Права естественные и позитивные. Современные концепции. Естественное право и гражданское общество

1 . Всеобщность и универсальность прав человека.

2. Диалектика прав человека

1.ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА .

Мы уже рассматривали структуру ПЧ и отмечали, что в широком смысле они включают обширный комплекс видов прав и свобод. ПЧ носят всеобщий универсальный характер, что выражается в принципе «все права для всех». Эта всеобщность и универсальность проявляются в основных принципах ПЧ:

Принцип гуманизма

Принцип свободы и ответственности граждан;

Равенство и равноправие.

В основе принципа гуманизма лежит идея о ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и борьбе за ее права, защита ее достоинства. В наше время международное сообщество обеспокоено нарушением этого принципа, ООН и ее институты (типа ЮЕКСКО) руководствуются этим принципом в своей деятельности, что отражается в документах, принимаемых ими в области ПЧ.

Второй всеобщий принцип ПЧ - свободы и ответственности граждан - в своей трактовке прошел непростую эволюцию, будучи тесно связан с развитием общества, типов и форм гос. Устройства, с развитием самой человеческой личности. Проблема свободы человека и ее степени - это главный критерий цивилизованности, культурности и развития общества. Еще Кант говорил, что процесс развития человеческой свободы противоречив, ему присущи антагонизмы, сама природа человека несовершенна, несовершенны и созданные им общество и государство, что и затрудняет достижение свободы. Он считал, что свобода недостижима без развития людей, она обусловлена природными и социально-экономическими факторами, которые надо рассматривать в историческом и географическом контексте. В странах, где царят бедность и произвол властей, больше препятствий на пути достижения свободы.

Свободный человек принимает решения по своей воле. Но насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуется со свободой других людей, групповыми и общественными интересами? Свобода и ответственность личности становятся двумя взаимообусловливающими характеристиками ее бытия. В любом государстве личность в своей деятельности должна считаться с обязанностями, определенными законом, не должна причинять ущерб государству, обществу, другим людям. Настоящая свобода несовместима с безответственностью и вседозволенностью. Здесь уместно вспомнить девиз демократии: "Разрешено все, что не запрещено законом". Он означает не только законопослушание. Люди должны ориентироваться и на неписаные законы морали. Наиболее ясно выражены морально - нравственные нормы в предписаниях религии. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор. В правовом государстве законодательство не должно противоречить требованиям морали. По этому важен от бор и приход во власть ответственных людей, которые не стали бы наносить своими действиями ущерб и своему народу, и безопасности соседей, и миру в целом в целом. В контексте ПЧ к концу ХХ в. развилась система международной и политической ответственности высшей власти государства перед мировым сообществом и представляющими его международными организациями (СБ ООН, международный суд, Европейский суд по ПЧ и др.) за действия, наносящие ущерб миру и безопасности народов или понимаемые как преступления против человечества.

И, наконец, следует упомянуть и третий - универсальный принцип - равенства и равноправия. Все конституции стран Европы и Северной Америки предусматривают этот принцип, провозглашенный еще Декларацией прав человека и гражданина 1789г. ("Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). Но проблемой остается гарантия этих прав. Само их содержание изменилось в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими, и социально- экономических прав. Здесь важно, чтобы свобода одних не нарушала социальную защищенность других.

Необходимо еще раз вспомнить структуру ПЧ и входящие в нее виды ПЧ: гражданские (как фундаментальную основу жизнедеятельности людей), политические, экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы, и подчеркнуть, что они взаимосвязаны и неделимы, т.е. носят всеобщий и универсальный характер. И формирование в последние десятилетия "после 2-ой мировой войны" третьего поколения ПЧ - права на мир, справедливый мировой порядок, безопасность, экологически чистую окружающую среду, на приобщение к современным достижениям науки, культуры и образования - лишь дополняет эту всеобщность и универсальность ПЧ. Ведь субъектами ПЧ выступают и отдельные личности, и социальные группы, и какие-либо социальные общности, и народы, и нации, и обще социальный субъект (государство). Поэтому нарушение ПЧ - это препятствие всестороннему развитию личности и общества, угроза миру и социальному прогрессу, что доказывает их всеобщность и универсальность.

Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.

Что такое естественное право?

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.

Можно выделить 3 главных признака естественного права:

  1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
  2. Принадлежность человеку с рождения.
  3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

  • Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
  • Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
  • Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
  • Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
  • Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).

Что такое позитивное право?

Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.

Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.

Особенности позитивного права

  1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
  2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
  3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.

Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Понятие «естественное право» в античную эпоху

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Естественно-правовые теории в Средние века

В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.

Фома Аквинский (итальянский философ) в своем труде «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий. Первая категория рассматривалась как средство божественного управления миром. Человеческий закон признавался необходимым. Однако Фома Аквинский считал, что он обязательно должен ограничиваться совестью.

Теория естественного права Г. Гроция

Расцвет теории естественного права происходит на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги».

Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.

Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Теории естественного права в XVII-XVIII вв.

Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.

Шарль Луи Монтескье – один из самых ярких представителей эпохи французского Просвещения. Он является автором трактата «О духе законов». В своем труде Ш. Л. Монтескье привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.

Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Ж.-Ж. Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.

Концепции естественного права в Новое время

Томас Гоббсанглийский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.

Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.

Концепция естественного права Ж. Маритена

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.

Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств (социальных рисков) получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
При анализе принципа всеобщности большое значение имеет вопрос о круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору, и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам. Поэтому они не имели права на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными...и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусматривают возможности приостановления выплаты назначенной пенсии лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, что допускалось прежним законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П в стаж профессиональной деятельности должны засчитываться периоды педагогической, лечебной и творческой деятельности, проходившей не только в государственных или муниципальных учреждениях, как это установлено в ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и в частных организациях. Необходимые изменения должны быть внесены в Списки соответствующих учреждений (организаций).
Федеральным законом от 03.06.2006 г. №77 во исполнение Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231 установлено право отцов инвалидов с детства, воспитавших их до восьмилетнего возраста без матери, на досрочное трудовую пенсию. Ранее такое право имели только матери.
Еще одним примером развития данного принципа может служить совершенствование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1995 г. право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки и другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху Средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.

Однако как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII — XVIII вв. Ее виднейшие представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие.
Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное, — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

Направляя острие критики против реально существовавшего в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют угнетение людей, произвол и тиранию.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом и ее последним бастионом — королевским абсолютизмом, идеологически способствовала переходу общества к более высокой, капиталистической ступени развития. Но демократический потенциал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половине нынешнего столетия, став теоретическим фундаментом всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Исходной методологической установкой философии права служит формула «идеи правят миром». Применительно к праву это означает, что существует «идея права», некое идеальное правовое начало, которое призвано предопределить, каким должно быть действующее право. Эта ориентация получила свое наиболее полное выражение в доктрине естественного права. Она стара почти так же, как и само право, сопровождая «действующее право» на всем его историческом пути. Впрочем, она знала периоды как взлета, так и упадка.

Конечно, естественное право не есть некая правовая система, существующая и действующая наряду с позитивным правом, как это полагали в прошлом некоторые представители доктрины. Оно — явление по преимуществу, идеологическое, отражающее представления о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формулируются как правовые требования, обращенные к действующему праву и законодателю. Их невыполнение как бы должно влечь и юридические последствия. «Несправедливый закон не создает право» — такова формула, идущая еще от Цицерона.

Практическая реализация подобных установок в судебной и вообще правоприменительной деятельности представляется достаточно сложной. Однако это не умаляет важность проблемы. Естественное право выступало как средство против использования властью закона в своекорыстных целях, против того, что позднее получило название «правонарушающее законодательство». Доктрина естественного права первая привлекла внимание к тому, что право и закон могут не совпадать, и всегда подчеркивала возможность этого несовпадения с его опасными последствиями.

Однако самая большая заслуга доктрины естественного права, ее непреходящая значимость — это утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина; они не дарованы человеку добрым правителем или законодателем, а принадлежат ему от рождения. Можно встретиться с самыми различными обоснованиями этого тезиса, но при любой трактовке права человека первичны по отношению к действующему праву, и государственная власть обязана признать их и снабдить конституционными и иными гарантиями. Право становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «естественное право» родилось по противопоставлению с правом положительным, установленным, явившимся в результате человеческого изобретения; оно является символом всего в правовом смысле истинного, не зависящего от случая и произвола, соответствующего вечным законам справедливости.

В основе учения о естественном праве, в качестве его всем понятной психологической предпосылки, лежит элементарно простая, но в то же время научно чрезвычайно неясная мысль: всему произвольно установленному противостоит непроизвольное, неустановленное, само по себе и необходимо существующее; образцом таких свойств является природа; следовательно, неустановленное право есть право природное, или естественное.

Соблазнительность таких рассуждений настолько велика, что ей поддавалось не только донаучное мышление, но и научно дисциплинированные умы. Причем в первоначальном, донаучном, мышлении идея природы выступала в роли простого наглядного символа, в философской же и научной формулировке ей придавались различные и нередко противоположные значения — обстоятельство, служившее поводом к образованию различных типов учений естественного права.

Общим для всех них являются определения вечности, постоянства и всеобщего распространения, которые приписываются естественному праву в отличие от положительного. Несомненно, характеристики эти были почерпнуты из первоначальных донаучных воззрений на природу, которая «всегда» и «везде» существует.

Следует заметить, что именно эта попытка определить отличие естественного права от положительного права при помощи временных и пространственных признаков является ахиллесовой пятой естественно-правовых учений, их основным и первородным грехом. Но других определений не знает природа, и если они и проникают в учения естественного права, то только незакономерно. В частности, можно насчитать следующие четыре основных типа в учениях о естественном праве, причем некоторые из них, в свою очередь, распадаются на несколько несамостоятельных подвидов.

Понятие гражданского общества тесно связано с понятием естественных прав. В идеале гражданское общество никто специально не строит, оно развивается самостоятельно, считает Р. Дарендорф. Кто-то создает колледж, кто-то партию, кто-то начинает выпускать газету, кто-то объединяет людей в самостоятельную общественную организацию, кто-то налаживает производство хорошей обуви или вкусного хлеба и др. Именно в результате подобных преобразований постепенно формируется гражданское общество, начинающее развиваться по принципу «множественного единства».

Известно, что вплоть до середины XVIII в. европейская политическая мысль использовала термин «гражданское общество» (societas civilis) для описания политической организации, члены которой подчиняются требованиям ее законов, благодаря чему обеспечивается мирный порядок и доброе правление. В этой старой традиции, восходящей еще к Аристотелю, «гражданское общество» и «государство» рассматриваются как взаимосвязанные, лучше сказать — тождественные, понятия. Быть членом гражданского общества означало быть гражданином государства и, стало быть, действовать в соответствии с законами и воздерживаться от поступков, причиняющих вред гражданам. Такое понимание гражданского общества можно обнаружить у Юма, Руссо, Канта.

Существенные дополнения в понятие гражданского общества внес Дж. Локк, в частности учением об общественном договоре как разумной (а не инстинктивной, как у Т. Гоббса) основе государственности и естественных, данных человеку от природы, неотчуждаемых от него правах и свободах: государство создается для обеспечения и защиты естественных прав и свобод; государство располагает лишь теми правами, которые признаны за таковые гражданами; справедливое устройство такого общества базируется на установленных правовых нормах, отвечающих требованиям обеспечения и защиты естественных прав и свобод человека.

Процесс исторического развития, где главной, или одной из главных, темой всегда было становление свободного индивида, не мог не влиять на отношение людей к обществу и государственной власти. Оно часто определялось в прямой зависимости от того, где находил человек надежную защиту: в обществе или государстве. Постепенно рассматриваемая проблема получила обобщение и предстала для некоторых в виде мнения: гражданское общество обладает законным правом защищать себя и своих членов от государства. Для других было очевидным, что и государство нельзя лишать аналогичного права.

ВСЕОБЩНОСТЬ

Или универсальность, - характеристика некоторых императивных и ценностных (в т.ч. моральных) суждений в нормативной теории и этике. Заслуга последовательного этико-философского обоснования В. моральных форм принадлежит И.Канту, хотя осознание единства нравственных законов человечества и понимание В., по крайней мере некоторых ценностных и императивных представлений, складывается значительно раньше - в рамках антич. космополитизма (Демокрит, Сократ, Еврипид, Исократ); идею В. твердо отстаивали ранние стоики.
В истории этико-философской мысли прослеживаются различные трактовки В. моральных феноменов (общих принципов, требований, мотивов, решений). Одна заключается в том, что у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном. Содержательно эти представления могут варьироваться, но само их наличие воспринимается как свидетельство обусловленных природой или данных Богом нравственных начал. Такое понимание В. отражает действительный факт общераспространенности форм поведения и взаимоотношений. Под В. понимают также безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям. В. в этом контексте выражается 1) в беспристрастности: равном отношении ко всем в определенной ситуации, 2) в надситуативности: в равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах, что обобщается 3) в принципе универсализуемости: принимая и осуществляя решение в отношении другого, я имею в виду, что такое же решение я бы принял в отношении любого другого в данной ситуации, и предполагаю, что любой другой в такой же ситуации принял бы такое же решение в отношении меня. Принцип универсализуемости рассматривается философами 20 в. (Ч. Стивенсон, Р. Хэар, О.Г. Дробницкий) в качестве одного из основополагающих критериев морали.
В моральной философии Хэара универсализуемость (наряду с прескриптивностью и приоритетностью) является существенным (критериальным) свойством моральных суждений и состоит в том, что они включают тождественные суждения обо всех случаях, тождественных в их универсальных качествах. Здесь по-своему обнаруживается золотое правило нравственности: из универсализуемости вытекает, что если я сейчас говорю, что я должен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, я обязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь я в точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностными качествами и теми же мотивами. Некоторые авторы трактуют В. как генерализацию (М. Сингер, Дж. Ролз), что встречает возражение методологического порядка: не все общие (в логическом смысле слова) суждения являются универсализуемыми (в этическом смысле слова) суждениями (Хэар). Надситуативность морали проявляется и в том, что она может пронизывать все иные формы нормативной регуляции, быть в конечном счете критерием их оценки и основанием их принятия личностью.
Идея В. моральных форм критикуется с позитивно-правовых и социологических позиций. Так, по Г.В.Ф. Гегелю, законодательные суждения, которым приписывается В., сформулированные как всеобщие, лишены в действительности всеобщего содержания: критерий В., или всеобщего законодательства, делает невозможными максимы, соотнесенные с действительным содержанием, т.е. с определенностью. Иного рода критика указывает на то, что В. - не уникальная и не универсальная характеристика морали, она сама исторична и возникает в ответ на изменения в социальной структуре и сознании общества; с этой т.зр. декларация общечеловеческой морали может скрывать и чьи-то намерения утвердить частные интересы в качестве всеобщих и ведет к подавлению индивидуальных моральных усилий (К. Маркс, Э. Дюркгейм).

  • - или универсальность, - характеристика некоторых императивных и ценностных суждений в нормативной теории и этике. Заслуга последовательного этико-философского обоснования В. моральных...

    Философская энциклопедия

  • - ВСЕО́БЩИЙ, -ая, -ее; -о́бщ. Относящийся ко всем, распространяющийся на всё, всех. Всеобщее избирательное право. Всеобщее среднее образование. В. закон природы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВСЕО́БЩНОСТЬ, всеобщности, мн. нет, жен. . отвлеч. сущ. к всеобщий...

    Толковый словарь Ушакова

  • - всео́бщность ж. отвлеч...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - все"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь антонимов

"ВСЕОБЩНОСТЬ" в книгах

Социальные революции: всеобщность и поступательность

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Социальные революции: всеобщность и поступательность Социальные революции носят всеобщий характер. Это означает, что переход от одной общественно-экономической формации к другой всегда представляет собой социальную революцию. Подчеркиваем это потому, что в литературе

Из книги Эдмунд Гуссерль в контексте философии Нового Времени автора Незванов Андрей

§ 6. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость Этот параграф Гуссерль начинает с называния нескольких видов сущностных суждений, то есть пытается выстроить особую «эйдетическую», или сущностную логику:«Явным образом сопринадлежны теперь такие идеи:

Всеобщность: «конкретная» versus «абстрактная»

Из книги Интерпассивность. Желание: Влечение. Мультикультурализм автора Жижек Славой

Всеобщность: «конкретная» versus «абстрактная» В таком случае каким образом эта мультикультуралистская идеологическая поэзия вписывается в сегодняшний глобальный капитализм? За этой проблемой скрывается еще одна - проблема универсализма.Этьен Балибар выделил три

2. Всеобщность совести

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

2. Всеобщность совести Это чистое знание есть непосредственно бытие для другого; ибо как чистое равенство себе самому оно есть непосредственность или бытие. Но это бытие в то же время есть чистое всеобщее, самостность всех; иными словами, поступки признаны и потому

§ 6. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость

автора Гуссерль Эдмунд

§ 6. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость Явным образом сопринадлежны теперь такие идеи: вынесение эйдетического суждения, эйдетическое суждение, или эйдетический тезис, эйдетическая истина (или истинное положение); в качестве коррелята последней

§ 126. Полнота состава и всеобщность выражения

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 126. Полнота состава и всеобщность выражения Следует, далее, подчеркнуть различие между полным и неполным выражением. Единство выражающего и выражаемого в феномене отличается, правда, известным их наложением, однако верхний слой не обязан простираться над всем

Книга II. ВСЕОБЩНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ (Almindelighed)

Из книги Болезнь к смерти автора Кьеркегор Серен

Книга II. ВСЕОБЩНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ (Almindelighed) Поскольку, как говорят врачи, нет ни одного вполне здорового человека, то, хорошо зная людей, можно также сказать, что никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония,

Глава VII. Необходимость, общеобязательность и всеобщность знания

Из книги Обоснование интуитивизма [ёфицировано] автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава VII. Необходимость, общеобязательность и всеобщность знания Знанию подлежит наличный объект. Так как нет ничего обсуждаемого, что бы не было в том или ином смысле слова наличным, то знанию подлежит не то, что предмет существует, а то, как он существует, не quod sit, a quid

8.3. Всеобщность воскресения

Из книги Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы автора Сысоев Даниил

8.3. Всеобщность воскресения Вероучение Свидетелей Иегову радикальным образом противоречит догмату священного Писания, утверждающего факт всеобщего воскресения. По их мнению существует четыре разновидности людей, участь которых будет различна:1. 144000 небесных

Всеобщность греха

Из книги Основание Христианства автора Стотт Джон

Всеобщность греха Библейские авторы дают ясно понять, что грех носит всеобщий характер. «Нет человека, который не грешил бы», - сказал Соломон в добавление к своей великой молитве при посвящении Храма. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил

ВСЕОБЩНОСТЬ ВЕРЫ

Из книги История религии автора Зубов Андрей Борисович

ВСЕОБЩНОСТЬ ВЕРЫ Уже в глубокой древности человек обратил внимание на тот факт, что религия, вера в Бога или богов – явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» – говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48]. «Ты можешь видеть государства

Глава седьмая Всеобщность характера Иисуса

Из книги Иисус Христос – величайшее чудо истории. Опровержение ложных теорий о личности Иисуса Христа и собрание свидетельств о высоком достоинстве характера, автора Шафф Филип

Глава седьмая Всеобщность характера Иисуса Одна из дальнейших черт в характере Христа, на которой мы можем остановить свое внимание, – это его нравственная и религиозная всеобщность и всеобъемлющая полнота. Тогда как все другие люди, даже самые лучшие из них,

1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер:«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм,

Всеобщность

Из книги Одна минута мудрости (сборник медитативных притч) автора Мелло Энтони Де

Всеобщность Обычно Мастер отговаривал людей идти в

Глава пятнадцатая. Знание и всеобщность

Из книги Время, пространство и знание автора Тулку Тартанг

Глава пятнадцатая. Знание и всеобщность Критический анализ и ведущие упражнения, подобные изложенным в предыдущих главах, можно объединить так, чтобы предельно сжать понятие «ума», «раскрыть его», ничего не повреждая. При этом процессе возникает другая картина