Продолжительность отпуска муниципальных служащих в году. Новый порядок предоставления отпускных периодов для госслужащих. Факторы, от которых зависит длительность отпуска
Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм , их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про-явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи-тельно самостоятельных комплексов правовых норм , регулирующих од-нородные группы общественных отношений (отраслей права).
Отрасль права - это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.
У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча-сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо-бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы - исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.
В системе современного российского права объединены следую-щие основные отрасли:
1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак-репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу-дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно-мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.
2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше-ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор-мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен-ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин-ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс-кий кодекс РФ.
3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об-щественные отношения в сфере государственного управления, исполни-тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до-рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо-жарных норм и т.п.).
Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде-рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи-мые кодификационные действующие акты в этой области.
4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас-ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен-ности за нарушение трудовой дисциплины.
Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко-декс.
5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе-ре финансовой деятельности государства (формирование государствен-ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).
6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова-ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо-вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт - Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей-ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело-веческого общества.
7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли-вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре-доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос-ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ-ных посягательств.
9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.
Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста-навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно-шению друг к другу, меры защиты этих отношений.
Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж-данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле-нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз-нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж-данского и уголовного, семейного и земельного и др.).
Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе-еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель-ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто-янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив-ной.
Отрасль права - система принципов и норм, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасль - ϶ᴛᴏ наиболее крупное подразделение системы права. Каждая отрасль имеет свой круг регулируемых общественных отношений или предмет регулирования , что позволяет отличать одну отрасль от другой.
Другим критерием, позволяющим выделять отрасли в системе права, служит метод правового регулирования. Под методом принято понимать совокупность приемов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений.
Используются методы: координации, ᴛ.ᴇ. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, ᴛ.ᴇ. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право).
Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права.
Государственное (конституционное) право устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Источником государственного права является Конституция РФ.
Гражданское право регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, заключения и исполнения договоров (купли- продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.), авторства, изобретательства, наследования. Источник гражданского права - Гражданский кодекс РФ.
Трудовое право регулирует правовые отношения всех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Источником трудового права служит Трудовой кодекс РФ.
Семейное право определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Источником семейного права является Семейный кодекс РФ.
Административное право регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделенный властными полномочиями. Источники административного права - Кодекс об административных правонарушениях и др.
Финансовое право упорядочивает отношения в области бюджета͵ налогов, кредита͵ организации сберегательного дела, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. К источникам финансового права относятся Налоговый кодекс РФ, Закон ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ и др.
Земельное право регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ, Закон ʼʼО крестьянском (фермерском хозяйстве)ʼʼ.
Уголовное право устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.
Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всех участников гражданского процесса. К данной отрасли права относятся также принципы, нормы, регулирующие отношения в сфере деятельности арбитража и нотариата. Источники гражданского процессуального права: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Основы законодательства о нотариате РФ и др.
Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по оперативно-розыскной деятельности, возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
Самой крупной структурной единицей внутри системы права называют правовые общности , которые включают в себя, отрасли, подотрасли, институты права. К ним относятся международное и национальное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.
Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.
Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательство на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.
Частное право - совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, ᴛ.ᴇ. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.
Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Так, горное, водное, лесное право – подотрасли земельного права, авторское, обязательственное, наследственное право – подотрасли гражданского права.
Институт права - система принципов и норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Институт - структурное подразделение отрасли. В случае если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (к примеру, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: ʼʼдарениеʼʼ, ʼʼарендаʼʼ, ʼʼподрядʼʼ и т.д.). По этой причине в институте объединена Значительно меньшая совокупность норм права.
Норма права. Исходным и наиболее распространенным элементом системы права является норма права.
Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения.
(Подробно норме права посвящена лекция № 15)
Отрасль права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отрасль права" 2017, 2018.
Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права... .
План ТЕМА 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 1.Трудовое право как отрасль права. 2.Субъекты трудового права. 3.Основание возникновения трудовых отношений. 4.Коллективный договор и его содержание. 5.Трудовой договор и порядок его заключения. 6.Контракт. 7.Переводы на... .
Самая стабильная отрасль права. Самая важная отрасль права. Понятие и особенности Конституционного права Общая характеристика конституционного права Беларуси Пляхимович Иван Иванович IV....
Основные отрасли российского права
Отрасли публичного российского права ˸
1. Конституционное право – ведущая отрасль российской правовой системы, которая закрепляет основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан.
2. Административное право – отрасль права, регулирующая отношения, складывающиеся в процессе государственного управления.
3. Финансовое право – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных средств в государстве.
4. Уголовное право – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в связи с совершением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (преступных и непреступных).
5. Экологическое право – отрасль права, регулирующая отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.
6. Уголовно-процессуальное право – отрасль права, регулирующая деятельность правоохранительных и судебных органов по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.
7. Гражданско-процессуальное право – отрасль права, регулирующая деятельность суда по возбуждению, рассмотрению и разрешению гражданских дел.
8. Международное право – отрасль права, регулирующая отношения между государствами и иными участниками международного общения и сотрудничества. Международное право не входит в систему внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения.
Отрасли частного российского права ˸
1. Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения.
2. Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения, связанные со вступлением в брак, ᴇᴦο прекращением, алиментированием и усыновлением.
3. Трудовое право – отрасль права, регулирующая отношения по использованию труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на базе сочетания интересов всех участников трудовых отношений.
4. Земельное право – отрасль права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.
Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и...
Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свои предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.
Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.
Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федераций, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества.
Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.
Финансовое право имеет своим предметом финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным (государственным) правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. К числу основных нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс Российской Федерации. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности.
Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.
Трудовое право имеет своим предметом сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
Гражданское право является наиболее крупной отраслью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.
В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая). Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.).
Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
Уголовно-исполнительное право включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право (УИП) является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.
Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.
Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права и разделяется на публичное и частное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты которого закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.
Источники права
Право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой совокупность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих соответствующие общественные отношения. Это преимущественно нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Выбор формы права обусловливает юридическую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.
Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о постоянно развивающейся и воспроизводящейся системе социально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обусловленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотворческую деятельность.
Источник права в идеологическом смысле - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права.
В формально-юридическом смысле источник права представляет собой внешнюю форму выражения и существования правовых норм. Источники права - исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование.
Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.
Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществления со стороны всех субъектов права), формальная определенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).
Учитывая конкретные способы выражения (закрепления) формально-определенных правил в качестве обязательных и придания им официального статуса, выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юридический прецедент.
Источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому важны так в данной области приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка.
Во всех современных государствах используется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), нормативные указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.
В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представляет собой соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы.
Правовой обычай как общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты, выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи - разновидность общегражданских обычаев. Их содержание - это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных стереотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.
Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный акт. Немаловажное значение имеют нормативный договор и соответствующий обычай. Юридический же прецедент, в качестве которого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.
Законы и подзаконные акты
Самыми распространенными нормативно-правовыми актами выступают законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаками закона являются, что он является одним из основных источников права; принимается определенными субъектами, которые признаются носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); установлен особый порядок принятия; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные акты не должны противоречить закону; в случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон - это нормативно-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ. Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать, т.е. промульгацию.
Федеральный закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.
Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшую государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию:
> с момента принятия (например, постановления правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну); со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, например, момент опубликования);
> со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например, ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч. 2 НК РФ вступает в силу с 1 января 2000 г.);
> по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).
Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).
Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.
Финансовое право - отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли - бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.
Уголовное право - совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.
Экологическое (природоохранное) право - молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право - это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.
Гражданское право - ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.
Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.
Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.
Трудовое право - отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.
Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.
Исправительно-трудовое право - отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.
Уголовное процессуальное право - отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.
Гражданское процессуальное право - отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство - рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражное процессуальное право - сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.
Международное публичное право - не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.
Международное частное право - совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет - отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.
В науке, и даже в юридической практике, категории «отрасль права» и «отрасль законодательства» нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства - это объективация, конкретное выражение системы права. Система права - это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства, наоборот, - полностью является детищем законодателя, она подвержена воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма).
Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников. Она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.
Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.
Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства - из нормативных правовых актов, поэтому первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.
Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права: в Российской Федерации их насчитывается 48.
Действующее национальное право включает огромное количество правовых актов, в которых представлено еще большее количество правовых норм. Для удобной и внутренне непротиворечивой организации всего этого нормативно-правового массива (как внутри тех или иных актов, так и в рамках всей совокупности актов) применяется несколько видов систематизации нормативного материала.
Самым простым видом систематизации является организация различных форм учета правовых актов по определенным критериям с обязательной системой поиска соответствующего материала. Развитие компьютерной техники и создание электронных баз правовых данных в последние годы значительно облегчили эту задачу.
К более развитому способу систематизации относится инкорпорация, которая состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, временному) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативное содержание самих актов. Инкорпорацией является издание разного рода сборников, собраний действующих актов по тому либо иному предметному вопросу и т.д. При самом издании в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста правового акта (изъятие утративших силу положений, внесение ранее принятых новых положений и т.д.). Однако инкорпорация не предполагает редактирования либо иного изменения действующих правовых норм.
Еще более высоким способом систематизации является консолидация, которая предполагает объединение нескольких различных правовых актов одного порядка в один новый акт. Такой акт, разумеется, принимается в надлежащем порядке соответствующим органом государства, а консолидированные правовые акты утрачивают силу. Консолидация, в отличие от инкорпорации, - это форма официальной правоустановительной деятельности, ибо она связана с принятием новых правовых актов.
Самый высокий способ систематизации - кодификация. Она предполагает переработку, изменение и обновление правовых норм той или иной отрасли либо подотрасли права и принятие нового кодификационного правового акта (свода законов, кодекса, основ законодательства, положения и т.д.), некоторые кодификационные акты имеют общеотраслевой характер и включают все основные нормы той или иной отрасли права (уголовный, гражданский, семейный кодексы), другие объединяют правовые нормы в пределах подотрасли права (таможенный, бюджетный, налоговый кодексы).
Соотношение национального и международного права
В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения, которые лежали вне компетенции того или иного национального права. Однако в последнее время процессы общемировой глобализации приводят, во-первых, ко все большей унификации национальных систем права (например, путем разработки и принятия модельных нормативных актов, путем реформы системы законодательства), во-вторых, к резко возросшей роли международного права, которое весьма активно вторгается в во внутригосударственные правоотношения.
Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, которые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.
1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаимонезависимые системы правового порядка;
2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству национального права;
3) приоритет отдается именно международному праву. Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимодействия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека. Заинтересованные субъекты политической и геоэкономической активности используют международное право как инструмент в достижении своих целей, связанных в том числе с разделом сфер влияния в общемировом масштабе.
В Российской Федерации проблематика соотношения международного и национального права решена на конституционном уровне: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое система права? Что характеризуют с помощью этой категории?
2. Что такое отрасль права? Каковы критерии ее выделения в системе права? Назовите отрасли права в российской системе права? В чем заключается объективный характер выделения отраслей права?
3. Что такое правовой институт? Какие виды правовых институтов различают в системе права россии? Что такое подотрасль права?
4. Что такое система законодательства Российской Федерации?
5. В чем различие между частным и публичным правом в Российской Федерации?
6. Что такое систематизация норм права и каковы ее основные виды?
Список литературы
Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. Тема 9.
Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. Тема 11. Раздел III.
Общая теория государства и права: Учебник для вузов; В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Главы: XIV, XV, XVII, Т. 2.
Общая теория права и государства/ B.C. Афанасьев, А.П. Герасимов и др. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999. Тема 14. Раздел III.