица и предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем и другими лицами, гражданской - в первую очередь, возмещение ущерба;

Административная ответственность относится к компетенции органов публичной администрации и их должностных лиц, а гражданско-правовая-к компетенции судов;

Мероприятиями гражданской ответственности общественные отношения, как правило, защищаются за счет имущества виновного с целью восстановить прежнее имущественное положение потерпевшей стороны, а меры административной ответственности, как уголовной, направленные также против личности нарушителя;

Нормативные основания административной и гражданско-правовой ответственности регулируются разным законодательством - административным и гражданским. Различия по фактическим основаниям заключаются в специфике конкретных составов административного и гражданского проступков - объекта противоправного посягательства, правовых последствий их совершения.

Объектом гражданских противоправных действий являются имущественные отношения, которые защищаются в судебном порядке. Объект административных противоправных действий другой - общественные отношения в сфере публичного администрирования, которые защищаются как в судебном, так и во внесудебном порядке властью соответствующих органов и должностных лиц.

Административная ответственность отличается от гражданской и последствиям противоправного деяния. Если для административных правонарушений такой элемент, как противоправный следствие (материальный ущерб) не всегда является обязательным, то состав гражданского правонарушения, как правило, его предусматривающая;

Административная ответственность наступает преимущественно во внесудебном порядке в короткие сроки или даже на месте совершения проступка, зато гражданско-правовая не может иметь места без соответствующего обращения заинтересованной стороны в суд с иском. Сроки привлечения к гражданско-правовой ответственности, в отличие от административной, до 3 лет, они могут прерываться, удлиняться, обновляться и т.д.

Значительное сходство наблюдается между административной и дисциплинарной ответственностью. Они имеют примерно одинаковую степень общественной опасности. Характеризуются такими чертами, как виновность, противоправной^, наказуемость.

Свидетельством о их близость является позиция законодателя, который в ст. 15 Куоап устанавливает, что лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность.

Она подкрепляется разъяснениями Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях", где указано, что привлечение должностных лиц и граждан к дисциплинарной ответственности за совершенные ими правонарушения не исключает применения к ним мер административного взыскания за эти самые нарушения и не освобождает от обязанности возместить причиненный ими вред.

Вместе с тем, актуальной потребностью является определение признаков, по которым административная ответственность отличается от дисциплинарной, а именно:

Главным признаком, который обусловливает все другие различия между административной и дисциплинарной ответственностью, является их разная правовая природа. Свое выражение она находит в том, что обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, на соответствующих субъектов возлагается властно. Обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность, соответствующими субъектами принимается на себя добровольно.

Да, природа административной ответственности - публично-правовая. Она наступает при нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых публичной администрацией. Такие правила являются юридическим выражением обобщений о социально-полезное поведение субъектов общественных отношений. Они содержатся в законах и действуют в пределах всей страны, независимо от территориальных, институциональных, этнических, имущественных, демографических, производственных и других особенностей регионов и их населения. С помощью этих правил осуществляется укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. А также охрана и защита прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка.

Общеобязательные правила подлежат исполнению всеми субъектами, независимо от личных представлений об уместности тех или иных поступков, их нарушение предусматривает юридическую ответственность (административную ответственность).

Природа дисциплинарной ответственности - гражданско-правовая. Она возникает при условии, что стороны заключили трудовой договор и пришли к соглашению о взаимных прав и обязанностей, которые будут добровольно выполняться. Неотъемлемой составляющей таких согласований является обязательство соблюдать внутреннего трудового распорядка (установленных в организации правил дисциплины) и нести за его нарушение ответственность. Следует определить, что дисциплинарный проступок - это нарушение дисциплины, которая действует в рамках конкретной организационной структуры. В этом контексте дисциплина - это совокупность нормативных предписаний, которые регулируют обязанности сторон трудовых правоотношений. Юридическая энциклопедия дает такое определение дисциплинарному проступку: противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за что к нему может быть применено дисциплинарное стягнення1. Таким образом, административной и дисциплинарной ответственности разные по своей сути объекты посягательства. Так, объекты посягательства административного правонарушения характеризуются общегосударственным масштабом и значением (конституционный строй, установленный правопорядок, собственность, права граждан). А объекты посягательства дисциплинарного правонарушения локализованные трудовым договором в рамках конкретной организационной структуры. Общим объектом здесь будет дисциплина труда. Непосредственными объектами - отдельные ее элементы. Например, правила использования рабочего времени, организация трудового процесса на предприятии, правила использования имущества собственника, правила пропускного режима, правила предоставления информации, правила прохождения обязательного медицинского осмотра и т.д.

Следует отметить, что в ряде случаев трудовые обязанности и обязанности общие (административно-правовые) могут совпадать. Это касается водителей, работников торговли и т.д. В таких случаях, совершенные ими нарушения являются одновременно дисциплинарными и административными;

Административная ответственность осуществляется по законодательству об административных правонарушениях, которое в настоящее время выступает отдельной законодательной отраслью. Здесь дается определение административного правонарушения, описываются конкретные составы, устанавливается подведомственность рассмотрения дел, подробно регламентируются процессуальные вопросы. Дисциплинарная ответственность отдельную отрасль законодательства не образует. Она прямо или косвенно выражается в нормативном материале административного, трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Это, например, Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (статьи 40,41,139,140,147); Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. (статьи 68,82 другие); законы Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. (ст. 19); "О коллективных договорах и соглашениях" от 1 июля 1993 г. (статьи 17,18,19); уставы и положения о дисциплине (например, "Дисциплинарный устав службы гражданской защиты" от 5 марта 2009 г., "Дисциплинарный устав Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины" от 4 сентября 2008 г., "Дисциплинарный устав органов внутренних дел" от 22 февраля 2006 г.).

Центральное место среди перечисленных нормативных актов принадлежит Кодексу законов о труде. Он служит ориентиром для всех других актов, которые устанавливают дисциплинарную ответственность.

В отличие от четко выписанных составов административных правонарушений, составы дисциплинарных проступков определяются в самом общем виде. Так, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины признает дисциплинарным правонарушением нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарный устав органов внутренних дел признает дисциплинарным проступком невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом рядового или начальствующего состава служебной дисциплины;

Административная ответственность отличается от дисциплинарной характеристикой субъекта, совершившего противоправное деяние. Субъектом административного проступка является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и выполнила описанный в законе состав административного проступка. Таким образом, главными признаками субъекта административного проступка являются возраст, вменяемость, виновность. А субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем. Такое лицо может быть как совершеннолетним, так и несовершеннолетним. Главным признаком субъекта дисциплинарного проступка является пребывание в трудовых отношениях с работодателем. Отсутствие этого признака исключает признание лица субъектом дисциплинарного проступка;

Административные проступки отличаются от дисциплинарных по характеристике субъекта, который имеет право их рассматривать и выносить решения. Так, субъектом рассмотрения дисциплинарных дел является руководитель коллектива, в котором работает правонарушитель. Между ними (руководителем и нарушителем дисциплины) обязательно существуют устойчивые организационные связи типа "начальник-подчиненный". А субъектом рассмотрения дел об административных правонарушениях является носитель функциональной власти, полномочия которого четко определены и зафиксированы в законодательстве. Между ним и правонарушителем нет устойчивых организационных связей.

Итак, административная ответственность представляет особый вид юридической ответственности. Административной ответственности присущ ряд специфических черт, которые отличают ее от других видов юридической ответственности. Традиционно правовую ответственность связывают с применением мер государственного принуждения, рассматривают ее как предусмотренную санкциями правовых норм реакцию на правонарушение, как реализацию, применение и осуществление санкций. Применение мер юридической ответственности влечет для правонарушителя обременительные последствия имущественного, морального, личностного и иного характера, которые он обязан претерпеть и фактически. Тем самым правонарушитель "держит ответ" перед государством за неправомерное поведение.

В последнее время в юридической литературе широкое распространение получили публикации на тему разграничения административных правонарушений и преступлений.

Действительно, административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности близко граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение работнику милиции и др.).

Общими признаками преступлений и административных правонарушений являются вредоносность, противоправность, виновность и наказуемость. Общие черты имеют и элементы состава административного правонарушения и преступления. Недаром одной из особенностей КоАП является использование в нем уголовно-правовой терминологии. Это дает основание для вывода о сближении уголовного и административного права. Так, новеллой КоАП является введение в него термина «административные наказания» вместо ранее использовавшегося «административное взыскание». Сторонники переименования мер административной ответственности подчеркивают, что с изменением названия создана база для изменения концептуальных и законодательных подходов к соотношению административной ответственности и ответственности уголовной.

Такая позиция законодателя в КоАП представляется непоследовательной. Отказываясь от термина «административные взыскания», законодатель, тем не менее, в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрел дисциплинарные взыскания, а не дисциплинарные наказания. Налицо двойной стандарт в названии мер различных видов юридической ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для отграничения административных правонарушений от преступлений применяется и такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет - как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей (примечание 4 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. ст. 158, 159, 160 Уголовного кодекса Российской Федерации) на сумму, не превышающую одну тысячу рублей, считается административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП), а свыше одной тысячи рублей - преступлением.

Следует отметить, что в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации в КоАП ничего не говорится об оконченном и неоконченном административном правонарушении. Впрочем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

В главе 7 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплен один из важнейших институтов - соучастие в преступлении. В то же время КоАП не дает понятие соучастия в административном правонарушении, не предусматривает виды соучастников. Таким образом, законодатель в КоАП не заимствовал уголовно-правовой термин «соучастие» применительно к административным правонарушениям, что не может не вызывать возражений.

В КоАП говорится о совершении административного правонарушения группой лиц, но в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации это рассматривается не как один из видов соучастия, а только лишь как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Не упоминая дефиниций «соучастие», «соучастник», законодатель в ст. 20.2 КоАП тем не менее предусматривает ответственность организаторов за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Об организаторах как субъектах административного правонарушения сказано и в ст. 20.2.1, предусматривающей ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности.

В Уголовном кодексе Российской Федерации организатор преступления рассматривается как один из его соучастников. В КоАП также предусмотрен организатор совершения административного правонарушения, но ему почему-то не придан статус соучастника.

Также необходимо отметить исключение законодателем из действующего КоАП уголовно-правового института необходимой обороны при сохранении тесно связанного с ним другого института уголовно-правового характера - крайней необходимости.

Отметим, что совершение административных правонарушений влечет применение мер административного воздействия, которые менее суровы, чем наказания за преступления. То есть не влекут судимости, как это имеет место при уголовной ответственности, и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности: органами внутренних дел, государственными инспекциями, таможенными органами, судами и др.

Наибольший интерес вызывает соотношение административных правонарушений с налоговыми правонарушениями.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает новый вид правонарушений - налоговое правонарушение (статья 106) и совершенно новый, особый вид юридической ответственности - «ответственность, установленная Налоговым кодексом». Ответ на вопрос, какова природа ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, остался за рамками налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Вследствие отсутствия теоретического фундамента для построения Налогового кодекса Российской Федерации законодатель проигнорировал тот факт, что характер и вид юридической ответственности зависят от характера и вида правоотношений, а никак не от названия нормативного акта или сферы человеческой деятельности. Как справедливо отмечает Э.М. Цыганков, при отсутствии определения понятия «ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом» объем понятия налогового правонарушения не выходит за рамки понятия административного правонарушения.

Понятие налогового правонарушения, по сути, практически аналогично понятию административного правонарушения (проступка), но представлено без определения вида применяемой юридической ответственности. При столь предметном подходе к природе юридической ответственности КоАП с легкостью распадается на десяток «маленьких кодексов» - кодекс о транспортных правонарушениях, кодекс о правонарушениях в сфере управления и т.д. В результате мы сможем сбиться со счета, утонув в многообразии видов юридической ответственности. Подобное дробление административной ответственности идет вразрез с глобальными процессами развития законодательства и права, выражающееся в форме унификации и кодификации. Отметим также, что п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на КоАП.

Выводы об административной природе ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, полностью подтверждаются и выводами Определения КС Российской Федерации от 05.07.2001 N 130-О о том, что санкции, предусмотренные в Налоговом кодексе Российской Федерации за налоговые правонарушения (в частности, в ст. 119), являются административно-правовыми. И одновременное применение этих санкций с санкциями, установленными административным законодательством за аналогичное правонарушение, недопустимо.

Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3-15.11 КоАП, при этом некоторые административные правонарушения дублируют налоговые правонарушения, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Отличие налоговой ответственности от административной, заключается лишь в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с изложенным лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

  • а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;
  • б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;
  • в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;



д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

· перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;

· назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для право нарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

· меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест - кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

За административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.