В чем различие преступления и проступка. Чем отличаются проступки от преступлений? Виды правонарушений: преступления и проступки. В чем сходство преступления и правонарушения

Преступление не является единственной формой человеческого поведения, которая нарушает правовые запреты. В зависимости от того, какой отраслью права и какими методами регулируются или охраняются социальные связи (общественные отношения), правонарушение может быть преступлением, административным или гражданско-правовым деликтом. Все правонарушения (родовое понятие), в том числе и преступление, обладают общими для них признаками: общественная опасность и противоправность. При материальном определении понятия преступления и иных деликтов общественная опасность является общим для них признаком, хотя этот социальный признак и степень его выраженности могли бы стать критерием их разграничения при решении вопроса об отнесении деяний к проступкам или преступлению.

Насколько опасны на том или ином этапе развития общества те или иные правонарушения, зависит от многих факторов, которые учитывает законодатель. Степень опасности изменчива, что должен учитывать законодатель при криминализации и декриминализации деяний (при отнесении деяний к преступным или выведении их из числа преступных в правонарушения).

В уголовном праве при характеристике преступления учитываются разнообразные объективные и субъективные признаки. Эти признаки учитываются и другими отраслями права (административным, гражданским, трудовым и т.д.). Для разграничения должны существовать формальные признаки, которые могли бы дать более или менее четкий ответ на вопрос, что совершил субъект: преступление, административный или дисциплинарный проступок, гражданское или трудовое правонарушение.

Главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Каждое правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения, поэтому представляет определенную общественную опасность. Но количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.

Критерии отграничения преступления от других правонарушений:

    характер наступивших последствий совершенного деяния;

    мотивы и цели совершения деяния;

    форма вины;

Преступление предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость .

Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, регистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.

В отдельных случаях преступление отличается от иных право­нарушений только по форме вины. Так, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосторожности ответственность его причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).

Отграничение преступления от других правонарушений в основном производится:

1. по объекту – по своему социальному значению объект преступления важнее объектов административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений.

2. по вопросу отграничения преступления от административного проступка по отношению к общественной опасности нет единого мнения. Доводы оппонентов сводятся к следующему: проступок отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности; критерием отграничения преступления от административного проступка является «качество общественной опасности»; преступлениям и проступкам присуща общественная вредность, степень которой при совершении преступления такова, что появляется ее новое качество – общественная опасность.

3. по виду противоправности и характеру санкций. Уголовно-правовая санкция содержит максимально строгие ограничения прав и свобод личности – уголовное наказание с последующей судимостью, прочие санкции не влекут судимости. Преступление всегда запрещается уголовным законом, правонарушения регулируются иными кодексами и актами.

4. по органу применяющему наказание: лицу совершившему преступление наказание назначает суд, за административное, дисциплинарное нарушение, гражданско-правовой деликт – суд, административные органы, должностные лица и т.п.

Отличие преступления от иного правонарушения можно провести по характеру и степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, месторасположению нормы права, органам и процедуре установления и доказывания противоправности деяния, характеру и длительности применяемых мер принуждения, органам, применяющим принудительные меры воздействия, правовым последствиям и т.д.

Проще всего проводить подобное разграничение тогда, когда имеется закон, в котором указано, какие правонарушения являются гражданскими, какие административными или дисциплинарными, а какие преступлениями. С учетом этого теория и практика выработали определенные разграничения, применение которых во многих случаях дает ответ на поставленный вопрос.

Разграничение преступлений и иных правонарушений осуществляется по четырем основным признакам: объект; характер и степень общественной опасности; вид противоправности; существенный вред.

Объект преступлений позволяет определять характер общественной опасности с учетом глубины его поражения преступным деянием.

В общий объект преступлений входят такие социальные интересы (общественные отношения), посягательства на которые ввиду их особой ценности могут регулироваться исключительно уголовным законом (жизнь человека, государственная безопасность). Современный уголовный закон значительно расширил и конкретизировал по разделам и главам объекты, которые взяты под охрану уголовного закона. Интересы личности, собственность вне зависимости от ее форм, окружающая среда, конституционный строй, обеспечение мира и безопасности - таков неполный перечень объектов уголовно-правовой охраны. Как видим, приоритет общечеловеческих ценностей находит отражение в перечне объектов уголовно-правовой охраны, закрепленных в ст. 2 УК. Вместе с тем объекты гражданских, административных, трудовых правонарушений намного шире объектов преступлений.

По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения, также обладающие определенной мерой общественной опасности.

Степень общественной опасности в случаях, когда преступления и правонарушения являются смежными, представляется основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Именно общественная опасность выступает материально-социальным свойством и признаком исключительно преступлений. Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.

Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Однако вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому те и другие являются общественно опасными, но степень такого вредного воздействия может быть различной. Поэтому говорить о характере общественной опасности только в отношении преступлений вряд ли целесообразно.

Отличительным признаком преступлений от других правонарушений является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону и четко в нем обозначены. Другие правонарушения нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы, но и подзаконные нормативные акты. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают.

Материальным критерием разграничения преступлений и иных правонарушений является вред (его величина), причиненный этими правонарушениями. Преступления при прочих равных условиях всегда причиняют бóльший вред, вина преступников опаснее, мотивация низменнее, способы противоправного действия или бездействия более дерзкие. При определении преступных последствий законодатель использует различные понятия и термины. Применительно к последствиям против жизни и здоровья употребляется термин "вред", к материальным последствиям - "ущерб". В тех случаях, когда вред имеет сложный характер, например, дезорганизацию (нарушение) функционирования правосудия, государственную либо экологическую безопасность, он выражается словесно как "тяжкие последствия". Ни в одной отрасли права (кроме гражданского) таких выражений вы не встретите. Именно от наличия вреда зависит во многих случаях признание правонарушения преступлением. Если такой вред оказывается несущественным, то при наличии других обстоятельств дела привлечение к уголовной ответственности и наказание были бы излишними.

Материальный ущерб, который причиняют более половины всех совершаемых ныне преступлений, как категория оценочная измеряется в денежном выражении и физическом объеме. Иногда размер ущерба прямо указывается в примечаниях к нормам УК (см. ст. 158, 171, 177, 188, 191, 260 УК).

Гражданские правонарушения - это нарушения имущественных отношений, связанных с ними личных и некоторых иных неимущественных отношений, запрещенные под угрозой санкций главным образом в виде штрафов и возмещения ущерба. Преступления и гражданские правонарушения граничат чаще всего в сфере имущественных, экономических преступлений, связанных с причинением материального ущерба различным формам собственности.

Определенные разграничения преступлений и иных правонарушений можно осуществить на примере поведения родителей и детей в сфере семейных отношений. В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Ст. 87 Кодекса устанавливает обязанности трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Злостное уклонение от исполнения этих обязанностей предусмотрено ст. 157 УК в качестве преступного деяния.

Наконец, преступление поглощает правонарушение.

По мнению некоторых авторов, всякое преступление аморально, безнравственно, но не всякий аморальный, безнравственный поступок является преступлением. Не каждое правонарушение является преступлением. Однако положение об аморальности, безнравственности всех преступлений не может быть воспринято однозначно, особенно, если речь идет о преступлениях, совершенных по неосторожности, из чувства сострадания, по иным - протосоциальным - мотивам. Поведение, соответствующее правилам морали, должно быть связано с внутренними убеждениями человека, осуществляющего данное поведение, его представлениями о добре и зле. Более того, что морально для одного, может быть аморально для другого человека. Уголовный закон в первую очередь является выразителем незыблемости государственной власти, существующего общественного строя, общественных отношений.

Иногда тяжкие и даже особо тяжкие преступления против этих отношений совершаются исходя из высокоморальной идеи, из высоконравственных принципов. Примеров тому множество. Если государственная власть осознает необходимость изменения общественных отношений, отмены (изменения) несправедливой уголовно-правовой нормы, то это становится благом для всех и выливается в процесс декриминализации, депенализации.

Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудовым кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Поэтому любое из этих правонарушений характеризуется неуголовной противо­правностью.

Отличие преступления от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что только преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость.

В Российском законодательстве существует множество отраслей права регулирующих те или иные отношения. Поэтому, в зависимости от того, какой отраслью права регулируется то или иное правонарушение, оно может быть административным, гражданским и уголовным. Административный проступок по своим признакам весьма схож с преступлением, но от последнего отличается меньшей степенью опасности и, следовательно, другим характером ответственности, которая регулируется уже не УК, а соответствующими административными актами, уставами. Гражданский, в свою очередь - Гражданским кодексом и другими нормами.

При этом, общественная опасность свойственна и уголовным, и административным правонарушениям, но степень и характер их различны.

Характер общественной опасности преступления выражает его качественную характеристику, т. е. ценность объекта посягательства и другие его свойства.

Степень же общественной опасности отражает значение объективных и субъективных моментов, характеризующих преступление и проступок.

Отличие общественной опасности различных правонарушений состоит, главным образом, в ее степени, что служит основным критерием разграничения преступлений и других правонарушений. Граница между преступлениями и административными правонарушениями в известной мере условна и подвижна. Поэтому в известные периоды развития общества уголовные правонарушения могут стать лишь административными и, наоборот, административное правонарушение по велению закона может стать уголовно наказуемым деянием, где ориентир -принцип социальной справедливости.

Справедливость - это масштаб оценки реальной жизни, общественной действительности с точки зрения должного поведения или отношения, каким оно является (представляется) общественному сознанию. Именно справедливость как социальная и этическая категория лежит в основе понятия и правовой справедливости строгости юридической санкции, степени общественной опасности деяния.

Многообразие условий, в которых совершаются преступления, учитывается нашим уголовным законодательством в полной мере. Особенно полно это определено в ч. 2 ст. 14 УК: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности...».

Как известно, основанием уголовной ответственности является состав преступления в действиях обвиняемого. Но это формальная сторона дела. Любой закон содержит лишь общее описание преступного деяния, которое может формально соответствовать всем объективным признакам законного состава, но по существу не представлять собой уголовно-правовой общественной опасности. В этих условиях нет никакой необходимости привлекать субъекта к уголовной ответственности, ибо его действия малозначительны и вследствие их совершения не наступили какие-либо весомые последствия. Рассматриваемые деяния отличаются от всех других проступков, являющихся юридическим фактом в уголовно-правовом смысле, тем, что вмещают в себя чисто внешние, т. е. формальные признаки состава преступления.

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание за него может только суд, причем только в установленной для этого процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние, отражающееся на правовом положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления.

Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. За совершение административных правонарушений, применяются взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы на срок до двух месяцев, административный арест до пятнадцати суток. Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, виды административных правонарушений, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие на рушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Трудовым законодательством предусмотрены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение с работы. Уставами о дисциплине предусмотрены виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в органах внутренних дел, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией предприятия, учреждения, организации, специально образуемыми органами (квалификац. комиссиями - в отношении судей).

Гражданские правонарушения (деликты) - это причинения неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или избирательных прав. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и т.п.

Анализ общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифицируются в качестве правонарушений, и устанавливающих ответственность за их совершение, даёт возможность, рассматривать совокупность правонарушений как единую сложную систему. Признание системной взаимосвязи преступности и других правонарушений обосновывается исследованиями, которые обнаруживают связь аморальных поступков, близких к составу административного проступка, который в свою очередь моделирует состав преступления. Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений, что позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонарушений. Итак, имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы права. Т.к. для права существует два вида социальных интересов: юридические значимые и не учитываемые правом.

Таким образом, не каждое общественно опасное деяние, отраженное в уголовном законе, исходит из безнравственности, движимо аморальными мотивами. Однако за каждое такое деяние предусмотрено уголовное наказание.

Сущность преступления состоит в причинении вреда общественным отношениям.

Такое поведение является признаком преступления и обозначается словом «деяние», включающим в себя как действие, так и бездействие.

Действие - это активная форм поведения человека, это целенаправленный процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, процесс, подчиненный осознанию цели и принятию мер для достижения цели, в уголовном праве - преступной цели. Действие в уголовно-правовом значении слова - это не просто активная форма поведения, складывающаяся из физических действий, они всегда должны быть осознанными и волевыми. Действие всегда совершается под контролем сознания и воли лица. Действие - это конкретный акт человеческого поведения. Так, например, посягательство на жизнь работника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) представляет собой единичный акт преступного поведения, а истязание (ст. 117 УК РФ) - целую систему действий. Большинство преступлений может быть совершено только путем активных действий (кража , грабеж , разбой , хулиганство , изнасилование , бандитизм и т. д.)

Бездействие - это пассивная форма поведение лица, неисполнение им определенных действий, что приводит к наступлению общественно опасных последствий. При этом закон или подзаконный акт на лицо возлагает обязанность действовать надлежащим образом. Например, водитель автобуса должен обеспечивать безопасность пассажиров и других участников дорожного движения. Если он отвлекся или по иным основаниям не принял своевременных и достаточных мер и совершил наезд на пешехода или причинил вред здоровью пассажиров, то при наличии других необходимых признаков должен быть привлечен к уголовной ответственности за бездействие. Преступное деяние обязательно характеризуется признаком общественной опасности деяния.

В уголовном праве общественная опасность выступает как свойство человеческих поступков, учитываемое законодателем при криминализации, т. е. установлении уголовно-правовых запретов на определенные виды деяний, наносящие вред обществу. Когда уголовный запрет на совершение конкретного деяния уже установлен, то общественная опасность выступает в правовом значении как социальное свойство, отражающие материальный признак преступления. В уголовном праве под общественной опасностью преступления понимается способность деяния причинить вред общественным отношениям или представлять угрозу причинения такого вреда. Раскрыть общественную опасность преступления - это значит показать, какой вред для общества приносит данное преступление. Смысл категории общественной опасности состоит, во-первых, в реальной, а невыдуманной опасности деяния; во-вторых, имеется в виду опасность определенного поведения правонарушителя - действия или бездействия. Общественная опасность - объективная категория, не зависящая от воли законодателя, она устанавливает запрет таких деяний в конкретных нормах уголовного закона. Общественная опасность преступного деяния определяется важностью объекта преступного посягательства, характером и размером преступных последствий, способом его совершения, формой вины и т. д. В уголовно-правовой литературе высказывается мнение о том, что на общественную опасность преступного деяния оказывают влияние особенности личности преступника. Несомненно, что в общественной опасности преступления проявляются и особенности личности преступника, однако личность отражает некоторые качества человека и признается общественно опасной только после совершения виновным преступления. Уголовное законодательство разграничивает понятия общественной опасности преступления и общественной опасности личности преступника (ст.ст. 61, 63 УК РФ).

Общественная опасность состоит в способности деяния, совершенного правонарушителем, причинить существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям - личности, обществу, государству. Общественная опасность преступления имеет качественный и количественный признаки.

Качественный признак общественной опасности деяния определяется характером конкретного преступления, например, кража, разбой, убийство имеют качественно различный характер. Данный признак характеризует материальный аспект любого преступления, поскольку общественная опасность деяния означает реально причиняемый вред общественным отношениям в результате преступления или создание угрозы причинения такого вреда. Качественный аспект преступления выражается в объекте уголовно-правовой охраны, на который посягает преступник, например, тайное форма посягательства на собственность при краже, или насильственное завладение чужой собственностью при разбое, или посягательство на жизнь при убийстве. Количественная сторона общественной опасности преступного деяния чаще всего связана с размером причиненного вреда, например, значительный или крупный размер похищенного имущества при краже, убийство двух и более человек при посягательстве на жизнь и т. п.

Качественный аспект общественной опасности преступления называют характером, а количественный аспект - степенью общественной опасности. Качественный аспект выражается в ценности объекта посягательства, например, собственность является менее ценным объектом, чем жизнь человека. Степень общественной опасности преступного деяния - это мера вреда, причиняемого преступлением. Степень общественной опасности лежит в основе классификационного критерия преступлений, по степени общественной опасности преступления отличаются друг от друга внутри данной группы преступлений, например, простых и квалифицирующих, т. е. имеющих отягчающие обстоятельства. Степень общественной опасности деяний учитывается законодателем при построении уголовно-правовых санкций и отражает опасность преступлений данного вида. К обстоятельствам, влияющим на степень общественной опасности деяния, относится и способ совершения преступления. Кража, мошенничество , грабеж и разбой относятся к группе преступлений против собственности (ст.ст. 14, 158, 159, 161, 162 УК РФ).

Непосредственный объект у них один и тот же - конкретный вид собственности, отличаются же они друг от друга способом совершения преступления. По мере роста степени общественной опасности преступления применяется следующая схема: кража, которая по способу совершения преступления представляет собой тайное похищение, грабеж является открытым похищением чужого имущества, а разбой - еще более тяжкий по степени общественной опасности способ, поскольку предполагает применение насилия при посягательстве на чужое имущество. На степень общественной опасности преступного деяния влияет также тяжесть причиненного вреда (преступные последствия). Преступные последствия, с одной стороны, влияют на квалификацию преступления , а с другой - играют существенную роль при назначении наказания . Степень общественной опасности преступного деяния зависит также от мотива и цели совершенного деяния. Преступления, совершенные по неосторожности, по общему правилу представляют меньшую общественную опасность, чем умышленные преступления.

Совершенное лицом общественно опасное деяние только тогда может быть признано судом преступлением, если на него в законе установлен уголовно-правовой запрет. Другими словами, в соответствии с содержанием ст. 14 УК РФ преступление - такое общественно опасное действие (бездействие), которое предусмотрено уголовным законом. Преступление - это не только общественно опасное деяние, но и одновременно противоправное деяние, поскольку совершение преступления всегда связано с нарушением уголовно-правового запрета. Преступлению всегда присущ признак противоправности.

Противоправность представляет собой нормативный признак преступления. Так, например, в ст. 209 УК РФ бандитизм определяется как создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство бандой. В этой норме уголовно-правовой запрет выражен достаточно четко. Противоправность включает случаи, когда уголовно-правовой запрет установлен нормами другой отрасли права , т. е. выражается в нормах так называемой «бланкетной диспозиции». Так, например, в ч. 1 ст. 264 УК РФ устанавливается ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Такая противоправность характеризуется тем, что ответственность за само нарушение правил безопасности движения предусмотрена Правилами дорожного движения, относящимися к отрасли административного права бланкетной части диспозиции, а за наступление последствий в виде причинения вреда здоровью установлена уголовная ответственность.

Признаком преступления является виновность лица, его совершившего. Преступлением может быть признано не просто общественно опасное и противоправное действие или бездействие, запрещенное уголовно-правовой нормой , но и обязательно совершенное лицом виновно. Принцип виновной ответственности лица за совершенное им общественно опасное деяние провозглашен в ст. 49 Конституции РФ , который закреплен в ст. 5 УК РФ, где сказано, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Согласно ст.ст. 24 - 28 УК РФ к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, виновное в совершении преступления, т. е. совершившее его в форме умысла или неосторожности.

Признаком преступления согласно ст. 14 УК РФ является наказуемость. Последнее означает, что лицо виновно совершило общественно опасное деяние, установленное уголовным законом, за которое предусмотрена уголовная ответственность и наказание. Признак наказуемости неразрывно связан с признаком уголовной противоправности. Если противоправность выражается в диспозициях статей уголовного кодекса, то наказуемость выражена в санкциях. Вместе с тем признак наказуемости вовсе не означает, что за каждое совершенное преступление с неизбежностью должно следовать наказание. За совершенное преступление могут быть применены и иные меры уголовно-правового характера, так, например, к несовершеннолетним , впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, наказание не применяется, а назначается данная меры (ст. 90 УК РФ).

В ч. 2 ст. 14 УК РФ определено, что «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки какого-либо преступления, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности». Такое лицо не привлекается к уголовной ответственности. Вопрос о признании деяния малозначительным решается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств, которые отражают общественную опасность.

Необходимо подчеркнуть, что деяние признается малозначительным только в том случае, если при умышленном совершении преступления умысел виновного был направлен на совершение именно такого деяния. В уголовном праве выработано строгое правило, согласно которому отсутствие ущерба, вызванное обстоятельствами, не зависящими от воли лица, совершающего деяние, не может характеризовать такое деяние как малозначительное. Так, лицо, которое проникает в офисное помещение с целью завладения суммой денег в крупном размере и фактически обнаруживает незначительную сумму, подлежит ответственности за покушение на хищение чужого имущества в крупном размере. Малозначительность деяния в данном случае отсутствует. Совершение же малозначительного деяния не является преступлением. Выступая в качестве правонарушения, не носящего уголовно-правового характера, оно может повлечь применения иных правовых мер, например административной или гражданско-правовой ответственности .

Категоризация преступлений и применение в уголовном праве

В предшествующем уголовном законодательстве - УК РСФСР 1960 года - отсутствовала четкая классификация преступлений . В основу классификации преступлений, названной в ст. 15 УК РФ 1996 года категориями, положены такие критерии, как характер и степень общественной опасности деяний, форма вины , размер и вид наказания , определенного санкциями, за конкретно совершенное преступление. В закрепленной УК РФ категоризации преступных деяний все они подразделены на четыре категории. В первую категорию входят деяния, представляющие наименьшую опасность, а в четвертую - особо тяжкие преступления.

В первую категорию - преступления небольшой тяжести - включены умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ч. 2 ст.15 УК РФ).

Вторая категория - преступные деяния средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ) - включает в себя умышленные и неосторожные преступления, максимальная санкция за которые не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание, превышающее три года лишения свободы.

К третьей группе преступлений, именуемых тяжкими (ч. 4 ст. 15 УК РФ), относятся умышленные преступления, санкция за которые не превышает десяти лет лишения свободы. Санкции за данную категорию преступлений, таким образом, может быть: при умышленной форме вины - свыше пяти лет лишения свободы, но не выше десяти лет, а при неосторожной форме - свыше трех лет, но не выше десяти лет.

К четвертой категории преступлений, называемых особо тяжкими (ч. 5 ст. 15 УК РФ), относятся умышленные деяния, санкции за которые в статьях Особенной части УК предусматривают наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание. Установленная в УК РФ категоризация преступлений имеет важное практическое значение, так как должна учитываться и при квалификации преступлений , и при назначении наказания . Категоризация преступлений учитывается при установлении опасного и особо опасного рецидива (ст. 18 УК РФ); приготовлении к преступлению (ст. 30 УК РФ); назначении осужденным вида исправительного учреждения к лишению свободы (ст. 58 УК РФ); назначении смертной казни (ст. 59 УК РФ); назначении наказаний по совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ) и по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ); освобождении от уголовной ответственности (ст.ст. 75-78 УК РФ), погашении или снятии судимости (ст. 95 УК РФ).

Множественность преступлений и ее формы

Следует отметить, что множественность преступлений необходимо отграничивать от единичных преступлений, последние по законодательной конструкции своего состава могут быть как простыми, так и сложными. Для простого единичного преступления характерно одно преступное деяние, совершенное с одной формой вины , образующее один состав преступления и квалифицируемое по одной статье УК РФ. Например, к единичным простым преступлениям относится грабеж (ст. 161 УК РФ).

В отличие от простого единичного преступления единичное сложное преступление характеризуется сложным содержанием объективной стороны, наличием нескольких преступных деяний, дополнительных преступных последствий, несмотря на то, что они имеют один состав преступления и квалифицируются по одной статье УК РФ.

К видам единичного сложного преступления относятся длящееся преступление, продолжаемое преступление, преступление с альтернативными действиями (бездействиями), составное преступление, преступления, которые характеризуются дополнительными тяжкими последствиями.

Длящееся преступление - опасное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой длительное невыполнение обязанностей, возложенное на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Например, незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ) и др. Длящиеся преступления совершаются в течение более или менее продолжительного времени с непрерывным осуществлением состава конкретного преступления. Они начинаются с нарушения какой-либо уголовно-правовой нормы (например, лицо незаконно изготавливает и хранит оружие) и заканчиваются с наступлением обстоятельств, препятствующих дальнейшему совершению преступления (например, задержание лица, незаконно изготавливающего оружие), либо вследствие действий самого преступника (например, явка с повинной с последующей сдачей незаконно хранящегося оружия).

Продолжаемое преступление представляет собой тождественные деяния, направленные к одной цели и объединенные единым умыслом . Оно начинается с момента совершения первого из образующих его действий, а заканчивается совершением последнего преступного акта. Для продолжаемого преступления характерно наличие внутренней связи между отдельными преступными актами, их внутреннее единство: каждый акт является необходимым звеном или частью единого целого и направленностью каждого из деяний против одного и того же объекта. К примеру, рабочий по сборке компьютеров похищает с завода необходимые детали для дальнейшей сборки и ремонта компьютеров кустарным способом. Однако в данном случае необходимо учесть, что если преступные действия рабочего были пресечены тогда, когда он пытался вынести детали на небольшую сумму, то это должно квалифицироваться как покушение на кражу .

Преступление с альтернативными действиями (бездействиями). Суть этих преступлений состоит в том, что любое из названных в диспозиции статей Особенной части УК РФ совершенных деяний образует оконченный состав преступления. Например, согласно ч. 1 ст. 228 УК РФ преступлением признается незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ либо оборудования для их изготовления или переработки. Для привлечения лица к уголовной ответственности по этой статье достаточно совершения им одного из указанных деяний, т. е. все перечисленные деяния для наличия данного состава преступления совершать необязательно. Составное преступление характеризуется выполнением двух или нескольких действий, которые в отдельности образуют сами по себе самостоятельное преступление, однако в силу их взаимосвязи и внутреннего единства объединяются в один состав преступления. В качестве примера можно привести разбой , который в соответствии с ч. 1 ст. 162 УК РФ определяется как нападение с целью хищения чужого имущества, совершенного с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего или с угрозой применения такого насилия. Объединяются как бы два преступных действия. Первое - это попытка открытого похищения имущества (ч. 1 ст. 161 УК РФ - грабеж), второе - причинение вреда, опасного для жизни и здоровья потерпевшего (ч. 1 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Каждое из этих действий образует самостоятельный состав преступления, но, объединенные по месту и времени, они образуют одно составное преступление и квалифицируются по одной статье, т. е. как разбой, а не множественность. Данное преступление посягает на два объекта - собственность как основной объект и здоровье как дополнительный объект (это двухобъектные преступления). Объединяя разнородные преступные действия в одно единое составное преступление, законодатель тем самым придает этим преступлениям повышенную опасность.

Преступление, характеризующееся дополнительными тяжкими последствиями, - это преступление, которое представляет одно действие, однако в его результате может быть одно или несколько преступных последствий. Например, ч. 3 ст. 127 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное лишение свободы , повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. В данном преступлении представлены как бы два деяния: незаконное лишение свободы и причинение по неосторожности смерти потерпевшему или иные тяжкие последствия. Эти деяния, будучи взаимосвязанными между собой, составляют единое преступление.

От единых сложных преступлений необходимо отличать множественность преступлений, которая характеризуется наличием следующих признаков:

  • совершение одним и тем же лицом двух или более преступлений;
  • совершенное лицом преступное деяние образует самостоятельный состав преступления;
  • сохранение уголовно-правовых последствий за каждым из образующих множественность преступлений, т. е. включение лишь таких преступлений, по которым не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности виновного, например, лицо не освобождается от ответственности за одно из преступлений, образующее их множественность в результате истечения срока давности, погашения судимости и т. д.)43.

К формам множественности относятся повторность, т. е. совершение лицом двух или более преступлений, и идеальная совокупность.

Повторность в свою очередь делится на следующие виды: реальная совокупность; рецидив.

Реальная совокупность понимается как совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено. Следует учесть, что каждое из преступных деяний, входящих в совокупность преступлений, совершается самостоятельным действием или бездействием (например, виновный совершает грабеж чужого имущества - ст. 161 УК РФ, а затем изнасилование - ст. 131 УК РФ). Реальная совокупность характеризуется разновременным совершением преступных деяний, т. е. одно из них является первым по времени совершения, а все последующие за ним - повторными. Реальная совокупность включает в себя только те преступления, которые влекут за собой уголовно-правовые последствия. Нет реальной совокупности, если в отношении первого преступного деяния истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Например, лицо, совершившее изнасилование, не может быть привлечено за совершение грабежа, по которому истек срок давности, как за совокупность преступлений. В данном случае лицо привлекается к уголовной ответственности только за изнасилование. Но если срок давности не истек, то имеет место совокупность преступлений, при наличии которой лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ.

Рецидив преступлений. В ч. 1 ст. 18 УК РФ рецидив, т. е. разновидность повторности преступлений, определяется как совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Выделяются три вида рецидива: простой, опасный и особо опасный. Для признания наличия в действиях лица рецидива преступлений законодателем определены два решающих признака: совершение лицом умышленного преступления; наличие у этого лица судимости за ранее совершенное умышленное преступление.

Наряду с указанными общими признаками рецидива законодателем выделены следующие дополнительные признаки, наличие которых говорит о совершении лицом опасного рецидива: осуждение лица за совершение умышленного преступления к лишению свободы; осуждение в прошлом лица трижды к лишению свободы; наличие двух судимостей за тяжкие преступления.

О наличии в действиях лица простого рецидива говорит форма вины совершенных преступлений (преступления должны носить умышленный характер), о наличии опасного рецидива - вид наказаний за совершенные преступления (это должны быть наказания в виде лишения свободы) и количество ранее совершенных преступлений (их должно быть не менее трех). О наличии опасного рецидива свидетельствует также характер совершенных преступлений (это должны быть тяжкие преступления и должно быть два осуждения в прошлом за преступление такого характера).

Те же критерии - форма вины, количество осуждений, вид наказания, характер преступления - использует законодатель и при определении признаков особо опасного рецидива. Такой рецидив налицо в случае наличия у лица в прошлом трех осуждений к лишению свободы за совершение умышленного тяжкого преступления и осуждения его вновь за совершение умышленного преступления к лишению свободы; наличия у лица в прошлом двух судимостей за особо тяжкие преступления или трех судимостей за тяжкие преступления при осуждении к лишению свободы за тяжкое преступление; если лицо ранее было осуждено за особо тяжкое преступление при осуждении его вновь за особо тяжкое преступление.

Непременным требованием для признания в действиях лица рецидива преступлений является наличие не просто осуждения в прошлом за указанные в УК РФ преступления, но и не снятой и не погашенной по закону судимости за эти преступления. Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью.

При наличии рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести (преступления, за которые максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, а также преступления по неосторожности, за которые максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы). При признании рецидива преступлений не учитываются не только снятые или погашенные судимости, но и судимости за те преступления, которые были совершены лицом в возрасте до 18 лет. При признании рецидива не учитывается также судимость по условному осуждению либо по осуждению с отсрочкой приговора, если такое осуждение не было отменено и осужденный не отбывал наказание в местах лишения свободы. Если лицо ранее отбывало наказание, не связанное с лишением свободы, то данная судимость также не учитывается при признании рецидива преступлений.

Признание в действиях лица рецидива преступлений предопределяет особый порядок назначения такому лицу более строгого наказания в пределах санкции соответствующей статьи настоящего Кодекса. Этот порядок предусмотрен в ч. 2 ст. 68 УК РФ. Если рецидив предусмотрен Уголовным кодексом в качестве квалифицирующего признака преступления, это обстоятельство не может одновременно признаваться отягчающим ответственность.

Идеальная совокупность, как уже указывалось, является второй формой множественности преступлений. Совокупностью преступлений признается одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ. Суть идеальной совокупности заключается в том, что одно общественно опасное деяние (действие или бездействие) вызывает несколько вредных последствий, что, естественно, не охватывается одной статьей. Например, лицо одним выстрелом из пистолета совершает убийство потерпевшего и причиняет вред средней тяжести другому, что должно квалифицироваться по двум статьям УК РФ - 105 и 112. Идеальная совокупность преступлений в отличие от реальной не образует их повторения, но по уголовно-правовому значению сближается с ней как с видом повторности преступлений.

Отличие преступления от иных правонарушений

В качестве основных критериев, отграничивающих преступление от иных правонарушений , выступают четыре признака:

  1. объект посягательства;
  2. общественная опасность преступления;
  3. его уголовная противоправность;
  4. наказуемость преступления.

Преступление - это наиболее опасный вид правонарушения. Объектом его посягательства являются особо важные общественные отношения, например, жизнь, половая свобода личности , основы конституционного строя . Объекты посягательства соответствующих административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений также важны, но в меньшей степени, и посягательство на них не может иметь характер уголовной противоправности. Однако существует немало объектов, посягательство на которые может быть и преступлением, и иным правонарушением - гражданско-правовым деликтом , административным или дисциплинарным проступком. Поэтому важно уметь отграничивать преступление от иных правонарушений.

Общественная опасность, как отличительный признак преступления, прямо указан в ст. 8 УК РФ. Преступление всегда отличается большей социальной опасностью и приносит больший ущерб обществу , чем иное правонарушение. Качественная характеристика общественной опасности различных видов правонарушений неодинакова. Более высокая степень общественной опасности отграничивает преступление от иных правонарушений, что может быть связано с различными обстоятельствами. Во-первых, с характером наступивших последствий деяния, например, нарушение правил охраны труда , не причинившее вреда, может характеризоваться как дисциплинарный проступок.

Уголовная противоправность означает, что преступления и ответственность за них предусмотрены уголовным законом государственными органами и должностными лицами, действующими не от имени государства, а от своего имени, Например, административный штраф налагается инспектором ГИБДД.

Люди без юридического образования и навыков работы с нормативно правовыми актами, могут в полной мере не осознавать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения, хотя на самом деле различий огромное количество. Существует даже весомая разница между преступлением и правонарушением, хотя некоторые, ошибочно воспринимают эти понятия за одно и то же. Чтобы вникнуть в суть терминов и не путать их в дальнейшем, необходимо ознакомиться с первыми главами Уголовного и Административного Кодексов.

Первое, чем отличается административная ответственность от уголовной – это понятие самого противоправного деяния. В Уголовном Кодексе противоправное деяние называют преступлением, а в административном – правонарушением. Отличие административного правонарушения от уголовного правонарушения в том, что первое являет собой мелкое деяние, последствия которого, не нанесли существенного вреда общественным отношениям. Иногда эти мелкие деяния либо не влекут последствия, либо могли повлечь, но этого не случилось. Важно отметить, что такие деяния запрещены законом и описаны в Административном Кодексе. Ярким примером административного правонарушения, является дорожно-транспортное происшествие. Если оно не повлекло серьезных последствий, то нарушителю грозит штраф, если же кто-то пострадал или умер, то это уже уголовное преступление.

Можно отметить, что главное отличие административной ответственности от уголовной это тяжесть самого деяния вместе со степенью тяжести последствий, а вот уже эти два критерия выводятся из основного принципа законодательного правового регулирования – опасности для общества.

После того, как человеком был совершен противозаконный поступок, сотрудниками правоохранительных органов определяется конкретная норма закона, которую субъект нарушил. Это осуществляется с помощью определения дополнительных критериев, таких как: сфера права, область правоотношений, уровень его участия, наличие умысла и многое другое.

В целом, опасность деяния разделяет на высокую степень и низкую, чего-то среднего не существует. Уголовный Кодекс в ч. 1 ст. 14 наводит исчерпывающий список деяний, которые законодательство воспринимает, как преступления. Административный Кодекс тоже имеет перечень действий человека, которые будут относиться к правонарушениям. Как правило, проступки касаются пренебрежительного отношения к запретам государства, причинения другим субъектам правовых отношений морального вреда или материального ущерба в незначительных размерах. Административная ответственность показана также за игнорирование юридических запретов, к примеру, употребление спиртных напитков за рулем.

Действие административного типа имеет последствие, вред от которого направлен, как на отдельного взятого человека, так и на общественные отношения в целом. При этом ущерб минимальный.


Отличия уголовной ответственности от административной, заключаются также в наказаниях за совершенное деяние. Наказание за административное правонарушение описано в Административном Кодексе и требуется отметить, что отличаться воспитательные меры будут своей мягкостью и краткосрочностью. За правонарушение, субъекту грозит:

  • материальное взыскание;
  • исправительные работы;
  • административный арест на незначительный срок.

Нарушение административного типа, даже если оно наказуемо арестом, не влечет за собой судимости.

Когда затрагивают криминальный мир, то каждый поступок влечет за собой преступление нормы закона, а не ее нарушение. Считаются тяжелыми преступлениями деяния, которые направлены на:

  • личные права и свободы людей;
  • собственность людей, организаций или государства в целом;
  • конституционный строй страны;
  • сферу государственного управления;
  • установленные правоотношения в обществе.

За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе. Отличие также в том, что наказание за уголовное преступление отличается по мотивам и конечной цели преступника, ведь даже если убийство было совершено, но по неосторожности, его нельзя ставить в один ряд со спланированным холоднокровным расчленением.

Нередко мотив и цель служат некой чертой для разграничения административного и уголовного проступка. К примеру, самогоноварение, что достаточно распространено в нашей стране, запрещено законом, но если человек варит его, исключительно для себя на праздники, чтобы сэкономить на покупке, то это административная статья. Если же этот самогон варился в крупных размерах и продавался, то это уже уголовное дело.


Казалось бы, похожие проступки имеют такие разные последствия для общественных отношений, и влекут за собой совершенно разные наказания. За уголовное преступление законодательство страны, предвидит такие типы наказания:

  • штраф;
  • лишение воинского или почетного звания;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

Разница между наказаниями огромная, но уголовная сфера, помимо цели наказать преступника, выполняет и функцию охраны – человека совершившего преступление изолируют от общества, чтобы он не смог доставить другим людям вред. Таким образом, остальные граждане защищены от опасного субъекта, а государство предотвращает дальнейшее совершение возможных уголовно наказуемых деяний.

Отличительной чертой между уголовным и административным деянием, является также возраст. К уголовной ответственности не может привлекаться лицо, совершившее даже тяжелое преступление, если оно не достигло 16 летнего возраста.

Исключения из правил

Особенность современного законодательства в том, что даже при четко сформированной системе, все же есть ряд исключений, которые могут квалифицироваться, как по уголовной системе наказаний, так и по административной.


Первое исключение касается фирм или организаций. За финансовые махинации, к примеру, административный вид наказания может быть предъявлен самой фирме или ее руководству. Для уголовного права, этот принцип не действует, так как к уголовной ответственности может быть привлечено исключительно конкретное должностное лицо, чьи действия повлекли негативные последствия.

К исключениям принадлежат также однотипные нарушения с разным составом. Примерами будут хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях во внимание принимается масштаб совершенного действия, ведь мелкое хулиганство – это административное наказание, а хулиганство средних или крупных размеров – уголовное наказание. Мелкое хищение не будет служить поводом для возбуждения уголовного производства, зато хищение в крупных масштабах будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, и каким способом. Дисциплинарный проступок, должен, по сути, наказываться Трудовым Кодексом, но если этот проступок совершило должностное лицо, и это повлекло последствия, то речь идет уже об административном нарушении. Если же проступок повлек тяжелые увечья или смерть другого работника, то светит уголовное наказание.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что законодательство постоянно дополняется новыми нормами, и корректируется в связи с юридической практикой и происходящими судебными прецедентами. Для того чтобы научиться правильно разделять правонарушение и преступления, не нужно быть квалифицированным специалистом, достаточно знать и понимать разницу между последствиями деяний. Чем больший вред для общества, тем суровей наказание. Различие между проступками должен знать каждый взрослый человек, ведь только так, он сможет правильно планировать свои действия и обезопасить себя от ответственности, как уголовной, так и административной.

Главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Каждое правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения, поэтому представляет определенную общественнуюопасность. Но количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, от-личающая преступление от иных правонарушений, может опре-деляться различными обстоятельствами.

Критерии отграничения преступления от других правонарушений:

  1. характер наступивших последствий совершенного дея-ния;
  2. мотивы и цели совершения деяния;
  3. форма вины;
  4. преступле-ние предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие специфические последствия, как уго-ловное наказание и .

Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного дея-ния. Так, нарушение охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по тяжкий вред здоровью, образу-ет состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, ре-гистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицирует-ся как преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из ко-рыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.

В отдельных случаях преступление отличается от иных право-нарушений только по форме вины . Так, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосто-рожности ответственность его причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).

Преступление и другие правонарушения различаются не толь-ко по степени общественной опасности, но также по характеру противоправности и по юридическим последствиям. Преступле-ние — деяние уголовно-противоправное, оно предусмотрено только уголовным законом . Правонарушения, не являющиеся преступле-ниями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудо-вым кодексами, Кодексом об административных правонаруше-ниях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Поэтому любое из этих правонарушений характеризуется неуголовной противо-правностью.

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

  • Дисциплинарные;
  • Административные взыскания.

Каждому гражданину полезно знать, в чем заключается отличие административного правонарушения от преступления. Сходство всех этих санкций заключается только в оказании определенного воздействия на нарушителей действующих положений законодательной базы РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Различие определенных типов правонарушений имеет огромное значение для соблюдения правомерности и законности применяемых мер по отношению к нарушителям. Главными критериями, по которым определяется степень тяжести правонарушения, является уровень опасности, которому подвержены окружающие.

Когда определяется разновидность противоправного действия, начинают действовать уже вторичные критерии различий. Общественная опасность совершаемых правонарушений подразделяется в юридической терминологии на два основных понятия:

  1. Опасные .
  2. Не отличающиеся особой опасностью для граждан проступки.

В ч. 1 ст. 14 УК РФ приводится список определенных правонарушений, которые характеризуются, как тяжелые преступления, совершение которых повлечет за собой обязательное наказание. Анализ полученных признаков совершенного правонарушения проводят следственные органы, после чего определяется степень значимости таких .

Отличие преступления от правонарушения

Преступление и правонарушение разные понятия

Довольно часто граждане не видят особой разницы между понятиями «преступление» и «правонарушение». Под правонарушением подразумевается определенное действие, следствием которого является нарушение общественного порядка. К подобным действиям относятся:

  • Пренебрежение определенными предписаниями;
  • Причинение другим гражданам морального, либо ;
  • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.

Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

  • Различные общественные работы;
  • Арест на небольшой срок без судимости.

За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

Граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

В чем сходство преступления и правонарушения?

Административное правонарушение: пример

Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

  • В общественной значимости для страны и ;
  • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
  • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
  • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
  • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

Исключения из правил

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только . Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

  1. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
  2. Разновидности допустимых наказаний.

Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание у правонарушителя.

Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

Мнение юриста-эксперта:

Преступление и административное правонарушение являются похожими явлениями. Но есть существенные отличия. В статье изложено мнение автора на эту тему. Его мнение, мягко говоря, несколько противоречиво. Для начала, следует отметить, что по своей природе преступление и административное правонарушение одинаковы, разными является степень общественной опасности.

У преступлений она считается выше, но это относительное понимание. История развития правоприменения законов показывает, что в разное время одни и те же деяния квалифицировались то как преступления, то как административные правонарушения. Ярким примером может служить хулиганство и клевета. Но оба понятия являются правонарушением. Только ответственность за преступления предусмотрена Уголовным кодексом, а за административные правонарушения, Кодексом об административных правонарушениях.

Соответственно, и процедура привлечения различается, так как регламентируется разными кодексами. Вот и все различия. Если говорить о последствиях для лиц, привлеченных к уголовной ответственности, то они значительно суровее, чем при административной ответственности. Лицо, которое было привлечено к административной ответственности, не считается лицом, имеющим судимость.

С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет: