Правовое регулирование земельных отношений. Регулирование земельных отношений

Введение

Глава 1. Методы ипринципы регулирования земельных отношений

Глава 2. Принципыправового регулирования земельных правоотношений

Заключение

Список литературы


Введение

Для характеристикиотрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важновыявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методомотрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права наповедение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методахправового регулирования. При наличии государственной собственности на землюпредоставление и продажа земли для хозяйственных нужд производится на основаниирешения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганывыносят решения об изъятии земли или каких-либо изменениях в правеземлепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращениеземельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта- решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данныйгосударственный орган выступает и качестве хозяйствующего субъекта, инымисловами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как«власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать)земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать илирешить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следуетрассматривать как управленческие земельные имущественные, а не какадминистративные отношения.

Выявляя правовую природувышеназванных решений государственного органа - распорядителя государственногоземельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства -собственника земли не всегда принимают рыночный характер. Получается такпотому, что госорган - продавец земли не выделяет из своей системыгосударственного управления специальное хозяйственное подразделение, котороесамостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другимиучастниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическимилицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственнойструктуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков,но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Этопорождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.


Глава1. Метод и принципы регулирования земельных отношений

Классификацияотраслей советского социалистического права обусловлена двумя критериями:предметом и методом регулирования. В прошедших дискуссиях и обсуждениях посистеме права и его отраслях центром спора всегда оказывались, как правило, двеотрасли права: советское гражданское и административное. Остальные отраслисоветского права затрагивались лишь «попутно», по ходу рассуждений, без попыткикакого-либо глубокого анализа их особенностей, исключая разве колхозное право.Это и понятно, так как гражданское право и административное право представляютсобой такие отрасли советского права, где ярко виден противоположный характерметода регулирования общественных отношении.

В ходедискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о роли и значенииметода правового регулирования, которая заключается в том, что каждому предметурегулирования с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования.Органическая связь предмета и метода регулирования дает возможность определитьи научно объяснить систему советского права и ее отдельные отрасли.

Если предметправового регулирования является единым классификационным критерием, то методрегулирования представляет собою «второочередной», но также необходимый,характеризующий данную отрасль советского права признак. Раскрыть особенностиметода, индивидуализировать его - значит выявить эту вторую особенность отраслиправа.

1. Предметомрегулирования советского земельного права являются земельные отношениясоциалистического общества как особая самостоятельная группа общественныхотношений, возникших в результате национализации земли.

В эту группуобъединяется целый комплекс отношений, связанных, прежде всего, с землей,ее недрами, лесами и водами. Однако приведенный перечень объектов нельзяпризнать полным. Предметом регулирования земельного права следует признатьтакже отношения, объектом которых выступают животный мир (полезная дикаяфауна), естественная растительность (помимо леса) и, наконец, атмосферныйвоздух.

Животный мири естественная растительность представляют собой самостоятельные объекты праваисключительной государственной собственности. Это положение вошло в нашулитературу и должно найти свое законодательное закрепление. Об атмосферномвоздухе как самостоятельном объекте природы, охраняемом законом, впервые четкозаписано в Законе об охране природы, принятом 27 октября 1960 г. III сессиейВерховного Совета РСФСР V созыва. Атмосферный воздух в определенных случаях такжестановится объектом правоотношений. Промышленные предприятия, используяатмосферный воздух как часть внешней среды, не должны загрязнять его золой,несгоревшими частицами угля и ядовитыми газами. Использование атмосферноговоздуха становится, таким образом, предметом регулирования, о чем прямозаписано в ст. I Закона об охране природы в РСФСР. Как объект природы,атмосферный воздух в пределах границ СССР следует признать объектом правагосударственной собственности.

Общественныеотношения, объектом которых выступают животный мир, естественнаярастительность, а также атмосферный воздух по своей природе и содержанию впринципе однородны с отношениями землепользования, лесопользования,водопользования и др. и должны быть поэтому включены в предмет регулированияземельного права. В связи с этим земельное право как самостоятельная отрасльсоветского права будет иметь своим назначением регулирование отношений поповоду всего комплекса природных богатств страны. Это в свою очередь определитболее полно цели и задачи науки земельного права и значительно повысит уровеньпреподавания земельного права как учебной дисциплины.

Однородностьрассматриваемой группы общественных отношений объясняется следующим. Земля, еенедра, леса, воды и другие природные богатства, участвуя в процессепроизводства, занимают особое положение. Прежде всего, они характерны тем, чтона их создание не затрачен человеческий труд. Они - дары природы. Во-вторых,они отличаются от других средств производства тем, что выступают и какпредметы, и как средства труда. Экономические особенности, с одной стороны,отделяют объекты природы от других средств производства, а с другой -объединяют их в одну однородную группу. Это в свою очередь определяет иоднородный характер отношений по поводу земли, ее недр и других объектовприроды.

Проведенная внашей стране национализация основных орудий и средств производства разрешилакоренной вопрос: кому на праве собственности они должны принадлежать. Ноправовое положение тех или иных орудий и средств производства в рамкахпроведенной национализации не одинаково и определяется особенностями самихорудий и средств производства.

Всеперечисленные в статье 6 Конституции объекты права государственнойсобственности подразделяются на две группы. К первой относятся заводы, фабрики,шахты, рудники и др. Эти объекты являются имуществом, они созданы трудомчеловека, имеют стоимость, денежную оценку и в той или иной степени участвуют вимущественном обороте. В отличие от них, земля, ее недра и другие объектыприроды также являются имуществом, но не имеют в наших условиях денежнойоценки, полностью исключены из сферы действия закона стоимости и не участвуютпоэтому в гражданском обороте.

Экономическиеособенности земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств обусловили всвою очередь специфический характер отношений по поводу их.

Земельныеотношения по своему качеству являются отношениями имущественными, так как онивозникают по поводу материальных объектов: земли, ее недр, лесов, вод и другихприродных богатств, причем своим содержанием эти отношения имеют использование,хозяйственную эксплуатацию объектов природы (в этом смысле их можно считатьхозяйственными).

В условияхпроведенной национализации земельные отношения, продолжая быть имущественными ихозяйственными, вместе с тем подвергаются воздействию новых экономическихзаконов - законов социализма. Но в отличие от прочих имущественных отношений наних не распространяется действие закона стоимости. Земельные отношения - этоотношения не стоимостные в силу специфики самих объектов.

Советскоегосударство, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию, используеттребования закона планомерного развития народного хозяйства. Государственныепланы развития народного хозяйства предусматривают использование и природныхбогатств; вовлечение в хозяйственный оборот новых земельных территорий,освоение лесных богатств и водоемов, месторождений полезных ископаемых и т. п.Но поскольку само государство непосредственно хозяйственной деятельностью незанимается, тосоздает для этой цели (или разрешает создание)специальные органы - возникает необходимость предоставления им земельныхтерриторий, лесных угодий, водоемов и других объектов природы.

Предоставлениетех или иных природных ресурсов осуществляется властью государства в лице соответствующегогосударственного органа, причем полномочия этих органов определяются общимихозяйственными задачами. Здесь государство выступает одновременно и какноситель государственной власти и как носитель права собственности.Специфические особенности метода регулирования земельных отношений проявляютсяименно в сфере отношений пользования объектами природы, а не в сфере отношенийсобственности, хотя первые и возникают на базе вторых.

2. Отношенияпо использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают у нас наоснове проведенной национализации всех природных ресурсов. Государство какединственный собственник их получило неограниченные возможности воздействия наземельные (в широком понимании, включая лесные, водные и др.) отношения.

Для тогочтобы обеспечить определенное, угодное государству и диктуемое социалистическойсистемой производственных отношений поведение участников земельных отношений,государство использует правовую форму. Этот способ воздействия и называетсяметодом правового регулирования.7 Метод регулирования земельныхотношений имеет ряд специфических присущих ему особенностей.

Во-первых, онхарактеризуется спецификой возникновения, изменения или прекращения земельныхправоотношений. Право пользования тем- или иным объектом природы в абсолютномбольшинстве случаев возникает в силу административного акта органагосударственной власти или управления, осуществляющего право распоряжения.Точно также в результате административных актов земельные правоотношенияизменяются или прекращаются.

Такоеположение есть следствие того, что на земельные (в широком смысле) отношенияоказывает воздействие не закон стоимости, а закон планомерногопропорционального развития народного хозяйства. Административные акты, врезультате которых возникают, изменяются или прекращаются земельные (в широкомсмысле) правоотношения связаны с осуществлением планового использованияприродных богатств, и в этом смысле необходимость предоставления земельногоучастка, месторождения полезных ископаемых, водоема и т. д. оказывается заранеепредрешенной планом развития производства.

Характернымявляется и другое: право использования земельного участка, лесосеки, водоема(или части его) и т. д. возникает не с момента издания административного акта опредоставлении, а лишь с момента отвода в натуре и выдачи соответствующегодокумента на право пользования.

Такимобразом, правоотношения по использованию земли, ее недр и других объектовприроды возникают в результате сложного фактического состава, где решающеезначение имеет административный акт.

Иногдаправоотношения оформляются договором, однако и в этом случае заключениюдоговора всегда предшествует решение (распоряжение) соответствующего органа,например акт о предоставлении земельного участка в арендное пользование. Договораренды земельного участка выступает здесь лишь как элемент фактического состававозникновения правоотношений.

В отличие отдругих отраслей земельное право знает ряд своеобразных правил, регулирующихпользование объектами природы. Примером может служить ст. 6 Положения об охранерыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденногопостановлением Совета Министров СССР 15 сентября 1958г., где записано:«Спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления (без права продажирыбы) разрешается всем трудящимся бесплатно во всех водоемах, за" исключениемзаповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, ссоблюдением установленных правил рыболовства. Для указанных целей органамирыбоохраны могут выделяться водоемы или отдельные участки». Аналогичное правилосодержит лесное законодательство, предоставляющее каждому гражданину правовхода в лес для пребывания в нем, а также право на некоторые виды побочныхпользований в лесах; Положение о земельных распорядках в городах предоставляетземли общего пользования в бесплатное пользование всех граждан и т. п.

Своеобразиезаключается в том, что право пользования природными объектами какразновидностью государственного имущества заранее предоставлено всякому икаждому.

Во-вторых,особенность земельно-правового метода проявляется в положении субъектовправоотношения: в противоположность равноправию сторон в гражданском праве вземельно-правовом отношении одна сторона выступает в качестве носителя власти инаделена правом распоряжения. Подчиненное в административно-правовом отношенииположение пользователя земельного участка, водоема и др. объекта проявляется нетолько на момент возникновения правоотношения, но и в течение всего времени егодействия. Используя правовую форму, государствопри регулированииподобных отношений заранее устанавливает императивные правила, касающиесяобязанностей землепользователей, лесопользователей и др.

В-третьих,специфика метода регулирования земельных отношений заключается в особых, толькоим свойственных, субъектах этих отношений - в созданной государством системеспециальных органов, которые призваны осуществлять контроль за выполнениемобязанностей лицами, использующими объекты природы. К числу таких органовотносятся Главная инспекция по землепользованию и землеустройству, Главноеуправление лесного хозяйства и охраны лесов при Совете Министров РСФСР, Главноеуправление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР,Главная инспекция водного хозяйства и ряд других.

Наконец,в-четвертых, метод регулирования земельных отношений определяется характеромсанкций. К лицам, не выполняющим своих обязанностей и допускающим нарушенияправил, применяются административно-правовые санкции. Характерным видом санкцийявляется штраф, налагаемый в административном порядке.

3. Методрегулирования земельных отношений характеризуется, в частности, использованиемдоговора. Различные отрасли советского права применяют договор как правовоесредство регулирования общественных отношений, но роль и значение его наиболееподробно изучены пока в гражданском праве. Это и понятно, так как специфическойособенностью гражданско-правового метода регулирования является равноправноеположение участников правоотношений, основанное на их имущественной самостоятельности,а лучшей правовой формой таких взаимоотношений может быть договор. Учение одоговоре поэтому представляет собой одну из главных проблемгражданско-правового метода регулирования имущественных отношений.

Какую же рольвыполняет договор в земельном праве? Прежде всего следует указать на то, чтодоговор в земельном праве применяется в качественно иной, в сравнении сгражданским правом, сфере отношений. В силу того, что объекты природы неявляются товаром, не имеют денежной оценки, земельные отношения лишеныстоимостного характера, и договор в таких отношениях естественно не связан ни симущественной обособленностью, ни тем более с хозяйственным расчетом. Договорвыполняет здесь другую роль. Поскольку земельные отношения, не являясьстоимостными, в то же время являются по своей природе имущественными, договоримеет своим назначением конкретизацию обязанностей пользователя природнымобъектом, обеспечение строго целевого его использования.

Этимобъясняется и та особенность договора в земельном праве, что импредусматривается объем прав и обязанностей только пользователя в отношенииземельного участка, водоема, охотничьего угодья и т. п. Другая же сторона,участник договора - всегда госорган - никаких обязанностей по договору передпользователем не несет за исключением того, что предоставляет данный объект впользование. Ей же принадлежит право контроля за выполнением пользователемусловий договора и право применять санкции. Если считать, что такие договорыявляются реальными, а предоставление объекта природы происходит вадминистративном порядке (договору предшествует решение компетентного органа),то договор представляет собою своеобразную форму фиксирования, как правило,прав и обязанностей лишь одной стороны. Таким образом, договор - это правоваяформа, предусматривающая условия эксплуатации объекта природы.

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных отношений

В неразрывнойсвязи с методом регулирования находится вопрос о принципах земельного права.Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его отдельныхотраслей до сих пор не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные ипротиворечивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному правудо недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебниковпоследних лет обращаются к вопросу о принципах.

Принцип - эторуководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественныхявлений и общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии собъективной закономерностью исторического развития.9Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношенийи закрепленная в законодательном порядке руководящая идея становится правовымпринципом.

Каксубъективный фактор, правовой принцип определяется реальными общественнымиотношениями. Таким образом, и метод правового регулирования и принцип права вконечном счете не что иное, как отражение реально существующих общественныхотношений. Будучи закрепленным в нормах права правовой принцип может оказыватьобратное воздействие на общественные отношения путем применения правовых норм кконкретным случаям. Здесь и используется то средство, которое именуетсяправовым методом.

Такимобразом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для даннойотрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержаниемкоторого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведениелюдей в конкретной области общественных отношений.

Важнейшейруководящей идеей, положенной в основу регулирования земельных отношений,является идея о том, что только советское социалистическое государство можетбыть собственником земли, ее недр, лесов, вод и других объектов природы.Закрепленная в нормах земельного права, эта идея получила свое выражение впринципе исключительности права государственной социалистической собственностина землю, ее недра, леса, воды и другие объекты природы и неуклонно проводитсяв жизнь.

В советскомземельном праве нашла закрепление другая важнейшая идея о том, что объектыприроды не могут быть предметами гражданского оборота, в отношении их не могутсовершаться гражданско-правовые сделки. Сама же идея исключения объектовприроды из сферы гражданского оборота есть отражение того, что земельныеотношения не подвержены действию закона стоимости.

Исключениеобъектов природы из сферы гражданского оборота, законодательно закрепленное внормах советского земельного права, стало важнейшим принципом земельного права.

Специфическисвойственным советскому земельному праву является принцип безвозмездностиземельных отношений, неразрывно связанный с принципом исключения объектовприроды из сферы гражданского оборота.

Идеябезвозмездности земельных отношений, закрепленная в земельном законодательстве,находит свое объяснение в том, что объекты природы, как материальные предметы,имеют потребительную стоимость, но не имеют стоимости. Поскольку они могут илинепосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средствомпроизводства материальных благ - по поводу их возникают общественные отношенияимущественного характера. Но будучи лишенными стоимости объекты природы делаютэти отношения безвозмездными. В условиях социалистического способа производстваземельные отношения впервые приобретают свое естественное состояние.

В условияхсоциалистического способа производства народное хозяйство развивается по плану.В плановом порядке происходит использование и природных богатств. Экономическийзакон планомерного пропорционального развития народного хозяйства, выступая вкачестве регулятора производства, дает возможность обеспечить установлениеправильных пропорций в народном хозяйстве.

Планыразвития всего народного хозяйства е целом и отдельных его отраслей,составленные с учетом требований этого экономического закона, определяютцелевое использование и объектов природы. Идея строго целевого использованияобъектов природы, закрепленная в нормах земельного права, проявляется вважнейшем принципе - принципе планового использования природных богатств нашейстраны.

Было бынеправильным поэтому считать строго целевое использование земли, ее недр идругих объектов природы особым и самостоятельным принципом земельного права.Целевое использование объектов природы есть не что иное как проявление принципаплановости в земельном праве.


Заключение

Методы земельного права.Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методурегулирования общественных отношений характерно проявление «власти иподчинения». Этот метод не исключен и в земельных отношениях. Но когда, в какихслучаях он применим?

Участникиадминистративных правоотношений не равноправны, ибо один дает обязательные дляисполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так,административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие землидля целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторыедругие отношения, например в области государственного контроля за правильнымиспользованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичногоземлепользования - в той части этих отношений, в которой присутствуетобщегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственномземлеустройстве - опять-таки в той части, в какой органы землеустройстваправомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельныхспоров и т. п.

Важно, однако, всегдаиметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе,распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где онявляется необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежныбыли нарушения законности, масштабы которых возрастали по мере искажений впонимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадиипредоставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозови совхозов может применяться административный метод, поскольку государство,решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только каксобственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей заэтим стадии - при внутрихозяйственном планировании и организации использованияземли - применение этого метода значительно ограничено или вовсе недопустимо,что видно на примере сельского хозяйства.

Современное российскоезаконодательство расширяет права всех землепользователей, запрещаявмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие отадминистративно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения,т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственныхрешений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологиитеории права - «управомочивает») свободно действовать, тогда как органгосударственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений,ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускаетадминистративно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные делаземлепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях:при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,эрозией почв и т. п.


Списокиспользуемой литературы:

1. Боголюбов С.А.Земельное право: Учебник для вузов. М.: «НОРМА», 2002.

2. Ерофеев Б.В.Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Иконицкая И.А.Земельное право России: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Земельное право.Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2006.

5. Иконицкая И.А.Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

6. Крассов О.И.Земельное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Как гражданские, так и административные правоотношения имеют свои специфические особенности, которые обусловлены особенностями самих отраслей права .

Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права , субъект правоотношения , объект правоотношения и содержание правоотношения.

Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации , муниципальные образования .

В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти , от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления .

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (например, Законом города Москвы от 15 октября 2003 г. N 59 установлены наименования и границы 125 внутригородских муниципальных образований в городе Москве).

В смысле изложенных выше положений отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками как объектами имущества, всегда (а не только применительно к земельно-имущественным комплексам) являются отношениями земельно-имущественными, регулируемыми нормами как гражданского, так и земельного законодательства.

Земельно-имущественный комплекс как единый объект земельно-имущественных отношений представляет собой сложную вещь , состоящую как минимум из двух элементов: земельного участка и прочно связанных с ним других объектов. В связи с этим возникает вопрос о главной вещи в комплексе.

Вопрос этот имеет большое практическое значение, так как главная вещь комплекса определяет юридическую судьбу иных его объектов, являющихся в этом случае принадлежностью главной вещи.

Земельным и гражданским законодательством этот вопрос решается по-разному.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного права является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все расположенные на земельном участке объекты недвижимости следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Тем самым однозначно земельный участок определен в качестве главной вещи в земельно-имущественном комплексе. Это же подтверждается и п. 4 ст. 35 ЗК РФ, который устанавливает, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений и сооружений, если они принадлежат на праве собственности одному лицу, равно как и отчуждение зданий, строений и сооружений без земельного участка при тех же условиях, не допускается.

Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случаях реквизиции, конфискации зданий, строений и сооружений, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника (см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права . Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона .

Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений

Земельные отношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Они могут возникать, изменяться и прекращаться, и это их развитие, постоянная подвижность предусматриваются правовой нормой . Правовая норма указывает на юридический факт (действие, бездействие, событие и т.п.), который порождает определенные права и обязанности для участников земельных отношений (отвод земельного участка, изменение его границ, полное его изъятие или частичное уменьшение и т.д.).

При этом она исходит из подвижности земельных отношений.

Затем наступает стадия непосредственного пользования землей, что связано с рядом юридических действий (фактов). При этом возникают отношения по внутрихозяйственной организации землепользования (землеустройства), выполнению договорных обязательств и т.д. Таким образом, в возникновении и развитии земельных правоотношений проявляется реальная жизнь земельного законодательства, т.е. применение норм земельного права . При этом завершение одних правоотношений служит основанием для возникновения других.

Изменение земельных правоотношений в процессе использования земли всегда связано с последующей эволюцией тех или иных действий и событий, а также развитием законодательства. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванном стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств (например, если понес значительные убытки от засухи, пыльной бури, наводнения и т.п.). Следовательно, изменяются права и обязанности владеющего землей лица.

Подвижность в земельных правоотношениях особенно характерна для динамичного сельскохозяйственного производства, где объект этих отношений - земля (ее качество, плодородие) - не остается постоянным. Здесь важно, однако, чтобы изменения в земельных отношениях происходили не произвольно, а на основании конкретной правовой нормы, т.е. в соответствии с требованиями закона .

Прекращение земельных правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служат договор о продаже земельного участка, решение компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд и т.д. Основанием для прекращения земельных правоотношений могут быть также такие события или действия (юридические факты), как смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли (если срок договора об аренде не возобновляется), добровольный отказ от земельного участка и т.д.

Прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров. При других обстоятельствах, указанных в законе, пользование прекращается полностью.

Правоохранительные земельные отношения прекращаются после совершения участником или участниками этих отношений действий, устраняющих правонарушение . Если нарушитель земельного закона привлечен к юридической ответственности , то акт применения взыскания (наказания) означает прекращение охранительных земельных правоотношений.

Правовое регулирование земельных правоотношений

.

Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.

Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица , в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя .

Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".

Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона .

Подпункт "в" п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Данная норма реализуется по следующим правилам:

а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.

2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.

К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости ", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и др.

Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права . Поскольку земельное право - комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях , Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "О недрах" и др.

3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ , которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль , порядок ведения ЕГРП и др.

Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.

4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах - от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения . Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан-ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ-ствии с нормами права. В настоящее время с введени-ем института частной собственности на землю и платного землеполь-зования земельные отношения приобрели новое содержа-ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения : абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения - правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности . Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае - земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

Санкционирующий - не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

Делегирующий - дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Введение

Глава 1. Методы и принципы регулирования земельных отношений

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных правоотношений

Заключение

Список литературы


Введение

Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методах правового регулирования. При наличии государственной собственности на землю предоставление и продажа земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганы выносят решения об изъятии земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает и качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как «власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как управленческие земельные имущественные, а не как административные отношения.

Выявляя правовую природу вышеназванных решений государственного органа - распорядителя государственного земельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства - собственника земли не всегда принимают рыночный характер. Получается так потому, что госорган - продавец земли не выделяет из своей системы государственного управления специальное хозяйственное подразделение, которое самостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другими участниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическими лицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственной структуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков, но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Это порождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.


Глава 1. Метод и принципы регулирования земельных отношений

Классификация отраслей советского социалистического права обусловлена двумя критериями: предметом и методом регулирования. В прошедших дискуссиях и обсуждениях по системе права и его отраслях центром спора всегда оказывались, как правило, две отрасли права: советское гражданское и административное. Остальные отрасли советского права затрагивались лишь «попутно», по ходу рассуждений, без попытки какого-либо глубокого анализа их особенностей, исключая разве колхозное право. Это и понятно, так как гражданское право и административное право представляют собой такие отрасли советского права, где ярко виден противоположный характер метода регулирования общественных отношении.

В ходе дискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о роли и значении метода правового регулирования, которая заключается в том, что каждому предмету регулирования с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования. Органическая связь предмета и метода регулирования дает возможность определить и научно объяснить систему советского права и ее отдельные отрасли.

Если предмет правового регулирования является единым классификационным критерием, то метод регулирования представляет собою «второочередной», но также необходимый, характеризующий данную отрасль советского права признак. Раскрыть особенности метода, индивидуализировать его - значит выявить эту вторую особенность отрасли права.

1. Предметом регулирования советского земельного права являются земельные отношения социалистического общества как особая самостоятельная группа общественных отношений, возникших в результате национализации земли.

В эту группу объединяется целый комплекс отношений, связанных, прежде всего, с землей, ее недрами, лесами и водами. Однако приведенный перечень объектов нельзя признать полным. Предметом регулирования земельного права следует признать также отношения, объектом которых выступают животный мир (полезная дикая фауна), естественная растительность (помимо леса) и, наконец, атмосферный воздух.

Животный мир и естественная растительность представляют собой самостоятельные объекты права исключительной государственной собственности. Это положение вошло в нашу литературу и должно найти свое законодательное закрепление. Об атмосферном воздухе как самостоятельном объекте природы, охраняемом законом, впервые четко записано в Законе об охране природы, принятом 27 октября 1960 г. III сессией Верховного Совета РСФСР V созыва. Атмосферный воздух в определенных случаях также становится объектом правоотношений. Промышленные предприятия, используя атмосферный воздух как часть внешней среды, не должны загрязнять его золой, несгоревшими частицами угля и ядовитыми газами. Использование атмосферного воздуха становится, таким образом, предметом регулирования, о чем прямо записано в ст. I Закона об охране природы в РСФСР. Как объект природы, атмосферный воздух в пределах границ СССР следует признать объектом права государственной собственности.

Общественные отношения, объектом которых выступают животный мир, естественная растительность, а также атмосферный воздух по своей природе и содержанию в принципе однородны с отношениями землепользования, лесопользования, водопользования и др. и должны быть поэтому включены в предмет регулирования земельного права. В связи с этим земельное право как самостоятельная отрасль советского права будет иметь своим назначением регулирование отношений по поводу всего комплекса природных богатств страны. Это в свою очередь определит более полно цели и задачи науки земельного права и значительно повысит уровень преподавания земельного права как учебной дисциплины.

Однородность рассматриваемой группы общественных отношений объясняется следующим. Земля, ее недра, леса, воды и другие природные богатства, участвуя в процессе производства, занимают особое положение. Прежде всего, они характерны тем, что на их создание не затрачен человеческий труд. Они - дары природы. Во-вторых, они отличаются от других средств производства тем, что выступают и как предметы, и как средства труда. Экономические особенности, с одной стороны, отделяют объекты природы от других средств производства, а с другой - объединяют их в одну однородную группу. Это в свою очередь определяет и однородный характер отношений по поводу земли, ее недр и других объектов природы.

Проведенная в нашей стране национализация основных орудий и средств производства разрешила коренной вопрос: кому на праве собственности они должны принадлежать. Но правовое положение тех или иных орудий и средств производства в рамках проведенной национализации не одинаково и определяется особенностями самих орудий и средств производства.

Все перечисленные в статье 6 Конституции объекты права государственной собственности подразделяются на две группы. К первой относятся заводы, фабрики, шахты, рудники и др. Эти объекты являются имуществом, они созданы трудом человека, имеют стоимость, денежную оценку и в той или иной степени участвуют в имущественном обороте. В отличие от них, земля, ее недра и другие объекты природы также являются имуществом, но не имеют в наших условиях денежной оценки, полностью исключены из сферы действия закона стоимости и не участвуют поэтому в гражданском обороте.

Экономические особенности земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств обусловили в свою очередь специфический характер отношений по поводу их.

Земельные отношения по своему качеству являются отношениями имущественными, так как они возникают по поводу материальных объектов: земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств, причем своим содержанием эти отношения имеют использование, хозяйственную эксплуатацию объектов природы (в этом смысле их можно считать хозяйственными).

В условиях проведенной национализации земельные отношения, продолжая быть имущественными и хозяйственными, вместе с тем подвергаются воздействию новых экономических законов - законов социализма. Но в отличие от прочих имущественных отношений на них не распространяется действие закона стоимости. Земельные отношения - это отношения не стоимостные в силу специфики самих объектов.

Советское государство, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию, использует требования закона планомерного развития народного хозяйства. Государственные планы развития народного хозяйства предусматривают использование и природных богатств; вовлечение в хозяйственный оборот новых земельных территорий, освоение лесных богатств и водоемов, месторождений полезных ископаемых и т. п. Но поскольку само государство непосредственно хозяйственной деятельностью не занимается, тосоздает для этой цели (или разрешает создание) специальные органы - возникает необходимость предоставления им земельных территорий, лесных угодий, водоемов и других объектов природы.

Предоставление тех или иных природных ресурсов осуществляется властью государства в лице соответствующего государственного органа, причем полномочия этих органов определяются общими хозяйственными задачами. Здесь государство выступает одновременно и как носитель государственной власти и как носитель права собственности. Специфические особенности метода регулирования земельных отношений проявляются именно в сфере отношений пользования объектами природы, а не в сфере отношений собственности, хотя первые и возникают на базе вторых.

2. Отношения по использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают у нас на основе проведенной национализации всех природных ресурсов. Государство как единственный собственник их получило неограниченные возможности воздействия на земельные (в широком понимании, включая лесные, водные и др.) отношения.

Для того чтобы обеспечить определенное, угодное государству и диктуемое социалистической системой производственных отношений поведение участников земельных отношений, государство использует правовую форму. Этот способ воздействия и называется методом правового регулирования. 7 Метод регулирования земельных отношений имеет ряд специфических присущих ему особенностей.

Во-первых, он характеризуется спецификой возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений. Право пользования тем- или иным объектом природы в абсолютном большинстве случаев возникает в силу административного акта органа государственной власти или управления, осуществляющего право распоряжения. Точно также в результате административных актов земельные правоотношения изменяются или прекращаются.

Такое положение есть следствие того, что на земельные (в широком смысле) отношения оказывает воздействие не закон стоимости, а закон планомерного пропорционального развития народного хозяйства. Административные акты, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются земельные (в широком смысле) правоотношения связаны с осуществлением планового использования природных богатств, и в этом смысле необходимость предоставления земельного участка, месторождения полезных ископаемых, водоема и т. д. оказывается заранее предрешенной планом развития производства.

Характерным является и другое: право использования земельного участка, лесосеки, водоема (или части его) и т. д. возникает не с момента издания административного акта о предоставлении, а лишь с момента отвода в натуре и выдачи соответствующего документа на право пользования.

Таким образом, правоотношения по использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают в результате сложного фактического состава, где решающее значение имеет административный акт.

Иногда правоотношения оформляются договором, однако и в этом случае заключению договора всегда предшествует решение (распоряжение) соответствующего органа, например акт о предоставлении земельного участка в арендное пользование. Договор аренды земельного участка выступает здесь лишь как элемент фактического состава возникновения правоотношений.

В отличие от других отраслей земельное право знает ряд своеобразных правил, регулирующих пользование объектами природы. Примером может служить ст. 6 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 15 сентября 1958г., где записано: «Спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления (без права продажи рыбы) разрешается всем трудящимся бесплатно во всех водоемах, за" исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства. Для указанных целей органами рыбоохраны могут выделяться водоемы или отдельные участки». Аналогичное правило содержит лесное законодательство, предоставляющее каждому гражданину право входа в лес для пребывания в нем, а также право на некоторые виды побочных пользований в лесах; Положение о земельных распорядках в городах предоставляет земли общего пользования в бесплатное пользование всех граждан и т. п.

Своеобразие заключается в том, что право пользования природными объектами как разновидностью государственного имущества заранее предоставлено всякому и каждому.

Во-вторых, особенность земельно-правового метода проявляется в положении субъектов правоотношения: в противоположность равноправию сторон в гражданском праве в земельно-правовом отношении одна сторона выступает в качестве носителя власти и наделена правом распоряжения. Подчиненное в административно-правовом отношении положение пользователя земельного участка, водоема и др. объекта проявляется не только на момент возникновения правоотношения, но и в течение всего времени его действия. Используя правовую форму, государствопри регулировании подобных отношений заранее устанавливает императивные правила, касающиеся обязанностей землепользователей, лесопользователей и др.

В-третьих, специфика метода регулирования земельных отношений заключается в особых, только им свойственных, субъектах этих отношений - в созданной государством системе специальных органов, которые призваны осуществлять контроль за выполнением обязанностей лицами, использующими объекты природы. К числу таких органов относятся Главная инспекция по землепользованию и землеустройству, Главное управление лесного хозяйства и охраны лесов при Совете Министров РСФСР, Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, Главная инспекция водного хозяйства и ряд других.

Наконец, в-четвертых, метод регулирования земельных отношений определяется характером санкций. К лицам, не выполняющим своих обязанностей и допускающим нарушения правил, применяются административно-правовые санкции. Характерным видом санкций является штраф, налагаемый в административном порядке.

3. Метод регулирования земельных отношений характеризуется, в частности, использованием договора. Различные отрасли советского права применяют договор как правовое средство регулирования общественных отношений, но роль и значение его наиболее подробно изучены пока в гражданском праве. Это и понятно, так как специфической особенностью гражданско-правового метода регулирования является равноправное положение участников правоотношений, основанное на их имущественной самостоятельности, а лучшей правовой формой таких взаимоотношений может быть договор. Учение о договоре поэтому представляет собой одну из главных проблем гражданско-правового метода регулирования имущественных отношений.

Какую же роль выполняет договор в земельном праве? Прежде всего следует указать на то, что договор в земельном праве применяется в качественно иной, в сравнении с гражданским правом, сфере отношений. В силу того, что объекты природы не являются товаром, не имеют денежной оценки, земельные отношения лишены стоимостного характера, и договор в таких отношениях естественно не связан ни с имущественной обособленностью, ни тем более с хозяйственным расчетом. Договор выполняет здесь другую роль. Поскольку земельные отношения, не являясь стоимостными, в то же время являются по своей природе имущественными, договор имеет своим назначением конкретизацию обязанностей пользователя природным объектом, обеспечение строго целевого его использования.

Этим объясняется и та особенность договора в земельном праве, что им предусматривается объем прав и обязанностей только пользователя в отношении земельного участка, водоема, охотничьего угодья и т. п. Другая же сторона, участник договора - всегда госорган - никаких обязанностей по договору перед пользователем не несет за исключением того, что предоставляет данный объект в пользование. Ей же принадлежит право контроля за выполнением пользователем условий договора и право применять санкции. Если считать, что такие договоры являются реальными, а предоставление объекта природы происходит в административном порядке (договору предшествует решение компетентного органа), то договор представляет собою своеобразную форму фиксирования, как правило, прав и обязанностей лишь одной стороны. Таким образом, договор - это правовая форма, предусматривающая условия эксплуатации объекта природы.

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных отношений

В неразрывной связи с методом регулирования находится вопрос о принципах земельного права. Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его отдельных отраслей до сих пор не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные и противоречивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному праву до недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебников последних лет обращаются к вопросу о принципах.

Принцип - это руководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития. 9 Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношений и закрепленная в законодательном порядке руководящая идея становится правовым принципом.

Как субъективный фактор, правовой принцип определяется реальными общественными отношениями. Таким образом, и метод правового регулирования и принцип права в конечном счете не что иное, как отражение реально существующих общественных отношений. Будучи закрепленным в нормах права правовой принцип может оказывать обратное воздействие на общественные отношения путем применения правовых норм к конкретным случаям. Здесь и используется то средство, которое именуется правовым методом.

Таким образом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для данной отрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержанием которого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведение людей в конкретной области общественных отношений.

Важнейшей руководящей идеей, положенной в основу регулирования земельных отношений, является идея о том, что только советское социалистическое государство может быть собственником земли, ее недр, лесов, вод и других объектов природы. Закрепленная в нормах земельного права, эта идея получила свое выражение в принципе исключительности права государственной социалистической собственности на землю, ее недра, леса, воды и другие объекты природы и неуклонно проводится в жизнь.

В советском земельном праве нашла закрепление другая важнейшая идея о том, что объекты природы не могут быть предметами гражданского оборота, в отношении их не могут совершаться гражданско-правовые сделки. Сама же идея исключения объектов природы из сферы гражданского оборота есть отражение того, что земельные отношения не подвержены действию закона стоимости.

Исключение объектов природы из сферы гражданского оборота, законодательно закрепленное в нормах советского земельного права, стало важнейшим принципом земельного права.

Специфически свойственным советскому земельному праву является принцип безвозмездности земельных отношений, неразрывно связанный с принципом исключения объектов природы из сферы гражданского оборота.

Идея безвозмездности земельных отношений, закрепленная в земельном законодательстве, находит свое объяснение в том, что объекты природы, как материальные предметы, имеют потребительную стоимость, но не имеют стоимости. Поскольку они могут или непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ - по поводу их возникают общественные отношения имущественного характера. Но будучи лишенными стоимости объекты природы делают эти отношения безвозмездными. В условиях социалистического способа производства земельные отношения впервые приобретают свое естественное состояние.

В условиях социалистического способа производства народное хозяйство развивается по плану. В плановом порядке происходит использование и природных богатств. Экономический закон планомерного пропорционального развития народного хозяйства, выступая в качестве регулятора производства, дает возможность обеспечить установление правильных пропорций в народном хозяйстве.

Планы развития всего народного хозяйства е целом и отдельных его отраслей, составленные с учетом требований этого экономического закона, определяют целевое использование и объектов природы. Идея строго целевого использования объектов природы, закрепленная в нормах земельного права, проявляется в важнейшем принципе - принципе планового использования природных богатств нашей страны.

Было бы неправильным поэтому считать строго целевое использование земли, ее недр и других объектов природы особым и самостоятельным принципом земельного права. Целевое использование объектов природы есть не что иное как проявление принципа плановости в земельном праве.


Заключение

Методы земельного права. Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методу регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения». Этот метод не исключен и в земельных отношениях. Но когда, в каких случаях он применим?

Участники административных правоотношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которой присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве - опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.

Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе, распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где он является необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежны были нарушения законности, масштабы которых возрастали по мере искажений в понимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадии предоставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов может применяться административный метод, поскольку государство, решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только как собственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании и организации использования земли - применение этого метода значительно ограничено или вовсе недопустимо, что видно на примере сельского хозяйства.

Современное российское законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения, т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственных решений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологии теории права - «управомочивает») свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т. п.


Список используемой литературы:

1. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: «НОРМА», 2002.

2. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Иконицкая И.А. Земельное право России: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Земельное право. Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2006.

5. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

6. Крассов О.И. Земельное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.